Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К. Конспект занятия в группе раннего развития (подготовка к школе) по программе Н.А.Федосовой "Преемственность." Курс развивающих занятий "От слова к букве."

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я, я; случаем обозначения ею двух звуков [й"а].

Задачи:

  • Познакомить с буквой Я.
  • Познакомить с элементами, написанием буквы Я.
  • Развитие звуко-буквенного анализа.
  • Развивать навык чтения и письма слогов и слов с буквой Я.
  • Познакомить с функцией буквы Я в словах (смягчение согласных).
  • Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: игровое поле «Волшебный лес», предметная картинка с изображением мальчика Яши, предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь; пособие «Яхты», листы с прописями (на каждого ребёнка), карандаши (простой, красный, синий. Зелёный – на каждого ребёнка), текст загадок, слоговые таблицы; элементы буквы Я (на каждого ребёнка), стилизованное изображение буквы Я.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Знакомство с героем занятия – мальчиком Яшей.

(Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчика и игрового поля «Волшебный лес».)

Знакомьтесь, это Яша. Ему нужно пройти через этот лес и попасть к бабушке Яги за волшебными яблоками. Но лес - необычен, нужно преодолеть много трудностей и преград. Поможем Яше?

II. Основная часть.

Яша отправился в путь. Вот и первое препятствие - на пеньке лежит конверт, Посмотрите, что в нём? (Картинки.)

1. Игра «Послушай и назови»

На доске картинки: змея, листья, якорь, ящик, яблоко.

Логопед предлагает послушать загадки, назвать отгадки:

Послушайте загадку:

«Круглое, румяное с дерева упало,

Тане в рот попало». (Яблоко.)

«Весной появляются.

Всё лето растут,

А осень придёт – опадут!» (Листья.)

«Она шипит, она пугает,

Под листья быстро уползает» (Змея.)

«Кораблям надёжный друг!

Лапой сжал морской я грунт.

И на дне морском лежу

Крепко корабли держу». (Якорь.)

«Я темного цвета,

Стою на земле.

И много вещей

Хранится во мне». (Ящик.)

Найдите отгадку на картинках.

Вывод: во всех словах мы бы записали букву Я.

2. Знакомство с буквой Я.

Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква (стилизованная буква Я).

1. Прослушивание стихотворения.

2. Разбор элементов.

3. Составление буквы Я из элементов.

4. Запись буквы Я в тетради.

Яша перебрался через широкую полянку на другую сторону леса. Пошёл по извилистой дорожке и дошёл до речки. Как перебраться на другой берег? (На плоту, на лодке и т.д.) А можно и на яхтах.

3. Игра «Яхты»

Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой я – в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.)

Предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь.

Ящерица мяч семья.

Якорь мясо змея.

Яблоки пряники листья.

Яша с вашей помощью попал на другой берег. Хотите немного отдохнуть? (Ответы детей.) Тогда давайте разучим вместе с Яшей физминутку.

4. Физминутка.

Назвали все слова мы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки - раз, два. три.

Легкие прыжки - раз, два, три.

Вот и вся зарядка - раз, два, три,

Мягкая посадка – раз. два, три.

5. Индивидуальная работа в прописях.

Рассмотрите листы с заданием.

В первой строке повторите заглавную букву Я.

Во второй строке буквы Я я.

Закрасьте букву Я красным карандашом.

Определите, где находится буква Я в названии предметов, запишите их в схемах слов.

Задания мы выполнили. Продолжаем путь.

6. Игра «Прочтите и запишите».

А вот и избушка Бабы-Яги. Хозяйка нас встречает и новое задание.

Ход игры: прочтите слоги и слова.

ян - ня ям – мя ят – тя

яс - ся як – кя яд – дя

як няня дядя

Запишите слоги и слова, «зажгите» огоньки под буквами. За выполнение Баба-Яга даст нам волшебные яблоки.

(После анализа логопед раздаёт детям картинки с яблокам - дыхательная гимнастика «Яблоки» для уголка дыхательной гимнастики.)

Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными.

III. Итог занятия.

Назовите слова, которые начинаются с буквы Я.

Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 - 25)

Конспект составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна

МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка» с. Каразей, Иркутская область, Куйтунский район.

