Самое мощный корабль 19 века. Самые большие парусные суда

Морская история XVIII века ознаменовалась появлением ещё одного, помимо флота Англии, Голландии, Швеции, Франции, сильного представителя, а именно Российского флота.

И если флот Англии отвоёвывал свои интересы по побережью от Ла-Манша до Гибралтара, и далее до Средиземного моря, в Северных морях господствовали Датский Королевский флот и Шведский флот, начавшие Северную войну, к концу которой Российская Империя стала гегемоном в волнах Балтики и будущим противником английского флота.

Самые сильные корабли в начале 18 века

К началу XVIII века каждый флот располагал флагманами, наводившими страх на противника.

«Король Карл» — Швеция

Konung Karl — 1694 года постройки — представлял один из пяти линейных кораблей 1-го ранга, имевшихся на начало Северной войны. Его параметры:

  • Водоизмещение 2650-2730 шведских тонн.
  • Команда в 850 моряков.
  • Укрепленных орудий: 100, с дооснащением до 108.
  • Калибры орудий: 10×36, 22×24, 30×18, 28×8, 18×4 в фунтах.
  • Огневая мощь: 1724 фунта из 108 орудий, при величине шведского фунта в 425,1 грамм.

«Fredericus Quartus» Дания-Норвегия



Датско-Норвежская флотилия располагала новым линейным кораблем, спущенным на воду в 1699 году, обладавшим:

  • Водоизмещением 3400-3500 тонн.
  • Калибром орудий: 28×36, 32×18, 30×12, 20×6 фунтов, при величине датского фунта 496 грамм.
  • Залповой орудийной мощью: 2064 фунта.
  • В количестве 110 орудий.
  • Комплектом команды в 950 моряков.

«HMS Royal Sovereign» Британская империя

Ройял Суверен — стопушечный линкор первого ранга на парусной тяге, вышедший в 1701 году из верфи Вулвича. Обладал:

  • Водоизмещением 1883 тонны.
  • Длиной 53 метра (174 фута по гондеку).
  • Шириной 15 м (или 50 фут. по мидельшпангоуту).
  • Глубиной интрюма 20 фут. (около 6 м).
  • Орудийная артиллерия распределялись: 28 на гондеке 42- и 32-фунтовых пушек, 28 на средней батарее мидельдека 24 фунт. пушек, 28 на следующей нижней палубе опердека 12 фунт. пушек, 12 на шканцах и 4 на баке 6 фунт. пушки.

Принимал участие до последующей перестройки в Войне за испанское наследство.

Самый мощный военный корабль в конце 18 века

Британское корабельное производство придерживалось серийности изготовления прототипа HMS Victory, вплоть до выхода из верфи в 1787 году последнего стопушечного образца Queen Charlotte, когда начало строительство более крупных экземпляров флагманских кораблей 1-го ранга соответствия, оснащённых большим числом тяжелого вооружения.

Таким стал потомок французского линкора в британском исполнении «hms royal sovereign», после 6 лет строительства в верфи Чатема сошедший на воду в 1795 г. Несмотря на обладание высокопарусной оснасткой, его ходовые качества, маневрирование и предельная скоростность хода не могли служить таким кораблям залогом преимущества. Но несомненным главным достоинством и основным, и решающим залогом победы служило мощнейшее вооружение:

Численность 110-ти орудий распределялась:

  • 32 фунт. пушек в количестве 30 на гондеке,
  • 24 фунт. пушек в кол. 30 на мидельдеке,
  • 18 фунт. пушек в кол. 32 на палубе опердека,
  • 12 фунт. пушек в кол. 14 на шканцах, и на баке – 4.

HMS Ville de Paris стал самым крупным линейным трёхмачтовым кораблём того времени. Обладал внушительными параметрами:

  • Водоизмещением 2390 тонн.
  • 190 англ.фут. по гондеку в длину.
  • 53 англ.фута по мидельшпангоуту в ширину.
  • 22 англ.фута глубина интрюма.

История отдаёт предпочтение английским кораблям перед испанскими, несмотря на их более внушительное оснащение и вооружение, поскольку ни один из британцев не был уничтожен в бою в течение всего 18 века. Немаловажным при этом оказались умелая тактика ведения морского боя и талант адмиралов Королевского флота.

Новые виды кораблей 18 века

На начало XVIII века типичный британский корабль 1 ранга был трехдечным, 90-100 пушечным, с водоизмещением от 1900, а позже свыше 2000 и более тонн, с требованием выше 500 единиц в составе команды.

К концу века в классификации First Rate линейный трёхдечный корабль имел до 130 пушек вооружения. В полном оснащении корабли перевалили за 2500 тонн с размещенными в нижней палубе тяжелыми 40 фунтовыми пушками. Однако низкая осадка судов и неспокойные волны не всегда давали возможность использовать мощь батарей на нижней палубе.

Изобретенная голландцами линейная тактика ведения морского боя, при выстраивании кораблей в линию и ведении шквального огня тяжёлой артиллерии, на столетие определила тактику боя с использованием класса линейных кораблей высшего ранга и фрегатов.

Принятый в Адмиралтействе класс ранжирования по размерам, требованиям к количеству команды, численности пушек на орудийных палубах, мощи вооружения соответствовала:

  • Трехпалубным кораблям 1го и 2го ранга, числом от 100 пушек;
  • Двухпалубным кораблям 3го и 4го рангов, числом менее 100 штук с наиболее практичными 32 фунт. и 24 фунт. орудиями.

На трехпалубном британском линкоре «Queen Charlotte» водоизмещением 2280 тонн в 1793 г. размещались батареи пушек в количестве:

  • 30х 32-фунт. на гондеке,
  • 30х 24-фунт. на мидельдеке,
  • 30х 12-фунт. на опердеке,
  • 4х 12-фунт. и 20 карронад на баке, шканцах, юте.

корабль «Сантисима Тринидад»

Флот Испании выглядел внушительно: сверхмощный 136-пушеч. четырехдечный гигант «Santisima Trinidad» и десять 112-пушеч. кораблей. Превосходить их по водоизмещению могли корабли Франции с большим размером и весом. «Commerce de Marseille» весил около 2750 тонн, был мощно вооружен 36-фунт. (номинал в 40 англ. фунтов) пушками.

Новые технологии в военно-морском деле

Велик вклад британских кораблестроителей в конструкцию линкоров. Строительство на королевских верфях велось долго и тщательно, отборному корабельному лесу требовалась многолетняя выдержка. На службе эти дорогущие экземпляры корабельного искусства состояли несколько десятилетий.

Строгая приверженность основным принципам кораблестроения делала процесс усовершенствований медленным до самого конца XVIII века. В действительности совершенствовались конструкции не только британских линкоров, нужно отметить достижения испанцев.

Корабль «HMS Victory» на стапеле

Для улучшения управляемости больших судов с высокими палубами приобрели распространение голландские конфигурации рулевого колеса. В Британии при постройке новых кораблей с 1703 года стали использовать штурвал, который пришел на смену колдерштоку. В Испании этот процесс растянулся на продолжительное время.

К периоду Французской революции и правления Наполеона I, Британия имела крупнейшую в мире военную силу на море: полторы сотни линейных кораблей и несколько сот судов низших рангов.

Само определение «линейный корабль» утвердилось от изобретенной голландцами тактической схемы линейного боя, рассчитанной на прочность конструкции и пробивную силу : корабли, выстроившись в линию и полагаясь на прочность корпусов, выдерживали огонь артиллерии врага. При этом ответным огнём тяжелого вооружения разрушали вражеский флот.

