Метод кнута и пряника: устаревший способ мотивации или эффективный инструмент? Кнут или пряник.

Здесь мы поговорим про метод кнута и пряника в отношениях, и о том, что метод кнута и пряника в отношениях использует эго!

Естественно это принцип нельзя использовать вне отношений, только в отношениях между людьми, животными он и используется.

Все мы слышали про метод кнута и пряника. Практически всё наше общество и весь мир построен на этом методе. Заключается он в поощрении и наказании. Так дрессируют животных и воспитывают детей. На работе с нами поступают так же. Суть в том, чтобы похвалить человека, когда он делает то, что нам нравиться или наказать, когда человек делает то, что нами неприемлемо.

Мы все хотим, чтобы нас хвалили (вернее не мы, а наше эго, которое жаждет . От похвалы эго увеличивается в размерах и раздувается, становится важным, тяжелым и неуклюжим, а от критики сдувается и ещё обижается. Когда человек становиться собой или на пути к себе, он не расстраивается от критики, и если она несет конструктивное зерно, принимает её и совершенствуется, а если нет, просто не париться. От похвалы же человек, который наблюдает за своим эго через осознанность, не раздувается, спокойно принимает её, без каких либо потрясений.

Поэтому, не обижайтесь на критику и не теряйте себя при похвале, но при этом старайтесь меньше критиковать, а если это
необходимо, то в первую очередь похвалите человека, а потом приступайте к критике, тогда она будет лучше восприниматься людьми. К тому же при критике, обычно, эго другого человека либо защищается, оправдывая себя, либо атакует вас, пытаясь
найти недостатки в вас самих и обвинить вас в своих неудачах.

Помните, что в желании понравиться нет ничего «плохого», как и в одобрении со стороны людей, тем не менее, это вашего эго или ложное я жаждет этого. Только эго усиливает свои позиции через одобрение в глазах других людей, истинное я всегда ищет безупречности в своих собственных поступках и чувствах, и не нуждается в одобрении.

В самих отношениях между мужчиной и женщиной метод кнута и пряника используется только с одной целью, чтобы манипулировать партнёром. Это конечно эго всегда мечтает контролировать других, вечно чего-то от других, старается управлять партнёром.

Мы не рекомендуем вообще использовать этот метод, но если совсем нельзя избежать этого, то можно использовать метод кнута и пряника при похвале, и делать это искренне и от души, чтобы человеку было приятно, но если вы льстите то, это делает в вас эго, то и эго другого человека откликнется.

Помните, что только эго в вас видит эго в других.

Страница
2

В менеджменте большое значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Некоторые работники не без успеха балансируют между желанием ограничить количество и качество прилагаемых трудовых усилий и в то же время избежать неприятностей. Некоторые менеджеры мотивируют служащих к работе именно на таком уровне (такие работники убеждены, что их нынешняя работа - это простой обмен их времени и энергии на деньги, необходимые им для жизни). Если мотивация приняла такую форму, это сигнал, что попытки руководства побудить служащих к увязке своих целей с целями организации завершились неудачей. Служащие, мотивируемые на этом уровне, вряд ли будут удовлетворены своей работой, менеджерами и компанией в целом. Отсюда реальны прогулы, текучесть кадров.

Для тех служащих, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, смыслом жизни, что приносит награды и удовлетворение. Исследования показали, что сотрудники не работают обычно в полную силу и экономят часть своей энергии, а выкладываются полностью лишь тогда, когда уверены, что их дополнительные усилия будут должным образом оценены и вознаграждены. На этом уровне для работников имеет ценность не только материальное поощрение, но и моральное. Задача менеджера заключается в обеспечении для работников возможности удовлетворения всего спектра их потребностей в процессе работы в обмен на их энергию и трудовую отдачу.

