Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "стань внимательным". Программа коррекционно-развивающих занятий "развитие памяти и внимания"


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Орловский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психолого-педагогической технологии

Психокоррекционная программа

на развитие внимания

для старшего дошкольного возраста.

«Юные путешественники»

Подготовила

студентка 4 курса 43 группы

Борюк Я.Ю.

Пояснительная записка

    Занятие № 1 «В гостях у мышки»

    Занятие № 2 «В гостях у белки»

    Занятие № 3 «В гостях у птички»

    Занятие № 4 «В гостях у собачки»

    Занятие № 5 «В гостях у муравьёв»

    Занятие № 6 «В гостях у пчёлки»

    Занятие № 7 «В гостях у мишки»

    Занятие № 8 «В гостях у курочки»

    Занятие № 9 «В гостях у кошки»

    Занятие № 10 «Встречаем мишку»

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

    Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

    Формировать концентрацию внимания.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения – 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

    Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

    Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

    Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

    Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

    • Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

      Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

      Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.

    Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

    Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.

    Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника – игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.

    Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

    Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию

    Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).

    Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.

    Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения(Занятия №3 - №9). Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).

    Принцип усложнения . В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, на первом занятии дети выполняют простое рисуночное упражнение «Кляксы», а на втором занятии – более сложное упражнение по рисованию – «Раскрась вторую половинку».

    Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

    Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы – путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

    Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

    Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

    Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

ЗАНЯТИЕ №1.

«В гостях у мышки»

Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи:

    Развивать концентрацию внимания.

    Оптимизировать ориентировку в пространстве.

    Создать положительный эмоциональный фон занятия.

    Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

    Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I . Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. С сегодняшнего дня начинается наше сказочное путешествие. Итак, скажите-ка мне, к кому же мы сегодня отправимся в гости? (Показывает картинку с мышкой). Молодцы! А куда же нам идти? Смотрите, голубь принёс нам весточку, что же там? (Вытаскивает из под лап нарисованного голубя записку и читает):

Мышка серая в норке

Пол метлою метёт,

Завершает уборку

И друзей в гости ждёт.

Так где же живёт мышка? Хорошо! Теперь мы знаем куда идти – в норку к мышке! Давайте построимся паровозиком и отправимся в путь-дорогу.

(Паровозиком проходят и садятся на стулья в круг)

II . Основная часть.

Вот мы и пришли. Давайте внимательно посмотрим на жилище мышки и поиграем в игру «Я вижу…»

1. Я вижу…

Цель : Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Ход игры :

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, находящиеся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

Молодцы, ребята! Ну вот мы и осмотрели с вами мышкин дом. А теперь давайте покажем мышке, как много мы о ней знаем.

2. Замри!

Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры :

Дети под музыку «ходят как мышки». Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел – выбывает из игры. Снова звучит музыка, дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока не останется один человек – он и становится победителем.

Молодцы, ребята! А теперь, прежде чем уходить, давайте нарисуем мышке на память красивые кляксы. и сопричастности к...

  • ... сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении

    Дипломная работа >> Психология

    Ущерба для психического здоровья. В психокоррекционной , развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мнению, следует делать акцент на развитие ...

  • Психокоррекционная программа "Преодоление страха старших дошкольников с нарушением речи"

    Курсовая работа >> Психология

    ... психокоррекционных занятий и игр с детьми старшего дошкольного возраста . ... (для выявления... внимания . Результаты заносятся в таблицу. В рисунках на ... дошкольные годы. М., 1968. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. Вежновец И. Программа "развитие ...

  • Связь уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста с эмоциональной стороной детстко-ро

    Дипломная работа >> Педагогика

    Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность... программа по развитию и коррекции эмоционально-мотивационной и познавательной сфер старших ... Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, ...

  • Развивающая программа

    «Развития свойств внимания младших школьников»

    Составитель:

    Боленова Н.В.

    педагог-психолог

    МБОУ СОШ №2 г. Родники

    г.Родники,2015

    Пояснительная записка

    Проблема изучения развития внимания на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это объясняется высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания. Данные факторы обусловливают необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Внимание является необходимым условием их успешного развития.

    На уроках в начальной школе учителя часто призывают «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагоги в качестве объяснения неудач ученика часто используют фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки по «невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика. Кроме того, они являются предметом для упреков и недовольства со стороны родителей.

