Юрий Стоянов в Воронеже: «В моем перевоплощении в женщин в "Городке" не было трансвестизма!". «Городок»: всенародная слава и любовь

На Малой сцене МХТ имени Чехова появилась «Игра в «Городки», поставленная по одноименной книге Юрия Стоянова. Воспоминания народного артиста о всенародно любимой юмористической телепрограмме выпустило в прошлом году издательство «Эксмо». На одном из вечеров мхатовцы прочитали несколько глав - успех оказался огромным. Тогда решили подготовить спектакль, в котором заняты только мужчины - все знаменитые и популярные, среди них и сам автор. Они меняются текстами, одни фрагменты исчезают, другие появляются, мелькают новые герои, звучат истории, не вошедшие в издание, - каждый показ становится неповторимым. «Культура» расспросила Юрия Стоянова о премьере, исполнителях и о том, как рождались его писательские труды.

культура: «Игра в «Городки» - Ваша вторая книга, о дебютной, признаюсь, я и не знала.
Стоянов: Первая называлась «До встречи в «Городке», мы писали ее вместе с Илюшей Олейниковым. Каждый, независимо от другого, вспоминал важное о себе, что происходило до того, как мы пересеклись. Это был томик-перевертыш с символическими макетом и версткой. От одной обложки - его история, от второго корешка - моя. Они соединялись посередине - фотографиями. Отдельными и общими.

Мы решили сделать книжку, когда у нас появилась небольшая пауза. Но и в помине не было желания осчастливить мир повествованием об уникальной судьбе артиста. Бог нас миловал, и звездная болезнь прошла стороной. Во-первых, мы хорошо помаялись до того, как стали узнаваемыми. Во-вторых, возраст уже был не тот, чтобы медные трубы нанесли непоправимый урон характеру.

культура: То есть голова не закружилась, но захотелось продолжить мемуары?
Стоянов: Ту книгу считаю действительно биографической, вторую - нет. Хотя, конечно, я рассказываю о том, что знаю и что случалось со мной. Но, по сути, это делает любой пишущий человек. Да и роли артиста, даже если он играет Гамлета или что-нибудь из Мольера или Островского, все равно в огромной степени основаны на его личном жизненном опыте.

Все-таки «Игра в «Городки» выдержана в жанре рассказа, и у нее есть «референсы» - писатели, которым я не подражаю, но точно знаю: если бы не любил Марка Твена, Чехова и Довлатова, то эта книга никогда бы не появилась. В нее я включил фрагменты из первой - для хронологического соответствия жизни, чтобы сохранить временную последовательность. Но чем дальше от начала удалялся, тем больше появлялись просто новеллы, навеянные реальными случаями.

культура: Мемуаров сейчас множество, и большинство из них наговариваются на диктофон, а потом литературный помощник превращает их в текст.
Стоянов: Ни та, ни другая книга - не надиктованы. Они написаны, первая - рукой, вторая - при поддержке гаджетов; планшет или ноутбук всегда таскаю с собой. Работал во время коротких отпусков, в основном в Финляндии, которую обожаю. Соблазнов крайне мало: озеро, лес, лодка и тишина. Там я писал эти коротенькие актерские рассказы подолгу - часов по 8–10 в день.

культура: Их не назовешь актерскими байками.
Стоянов: Такое определение меня бы оскорбило. Позволю себе смелое высказывание: думаю, что «Игра в «Городки» больше литература, чем первая книжка. Она и писалась иначе. У «До встречи» был уникальный литредактор Светлана Дружинина - представитель вымирающей профессии. Ее вклад - огромный, она работала с человеком, который никогда ничего не писал. Во всяком случае, с целью опубликовать это.

культура: Вы имеете в виду себя или Илью тоже?
Стоянов: Она была нашей общей поддержкой. «Игра» написана без помощи - и в этом принципиальное отличие. То есть замечательный редактор у меня был - мы работали на удаленном доступе. По скайпу я высылал текст, он ставил пару запятых и комментировал: «Я так смеялся, так смеялся, все замечательно...» или «Я так плакал, так плакал, очень хорошо...» Мне эта форма работы тоже понравилась.

культура: Книга получилась ироничной, какой-то невероятно чистой и легкой, даже в печальных эпизодах.
Стоянов: Мама моя, прочитав, вздохнула: «Что ж ты так и не научился себя любить?» Один замечательный сценарист сказал: «Отчего вы все время стесняетесь? Почему не напишете о том, что сыграли, об отношении к вам в мире, а не только в родной стране, как создали совершенно уникальный продукт, которого не было, нет и уже не будет на телевидении?» Но тогда это был бы не я.

