Ограничиваем общение с «лишними» людьми. Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

На протяжении жизни мы пересекаемся с огромным количеством людей. Но постоянно поддерживать достаточно близкие отношения можем лишь с весьма узким кругом.

Что же делать, если качество окружения не устраивает? Как минималист могу дать простой ответ: убрать из своего общения лишних людей и подарить себя тем, кто важен.

Примерное число постоянных социальных связей у каждого из нас лежит в диапазоне от ста до двухсот человек. В среднем - сто пятьдесят. Это так называемое Число Данбара . Именно со столькими людьми мы можем качественно взаимодействовать в сколь-либо длительном времени. В это число входят родственники, коллеги, клиенты, друзья, знакомые. И места - только на сто пятьдесят человек!

Как видно, наши ресурсы для общения ограничены. Ограничено время, которое мы можем посвятить другим людям. Ограничены и психические ресурсы. Именно поэтому так важно избавиться от лишних людей. Чтобы освободить время и пространство для тех, кто важен.

Я предпочитаю инвестировать свое время, эмоции и чувства в приятных, интересных и подходящих именно мне людей. Нет никаких объективных причин продолжать общение с человеком, с которым чувствуешь себя неуютно.

На Земле семь миллиардов людей. Все люди разные настолько, насколько можно себе это представить. И подходят друг другу не все. Это нормально. Но к чему тратить силы на неподходящего тебе человека, если есть много твоих людей? Зачем терпеть отношения, которые не устраивают?

Общение - это взаимодействие двух людей. Можно общаться и в больших группах, но в каждый момент - это всегда двое. Нормальное, адекватное общение - когда в результате выигрывают оба участника. Это взаимный обмен, в результате которого происходит взаимное обогащение. Иначе это не отношения, а садомазохизм. Впрочем, такого тоже хватает, но об этом сейчас не буду.

Если я чувствую, что меня использовали, а я ничего не получил взамен - мне неприятно. Выгода может быть любой - тут каждый сам ищет для себя, что ему нужно или хочется получить. Но «в плюсе» должны остаться оба участника.

Я с тобой поделился мороженым. Ты освежился в жаркий день. Ты доволен и я доволен тем, что сделал тебе приятно. Мы оба в выигрыше!

Интересные мысли, заряд энергии и мотивации, хорошее настроение - это тоже результаты общения. Когда я говорю о выгоде, я подразумеваю и материальную выгоду, которую можно потрогать и унести в кармане, и моральную - энергетическую, эмоционально-чувственную.

Окружение влияет на нас, хотим мы того или нет. Где-то мы подхватываем чужую мысль, где-то - отношение к чему-то или кому-то, эмоцию или настроение. Все это в совокупности влияет на нашу жизнь в целом. На первый взгляд незаметно.

Много говорят, что наш заработок примерно соответствует среднему значению заработка пяти людей, с кем мы больше всего взаимодействуем. Думаю, это весьма близко к правде.

Отношения, общение - это наш свободный выбор. Только мы решаем, продолжать их или нет. В наших силах и возможностях подобрать для себя таких людей, построить такой круг общения, который будет в радость, который будет поднимать вверх, способствовать развитию и счастливой жизни. Привлечь людей, общаться с которыми мы будем с радостью и удовольствием.

Мы же уже не в детском саду, куда нас отвели против нашей воли. И не в школе, где тоже коллектив выбирался не нами. Мы - взрослые люди. Не нравится окружение - смени его!

Выбор - это отказ. Когда мы выбираем одно, мы отказываемся от всего остального. Когда мы общаемся с «не своим» человеком, мы отказываемся от общения с единомышленником. Для меня выбор очевиден - ни к чему тратить время на того, кто тебе не близок.

Процитировать в Твиттере

Если отношения тебя не устраивают - заверши их. Если общение не доставляет удовольствия - прекрати его. Если человек тянет тебя назад - забудь о нем. Если после разговора с кем-то чувствуешь себя опустошенным и выжатым - перестань разговаривать и видеться с таким человеком.