    В учебно-познавательной работе школьников основную роль специалисты отводят вниманию. Ученику на всех этапах учебной деятельности необходимы сосредоточенность, направленность сознания на определенные предметы и явления. Допущение учеником ошибок при выполнении каких-либо заданий, непонимание им учебного материала, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, зачастую можно объяснить совсем не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.

    Развитие внимания - одно из необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать полученный результат. Дети, только пришедшие в школу, не имеют сформированного внимания, поэтому учителю необходимо выполнять работу над его развитием и совершенствованием. Так как развитие внимания это важно также как и формирование умения и навыков по чтению, письму, математике. Внимательным школьником учебный материал усваивается легче, выполнение движения при написании букв и цифр является более аккуратным и точным. А это показатель эффективности учебной деятельности.

    Развитию внимания в младшем школьном возрасте нужно уделять больше внимания. Начальная школа должна стать школой внимания. Тем самым можно избежать многих проблем невнимательности, которые влекут за собой низкую успеваемость и нежелание детей учиться в средней школе. От внимания зависит и успешное протекание других психических процессов.

    Программа составлена на основе программы занятий по коррекции и развитию внимания обучающихся младшего школьного возраста (2-3 классы) педагога-психолога Махмутовой Елены Равильевны.

    Цель: повышение уровня развития свойств внимания (устойчивость, распределение, концентрация) у обучающихся младшего школьного возраста.

    Задачи:

      Выработка устойчивого внимания

      Выработка концентрированного внимания

      Усиление способности к распределению внимания.

    Ожидаемые результаты:

    Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

    Участники: обучающиеся 2, 3 классов. Группа 25 человек.

    Срок реализации: 2 месяца, 2 раза в неделю.

    Продолжительность занятия - 30-35 минут.

    Каждое занятие посвящено развитию основных свойств внимания: распределения, устойчивости, концентрации, а также развитию других психических процессов, связанных с вниманием: мышления, памяти (зрительной, слуховой), общения.

    Занятия начинаются с ритуала приветствия, в который входят вопросы о том, с каким настроением дети сегодня пришли, что интересного произошло с ними за последнее время и заканчивается ритуалом прощания.

    Содержание программы «Развитие внимания младших школьников»

    Тематическое планирование программы «Развитие внимания младших школьников»

    1)Приветствие

    .

    3)Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

    4) Психогимнастическое упражнение.

    5) Упражнение«Кто внимательнее?»

    6) Прощание

    Развитие распределения, переключения, концентрации, объёма внимания;

    1) Приветствие

    2)

    3) Упражнение «Придумай предмет»

    4) Психогимнастическое упражнение «Дождик»

    5) Упражнение «Примеры и текст»

    6)Прощание

    Развитие устойчивости, концентрации, внимания;

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Заполни пропуски в словах»

    4)Упражнение «Муха»

    5)Игра «Стой спокойно»

    6)Прощание

    Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации

    1)Приветствие

    3)Упражнение «Графический диктант»

    5)Игра «Глухой телефон»

    6)Прощание

    Развитие распределения, концентрации внимания, логического мышления, зрительной памяти.

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Закодированные примеры»

    3)Психогимнастическое упражнение

    4)Игра «Четыре стихии»

    5)Упражнение «6 квадратов»

    6)Прощание

    Развитие устойчивости, концентрации внимания, логического мышления

    1)Приветствие

    2)Игра «Бегемот»

    3)Упражнение «найди буквы»

    4)Психогимнастическое упражнение

    5)Упражнение «Закодированные слова»

    6)Прощание

    Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, зрительной памяти

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Мышки спрятались в норки»

    3)Психогимнастическое упражнение

    4)Упражнение «Круг в квадрате»

    5)Игра «Голова, пол, потолок»

    6)Прощание

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Фигурный ряд»

    3)Игра «Ищи безостановочно»

    4)Психогимнастическое упражнение

    5)Игра «Веселые человечки»

    6)Прощание

    Развитие распределения, концентрации внимания

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Найди слова»

    3)Игра «Подхвати карандаш»

    4)Психогимнастическое упражнение

    5)Упражнение «Найди фигуры»

    6)Прощание

    Развитие концентрации, переключения внимания

    1)Приветствие

    2)Игра «Ухо-нос»

    3)Упражнение «Мой любимый фрукт»