Тема: «Мороз, красный нос»

Образовательные области:

  • Познавательное развитие, речевое развитие,
  • художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» .

Изучение на снегу следов птиц; учить находить различие и сходство следов.

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи:

Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Формирование чёткого произношения звуков:

[с] , [ж] .

Словарная работа:

Работа со словами заяц, медведь, лиса.

Гигиенические правила письма:

Письмо в ограниченном пространстве строки.

Развивающая:

  • Развитие любознательности, активности;
  • умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • умение работать по правилу, по образцу.

Воспитательная:

  • Формировать необходимые навыки и умения;
  • слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные:

  • Умение строить речевые высказывания в устной форме;
  • Умение слушать педагога, задавать вопросы;

внимательно слушать отвечающего.

- Регулятивные:

осуществлять действия по заданному правилу.

- Познавательные:

Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии по существенным признакам, дополнять предмет нужными элементами.

- Личностные:

Положительно относиться к занятиям

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадки, чистоговорки, скороговорки.

Оборудование:

- для детей:

Рабочая тетрадь No1, ручка, цветные карандаши.

- для педагога:

Предметные картинки; рабочая тетрадь No1.

План проведения:

  1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту;
  2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов
  3. Игра: «Подскажи словечко» ;
  4. Физкультминутка.
  5. Выделение звуков в слове
  6. Обведение предметов по контуру
  7. Итог занятия.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Воспитатель читает стихотворение Н. Некрасова «Мороз – красный нос» .

О каком зимнем явлении поэт говорит в своем стихотворении?

А вы знаете, ребята, мороз зимой – самый главный?

Как поэт называет мороза? (воеводой) Почему?

Зачем мороз за всем доглядывает?

Как он обходит владенья свои?

Какие слова вам были непонятны?

Какие картины вы бы нарисовали?

Какие строки вам понравились?

2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов

3. Игра: «Подскажи словечко» . Затем проводится игра «Подскажи словечко» . Вещунья, белобока, И зовут её... (сорока)

4. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

(имитация движений)

Выделение звуков в слове

Воспитатель просит назвать слово и выделить первый звук. Составить из первых звуков отгадку. Затем выполнить звуковую схему слова лиса.

Работа в ограниченном пространстве строки

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке) .

8. Итог занятия:

Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ) .

А что нового узнали? (Ответ) . Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Конспект занятия в группе раннего развития «Будущий первоклассник»
по программе Н.А.Федосовой «Преемственность»
Курс развивающих занятий «От слова к букве»

Учитель: Ырмак Т.А.
ГБОУ Школа № 806(3)
г.Москва
05.12.2016

Тема занятия: «Буквы Н, н»

Цель занятия: познакомить детей с буквами Н, н

Задачи: образовательные:
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремление открыть знания, приобрести умения;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
формирование способности оценивать меру своего продвижения к цели урока;
обогащение словарного запаса, речи детей;
развивающие:
развивать фонематический слух;
развитие мелкой моторики, тонко – координированных движений;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
развитие общеучебных умений и навыков;
воспитательные:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
воспитание способности высказывать свою точку зрения.

Оборудование: аудиозапись («Азбука для малышей»), бумажные варежки, конверты с элементами букв, листки с нарисованными лицами (у каждого ребёнка), магнитная азбука.

Литература для учителя и обучающихся: учебник – тетрадь «От слова к букве»

Ход занятия
I. Орг.момент. Целеполагание.
- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к началу занятия.
Сегодня наша копилка пополнится новыми знаниями. Мы познакомимся с новой буквой, а с какой - вы узнаете чуть позднее. А сейчас давайте вспомним те буквы, которые мы уже знаем.
II. Работа в парах.
Игра «Свяжи варежки»
Варежки по одной раздаются детям, с написанными на них изученными буквами большими и маленькими. По сигналу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив задание, оба ребёнка подходят, прикрепляют варежки на доску и говорят, например: «У нас варежки с буквами Л л».
III. Знакомство с буквами Н, н.
Прослушивание а/з.
- Ребята, прослушайте а/запись и скажите, с какой буквой мы будем знакомиться.
2. Работа с предметными картинками.
(с.28 «От слова к букве»)
- Назовите слова, обозначающие предметные картинки.
Дети произносят слово, затем поочередно каждый звук, закрашивают кружочки, которые обозначают звуки слова, в разные цвета.
(гласные звуки – красным цветом, твёрдые согласные звуки – синим цветом, мягкие звуки – зелёным).
Физкультминутка
- Я пущу солнечного зайчика, а вы глазками и поворотами головы наблюдайте за ним.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку
Задержался на цветке.
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в тетрадке
С нами он играет в прятки,
Раз, два, три, четыре, пять,
Тихо будем продолжать.

