Растения, животные и среда их существования. Забота о потомстве у млекопитающих: самые трогательные факты Интересный пример заботы о потомстве у млекопитающих

Как известно, для успешного существования биологического вида каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот признак, в большой степени наследственно обусловленный.

Успешность выживания потомства в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. Часто сезонные миграции животных связаны с перемещением в места размножения, иногда за многие тысячи километров от места обитания. Животные, не совершающие таких дальних путешествий, тоже заранее выбирают свою гнездовую территорию, а многие из них тщательно охраняют ее и готовят укрытия – гнезда, норы, берлоги, приспособленные для будущего потомства.

Типы заботы о потомстве

В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями.

Полное отсутствие заботы о потомстве

Заметим, что в простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, – при наличии пищи, подходящей температуре и т.д. В дальнейшем большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о потомстве. Успешность существования подобных видов обеспечивает массовость их размножения. В просторах океана множество видов беспозвоночных и рыб, собираясь гигантскими стаями, откладывают миллионы яиц, которые тут же поедаются огромным количеством разнообразных плотоядных существ. Единственным спасением для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков. Сотнями и миллионами исчисляется количество икринок у множества видов рыб, откладывающих икру в толще воды. Так, самка обитающей в северных морях крупной морской щуки – мольвы выметывает за один сезон до 60 млн икринок, а гигантская морская рыба-луна, достигающая веса полутора тонн, выбрасывает в толщу океанских вод до 300 млн икринок. Предоставленные воле случая оплодотворенные яйцеклетки, смешиваясь с планктоном или опускаясь на дно, гибнут в несметных количествах. Та же участь постигает и выведшихся из икры личинок, однако выживших все же достаточно для поддержания численности вида.

Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей

Самки многих морских животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь – до обретения ею самостоятельности. Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных (рис. 12.9). Такое поведение представляет собой следующую ступень усложнения заботы о потомстве, но в целом оно не отличается особой изобретательностью.

Рис. 12.9.

пассивный способ заботы о потомстве

Количество отложенных яиц обратно пропорционально уровню родительской заботы. Эту закономерность хорошо подтверждают морские звезды, среди которых наблюдаются как виды, выметывающие яйца непосредственно в воду, где они оплодотворяются спермой нескольких самцов, так и виды, вынашивающие яйца на своем теле. У видов первой группы число созревающих в организме самки яйцеклеток достигает 200 млн, тогда как у морских звезд, проявляющих заботу о потомстве, количество отложенных яиц не превышает нескольких сотен.

Откладка яиц в предварительно подысканную или специально подготовленною самкой среду
Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства

Более совершенным типом заботы о потомстве можно считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи. Для описываемого уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, обретающей самостоятельность.

Рис. 12.10.

Забота о потомстве до обретения им самостоятельности

Длительная забота о потомстве отмечается у некоторых видов беспозвоночных и рыб. Большого совершенства достигает забота о потомстве у общественных насекомых.

Множество примеров разных типов родительского поведения демонстрируют амфибии (рис. 12.10). У высших позвоночных наблюдаются разные способы заботы о потомстве, которые зависят прежде всего от уровня зрелости новорожденных. В самых общих чертах среди них можно выделить следующие группы родительского поведения:

  • – выращивание потомства одной самкой или одним самцом;
  • – выращивание потомства обоими родителями;
  • – выращивание детенышей в сложной семейной группе.

Значение заботы о потомстве

Большое значение, особенно у незрелорождающихся животных, приобретает родительская забота о потомстве, т. е. действия животных, обеспечивающие или улучшающие условия выживания и развития потомства. В процессе эволюции у многих групп животных возникли приспособления к защите и питанию развивающегося потомства со стороны родительской особи. Сюда относится и прохождение эмбриональных стадий развития в теле матери. Однако понятие «забота о потомстве» применяется лишь к постэмбриональному периоду. В ряде случаев забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой пищи для будущего потомства, но материнская особь при этом не встречается с ним (превентивная забота о потомстве). Так, некоторые осы откладывают яйца на парализованных ими насекомых, которых прячут в специально вырытых норках, но затем уже не заботятся о вылупившихся личинках.

Более высокой формой заботы о потомстве является уход за потомством, проявляющийся в двух основных формах: пассивной и активной. В первом случае взрослые особи носят с собой яйца или молодых животных в специальных кожных углублениях, складках, сумках. Молодые животные при этом иногда питаются выделениями материнской особи. Эта форма ухода за потомством встречается у отдельных видов иглокожих, ракообразных, моллюсков, пауков, рыб (морской конек и игла, некоторые тропические окунеобразные - цихлиды), земноводных (жаба-повитуха, американская пипа, лягушка gastrotueca marsupiata), низших млекопитающих (ехидна, сумчатые). При активном же уходе за потомством взрослые особи выполняют специфические действия, направленные на обеспечение всех или многих сфер его жизнедеятельности - личинок насекомых, молоди рыб, птенцов, детенышей млекопитающих. Кроме устройства убежищ, кормления, обогрева, защиты, очищения поверхности тела и т. п. родители у многих высших животных (птиц и млекопитающих) также обучают свое потомство (например, находить пищу, распознавать врагов и т. д.).