    4)Психогимнастическое упражнение

    5)Упражнение «Летает - Не летает»

    6)Прощание

    Развитие устойчивости внимания, логического мышления

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Запомни рисунок»

    3)Психогимнастическое упражнение

    4)Упражнение «Внимательные руки»

    5)Прощание

    Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала

    В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

    Приложение 1

    Программа развития внимания младших школьников

    Занятие 1

    1)Приветствие
    Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

    2)Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания .
    Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

    3)Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».
    Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
    САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
    Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

    4)Психогимнастическое упражнение
    Психолог:
    Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

    5) Упражнение «Кто внимательнее?», направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

    По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

    6) Прощание

    Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
    Занятие 2

    1)Приветствие

    2) Упражнение «Переструктурирование слова» , направленное на развитие распределения внимания и конвергентное мышление.

    Психолог:
    Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

    Слово: ПЕРЕЛЕСОК.

    3)Упражнение «Придумай предмет», направленное на развитие объема и переключения внимания.

    Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.

    4)Психогимнастическое упражнение

    Психолог :
    Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз.

    5)Упражнение «Примеры и текст», направленное на развитие концентрации, распределения и переключения внимания.

    Психолог предлагает участникам в течение 5 минут решит 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста

    6) Прощание

    Занятие 3

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Заполни пропуски в словах», направленное на развитиеустойчивости внимания, гибкости мышления.

    3)Психогимнастическое упражнение

    Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

    Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в словах (5-6 слов).

    4) Упражнение «Муха», направленное на развитие устойчивости внимания и пространственной ориентации.

    Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.

    5)Игра «Стой спокойно», направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации.

    Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую руку, сосед слева – правую руку. Кто ошибается – выходит из круга.

    6) Прощание

    Занятие 4

    1)Приветствие

    Водящий поворачивается спиной к группе участников.
    Психолог :
    «…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя – узнай. Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.

    3)Упражнение «Графический диктант»,

    4)Психогимнастическое упражнение

    5)Игра «Глухой телефон», направленная на развитие концентрации и переключения внимания.

    Аналог игры «Испорченный телефон». Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.

    6) Прощание

    Занятие 5

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Закодированные примеры», направленное на развитие распределения внимания и логического мышления.

    Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:


    ОС – МИ =

    ТС + МК =
    КО + ВП =

    МАА – МО =

    Ключ:

    3)Психогимнастическое упражнение

    Психолог :
    Представьте, что фокусник превратил вас в игрушки. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. А теперь откройте глаза и постарайтесь позой или движением изобразить вашу игрушку. Остальные участники угадывают, что это за игрушки.

    4)Игра «Четыре стихии», направленная на развитие устойчивости внимания.

    Игроки стоят по кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять вверх, слово – «огонь» - произвести вращение руками.

    5) Упражнение «6 квадратов», направленной на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

    В 6 квадратах изображены точки. Психолог предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках. Психолог предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.

    6) Прощание

    Занятие 6

    1)Приветствие

    2)Игра «Бегемот», направленная на развитие концентрации и устойчивости внимания.

    Психолог называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это слово психолог может произнести в любой момент.

    3)Упражнение «Найди буквы», направленное на развитие устойчивости и концентрации внимания.

    Психолог раздаёт участникам вырезки из газет и предлагает им найти все буквы «а» и зачеркнуть их чертой, буквы «н» обвести в кружочек, буквы «м» подчеркнуть снизу линией. Время выполнения задания 5 минут.

    4)Психогимнастическое упражнение

    Психолог:
    Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.

    5)Упражнение «Закодированные слова», направленное на развитие распределения внимания, логического мышления и зрительной памяти.

    Психолог предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.

    Слова :

    6740 (лиса)
    434675 (суслик)
    43125 (сурок)
    624Ь (лось)
    184Ь (рысь)
    9265 (волк)
    521290 (корова)

    Ключ :

    Участники записывают расшифрованные слова в тетради. Психолог предлагает запомнить данные слова. Время запоминания – 10 секунд.
    Производится воспроизведение слов. Затем психолог просит обнаружить среди слов лишнее и подчеркнуть его линией. Объяснить, почему оно лишнее.

