Соответствие между представителем и уровнем организации жизни. Уровни организации живой материи

Свойства живых организмов

1. Обмен веществ и энергии с окружающей средой (главный признак живого).


2. Раздражимость (способность реагировать на воздействия).


3. Размножение (самовоспроизведение).

Уровни организации живой материи

1. Молекулярный - это уровень сложных органических веществ - белков и нуклеиновых кислот. На этом уровне происходят химические реакции обмена веществ (гликолиз, кроссинговер и т.п.), но молекулы сами по себе еще не могут считаться живыми.


2. Клеточный . На этом уровне возникает жизнь , потому что клетка - минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого.


3. Органно-тканевой - характерен только для многоклеточных организмов.


4. Организменный - за счет нервно-гуморальной регуляции и обмена веществ на этом уровне осуществляется гомеостаз , т.е. сохранение постоянства внутренней среды организма.


5. Популяционно-видовой . На этом уровне происходит эволюция , т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора. Наименьшей единицей эволюции является популяция.


6. Биогеоценотический (совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой). На этом уровне происходит

  • круговорот веществ и превращение энергии , а также
  • саморегуляция , за счет которой поддерживается устойчивость экосистем и биогеоценозов.

7. Биосферный . На этом уровне происходит

  • глобальный круговорот веществ и превращение энергии , а так же
  • взаимодействие живого и неживого вещества планеты.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают значение фотосинтеза в природе?
1) биосферном
2) клеточном
3) биогеоценотическом
4) молекулярном
5) тканево-органном

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
1) организменный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Генные мутации происходят на уровне организации живого
1) организменном
2) клеточном
3) видовом
4) молекулярном

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора
1) организм
2) биоценоз
3) вид
4) популяция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?
1) биосферном
2) клеточном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
5) экосистемном

Ответ


Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биосферный
2) генный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
5) биогенный

Ответ


1. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

Ответ


2. Установите последовательность усложнения уровней организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосферный
2) клеточный
3) биогеоценотический
4) организменный
5) популяционно-видовой

Ответ


1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) амеба дизентерийная
5) цианобактерия

Ответ


3. Выберите два верных ответа. У каких организмов совпадают клеточный и организменный уровни жизни?
1) серобактерия
2) пеницилл
3) хламидомонада
4) пшеница
5) гидра

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Одна амеба обыкновенная одновременно находится на:
1) Молекулярном уровне организации жизни
2) Популяционно-видовом уровне организации жизни
3) Клеточном уровне организации жизни
4) Тканевом уровне организации жизни
5) Организменном уровне организации жизни

Ответ


1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды
2) способностью участвовать в круговороте веществ
3) способностью воспроизводить себе подобных
4) изменять размеры объекта под воздействием среды
5) способность изменять свойства других объектов

Ответ


2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки присущи только живому веществу?
1) рост
2) движение
3) самовоспроизведение
4) ритмичность
5) наследственность

Ответ


3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для всех живых организмов характерно
1) образование органических веществ из неорганических
2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ
3) активное передвижение в пространстве
4) дыхание, питание, размножение
5) раздражимость

Ответ


4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для живых систем?
1) способность к передвижению
2) обмен веществ и энергии
3) зависимость от температурных колебаний
4) рост, развитие и способность к самовоспроизведению
5) устойчивость и относительно слабая изменчивость

Ответ


5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерны
1) изменение
2) движение
3) гомеостаз
4) эволюция
5) химический состав

Ответ


Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями: 1) биоценотический, 2) биосферный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) процессы охватывают всю планету
Б) симбиоз
В) межвидовая борьба за существование
Г) передача энергии от продуцентов консументам
Д) испарение воды
Е) сукцессия (смена природных сообществ)

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на … уровнях организации.
1) клеточном
2) молекулярном
3) организменном
4) органном
5) тканевом

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из уровней организации жизни являются надвидовыми?
1) популяционно-видовой
2) органоидно-клеточный
3) биогеоценотический
4) биосферный
5) молекулярно-генетический