Вопросы характеристики мотивации достаточно разносторонни, они касаются сущности, содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики самого процесса мотивации. В принципе мотивация человека к деятельности представляется в качестве системы движущих сил, побуждающих человека к осуществлению каких-то конкретных действий. Указанные силы находятся вне и внутри человека. Они побуждают его осознанно или неосознанно совершать определенные поступки. Связь между такими силами и действиями человека базируется на очень сложной совокупности взаимодействий, из-за чего разные люди совершенно по-разному реагируют на одинаковое воздействие со стороны тех же самых сил. Поведение человека, осуществляемые им действия также способны воздействовать на его реакцию, в результате чего способна меняться степень влияния, воздействия, а также направленность поведения, побуждаемая данным воздействием.

Мотивацию можно представить как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, они обуславливают рамки и формы работы и придают ей четкую ориентацию на достижение фиксированных целей. Воздействие мотивации на поведение человека связано со многими обстоятельствами, во многом индивидуально, способно изменяться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

В понятии мотивации особенно важны следующие его аспекты:

Определение того, что в деятельности человека находится в прямой зависимости от мотивационного воздействия:

Выявление соотношения внутренних и внешних сил:

Соотношение с результатами деятельности человека.

Мотив вызывает определенные действия индивида. Мотив находится «внутри» его, имеет индивидуальный характер, связан с множеством внешних и внутренних факторов, а также с действием других, возникающих наряду с имеющимися мотивов. Мотив побуждает человека к действию, но и фиксирует, что и как надо сделать. Если какой-то мотив вызывает действия по устранению потребности, то у разных людей они могут быть совершенно отличны, даже при одинаковой потребности. Человек способен воздействовать на свои мотивы, ограничивать их действие или даже устранять их из своего мотивационного потенциала.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование - сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование.

Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации» . Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи).

В первом случае мотивацию именуют «внутренней», ибо мотивы порождает непосредственно человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление к конкретному достижению, к завершению работы, к познанию и т.д. В ином случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, вызываются воздействием извне. Такую мотивацию можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования (оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п.).

В жизни нет четких разграничении «внутренней» и «внешней» мотиваций. Некоторые мотивы в одних ситуациях порождены «внутренней» мотивацией, а в других - «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Отсюда, управление должно опираться на «внешний» тип мотивации, но принимая во внимание и возникновение «внутренней» мотивации.

Мотивация оказывает большое воздействие на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет результаты худшие, нежели человек менее либо даже слабо мотивированный. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последние оказывает влияние много других факторов, в частности, квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, воздействие на процесс работы со стороны окружения и т. д.

Метод «Кнута и пряника».

Метод «Кнута и пряника» является сомой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой друвности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную - наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условия, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.

Смотрите информацию

Кнут или пряник? - Старая дилемма…
Здесь как бы в выборе не ошибиться.
Кнутом ведь можно и отсечь проблемы,
А пряником случайно подавиться.

Зульнора

Жизнь кнут и пряник преподносит.
Да только трудно так дышать.
От всех ударов что наносит,
Увы, уже не убежать!

Наотмашь бьет с брезгливостью касаясь,
А то и лаской вдруг проводит по щеке,
Живешь теперь с улыбкой опасаясь,
Вся жизнь твоя — водоворот в реке.

Кнутом и пряником. Кнутом
И сладким пряником потом.
Кнутом и сдобною ватрушкой…
А ежели кнутом и сушкой,
Кнутом и корочкой сухой?
Но вариант совсем плохой,
Когда судьба по твари кроткой —
Кнутом и плеткой, плеткой, плеткой.

Миллер Лариса

Что лучше: пряник или кнут?
Вопрос, сколь значим, столь и вечен,
Конечно, кнут: кричит беспечный,
Конечно пряник: крикнет плут.
И нет ответа, глупо спорить,
Кому что боле по нутру,
Чья искра вздуется в звезду,
Что будет сладость, боль виною…
И вновь вопрос, — но почему?!

Слава

Наш век и щедр и жесток, —
Кнутом и пряником балУет!
Сверчков, что знают свой шесток,
Тот кнут, как правило, минует.
Кто лижет пряник бытия
В сухом, комфортном зазеркалье,
Не чуя вкуса, не жуя,
Глотает молча то, что дали…

Но есть другие, — светлячки.
Они СВОЮ дорогу тОрят,
И расставляют маячки,
И, не страшась, с судьбою спорят,
И освещают путь другим
Своей исхлёстанной спиною…

Лишь мнится пряник дорогим,
Коль незнаком с «едой» иною.