Есть те, кто намеренно или случайно раскачивает эмоции и выводит на негатив. Есть те, кто подмечает все самое плохое, всю грязь и недостатки. Есть те, кто возвышается и самоутверждается за твой счет, опуская тебя ниже. Есть те, кто ноет и использует тебя как сливную трубу для своих проблем и накопившегося негатива. Есть те, кто постоянно говорит о своих планах, о революционных идеях, но не сделал в их сторону ни одного шага. Есть те, кто либо не принимает ваших успехов, либо старается их приуменьшить. Избавься от таких людей в своем окружении!

Когда я говорю о необходимости избавиться, я вовсе не призываю пойти и высказать человеку все, что ты о нем думаешь. Иногда это единственный вариант. Но, как правило, хватает и более мягких.

Прежде всего - сократить контакты с ненужными людьми. Свести их до минимума. Уменьшить даже вероятность встречи: не ходить в те места, где есть вероятность пересечься. Не соглашаться на предложения встретиться. Ну и, конечно же, не инициировать контакты.

Особенно это касается прошлого. Пусть оно остается там, где ему и положено быть - среди всего ушедшего. О, эти люди из прошлого! Даже если раньше ты общался с человеком, и тебе было с ним хорошо, со временем пути расходятся. Чем больше проходит времени, тем больше различий в вас накапливается. Особенно когда в настоящем нет общего: ни дел, ни интересов.

Общение, основанное только на прошлом - ущербное, бессмысленное, тупиковое. Да и общаетесь вы в таких случаях не с человеком, и он говорит не с вами - вы взаимодействуете с мысленными моделями друг друга из прошлого. Каждый из вас изменился, но твой собеседник не видит этого и продолжает общаться с тобой-прошлым.

Кроме такой странной коммуникации здесь есть еще одна проблема - ожидания. От тебя, в соответствии с мысленной моделью тебя-прошлого, что-то ожидают. Ты что-то ожидаешь от собеседника, точнее - от его модели в твоей голове. В результате нередко получается, что в тебе включаются давно забытые поведенческие шаблоны. Ты начинаешь вести себя так, как от тебя ожидают. Испытывая дискомфорт, но не всегда понимая, чем же он вызван.

Процитировать в Твиттере

Есть еще один интересный момент, связанный с общением: принятие тебя. Некоторые люди из нашего окружения могут не принимать нас такими, какие мы есть. Они могут осуждать и критиковать наши привычки, наш образ жизни или мышления, наше поведение или увлечения. Зачем общаться с теми, кто тебя не принимает таким, какой ты есть?

К сожалению, особенно много таких не принимающих нас людей может оказаться среди родственников. Тут получается очень странная ситуация: у них есть некоторые ожидания относительно нас. И взаимодействие строится по принципам: мы тебя любим и принимаем, если ты соответствуешь нашим ожиданиям и представлениям. Правда, странно? Такие люди даже могут обижаться на тебя, когда ты являешься самим собой. Сумасшествие!

Родственников, особенно ближайших, так просто из общения не вычеркнуть. Если же контакты с ними не доставляют удовольствия, нужно хотя бы сократить их регулярность и глубину. При общении не стоит затрагивать спорных тем, а лучше ограничиться бытовыми беседами - о еде, природе и погоде. Родственников не изменить. А вот просто принять их стоит. Но это не значит, что нужно с ними согласиться и соответствовать их ожиданиям.

Общаясь с «моими» людьми, я поначалу удивлялся: какую бы безумную идею я ни говорил, какие бы желания и мечты не произносил вслух - меня принимали! Без оценки, критики, осуждения. Я мог сказать, что сегодня я буду ходить везде без обуви, и это воспринимали нормально. Как если бы я просто сказал, что сейчас буду пить чай.