Именно активный уход за потомством, высокоразвитая забота о нем делают возможным незрелорождение, а тем самым и все обусловленные им особенности психического развития. При этом эволюция заботы о потомстве знаменовалась, с одной стороны, интенсификацией и дифференциацией действий родителей по отношению к потомству, с другой стороны, усилением его зависимости от взрослых животных. Одновременно резко понизилась плодовитость. Однако возрастающая забота о потомстве влечет за собой и растущее противоречие между потребностями родительской особи и ее потомства. Это противоречие регулируется естественным отбором в сторону наибольшего прогресса вида. В. А. Вагнер охарактеризовал это формулой: минимум жертв матери - максимум требований потомства.

Таким образом, прогрессивные эволюционные приобретения, обеспечившие более гибкое приспособление растущего организма к условиям его жизни в постнатальном онтогенезе, имеют весьма сложную природу и включают в себя разные формы заботы о потомстве в зависимости от степени зрелорождаемости. Всем комплексом этих факторов определяется в каждом случае конкретный ход постнатального развития поведения.

Из книги Рассказ о жизни рыб автора Правдин Иван Федорович

Нерест и забота о потомстве На нерестилища рыбы, готовящиеся к размножению, приходят в так называемом брачном наряде, хотя не для всех рыб этот наряд служит украшением. Нерестующую горбушу или кету мало украшает вырастающий у них на спине горб, красивая голова становится

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

ГЛАВА 14 РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит

Из книги Первопоселенцы суши автора Акимушкин Игорь Иванович

Свадебные танцы и увы, семейные заботы Это редкое и незабываемое зрелище! К сожалению, немногим из людей повседневные заботы позволяют присутствовать на спектаклях, которые по весне церемонно разыгрывают пауки-волки перед капризными своими паучихами. Доктор Бристоу

Из книги Экология [Конспект лекций] автора Горелов Анатолий Алексеевич

4.2. Значение коэволюции В 60-х годах ХХ века Л. Маргулис предположила, что эукариотические клетки произошли в результате симбиотического союза простых прокариотических клеток, таких как бактерии. Маргулис выдвинула гипотезу, что митохондрии (клеточные органеллы, которые

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Муравьи, кто они? автора Мариковский Павел Иустинович

Семья и забота о потомстве Воспитание потомстваИнстинкт заботы о потомстве сильно развит у муравьев. При опасности, разорении муравейника, нападении на него врагов, муравьи, прежде всего, бросаются спасать свое потомство: яички, личинок, куколок, в то время, как другие

Из книги Генетическая одиссея человека автора Уэллс Спенсер

8 Значение культуры В начале времен, когда был создан мир и родились боги, у каждого из них была своя обязанность по сохранению земли. Их тяжкий труд привел к жалобам и требованиям найти лучшее решение. Однажды богиня воды Намму решила создать из глины человека. Это

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

8 Значение культуры Эпиграф к этой главе - переложение мифа о сотворении, взятое из книги Артура Коттерелла «Энциклопедия мировой мифологии» (Arthur Cotterell. Encyclopedia of World Mythology. - Paragon, Bath, 1999).Сокращенную версию бортового журнала Кука с корабля «Резолюшн» можно найти в книге

Из книги По следам минувшего автора Яковлева Ирина Николаевна

Значение углеводов Углеводы играют особую роль среди веществ, поступающих в организм с пищей, поскольку именно они являются основным, а для нервных элементов – единственным источником энергии для клеток. Поэтому уровень углеводов в крови – один из важнейших

Из книги Мир животных. Том 5 [Рассказы о насекомых] автора Акимушкин Игорь Иванович

Социальное значение На высокую ценность этого качества – управляемости – указывает распространенность фамилии Смирнов, самой популярной русской фамилии после библейских Иванов и Петров. Основной массе населения русского государства фамилии стали присваивать с

Из книги Почему мы любим [Природа и химия романтической любви] автора Фишер Хелен

Гносеологическое значение имитации Подражательное, имитационное обучение имеет важный аспект – обучение путем аналогии, т. е. самоподражательное. Человек, усвоивший некое понятие, чтобы научиться его использовать, должен рассмотреть ряд конкретных примеров