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточному уровню организации жизни соответствует
1) хламидомонада
2) серобактерия
3) бактериофаг
4) ламинария
5) лишайник

Ответ


Выберите два варианта. Энергетический обмен у обыкновенной амёбы происходит на уровне организации живого
1) клеточном
2) биосферном
3) организменном
4) биогеоценотическом
5) популяционно-видовом

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?
1) популяционно-видовой
2) организменный
3) молекулярно-генетический
4) биогеоценотический
5) клеточный

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Задания части А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Низшим уровнем организации живого является:

1) атомный

2) клеточный

3) молекулярный

4) организменный

А2. Среди пеерчисленных веществ не является биологическим полимером:

2) глюкоза

3) гликоген

4) гемоглобин

А3. Неорганическими веществами клетки являются:

1) углеводы и жиры

2) нуклеиновые кислоты и вода

3) белки и жиры

4) вода и минеральная вода

А4. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам, основа ее генетического аппарата:

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

А5. Из перечисленных углеводом моносахаридом является:

2) крахмал

3) сахароза

4) фруктоза

А6. Молекулы липидов состоят из:

1) аминоксилот

2) моносахаридов

3) воды и минеральных веществ

4) глицерина и высших жирных кислот

А7. По сравнению с окислением 1 г углеродов при оксилении жиров такой же массы образуется энергии:

1) меньше в два раза

2) больше в два раза

3) больше в четыре раза

4) одинаковое количество

А8. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов ее жизнедеятельности, - это:

1) белки

3) углеводы

4) нуклеиновые кислоты

А9. Все многообразие белков образуется за счет различного сочетания в их молекулах:

1) 4 аминокислот

2) 20 аминокислот

3) 28 аминокислот

4) 56 аминокислот

А10. Нивысший уровень пространственной структурной конфигурации молекулы гемоглобина:

1) первичный

2) вторичный

3) третичный

4) четвертичный

А11. Мономерами молекул нуклеиновых кислот являются:

1) нуклеотиды

2) моносахариды

3) аминоксилоты

4) высшие жирные кислоты

А12. В состав ДНК входит сахар:

2) глюкоза

3) фруктоза

4) дезоксирибоза

А13. Укажите пару комплементарный нуклеотидов в молекуле ДНК:

2) А-Т

А14. Для участка ДНК АЦЦГТААТГ укажите комплементарую цепь:

1) ААГГТЦАГТ

2) ТГГЦТААЦЦ

3) ТЦЦГТТАЦГ

4) ТГГЦАТТАЦ

А15. В состав АТФ входиьт:

1) рибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты

2) рибоза, аденин, один остаток фосфорной кислоты

3) рибоза, дезоксирибоза, три остатка фосфорной кислоты

4) дезоксирибоза, аденин, три остатка фосфорной кислоты

А16. АТФ играет важную роль в метаболизме организмов, так как:

1) является структурной основой нуклеотидов

2) содержит микроэнергический связи

3) обычно является конечным продуктом обмена веществ

4) ее можно быстро получить из среды, окружающей организм

А17. К водорастворимым относится витамин:

2) С

А18. По химическому составу большинство ферментов являются:

2) белками

3) углеводами

4) нуклеиновыми кислотами

2) вирусы

3) бактерии

4) одноклеточные растения

А20. Вирусы состоят из:

1) целлюлозной оболочки, цитоплазмы, ядра

2) белковой оболочки и цитоплазмы

3) нуклеиновой кислоты и белковой оболочки

4) нескольктх микроскопических клеток

Задания части В. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В1. Молекула ДНК отличается от иРНК тем, что:

1) она свернута в спираль

2) состоит из двух полинуклеотидных цепочек

3) состоит из одной полинуклеотидной цепочки

4) обладает способностью самоудваивания

5) не обладает способностью самоудваивания

6) служит матрицей для сборки полипептидной цепи

В2. Для углеводов характерны следующие функции:

1) сигнальная

2) структурная

3) транспортная

4) регуляторная

5) энергетическая

6) ферментативная

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В3. Соотнесите органическое вещество и функцию, выполняемую им в клетке и/или в организме

а б в г д
5 1 4 2 3

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В4. Установите последовательность образования структуры молекулы белка гемоглобина

а) скручивание молекул белка в спираль

б) образование пептидных связей между аминокислотами и формирование пептидной цепи

в) объединение нескольких глобул

г) скручивание молекулы белка в клубок

Задание 26.

