Анна ардова вопреки сомнениям близких стала известной актрисой. Алексей баталов - биография, информация, личная жизнь Кем является анна ардова баталову

звездные пары БАТАЛОВЫ-СТАНИЦЫНЫ-АРДОВЫ-СТАРЫГИН др.

Два брата и две сестры - Владимир, Николай, Зинаида и Мария - все стали актерами, играли на сцене МХАТ.
Владимир Баталов (1902-1064) - советский режиссер и актер. Работал режиссером ГАБТа, театра им.Ленинского комсомола, преподавал в ЦСТЕТИСе (ГИТИС). Сыграл несколько ролей в кино, в 1940 году поставил фильм «Бабы». Был женат на актрисе МХАТ (а затем ЦТСА) Нине Ольшевской (1908-1991). В этом браке родился замечательный и любимый актер советского кино, народный артист СССР Алексей Баталов . Актер был женат дважды, но о первом браке он не распространяется. Женился он в 16 лет. Его избранницей стала Ирина Ротова, дочь известного художника. В этом браке родилась дочь Надежда, ставшая впоследствии переводчицей. Имеет дочку и внучку ( … -s-vnukami). Второй супругой актера стала цирковая актриса Гитана Леонтенко (снялась в нескольких фильмах). Семейная жизнь Алексея Владимировича с Гитаной Аркадьевной оказалась долгой и счастливой, но омраченной болезнью их дочери. Мария появилась на свет с родовой травмой. После ее рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой, ухаживающей за дочерью - уже 30 лет Маша не встает с инвалидной коляски. Никакое лечение не смогло поднять ее на ноги. Тем не менее, она оказалась очень одаренным и к тому же мужественным человеком. Свой первый в жизни сценарий Маша написала благодаря матери. Гитана Аркадьевна много рассказывала дочери о цирковом прошлом. Так родился фильм «Дом на Английской набережной», режиссером которого стал Михаил Богин. В 2008 году на фестивале «Московская кинопремьера» Мария получила из рук Эльдара Рязанова приз за лучший сценарий.
Родители Алексея Владимировича развелись, когда ему было 5 лет. Вторым мужем Н.Ольшевской стал сценарист Виктор Ардов (1900-1976). В этом браке родились сыновья: актёр Борис Ардов (1940-2004) и священник Михаил Ардов .
Николай Баталов (1899-1937) - российский и советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Известен по фильмам "Мать" (1926 г.), "Аэлита" "Путевка в жизнь" и др. Был женат на актрисе МХАТ Ольге Андровской (1898-1975), народной артистке СССР, известной также по фильмам "Медведь", "Человек в футляре". Дочь актеров - Светлана Баталова (1923-2011) - одна из первых выпускниц школы-студии МХАТ (1947). На сцене МХАТа играла в течение нескольких десятков лет. Там же познакомилась и со своим будущим мужем - актеромПетром Черновым (1917-1988), народным артистом РСФСР. Актер снялся более чем в 20 фильмах, широко известен по роли Давыдова в экранизации романа М.Шолохова "Поднятая целина".
О сестрах Баталовых известно мало: Зинаида Баталова (1912-1979) была замужем за актером МХАТ Михаилом Веревкиным . Одним из мужей Марии Щербининой (1914-2004) был Виктор Станицын (наст.фамилия Гёзе, 1897-1976) - выдающийся театральный актёр, один из корифеев мхатовской сцены. Сыграл множество ярких ролей в театре и несколько заметных ролей в кино: «Чины и люди», «Зори Парижа», «Падение Берлина», «Война и мир». Он был одним из ведущих педагогов Школы-студии МХАТ, был членом художественного руководства театра.
Вторая его супруга - Елена Понсова (1907-1966) дебютировала на сцене в 1925 г. Окончила театральное училище им.Б.Щукина (1928), с 1934 г. преподавала там же. На протяжении всей жизни - актриса театра им. Е. Вахтангова. В 1936 г. дебютировала в кино, помимо ряда характерных ролей много работала над озвучиванием мультфильмов (около 30 ролей). Народная артистка РСФСР (1957). Дочь актеров - Ольга Гёзе-Станицына - ведущая актриса драматического театра им.Станиславского.
Вернемся немного назад. Борис Ардов окончил школу-студию MXAT, играл на сцене театра «Современник». Позднее окончил Высшие режиссёрские курсы, преподавал во ВГИКе. Был доцентом кафедры актёрского мастерства, кандидатом наук искусствоведения. Возглавлял Ахматовский культурный центр в Москве. Был женат 4 раза, в том числе дважды на актрисах, и одной из жен была режиссер-мультипликатор.
Первый раз на актрисе Мике Киселевой (Мире Ардовой) , которая после окончания школы-студии МХАТ играла на сцене Московского ТЮЗа. Заслуженная артистка РСФСР. Одна из их дочерей стала дизайнером, а вторая - Анна Ардова - актрисой. После окончания ГИТИСа играет на сцене театра им.Маяковского, снимается в кино. Ее первым мужем был известный актер театра им.Маяковского Даниил Спиваковский (в кино - около 70 ролей). Второй супруг тоже актер театра им.Маяковского - Александр Шаврин (в кино - более 40 фильмов). Дочь Анны Ардовой - Софья - училась в Архитектурно-дизайнерской студии, снялась в нескольких фильмах.
Мика-Мира Ардова вторым браком была замужем за прекрасным, так рано ушедшим из жизни актером Игорем Старыгиным (1946-2009). После окончания ГИТИСа актер играл на сценах московского ТЮЗа, театра им.Моссовета, театра-студии "У Никитских ворот", МХАТ им.Горького. Снялся в 50 фильмах. Заслуженный артист России. Оставил двух детей: дочь Анастасию от второго брака с М.Ардовой и внебрачного сына. В его семье также воспитывалась падчерица — Анна Ардова.
А первой официальной супругой И.Старыгина была сокурсница по институту Людмила Исакова , актриса театра и кино, заслуженная артистка России.
Второй женой Б.Ардова была Людмила Дмитриева , народная артистка РФ. Она окончила Школу-студию МХАТ, 15 лет играла на сцене этого театра, с 1993 г. - актриса театра А.Калягина "Et Cetera". Известна по фильмам "Возьми меня с собой", "Ищите женщину", "Горячев и другие" (всего на ее счету около 50 ролей в кино и телесериалах).
В третий раз Б.Ардов женился на режиссере-мультипликаторе Ольге Розовской (в наст.время она проживает в США), дочери известного кинооператора Эдуарда Розовского (1926-2011), снявшего такие известные фильмы, как: "Дон Кихот", "Человек-амфибия", "Белое солнце пустыни", "Старые стены" и др. (всего около 80 фильмов).