Из книги Животный мир Дагестана автора Шахмарданов Зияудин Абдулганиевич

БОЛЬШИЕ ЗАБОТЫ МАЛЕНЬКОЙ ДВИНИИ Кончилась короткая прохладная ночь пермского лета. Как всегда, первым проснулся ветер, вдруг всколыхнувший сонные лапы вальхий и седые от росы веера папоротников. Затем проснулась вода, поймавшая еще неяркие перламутровые отблески

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Свадебные танцы и, увы, семейные заботы Это редкое и незабываемое зрелище! К сожалению, не многим из людей повседневные заботы позволяют присутствовать на спектаклях, которые по весне церемонно разыгрывают пауки-волки перед капризными своими паучихами. Доктор У. Бристоу

Из книги автора

«Особое значение» Одно из первых значительных изменений, происходящих с вашим сознанием, когда вы влюблены, связано с тем, что объект любви приобретает для вас, как говорят психологи, «особое значение». Любимый человек кажется необыкновенным, уникальным, самым важным

Из книги автора

Из книги автора

Родительский вклад (почему у большинства животных самки чаще заботятся о потомстве) Теория Р. Фишера прояснила одну из загадок теории полового отбора Ч. Дарвина. А именно: каким путем могли возникнуть и сформироваться предпочтения в выборе полового партнера. Однако и в

Как известно, для успешного существования биологического вида, каждое поколение его представителей должно оставить после себя потомство, способное к размножению. Успешность его выживания в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. В процессе родов и последующем процессе ухода за потомством реализуется главным образом инстинктивное поведение. Так, например, сразу же после выхода плода из родовых путей самка млекопитающего освобождает его от плодных оболочек, перегрызает пуповину, съедает плодные оболочки и послед и активно облизывает новорожденного. Детеныши самки, которая не осуществляет первичный уход за ними, в природе обречены на гибель, с ними элиминируется и сам этот, в большой степени наследственно обусловленный, признак.

Успешность выживания потомства в огромной степени зависит от адекватности поведения родителей, являющейся важным фактором естественного отбора. Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. К моменту деторождения у самок начинают проявляться родительские инстинкты, выражающиеся, прежде всего, в устройстве логовищ, нор и других убежищ для будущего потомства. Особенно ярко проявляются родительские инстинкты при непосредственной опасности, грозящей гибелью потомству.

Материнское поведение

Подготовка к родам

Материнское поведение суки развивается под воздействием специфических гормонов. Оно начинает проявляться незадолго до наступления родов, причем время его включения может значительно различаться в зависимости от породы и индивидуальных особенностей роженицы. Первый элемент материнского поведения – это устройство логова для потомства. Если суки ряда заводских пород практически не заботятся о подготовке места для будущих щенков, ограничиваясь лишь рефлекторными перекапыванием собственной подстилки и разных мягких вещей в доме заводчика, то у собак пород народной селекции и у парий картина иная. Наиболее простой вариант убежища – труднодоступное укрытие, будь то лазейка под поленницу или короб канализационного коллектора. Суки ездовых собак при традиционном содержании устраивают неглубокую нору под помостом, к которому привязана упряжка, рыть глубокую нору им не позволяют мерзлота и вода. Основательные норы делают суки среднеазиатской овчарки в естественных условиях. Вход в нору располагается, как правило, в тени, рядом с каким-нибудь укрытием, например, камень, глинобитная стенка, складка рельефа. Размеры норы с гнездовой камерой, сооруженной в очень твердом грунте, потрясают воображение – в ней без особых неудобств может поместиться взрослый мужчина. Понятно, что выкопать подобное убежище даже при выносливости и силе этих собак за пару дней не удастся.

К дородовому материнскому поведению можно отнести и оберегание себя. Опытные суки в ряде случаев уже вскоре после вязки резко меняют поведение, начиная избегать тяжелых физических нагрузок, вымокания, переохлаждения.

Поведение при родах

Полностью материнское поведение формируется в ходе рождения первого щенка. При поедании околоплодных оболочек и при облизывании околоплодных вод со шкурки новорожденного, собака получает большое количество гормонов, в том числе окситоцина, которые, с одной стороны, стимулируют нормальное протекание родового процесса и отделение молока, а, с другой стороны, запускают сложную совокупность реакций ухода за новорожденными. То, что уход является активируемым, самоподкрепляющимся процессом видно по обращению матери, особенно неопытной, с первым щенком. Сначала она вылизывает новорожденного как бы нехотя, прикасаясь к нему короткими движениями языка через заметные промежутки времени. Постепенно ее движения ускоряются, она явно возбуждается, лижет малыша без остановки, переворачивая его с боку на бок, энергично обкусывает пуповину. Молодые первородящие суки зачастую увлекаются настолько, что мешают новорожденному закрепиться на соске и буквально выдирают пупочный канатик. С появлением второго и последующих щенков сука несколько успокаивается, распределяя свое внимание, но ее желание вылизывать малышей, массировать их остается очень сильным.