В течение столетия размеры кораблей, участвовавших в линейном бою, менялись в сторону увеличения, оснащения дополнительных палуб для размещения огневых батарей, росла численность экипажа с ростом количества пушек. Опытным путем было проверено преимущество большего числа пушек перед увеличением калибра и тяжести вооружения.

В этом столетии тактическое понимание морского боя сместилось от авантюры смелых маневров в бою для достижения победы к удержанию стройности боевой линии и стратегической сохранности флотилии для быстрого восстановления боеспособности эскадры к новым атакам.

Эволюция кораблестроения

Понять эволюцию корабельных конструкций 18 века можно на примере испанского гиганта «Сантисима Тринидад». Линкор построили в Гаване в 1769 г. на крупнейшей верфи того времени в период совершенствования трехмачтовых округлых судов.

Успешность постройки всех навио зависела от древесины твердых пород с Кубинского и колониального побережья, которые была возможность использовать. Если британцы и французы из европейского дуба делали корпуса, из сосны строили реи и мачты, испанские корабелы применяли материалы отменного красного дерева, обладающего большей устойчивостью к грибковой сухой гнили в условиях высокой влажности, быстро превращающей деревянные конструкции из дуба в древесный трухлявый материал. Такое разрушение характерно для всех деревянных кораблей, потому обладание запасами леса твердых пород для строительства и ремонта судов было важным преимуществом.

Киль судна являлся продольной связующей остова, обеспечивая продольную прочность, скрепляя впереди форштевень, сзади ахтерштевень. Поверх крепились шпангоуты – ребра, обоюдно прикрепляемые внутри и снаружи. Далее следовали части соединений: брусья, вельсы, палубные поперечины, элементы бортовых наборов бимсов, карлингсов, ветвей шпангоутов.

Применение нагелей и кованых болтов должно было обеспечивать надежный крепеж тысячи деталей судов и скелета. Переход на металлические болты и нагели и от деревянных гаек к металлическим, обеспечение упрочнения свитых тросов и канатов для крепежа мачт и парусов определяли динамическое равновесие и устойчивость тяжёлых судов.

«Сантиссима Тринидад» стал единственным из военных кораблей 1го ранга с четырьмя палубами, рассчитанным на размещение до 144 орудий. Остальные были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2го ранга были трехпалубными, с расчётом на 80÷98 орудий. Корабли 3го ранга были двухпалубными на 74÷80 орудий.

Высота постройки навио 1го ранга от киля до верхней палубы сравни 5 этажному зданию.

В период Семилетней войны 1756–1763г.г. крупнейшие лин.корабли оснащались количеством в 50÷60 пушек. Однако ближе к окончанию века корабли с 64-мя пушками относились к рангу малых из участников линейного боя, а одного-двух стопушечников уже не было достаточно. Требовался костяк эскадры с сотней пушек на борту. Стандартным оснащением линкора в эпоху революций и войн Наполеона становится 74 орудия. Тогда же линейным стали ранжировать корабль с конструкцией минимум из 2х орудийных палуб, проходящих по длине от носовой части до кормы.

В отношении испанских навио средоточение мощной боевой артиллерии на палубах не уменьшало возможность данного вида судов выдерживать длительное время напор ближнего боя. Как пример, флагман испанцев «Сантиссима Тринидад». В сражении 1797г. у мыса Сент- Винсенте, при блокаде Гибралтара (1779 — 1782г.г.), при Трафальгаре противостояние мощнейшей залповой канонаде британских линкоров не позволило затопить громаду испанского судна.

Однако по-прежнему в век парусного хода мобильность флотилий определялась законами ветра, хотя прогресс в развитии парусной оснастки и надежность такелажа позволяли управлять очень тяжеловесными судами.

Самый сильный флот 18 века

Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции - Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

Морские сражения и войны 18 века

Англо-французское противостояние в начале века

Показателен пример морского сражения в Гибралтаре в августе 1704 г.

Флот французов состоял из 51 линкора от 50 до 96 пушек, включая 16 трехдечных, с общим числом выше 3600 единиц артиллерии. Располагал численностью в двадцать французских и испанских галер, приспособленных для тарана. Галеры с 4-6 тяжелыми орудиями на баке и экипажем свыше 500 человек каждая в составе трех эскадр представляли внушительную силу.

Союзники – голландцы и англичане – также имели 51 линейный корабль с 3600 орудий, но только 8 трехдечных. В целом обеспечивалось условное равенство сил противников: девять 80-пушечных английских кораблей равнялись по силе трехдечным французским кораблям с 84-88 орудиями, остальные силы составляли примерный паритет.

Английские корабли выстроились авангардом, центром с главнокомандующим Руком, арьергардом из голландских кораблей. А двадцати вражеским тяжелым галерам противостояли 2 малых линкора.

Сражение начиналось с боя авангардов и стремлением выхода на маневр с наветра. После 10 часов канонады центров в жестоком огне корабль против корабля, несмотря на пожары и значительные разрушения не было потопленных и взятых в плен кораблей. Из-за быстрого расхода арсенала боезарядов англичане понесли более заметный урон.

Тактика морского боя англичан – расстреливать корпуса кораблей и живую силу – приносила большие потери врагу. Тактика французов на повреждение мачт и такелажа лишала маневренности врага и давала возможность абордажного захвата.

Таким образом при равенстве сил перевес в бою достигался тактическим расчётом.

Англо-Испанские морские баталии в конце столетия

В сражении у мыса Сент-Винсенте в 1797 г. британцы вынудили испанские корабли отступить. Испанцы сохранили флот от полного разгрома, включая отход «Santissima Trinidad» к Кадису, где флотилия насчитывала 26 лин.кораблей.

Граф Сент-Винсент на борту 110 пушечника «Ville-de-Paris», получив подкрепление, повел из Лиссабона эскадру из 21 линкора к Кадису. Летом при присоединении внутренней эскадры Горацио Нельсона была организована морская блокада испанского порта, растянувшаяся на несколько лет.

Сражении в 1797 г. мыс Сент-Винсенте

Целью было вынудить испанцев выйти из гавани и навязать открытый бой, но те не предпринимали попыток прорвать блокаду, успешно отражая атаки британских кораблей и нанося им чувствительный урон с батарей форта. Однако англичанам удалось вынудить испанцев к бою, организовав нападение на залив.

После первой бомбардировки мортирами с подплывших кораблей, когда подошедшие испанцы ввязались в рукопашный бой и командующий Нельсон был близок к гибели, последовала вторая. С трех бомбардирских кораблей под прикрытием 74 пушек линкора и 2х фрегатов англичанам удалось нанести ущерб порту и флоту, вынудив отвести флот врага вне досягаемости английских орудий. В дальнейшем неблагоприятный ветер не давал британцам возможности к новым атакам и остудил их энтузиазм.

Нельсон решил поживиться добычей галионов из Нового Света, отправившись от Гибралтара к Канарским островам, где в сражении при Санта-Крус-де-Тенерифе он едва снова не лишился жизни, потерпел поражение и лишился руки.

До этого в столкновениях, включая генеральные сражения, абордажные стычки, десантные операции близ своих берегов, испанцы терпели поражения. Исключениями стали неудачи британцев в колониях Сан-Хуан, Пуэрто-Рико и Тенерифе, Карибы.

Предприняв обманные маневры, англичане высадили десант, один из которых был выбит с мола, другой пробился в город, где был окружен. А вторая колонна английских кораблей была отброшена за пределы гавани. Нельсон был вынужден капитулировать и с позволения губернатора столицы покинуть Тенерифе.

Провал на Тенерифе служит символом триумфа острова и поныне.