культура: Все-таки Вы пишете о том, что происходило на самом деле. Привирали или правда и только правда?
Стоянов: Это не документальная проза. То, что касается непосредственно меня, моих родственников, - правда почти абсолютная. Я бы сказал - моя правда или мое отношение к ней. Когда проходит время, то какие-то факты становятся более выпуклыми. Может и немного занести, но только в сторону любви к человеку, но не ненависти. Могу сделать героя лучше, смешнее, обаятельнее или несчастнее, но не хуже. Принцип домысла - только такой. А поскольку, надеюсь, это какая-никакая, а литература, то я имею право, особенно в диалогах, подчинять речь актерским законам, чтобы почувствовал читатель характер персонажа.

культура: Книга быстро исчезла с полок книжных магазинов. Ощущаете себя популярным писателем?
Стоянов: Очень не люблю формулировок. Да и не писатель я, а пишущий артист. Это все-таки разное. Мне важно не только то, как рассказы читаются, но и как они звучат.

культура: Действительно, их хочется произносить вслух.
Стоянов: Этого я и добивался. Вот и получились рассказы для сцены.

культура: Вы остроумно исполняли их на бенефисных встречах с публикой, потом - вместе с актерами на мхатовском вечере и вот теперь подготовили репертуарный спектакль для Малой сцены МХТ имени Чехова...
Стоянов: Когда мы начали инсценировать книгу, то получилось, что практически ничего не надо придумывать - литературный прием автоматически становился сценическим ходом. Я имею в виду перепады эмоций, сломы настроений. После дозы смеха обязательно присутствует достаточно грустный финал. На сцене это делается элементарно - не только абзацем звучащего текста, но печальной мелодией, соответствующей в моем понимании данному фрагменту. Она как бы вытекает из повествования. Это может быть Брамс или Бриттен, моя музыка или знакомый мотив из программы «Городок», а то и просто народная песня, русская или украинская.

Сложилась очень легкая история. Пришел художник, мы с ним быстро решили: раз восемь рассказов, то пусть будет и восемь торшеров. Придумали подзаголовок - «Говорят и показывают мужчины». Восемь артистов, все мои друзья, которых я очень люблю: Станислав Любшин, Авангард Леонтьев, Коля Чиндяйкин, Стас Дужников, Валерий Трошин, Юрий Кравец, Игорь Золотовицкий. Все феноменально работают. Могу о каждом написать.

Кажется, мы добились того, что в спектакле нет и намека на творческий вечер автора или бенефис актера. Даже с перебором. Зрители спрашивают, почему Любшин говорит «дорогой Юра», ведь он должен сказать «дорогой Слава». То есть они решили, что каждый из нас - автор своего рассказа. Вот этого я и хотел. Просто счастлив, что есть люди, которые так и не поняли, что они слушали рассказы, написанные мною. Значит, «Городок» и все, что со мной в нем произошло, - не только факты моей биографии, а энциклопедия жизни большой страны на конкретном историческом отрезке. Его вместе со мной во многом очень похоже прожили артисты, читатели, зрители.

культура: На сайте Художественного театра режиссер спектакля не обозначен принципиально?
Стоянов: В программке спектакля написали, что Юрий Стоянов. Но какая режиссура нужна, чтобы произнести фразу: «Давно это было, Майкл Джексон еще был черным, а моя зарплата белой»?

культура: В литературе своих кумиров Вы назвали, а есть ли тип театрального действа, на который ориентировались, создавая вечер литературных миниатюр?
Стоянов: Сравнил бы это - и только потому, что Вы просите, - со способом существования на сцене Ираклия Андроникова. Пример дальний и нескромный, но его рассказы слушаешь и не понимаешь - это правда или вымысел, исследование нравов или лукавый анекдот. Все жанры смешаны, поданы личностью, украшены обаянием. Если кто-нибудь назовет наш спектакль «литературно-драматической композицией», то мне покажется, что я попал в страшный сон. Я бы назвал то, что получилось, невероятно смешной историей, в финале которой кто-то обязательно заплачет.

культура: Как строится спектакль?
Стоянов: Для меня принципиально, чтобы мы все читали текст по бумаге. Конечно, временами отрываясь от нее и играя. Опыт показывает: либо надо знать назубок, либо читать. Нельзя быть чуть-чуть беременным. Нас всех «убил» на показе Станислав Любшин. Выходит он, самый старший из нас, и выдает наизусть. Единственный. Мы на него все накинулись: «Дядя Слава, ты что нас подставляешь?» Он отвечает: «Учите, детки, учите, хорошая литература, я легко запомнил...» Мы меняем рассказы, меняемся ими, добавляем те, которых нет в книге. Такой читает Авангард Леонтьев - «Не может быть» о моей поездке в сегодняшнюю Одессу.

культура: Вы же оттуда родом и рассказывали нашим читателям, что счастливы повторять биографию Жванецкого: одессита, влюбленного в родной город, работавшего в Петербурге и живущего в Москве.
Стоянов: Потому сам я не могу читать о своем визите в любимый город. Как-то Гарик не смог прийти, и я решил попробовать, но не осилил: ком в горле давит, не могу и все, грустно очень. Повернулся и протянул листы партнеру - дочитай, мол. Такое тоже может случаться на этом спектакле.