С важностью осознанно подходить к своему общению, надеюсь, разобрались. С чего же начать?

Прежде всего - оценить свой круг общения. Можно даже взять несколько листов бумаги и записать всех-всех, с кем ты так или иначе взаимодействуешь с разной регулярностью - от ежедневных встреч, до поздравлений раз в год. После этого медленно пройтись по этому списку. Вспоминать свои ощущения от общения с каждым человеком. Тебе хорошо? Ставим плюс. Дискомфорт - минус. Потом разделяем этот список на два: «люди-плюсы» и «люди-минусы». С первыми продолжаем общаться и укреплять отношения. Со вторыми прощаемся всеми возможными способами.

Бывает, что, выполнив это упражнение, вдруг понимаешь, что список людей со знаком плюс почти пуст. Это грустно, хоть и часто встречается. Осознав это, слишком много людей не решаются прервать неустраивающие отношения и прекратить дискомфортное общение. Мотивируют это тем, что не могут же они остаться совсем одни?! Это непривычно и страшно - быть в одиночестве.

На какое-то время действительно можно остаться одному. Но потом в образовавшееся пространство будут притягиваться твои люди, единомышленники - те, с кем по пути. Это может случиться не скоро, но обязательно случается.

Вообще рекомендую регулярно, хотя бы раз в два-три года пересматривать свое окружение. Если кто-то в нем тянет тебя вниз или мешает не только взлететь, но даже просто идти вперед - стоит принять меры. Иначе дальше это социальное болото затянет еще глубже.

Являются диалектами взаимного уважения, установленными в современном обществе. Располагать сведениями об основных правилах этикета и следовать им должны все: независимо от пола, возраста и положения в обществе.

Уроки этикета при общении мужчин и женщин

  • На улице мужчинам полагается следовать слева от своих спутниц. Справа от женщин могут идти только военные, чтобы иметь возможность при необходимости отдать честь.
  • Первым заходить в ресторан должен представитель мужского пола, таким образом, он ставит метрдотеля в известность, что расплачиваться будет сам. Впрочем, если у входа на посту стоит швейцар, мужчине нужно пропустить свою спутницу вперед, а потом уже искать столик, где можно расположиться.
  • Следовать первым к своему месту лицом к сидящим людям на концерте, спектакле или в кино должен представитель мужского пола.
  • Если дама здоровается с кем-либо на улице, то ее кавалеру необходимо тоже это сделать, даже если этот человек ему незнаком.
  • Мужчина не должен касаться представительницы слабого пола без ее одобрения. Отступить от данного правила этикета при общении можно в те моменты, когда мужчина помогает своей спутнице перейти дорогу, выйти или войти в транспортное средство.
  • Курить при женщине представителю мужского пола можно только с ее разрешения.

Правила этикета речи

  • Если вас оскорбили при людях, не стоит поддаваться на провокации обидчика. Покиньте место происшествия с улыбкой на устах.
  • Первым должен здороваться входящий в помещение, независимо от своего положения.
  • Этикет общения с людьми гласит, что следует держать в тайне определенные вещи. К ним относятся: молитва, сведения о материальном благополучии, любовные связи, совершенные бесчестные и благородные поступки и другие моменты.
  • Если ваши извинения были приняты, не стоит просить прощения снова, просто не нужно повторять своих ошибок.
  • Необходимо говорить спасибо тем людям, кто проявил щедрость по отношению к вам или пришел на помощь в трудную минуту. Они были не обязаны совершать эти благородные поступки.

Этикет делового общения

  • Необходимо соблюдать правила служебной дисциплины.
  • Нужно не забывать о пунктуальности.
  • Следует выражать свои мысли в краткой форме, не употребляя лишних слов.
  • Собеседника нужно слушать предельно внимательно.
  • Учитывать следует не только свои интересы, нужно внимательно прислушиваться к мнению коллег по работе.
  • В одежде стоит придерживаться стиля, принятого в учреждении. Представительницам женского пола следует забыть о слишком ярком макияже и неподобающих украшениях.
  • Не следует забывать о и письма.