Роль вооружения корабля

Разница в вооружении определяла реальную огневую силу. Тяжелые орудия обладали малой дальнобойностью. Да и залпы крупнокалиберных расшатывали крепость корабля. Качество изготовления пушки определяло её точность, дальность, долговечность. Поэтому при равном количестве орудий огневая сила могла оказаться различной для разной тактики. В классификации корабля часто учитывали только палубные орудия с портами на место установки, и не считали дополнительные пушки на полубаке и квартердеке.

Поэтому колебание в исчислении числа пушек не было отражением силы линкора, а формальная общая масса бортового залпа линейного корабля не отражала поражающей силы и степени опасности.

Флот Англии 18 века

Значимость военного присутствия на море была велика, и повсеместно замечается влияние флота на исход событий на берегу, за счет быстрого перемещения по воде и высадки десанта при огневой поддержке. На море никто не рисковал становиться на пути британской флотилии: беспрепятственно властвуя на морских просторах, цели достигались без боя.

В Семилетней войне линейные корабли оснащали артиллерией из 50–60 пушек. К окончанию века корабли с 64 пушками отошли в ранг малых, силу эскадры определяло наличие более двух стопушечных линкоров. В период правления Наполеона класс линейных кораблей ранжировался 74-пушечными кораблями и конструкцией из 2х палуб орудийных батарей на протяжении от носа к корме.

Британские корабли серии класса Colossus играли существенную роль в период войн с бонапартистами. Тогда крупнейший в мире военный флот насчитывал 146 линейных и несколько сотен кораблей рангом ниже. Об открытых противодействиях не было слышно вовсе.

Флот Франции 18 века

Французские флотилии после битв у Гибралтара и Малаги избегали крупных морских сражений, участвуя только в крейсерских стычках. В последующие десятилетия не фиксировалось крупных морских сражений. Значимость французского военного флота ослабевала; эпизодически отмечалось участие отдельных эскадр в крейсерских операциях. Попытка в период Наполеона одержать верх над британской флотилией у мыса Трафальгар окончилась провалом для французов и гибелью Нельсона для англичан, которым в последующие за этим периодом годы везде был гарантирован успех.

В последнее десятилетие 18 века флот Франции располагал пятью линейными кораблями в 110 пушек и тремя в 118 пушек.

Французские корабли с 74-пушками признавались наилучшими в этом классе, их обводы использовались в проектах в начале следующего века.

Флот России 18 века

Эволюция Русского флота преодолела длинную дистанцию с течением 18 века: от судов Архангельских поморов до императорской флотилии на , Азовском и . Важными вехами для флота Империи стали:

  • Северная война 1700 - 1721 гг.
  • Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг.
  • Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг.
  • Русско-шведская война 1788 - 1790 гг.

В составе русского Балтийского флота в 1710 г. состояло 3 линейных 50 пушечных корабля 18, 8, 4-фунтового калибра орудий. В 1720 г. уже стало 25 боеспособных лин.кораблей.

Первая в истории России полновесная, значимая морская победа русского флота была одержана в Гангутском сражении над шведами в 1714 г. у финского мыса Гангут в Балтийском море. А под занавес Северной войны в 1720 г. около Аландских островов в Балтийском море в последнем сражении у острова Гренгам маневренные российские суда на мелководье нанесли ощутимый урон врагу. В итоге был положен конец безраздельному шведскому господству в северных морях у берегов Российской Империи.

В конце века в разгар турецкой войны Швеция при поддержке Великобритании, Голландии, Пруссии попыталась воспользоваться кажущимся преимуществом, начав боевые действия в Финском заливе. В итоге стало очевидным, что даже при благоприятных обстоятельствах борьба с Россией является безнадежным делом.

Флот Швеции 18 века

На начало Северной войны у Шведского Королевского флота состояло на вооружении в 1700г. 38 линкоров, 10 фрегатов, включая 5 кораблей 1го ранга. У противоборствующего Датского Королевского флота 29 лин.кораблей и 4 фрегата.

Победы русской армии на суше в противостоянии армии шведов оказались решающими исход Северной войны. Врага вытеснили с побережья, иссякли его тыловые ресурсы. Поэтому состояние флота становилось плачевным. Чувствительное поражение в 1710 от снова окрепшего Датского флота в Кёге-бухте ещё больше сократило размер притязаний Швеции в северных морях. После Гангутского сражения, обеспокоенная возросшим могуществом российской императорской армии и флотилии, Англия, создав военный альянс со Швецией, искала союзников на юге в Чёрном море.

До 1721 года Швеция смогла выстроить только 1 линейный корабль и 10 фрегатов для своего флота. Число лин.кораблей, как боевых единиц флота, сокращалось с 48 в 1709 г. до 22 в 1720 г.

В Гогландском сражении в 1788г., сильной некогда, шведской эскадре из 16 линкоров и 7 фрегатов в Финском заливе противостояли 17 лин.кораблей русского Балтийского флота.

Однако история столетия представляла разные варианты союзов и противоборств. Так в период Семилетней войны (1756-1763) - мирового конфликта интересов крупных держав -Англия стала союзником Пруссии - главного противника России,- а Пруссия не имела своего флота, Швеция выступала на стороне России, а основной задачей флота России становилось не допустить присутствия английских кораблей на Балтике.

В будущем переворачивание альянсов неоднократно характеризовало процессы в мировом противостоянии на морских просторах.

XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.

Самый сильный корабль в начале века

На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.

На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.

  • Водоизмещение около 1200 тонн;
  • Длина(по килю) 115 футов;
  • Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
  • Глубина интрюма 18 футов;
  • 3 полноценные артиллерийские палубы.

В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.

Самый сильный корабль в конце века

Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:

  • Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
  • Водоизмещение 2200 тонн;
  • В длину 55 метров(по килю);
  • Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
  • Осадку(интрюма) 7 м;
  • Команду из 830 человек.

Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.

Новые виды кораблей 17 века

Эволюция прошлых веков сместила акценты кораблестроения от необходимости просто безопасно передвигаться по морям, от торговых судов венецианцев, ганзейцев, фламандцев и, традиционно, португальцев и испанцев для преодоления значительных расстояний, к утверждению важности господства на море и, как следствие, отстаиванию своих интересов путём военных действий.

Первоначально военизировать торговые суда стали для противодействия пиратам, а к 17 веку окончательно сформировался класс только боевых кораблей, и произошло разделение торгового и военного флота.

В строительстве военного флота преуспевали корабелы и, конечно же, голландских провинций От португальских корабелов берет происхождение галион – основа мощи эскадр Испании и Англии.

Галеон 17 века

Игравшие до недавнего времени существенную роль кораблестроители Португалии и Испании продолжили совершенствовать традиционные конструкции кораблей.

В Португалии в начале века появились 2 вида кораблей с новыми пропорциями корпуса в соотношении длины к ширине – 4 к 1. Это 3х-мачтовый пинас (похож на флейт) и военный галион.

На галионах орудия стали устанавливать выше и ниже основной палубы, выделив в конструкции судна батарейные палубы, порты-ячейки для орудий открывались в борту только для ведения боя, и задраивались, чтобы избежать залива волн воды, которые при солидной массе корабля неминуемо его затопят; боезаряды прятали в трюмах ниже ватерлинии. Водоизмещение испанских крупнейших галионов начала 17 века составляло около 1000 тонн.

Галеон голландцев имел три-четыре мачты, длину до 120 футов, ширину до 30 фут., низкую 12-фут. осадку и до 30 орудий. Кораблям с такой пропорцией длинных корпусов добавляли быстроту хода количество и площадь парусов, дополнительно лисели и ундерлисели. Что позволяло резать волну круче к ветру в сравнении к закруглённым корпусам.

Линейные многопалубные парусные корабли составляли костяк эскадр Голландии, Британии, Испании. Трёх-, четырёх- палубные корабли являлись флагманами эскадр и определяли военный перевес и преимущество в сражении.