Выберите особенности строения молекулы ДНК.

1. Одноцепочечная молекула

2. Содержит урациловый нуклеотид

3. Двуцепочечная молекула

4. Спиралевидная молекула

5. Содержит рибозу

6. Цепи удерживаются водородными связями

Правильный ответ - 346.

Задание 27.

У прокариотических клеток есть

1. Нуклеоид с ДНК

2. Настоящее ядро

3. Аппарат Гольджи

4. Гомологичные хромосомы

5. Рибосомы

6. Клеточная мембрана

Правильный ответ - 156.

Задание 28.

Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

1. Трехслойное строение

2. Двусторонняя симметрия

3. Двухслойное строение тела

4. В цикле развития присутствует стадия полипа

6. Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

Правильный ответ - 346.

Задание 29.

Установите соответствие между представителями царств организмов и их признаками.

Признаки

А. Создает готовые органические вещества из неорганических

Б. Спорофит диплоиден

В. Состоит из гифов

Г. Гетеротроф по способу питания

Д. Образует микоризу с корнями деревьев

Е. Выполняет в природе функции продуцента

Представители царств

1. Папоротник орляк

2. Гриб мухомор

Правильный ответ - 112221.

Задание 30.

Установите соответствие между железой и ее функциями в организме человека.

Функции

А. Секреция пищеварительного сока

Б. Секреция йодсодержащего гормона

В. Секреция адреналина

Г. Секреция глюкагона

Д. Авитаминоз приводит к базедовой болезни (гиперфункции)

Е. Секреция норадреналина

Железы

1. Поджелудочная

2. Щитовидная

3. Надпочечник

Правильный ответ - 123123.

Задание 31.

Установите соответствие между характеристикой изменчивости и ее видом.

Характеристика

А. Групповая, проявляется у всех особей вида

Б. Индивидуальная

В. Приводит к изменениям наследственного материала

Г. Определяется влиянием условий внешней среды

Д. Неопределенная

Е. Определенная

Вид изменчивости

1. Мутационная

2. Модификационная

Правильный ответ - 211212.

Задание 32.

Установите соответствие между уровнями организации жизни и процессами, происходящими на этом уровне.

Процессы

А. Возникновение разветвленных сетей питания

Б. Передача энергии от звена к звену

В. Свободное скрещивание особей

Г. Рождение плодовитого потомства

Д. Круговорот веществ

Е. Формирование определенного генофонда

Уровни организации жизни

1. Популяционный

2. Биоценотический

Правильный ответ - 221121.

Задание 33.

Установите правильную последовательность звеньев пищевой цепи.

1. Ястреб

2. Листья дуба

3. Синица

4. Непарный шелкопряд

5. Бактерии

Правильный ответ - 23415.

Задание 34.

Докажите, что каждый последующий уровень организации жизни является более сложной системой, чем предыдущий.

Правильный ответ - научными обоснованиями для разделения живых систем на уровни является то, что:

1. Живые системы состоят из взаимодействующих элементов и усложняются по мере развития: клетки - ткани - организм - популяции - вид и т.д.

2. Каждая более высокоорганизованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д.

Задание 35.

Какой орган растения изображен на рисунке? Какие части этого органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Правильный ответ - на рисунке изображен побег - сложный орган растения. Цифрами обозначены: 1 - верхушечная почка, 2 - пазуха листа, 3 - междоузлие. Функции - рост, фотосинтез, вегетативное размножение.

Задание 36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

1. В составе клетки обнаружено около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.

2. Группу макроэелементов образуют водород, кислород, углерод и цинк.

3. Группу микроэлементов составляют бром, азот, железо и йод.

4. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани

5. Кроме того, фосфор - элемент, от которого зависит нормальная свертываемость крови.