Необходимо отметить, что, если сука с нормальным материнским поведением постоянно «теряет» одного или нескольких щенков, откатывая в сторону или даже закапывая в подстилку, то такие детеныши имеют какие-либо врожденные чаще всего несовместимые с жизнью нарушения. Некоторые суки, подобно диким зверям поедают нежизнеспособных и мертвых новорожденных.

Раннее послеродовое поведение

После родов стремление заботиться о щенках превалирует над всем: многие суки в первые сутки просто не покидают гнезда. В следующие дни они отходят от щенков только на считанные минуты – утолить жажду, голод, естественные надобности. Уход за новорожденными отнимает у суки много времени. Сука массирует языком живот и околоанальную область малышей, поскольку у них в первые дни после рождения сфинктеры мочеиспускательного канала и прямой кишки могут расслабляться только под влиянием внешней стимуляции и самопроизвольно мочеиспускание и дефекация не происходят. Вылизывание всего тельца щенка является хорошим массажом: улучшается кровоснабжение кожи, с поверхности ее удаляется грязь. Благодаря высокому содержанию лизоцима в слюне собаки, вылизывание предохраняет очень нежную кожу новорожденного от поражения болезнетворными микроорганизмами.



Помимо вылизывания, мать греет детенышей собственным телом, – их собственная терморегуляция несовершенна. Постоянное нахождение матери рядом со щенками обеспечивает тем кормление в любой момент: едят они в первые дни жизни помалу, но часто. Стоит щенку проснуться, как он немедленно присасывается к соску, насытившись же – сразу засыпает.

По мере подрастания щенков молока может не хватать. В естественных условиях в этом случае происходит дальнейший отбор матерью детенышей. Она ориентируется на наиболее крепких и развитых, чаще вылизывая их, позволяя им подолгу держаться на сосках. Более слабых отталкивают собратья, и мать перестает обращать внимание на их писк и попытки добраться до сосков.

Прекрасной иллюстрацией этого факта служит сообщение биолога Я. Бадридзе, много лет наблюдавшего поведение волков и волко-собачьих гибридов. С ростом численности волков количество гибридов, имеющих выраженные собачьи признаки, начинает резко сокращаться, причем не только за счет прямого их уничтожения видом-конкурентом. В гибридных пометах происходит расщепление: часть щенков ближе по признакам к волчатам, часть – к собакам. Волчата развиваются быстрее, щенки-собаки отстают. Матери, как волчицы, так и суки, отдают предпочтение детенышам-волчатам, щенки-собаки могут погибать от голода. Похожие картины наблюдаются и у сук среднеазиатских и кавказских овчарок, когда матери явно предпочитают крупных щенков мелким, то и дело «теряя» мелких в логове. При осмотрах нор среднеазиатских сук в местах традиционного разведения, во многих из них обнаруживаются мумифицированные трупики щенков разного размера, тогда как суки выходят из логова с одним-двумя щенками.

При этом рождение единственного мертворожденного щенка в ряде случаев оказывает на суку крайне тяжелое действие. В то же время изгнание мертвого плода при большом количестве живых щенков обычно оставляют суку равнодушной. Тяжесть ситуации связана с тем, что в данном случае материнское поведение включается полностью: ведь сука не только устроила гнездо, родила щенка, она еще и облизала его, теперь он должен был бы найти сосок, но этого не происходит. Подобный сбой программы – отсутствие объекта ухода, притом, что мать видит щенка, касается его, приводит ее в состояние сильнейшего нервного перенапряжения. Раз за разом пытается она пробудить детеныша к жизни, вылизывая его, подталкивая носом. Попытка забрать трупик приводит суку в состояние ярости и сильнейшего беспокойства. Зачастую сука более суток не отходит от погибшего щенка, ее не удается вывести даже силой, так она кричит и рвется обратно. Она теряет интерес к трупу лишь с появлением запаха разложения, но и после этого долго ищет щенка. В случае, когда роды протекают под контролем со стороны человека, щенка родившегося мертвым необходимо убирать как можно скорее, чтобы не стимулировать развития материнского поведения у суки. Так же необходимо поступать и со щенками, которых заводчик не планирует оставлять, например, беспородных, полученных от случайной вязки.

Помимо ухода и кормления, сука защищает своих детенышей от врагов, при этом наиболее опасными для них оказываются другие суки. Инфантицид у диких собак и аборигенных пород являются проявлением материнской агрессии и служат механизмом регуляции численности. Не редки подобные случаи и у собак пород заводской селекции, чаще всего они наблюдаются при скученном содержании собак.

Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков

По мере роста щенков мать продолжает ухаживать за ними, но ее отлучки становятся чаще и продолжительнее. При этом сука не отходит далеко, просто она начинает избегать длительных тесных контактов с уже активно двигающимися малышами. В ее тепле они уже не нуждаются, – если холодно, щенки могут греться, сбиваясь в кучу. Частое вылизывание теперь также не нужно, поскольку мочеиспускание и дефекация уже регулируются самим щенком. Мать продолжает лишь поддерживать чистоту в гнезде, подлизывая экскременты щенков.