Ольга

Да, кнут и пряник — антиподы.
Быть инструментом палача
В лихие и шальные годы,
Быть продолжением плеча,
Впиваться в плоть и наслаждаться,
Познав однажды крови вкус,
И наказанья не бояться
За сей сомнительный искус.
А пряник что? Всегда он сладок
И по природе мягкотел,
Наверно с первого присяда
Не одного его бы съел…
С ним хорошо, он расслабляет
И сразу тянет отдохнуть,
Но кнут не зря вдали мелькает,
Ему вновь хочется взмахнуть.
Добро и зло проходят рядом,
Порой их трудно различить,
Одно одарит нежным взглядом,
Другое хочет проучить…
Что получается в итоге,
Зачем скажите это зло?
Ответ наверно знают Боги,
Иначе б не было его!

Гусельникова Елена

Однажды ночью, может быть, по пьяни,
Найдя на то весомый аргумент,
Поспорили серьезно Кнут и Пряник,
Кто в управленье лучший инструмент.

Кнут проворчал: от пряников нет толку,
Ты ж только в набиванье пуза — спец.
Однако, сколько ни корми ты волка,
А он все в лес таращится, подлец.

Завелся Пряник, забывая удержь:
Ответ неверный! Кол тебе! Садись!
Напомню, Кнут — насильно мил не будешь.
В тебе опять заговорил садист.

Сдержался Кнут, хотя его задело,
Эмоции плескали через край:
Я что, для удовольствия?! Для дела!
А так — на шею сядут — волю дай!

А Пряник — в раже: Небо! Помоги мне
Не лопнуть со смеху! Ты, верно, идиот?
Мощеная желаньями благими
Дорога, знаешь сам, куда ведет.

Тут у Кнута иссякли сантименты:
Такой ученый — в зеркало взгляни!
Палач! — Дешевка! — Сам не стоишь цента!
И так все громче спорили они!

Забыли крикуны, что на расправу
Хозяин крут, его недолог суд:
Услышав спор, не стал искать он правых —
Кнут бросил в печку, пряник отдал псу…

Мораль проста: пока беда не грянет,
И с треском из Хозяев не попрут,
Гони долой забывший меру пряник,
И брось не ведающий меры кнут.

Сошенко Александр

А стоят ли те пряничные
крошки
Ударов злых свистящего
кнута?
Протянуты за крошками
ладошки…
Подставлены в смятении места,
Где кожа тоньше, мягче
и нежнее,
Где кровь близка и нервы
горячи…
Реветь – потом. А, может быть,
сумеешь
Себя от крошек сладких
отучить?
Они как раз посыпались
на ранки,
Глазурью колкой делая
больней;
И ты скулящим глупеньким
подранком
Мешаешь с кровью ласковый
елей.
Ну, что ж ты так! Омой водой
прохладной
Свои ладони, солнцу их
подставь.
Не будет крошек с барского…
И ладно!
Зато залечишь шрамы
от кнута.

Ансилевская Анна

Нет ничего кнута больней
И спорить с ним-себе дороже,
Но пряник есть за пять рублей,
Он подсластить пилюлю может.

Друзья водою не разлей.
Нам свет не мил от их тандема.
Без них бы жили веселей,
Но с ними тоже не проблема.

Ведь если показался кнут,
То где-то рядом пряник с чаем.
Нас, как положено, еб…т,
А мы, как водится, крепчаем.

Я за глагол прошу пардон,
Ненормативно-обиходный.
Хоть режет глаз и ухо он,
Но это каламбур народный.

Послать по матушке бы нах…
Упругий кнут за след на коже,
Уже навязший на зубах,
И пряник, безусловно, тоже.

Культурный все же я поэт.
Хоть на руках меня носите,
Хоть памятник поставьте — нет!
Я не пошлю и не просите.