И если линкоры составляли основную боевую мощь, то фрегаты стали строить как самые быстроходные суда, оснащая небольшим числом пушек одной закрытой огневой батареи. Для повышения скорости была увеличена площадь парусов и уменьшена снаряжённая масса.

Английское судно «Sovereign of the Seas» стало первым классическим образцом линкора. Построен в 1637г., вооружённый 100 орудиями.

Ещё одним классическим образцом стал британский фрегат – разведчик и конвоир торговых судов.

Собственно эти 2 типа кораблей стали новаторской линией в судостроении и постепенно вытеснили с верфей морально-устаревшие к середине века европейские галионы, галиоты, флейты, пинасы.

Новые технологии военного флота

Голландцы долгое время сохраняли при постройке двоякое назначение корабля, кораблестроение для торговли составляло их приоритет. Поэтому относительно военных кораблей явно уступали Англии. В середине века Нидерланды построили 53- пушечный корабль «Brederode» наподобие «Sovereign of the Seas», свой флагман флота. Параметры конструкции:

  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Пропорции (132 х 32) фут.;
  • Осадка – 13 фут.;
  • Две артиллерийские палубы.

Флейт «Schwarzer Rabe»

Ещё в конце 16 века Нидерланды начали строить флейты. За счёт новой конструкции голландский флейт обладал прекрасными мореходными качествами и имел:

  • Малую осадку;
  • Быстроходное парусное оснащение, позволявшее крутой забор к ветру;
  • Высокую скорость;
  • Большую вместимость;
  • Новую конструкцию с соотношением длины-ширины, начиная от четырёх-к-одному;
  • Был экономически выгодным;
  • И экипаж около 60 человек.

То есть, фактически, военно-транспортный корабль, чтобы перевозить грузы, и в открытом море отразить нападение врага, и быстро уйти в отрыв.

Флейт в начале 17 века строили:

  • В длину около 40 метров;
  • В ширину около 6 или 7 м;
  • Осадкой 3÷4 м;
  • Грузоподъемностью 350÷400 тонн;
  • И орудийным оснащением в 10÷20 пушек.

На протяжении века флейты доминировали во всех морях, играли заметную роль в войнах. На них же впервые стали использовать штурвал.

Из парусного ходового оснащения на них появились стеньги, реи делали укороченными, длина мачты стали длиннее судна, а паруса стали уже, удобнее при управлении, небольшие в размерах. Паруса грот, фок, марселей, брамселей на грот-, фок- мачтах. На бушприте – прямоугольный блинд-парус, бом-блинд. На бизань-мачте – косой парус и прямой крюйсель. Для управления парусной оснасткой требовалась меньшая численность верхней команды.

Конструкции боевых кораблей 17 века

Постепенная модернизация артиллерийских орудий стала позволять их успешное применение на борту корабля. Важными характеристиками в новой тактике боя стали:

  • Удобное, быстрое перезаряжание по ходу боя;
  • Ведение непрерывного огня с интервалами на перезаряжание;
  • Ведение прицельного огня на дальние дистанции;
  • Увеличение численности экипажа, позволявшее вести огонь в условиях абордажа.

С 16 века продолжила развитие тактика разделения боевого назначения в составе эскадрильи: часть кораблей отходила на фланги для ведения дальнобойного артиллерийского огня по скоплению крупных кораблей противника, а легкий авангард устремлялся на абордаж пострадавших кораблей.

Британские морские силы применяли такую тактику в ходе Англо-испанской войны.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год

Происходит классификация кораблей по цели их применения. Гребным галерам приходят на смену парусные пушечные корабли, а основной упор переносится с абордажного захвата на разрушительную орудийную пальбу.

Применение тяжелых крупнокалиберных было затруднено. Увеличенная численность арт.расчета, значительный вес орудия и зарядов, разрушительная для корабля сила отдачи, из-за чего нельзя было вести залпы одновременно. Упор делался на 32…42-фунт.пушки диаметром ствола не больше 17 см. По этой причине несколько средних орудий были предпочтительнее пары крупных.

Самое сложное – точность выстрела в условиях качки и инерции отдачи от соседних орудий. Поэтому артиллерийскому расчету нужна была четкая очередность залпов с минимальными интервалами, обученность всего экипажа команды.

Прочность и маневренность стали весьма важны: необходимо держать врага строго по борту, не допускать заход в тыл, и уметь быстро развернуть корабль другим бортом в случае серьезного повреждения. Длина киля корабля составляла не более 80 метров и, чтобы разместить больше орудий, начали строить верхние палубы, по борту на каждой деке размещалась батарея орудий.

Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу.

Стоит упомянуть – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда.

Самая сильная армия на море 17 века

Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и , позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.

В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.

С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:

  • Пропорции 127х46 футов;
  • Осадка – 20 футов;
  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.

Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.

После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

Тактика ведения морских сражений

Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.

С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей

  • Ships Royal, 40…55 орудий.
  • Great Royals, около 40 пушек.
  • Middling Ships. 30…40 пушек.
  • Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.

Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались

  1. Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
  2. Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
  3. Единое командование.

Что должно обеспечивать успех в бою.

Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

Морские сражения и войны

Дуврское сражение 1659 года

Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

Плимутское сражение 1652 года

Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.

Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

Портлендское сражение 1653 года

Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.

Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

Битва при Текселе 1673 года

Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.

Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.

Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Флот Франции 17 века

Во Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море.

Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного « » 1-го ранга:

  • Водоизмещение более 2100 тонн;
  • Длина по верх.палубе 54 метра, по ватерлинии 50 м, по килю 39 м;
  • Шширина 14 м;
  • 3 мачты;
  • Грот-мачта высотой 60 метров;
  • Борта высотой до 10 м;
  • Площадь парусов около 1000 м²;
  • 600 матросов;
  • 3 палубы;
  • 72 разнокалиберных орудия(14х 36-фунтовых);
  • Корпус из дуба.

Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность.

Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи.

Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 века

Нидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов.

Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г.

Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568-1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией.

3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции «пинаса» и «фламандской каракки» на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения.

Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий.

Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков.

В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром.

Флот Британии 17 века

В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.

Постройка велась на королевских верфях Британии - Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.

В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.

Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды.

При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.

В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:

60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.

На что флот Нидерландов мог противопоставить:

54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.

Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.

Флот России 17 века

Как такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов.

Корабль «Орел» 1667 год

Параметры фрегатов 36-пушечников «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» аналогичны:

  • Длина 34 метра;
  • Ширина 7,6 м;
  • 15 вёсельных пар для обеспечения маневренности;
  • Плоскодонный корпус;
  • Противоабордажные борта вверху загнутые вовнутрь.

Русские мастера и сам Пётр в 1697г. в Голландии строили фрегат «Петр и Павел».

Первым кораблём, вышедшим в Чёрное море, стал «Крепость». Из верфи в устье Дона в 1699 г.:

  • Длина - 38 метров;
  • Ширина - 7.5 м;
  • Экипаж - 106 моряков;
  • 46 орудий.

В 1700 из верфи Воронежа вышел предназначенный для Азовской флотилии первый Российский линейный корабль «Божье Предопределение», причём отстроенный русскими мастерами и инженерами. Этот трёхмачтовый корабль, равный IV рангу имел:

  • Длину 36 метров;
  • Ширину 9 м;
  • 58 пушек (26х 16-фунт.орудий, 24х 8-фунт., 8х 3-фунтовых);
  • Команду 250 моряков.