Сейчас она одна из самых востребованных комедийных актрис на нашем ТВ. Так, на канале «Домашний» выходит новое скетч-шоу «Одна за всех». В нем все главные роли исполняет Анна Ардова. Как выяснилось, сценарий изначально писался на нее.

Заставляю себя быть слабой

– Анна, согласитесь, приятно, когда для вас пишут сценарий?

– Очень. Но при этом и страшно ответственно. Я уже всех своих знакомых попросила посмотреть и честно мне сказать, как им наш новый проект. Ведь в шоу у меня девять женских образов, девять историй. Не случилось только с женщиной-президентом…

– Потому, что женщина не может быть президентом?

– Конечно, не поэтому. Женщины могут всё, если надо. Вот скажите, чего вы не умеете? Не знаете китайского? Но если вам очень будет нужно, вы в три дня освоите его азы. Ведь правда же?

– Точно.

– И так все женщины. Это мужчины у нас позволяют себе чего-то не уметь, не мочь и не быть к чему-то приспособленными. Мы можем всё! Ну, а мужчины очень нежные существа, избаловали мы их. Я, например, заставляю себя быть слабой.

В театральный поступала пять лет

– Вы ведь росли, как говорится, с серебряной ложечкой во рту. Вы с детства были не просто Аня Ардова, а девочка из семьи с потрясающей родословной.

Лучшие дня

– Было страшно оказаться недостойной моей многочисленной прославленной родни. Именно поэтому я не могла поступить в театральный пять лет. Не уверена в себе была настолько, что даже прочитать ничего не могла. У меня появлялся жуткий зажим. Приходила на экзамен и понимала, что все педагоги знают папу, маму, бабушку, дедушку, а я пришла – такая бездарность. Вообще-то я всегда верила, что буду актрисой, но мне долго не хватало сил в себя поверить.