культура: Вы начинали в БДТ у Товстоногова, а как попали в МХТ к Табакову?
Стоянов: Я бы не пошел ни в один другой театр. Мне сейчас понятно, что я - человек, тяжело адаптирующийся в любом коллективе. Мне было хорошо только в том месте и том мире, которые мы создали вместе с Ильей. Мы с ним были отравлены независимостью, опьянены ею. И для меня входить в обстоятельства чудовищного рабского подчинения кому-то - некомфортно. Моя жизнь мужчины, занимающегося женским, невероятно зависимым делом, в обстоятельствах театра была неуспешна и непродуктивна. Память об этом навсегда у меня в порах. Поэтому в эту воду входить второй раз не хочется.

культура: И все-таки Вы заняты в спектаклях МХТ.
Стоянов: Сейчас уже никто не считает меня приходящим, связанным с театром только договором. У меня два названия, скоро появится третье - недавно попал в новую постановку к Игорю Золотовицкому. Занят бываю во всех спецпроектах - песенных, поэтических, юбилейных. Понимаете, какая странная штука: могу работать только тогда, когда меня любят и мне ничего не нужно доказывать. Тогда я свободен и выдаю нужный результат. А сдавать экзамены ненавижу и не буду. Никогда. Хватит, все уже сдал. В Художественном - демократичная атмосфера, славная труппа, мне со всеми очень комфортно, и со стариками, и с молодыми, и с моим поколением. В Художественном мне клево.

культура: Как развивались отношения с Олегом Павловичем?
Стоянов: Наш роман длинный, из многих эпизодов. Олег Павлович неоднократно приглашал меня для всяких разговоров. Каждый раз я его подводил или находил повод, чтобы подвести. Он хотел, чтобы я работал в театре и был репертуарным артистом. А я уклонялся, ссылаясь на разные причины. Иногда спрашивал при встрече: «Ну что, Юрий Николаевич, вы уже удовлетворили свои материальные запросы?» Поступало от Табакова и предложение играть все его роли. Пришлось сказать, что я доедаю только 1 января и только оливье. Потом он спросил: «А что ты играл, сынок, в БДТ?» Я перечислил. Он удивился: «Я же видел «На всякого мудреца довольно простоты», но тебя не помню. Странно... - и после большой паузы продолжил: - Обычно хороших артистов я всегда запоминаю». Тут уже спросил я: «А вы сейчас какого артиста пригласили свои роли играть?» В ответ прозвучало: «Уже очень хорошего». Да и прав Олег Павлович. Был бы я тогда хорошим, не искал бы себя на стороне. Никогда.

Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости

За спиной у 58-летнего создателя легендарного «Городка» Юрия Стоянова все, о чем может мечтать человек его профессии: 4 премии ТЭФИ, «Золотой орел», награждение Орденом Почета и звание народного артиста. На вопрос журналистов о личной жизни весельчак с широко распахнутыми, немного печальными глазами предпочитает отмалчиваться.

Впрочем, в одном из своих последних интервью Юрий Стоянов все же поведал об успехах двух падчериц — Ксении и Анастасии, дочерей от предыдущего брака третьей жены Юрия Елены. А также рассказал о характере младшей — 13-летней Кати — общей дочери Стояновых. По иронии судьбы, о родных сыновьях артиста из автобиографических источников известно лишь: «Дети от первого брака: Николай и Алексей Стояновы». Участием в жизни некогда мальчишек, а теперь взрослых мужчин, артист похвастаться не может.

Life78 удалось узнать, почему Николай и Алексей сменили фамилию Стоянов на Хлопов, как сложилась судьба сыновей и бывших жен после развода с любимцем публики.
Первой супругой тогда еще безызвестного юноши Юры Стоянова была выпускница театроведческого факультета ГИТИСа Ольга Синельченко. В 1978 году возлюбленные сыграли скромную студенческую свадьбу на родине жениха в Одессе. В том же году после переезда в Петербург в молодой семье появился первенец Николай. Спустя два года, второй сын — Алексей. Николаше, так ласково называли в семье старшего, было около пяти лет, когда мама с папой решили развестись. В окружении Стоянова поговаривали, что начинающий актер БДТ увлекся редактором литературной части театра Мариной Венской. Именно с этим связывают внезапное решение законной супруги Ольги уйти от мужа. Девушка с двумя сыновьями переехала жить в Москву. Остаться в хороших отношениях с Синельченко, Стоянову не удалось. Болезненное расставание родителей стало следствием отсутствия каких бы то ни было отношений сыновей с родным отцом.- Это не Юра не общается с детьми, а дети не общаются с ним. Это, скорее всего, была проекция Ольги. Она с детьми уехала от него. Пока был жив отец Юры, они еще поддерживали связь, потому что он обожал Ольгу, он души в ней не чаял, и внуков он обожал. Даже после развода Николай Георгиевич приезжал к Ольге и детям в Москву, а после его смерти 1993 году они перестали общаться. Алеша однажды приехал в гости к бабушке и там они встретились с Юрой, вроде как начали общение хоть какое-то, а Николаша категорически не общается с отцом, не может простить отца, - рассказывает подруга детства артиста, которая поддерживает теплые отношения с ним и его матерью Евгенией Леонидовной Стояновой.