Люди издавна стремились создавать что-то великое, раз за разом повышая планку и вовлекаясь в непрекращающуюся демонстрацию превосходства и силы. Каждое новое творение, строение или механизм должны были быть сильнее, быстрее, выше, шире, крупнее и прочнее предыдущих. Военная промышленность – не исключение. С древних времен сила военного флота во многом определяла победителя схватки и наглядно демонстрировала расстановку сил. Цивилизации постоянно сражались за плодородные земли и влияние в стратегически выгодных морских бассейнах. В итоге за последние столетия были построены тысячи великолепных и удивительных кораблей, призванных засвидетельствовать военную мощь своей страны. В этой подборке вас ждут 25 самых больших военных судов, когда-либо спускавшихся на воду.

25. Универсальные десантные корабли типа America

America – это огромный штурмовой корабль и одно из самых крупных судов военно-морского флота США. Пока что существует только один корабль такой конфигурации, и это USS America, построенный в 2014 году. Длина судна составляет 257 метров, а его водоизмещение – около 45 000 тонн!

24. Военный корабль типа Shokaku


Фото: wikimedia.org

Оба авианосца типа Shokaku были построены для имперского военного флота Японии в конце 1930-х годов. Строительство кораблей было завершено незадолго до начала Второй мировой войны в 1941 году, и эти суда в свое время считались фактически «бесспорно лучшими авианосцами в мире». Судно класса Shokaku достигало 257,5 метров в длину. Оба гиганта были потоплены противником в 1944 году.

23. Корабли типа Audacious


Фото: anonymous, 09 HMS Eagle Mediterranean Jan1970

Авианосцы класса Audacious были спроектированы военными инженерами по заданию правительства Великобритании в 1930-1940-х годах. Показать на деле во время борьбы с нацистской Германией им так и не удалось, поскольку строительство этих судов было завершено уже после окончания Второй мировой войны. Военные корабли Audacious участвовали в учениях и стратегических операциях с 1951 по 1979 год. Длина такого судна составляла 257,6 метров.

22. Авианосец класса Taiho


Фото: wikimedia.org

Впервые Taiho был спущен на воду в 1941 году, и это был авианосец Японской империи, построенный для участия в боях Второй мировой войны. Общая длина корабля составляла 260, 6 метров, и его конструкция предполагала неуязвимость даже перед лицом массивной бомбардировки, торпедирования и прочих ударов по корпусу. Авианосец Taiho должен был быть способным продолжать бой в любых условиях, но в 1944 году его все еже удалось потопить. Корабль ушел на дно после прямого попадания торпеды, выпущенной американской подлодкой USS Albacore, во время ожесточенного боя в Филиппинском море.

21. Военное судно Akagi


Фото: wikimedia.org

В военном флоте Японии было немало славных кораблей, и Akagi – еще один знаменитый авианосец этой азиатской империи, служивший ей с 1927 по 1942 год. Корабль проявил себя сначала во Второй японо-китайской войне 1930-х годов, а затем во время Второй мировой в легендарной атаке на гавань Перл-Харбор в декабре 1941 года. Последним боем авианосца стало сражение у атолла Мидуэй (Midway) в июне 1942 года. Akagi серьезно пострадал в бою, и его капитан принял решение затопить судно самостоятельно, что в те годы было распространенной практикой среди капитанов японских ВМС. Длина корабля составляла 261,2 метра.

20. Военный корабль класса Charles de Gaulle


Фото: wikimedia.org

Перейдем сразу к цифрам – длина французского флагманского корабля Charles de Gaulle составляет 261,5 метров, а его водоизмещение – 42 500 тонн. На сегодняшний день это военное судно считается самым большим военным кораблем во всей западной Европе, до сих пор спускаемым на воду для участия в учениях и стратегических операциях. Впервые флагман Charles de Gaulle был сдан в эксплуатацию в 1994 году, и сегодня это атомное судно остается ведущим авианосцем военного флота Франции.

19. Корабль INS Vikrant


Фото: Индийский военный флот

Перед вами первый авианосец, построенный в Индии. Длина этого военного корабля составляет 262 метра, а его – около 40 000 тонн. Vikrant все еще находится в процессе оснащения, и завершение его строительства запланировано на 2023 год. Имя авианосца с индийского языка переводится как «мужественный» или «дерзкий».

18. Английский военный корабль HMS Hood


Фото: wikipedia.org

А это один из самых старых военных судов из нашего списка крупнейших в мире кораблей ВМС. HMS Hood был последним боевым крейсером, построенным для Королевского военно-морского флота Великобритании. Спущенный на воду в августе 1918 года, корабль HMS Hood насчитывал 262, 3 метра в длину и гордился водоизмещением в 46 680 тонн. Внушительный по своим размерам крейсер был потоплен немцами во время Второй мировой войны в битве за Датский пролив в 1941 году.

17. Боевое судно типа Graf Zeppelin


Фото: wikipedia.org

Четыре корабля класса Graf Zeppelin должны были стать судами Кригсмарине (Kriegsmarine, немецкий военно-морской флот эпохи Третьего рейха), и их строительство было запланировано еще в 1930-х годах. Однако по причине политических разногласий между немецкими ВМС и Люфтваффе (Luftwaffe, военно-воздушные силы в составах рейхсвера, вермахта и бундесвера), из-за разногласий среди высших чинов самого Кригсмарине и потому что Адольф Гитлер потерял интерес к этому проекту, ни один из этих внушительных авианосцев так и не был спущен на воду. По задумке инженеров длина такого корабля должна была составить 262,5 метров.

16. Военные корабли типа Yamato


Фото: wikimedia.org

Корабли класса Yamato были военными судами ВМС Японской империи, построенными и спущенными на воду во время Второй мировой войны. Максимальное водоизмещение этих гигантов составляло 72 000 тонн, за что они до сих пор считаются одними из самых тяжелых военных кораблей в истории военно-морского флота всего мира. Общая длина судна класса Yamato составляла 263 метра, и хотя изначально было запланировано строительство 5 таких военных кораблей, в итоге завершено было только 3.

15. Судно типа Clemenceau


Фото: wikimedia.org

Авианосцы типа Clemenceau были парой военных кораблей, состоявших на службе у ВМС Франции с 1961 по 2000 год. В 2000 году один из этих авианосцев, Clemenceau, был разоружен и демонтирован, а второй, Foch, переведен в ведомство бразильского военно-морского флота. Авианосец Foch стоит в порту Сан-Паоло и по сей день. Его общая длина – 265 метров.

14. Авианосцы Essex


Фото: wikimedia.org

Перед вами передовая мощь военно-морского флота США времен Второй мировой войны, авианосец класса Essex. В 20 веке этот тип военных кораблей был самым распространенным видом крупных боевых судов. Всего их было 24, и 4 из этих авианосцев сегодня открыты для посещений в качестве плавучих музеев истории ВМС Америки. Так что если вам доведется съездить в штаты и захочется попасть на борт настоящего боевого крейсера, корабли Yorktown, Intrepid, Hornet и Lexington с радостью приоткроют для вас завесу военных тайн середины 20 века.

13. Боевой авианосец Shinano


Фото: wikimedia.org

Shinano был огромным авианосцем, несшим службу в ВМФ Великой Японской империи во время Второй мировой войны. Корабль имел 266,1 метров в длину и весил 65 800 тонн. Однако японцы поспешили с его спуском на воду, поскольку на тот момент Shinano все еще нуждался в конструкторской доработке. Вероятно, именно по этой причине гигантский авианосец протянул на войне всего 10 дней и был потоплен в конце 1944 года.

12. Военный корабль класса Iowa


Фото: wikipedia.org

Быстрые линейные корабли класса Iowa были построены по заказу ВМС США в 1939 и 1940 годах в количестве 6 боевых единиц. В итоге только 4 судна из 6 были спущены на воду, но зато все они приняли участие в ряде важных для Америки противостояний, включая Вторую мировую, Корейскую и Вьетнамскую войны. Длина этих артиллерийских бронированных кораблей составляла 270 метров, а водоизмещение – 45 000 тонн.