Стать актрисой решила еще в 16 лет, когда пошла в Театр Маяковского на спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», где блистала Наталья Георгиевна Гундарева. Посмотрев на нее, я сказала подруге: «Хочу работать на сцене этого театра». И начались мои пять лет мучений. И все-таки я поступила, и именно к Гончарову, худруку Театра Маяковского.

На сцену я вышла уже на первом курсе. Играла Пиявочку в «Буратино». На втором курсе повысили до лисы Алисы. Это было круто. А с Натальей Георгиевной на сцену я вышла в роли шансонетки. Бегала, танцевала в «Жертве века» по Островскому.

А в кино снялась еще в детстве

– У вас в гостях, наверное, перебывали все небожители?

– Дверь не закрывалась вообще. Когда приезжали Ахматова или Бродский, все валом валили к Ардовым. Но я Ахматову не знала, хотя и названа бабушкой в ее честь. Когда Анна Андреевна умерла, я была еще маленькая. Зато мы были большими друзьями с Михал Михалычем Козаковым. Для меня он до сих пор дядя Миша. Как-то он подарил мне пластинку с надписью: «Тете Ане от дяди Миши». Даже когда он позвал меня сниматься в его первом детском фильме «Если верить Лопотухину», я на площадке называла его дядей Мишей.

– Ага, так в кино вы все-таки попали по блату?

– Да, и не я одна. В главной роли была дочка Збруева. Сын Арканова еще снимался. Так что все мы там были блатные. После этих съемок Михал Михалыч сказал, что больше никогда не будет снимать детей. Он не мог с нами сладить. Можно сказать, наша компания на корню загубила карьеру большого режиссера детского кинематографа.

– А если серьезно о блате?

– У меня была такая история, когда всего лишь раз за меня попросили. Мой дядя Алексей Владимирович Баталов пошел составить протекцию, чтобы меня из вольнослушателей Щукинского училища перевели в студенты. Я тогда с четвертого захода практически поступила в «Щуку», но, написав сочинение на двойку, стала лишь вольной слушательницей. Так вот, дяде Леше сказали, что если они сейчас возьмут меня, то все тут же скажут, что я блатная. Поэтому предпочли не взять. Получается, однажды за меня замолвили словечко и сделали только хуже. Больше я никогда не пользовалась «связями». Отец сразу сказал мне, что я должна поступать сама. За это я очень обиделась на него. Ведь мне было бы гораздо легче, если бы он просто позвонил. Только сейчас я понимаю, как была глупа. Даже если бы попала в училище «по звонку», то при первой же неудаче в учебе я бы сожрала себя. Думала бы, что бездарна, что не имею права занимать место другого человека. По натуре я – самоед.

– И судьба вас била не единожды. Отец вашей дочери Сони бросил вас беременную…

– Я уже простила его. Тогда очень долго переживала. Думала, что плохая, поэтому меня и бросили. Но позже поняла, что не я плохая, это у него проблемы. И я тут ни при чем. Он бросил, потому что испугался трудностей с новорожденным ребенком. Ведь у него уже была дочь от первого брака. Но потом осознал и стал нам с дочерью помогать. Сейчас мы с ним дружим и у нас чудесные отношения.

Баталов не дает общаться с сестрой

– У вашего дяди Алексея Баталова дочь Маша – инвалид с детства. Вы с ней общаетесь?

– Нет. Дядя Леша как-то отгородил нас. Однажды я случайно увидела Машу в его машине, поздоровалась и больше никогда не видела ее. Мне очень жаль, что дядя Леша отдалил нас друг от друга. Если бы мы дружили с Машей с детства, мы бы общались и по сей день. Ведь она чудесный человек, потрясающе образованная, умная, тонкая. К сожалению, родители не вечны, а так мы бы друг у друга были. Но я не теряю надежды, что мы с сестрой еще сблизимся.

– Почему сами не форсируете события?

– А зачем? Я говорила с Надей, старшей дочерью дяди Леши, и сказала ей буквально то, что сейчас вам…

– Похоже, вы с семьей Баталовых нечасто общаетесь.

– Редко, к сожалению. С тех пор как умерла бабушка, а потом папа, мы совсем перестали встречаться. Вот с дядей Мишей Ардовым, священником, мы перезваниваемся. Я передаю через дядю Мишу приветы дяде Леше. А он – мне. Говорит: «Девочка, не волнуйся, я за тобой слежу, я тобой горжусь».