    6)Прощание

    Занятие 7

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Мышки спрятались в норки», направленное на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

    Психолог предлагает детям внимательно посмотреть на лист с изображёнными на нём квадратами - «норками» и запомнить в каких «норках» сидят мышки. На запоминание даётся 20 секунд. Затем психолог убирает лист, а участники должны, в расчерченных в тетрадях таблицах, зарисовать в ячейках «мышек» в виде точек.

    3)Психогимнастическое упражнение

    Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость.Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

    4)Упражнение «Круг в квадрате», направленное на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации.

    Психолог предлагает участникам нарисовать в тетрадях квадрат. Вписать в него круг, закрыв глаза. Сделать несколько попыток выполнения задания.

    5) Игра «Голова, пол, потолок», направленная на развитие концентрации внимания.

    Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны.

    6) Прощание

    Занятие 8

    1)Приветствие

    2) Упражнение «Фигурный ряд», направленное на развитие распределения и объема внимания.

    Психолог предлагает участникам зарисовать в тетрадях ряд фигур:

    Психолог:
    1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
    2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
    3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.

    3) Игра «Ищи безостановочно», направленная на развитие распределения внимания.

    Психолог предлагает участникам в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один из участников по сигналу психолога начинает перечислять, другие – его дополняют. Важно, чтобы дети не делали повторений.

    4)Психогимнастическое упражнение

    Психолог:
    Встаньте в круг, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я начну считать от одного до десяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счёт «10» ваши руки будут подняты вверх. Чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет ваш дух.
    Психолог выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом от одного до десяти.

    5)Игра «Веселые человечки», направленная на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

    Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рису-нок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.

    Позы:

    6)Прощание

    Занятие 9

    1)Приветствие

    2)Упражнение «Найди слова», направленное на развитие распределение внимания.

    Психолог раздаёт участникам буквенные тексты.
    Психолог:
    Давайте проверим, насколько вы внимательны. У каждого из вас есть буквенные тексты. Среди этих наборов букв спрятались слова. Вам надо отыскать их и подчеркнуть снизу чертой. Подобные упражнения разные школы дают в разной интерпретации.

    3) Игра «Подхвати карандаш», направленная на развитие концентрации внимания и быстроты реакции.

    Участники стоят по кругу. Психолог придерживает пальцем карандаш. Внезапно, он называет кого-либо из участников и одновременно отпускает карандаш. Вызванный должен подхватить карандаш, пока он не упал. Поймавший становится ведущим.

    4)Психогимнастическое упражнение

    Психолог:
    Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Он мокрый, замёрзший, взъерошенный. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них птенца. Согрейте его. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам.

    5)Упражнение «Найди фигуры», направленное на развитие концентрации и объема внимания.

    Участникам даётся рисунок, рассмотрев который, они должны определить количество треугольников и количество четырёхугольников.

    6)Прощание

    Занятие 10

    1)Приветствие

    2)Игра «Ухо-нос», направленная на развитие переключения внимания.

    Психолог:
    Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой рукой возьмитесь за нос.
    По сигналу психолога участники должны поменять руки: левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой – до носа. И так несколько раз.

    3) Упражнение «Мой любимый фрукт»

    Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

    Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

    4)Психогимнастическое упражнение

    Психолог:
    Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.

    5)Упражнение «Летает – не летает»

    Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

    Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

    6)Прощание

    Занятие 11

    1)Приветствие

    2) Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, зрительной памяти «Запомни рисунок»

    Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть и запомнить предоставленные рисунки. Время запоминания рисунка – 10 секунд.

    Дети зарисовывают рисунки в своих тетрадях по памяти.

    3)Психогимнастическое упражнение

    Психолог:
    Сейчас мы будем поднимать «тяжёлую штангу». Вдох. Поднимаем штангу вверх. Задержка дыхания. Держим штангу на вытянутых руках. Потом бросаем её. Выдох. Отдыхаем.

    4)Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания, звукового восприятия «Внимательные руки».
    Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «и» и «й». Участники внимательно слушают и, если в слове есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й» - левую. Если нет ни того, ни другого звука, то руки остаются опущенными вниз.
    Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат, байдарка, учёный, мечтатель, ладонь, маленький, сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет, вилы, поле, птица, балкон.

    5)Прощание

    Занятие 12

    Подведение итогов

    В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

    Пояснительная записка.

    Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

    Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

    Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

    Основная цель реализации программы : развитие и коррекция внимания и памяти.