Пойду как минимум крепчать,
Как максимум — готовить тело
Под кнут, чтоб сильно не скучать,
Кусая пряник между делом.

Разгулялся в чистом поле,
Веселился серый кнут,
Размечтался он о воле,
Разгильдяй и баламут.

Целый день сидел в неволе,
Строил планы старый кнут,
Притворялся, что спокоен,
Опытным был этот плут.

У него сосед был пряник,
Сладкой жизни пряник рад,
Выдумщик великий странник,
Каждый день ему парад.

С кнутом был как на вулкане,
Всех жалел и утешал,
С мятой, маком, на сметане,
И успех всегда имел.

Так рознятся интересы,
Каждый функцию несет,
Оба варятся в процессе,
И кому как повезет.

Так и жили кнут и пряник,
По-соседски рядом были,
Повелось традиционно,
В гости вместе приходили.

Шикова Юлия

По спине кнутом ходила, но и пряником кормила,
Иногда.
Для судьбы это рутина, да душа не из ватина,
Вот беда.

В месиво исполосует и рубцами разрисует,
Хошь не хошь.
Мои правые делишки, посчитала как излишки?
Во, даёшь!

Искушаешь ненапрасно. Показать кому подвластна?
Жаль, не мне.
У расписаных мгновений, нет ни толики сомнений!
По спине!

Ты прости, но слишком часто, ведь могу и крикнуть, — «баста»!
Пулю в лоб!
Не боись, не тех замесов, не пойду заради бесов
Раньше в гроб.

Нынче пряником откушал, да себя чу-чуть послушал.
Прут грехи.
Плюс большой, — пока не скучен, и судьбой писать научен
Вам стихи.

Злыгостев Валерий

Можно накупить одежды разной,
можно заплатить за всё сполна,
только никогда не будет праздным
переход в другие времена.

Изменилось время – мы другие.
Кажется, чего ещё желать —
позади остались вьюги злые,
стаи птиц на Родину летят…

Только без кнута не сладок пряник,
и не в радость праздничный наряд,
если мы в ряду соревнований
перестанем горы покорять.

Вера Север

«…Почему же уходят мужчины?
Может мы их недолюбили?
Или мало мы им отдали?
Можно долго искать причины…»
Мужчина — марс, а женщина – Венера.
Он, уходя, вслед гневно кинет: «Стерва!»
Но что такое, что произошло?
Не так давно он звал тебя: «Пантера…»
Мужчина – Бог, а женщина – раба,
Мужчина – воин, женщина – слаба,
Но так ли это? Правду говоря –
Не существует Пряник без Кнута.
Мужчина – пряник, Женщина есть кнут,
Мы подгоняем, придаем им силы…
Так почему уходите, Мужчины?..
Искать тот дом, где плЕтей не дадут?
Или где пряник, положив на полку,
— Красив же он, пусть от него нет толку, —
На вас смотреть все с умиленьем будут,
И нежно гладить станут вашу «корку»?..
Но лишь один вопрос так важен нам:
Так от чего бежите вы Мужчины?
Не от того ль, что вам не по зубам
Приходятся стальные стержни Дам?..

ChocolateDoll


ты думал, что способен позабыть меня?
Я твой и кнут, и грех, и сладкий пряник.
Любовью душу рвешь сильней день ото дня.

Другими женщинами травишь время,
черты похожие пытаешься найти.
Но горечь концентрируется в венах.
Идешь на поиски, сбиваешься с пути.

Я твой наркотик, боль, тоска и стоны.
Другие женщины похожи, но — Увы!
По примитивности простые клоны —
не так таинственны, сильны, не так умны.

О, мой наивный, бестолковый странник,
в борьбе с тоской меняешь виртуальных жён.
Одна лишь я твой кнут, и грех, и сладкий пряник.
Сопротивляться бесполезно, ты сражён.

Иванковская Людмила

Не пугай меня, Господи, Вечный
Страшных мук, я молю, не сули
Для того ли, рождался я, грешный
Чтобы кары свершились Твои?