11. Авианосец класса Lexington


Фото: wikipedia.org

Всего таких авианосцев было построено 2 единицы, и оба судна были спроектированы по заказу военно-морского флота США в 1920-х годах. Этот класс кораблей очень хорошо проявил себя и был замечен во многих сражениях. Одним из этих военных судов был авианосец Lexington, враги потопили его во время сражения в Коралловом море 1942 года. Второй корабль, Saratoga, был взорван во время испытаний атомной бомбы в 1946 году.

10. Боевое судно класса Kiev


Фото: wikimedia.org

Известный также под названиями Проект 1143 или авианесущий крейсер Кречет, корабль класса Киев был первым советским авианосцем, транспортирующим самолеты с неподвижным крылом. На сегодняшний день из 4 построенных судов одно было демонтировано, 2 вышли из строя, а последнее, «Адмирал Горшков», было продано ВМС Индии, где оно до сих пор и состоит на службе.

9. Военный корабль класса Queen Elizabeth


Фото: Министерство обороны Великобритании, flickr

Это одно из двух судов класса Queen Elizabeth, и оба эти авианосца еще пока находятся в процессе оснащения для Королевских ВМС. Первый корабль - HMS Queen Elizabeth, и все работы по его строительству завершатся уже в 2017 году, второй - HMS Prince of Wales, спуск на воду которого запланирован на 2020 год. Длина корпуса авианосцев HMS – по 284 метра, а максимальное водоизмещение – 70 600 тонн.

8. Корабль типа Admiral Kuznetsov


Фото: Mil.ru

Авианосцы класса Адмирал Кузнецов были последними боевыми кораблями в своем роде, построенными для военно-морского флота СССР. Всего известно о 2 суднах этого класса, и это борт «Admiral Kuznetsov» (спущен на воду в 1990 году, до сих пор в строю российского ВМФ), а также «Liaoning» (продан Китаю, строительство был завершено в 2012 году). Длина корпуса авианосцев этого класса – 302 метра.

7. Авианосец класса Midway


Фото: wikimedia.org

Проект авианесущего крейсера класса Midway оказался одним из самых надежных и живучих конструкторских решений в истории ВМС. Первый флагман этого типа, спущенный на воду в 1945 году, - USS Midway, и он прослужил американской армии до 1992 года. Последним заданием судна стало участие в операции « в пустыне» в 1991 году. Другой корабль этого класса - USS Franklin D. Roosevelt, и он был списан со службы в 1977 году. Третий авианосец, USS Coral Sea, был переведен в резерв в 1990 году.

6. Американский военный корабль USS John F. Kennedy


Фото: wikipedia.org

Получивший вторым прозвищем кличку Big John (Большой Джон), авианосец USS John F. Kennedy – единственный в своем роде, и последний корабль ВМС США с неядерной силовой установкой. Судно достигает 320 метров в длину, и когда-то оно даже было способно вести боевые действия против подлодок.

5. Военный корабль класса Forrestal


Фото: wikipedia.org

Перед вами один из 4 авианосцев класса Forrestal, спроектированный и построенный специально для американской армии в 1950-х годах. Корабли Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence были первыми суперавианосцами, сочетающими в себе значительное водоизмещение, лифты и угловую палубу. Их длина – 325 метров, а максимальный вес – 60 000 тонн.

4. Боевое судно Kitty Hawk


Фото: wikipedia.org

Класс Kitty Hawk стал следующим поколением суперавианосцев ВМС США после судов типа Forrestal. В этой линейке построено 3 корабля (Kitty Hawk, Constellation, America), все они были готовы к спуску на воду в 1960-х годах, и на сегодняшний день уже списаны со службы. Длина корпуса составляет 327 метров.

3. Авианосец класса Nimitz


Фото: wikimedia.org

Корабли Nimitz – это 10 суперавианосцев с ядерной силовой установкой, принадлежащих военно-морскому флоту Америки. Благодаря общей длине в 333 метра и максимальному водоизмещению (свыше 100 000 тонн) эти суда считаются самыми большими в мире военными кораблями на ходу. Они успели принять участие во многих битвах по всему миру, включая операцию «Орлиный коготь» в Иране, войну в Персидском заливе и недавние конфликты в Ираке и Афганистане.

2. Военный корабль Gerald R. Ford


Фото: wikimedia.org

Этот тип кораблей запланирован для замены некоторых все еще рабочих суперавианосцев класса Nimitz. Корпусом новые суда будут очень похожи на крейсеры Nimitz, но, что касается технического оснащения, класс Gerald R. Ford будет намного современнее. В частности, уже запланированы такие новшества, как электромагнитная катапульта для запуска летательных аппаратов и многие другие технологичные решения, призванные повысить эффективность корабля, и снизить стоимость его эксплуатации. Авианосцы Gerald R. Ford будут немного длиннее судов класса Nimitz – их длина составит 337 метров.

1. Боевое судно USS Enterprise


Фото: wikimedia.org

Перед вами лидер нашего списка и первый суперавианосец с ядерной силовой установкой. USS Enterprise – самый длинный (342 метра) и самый известный в мире военный корабль. Он служит американской армии уже 51 год, и поэтому также считается одним из самых долговечных авианосцев США. USS Enterprise участвовал во многих сражениях, включая Кубинский ракетный кризис, Вьетнамскую и Корейскую войны. Вдобавок этот крейсер принимал участие в съемках художественных фильмов. Например, некоторые сцены из Звездного пути и Лучшего стрелка (Top Gun, Star Trek) были сняты на палубе именно судна USS Enterprise, которое по праву считается самым большим американским авианосцем и одним из 10 самых опасных военных кораблей на планете.

10

Был крупнейшим парусным кораблем своего времени. Он имел четыре полные палубы (верхняя была вровень с бортами, как впоследствии на некоторых пароходах). По проекту он должен был иметь огромную грузовместимость, сохраняя при этом, ради снижения издержек, обычную численность экипажа.

К несчастью, перед первым рейсом в Британию в результате пожара судно выгорело до ватерлинии и затонуло. После подъема и восстановления оно лишилось верхней палубы, площадь парусов и объем грузовых помещений были сокращены. Экипаж (130 человек) был сокращен наполовину. «Great Republic» сменил несколько владельцев, пока во время шторма в марте 1872 г. не потерпел крушение и не затонул.

9

Последний пятимачтовый барк, построенный в 1921 году шотландской верфью «Рэмэдж энд Фергюсон» по заказу датской Восточно-Азиатской компании уже после Первой мировой войны в Копенгагене. 14 декабря 1928 года, имея на борту 16 человек штатной команды и 45 кадетов, он вышел из Буэнос-Айреса и взял курс на зюйд-ост. Судну предстояло в балласте дойти до Австралии, где принять груз - пшеницу - и доставить его в Европу.

21 декабря состоялся последний сеанс связи с парусником, с 22 декабря судно на связь не выходило и с тех пор считается пропавшим без вести. Что явилось причиной его гибели - внезапно налетевший шквал или столкновение с айсбергом, - осталось неизвестным.

8

Огромный пятимачтовый барк. Cтал первым в истории парусным судном, чей тоннаж превысил 4000 брутто-регистровых тонн.

7

Один из крупнейших барков своего времени. Франция готовилась к проведению в Париже Всемирной выставки, посвященной вступлению мира в грядущий XX век.

Уже была построена колоссальная стальная башня - символ торжества технического прогресса; впоследствии ее назовут по имени строителя Эйфелевой. Другим таким символом, демонстрирующим широкие возможности металла, и должен был стать новый французский стальной парусник. О новом паруснике и гигантской башне говорили одинаково много.