    Участники программы – дети 6-7 лет.

    Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики

    (методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

    Количество детей – 6-8 человек.

    Количество занятий -17, продолжительность занятий -25 минут.

    Прогнозируемый результат: у детей прошедших курс занятий по данной программе

    • повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
    • увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
    • формируются приёмы запоминания;
    • повышается уровень развития смысловой памяти;
    • формируется самостоятельность в выполнении заданий

    При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.

    Упражнения и игры представлены в приложениях.

    Содержание Количество часов
    1. 1.Групповая работа.

    "Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

    "Графический диктант"

    1
    2 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

    Развитие и коррекция памяти

    "Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Графический диктант"

    1
    3 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Цифровая таблица", "Топ- хлоп", "Найди отличия"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    1
    4 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Птица - не птица", " Чего не стало"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Графический диктант", "Корректурная проба"

    1
    5 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”"

    Развитие и коррекция памяти:

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    1
    6 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй по образцу” (по клеткам)

    1
    7 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки".

    1
    8 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба"

    1
    9 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

    1
    10 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Найди отличия", "Не пропусти животное"

    Развитие и коррекция памяти:

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    1
    11 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Да и нет - не говорить”", "Чего не стало "

    Развитие и коррекция памяти:

    "Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    1
    12 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Что изменилось", "Не пропусти растение"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение "

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

    1
    13 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    " Топ-хлоп ", "Цифровая таблица"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Корректурная проба"

    1
    14 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь "

    Развитие и коррекция памяти:

    "Пересказ", "Запомни парочки", "Пиктограммы"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

    1
    15 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    " Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам "

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Графический диктант"

    1
    16 1.Групповая работа.

    Развитие и коррекция внимания, восприятия:

    "Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить"

    Развитие и коррекция памяти:

    "Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам"

    2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

    "Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

    1
    17 Диагностическое занятие.

    “Опосредованная память”,

    “Корректурная проба”,

    “Графический диктант”.

    1
    Итого 17

    Литература

    1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

    2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

    4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

    5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
    6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

    7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

    8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

    9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 8 города Белово»

    Утверждаю

    __________________

    Директор МОУ СОШ № 8

    Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы)

    2012-2013 учебный год

    Составила

    педагог-психолог

    Мифтахова Н. Н.

    Обсуждено на городском МО Рассмотрено на МС

    Протокол № 1 Протокол № 1

    31.08.2012г 31.08.2012г

    Пронькина Т.А. ______________ Журбич О. В.

    Руководитель МО председатель МС

    Составитель программы: Мифтахова Наталья Николаевна.

    Программа направлена на коррекцию и развитие внимания учащихся младшего школьного возраста (2 – 3 классы).

    Программа предназначена для работы школьного психолога с детьми

    8 – 9 лет.

    Пояснительная записка 4

    Тематическое планирование 6

    Календарно – тематический план 7

    Ключевые слова 9

    Список литературы 10

    Пояснительная записка

    Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

    Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе не успешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

    Цель: Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.


    Задачи:

    · сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;

    · объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

    · развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

    Форма проведения :

    Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 8 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

    Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей.

    Средства проведения : Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию основных свойств внимания.

    Форма занятий : каждое занятие состоит из трех частей: разминка (1-2 упражнения), основная (2-3 упражнения) и заключительная (1 -2 упражнения).

    Приветствие и прощание детей, носят ритуальный характер, могут видоизменяться и выбираться самими детьми.

    Ожидаемые результаты:

    У детей сформируется умение контролировать свою деятельность.

    Разовьются основные свойства внимания.

    Разовьются основные виды внимания.

    Тематическое планирование для 2, 3 классов.

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Кол.

    часов

    В том числе.

    Форма контроля

    Тео.

    Пр.

    Диагностика внимания.

    Итоги диагностики.

    “Давайтепознакомимся” .

    Игры и упражнения, групповые занятия.

    “Мывсезамечаем!” .

    “Фигароздесь, Фигаротам”.

    “ Стойкийоловянныйсолдатик” .

    “ Смотри- несмотри” .

    “Подведемитоги”

    Повторная диагностика

    внимания

    Итоги диагностики.

    Календарно – тематический план.

    Примерные сроки

    Название темы

    Кол-во часов

    Примечание

    12.11.12

    Диагностика внимания

    19.11.12

    “Давайтепознакомимся” .

