Антонов олег константинович биография. Литературно-исторические заметки юного техника

Выдающийся советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года (25 января по старому стилю) в селе Троицкое Московской губернии (ныне Подольского района Московской области). Его родителями были потомственные дворяне Анна Ефимовна и Константин Константинович Антоновы.

Семья Антоновых недолго жила в Московской губернии: в 1912 году она переезжает в Саратов. В Саратове впервые маленький Олег слышит о таком виде транспорта как самолет. Информации о самолетах было в то время мало и все, что узнавал мальчик, исходило из газет. Вырезая материал из газет, Олежка собирает маленький справочник по авиастроению, который помогает мальчику учиться строить самолеты. Со своими сверстниками Олег создает «Клуб любителей авиации» и старается выпустить рукописный журнал об авиации. Но тяга к небу становится сильнее и сильнее. Он попадает на военный аэродром, где узнает о конструкции самолетов, рассматривает обломки на окраинах аэродрома. Ищет книги об авиации.

В 17 лет Олег работает в «Обществе друзей Воздушного флота», где создает первый свой планер. Это был учебный аппарат с красивым названием «Голубь». За эту конструкцию юноша получает первую свою грамоту. Антонов становится студентом отделения гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института. Во время учебы молодой студент создает множество учебных планеров: ОКА – 3, «Стандарт – 1», «Стандарт – 2», «ОКА – 7», «ОКА – 8», «Город Ленина». В 1930 году Олег Антонов заканчивает свое обучение в ВУЗе и его направляют в Москву, где он становится организатором Центрального конструкторского бюро по планерам. Работая в бюро, Олег Константинович приглашает А.С. Яковлева и предлагает ему работу в должности инженера по учебно-тренировочным полетам. В этот момент недалеко от Москвы в Тушино строиться новый планерный завод. В 1933 году Антонова назначают главным конструктором этого завода.

Во время Великой Отечественной войны Антонов получает задание от правительства, организовать производство многоместного десантно-транспортного планера А-7, который был разработан Антоновым в 1940 году. Война заставляет завод эвакуироваться и Антонов вместе с заводом переезжает в Тюмень. Там он изготавливает более 500 транспортных планеров. Большим успехом в разработке планеров стал созданный конструктором «крылатый танк». Так называли планер для транспортировки легкого танка.

В 1943 году конструктор возвращается в конструкторское бюро и продолжает работу с Яковлевым, который в свою очередь предлагает Антонову место своего заместителя. Там он помогает Яковлеву в создании истребителя «Як». Но мечта о создании собственного самолета не покидает его. И после войны в 1945 году Антонов обращается к Яковлеву с просьбой отпустить его для самостоятельной деятельности. Яковлев соглашается и в октябре 1945 года Олег Константинович уезжает в Новосибирск. Там он руководит конструкторским бюро Яковлева на авиационном заводе. 31 мая это бюро преобразовали из филиала в новое конструкторское бюро, а Олег Константинович стал его главным конструктором. В это время создаются летательные аппараты для сельского хозяйства СХ – 1, известные как АН – 2. С сентября 1946 года О.К. Антонов возглавляет Сибирский научно-исследовательский институт по авиации. Конструктор много работает и 31 августа 1947 года в небо взлетает первенец нового конструкторского бюро АН – 2. Впоследствии создаются различные модификации этого самолета. И вот уже более 50-ти лет он не сходит с конвейера. За создание этой модели Антонову присуждена Государственная премия СССР.

В 1952 году конструктор переезжает в Киев, где собирает коллектив единомышленников и создает производственную базу КБ. В 1955 году создается новым самолет АН – 8 который начинают выпускать в Ташкенте в 1958 году.

В 1955 году начинается разработка новых самолетов Ан – 10 и Ан – 12. Беседуя с Хрущевым Антонов, предлагает создать новый четырехдвигательный самолет пассажирский и грузовой. Хрущев одобряет задумку конструктора, и коллектив конструкторского бюро Антонова принимается за дело. В свет выходит Ан-10. Это лайнер, обладающий большой скоростью полета и относительно малой потребной длинной ВПП. Он может совершать посадку на заснеженных аэродромах. Частые взлеты и посадки в местах, не подготовленных для этого, приводят самолет в негодность, и в 1972 году происходит катастрофа, где разбивается самолет и гибнут люди. Антонов очень переживает это происшествие. После создания Ан-10 и Ан-12 ОКБ Антонова становится самостоятельной фирмой страны.