Этикет в социальных сетях

Социальные сети способны распахнуть окно в личную жизнь зарегистрированных там людей. Этикет общения с людьми не рекомендует его слишком широко открывать, даже близкие люди не должны видеть интимные фото или быть в курсе семейных событий.

  • Не стоит акцентировать внимание на высказываниях некоторых комментаторов в социальных сетях, отвечать на неуместные изречения.
  • Не советуют искать сочувствия на своей страничке в социальных сетях ведь негативных событий хватает и у читающих ее людей.
  • Не рекомендуется злоупотреблять сокращениями слов или изречениями, наполненными риторикой: незнакомые люди могут их не расшифровать и исказить смысл.
  • Этикет общения с людьми относит к проявлениям дурного тона предложение дружбы в социальных сетях незнакомым людям.

Общение по телефону

По телефону гласят, что разговор следует вести вежливо, независимо от того со знакомыми или незнакомыми людьми происходит общение. Данное правило способствует формированию и укреплению положительного впечатления.

Вежливость является также важной составляющей деловых телефонных переговоров. Следование определенным правилам этикета может содействовать укреплению имиджа компании и работника, непосредственно ведущего переговоры по телефону.

Уроки этикета гласят, что, набрав нужный номер, не следует долгое время ожидать ответа. Самым оптимальным периодом ожидания является период, включающий пять или шесть телефонных гудков. Если за это время ответа не последовало, значит, вызываемый абонент в данный момент не может ответить на телефонный вызов.

Правила этикета при общении утверждают, что отвечать на звонок нужно со второго или третьего гудка. Оперативный ответ сможет подчеркнуть ваши профессиональные качества и позволит сэкономить время собеседника.

Правила разговора по телефону

  • Следует разделять телефонные разговоры делового и личного плана. Официальные разговоры нужно вести с рабочих аппаратов, неофициальные с личных.
  • Не рекомендуется звонить до девяти утра и после десяти часов в вечернее время.
  • Если звонок адресован незнакомому человеку, нужно непременно объяснить, откуда у вас его номер телефона.
  • Общение по телефону не должно затягиваться по времени.
  • Абонент, который отвечает на вызов, может не представляться даже в тех случаях, когда звонят с рабочего телефона.
  • Первым называет свое имя тот, кто звонит.
  • Следует выяснить у вызываемого абонента, удобно ли ему в данный момент вести разговор.
  • Вести телефонный разговор нужно доброжелательным тоном, четко выражая свои мысли.
  • Завершать разговор по телефону можно, только удостоверившись, что собеседник сказал все необходимое.

Этикет общения с людьми постоянно присутствует в нашей жизни. Люди, знающие его правила, не испытывают трудностей в общении и ощущают себя свободно в любом обществе.

Пожалуй, каждый из нас считает себя абсолютно самодостаточной личностью, не подверженной никаким воздействиям извне. Но это далеко не так. Мы все в какой-то степени зависимы от своего непосредственного окружения, оказывающего неизбежное влияние на формирование наших целей, планов и намерений.

Влияние на нас окружающих людей представляется в своём роде некой данностью, которую следует всегда учитывать. Мы не можем быть абсолютно независимыми от других, игнорируя их желания и оценки.

Цинизм - это неприятный способ говорить правду.
Лилиан Хеллман

Задаемся вопросами

Время от времени у любого человека возникает стремление покорить определённые вершины в профессиональной, творческой или личностной сфере. На достижение успеха в таком случае будет влиять множество разнообразных факторов – это и степень мотивированности, самодисциплина, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их реализацию, трудолюбие и умение преодолевать трудности. Безусловно, здесь многое будет зависеть от самого человека, его умения скоординировать усилия, направив их в нужное русло. Однако и окружение тоже сыграет свою (пусть даже и эпизодическую) роль, способствуя или напротив, препятствуя нашему движению к цели.