Примерно к трехнедельному возрасту молока у многих сук при наличии большого выводка не хватает уже всерьез. Сука принимается прикармливать щенков, отрыгивая им пищу или принося добычу в зубах. В это время она охотно принимает помощь кобеля-отца, и других членов группы в прокормлении молодых и заботе о них. У щенков некоторых пород, в особенности аборигенных, в этом возрасте появляются из десен кромки резцов. После нескольких безуспешных попыток сосать твердую пищу маленькие хищники обучаются скоблить мясо только что прорезавшимися зубами, отрывая по волоконцу. К месяцу выжившие щенки, их в естественных условиях остается мало, активно едят твердую пищу, начинают выбираться из логова и играть рядом с ним.

Сука продолжает кормить щенков молоком, но уже не лежа, а стоя. Щенки вынуждены балансировать на полусогнутых задних лапах, придерживаясь передними за сосок. Понятно, что в такой позиции драки, которые стали обычными при дележе мяса, оказываются невозможными. Длительность кормления составляет две-три минуты, за которые подросшие щенки успевают выдоить мать досуха. При нормальном питании матери, лактация у нее может продолжаться до 1,5–2,5 и даже более месяцев, что связано также с породой и индивидуальными особенностями.

Вылизывает теперь детенышей сука редко, это скорее жест расположения, когда язык касается мордочки и ушей, чем гигиеническая процедура. Убирать в логове она обычно перестает, когда доля молока в рационе щенков резко уменьшается. У щенков начинает проявляться гигиеническое поведение. Логовом теперь семья пользуется все реже, скрываясь в нем лишь от дождя или от жары, а также при появлении возможных врагов.

Позднее материнское поведение

Мать начинает играть с детенышами, как только те могут активно двигаться, однако, с наступлением второго периода социализации, она играет с ними чаще и дольше, разнообразя игры.

Щенки в игре обучаются владеть своим телом, затаиваться и нападать, драться, убегать и ловить. В зависимости от породы продолжительность и сложность обучения приемам борьбы может быть различной.

Создается впечатление, что опытная сука занимается обучением вполне последовательно, показывая щенкам приемы, которые им просто выполнять в этом возрасте, и всячески поощряя отработку этих приемов друг на друге, и на ней самой. Через некоторое время приходит очередь другого навыка.

Пока щенки немногим старше месяца мать просто позволяет им лазить по себе, грызть лапы, складки шкуры, приглашает их побегать за собой, давая обязательно догнать. Более старших щенков мать учит опрокидывать противника рывком снизу за переднюю лапу. Как только щенок правильно захватывает ногу матери, она немедленно падает на бок, позволяя ему теребить себя. Обучившийся щенок тут же проверяет навык на братьях и сестрах и в течении нескольких дней все семейство то и дело хватает друг друга за лапы и валит на землю. Тогда же отрабатывается умение беречь передние конечности во время драки.

После этого цикла сука учит щенков при игре в догонялки срезать углы и пользоваться препятствиями. Интересно, что эта игра, все более усложняясь, проходит через все детство и молодость собаки. При этом мать определенным образом «натравливает» всех щенков на одного, которого те дружно преследуют. Щенок может выступать в роли «жертвы» считанные минуты, а может и целый день. Вполне вероятно, что в этой игре молодняк обучается не только приемам ловли добычи, но и имеет возможность испытать разные социальные роли, будучи то гонимым, то гонителем.

Игры щенков разных пород несколько отличаются. Например, среднеазиатская овчарка обучается способам сбивать врага ударом корпуса, хватке за горло в пах, что, несомненно, необходимо уметь делать волкодаву. С другой стороны, у борзых, где можно было бы ожидать развернутого обучения именно ловле добычи, сложность игры в догонялки не отличается от других пород.

Сука рано начинает обучать щенков правилам «жизни в обществе», показывает, что слишком шумные игры не приветствуются. Маленького щенка, когда он теребит всех подряд и постоянно пристает к матери, она может успокоить, вынудив принять позу подчинения. Для этого сука мордой переворачивает щенка на спину и несколько раз тычет его носом в живот, как бы фиксируя позу.

Во втором периоде социализации, когда в выводке начинаются драки за установление первичной иерархии, сука, а зачастую и кобель добиваются, чтобы щенки переходили к ритуализированным взаимодействиям. Наиболее активного и энергичного щенка, часто причиняющего боль другим, обучают понятию «чужая боль». Щенка постоянно треплют, теребят за шкуру, сбивают с ног, добиваясь от него криков боли, лишь тогда потенциального жесткого доминанта отпускают. Щенка могут воспитывать чуть ли не всей стаей и не один день, пока он не запомнит, что в ответ на сигнал боли противника следует отпустить.