6. Железо входит в состав гемоглобина - белка эритроцитов.

Правильный ответ - ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.

Предл. 2 - Цинк не относится к макроэлементам.

Предл. 3 - Азот относится к макроэлементам.

Предл. 5 - Фосфор не участвует в процессах свертывания крови, в них участвует кальций.

Задание 37.

Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес ее в изолированное сердце другой лягушки. Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

Объяснение: нервный импульс продвигается по нервному волокну и передается от клетки к клетке при помощи синапсов, они бывают электрическими, химическими и электро-химическими. В данном случае, имеем дло с электро-химическим импульсом, то есть передаче сигнала способствуют химические вещества - медиаторы (ацетилхолин, серотонин, дофамин и др.). В данном эксперименте при прохождении нервного импульса в сердце выделился медиатор - ацетилхолин, замедляющий сердечные сокращения. Содержимое сердца - кровь с ацетилхолином - было перенесено в изолированное сердце другой лягушки, где медиатор продолжил свою работу по замедлению сердечных сокращений.

Задание 38.

Самка трески выметывает несколько сотен тысяч икринок, а самка морского конька - несколько десятков. Определите соотношение особей, доживающих до половозрелого, у каждого из видов. Объясните ответ.

Правильный ответ - плодовитость трески выше, чем у морского конька. Самцы морского конька охраняют свое потомство. До половозрелости обычно доживает примерно одинаковое количество особей обоих видов.

Задание 39.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТЦАЦГТАЦГГГТ. Используя таблицу генетического кода, определите последовательность иРНК, антикодонов тРНК и соотвествующую последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка.

Правильный ответ - сначала необходимо дописать цепь иРНК, синтезируемую на данном фрагменте ДНК, используя знания правила комплементарности ДНК ТЦАЦГТАЦГГГТ.

иРНК - АГУГЦАУГЦЦЦА.

Теперь следует отнести кодоны полученной цепи иРНК с данными таблицы:

АГУ - сер

ГЦА - ала

УГЦ - цис

ЦЦа - про

Антикодоны тРНК - УЦА, ЦГУ, АЦГ, ГГУ.

Последовательность аминокислот в молекуле белка - сер, ала, цис, про.

Задание 40.

Черный мохнатый гетерозиготный по обоим признакам кролик скрещивается с белой гладкой крольчихой. Составьте схему скрещивания и определите генотипы потомства от скрещивания черного гладкого кролика, гетерозиготного по первому признаку с гомозиготной по обоим признакам гладкошерстной белой крольчихой. Какой закон генетики проявляется в данном случае?

Правильный ответ - А - черный цвет

а - белый цвет

В - мохнатая шерсть

в - гладкая шерсть

Р: АаВв х аавв

Гаметы: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв, Аавв, ааВв, аавв

Нужно определить все указанные в условии генотипы.

Затем нужно составить схему нового скрещивания и записать его результаты.

Р: Аавв х аавв

Гаметы: Ав, ав х ав

F2: Аавв х аавв

Проявляется закон независимого наследования.

19. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками (Оформление 1) –В)).


Критерии живого

Характерные признаки

1)Единство биохимического состава

2) Дискретность и целостность.
3) Саморегуляция.
4) Размножение.
5) Ритмичность.


А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

Ж)

З)

И)

К)


V

20. Метод, при применении которого исследователь искусственно создает ситуацию, позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, - ... .

21. Метод на котором основывается описательный метод, - ….. .

22 . Метод, который позволял в процессе сопоставления объектов выявлять сходство и различия - …...

23. Метод, позволяющий выявить закономерности появления и развития организмов, усложнения их структуры и функций - …. .

24. Во время этого метода часто используют компьютер - …… .
Биология как наука. История развития биологии. Методы познания живой природы

2 вариант

I . Биология как наука. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Ботаника – это наука о..

а) животных; в) растениях;

б) микроорганизмах; г) грибах.

2. Цитология – это наука о …

а) взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания;

б) клетке;

в) создании новых и улучшении существующих сортов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

г) закономерностях наследственности и изменчивости.