Сейчас первая жена Ольга Синельченко снова замужем, проживает во Франции. Новый супруг женщины — некогда профессор кафедры №40 «Физика элементарных частиц» НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук Максим Юрьевич Хлопов. Слышать про бывшего мужа Ольга не хочет. Когда по просьбе Life78 подруга женщины попросила ее рассказать об отношениях с бывшим мужем, Ольга написала: «Я не знаю, кто такой Юрий Стоянов».

После развода Синельченко дала сыновьям фамилию «нового папы» и даже сменили их отчество. Николай Юрьевич Стоянов теперь зовется Николаем Максимовичем Хлоповым, Алексей Юрьевич также числится с фамилией Хлопов и новым отчеством.Старший сын Стоянова — ныне 38-летний Николай Хлопов - закончил МГУ, после получил степень MBA в области электронного бизнеса и управления инновациями. Сейчас молодой человек является партнером британской компании THI, занимается бизнес-консультированием. Примечательно, что бизнесмен часто дает интервью и выступает экспертом в различных СМИ. Однако журналисты даже не подозревают, что за успешным мужчиной по фамилии Хлопов, скрывается сын народного артиста.
Сейчас Николай женат, его супруга Виктория преподает театральный дизайн в Британской высшей школе дизайна и в ГИТИСе.
Младший сын актера 36-летний Алексей Хлопов так же окончил факультет журналистики МГУ, работал в телекомпании ВИД.Сейчас развивает свою компанию «Йете Гид Бюро» — организует экстремальные походы в горы в Сочи. Алексей также женат. С супругой Анастасией воспитывает сына Романа, внука Юрия Стоянова.

Второй брак автора и создателя «Городка» не подарил ему ни детей, ни внуков. Именно с этим связывают расставание артиста с Мариной Анатольевной Венской. В кулуарах БДТ тогда ходили легенды о том, что в юности Дуня (так называли Марину Венскую все близкие) поклялась не заводить детей. Впрочем, мама Венской эти слухи отрицает.- Такого обета она не давала, это я когда-то говорила, что больше всего на свете, я боюсь быть бабушкой. Ну ладно, раз боишься - посмотрим, — говорила Марина. Она еще девчонкой была. Детей у Марины нет, зато есть собака алабай по кличке Фанта, - рассказывает мама Марины Нелли Константиновна.

После развода со Стояновым, Венская вышла замуж за актера Владимира Еремина. В послужном списке артиста более 60-ти фильмов. Второму супругу Марина Венская также не родила ребенка.

Я Юру люблю, у меня хорошие отношения с ним и с его мамой Евгенией Леонидовной, я называю ее Геничка, — поделилась с Life78 Нелли Константиновна.

Два или три года назад она приезжала в Ленинград, Юра нам устроил встречу в кафе. И Марина с Юрой в нормальных отношениях. Последний раз виделись, когда умер Илюша Олейников, Дуня ходила поддержать Юру.

В отношениях с третьей женой Еленой Юрий Стоянов, наконец, обрел счастье и семейное спокойствие. Отсутствие общения с родными детьми актеру компенсировали теплые отношения с падчерицами. В 2003 году Елена подарила супругу дочь Екатерину.

На гастролях известный артист рассказал, отчего не хочет возрождения популярной передачи, а также признался, какие у него недостатки и почему ему противопоказаны комплименты

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

Изменить размер текста: A A

14 февраля Юрий Стоянов доказал воронежским зрителям, что он мужчина в полном расцвете сил! Известный артист под аккомпанемент оркестра ВКЗ прочитал детворе и родителям сказку Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Получился театр одного актера! Артист-фантазер для пущей убедительности попросил организаторов представления «добыть» ему настоящую собаку, чтобы Малыш в финале не остался без подарка!

Зрители были в восторге от перевоплощения актера во всех персонажей одновременно. Не хватило только фрекен Бок! Уверены, и этот образ получился бы у Стоянова на ура. Хотя он и признался, что не очень любил играть женщин в «Городке»…

Юрий Николаевич, вы покорили детей и взрослых чтением сказок. А еще вы много озвучиваете мультфильмов. Что значит для вас эта часть карьеры?