Именно поэтому каждый человек должен задаться рядом немаловажных вопросов: «С кем я провожу большую часть своего времени?», «Как эти люди ведут себя по отношению ко мне?», «Оказывают ли они мне реальную помощь или же просто разбрасываются обещаниями?», «Какую пользу я могу вынести из общения с окружающими меня людьми?» и т. п.

Анализируй это...

Ответив на эти вопросы, проанализируйте время, которое вы расходуете на каждого конкретного знакомого. Достаточно ли оно конструктивно и полезно для вас? Быть может, вы придёте к противоположным выводам.

  • Задумайтесь, каким образом влияет на вас каждый человек в вашей жизни.
  • Что он порекомендовал вам узнать и прочесть?
  • Какие места посоветовал посетить?
  • Как повлиял на ваши собственные мысли и настроения?
  • О чём заставил задуматься?
Особое внимание уделите «контрольному вопросу»: «Помогают ли мои коллеги, знакомые и друзья продвигаться в выбранном мной направлении или же, наоборот, пытаются подорвать мою веру в себя и свой успех?».

После проведения такого мини-анализа вам многое станет понятно. Вы сможете определить, кто является для вас помощником, а кто, напротив, не играет никакой положительной роли в вашей жизни. Обнаружив среди своих друзей/знакомых тех людей, которые могут препятствовать или уже мешают вашему личностному росту, избавьтесь от них. Для этого не стоит прибегать к каким-либо радикальным мерам – просто смените своё окружение. Это стоит сделать ещё и потому, что новый (благоприятный) круг общения обязательно добавит вам вдохновения, которое подтолкнёт вас к новым подвигам и свершениям. Вы сами удивитесь тому, как изменится ваша жизнь!

Некоторые знакомые губительно влияют на нашу самооценку и жизненную позицию, подрывают веру в свои силы, тем самым значительно тормозя развитие как личности. Откажитесь от любого общения с подобными особами. Не бойтесь провести между собой и такими людьми некую границу, минимизируя или вовсе сведя на нет любые неблагоприятные для вас контакты.

Помните: лучше поужинать одному, чем принимать участие в беседе, которая вам неприятна и которую вы поддерживаете исключительно из вежливости. Лучше отказаться от встречи с тем, кто только напрасно потратит ваше время. Лучше перевести разговор на другую тему, если он вас напрягает и оставляет после себя негативный осадок. Скажите решительное «нет!» тем людям и делам, с которыми не хотите иметь ничего общего. Конечно, так вы можете прослыть резкими и возможно несколько циничными, однако, намного важнее проявить твёрдость сейчас, чем потом жалеть о впустую потраченном времени.

Близкие люди

Бывает так, что неправильное окружение составляют и наши близкие (родители, родственники), от которых мы не можем избавиться и вычеркнуть их из своей жизни. Что делать в таком случае? Примите их такими, какие они есть. В каждом человеке можно найти положительную сторону, какие-то качества, которые обязательно вызовут у вас восхищение и определённым образом как бы сгладят негативное общее впечатление о такой личности. Помните: люди способны меняться, и возможно, если вы поверите в дорогих вам людей и поддержите их, они действительно станут лучше.

Что делать?

Вы можете задать вполне резонный вопрос: «А с кем же в таком случае общаться? ». Ответ предельно прост – с правильными людьми !

Начните заводить знакомства с теми людьми, кто преследует цели подобные вашим, и имеет схожую жизненную позицию. Берите пример с тех, кто добился чего-то в жизни – пусть они служат для вас дополнительным источником вдохновения! Обновлённый круг общения поможет преодолеть вам привычную ограниченность мышления, устаревшие шаблоны поведения, тем самым переведя вашу жизнь на новый, более качественный, уровень.