3. Закономерности наследственности и изменчивости изучает:

а) экология; в) этология;

б) генетика; г) геология.

4 . Анатомия изучает:

а) строение внутренних органов;

б) внешнее строение организмов;

в) функционирование внутренних органов;

г) жизнедеятельность организмов.

5 . Индивидуальное развитие организмов изучает наука..

а) этология; в) экология;

б) эмбриология; г) энтомология.

II . Краткая история развития биологии.

6. Луи Пастер - ...

а) основоположник микробиологии и определил появление иммунологии;

б) создатель клеточной теории;

в) основоположник эмбриологии;

г) создатель теории гена.

7 . Первый ученый, создавший научную медицинскую школу..

а) Клавдий Голен; в) Гиппократ;

б) Уильям Гарвей; г) Грегор Мендель.

8. Первым формулировал теорию эволюции живого мира

а) Жан Батист Ламарк; в) Клавдий Голен;

б) Леонардо да Винчи; г) Карл Линней.

9. Сформулировали клеточную теорию..

а) Мечников и Пастер; в) Шванн и Шлейден;

б) Везалий и Гарвей; г) Уотсон и Крик.

10. Учение о биосфере принадлежит…..

а) Сеченову; в) Павлову;

б) Мечникову; г) Вернадскому.

11. Создал учение об условных рефлексах...

а) Вернадский; в) Павлов;

б) Мечников; г) Сеченов.

12. Открыл антибиотики..

а) Френсис Крик; в) Иван Шмальгаузен;

б) Джеймс Уотсон; г) Александер Флеминг.

13. Леонардо да Винчи - …

а) заложил основу анатомии человека, которая просуществова- ла 15 веков;

б) заложил основу современной научной иллюстрации;

в) сформулировал учение о темпераментах.

III . Уровни организации живой материи.

14. Активное взаимодействие живого и косного вещества планеты осуществляется на уровне...

а) организменном; в) биосферном;

б) популяционно-видовом; г) биогеоценотическом.

15. На этом уровне идет процесс видообразования.

а) организменный; в) популяционно-видовом;

б) биосферном; г) биогеоценотическом.

16. Структурные элементы тканевого уровня - …

а) органы; в) органоиды;

б) молекулы; г) клетки.

17. Орган является структурным компонентом …. уровня.

а) клеточного; в) молекулярного;

б) организменного; г) популяционно-видового.

18. Вне данного уровня жизни нет.

а) биогеоценотический; в) популяционно-видовой;

б) биосферный; г) клеточный.

IV . Свойства живого.

19. Установите соответствие между критериями живого и их характерными признаками (Оформление 1) –В))


Критерии живого

Характерные признаки

1) Единство элементного химического состава.

2) Открытость

3) Обмен веществ и энергии.

4) Раздражимость и движение.

5) Единство структурной организации


А) Живая система извлекает, преобразовывает и использует вещества из окружающей среды и возвращает в нее продукты распада.

Б) Организмы приспособлены к меняющимся условиям существования.

В) Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

Г) В процессе их жизнедеятельности между организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществом и энергией.

Д) Из известных более чем 100 хим. элементов для построения живого организма, обязательны шесть – углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор.

Е) Организмы способны в процессе метаболизма поддерживать гомеостаз.

Ж) Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.

З) Организмы обеспечивают непрерывность жизни и преемственность поколений.

И) Организмы избирательно реагируют на внешние и внутренние воздействия.

К) Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот, а в общей массе веществ тела основную долю составляет вода (не менее 70-85%).


V . Методы изучения в биологии. Вместо точек вставьте название метода.

20. Благодаря этому методу были заложены основы систематики растений и животных, создана клеточная теория - …. .

21. Этот метод позволяет сравнить существующие факты с данными, известными ранее - ……. .

22 . Метод, позволяющий воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой не представляется возможным - … .

23. Метод основывается на сборе фактического материала и его описание - …. .

24 . Во время этого метода исследователь искусственно создает ситуацию - …. .