Баловство. Но баловство в высоком смысле слова. Это то, что доставляет удовольствие, потому что ты чувствуешь себя ребенком, ты представляешь, как ребенок должен это слышать. И понимаешь ту меру хулиганства, которую в это можно вложить. Мне интересно было повторить подвиг Олега Анофриева , но он, вероятно, неповторим - я, к сожалению, озвучиваю намного меньше, чем мог бы. К сожалению, сейчас часто у продюсеров такой ход - приглашать на озвучание не профессиональных артистов, а медийных лиц, к примеру, КВНщиков, мол, увидят их фамилии на афишах и пойдут в кинотеатр. Это сомнительный маркетинг, потому что первичен все-таки голос и актерская работа. Это с Голливуда копируют, хоть бы придумали что-нибудь свое. А там приглашают выдающихся артистов, и ни у кого не написано, что они были КВНщиками. Бандерас точно не играл в Испании в КВН, хотя человек с большим чувством юмора. Я приветствую КВНовских авторов - без них не было бы сегодняшнего юмора, сейчас это основа всего, что пишется в ситкомах. А вот насчет актерских возможностей этих ребят я бы сильно поспорил.

- В каких проектах вас можно увидеть в ближайшее время?

Лежит замечательный сериал на первом канале «Бабье лето», я там в роли абсолютно спившегося поэта-барда , дошедшего до деклассированной стадии. Я такого раньше не играл. На НТВ заканчивается монтаж необычного фильма моего друга Тиграна Кеосаяна - сильная, странная история «Актриса», тоже не играл такого никогда. Еще на НТВ один сериал, где я играю начальника уголовного розыска, период 50-60-х.

В МОЕМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ В ЖЕНЩИН НЕ БЫЛО ТРАНСВЕСТИЗМА

Широкая известность к вам пришла после передачи «Городок», но в результате вы не можете избавиться от ярлыка телекомика.

Являюсь ли я заложником этого амплуа? Да, безусловно. Но я благодарен этой программе: она изменила всю мою жизнь, благодаря ней меня узнал и полюбил зритель. А сегодняшний юмор: вы посмотрите «Городок» 1994-1995 годов – на шаг не двинулись вперед. В юморе реальный шаг – «Камеди клаб» и все, что из него выросло. Он реально другой, этого нельзя отрицать. Но мне приятно видеть, как сегодня из «Городка» столько берут. Чем меня можно удивить? Съемкой скрытой камерой? Я снялся в сотне эпизодов скрытой камерой, и того уровня скрытой камеры не снимают в мире по сей день. Вы меня хотите удивить музыкальными номерами, выходом на эстраду, чем? В «Городке» было столько рубрик, сколько не было ни в одной программе. Мы все это прошли. Да, я комедийный актер. А потому что мы будем бороться с имиджем? Есть умные люди, которые редко, когда это очень нужно, приглашают меня. Я отношусь к этому с терпением и пониманием. И благодарен и тому зрителю, который считает меня комедийным актером, и тому, который догадывается, что я умею что-то еще.

- Сейчас можно возродить «Городок»?

Да типун вам на язык. «Городок» возродить невозможно, потому что эта передача в сознании нескольких поколений людей является программой одной пары - Илья Олейников и Юрий Стоянов. Поэтому, даже если получится хорошо, они будут считать себя обманутыми, будет предан какой-то большой кусок их жизни. Я не думаю, что они порадуются, если название будет «Городок», но с другим, даже очень талантливым артистом вместо Олейникова. Другая юмористическая передача с моим участием возможна ли? Возможна. Как и другой фильм, как и другой сериал.

- В «Городке» вы сыграли сотни дамских образов...

Я не любил играть женщин. Это вынужденная история: когда в передаче два мужчины, кто-то вынужден играть женщин, иначе вы лишаете проект огромного пласта юмора, связанного с отношениями. Я к этому относился как части моей работы - просто еще одна роль. Другое дело, что я это делал хорошо. Потому что в этом не было никакого трансвестизма, наслаждения переодеванием. И вы никогда не оценивали меня как ряженого мужика, вы воспринимали меня как женщину. Смешную, некрасивую, полноватую, но женщину. Почему? Потому что проводником к этому восприятию был мой партнер. Он ко мне в кадре относился как к женщине - и вы также перенимали его отношение ко мне. Илья говорил: «Не могу представить на твоем месте артистку, она сыграет хуже!». Вот это комплимент! Или я слышал от кого-то: «Ой, вы что ли знаете мою тещу, вы же ее сыграли!». Или «нашу начальницу», «крупную чиновницу». А я не имел конкретно их в виду, просто точно играл конкретные черты женщин.

- А что не нравилось в перевоплощении в женщин?