Заметьте, правильные люди – это не обязательно суперуспешные, богатые и занимающие высокие посты личности. Это, прежде всего, люди с развитым внутренним миром, которые могут чем-то обогатить нашу жизнь, привнеся в неё свежие мысли и идеи.

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет

Предлагаем вашему вниманию статью, автор которой Сауле Утегалиева. Будет очень полезно прочитать ее родителям маленьких детей. Ведь всем очень хочется, чтобы дети росли в безопасности, были здоровы. Сауле Утегалиева рассматривает ряд ситуаций, которые постоянно возникают в жизни и наше поведение. Результаты такого поведения могут вызвать у ребенка не совсем верные представления о безопасности. Она предлагает более правильные варианты решения ситуаций, от которых в последствии будет зависеть безопасность вашего малыша.

Один из ключевых страхов родителей – как их дети будут общаться с незнакомыми людьми. Меж тем они не замечают, что сами изначально закладывают основы поведения не верно. Как же научить ребенка правильно общаться с незнакомцами?

Ребенок видит, как мама приветливо разговаривает с посторонними, спокойно относится к тому, что его гладят по головке или даже берут на руки, чем-то угощают, а аниматор с новой детской площадки может взять за руку и отвести поиграть. Малыш считывает поведение и для него это уже норма.

В такие моменты обычно мама спокойна, ведь она рядом, она контролирует ситуацию. Если что-то будет угрожать безопасности ребенка, то она тут же вмешается. А пока всё спокойно и незнакомцы выказывают доброжелательность, мама выступает в роли молчаливого наблюдателя. Чтобы ребенок рос вежливым бывает, побуждает его говорить «спасибо» за угощение, «пока-пока» хорошей знакомой, ответить милой бабушке на вопрос «сколько тебе лет?».

Дружелюбное приветствие и улыбка, но ничего более без предварительного разрешения опекающего взрослого – вот достойное поведение незнакомого человека по отношению к ребенку. Как же этого добиться?

Рассмотрим основные ситуации , в которых родители могут запутать ребенка:

Ситуация 1. «Привет! Как тебя зовут?»

Когда у нас спрашивают дорогу, мы из чувства вежливости или желания помочь, останавливаемся и начинаем подробно объяснять. Если в автобусе кто-то уточняет, где находится остановка, мы участливо отвечаем. Но при этом мы не рассказываем, где живем, сколько зарабатывает муж и прочее. У детей же такого барьера пока нет. Ребенок видит, что родители спокойно беседует с незнакомыми людьми, и может считать, что это вполне нормально.

К тому же дети – это самые привлекательные персонажи для знакомства. Волей неволей даже у самого доброжелательного человека получается такой разговор: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А ты ходишь в садик? У тебя там есть друзья?».

Потенциальная опасность: ребенок будет уверен, что любому постороннему, который к нему подходит, можно доверять. Ему можно рассказать о себе любые подробности и ответить на его вопросы.

Тактика для родителей

Общение поощрять стоит, ведь коммуникабельность — это важный социальный навык. Но не следует быть молчаливым наблюдателем: продемонстрируйте свой интерес, участие в процессе знакомства. Прокомментируйте: «Давай вместе познакомимся с этой тётей/бабушкой/человеком». Если вы против разговора, молчать тоже не надо. Остановите ситуацию, вежливо сказав: «Спасибо, мы сейчас не можем с вами общаться».

К трем годам объясните ребенку, что он смело может знакомиться и разговаривать с кем ему захочется, но прежде надо спросить у вас разрешение. Также необходимо обозначить, что он может о себе рассказывать, а что нет. Подскажите ему фразы на такие случаи: «Не могу сказать», «Это секрет».

— Как тебя зовут?

— Таня.

— Сколько тебе лет?

— Пять.

— А куда ты едешь?

— Это секрет.