Вот и всё…

АКТРИСЕ Анне Ардовой
жанна 09.11.2009 10:52:16

Не так давно появилась на экране Актриса Анна Ардова. Новое лицо, интересная девушка. Но не это главное. У Анны замечательные данные, неординарные. Она харизматична, необычна и комична. Таких как она давно не появлялось на нашем экране. Слава Богу, появляются еще актеры, воспитанные на старой школе театра и кино. Удивляться не приходится - такие родители, родственники, есть в кого. Она славный продолжатель династии. Анна, удачи вам, новых ролей, здоровья!

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Алексей Владимирович Баталов. Родился 20 ноября 1928 года во Владимире - умер 15 июня 2017 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).

"Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, - замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.

Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения - город Владимир", - рассказывал он.

Отец - Владимир Петрович Баталов (1902-1964), актёр, режиссёр.

Мать - Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), актриса.

Отчим - (1900-1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист.

"Виктор Ардов стал для меня близким и родным человеком. У меня появились братья - Михаил, Борис", - говорил Баталов.

Дядя - Николай Петрович Баталов (1899-1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Тётя - Ольга Николаевна Андровская (1898-1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948).

Брат - (род. 1937), протоиерей, писатель, публицист и мемуарист.

Брат - (1940-2004), актёр театра и кино, режиссёр.

Племянница - (род. 1969), актриса театра, кино и телевидения.

Двоюродная сестра Светлана Николаевна Баталова - актриса.

С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова.

Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.

В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя» .

"Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой", - вспоминал он.

В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).

Решение поступать в Школу-студию МХАТ было естественным, ведь почти все его родственники были актерами. "У нас были замечательные педагоги. Например, княгиня Волконская вела такой предмет, как хорошие манеры", - рассказывал актер.

С 1950 года - актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.

В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957-1975 - актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

В 1954-м снялся в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» . Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал ему в этом молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева» , в 1960 - «Дама с собачкой», в 1964 - «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова - интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и актер начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"

В 1956 году Марк Донской приглашает его играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов играет роль, которая стала новой вехой в его биографии - в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Он создал неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность - вот каким стал солдат благодаря игре Баталова.

Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"

Новые грани актера открыла экранизация «Дамы с собачкой» в 1960 году. Артисту пришлось перешагнуть уже устоявшийся позитивный образ на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила множество наград, в том числе международных.

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, который получил большую дозу радиации. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актер должен был показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Баталов отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

С начала 60-х годов Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах.

Алексей Баталов в фильме "Звезда пленительного счастья"

Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит» . Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый "Гоша, можно Гога", мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.

Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"

С 1975 года преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 - профессор, с 1989 - заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

С 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».

Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).

Является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Смерть Алексея Баталова

Последние месяцы перед кончиной Алексей Баталов тяжело болел. Супруга артиста Гитана Леонтенко рассказывала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

Известно, что в январе 2017 года актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне смерти в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

"Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов.

19 июня в Доме кино в Москве состоялось . Отпевание артиста прошло в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Богослужение совершил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. . Могила актера располагается рядом с захоронением матери.

Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой

Рост Алексея Баталова: 182 сантиметра.

Личная жизнь Алексея Баталова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Константиновна Ротова, дочь художника Константина Павловича Ротова. Женился еще учась в школе, в 16 лет.

"Вместе с моим отчимом, писателем Виктором Ардовым, Ротов работал в журнале «Крокодил». Так что можно сказать, что с Ириной мы были знакомы буквально с детского сада! В юности я не так чтобы много дружил с девчонками - был не очень уверен в себе. Отвратительно учился из-за того, что за годы эвакуации растерял все знания. Чтобы я мог получить аттестат, меня устроили в школу рабочей молодежи. Короче говоря, Ирина была родным для меня человеком, поэтому отношения с нею сложились сами собой. Мы расписались еще до того, как я поступил в Школу-студию МХАТ", - рассказывал актер.

Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

"Признаюсь, я был плохим отцом, домапоявлялся редко. Надолго уезжал на съемки. Возможно, это и разрушило нашу семью. Однажды, когда я снимался в Киеве, кто-то в Москве наговорил маме Ирины о моей распутной жизни... Оправдываться не имело смысла, мы с Ириной отпустили друг друга и разошлись по-хорошему. У нее остались отличные отношения с моей матерью, она нередко приводила к ней внучку. Сейчас Ирины уже нет в живых, а дочь Надежда стала переводчиком", - говорил Баталов.

От этого брака имеет дочь Надежду и внучку Екатерину. Отношения с ними не поддерживает.

В 1963-м женился во второй раз. Вторая жена - (род. 1935), артистка цирка.

Познакомились они еще в 1953-м. Баталов рассказывал: "Это было в 1953 году. Я тогда снимался в фильме «Дело Румянцева». И однажды вечером после съемок актер Сергей Лукьянов, который играл в фильме полковника милиции, мне говорит: «А пойдем в цирк, там цыгане выступают!» Мы пошли. И я впервые увидел Гитану, она выполняла сложный цирковой номер на лошади и танцевала".

В этом браке имеет дочь Марию, с рождения страдает детским церебральным параличом. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом.

Фильмография Алексея Баталова:

1944 - Зоя - Алексей, школьник
1952 - Служу Советскому Союзу - Павел Соснов
1954 - Большая семья - Алексей Ильич Журбин
1955 - Дело Румянцева - Саша Румянцев
1955 - Михайло Ломоносов - рыжий мужик
1955 - Мать - Павел Власов
1957 - - Борис Фёдорович Бороздин
1958 - Дорогой мой человек - Владимир Афанасьевич Устименко
1960 - Дама с собачкой - Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 - Девять дней одного года - Дмитрий Гусев
1963 - День счастья - Александр Николаевич Берёзкин
1964 - Свет далёкой звезды - Пётр Степанович Лукашёв
1966 - Три толстяка - Тибул
1966 - В городе С. - Шергов
1967 - Седьмой спутник - комиссар
1968 - Живой труп - Фёдор Васильевич Протасов
1969 - Внимание, черепаха! - дедушка Тани Самохиной
1970 - Бег - Сергей Павлович Голубков
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - эпизод
1973 - Возврата нет - Алексей Владимирович Егоров
1974 - Чисто английское убийство - доктор Ботвинк
1975 - Звезда пленительного счастья - князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 - Рикки-Тикки-Тави - Роберт Лоусон
1976 - Гореть, чтобы светить - Савин
1978 - Поздняя встреча - Сергей Иванович Гущин
1979 - Москва слезам не верит - Георгий Иванович (Гоша)
1983 - Скорость - Игорь Владимирович Лагутин
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Павел
1986 - Зонтик для новобрачных - Дмитрий Павлович Красков
1986 - Досье человека в «Мерседесе» - Сергей Владимирович Григорьев
1990 - Похороны Сталина - отец Жени
1991 - Полтергейст-90 - профессор Вильницкий
1998 - Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») - Пётр Сергеевич
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - камео

Режиссерские работы Алексея Баталова:

1959 - Шинель
1966 - Три толстяка (совм. с И. Н. Шапиро и И. Ольшевским)
1972 - Игрок

1966 - Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
1977 - Зайчонок и муха (анимационный)
1985 - Чужая шуба (анимационный)
1989 - Поездка в Висбаден
2009 - По ту сторону экрана (документальный)

Радиопостановки Алексея Баталова:

«Казаки» по Л. Н. Толстому
«Поединок» по А. И. Куприну
«Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому
«Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову
«Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру

Озвучивание Алексея Баталова:

1985 - Господин Великий Новгород - Ребров (роль Дмитрия Балашова)
1991 - Верный Руслан - текст от автора
1994 - Железный занавес - текст от автора
1995 - Роковые яйца - текст от автора
1995 - Первая любовь - текст от автора
1997 - Маленькая принцесса - текст от автора
2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст

Озвучивание мультфильмов Алексея Баталова:

1974 - Загадочная планета
1975 - Ёжик в тумане
1975 - Слоно-дило-сёнок
1983 - Девочка и Дракон (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Забытый день рождения (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Ель
1985 - Крококот (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Снегопад из холодильника (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Урок музыки (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Приключения пингвинёнка Лоло
1987 - Вреднюга (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1996 - Лягушка-путешественница
2004 - Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как пан конем был (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Ключи от времени

Документальные фильмы Алексея Баталова:

1967 - Слово о России (документальный) - закадровый текст
1967 - Твоё щедрое сердце (документальный) - закадровый текст
1974 - Звёздная минута (документальный) - закадровый текст
1979 - Огневой вы человек! (документальный) - закадровый текст
1999 - Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) - закадровый текст




Алексей Баталов был женат дважды. С первой своей женой он познакомился, будучи еще ребенком, звали ее Ирина Ротова . Романтические отношения между Ириной Ротовой и Алексеем Баталовым завязались, когда им обоим было по шестнадцать лет. Знакомы они были с самого детства, просто росли вместе на одной улице, после продолжительной разлуки, связанной со второй мировой войной, Алексей Баталов и Ирина Ротова как-то иначе взглянул друг на друга, он увидел в ней женщину, она разглядела в нем мужчину, начались далеко неробкие ухаживания. В первый день сближения были длительные танцы под звуки виниловых пластинок, затем игра в бутылочку. И не думайте, что нравы в те времена были другие, молодые люди не ждали совершеннолетия для того, чтобы вступить в интимные отношения, но зато связывали себя после этого узами брака гораздо чаще. Шел 1945 год , непростые времена, но Ирина и Алексей решили стать мужем и женой во что бы то ни стало, естественно пришлось ждать совершеннолетия, но это не помешало влюбленным наслаждаться друг другом.

Когда Алексею Баталову было 25 лет он встретил и полюбил другую. Разлучницей стала цирковая артистка Гитана Леонтенко , цыганка по национальности.

Восемнадцатилетняя Гитана поразила Алексея Баталова своей гибкостью, смелостью, она была цирковой лихачкой наездницей, вытворяла на лошади такие трюки, которые еще долгое время во всем мире никто не мог повторить, увидав ее на арене цирка однажды, Алексей Баталов не переставал думать о ней ни на минуту. Алексей Баталов утверждает, что тогда лишь дружил с Гитаной и был верен своей жене Ирине , та как раз родила ему дочь Екатерину . Но отношения в семье не складывались, естественно Ирина Ротова ревновала мужа, он был очень востребован как актер, пропадал в киноэкспедициях, поклонниц было немеряно. Ирина Ротова подала на развод, «верный» Алексей Баталов ринулся разыскивать по всему Советскому Союзу свою цирковую наездницу Гитану , а ведь прошло уже десять лет со дня их первой встречи, в те давние дни гордая цыганка не смогла простить любимому тот факт, что он скрыл от нее свой семейный статус.

Гитана Леонтенко и Алексей Баталов поженились не сразу, у обоих были очень плотные рабочие графики. Вместе они прожили 54 года, в 1968 году у них родилась дочь Мария Гитана , девочка получила родовую травму, диагноз ДЦП звучал как приговор, но он не сломил талантливую Марию , она окончила сценарный факультет ВГИКа , пишет рассказы, сказки, сценарии. У Марии Баталовой функционирует лишь один палец на руке, им она набирает текст на клавиатуре, кроме того, при помощи своих родителей она тренирует на тренажерах свое тело каждый день. Ради того, чтобы заниматься дочерью Гитана Леонтенко оставила свою цирковую карьеру.

Со своей первой женой и дочерью Екатериной Алексей Баталов практически не поддерживал отношения после развода.

На фото первая жена Алексея Баталова Ирина Ротова .

Дочь Екатерина Баталова .

На этом фото Алексей Баталов с дочерьми Екатериной и Марией .

На этих фото вторая жена Алексея Баталова Гитана Леонтенко .

Мария Баталова могла бы продолжить актерскую династию, если бы не родовая травма. У этой женщины красивые черты лица, обратите внимание, что, не смотря на болезнь, возраст и отсутствие макияжа, лицо ее красиво: большие карие глаза, шикарные брови, правильный овал лица. Мы заперты в своем теле, Мария Баталова не виновато в том, что с нею случилось.

Цыганка Гитана Леонтенко .

На этом фото Гитана Леонтенко и ее дочь Мария Баталова .

Алексей Баталов и Ирина Купченко .

Вот так Алексей Баталов выглядел в детстве.

Курил Алексей Баталов с тринадцати лет, во время войны эта пагубная привычка помогала ему заглушить чувство голода, с сигаретами народный артист СССР расстался только за год до своей смерти.