Не нравилось, что тяжело со временем стало что-то придумывать. Когда число женщин стало зашкаливать, мне не хотелось повторяться, не хотелось, чтобы это стало общим местом моей биографии, мол, Стоянов – это артист, который играл женщин. А нравились мне абсолютно профессиональные вещи. Не могу сказать, конечно, что надевание колготок приносит мне наслаждение. Я не могу себе представить, как вы зимой в них ходите! Наслаждения большого нет, когда лифчик надевают. Но это часть профессии. А кому-то нос клеят два часа. Я лучше лифчик надену, чем буду нос наклеивать - терпеть не могу этого.

- Какие качества вы любите в женщинах? Чувство юмора, вы же одессит?

Чувство юмора важно, как в любом человеке. Потому что юмор – это свидетельство ума, парадоксального мышления. Я не люблю хохмачей, которые из разряда лопни, но пошути, иначе день прошел зря. Я люблю, когда чувство юмора естественно проявляется, и когда этим чувством юмора тебя удивляют. Например, вы не заметили в этом смешное, а она заметила - вот это да. Какие качества нравятся в женщинах? Если бы я сказал ум, я бы соврал. Но если бы я не сказал ум, я бы тоже соврал. Если бы я сказал только внешность, я бы соврал. Но если бы я не сказал только внешность, я бы тоже соврал.

- Вы хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

Как я могу желать своему ребенку такой судьбы? Я сам хоть как-то «проклюнулся» к 40 годам. Хорошо, хоть женщина не обязана кормить семью. Знаете, как это унизительно, когда твое дело тебя не кормит? Это противоестественно. Профессия должна кормить, ты должен ею зарабатывать деньги. Как я могу ей пожелать такой зависимой работы? Все время зависеть от кого-то, от чего-то, когда ничего кроме желаний и трудолюбия не можешь предъявить. Я ей не желаю такой судьбы. Но если, не дай бог, она бы ее выбрала, я бы не мешал.

ВСЕ САМОЕ ГЛУПОЕ И БЕЗДАРНОЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ Я СДЕЛАЛ ОТ КОМПЛИМЕНТОВ

Ваша мама однажды в интервью сказала, что вы очень ранимый человек и вас нужно хвалить. Как относитесь к критике?

Мама так говорит, а я всегда говорю, что все самое глупое и бездарное в своей жизни я сделал от комплиментов. А все самое продуктивное – наоборот. Вопрос в том, как критика подается. На самом деле мне комплименты противопоказаны - как сахар диабетику. Но при этом, если они сделаны приватно, не публично, если я понимаю, что увидели то, что я хотел, что это адекватно моим намерениям, тогда я бесконечно счастливый человек. Такого рода комплименты мне важны. А критика современная… какая? Телевизионная отсутствует. Все заменил интернет. Это не критика – бла-бла-бла. «Ходила в театр. Оказывается, Джульетта не умирает!». Замечательно, что человек открывает для себя Шекспира . Через 600 лет после написания пьесы. Я в какой-то мере человек интернет-зависимый, не могу без него прожить. Но в этой помойке я не участвую – меня нет в соцсетях. Откроешь поисковики – такое количество ошибок, безграмотности, что я не могу читать!

- А у вас есть недостатки?

- «Сколько же в тебе изъянов, расскажи же нам Стоянов?». Их там много. На ум приходят одни плюсы. Может быть, я излишне подвижен, в отличие от других, быстро переключаюсь.

- Слышала, у вас пунктик насчет обуви...

Это бзик. Я прошел по заснеженному Воронежу , а ботинки у меня чистые. В гостиницах для меня главное место - где стоит автомат по чистке обуви! Это у меня от отца. Я не выношу грязную обувь. И неопрятность в одежде. А еще мой тренер по фехтованию Аркадий Львович в тяжелое советское время, когда из средств гигиены было только мыло, заставлял нас принимать душ до тренировки и после. От него мы узнали, что такое детская присыпка. Он заставлял нас засыпаться этой присыпкой вместо дезодоранта. Тогда их не было. А когда появились первые дезодоранты, он за свои деньги покупал их и приносил нам. Это был болгарский «Орфей», такой одеколон, разбавленный водой, который сжигал подмышки. Те спортивные потные детство и юность приучили к тому, что в этом смысле ты должен быть безукоризненным.

Я небольшой поклонник католических праздников, не понимаю их. От того, что в Риме одно время были проблемы с рождаемостью и предпринимали усилия, чтобы спасти империю, это не значит, что сегодня в Воронеже я должен вырезать из бумаги дурацкое сердечко и дарить жене. Если людям нравиться еще раз в году кроме 8 марта проявить свои чувства, то есть два раза в год, мы это только приветствуем. А любовь... Боюсь, пошло получится. Искренность на заказ бывает очень пошлой… Так вот я над этим вопросом думаю всю жизнь, а до меня думало еще несколько поколений. Ответа пока не нашел. Но знаю, это что-то, без чего нельзя жить.