Где же выбор, что дан был Адаму
Непослушен — пожалуй в котёл
Нет свободы, душе многогранной
Кнут и пряник — огонь иль престол

Не получишь любви через страхи
За посулы не купишь души
Дух вдохнул — не веди же на плаху
Дал мне жизнь — отнимать не спеши!

Здесь зависит многое от вкуса,
От того, кто может Вас понять.
И изъян неверного прикуса,
За увечье могут воспринять.
– Вы об этом нам не говорите!
– Эта тема вовсе не о чем.
– И не стыдно? Всё опять Вы врете!
– Неприязнь здесь вовсе ни причем!
Нету смысла? Так чего галдите?
И логичность, Вас здесь не спасет,
Ложь во благо, так не бойтесь, лгите,
Оправданий злых пустой сосуд.
Ядом всё пропитано и фальшью,
Каждый норовит тебя подмять.
Ты в плену избитого стандарта,
Где закон, что дышло, Вашу мать.
Так живем от сотворенья мира,
Правильно лишь можем рассуждать,
А на деле, лишь мочить в сортире,
Тех, кто не способен отвечать.
Каждому свое, по Сеньке шапка,
Разуменье в темя не зашить.
Критик – он, что для собаки палка,
Доброты ему не занимать.
Всё благими соткано делами,
Всё для пользы, с целью научить.
Подмастерье с глупыми глазами,
Без учителя, ему ведь не творить!?
Вы с советом лезьте, не тушуйтесь,
С мылом – оно легче, чем с совком.
Оправданий нет «благим причинам»,
Пряник чередуется с кнутом.

Римарева Ирина

Иль коньячка чудная сила,
Или же дождь, что льёт и льёт
Мне помогли, ведь ты решила
Простить меня и снять бойкот!

Чуть подсластить мои тревоги
И дать покой моей душе:
Ведь было той вины немного,
Да и была ли вообще?

И твой звонок, как дар небесный,
Как соловья в ночи вокал,
Амнистией моей чудесной
Сегодня ночью прозвучал!

Спешу я счастьем наслаждаться,
Не долго будешь ты такой!
С тобой не стоит расслабляться,
Ничто не вечно под луной!

Увы, коротким будет праздник,
Затишьем надо дорожить!
Ведь коль ты подарила пряник —
Знать где-то рядом кнут лежит!

Сокол Александр

Густо населённый пункт,
Непочатый край работы…
Из копейки давят фунт,
Ни какой в трудах заботы.

Пальцы, в стиле активиста,
Между глаз тупит IQ…
В роли супер-пианиста,
Мысли в гаммах déjà-vu…

Бдит невежество в упор
Щипача в шальном артисте,
По’днят вновь, войны топор,
Боговера с атеистом.

Разношёрстный променад
Бередит адреналин.
Запах на бесхозный клад
Ноздри пу’чит, взявших дрын.

Возбудитель на чужое
Превалирует в мозгах,
Подменяется благое…
Мудрость нынче, не в годах.

Пульс планеты изменили
Сатане продав патент,
В ду’ши, дьявола впустили
Дав на всё абонемент…

Густо населённый пункт,
Непочатый край работы…
От копейки, зуд на фунт!..
«Кнут и пряник — стимул квоты…»

Метод кнута и пряника - самый простой способ мотивировать подчиненных, но так ли он эффективен? Разбираемся вместе с коллегами из «Системы Кадры».

Из материала вы узнаете:

  • Каково место кнута и пряника в системе мотивации;
  • Что выбрать: кнут или пряник;
  • Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником.

Два стимула заставляют людей работать - и . Метод кнута и пряника успешно применялся в управлении задолго до появления теории менеджмента. Говорят, что когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла палку, остальные обезьяны начали трудиться. К счастью, мы живем в XXI веке, и руководитель не может распорядиться всыпать подчиненному по первое число. Да и пряник давно монетизирован и выдается в конце квартала. Разберемся, насколько эффективен метод кнута и пряника для в настоящий момент.