Ситуация 2. Угощения и подарки

Родители зашли с ребенком в магазинчик возле дома и продавец, взвешивая бананы, вручает малышу леденец: «Держи, это тебе!». В троллейбусе добрая старушка, рассказывая малышу, что родителей надо слушаться, достает из кармана конфету и кладет в его ладушку.

Все эти подарки проходят напрямую от дарителя к ребенку, мнение родителей не спрашивается.

Потенциальная опасность: ребенок будет считать, что от чужих людей можно смело принимать любой подарок. Сами понимаете, чем это чревато.

Тактика для родителей

Если вы видите, что угощение уже протягивается, примите его сами. Если ребенок уже взял, прокомментируйте, что вы — разрешаете. Как только вы остались вдвоем, сразу же проговорите правило: «Всегда спрашивай у меня разрешение, прежде чем принимать угощения и подарки».

Повторяйте это правило перед выходом из дома, пока ребенок сам не начнет его исполнять. Оговорите круг близких людей, от которых ребенок может принимать подарки всегда.

Совершенно другая ситуация, когда подарок дарят незнакомые ребенку люди, которые пришли к вам домой. Расскажите о них заранее и по возможности комментируйте вручение подарка:

— Тетя Аня с моей работы дарит тебе куклу.

— Дядя Сережа приехал к нам издалека. Посмотри, какой самолет он тебе привез.

Ситуация 3. «Иди на ручки»

На прогулке мама встретила коллегу и с радостью начала расспрашивать о новостях в коллективе. Рассказ о том, кто пошел на повышение, кто уволился, перемежается фразами: «Ах, какая девочка… Ах, какие глазки… Иди на ручки… Дай тебя потискаю ». Мама горда и довольна своим чадом.

Бывает, что ребенка может начать трогать совершенно незнакомый человек. В транспорте, в очереди, в парке на лавочке: гладят, тискают, берут за руку, поправляют платьице или капюшон.

Потенциальная опасность: для ребенка и хорошие знакомые родителей, и посторонние — равно чужие. Он видит, как папа хлопает по плечу неизвестного мужчину, мама обнимается с незнакомой тетей, они улыбаются, смеются. И он делает логичный для себя вывод: даже тот, кого я не знаю, может прикасаться ко мне, гладить, брать на руки, теребить за щеку и целовать.

Тактика для родителей

Вежливо оградите от прикосновений посторонних: тянущиеся руки мягко отведите в сторону, можно чуть отступить со словами: «Не трогайте, пожалуйста, ребенка», «Пожалуйста, не надо этого делать».

Потенциальная опасность: у ребенка установка: чужие могут брать меня за руку и уводить. Учитывайте также, что природное любопытство детей обычно берет верх над осторожностью.

Тактика для родителей

Познакомьтесь вместе с ребенком с аниматором. Пусть он несколько раз повторит имя того, кто будет за ним присматривать. Скажите, через какое время вы за ним вернетесь. Покажите, куда он может подойти за помощью, если она понадобится. Если вы планируете быть поблизости, объясните, что ему достаточно вас громко позвать. Малыш должен видеть, что он уходит с вашего разрешения, и знать, как вас найти.

— Катя будет помогать тебе играть на этой площадке, а сейчас она покажет, что здесь есть интересного.

— Я вернусь через 30 минут, ты как раз успеешь сделать поделку.

— Я буду сидеть за тем столиком.

-Если тебе понадобится моя помощь, громко позови меня, и я подойду.

Введите правило разрешенной территории: в каждом новом месте всегда сначала обозначайте ребенку разрешенную территорию, на которой он может свободно передвигаться. Если он захочет выйти за её пределы сам или уйти с кем-то, то он может это сделать после того, как спросил у вас разрешения.

Используя эти правила, ваш ребенок будет расти открытым и общительным. При этом он будет четко понимать границы допустимого поведения по отношению к нему со стороны незнакомых людей.