С ее песней. Программа была веселая, а песня - грустная. Такими же были и их образы, и именно "Городок" сыграл поворотную роль как в творческой, так и в личной судьбе Юрия Стоянова. Его путь к успеху был долгим, трудным, полным разочарований и пустых надежд когда-нибудь получить главную роль в театре. 17 лет он играл роли без слов, а в лучшем случае ему позволяли выйти на сцену с гитарой. Так решил великий режиссер Георгий Товстоногов.

Ему было почти сорок, когда они с Олейниковым, двое никому неизвестных, уже немолодых актеров, неудачников, решили создать программу "Городок". Сегодня на счету "Городка" около 500 выпусков, а на счету у Юрия Стоянова такое количество разных образов, которым едва может похвастаться кто-нибудь еще. Сегодня он востребован и на телевидении, и в театре, и в кино. Он сыграл роли во многих далеко не комедийных фильмах: "Человек у окна" , "Двенадцать", "Ландыш серебристый" .

"Я очень не люблю юмор сытых людей - стеб, - говорит Стоянов. - Я ведь никогда не был хохмачом, и с виду на меня посмотришь - не обхохочешься. А вот когда ты начинаешь работать, ты должен понять, в какой стране ты шутишь, с какой историей, с какими людьми, с какой жизнью. И тогда ты увидишь, что наш юмор - это очень серьезное средство спасения от больших болей и больших бед".

В Центральном Доме актера прошел творческий вечер Юрия Стоянова "Неформат". О БДТ, Товстоногове, "Тихом Доне" и выстреле Басилашвили поведал Стоянов под непрекращающийся хохот зала.

Всем желающим задать вопросы Юрию Стоянову Сергей Глинка обязательно передаст микрофон, - пообещали директора Дома актера Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин, вручая актеру букет.

Уж и не знаю, кто был на сцене, но микрофоны подавал Глинка, - тут же сострил Стоянов.

На сцену Стоянов вышел с двумя гитарами-"подругами", как выразился актер. "Подруг" у него четырнадцать штук. Первую гитару 11-летнему Юре Стоянову подарил дедушка. Он нашел ее в магазине "Березка" в городе Киеве, но купить инструмент без валютных "чеков" было нельзя. Гитара стоила девять долларов. Дедушка умолил продавщиц помочь ему.

И они нанесли на заднюю деку гитары большую царапину и "развалютили" ее. Гитара стала стоить 9 рублей 47 копеек, потому что рубль был дороже доллара, - ностальгически вспоминал Стоянов.

Актер исполнил жалостливый городской романс про несчастную любовь, который он когда-то услышал в родной Одессе: "Следы твоих ног целовал и чуть на тебя не молился".

- "Чуть" - это очень по-одесски звучит, - прокомментировал актер. - Молился бы, но чуть…

Юрий Стоянов рассказал о годах, когда он служил в ленинградском театре БДТ им. Горького под руководством знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Каждая история неизменно сопровождалась дружным смехом.

Мы играли в Омске спектакль "Тихий Дон". Это была моя вторая роль в массовке после трех лет простоя, - поведал Стоянов. - Начало спектакля было таким. В вагоне-"теплушке" трясутся казаки, якобы проезжая по железнодорожному мосту через реку. В это время актер Толя Галичев срывал с себя папаху и орал: "Дон-батюшка! Дон!". Я тоже был в костюме казака, но почему-то попросил сделать себе пейсики и надел круглые бабелевские очечки. Я точно знал, когда Толя закричит, и ровно за секунду до его вопля тихо спросил, картавя: "Пгостите, пожалуйста, вы не подскажете, как эта река называется?". "Дон!" - закричал Толя… После спектакля Товстоногов сказал мне: "Юра, я вам желаю добиться такой же реакции в зале, какой вы сегодня добились на сцене. Это очень плохой признак, когда смеются на сцене и не смеются в зале".

Это был первый разговор Стоянова с Мастером. Второй состоялся в городе Ереване на гастролях в 1980 году при не менее казусных обстоятельствах. У Стоянова закончились деньги, актер два дня не ел, а до зарплаты оставалась еще дней шесть. Пришлось Стоянову посылать телеграмму отцу. Папа денег, конечно, выслал. Вечерний спектакль закончился поздно. Стоянов еле дотерпел до шести утра. В ресторане гостиницы "Интурист" актер заказал себе шашлык, красную икру, фаршированные яйца и еще много закусок. Только собрался все съесть, как вдруг в дверях появился Товстоногов. Пришел позавтракать в шесть утра. Он подошел, долго оценивал стол "бедного" молодого актера, спросил, можно ли присоединиться. Георгий Александрович заказал чай, два яйца и творог. "Говорят, вы хорошо показываете нашего начальника отдела кадров, - поинтересовался у Стоянова Товстоногов. - Покажите и мне". "Ипполит побледнел". Начальником отдела кадров в театре, который не вылезал из-за границы, был номенклатурный работник "одной серьезной организации". "С комом в горле и весь мокрый", Стоянов кое-как изобразил кадровика. "Слухи о вашем комедийном даровании очень сильно преувеличены", - резюмировал Товстоногов.