Отцовское поведение

По мере взросления щенков в их воспитании все чаще принимается участие отец, поэтому уместно теперь разобрать родительское поведение кобеля. По сути своей этот комплекс совершенно не родственен материнскому поведению. Прежде всего, для его включения не требуется специфической гормональной стимуляции. Кобель, заботящийся о потомстве, демонстрирует целый набор элементов, связанных с уходом высокорангового животного за низкоранговым.

Отношение к подсосным щенкам

С очень маленькими щенками кобель обычно не контактирует, поскольку сука стремиться никого из стаи не подпускать близко к гнезду. При низком уровне внутристайной агрессии, как это наблюдается, например, у борзых – щенков обычно не прячут, но и там кобели не проявляют к ним интереса, пока те не начнут активно двигаться. Недавно повзрослевший кобель, ни разу не видевший новорожденных щенков, может их обнюхать, как любой незнакомый объект.

Кобель охраняет логово совместно с сукой, либо в отсутствие той. Подобная охрана оказывается необходимой в естественных стаях, поскольку, одной матери физически трудно уберечь выводок от возможных опасностей. Защита территории вокруг логова в пределах территории стаи укрепляет дружескую привязанность между кобелем и сукой, и вне сезона размножения позволяет им вместе иметь более высокий статус, чем порознь.

Кобель помогает суке добывать пищу и для нее самой, пока она не отходит далеко от логова, и для щенков, когда те переходят на смешанное кормление.

Отношение к щенкам на второй стадии социализации

Когда щенки начинают бегать, они с интересом и радостью подходят к любой появившейся у логова собаке. Подбежавшие к кобелю щенки обступают его, крутятся под брюхом, пытаются подпрыгнуть и лизнуть его в морду. Если щенки оказываются достаточно назойливыми, кобель иногда отрыгивает немного пищи. Он может улечься и позволить малышам грызть лапы, хвост, оберегая лишь область гениталий. Когда щенки становятся совсем нестерпимы, кобель встает и уходит, не пытаясь умерить их активность, как поступила бы сука.

Когда щенки входят во второй период социализации, кобель уже активно общается с ними, обучает, как и мать, приемам борьбы, охоты, но особенно старательно – правильному социальному поведению.

Интересны демонстрации угрозы, которые кобель адресует щенкам. Помимо обычных агрессивных демонстраций в виде рычания и оскала, достаточно часты подчеркнутые изображения намерений. Кобель преувеличенно показывает, как он сурово накажет провинившегося щенка. Он как бы надувается, преувеличенно сопит, топает ногами, преследуя убегающего с визгом щенка.

Родительское поведение по отношению к подросткам

Когда щенки окончательно покидают логово и начинают передвигаться совместно с родителями, те следят за тем, чтобы детеныши держались поблизости, оберегают их от опасностей, показывают новые виды корма. И мать и отец передают потомству опыт, обучая на собственном примере, заставляя растущую собаку делать все, как они. Учитывая, что для общественных животных характерно подражание, обучение на примере оказывается очень действенным. Взрослые собаки показывают молодым, чего надо избегать в окружающем мире, а чего бояться не следует.

Весьма поучительно в этом плане поведение собак-парий, обитающих в мегаполисах с очень сложной и опасной для животных средой. Родители показывают щенкам маршруты, на которых можно собирать пропитание, проводя молодых от задних дверей мясного к окну столовой, оттуда к проходной завода и т. д. При этом путь обычно пролегает в стороне от оживленных дорог. Когда в городе активно ведут отлов беспризорных животных, собаки-парии заставляют молодняк спасаться бегством при виде подозрительно остановившейся машины, либо человека, направляющегося в их сторону.

Интересно наблюдать, как обучают подростка переходить через улицу. При наличии подземного перехода многие стаи оседлых парий пользуются только им. Если же перехода нет, родители, подойдя к бровке тротуара, останавливают молодого, зажимая его между собой. Далее, тыча носом и прихватывая за шкуру, заставляют повернуть голову налево, стоят, выжидая большого интервала между машинами. Тогда следует перебежка до осевой и все повторяется: остановка, поворот головы направо, выжидание, переход через вторую половину улицы.

Довелось наблюдать, когда в такой ситуации один щенок отстал от семьи, заметался посреди дороги и чуть не угодил под колеса. Когда он все-таки добрался до обочины, родители сбили его с ног и долго стояли над ним, угрожающе рыча. Налицо был явный воспитательный акт.

