Работа библиотек по экологическому воспитанию детей и подростков. Час открытий «удивительный и загадочный мир природы» в библиотеке-филиале n6 посвятили дню земли Названия мероприятий по экологическому воспитанию в библиотеке

Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Чудеса природы»

Цель: Привитие интереса к предмету

Задачи:

    Раскрыть новые интересные сведения об удивительной природе планеты Земля

    Формировать и закрепить общеучебные умения и навыки обучающихся.

    Расширить кругозор обучающихся

Оборудование : ИКТ, географические атласы, ручки, линейки, карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего внеклассного мероприятия «Чудеса природы». Сегодня мы с вами поговорим о том, о чем на уроке нам просто не хватает времени. Я надеюсь, что вы получите для себя много нового о нашей удивительной планете, я услышу от вас грамотные ответы, ну а наши гости получат только позитивные эмоции.

Сейчас начнется наше интеллектуальное соревнование, и прежде чем вы дадите название своей команде, я хочу, чтобы вы посовещались и решили, что действительно можно считать чудесами природы?

(ответы команд)

Назовите свои команды одним из чудес природы.

(представление команд)

Наша игра состоит из шести раундов. За победу в каждом раунде вы будете получать мешочки с песком. В каждом мешочке песка ровно на 20 секунд. Чем больше вы соберете мешочков с песком, тем больше времени у вас будет на выполнение финального задания. Итак, мы начинаем.

1 раунд «Разминка».

На нашем слайде - несколько загадок. Я даю вам 1минуту времени, чтобы их разгадать.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)

    Страны без людей, города без домов. (политическая карта)

    Не земля, не вода. По нему ни ходить, ни бегать. (глобус)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Может ли страус назвать себя птицей? (страус не умеет говорить)

    Из воды родиться, а воды боится. (соль).

(Команда, давшая большее количество правильных ответов получает мешочек с песком)

2 раунд. «Бермудский треугольник»

Бермудский треугольник - район в , в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных . Район ограничен линиями от к , далее к и назад к Флориде через .

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных явлений до похищений . Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Сторонники теории упоминают об исчезновении примерно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Кроме исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о других необычных явлениях.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые и , большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - например, в результате распада на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. , которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться , который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Найдите в своих атласах границы «Бермудского треугольника» Вам необходимо с помощью карт атласа определить географическое положение треугольника. Время выполнения – 5 минут.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полный ответ получает мешочек с песком.

3 раунд «Научное объяснение»

До́ждь из живо́тных - относительно редкое явление, замеченное во многих странах в разное время. Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи дождя из . В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные (чаще всего рыбы, но некоторые источники отмечают и случаи с лягушками) выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках .

Подумайте и объясните причину такого загадочного явления. Время на обсуждение – 3 минуты.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полное объяснение получает мешочек с песком.

Физкультминутка

4 раунд. «Уникальные озера»

«Озеро чернил» - Жителям алжирского озера Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила.

«Озеро с гигантскими пузырями» - На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3-х метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

«Озеро смерти» - Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной серной кислоты, она-то и отравляет воду.

У нас в России тоже есть уникальное озеро . Его действительно можно считать чудом природы. Найдите его по географическим координатам : 53° с. ш. 107° в. д.

В чем заключается его уникальность? Время – 3 минуты»

(Озеро Байкал самое глубокое в мире – 1637 метров. Вода этого озера очень прозрачна, белый диск, виден на глубине 40 метров. Озеро содержит 20% всей пресной воды планеты»

(ответы команд)

Команда, быстрее нашедшая озеро получает мешочек с песком.

Ребята, в настоящее время сушествует ЭХОЛОТ – прибор для измерения глубины водного объекта при помощи звукового сигнала. (слайд№9)

Решите задачу: Через какое время сигнал, посланный эхолотом на дно озера Байкал, вернется к прибору, если известно, что глубина озера – 1637 метров, а скорость звука в воде – 1440 метров (2,2 секунды)

5 раунд «Необыкновенные деревья».

Командам необходимо установить соответствие между картинкой дерева и его названием.

Баобабы- деревья достигающие высотой 25 метров. Ствол баобаба очень толстый в обхвате до 45 метров. Плоды баобаба похожи на огурцы - содержат съедобную мякоть. В засушливое время года листья опадают и на ветвях висят только плоды. Во время дождей дерево покрывается белыми крупными цветами с сильным запахом.