6

Пятимачтовое четырёхзвёздочное круизное парусное судно, построенное по образу и подобию «Пруссии» (1902-1910). Было разработано Зигмунтом Хоренем, польским специалистом по корабельным устройствам, принято в эксплуатацию в 2000 году и, являясь самым длинным парусным судном в мире, вмещает 227 пассажиров. Корабль может развивать скорость до 20 узлов.

5

Шестимачтовая 125-метровая двухпалубная шхуна, построенная в основном из канадской сосны, - верх совершенства деревянного судостроения.

Это крупнейшее в мире и единственное в нашей десятке гигантов цельнодеревянное судно представляет определенный интерес, как для судостроителей, так и для моряков.

4

Единственное семимачтовое судно в мире. Было спущено на воду со стапелей «Фор Ривер» г. Куинси в 1902 году. Известный судовладелец Дэон Кроули имел огромное желание создать самый большой парусник во всем мире, вследствие чего был вдохновителем и автором идеи постройки данного гиганта.

Практически все время парусник эксплуатировался на одной линии и перевез не одну тысячу тонн угля и других сыпучих грузов между США и Канадой. Однако в 1907 году он был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами бочек с нефтепродуктами отправилось в свой первый и трагически последний трансатлантический вояж.

3

Торговое судно, пятимачтовый барк. Как и все суда, которые строились компанией AG Rickmers, корпус традиционно был покрашен в зелёный цвет. Ниже ватерлинии - красный.

Учитывая, что судно было оборудовано паровой машиной, в списках самых больших парусных судов Германии оно не значилось, несмотря на то, что с 1914 года оно занимало одно из ведущих мест по размерам и водоизмещению. Некоторые моряки в шутку называли его парусный пароход. Максимальная грузоподъемность составляла 7 900 тонн. Для увеличения грузоподъемности даже был уменьшен угольный бункер.

2

Французский пятимачтовый барк. Считается одним из самых больших парусников в истории судостроения. Заложен на верфях «Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо в 1911 году.

Во время Второй мировой войны, в 1944 году судно, которое до этого времени находилось на мели, попало под прицел американского бомбардировщика и было уничтожено в ходе учебной бомбардировки.

1

Пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль с прямыми парусами и единственный пятимачтовый парусник этого класса мирового торгового флота.

В 1910 г. «Пруссия» во время рейса с грузом для Чили столкнулась с другим кораблем и в конечном итоге затонула.

Мы уже рассказывали о самых больших самодвижущихся сооружениях на планете - торговых судах (супертанкерах, контейнеровозах и их «коллегах») и . Первые - один из главных элементов мировой экономики, вторые - синонимы роскоши и комфорта. Но есть гигантские плавучие сооружения, которые для многих являются символами военной и экономической мощи государства, чести нации и флага и заодно неплохими аргументами в спорах с соседями по планете. Речь о военных кораблях. Познакомимся с крупнейшими из них.

Самые большие из существующих: американские авианосцы

Самые большие военные корабли, находящиеся сегодня в эксплуатации, или, лучше сказать, в строю, - авианосцы. Это и понятно: еще Вторая мировая война показала, что плавучая авиабаза - это очень удобно (а плавучая крепость типа линкора - как раз наоборот, но об этом ниже).

Самые большие в мире авианосцы находятся на сегодняшний день в составе ВМС США. Это новейший USS Gerald R. Ford , введенный в состав флота 31 мая 2017 года после восьми лет строительства. USS Gerald R. Ford - первый из запланированных десяти однотипных кораблей, два из которых уже строятся на верфях Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс (шт. Виргиния), и это поистине исполинское сооружение. Его длина - 337 метров, водоизмещение при полной загрузке составляет около 100 тыс. тонн, полетная палуба имеет размеры 333 на 78 метров, и на ней умещается 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Кстати, о самолетах: их, а также вертолетов и беспилотников, на борту USS Gerald R. Ford может быть до 90 штук. Экипаж авианосца - 2500–2700 человек. Сердца у огромного корабля два - это ядерные реакторы, способные работать без замены ядерного топлива в течение 50 лет, то есть практически весь срок службы корабля.

Об этом шедевре инженерной мысли можно долго рассказывать и даже посвятить ему отдельный материал, но мы вместо этого заметим, что у него достойные конкуренты. Правда, они тоже служат в составе ВМС США. Это десять авианосцев класса Nimitz , которые Gerald R. Ford и его будущие собратья призваны заменить.

«Нимицы» имеют похожие водоизмещение, но Gerald R. Ford все же на четыре метра длиннее и при этом намного эффективнее, что неудивительно: первый авианосец класса Nimitz был построен в 1975 году (последний же George H. W. Bush - в 2009-м). У авианосцев класса Nimitz экипаж на 500–900 человек больше, и ему приходится трудиться активнее, а их силовая установка вырабатывает на четверть меньше энергии.


Единственный российский авианесущий корабль - ордена Ушакова Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - уступает американским авианосцам по размерам и отчасти по боевым возможностям, зато может входить в Черное море, куда обычным (иначе говоря, «полноценным») авианосцам вход закрыт, согласно договору Монтре

Интересно, что в ряду крупнейших находящихся в строю военных кораблей американские авианосцы хоть и лидеры, но не единственные претенденты. Конкуренты, впрочем, им сильно отступают. Речь о 315-метровом пока безымянном китайском авианосце водоизмещением 70 тыс. тонн (его еще строят), 305-метровом российском авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» и 270-метровом британском корабле HMS Queen Elizabeth , самом большом из всех когда-либо построенных для британского флота.

Неавианесущие корабли

А что же, спросите вы, военные корабли прочих типов? Неужели ни у кого не возникала мысль построить неавианесущий корабль большого размера? Возникала, и эту мысль даже пытались реализовать. Так, Япония перед Второй мировой войной начала постройку одного из самых больших военный кораблей в истории и крупнейшего линкора - 263-метрового «Ямато» и его близнеца «Мусаси».

Стратеги японского флота готовились к генеральному сражению с американским флотом в Тихом океане, а для этого им, как они полагали, нужны были несколько огромных хорошо вооруженных кораблей. Вскоре после принятия «Ямато» на службу в 1941 году оказалось, впрочем, что война с США превращается в бесконечную череду мелких стычек, а главным оружием в них являются самолеты, взлетающие с палубы авианосцев. Причем в абсолютном большинстве этих стычек оба линкора не принимали участие. В 1944 году эти корабли выступили-таки в крупном сражении за Филиппины. В нем «Мусаси» оказался потоплен после двух лет и трех месяцев службы, а «Ямато» ушел к берегам Японии (сражение было японцами проиграно), чтобы погибнуть в последнем сражении в начале апреля 1945-го у берегов Окинавы в большой степени от авиабомб.


Из-за долгого бездействия корабля во время Второй мировой войны в японском ВМФ о «Ямато» стали говорить так: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»

То была довольно бесславная кончина для огромных кораблей, ради которых довоенной Японии пришлось модернизировать большую часть промышленности страны и потратить огромные деньги (масштабы были сравнимы с затратами на космические программы). Событие убедило крупные морские державы в том, что эпоха огромных линкоров прошла. Впрочем, это не помешало американцам к концу Второй мировой построить огромные, 270-метровые, корабли класса Iowa (в количестве четырех штук) и эксплуатировать их до конца холодной войны, но не в качестве главных действующих лиц, а в основном как членов авианесущей группировки.


USS Iowa ведет огонь во время учений

Все выше сказанное не означает, что больших неавианесущих кораблей в Мировом океане не осталось. Самый большой корабль российского флота и по совместительству самый большой и один из мощнейших действующих неавианесущих военных кораблей на планете - ордена Нахимова тяжелый атомный военный крейсер «Петр Великий». Его и еще четыре таких же спроектировали в конце 1970-х для борьбы с авианосными ударными группами (какие есть только у США) - не в одиночку, конечно, а тоже в составе группы надводных и подводных кораблей.