    26.11.12

    “Мывсезамечаем!” .

    3.12.12

    “Фигароздесь, Фигаротам”.

    10.12.12

    “ Стойкийоловянныйсолдатик” .

    17.12.12

    “ Смотри- несмотри” .

    24.12.12

    “Подведемитоги”

    27.12.12

    Повторная диагностика

    внимания

    Итого:

    Занятие 1. «Диагностика».

    Проводится первичная диагностика внимания детей.

    Занятие 2. “Давайте познакомимся”.

    Создать атмосферу психологического комфорта в группе, снять напряженность, познакомиться ведущему с детьми.

    Занятие 3. “Мы все замечаем!”

    Развитие концентрацию, объём и распределение внимания.

    Занятие 4. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

    тренировать переключение и распределение внимания.

    Занятие 5. “ Стойкий оловянный солдатик”.

    Развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного и слухового внимания.

    Занятие 6. “ Смотри- не смотри”.

    Тренировать переключение, распределение и избирательность внимания.

    Занятие 7. “Подведем итоги”.

    Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.

    Занятие 8. «Диагностика».

    Мониторинг.

    Ключевые слова.

    1. Внимание;

    2. Виды внимания;

    3. Фигаро;

    4. Акустики;

    5. Ритуал;

    6. Пишущая машинка;

    7. Стихия;

    8. Оловянный солдатик.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001

    2. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001

    3. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003

    4. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987

    5. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993

    6. Битянова М. Р. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.

    7. Локалова Н. П. Уроки психологического развития в начальной школе//Начальная школа. – 1998. - №36. – с. 1 – 12.

    8. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. – СПб.: Знание, 1998. – 216 с.

    9. Лубовский Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 –х классов. – М., 2004

    II . План развивающих занятий

    Занятие 1. “Давайте познакомимся”

    Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
    Вступление . Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

    Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

    Цель- снятие напряжения, скованности.

    Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

    Игра “Марш в угол!”

    Цель - познакомить членов группы друг с другом.
    Стимульный материал для игры:
    Кто родился в Белово, а кто в другом городе?
    У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
    Кто любит ходить в школу, а кто нет?
    У кого дома есть питомец, а кого нет?
    Ктоходит в кружок, а кто нет?

    Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
    После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
    По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

    Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

    Занятие 2. “Мы все замечаем!”

    Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Чего не хватает?”

    Цель – усиление концентрации внимания.
    Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
    Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

    Игра “Акустики”

    Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
    Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, чтопроисходитзаокном.

    Игра “Зоопарк”


    Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
    Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
    Ритуал прощания.

    Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

    Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
    Ритуалприветствия.

    Упражнение “Квадрат”

    Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
    Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
    Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

    Игра “Пишущая машинка”

    Цель – тренировка активного внимания.
    Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
    Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
    Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

    Упражнение “Четыре стихии”

    Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
    Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
    Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательныевыбывают.

    команда

    Движениеруками

    Земля

    Опускаем руки вниз

    Вода

    Вытягиваем руки вперед

    Воздух

    Поднимаем вверх

    огонь

    Прижимаем к груди

    Ритуал прощания.

    Занятие 4.“ Стойкийоловянныйсолдатик”

    Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
    Ритуалприветствия.

    Упражнение “ Будьвнимателен!”

    Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
    Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

    Игра “ Зеркало””

    Цель – развитие способности концентрировать внимание.
    Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
    Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

    Упражнение “Три изменения”

    Цель – увеличение объема зрительного внимания.
    Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
    Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
    Ритуал прощания.

    Занятие 5. “ Смотри - не смотри”

    Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
    Ритуал приветствия.

    Упражнение “Математик”

    Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
    Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

    Упражнение “ Найди слово”

    Цель – тренировка избирательности внимания.
    Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
    Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

    Игра “День – ночь”

    Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
    Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
    Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
    Ритуал прощания.

    Занятие 6. “Подведем итоги”

    Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
    Ритуал приветствия.
    Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
    Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

    Тэги: программа , план развивающих занятий

    Коррекционно-развивающее занятие

    ТЕМА:

    Программа развития внимания

    Подготовила:

    студентка 5 курса, 502 группа

    факультета психологии

    заочного отделения

    г. Челябинск 2009 г.

    Цель: развитие внимания младших школьников

    1.Обучить учащихся упражнениям по развитию внимания;

    2. Получение знаний о способах развития внимания.