Оказывается, что на землях Индии одно дерево образует собой целый лес!
Баньян , или, как его еще называют, дерево-лес , имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и уже от них отходят новые побеги... Так продолжается до бесконечности

Молочное» дерево
Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала

Мыльное дерево

Растет на полуострове Флорида . Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

Бутылочное дерево

Растет в Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливое время

(Ответы команд)

Команда быстрее и правильнее установившая соответствие получает мешочек с песком.

6 раунд «Пазлы»

Команды подсчитывают мешочки с волшебным песком и подсчитывают время на выполнение финального задания.

За определенное время вам необходимо собрать пазлы и назвать еще одно чудо природы.

(Кораллы и одно из чудес природы Большой барьерный риф Австралии)


Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия.

Одно из чудес природы – это радуга. Явление необычайно красивое. Я хочу, чтобы вы оценили наше сегодняшнее мероприятие по степени получения новых для вас знаний. Вы все получили смайлики. Наклейте их на тот цвет радуги, который соответствует уровню вашего познания.

22 апреля в Международный день Земли в библиотеке-филиале №6 был проведен час открытий «Удивительный и загадочный мир природы» , на который были приглашены учащиеся 4 а класса МБОУ СОШ №24.

Мероприятие состояло из нескольких частей. Первая часть была посвящена необычным деревьям мира. Рассказ библиотекаря А.Ю. Свиридовой сопровождался красочной слайдовой презентацией. Ребята сразу узнали баобаб, но удивились тому факту, что в нем можно устроить жилище, баню, ресторан и даже автобусную станцию. Следующее дерево, о котором было рассказано – секвойя. На слайде было показано изображение, на котором в дереве был проделан тоннель для проезда автомобилей. Понравились детям и драконовое дерево, колония осинообразного тополя, орех кешью, акация, «дерево-спрут». Заинтересовала детей Пуйя Раймонда, потому что у нее самое большое соцветие в мире – 2,5 метра в диаметре, 12 метров в высоту и состоит оно из 10 тыс. простых цветков. Очень жаль, что цветет это растение раз в 150 лет, а затем погибает. Особенно ребят удивило «Пушечное дерево» — Курупита Гвианская, плод которого 25 сантиметров в диаметре и запросто может убить человека.

Следующая часть мероприятия была посвящена удивительным растениям, занесённым в Красную книгу Липецкой области. Ребята сами назвали несколько растений, которые находятся под охраной. Библиотекарь рассказала детям про самые интересные растения: вереск обыкновенный, горицвет весенний, колокольчик широколистный, кувшинку белоснежную, лапчатку белую, сон-траву и другие. Также ребятам очень понравилась красивая легенда о Венерином башмачке. На следующих слайдах дети узнали подснежники, пролеску, ландыши, львиный зев. Эти растения были им знакомы. Заинтересовало учащихся растение цмин песчаный, или бессмертник. Одна девочка рассказала о том, как её бабушка лечится этим растением. Удивил ребят тот факт, что высушенный бессмертник годами не меняется и сохраняет форму и цвет, можно составить их него сухой букет и поставить в вазочку как память о лете.

А потом все вместе побывали в лесу на сказочной полянке в гостях у Бабы Яги. Хозяйка избушки живет одна в лесной глуши, вокруг много мусора, и Баба Яга не хочет наводить порядок.

Леший сообщает ей, что в лесу бродит детвора, всюду мусор убирают, деревца в лесу сажают. Пришли ребята на поляну, но Баба Яга их прогоняет, говоря, что мусор нужен ей самой. Дети убеждают ее, и доказывают, что нельзя захламлять лес. Баба Яга соглашается с ребятами и вместе с Лешим собирает пластиковые бутылки в корзину, и сказочная поляна сразу преображается. Баба Яга обещает ребятам: «Я теперь пойду в избушку, буду книги я читать. Стану доброй я старушкой, буду людям помогать».

В завершение представления дети были рады, что Леший и Баба Яга стали друзьями природы. Закончилось мероприятие веселой жизнерадостной песней «Я хочу, чтоб птицы пели!







Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.

Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно

В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».

«Покормите птиц зимой» - кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах - акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.

Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»

Акция организуется в целях:

Продвижения книги и чтения;

Поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

Применения библиотеками инновационных форм работы;

Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open - открытый, air - воздух; дословно - проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе - на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.

В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.

Основная цель - привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.

В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми

Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!