В 1962 году О.К. Антонов – генеральный конструктор ОКБ Антонова. Он защищает диссертацию в 1960 году, и ученый совет Московского авиационного института присваивает ему звание доктора технических наук, и становится членом корреспондентом Академии наук Украины. Наряду с самолетами Антонов не забывает и о планерах. В свет выходят цельнометаллические планеры А-11, А-13, А-13М, А-15. Именно за них он получает специальную награду «Диплом Поля Тиссандье».

С 1957 – 1959 года идет работа над самолетом Ан-24. На базе этого самолета появляются множество других модификаций. Это и АН-26 транспортный самолет и аэрофотосъемочный Ан-30. Надежные самолеты до сих пор служат людям.

Следующим самолетом, который выпустили ОКБ Антонова, стал Ан-22 «Антей». Это первый в мире широкофюзеляжный самолет. В Париже на 26-м Международном авиакосмическом салоне этот самолет стал центром всеобщего внимания. А первые полеты «Антея» подтвердили его новизну и достоинства. Армия страны получила в подарок прекрасный самолет.

Антонов много работает над созданием газотурбинных двигателей для малой авиации. И как только в свет выходят такие двигатели, конструктор модифицирует Ан-14 и Ан-3. Появляются новые летательные аппараты Ан-28 и Ан-2.

Последним самолетом Антонова стал транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Этот самолет получился удачным, на нем установлено 30 рекордов.

После смерти Олега Константиновича его замыслы воплощали его последователи. Антонов имел авторитет среди коллег, это был уравновешенный человек, способный вести за собой.

На расцвеченном флагами лётном поле Иркутского авиаспортклуба идут областные соревнования по парашютному спорту. Вместе с очередной группой спортсменов направляюсь на посадку в известный, кажется, всему свету самолёт Ан-2. Короткий разбег, быстрый набор высоты, и вот парашютисты один за другим погружаются в упругие воздушные волны. А работяга «Антон», огибая разноцветные купола, возвращается за очередной десяткой парашютистов.

Поистине неутомим этот самолёт-труженик. Где только не увидишь его несколько старомодный силуэт: над тайгой и пустыней, над льдами Арктики и волнами Охотского моря, над полями Кубани, садами и виноградниками Молдавии.

Через несколько дней, улетая из Иркутска в Братск, поднимаюсь по трапу в другой «Антон» - Ан-10. В его трех комфортабельных салонах почти 100 пассажиров. Четыре могучих турбовинтовых двигателя легко поднимают огромный самолёт. Не успели осмотреться, а под крылом уже замкнутое стеной грандиозной плотины Братское море. Ведь скорость лайнера свыше 600 км/час.

И снова на фюзеляже самолёта вижу знакомую марку «Ан». На сей раз это был Ан-24, пятидесятиместный турбовинтовой самолёт для линий средней протяженности. Так в течение одной недели мне довелось подниматься в воздух на трех разных самолётах конструкции О. К. Антонова.

Самолёты с известными всем буквами «Ан» на фюзеляже занимают в нашей транспортной авиации, в авиации спецприменения и в авиационном спорте весьма солидное место. Они летают на наших магистральных и местных линиях. Их знают далеко за пределами Советского Союза. И у всех машин - от маленькой «Пчелки» Ан-14 до гиганта Ан-22 «Антей» - есть общие черты, отражающие творческий почерк их конструктора Олега Константиновича Антонова. Все самолёты, созданные под его руководством коллективом ОКБ, отличаются высокой экономичностью, хорошими взлётно-посадочными характеристиками. Все можно эксплуатировать на грунтовых аэродромах, что имеет важное народнохозяйственное значение. Все они высокопланы, что не часто встречается в современном самолётостроении.

Свою конструкторскую деятельность О. К. Антонов начал с планеров. Еще юношей, в 1923 году, он построил первый планер «Голубь». Через два года, будучи студентом, сконструировал «ОКА-2». В 1930 году молодого инженера направили в созданное в Москве Центральное конструкторское бюро по планерам, и он вскоре стал одним из ведущих работников этой организации, а затем техническим руководителем планерного завода.

В эти же годы Антонова часто можно было видеть на аэродроме. Он наблюдал, как спортсмены летают на планерах его конструкции, и сам осваивал парящие полёты. Если случались поломки, конструктор, засучив рукава, принимал деятельное участие в ремонте. Он отлично владел рубанком, стамеской. И сейчас в его квартире стоит верстак с полным набором инструментов, вид которых свидетельствует о том, что пользуется ими хозяин довольно часто.