Другое наблюдение. Группа из четырех щенков-подростков с лаем гоняет по сугробам домашнюю собаку – крупного метиса лайки, гуляющего без хозяина. Поведение щенков явно носит охотничий характер. Поодаль, с двух сторон от охотящейся стайки движутся две взрослые собаки, очевидно родители, наблюдающие за действиями детей. Как только лайкоид в панике скрывается в подъезде, взрослые собаки немедленно уводят молодняк. Сценка очень похожа на поведение семей волков при обучении молодых охоте на серьезную дичь.

Отношения со взрослыми детьми

Чем старше становятся щенки, тем меньше заботятся о них родители, но зачастую своеобразные узы лояльности сохраняются с совершенно взрослыми детьми.

В естественных стаях дети прошлого года могут помогать в воспитании младших детенышей. Не редки случаи, когда старшая дочь становится «теткой» для младших, чистит их, воспитывает, порой даже начинает лактировать вслед за матерью. Хорошо вырастившая щенков мать сохраняет определенное превосходство и над взрослыми сыновьями, во всяком случае, эти кобели не пытаются над ней доминировать. Не только в естественной стае, но и при питомническом содержании, часть щенков проводит с матерью практически весь второй период социализации. Такие кобели, встретившись с матерью даже по истечении 2–3 лет, безоговорочно признают за ней право старшинства, охотно играют, зачастую демонстрируя чисто щенячьи элементы поведения.

РАЗДЕЛ II

ОНТОГЕНЗ СОБАКИ

Встреча 44. КАК ЗВЕРИ ЗАБОТЯТСЯ О СВОЕМ ПОТОМСТВЕ?

Цель : рассказать учащимся о размножении зверей и уход за потомством; способствовать развитию речи, логического мышления; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

В чем проявляются особенности зверей по сравнению с другими животными?

К какой группе животных относятся люди?

Формы передвижения характерны для наземных и водяных зверей?

Какое значение в жизни зверей имеет лес?

Докажите, что животные - самые развитые среди животных.

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете больше о размножении зверей и уход за потомством.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 117-118)

Вспомните! Как звери приспособились к жизни в разных природных условиях?

Что рассказал Мудрый Лесовичок о размножении зверей?

Какие периоды в жизни зверей можно выделить в течение года?

Какие важнейшие из них?

Расскажите, как звери готовят укрытия для своих будущих малышей.

Признак для всех зверей является общей?

Рассмотрите фотографии нас. 117 и 118. Расскажите, что на них изображено.

Звери рождают детей, вскармливают их молоком. Вспомните, как заботятся о своих детенышей ваши кошка или собака, как они оберегают свое потомство. У многих зверей молодняк длительное время остается с родителями, перенимает их опыт. Благодаря этому детеныши учатся выживать в природе.

Выводы

Звери выкармливают своих малышей молоком и заботятся о своем потомстве. Этим они существенно отличаются от других животных.

Самым важным периодом в жизни зверей есть период размножения и заботы о потомстве.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

Как звери общаются между собой? Для общения животные используют различные сигналы. Они издают звуки, которыми предупреждают об опасности. Например, когда обезьяна увидит леопарда, подкрадывающегося к стае, она начинает вопить, и остальные обезьяны убегают от опасности.

Звери подают сигнал тревоги с помощью цветных пятен. Когда олень чувствует опасность, он настораживается и поднимает хвост. Под хвостом у него есть большое ярко-белое пятно - «зеркало». Ее сразу замечают остальные оленей и готовятся к встрече с врагом.

2. Исследовательский практикум

Как животные заботятся о своем потомстве?

Большинство животных-родителей беспокоятся о своем потомстве. Например, у некоторых птиц птенцы появляются на свет голыми и беспомощными. Они быстро растут, а потому им нужно много еды. Нелегко приходится птицам - родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм (насекомых) 300 раз на день, синицы - 400 раз. Впоследствии птенцы покидают гнездо. Хотя они уже покрыты перьями, однако еще плохо летают. Не могут самостоятельно питаться. Родители все это время кормят своих птенцов и защищают от врагов, даже пытаются отгонять от птенцов кошек или собак.

Животные заботятся о своем потомстве по-разному: вылизывают, оберегают, учат ходить, летать или плавать, защищаться, кормят молоком, а потом показывают съедобные растения, учат охотиться. Обычно о детях заботится мама, но бывают и исключения. Животные заранее выбирают территорию, тщательно охраняют и готовят укрытия для будущего потомства - гнезда, норы, берлога.

Новорожденные детеныши прежде всего нуждаются в пище. Самки млекопитающих выкармливают своих детенышей молоком. Птицы в течение нескольких недель много раз на день должны вкладывать в клювики вечно голодных птенцов корма.

Новорожденные детеныши также нуждаются в тепле. Птицы несколько дней согревают своих птенцов, пока те не покроются пухом. Однако птенцы выводковых птиц (фазаны, куры и др.) появляются на свет хорошо развитыми и сразу же покидают гнездо, повсюду следуя за матерью.