Место кнута и пряника в системе мотивации

Что лучше всего побуждает сотрудника к действию? Откуда берется мотивация? Для начала разберемся с теорией.

Мотивацией называют желание человека действовать, чтобы достичь определенных целей или избежать неприятностей. По сути, любой сотрудник хочет получить пряник, избежав при этом кнута. Когда специалист заключает , он принимает условие об обязательности и измеримости результатов своего труда. Работодатель, в свою очередь, обязуется . Работа необходима человеку для того, чтобы удовлетворять свои личные цели. , если цели организации не противоречат целям ее сотрудников. Реализуя задачи компании, каждый член коллектива получает желаемое: высокую заработную плату, карьерный рост, уважение и высокий статус в коллективе.

Желание действовать может появиться благодаря личным устремлениям работника или под воздействием внешних факторов. На этом строится классификация мотивации персонала, ее разделение на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней относят мотивы, принадлежащие самому работнику: стремление к достижениям, желание завершить работу, тяга к познанию, потребность в признании и уважении, желание бороться и так далее. Страх также относят к внутренней мотивации . Таким образом, метод кнута и пряника воздействует на основные стимулы поведения.

К внешней мотивации относится, в первую очередь, стремление получить вознаграждение: , .

Опытный руководитель понимает, что управлять коллективом можно только принимая во внимание оба вида мотивации. Тем более, что провести четкую границу между ними не всегда представляется возможным.

Что выбрать: кнут или пряник?

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с выбором: держать коллектив в ежовых рукавицах или , в котором компания процветает, прибыль растет, а зарплата на порядок выше нынешней. Проблема в том, что необходимость выбирать между кнутом и пряником - наиболее распространенное заблуждение в управленческой среде.

Метод кнута и пряника способен привести компанию к намеченной цели, а может не дать никакого результата. Его нельзя безоговорочно считать эффективным или бесполезным. Все зависит от контекста.

Метод кнута или работает только в тех случаях, когда сотрудник хочет или опасается негативных последствий своего бездействия. Например, доход подчиненного напрямую зависит от выполненного объема работы. Если работа не сделана, план не выполнен, сроки сорваны, сотруднику просто не заплатят или даже оштрафуют. Страх лишиться заработка действительно способен заставить трудиться более эффективно.

Тем не менее, некоторых людей метод кнута и пряника способен по-настоящему . В первую очередь это касается . На них негативная мотивация может действовать разрушительно, заводя их в глубины творческого кризиса и профессионального выгорания. Желанный пряник, наоборот, способен привести их к лучшим результатам. Представляя результат своей работы, ожившую мечту, перемены в окружающем мире и жизни людей, связанные непосредственно с его трудом, сотрудник такого типа сможет полностью отдаваться работе, не боясь нависшего над ним кнута.

Негативная мотивация эффективна только «здесь и сейчас». Пропадает страх наказания - пропадает и побуждающий стимул. Позитивная мотивация, наоборот, требует времени и постоянного подкрепления. Руководитель должен помнить, что даже самый приятный образ постепенно теряет свою привлекательность, если подчиненный трудится исключительно во благо будущего, не получая ничего в настоящем.

Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником?

В компании, руководитель, как правило, полагается на и стимулирование персонала. В качестве материального выступает заработная плата: ее и и надбавки по результатам работы. Нематериальное подкрепление включает и поощрения без выплаты наличных денег: отдельное место на парковке, большой кабинет, и так далее.

Применяя метод кнута и пряника, необходимо соблюдать баланс и . Считается, что оптимальное соотношение похвалы и критики должно составлять 5:1. Персонал одинаково расслабляют как слишком частые наказания, так и неизменные поощрения. Кроме того, нужно учитывать ведущую мотивацию каждого сотрудника.

Одной из наиболее распространенных ошибок в применении метода кнута и пряника можно считать злоупотребление позитивной мотивацией. К сожалению, блестящие перспективы не всегда заставляют сотрудника действовать. Если его устраивает нынешнее положение, он не будет стремиться к лучшему. Как говорится, «нас и здесь неплохо кормят».