Олег Антонов не искал в жизни лёгких дорог, не боялся трудностей, неудач. Он не жалел сил, смело шел на риск, если видел, что это необходимо для движения вперед. Вспоминая первые годы работы Антонова в планеростроении, заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин писал:

«Еще в начале своей конструкторской деятельности Олег Антонов производил смелые эксперименты. Помнится такой случай. В 1934 году мы летали в Крыму на горе Клементьева. Антонов привез туда свой новый опытный планер. В то время у конструкторов не было ясности, какую скорость может выдержать планер, когда у него появится «флаттер» и летательный аппарат станет разрушаться в воздухе.

Олег Константинович решил пожертвовать для этого ответственного эксперимента своей опытной машиной. Полет поручили выполнить мне. Когда я уже собрался садиться в кабину, лётчик Виктор Расторгуев, совершивший на этой машине несколько парящих полётов, начал отговаривать Антонова.

Олег Константинович! Не давайте ломать этот планер. Зачем губить такую хорошую машину? - Но у конструктора не появилось и тени сомнения или сожаления. Надо прямо сказать, что не всякий конструктор решился бы на такой шаг. Олег Константинович знал, что планер будет разрушен, знал также и то, что некоторые недоброжелатели могут сказать: - «Планерчик-то слабоват», но, несмотря ни на что, он смело шел на этот эксперимент.

Лети, Сергей,- сказал он.

Планер был в действительности хороший.

Я долго пикировал, прежде чем машина разрушилась.

Авиационным конструкторам и ученым эксперимент принес несомненную пользу».

Творческая смелость осталась характерной чертой Антонова. Он сконструировал около 30 планеров различных типов - от простейших учебных машин до цельнометаллического парителя А-15 с аэродинамическим качеством 40. Десятки тысяч советских юношей и девушек впервые познали на них прелесть безмоторного полёта, а многие начали путь в большую авиацию, стали выдающимися лётчиками, завоевавшими для нашей страны немало мировых и всесоюзных рекордов дальности, скорости и высоты полёта. В годы Великой Отечественной войны коллектив под руководством Олега Константиновича спроектировал специальные планеры для действующей армии - грузовые, транспортные, десантные.

В январе 1943 года О. К. Антонова назначили первым заместителем Главного конструктора А. С. Яковлева. С присущей ему энергией Олег Константинович отдается совершенствованию необходимых фронту боевых машин, вкладывая в знаменитые «Яки» разносторонние знания, конструкторский опыт, точный инженерный расчет.

Качества инженера и ученого, тонкая наблюдательность и острое чутье, энергия и организаторские способности Олега Константиновича Антонова особенно полно раскрылись, когда он возглавил опытное конструкторское бюро. Он сумел собрать в нём много молодых энтузиастов, сплотить и направить усилия коллектива на решение сложных творческих задач по созданию новейшей авиационной техники. Новый творческий коллектив работал напряженно и целеустремленно. Вскоре на аэродромах один за другим появились самолёты с маркой «Ан» - Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году самолёт Ан-10 был отмечен дипломом и Большой золотой медалью. Его «брат» - специальный грузовой Ан-12 -стал одним из основных самолётов транспортной авиации. В 1970 году на Ан-12 советские лётчики выполнили благородную миссию - перебросили через океан на далекий южноамериканский материк медицинское оборудование и другие грузы, переданные советским народом населению Перу, пострадавшему от катастрофического землетрясения.

Главной сенсацией XXTV Международного салона аэронавтики и космоса в Париже в 1965 году стал четырехмоторный гигант Ан-22. Английская газета «Файнэншл таймс» писала в те дни: «Доминирующее положение русских на Парижской международной авиационной выставке, которое ни когда не вызывало сомнения с того самого момента, когда на прошлой неделе Россия впервые показала на Западе свои новые реактивные транспортные самолёты и вертолеты, стало ещё более ощутимым, когда на аэродром Бурже прибыл гигантский транспортный самолёт-аэробус Ан-22». Восторженные отзывы зарубежной печати как бы подытожила французская газета «Монд»: «Советский самолёт Ан-22 является звездой первой величины XXIV Международного салона аэронавтики и космоса».

Создание Ан-22, в то время самого большого в мире самолёта, в фюзеляже которого можно разместить автобусы, экскаваторы, даже железнодорожный вагон,- серьёзная творческая победа конструкторского бюро, руководимого О. К. Антоновым. Ан-22 активно служит народному хозяйству. Как-то Ан-22 одним рейсом доставил в труднодоступный район мощного нефтяного месторождения в Тюменской области две передвижные газотурбинные электростанции. Полет продолжался немногим более часа. А если бы эти станции перевозили обычными средствами, то они путешествовали бы целый год - летом по рекам, зимой по замерзшим таежным топям. Этот характерный пример показывает, как велик экономический эффект доставки крупногабаритных народнохозяйственных грузов по воздуху в условиях Сибири или Дальнего Востока.