Детеныши копытных рождаются вполне развитыми и способными самостоятельно передвигаться. Матери тщательно их вылизывают и подталкивают носом, побуждая подняться на ноги - иначе малыши могут стать легкой добычей хищников.

Детеныши сумчатых животных появляются на свет, когда у них хорошо развиты только передние конечности и рот. Дальнейшее развитие происходит в сумке матери.

Хищники обычно живут несколько месяцев вместе, за это время они учат малышей всему, что необходимо им для жизни: охота, погоня, маскировка, нападение, разделка пойманной туши и т. др.

Королевские пингвины по очереди заботятся о малыше. Самка откладывает одно яйцо и передает его самцу, который и высиживает его. Самка в это время запасается пищей. Мать возвращается, когда малыш вылупился, а отец отправляется есть. Малыша учат запасать жир, плавать, кататься на животике и ходить, опираясь на хвост.

Медвежата живут с матерью 2-3 года, вместе со старшими медвежатами.

Слоны и некоторые виды обезьян живут с детенышами около 8-10 лет. В воспитании потомства принимают участие почти все взрослые члены группы: старшие братья, сестры, самки без собственных детей. Они следят за малышами, кормят, ухаживают их, играют с ними.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Составьте рассказ о жизни какого-нибудь зверя на выбор, за жизнью которого вы имеете возможность наблюдать, самостоятельно.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

- Подумайте: как можно защитить зверей на нашей планете.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В общении с малышами люди и животные очень похожи. Вот как выглядит забота о маленьких в животном мире. Слонихи могут усыновить чужого слоненка, о котором не заботится собственная мать. Недаром существует мультфильм о мамонтенке, за которым придет мама.
Чем больше и крупнее животное, тем больше внимания и заботы уделяется детенышу. Животные, которые рожают чаще и большее количество детенышей, уделяют куда меньше внимания потомству. Здесь качество компенсируется количеством. И если умрут 2-3 членов потомства, остальные выживут, и популяция будет поддерживаться.
Львы сопровождают львенка на прогулке.
В жару в молоко самки бегемота выделяется защитный пигмент, и мама кормит малыша красноватым молоком.
Поскольку детеныши рождаются голенькими, мама-белка заботливо кутает их мхом, когда убегает из гнезда.
Самки броненосцев могут заморозить беременность, если условия неблагоприятные, и родить малыша через два года. А еще самки броненосцев рожают только детенышей одного пола. Начала рожать самок, и будет их рожать. А другая самка будет рожать только самцов.

Детеныши выдры рождаются слепыми. Мать кормит их в течение нескольких месяцев: сперва своим молоком, потом ловит им рыбу, спустя какое-то время детеныши уже могут заботиться сами о себе.
Голуби, хотя о них говорят очень много хорошего, достаточно разные по поведению существа. У них очень разные характеры. Один самец будет помогать своей самке кормить малышей. А другой их заклюет. Совсем как люди.
Спустя час родившийся детеныш жирафа уже прочно стоит на ногах, а спустя шесть часов после рождения уже бегает и может есть траву.
Некоторые виды крокодилов возят своим детенышей во рту или на голове самки, а то ретивые папаши могут их скушать.
Лебедицы прекрасные матери. Практически постоянно они посматривают: все ли хорошо у их малышей, вычесывают им клювом перышки, заботливо катают под крылом.
Папа-лис помогает семье кормиться. Лисы растят от 3 до 13 детенышей, все зависит от кормовой базы. Если год урожайный, то лисы рожают чаще и больше лисят.
Обучение навыкам жизни происходит в форме игры. В этом смысле львы достаточно уникальные животные.
Медвежата рождаются слепыми и глухими, через несколько дней начинают видеть, слышать, кушают траву, кузнечиков, основной корм приносит мать, а помогают растить старшие дети, пестуны.
Через 3-4 года пестуны подрастают, малыши сами становятся пестунами. Отец-медведь в воспитании потомства не участвует.
В хороший год самка мыши-полевки приносит до 8 пометов, в каждом из которых 10-15 детенышей.
У самки виргинского опоссума рождается до 25 малышей. А сосков всего десять. Выживают самые нахрапистые и голодные детишки.
Когда в семействе пингвинов появляется яйцо, самки уходят в море на 3-4 месяца, а яйцо высиживает папа.
Суслики выводят по 6-8 детенышей. Во время весеннего гона первыми просыпаются самцы, начинают свистеть, будят самок. А те кричат хриплыми протяжными голосами. Цапли нерадивые мамаши: когда прилетает коршун, они могут позволить ему унести цыпленка, даже не сопротивляясь. К тому же цапли достаточно пакостливые птицы: только и ждут момента, чтобы разорить гнездо соседки или разворошить траву, где спят чужие птенцы. А такие красивые, казалось бы!