    3. Воспитание внимательного отношения к учебе.

    Время проведения программы:

    – 10 групповых занятий, продолжительность каждого занятия составляет 45 минут;

    – частота встреч: два раза в неделю;

    – численность участников: 12 - 15 человек;

    – возраст участников: 8 лет.

    Материалы: лист бумаги для записей, ручка.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент

    2.Основная часть

    3.Заключительная часть - получение обратной связи.

    Программа проведения коррекционной работы

    Планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие. При этом необходимо учесть возраст испытуемых, так как, коррекционная программа не должна быть утомительной, скучной.

    Роль ведущего в программе состоит в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего поведенческим изменениям. Взаимодействие ведущего и группы в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Очень важно, чтобы учащиеся изменили восприятие психолога как «взрослого», стали относиться к нему как к члену группы. Умение стать на позицию «рядом» приходит с опытом, но все, же необходимым условием «пристройки» к младшему школьнику является способность ведущего принять каждого участника, всю группу в целом такими, какие они есть.

    Следует отказаться от роли судьи, то и дело выносящего свои оценки-приговоры.

    Другим важным условием взаимопонимания и поддержкиявляется способность ведущего к эмпатическому пониманию. Суть эмпатического понимания состоит в умении показать свойэмоциональный отклик, используя вербальные и невербальные средства общения и проявляя при этом искренность и естественность.

    Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись учащимися, превращаясь в нормы группы. Реализация этих принципов - норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

    Принципы поведения участников группы.

    1. Добровольность участия заключается в том, что каждый участник самостоятельно принимает решение работать в группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.

    2. Здесь и теперь. Нельзя вне занятий обсуждать, то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться тайной.

    3. Уважение другого заключается в доброжелательности друг к другу, взаимном доверии. Не существует правильных или не правильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.

    4. Принцип конфиденциальности заключается в анонимности рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Можно с посторонними обсуждать свои мысли, чувства и поведение в группе, но не мысли и чувства других членов Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не попросит.

    5. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.

    6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.

    7. Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всём откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.

    8. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля.

    9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

    Принципы организации встреч.

    1. Принцип активности. В ходе занятия подростки вовлекаются в совершенно особый вид активности. Как правило, это специально разработанные действия. Активность возрастает, если членам группы дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективны те действия и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам.

    2. Ответственность.Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым, и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

    3. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, свои личные ресурсы, особенности.В группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа вызывает сильное сопротивление со стороны участников. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания формирующего мероприятия, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.

    4. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека.

    5. Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

    Организационный момент

    Педагог – психолог: Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна сегодня, я буду проводить с вами занятие.

    Основная часть

    Занятие 1. «Знакомство с участниками группы»

    Цель: познакомить с целями и задачами программы, объяснение понятия групповой работы, сплотить участников группы, использование обучающего эффекта группового взаимодействия, создание единого психологического пространства и системы обратной связи.

    Упражнение № 1 «Картинки-загадки»

    Цель: развитие свойств внимания.

    Ведущий предлагает выбрать одного водящего, остальные – садятся на стулья, они должны угадывать.

    Из коробки учащийся - ведущий достает картинку с изображением животного, не показывая ее остальным детям, описывает предмет, нарисованный на картинке. Дети из группы отгадывают, что изображено на картинке.

    Упражнение № 2 «Числа»

    Ведущий раздает бланки с цифрами.

    Учащиеся карандашом ищут и вычеркивают цифры за 1 минуту.

    Упражнение № 3 «Четыре стихии»

    Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Учащиеся сидят на стульях. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

    Упражнение № 4 «Рефлексия»

    Цель: самоанализ занятия.

    Учащимся предлагается в своих рабочих тетрадях письменно ответить на следующие вопросы: что тебе понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Чем бы ты хотел заняться на следующем занятии?

    Занятие 2. «Развиваем внимание»

    Цель: развития различных свойств внимания.

    Упражнение № 1 «Профессии»

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Ведущий по – очереди бросает участникам мячик и кратко описывает профессии людей. Участники отгадывают профессию и бросают мячик ведущему.

    Упражнение № 2 «Гласные буквы»

    Цель: тренировка избирательности внимания.

    Ведущий предлагает обводить кружочками гласные буквы. На выполнение задания отводится 1 минута.