В строю, правда, остался только один «Петр Великий» (спущен на воду в 1989-м, принят в эксплуатацию в 1998-м), один так и не достроили, два списали, а еще один уже почти 20 лет находится на модернизации.


В полностью автономном режиме «Петр Великий» способен находится в походе в течение 60 дней - на столько у него хватит припасов. Если предположить, что их можно будет пополнить в походе, то корабль сможет оставаться в плавании не меньше десяти лет - столько без перезарядки топлива проработают реакторы

«Петр Великий» - штука впечатляющая: водоизмещение - 26 150 тонн, длина - 250 метров, ширина - 28,5 метра; у него шесть палуб и восемь ярусов, больше тысячи человек экипажа, два атомных реактора и два резервных котла в качестве энергетической установки, способные обеспечить электричеством и теплом Серпухов, Коломну или какой-нибудь иной город с населением в 100–200 тысяч человек. А также огромный набор вооружения, перечисление и описание которого займет примерно столько же места, сколько весь это материал.

Не только на поверхности: подлодки класса «Акула»

Огромные и опасные корабли встречаются не только на поверхности мирового океана, но и под водой. Речь, понятно, о подлодках. И тут безоговорочное первенство принадлежит ВМФ России: именно в его составе несут службу тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Они были задуманы и спроектированы в разгар холодной войны как часть ядерной триады СССР (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы) и предназначались, коротко говоря, для гарантированного уничтожения противника в Третьей мировой войне. Построено «акул» было всего шесть (согласно договору ОСВ-1), и по окончании холодной войны пять из них были выведены из состава флота.

Осталась только одна - ТК-208 «Дмитрий Донской». Как и любой другой крупный военный корабль современности, эта подлодка заслуживает отдельного материала или даже нескольких, но так как мы здесь выявляем не самые мощные, а самые большие корабли, то вот вам размеры: 172 метра в длину, 23,3 метра в ширину и 26 метров в высоту; два ядерных реактора, водоизмещение более 48 тыс. тонн (в подводном положении) и, помимо прочего, способность проламывать лед толщиной до 2,5 метра и всплывать в Арктике…


Советский контр-адмирал В.Г. Лебедько говорил об «Акулах» так: «Если эту лодку выставить в Москве где-нибудь рядом с Царь-пушкой, то, смотря на нее, человечество осознанно и добровольно навсегда откажется вести какие-либо войны»

…а также спортивный зал, плавательный бассейн размером 4 на 2 м и глубиной 2 м, заполняемый подогреваемой пресной или соленой забортной водой, солярий, сауна, «живой уголок». И способность обеспечить 160 человек экипажа всем необходимым на протяжении полугода автономного плавания.

Герои прошлого

Желание построить военный корабль побольше появилось у людей примерно тогда же, когда корабли стали серьезным аргументом в спорах о доступе к ресурсам и контроле территорий. Так, труды целого ряда античных авторов упоминают и даже описывают тессераконтеру - вероятно, самую большую галеру в историю. Под галерой, заметим тут, понимается боевой корабль, передвигающийся преимущественно на веслах. Слово «тессераконтера» переводится с древнегреческого как «сорокорядная» - именно столько рядов весел у нее было. Длина это сооружение была 130 метров, ширина - 38 метров, то есть размеры у него были вполне современные. Экипаж судна, если верить описаниям из исторических трудов, составлял 4000 одних только гребцов. К ним еще надобно прибавить 400 матросов и пехотинцев в количестве 2850 человек. Построить все это великолепие (а корабль, как рассказывают, был богато украшен) приказал египетский царь Птолемей IV Филопатр в III веке до н. э. Зачем - вопрос открытый. По одной из версий, чтобы показать мощь государства и всех поразить, по другой - для реальных боевых действий. Впрочем, был ли этот корабль действительно построен, как он выглядел (предполагается, что это мог быть катамаран) и что с ним стало, установить невозможно. Но идея впечатляющая.

Не менее впечатляющим был и флагман флота шведского короля Густава Адольфа, названный «Ваза» в честь правящей династии, - один из самых мощных, крупных и хорошо вооруженных кораблей своего времени. Густав Адольф из династии Ваза правивший Швецией с 1594 по 1632 год, привел свою державу к зениту могущества, расширив ее территорию, укрепив армию, проведя успешный налоговые и административные реформы. Но и ему требовалось что-нибудь большое, опасное и символическое - например, огромный военный корабль, которому отлично подойдет имя королевского дома. На монстра длиной 69 и шириной 11,7 метра за два года постройки ушло 16 га леса и уйма денег. На двух пушечных палубах располагались 64 красивые бронзовые пушки. Только вот стрелять им не пришлось: в день первого плавания при большом стечении народа в ясную погоду с несильным порывистым ветром судно вышло из порта, прошло 1300 метров и затонуло в виду Стокгольмского порта.


Корабль «Ваза» можно увидеть в музее в Стокгольме, и это очень впечатляющее зрелище

Причина катастрофы - конструктивные ошибки: корабль был слишком узким, центр тяжести его находился высоко, следовательно, судно было неустойчиво, а загрузить больше балласта, чтобы решить эту проблему, не получилось из-за слишком низко расположенных пушечных портов - в этом случае возникала опасность затопления. Поэтому 10 августа 1628 года, выполняя маневр в первом же плавании, корабль при порыве ветра накренился слишком сильно и зачерпнул воды открытыми для демонстрации пушек пушечными портами левого борта. Вскоре на поверхности залива остались лишь обломки и около тридцати (из почти двух сотен) человек, находившихся на борту.

«Ваза» опустился на дно, погрузился в ил, где и провел следующие 333 года. В 1961 году его подняли со дна (благодаря илу он сохранился в весьма неплохом состоянии), законсервировали, и сегодня судно можно увидеть в специальном музее в Стокгольме. И это весьма примечательное зрелище - на корпусе сохранились резьба и следы краски, поэтому он выглядит почти неповрежденным. Это единственный сохранившийся корабль первой половины XVII века. Если будете в Стокгольме, непременно посмотрите - 35 миллионов туристов, ежегодно посещающих музей, не могут ошибаться.


Спустя десять лет после спуска на воду самый большой деревянный военный корабль в мире «Бретань» был переоборудован в морскую школу для подростков

Самым же большим деревянным военным кораблем в истории стал 130-пушечный трехмачтовый линкор французского флота «Бретань». Он был спущен на воду в 1855 году и тут же стал не только самым большим деревянным парусным кораблем с паровой силовой установкой, но и самым мощным военным кораблем своего времени. Длина его составила 81 метр (по палубе) при ширине 18 метров.

«Бретань» стала кульминацией парусного кораблестроения: корабль проектировался именно как парусный, а паровая машина была лишь вспомогательным инструментом - пропеллер мог втягиваться внутрь корпуса, чтобы увеличить обтекаемость при следовании на парусах. Судно существовало в единственном экземпляре как раз потому, что, пока оно строилось, прошли испытания первого в истории (французского же) военного парохода «Наполеон». Они настолько впечатлили военное министерство, что то отменило строительство остальных кораблей типа «Бретань».

Фото: U.S. Navy / Handout (в анонсе) / Getty Images, Xinhua News Agency / legion-media, U.S. Navy / Handout / Getty Images, Ministry of Defence / en.wikipedia.org, Universal History Archive / Contributor / Getty Images, Frank Rossoto Stocktrek / Getty Images, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Georges DeKeerle / Contributor / Getty Images, ullstein bild / Contributor / Getty Images, en.wikipedia.org