Другая крайность - твердая уверенность руководителя в том, что его подчиненные могут работать только из-под палки. Постоянное негативное подкрепление рано или поздно снизит чувствительность персонала к наказаниям. Если сотрудника постоянно штрафовать и распекать в присутствии коллег, он просто перестанет на это реагировать. Зачем стремиться работать более эффективное, если в результате получаешь неизменное недовольство начальника и постоянные вычеты из заработной платы? Рано или поздно руководитель, злоупотребляющий кнутом, просто потеряет сотрудника.

Многие менеджеры, особенно недавно поставленные управлять коллективом, поначалу теряются и не знают, каким образом выстроить свою политику администратора. Ведь одновременно нужно иметь и уважение сотрудников, и их доверие, и личную симпатию, но чтобы все эти чувства вместе не только не мешали рабочему процессу, а, наоборот, стимулировали его.

Как заработать доверительные отношения и при этом не скатиться в панибратство и фамильярность?

Опытные менеджеры знают, что начальник никогда не будет на одном уровне с подчиненными. Это вовсе не высокомерие, а, скорее, грустная истина. Те, кто поднимался по карьерной лестнице, почти всегда чувствовали некое одиночество - бывшие коллеги, а теперь подчиненные - отстранялись.

Подобное явление вполне объяснимо и связано с тем, что люди, в большинстве своем, предпочитают доверять равным. Если вы попытаетесь установить слишком тесный контакт со своими подчиненными, они усмотрят в этом вашу слабину. Да и доверия такого, как вы бы хотели, не будет: сложно доверять человеку, от которого в какой-то степени зависит твоя карьера, рабочее место и ежемесячный доход.

Конечно, не стоит впадать в другую крайность и возноситься на пьедестал. Таких начальников, особенно, если пьедестал не был заслужен опытом, еще больше не любят. Скажете, что вам вовсе не нужно, чтобы вас «любили»? Однако, с точки зрения менеджмента, на это можно возразить следующим образом: если управленец вызывает симпатию, то его распоряжения выполняются охотнее, работники легче проявляют инициативу, а также чаще «прощают» недочеты.

Доверие у сотрудников можно заработать вовсе не фамильярничаньем и заискиванием, здесь вы только потеряете уважение, а вместе с ним и статус вышестоящего. Доверие зарабатывается одним-единственным способом: последовательностью и справедливостью. Если тогда, когда нужно поощрить работника, вы не забудете об этом и это сделаете, а тогда, когда надо наказать, наказание будет соразмерно сделанному, то постепенно вы завоюете репутацию опытного руководителя, который ничего не делает просто так. Еще очень важно не допускать распространенной ошибки всех молодых менеджеров: действовать сгоряча, на эмоциях. Вы остынете, но люди запомнят.

Мотивирование

Мотивировать сотрудников можно двумя всем известными методами: «кнута» и «пряника». В науке управления персоналом эти методы названы положительной и отрицательной мотивацией. Здесь, в принципе, нет ничего сложного. Отрицательная мотивация базируется на постулате: «если я это не сделаю, я получу что-то плохое» (штраф, выговор, увольнение, отсутствие перспектив карьерного роста и так далее), а положительная мотивация - это «если я это сделаю, я получу что-то хорошее» (поощрение, похвалу, премию, продвижение по службе и так далее).

Для того, чтобы эти методы работали, нужно их грамотно чередовать. При этом начальнику следует быть довольно хорошим психологом, чтобы определить, с кем из сотрудников какая мотивация лучше работает. Ведь есть люди, которых, например, критика подстегивает к самосовершенствованию, а есть те, кто опускает руки. Точно также и реакция на похвалу может быть разной: кого-то это стимулирует, а кто-то расслабляется.

Таким образом, зная индивидуальные особенности каждого своего подчиненного, вы сможете организовать для них необходимую для продуктивного рабочего процесса атмосферу, а также грамотно согласовать взаимодействие всех структур, находящихся в вашем ведении.