Работа с сюжетной иллюстрацией.
- Опишите, кого вы видите на рисунке.
- Назовите слова, в которых вы услышали новые звуки.
- Где они расположены в начале, в середине или в конце слова?
- Составьте по этому рисунку небольшой рассказ.
- Дорисуйте и раскрасьте недостающие предметы. Что это?
- Где расположен новый звук, какой он – твёрдый или мягкий?
4. Конструирование букв их элементов, печатание букв.
- Рассмотрите печатные буквы, которые вы видите на с.29.
- Одинаковые они или разные?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Достаньте из конверта элементы букв, рассмотрите их. Соберите буквы из элементов.
- Напечатайте буквы на с.29
Физкультминутка
Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки
вперёд и обратно.
Занимательные упражнения.
- Послушайте, а затем произнесите быстро.
На мели мы лениво налима ловили.
- Поставьте точки под буквами, которые вы знаете.
IV. Подведение итога занятия.
- С какой буквой познакомились на занятии?
V. Рефлексия.
На листке у каждого ребёнка изображены три человечка с разной мимикой.
- Оцените свою работу на занятии.
- Кому было на занятии всё понятно, со всеми занятиями справлялись уверенно, дорисуйте человечку улыбку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, изобразите лицо человечка нейтральным.
- Кому на занятии работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, изобразите лицо человечка грустным.


Приложенные файлы

Занятие (ч.1, с 70-71)

Тема: Составление предложений о себе, элементах самообслуживания.

Образовательные области: Художественное творчество, познание, социально-коммуникативная, физическая культура.

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества с детьми. Закрепление навыков самообслуживания, названий одежды по сезонам.

Задачи:

Образовательная: Совершенствование устной речи. Составление рассказа по картине, заучивание стихотворения «Есть такая девочка». Словарная работа : загадывание загадок о предметах одежды и обуви. Различение их по существенным признакам. Формирование грамматического строя речи: оделся, обулся, завязал, застегнул.

Гигиенические правила письма: работа в строке,дорисовывание предметов одежды в ограниченном пространстве.

Развивающая: Выделять общие признаки предметов и их различия; проводить классификацию предметов.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы, положительно относится к занятиям.

Регулятивные: Строить речевые высказывания в устной форме, осуществляется действие по заданному правилу.

Познавательные: Умение сравнивать предметы, находить их различия.

Личностные: Положительно относиться к занятиям, давать оценку своим действиям.

Предварительная работа: Загадывание загадок о предметах одежды, обуви. Д/и. «Оденем куклу на прогулку». Чтение художественной литературы на данную тему.

Оборудование:

- для детей: рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.

-для педагога: рабочая тетрадь №1, картинки с изображением сезонной обуви, одежды, головных уборов.

План проведения:

Заучивание стихотворения.

Составление рассказа по картинке.

Раскрашивание одежды на картине.

Отгадывание загадок.

Д/и. «Доскажи словечко».

Физкультминутка

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве

Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает стихотворение

«Есть такая девочка

Просто неумелочка.

И колготки, и сапожки

Надевают ей на ножки.»

Давайте выучим это стихотворение вместе. Воспитатель предлагает рассмотреть картину на странице 70.

-Составление рассказа по картине . Кто изображен на ней? (ответы) Расскажите, что делают на картине мама, дедушка и бабушка. К кому относится стихотворенье в начале страницы? (ответы)

Как ее зовут? (придумать имя)

Кто идет на прогулку?

Как вы догадались?

Как одеты папа, мама и мальчик?(ответы)

-Раскрашивание одежды на картинке . Раскрась одежду на рисунке. Назови ее.

Какое домашнее животное изображено на картине? (ответы)