Ответы:

1 вариант

I .

II .

IV .

5) З
V .

20. эксперимент

21. наблюдение

22. сравнительный

23. исторический

24. моделирование
2 вариант

I .

II .

IV .

5) Ж
V .

20. сравнительный

21. исторический

22. моделирование

23. наблюдение и описание

Вариант №1

I. Совокупность всех биогеоценозов образует □ , а совокупность всех живых организмов – вещество биосферы.

II. Границами биосферы являются границы □ в атмосфере, гидросфере. литосфере.

Задание 2 . Расп ределите по столбцам таблицы приведенные ниже примеры

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

Задание 3 . Дайте определения понятиям, перечисленным в первом столбце, выбрав правильные ответы из второго столбца:

I. органическое вещество –

1. вещество клеток и тканей живых организмов

II. живое вещество

2. химические соединения, содержащие N, O, C, H, P

III. биосфера –

3. совокупность всех живых организмов

IV. живое вещество биосферы –

4. совокупность биогеоценозов Земли

Задание 4. Как происходит круговорот азота?

Задание 5. Какое значение в жизни человека имеет биосфера?

Задание 6. Как деятельность человека влияет на атмосферу?

Задание 7. Почему идея В.И. Вернадского об изменении планеты живыми организмами стала большим научным открытием?

Задания 8. Раскройте суть биогенеза на примере любой гипотезы.

Задание 9. Кто такие гидробионты? Перечислите их признаки приспособления к среде.

Раздел «Биосферный уровень организации жизни»

Вариант №2

Задание 1. Вставьте пропуски.

I. Создатель учения о биосфере В.И. Вернадский одним из первых геологов обратил внимание на огромную планетарную роль □ , его определяющее влияние
на геологические процессы.

II. Обеспечивая круговорот веществ, вовлекая в него все новые элементы, создавая новые породы, живые организмы преобразуют □ .

Задание 2 . Дайте правильное определение каждой группе экологических факторов

Задание 3 . Укажите, в чем значение каждой из перечисленных функций живого вещества биосферы, выбрав правильные ответы из второго столбца:

I. энергетическая

– 1. минерализация органического вещества

II. транспортная

– 2. очищение биосферы от больных или зара-женных животных

III. средообразующая

– 3. перенос веществ

IV. накопительная

– 4. избирательное увеличение концентрации какого-либо химического элемента, образование осадочных пород

V. разрушающая

– 5. преобразование условий среды (образова-ние почвы, микроклимат и т. д.)

VI. санитарная

6. аккумулирование солнечной энергии
и передача ее по пищевым цепям

VII эволюционная

7. преобразование форм жизни

Задание 4. Что такое биосфера и каковы ее границы?

Задание 5. В чем выражаются результаты круговорота углерода?

Задание 6. Почему необходимо формирование экологического сознания всех жителей планеты?

Задание 7. Докажите, что биосфера – естественная среда жизни человека.

Задания 8. Раскройте суть абиогенеза на примере любой гипотезы.

Задание 9. Кто такие эдафобионты? Перечислите их признаки приспособления к среде.

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Прокариоты -

Автотрофы -

3. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания листовой опад - > . .. - > ёж - > лисица

1) крот

2) кузнечик

3) дождевой червь

4) плесневые грибы

Объясните свой выбор.

4.Докажите верность или ошибочность утверждения

Биосфера -одна из глобальных экосистем

5. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Контрольная работа по теме «Биосферный уровень организации»

Вариант 2

1. Кто это и какой вклад сделал в развитие биологии?

2. Дайте определение терминам.

Эукариоты -

Гетеротрофы -

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава - > . .. - > волк

1) тигр

2) ястреб

3) заяц

4) лиса

Объясните свой выбор.

4. Докажите верность или ошибочность утверждения

С разнообразием живого вещества связана устойчивость биосферы.

5. Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГРУППА

A) образуют органические вещества из неорганических

1) производители

Б) потребляют готовые органические вещества

2) потребители

В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г) принадлежит к растительноядным животным

Д) являются первым звеном цепи питания

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.