В процессе вечера Юрий Стоянов исполнил несколько песен своего сочинения, написанные по разным поводам. Чего только он не придумывал - "да все, что не могло пригодиться артисту никак". Например, написал эпитафию самому себе "на полном серьезе", заканчивающуюся словами: "Явив на свет двоих детей, в наследство дал им только внешность". А что еще мог дать артист, играющий в массовке, в те времена?

Я писал песни вместо того, чтобы пойти к Товстоногову и сказать: "Я очень хочу сыграть Моцарта и знаю, что могу", - продолжал Стоянов. - Во-первых, я не хотел, а во-вторых, не знал, что могу.

Но Моцарта в спектакле "Амадеус" Стоянов все-таки сыграл. Сальери играл народный артист СССР Владислав Стржельчик. 60-летний актер выходил в старом халате, говорил скрипучим голосом, кашлял, шамкал, "гипертрофировал старость", потом вдруг скидывал халат, под которым был потрясающий камзол, и бросал в зал реплику, достойную Сары Бернар: "Мне 34 года!". Однажды Стржельчик вышел на сцену "выпимши".

К концу первого акта он говорил такое, что я тут не могу это повторить, а это было сказано со сцены БДТ, - вспоминал Стоянов. - "Моцарт, умоляю, уйди!" - грохотал Стржельчик. "Витя, убери его, а то я его убью!" - это уже реплика из-за кулисы.

Самые смешные и одновременно грустные гастроли были у театра в Индии. Всех искололи уколами, но многие актеры все равно заболели экзотическими болезнями. В Индию БДТ привез очень востребованную в Бомбее в 39-градусную жару пьесу Чехова "дядя Ваня" и спектакль "Ханума". Между спектаклями актеров отвезли на остров с выдолбленным в скале храмом невероятной красоты.

Сотни тысяч индусов построили этот храм буквально на костях, - изобразил экскурсовода Стоянов. - И тут раздается реплика помощника завпоста Юры: "Ну, молодцы, в общем! Собрались и сделали!".

Вспомнил Стоянов трагикомичную историю, связанную со спектаклем "Дядя Ваня". Роль дяди Вани играл Олег Басилашвили. В одной из сцен он стрелял из пистолета. Звук выстрела имитировал за кулисами некто Леша, ударяя увесистым молотком по листу железа, на который в один "прекрасный" день невовремя ступила нога начальника пожарной охраны. Молоток опустился ему аккурат на большой палец ноги.

- В гробовой тишине, вместо выстрела над залом пронеслось …, - выдержал мхатовскую паузу Стоянов. - Простое русское слово, одинаковое на всех языках стран СНГ. Так еще называют женщин первой древнейшей профессии.

С некоторой грустью вспомнил Стоянов реплику Кирилла Лаврова в ответ на его уход из БДТ в 1995 году:

- "Стоянов ушел из БДТ - это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ушел. Плохо, потому что теперь у него будет больше времени на эту свою пошлятину - "Городок", - сказал Лавров. Но никто из труппы не рассмеялся.

Один из зрителей, почувствовав в словах Стоянова затаенную обиду, поинтересовался, простил ли он Лаврова.

Я и не обиделся. А как он должен был к этому относиться, если в первых трех выпусках передачи на канале "Россия" в бегущей строке внизу слово "агентство" было написано без буквы "т"? - спросил, в свою очередь, Стоянов. Актер признался, что когда он увидел "концерт Илюши Олейникова со "скромным" и "тонким" названием "Смех-шок", то подумал: "Неужели я буду в этом участвовать?". И через год уже был в этом концерте.

- За двадцать лет сотрудничества у нас было всякое, - ответил на вопрос о дружбе между соавторами "Городка" Стоянов. - Мы ругались, мирились, жили семьями, снимались вместе в кино. В кино же нельзя сниматься по отдельности! В результате мы пришли к выводу, что хорошее партнерство больше весит, чем красивые слова о дружбе.

Дама из Челябинска призналась Стоянову в любви и поблагодарила его за тонкие и добрые женские образы, которые он создал в "Городке".

Играть женщин - это не сложный актерский хлеб, поверьте, - поблагодарил Стоянов. - Но я убежден, что женщины лучше, чем мужчины, потому любые интриги, даже крайней степени подлости, у женщин, как правило, мотивированы любовью, а не карьерой и баблом.

Выходные по случаю 8 марта завершились словами, нашедшими отклик в сердце каждой женщины, сидевшей в зале.

Анна Горбашова, обозреватель