Широкое применение нашли «Аны» и в военно-транспортной авиации. Миллионы людей видели документальный фильм, посвященный войсковым маневрам «Двина». Огромное впечатление производят кадры, показывающие высадку воздушного десанта. В течение 22 минут с самолётов Ан-12 сброшено около 8 тысяч десантников с полным вооружением, тяжёлым и лёгким. Или когда приземляются могучие Ан-22 и из их грузовых кабин выходят ракетные установки! Смотришь на экран и не верится, что такие многотонные махины могли быть переброшены по воздуху! Поистине нет предела возможностям современной авиационной техники, созданной талантливыми советскими конструкторами, инженерами, самолётостроителями.

Если говорить о творческой формуле О. К. Антонова, то, пожалуй, лучше всего её выразил сам конструктор: «Новая характерная особенность техники сегодняшнего дня - её максимальная оптимизация, то есть достижение максимального результата при минимуме затрат». И конструкторский коллектив, работая над созданием новых самолётов или модификацией существующих, настойчиво ищет именно оптимальное решение задачи. Он проявляет особую заботу о том, чтобы машины были просты в эксплуатации, технологичны в серийном производстве, чтобы изготовление узлов, агрегатов, а затем и сборка самолётов в целом не вызывали серьёзных затруднений у самолётостроителей.

В конструкторском бюро, руководимом О. К. Антоновым, одними из первых в на шей стране стали применять новые материалы, клеесварные конструкции отдельных панелей и узлов самолётов, химическое фрезерование деталей, крупнопанельные прессованные пояса и т. д. Эти новшества помогают самолётостроителям повышать производительность труда, снижать себестоимость самолётов при их серийном производстве.

Авиаконструктора, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика академии наук Украины, депутата Верховного Совета СССР, Героя Социалистического Труда коммуниста Олега Константиновича Антонова хорошо знают и в научных кругах, и в студенческих аудиториях, и в среде авиационных спортсменов ДОСААФ. Он выступает с лекциями и докладами, является автором многих трудов по самолётостроению. Его книги «На крыльях из дерева и полотна», «Для всех и для себя», статьи в журналах и газетах заслужили популярность среди широкого круга читателей. Он активно поддерживает техническое творчество молодежи, поощряет её поиски и дерзания. К ней обращены его слова:

«Ищите, стройте, ошибайтесь, исправляйте ошибки, оттачивайте свое умение обращаться с материалом, инструментом, счетной линейкой и кистью. Учитесь быть организаторами не только на собраниях, но и на работе, на деле».

Олег Константинович - страстный пропагандист авиационного спорта. И не только пропагандист. При конструкторском бюро много лет действует общественный авиационно-спортивный клуб, пользующийся всесторонней поддержкой Генерального конструктора. Мне доводилось бывать в этом клубе и слышать, с каким уважением и благодарностью отзываются спортсмены о своем шефе. Особенно больших успехов добились авиамоделисты клуба. Двое из них стали чемпионами мира.

Конструкторский коллектив, руководимый крупным ученым, новатором, видным общественным деятелем Олегом Константиновичем Антоновым, стремится на практике осуществлять девиз своего Генерального конструктора: «Искать, строить, не бояться трудностей!».

    Антонов Олег Константинович Энциклопедия «Авиация»

    Антонов Олег Константинович - О. К. Антонов Антонов Олег Константинович (1906—1984) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1966). А. — один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы… … Энциклопедия «Авиация»

    АНТОНОВ Олег Константинович - (1906 1984) Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Соц. Труда (1966). Антонов — один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разработал учебные планёры ОКА I, 2, 3, «Стандарт 1, 2»,… … Военная энциклопедия

    - (1906 84) авиаконструктор, академик АН СССР (1981) и АН Украины (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в т. ч. Ан 124 (Руслан). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952) … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 25.1(7.2).1906, с. Троицы Московской губернии], советский авиаконструктор, доктор технических наук, академик АН УССР (1968), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1945. В 1930 окончил Ленинградский политехнический институт им.… … Большая советская энциклопедия

    - (1906 1984) советский авиаконструктор, академик АН СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1966). А. один из основателей советского планеризма. В юношеские и студенческие годы разработал учебные планеры ОКА 1, 2, 3, «Стандарт 1, 2», планёр… … Энциклопедия техники

    - (1906 1984), авиаконструктор, академик АН СССР (1981) и АН УССР (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Антонова создан ряд самолётов, в том числе Ан 124 («Руслан»). Государственная премия СССР (1952), Ленинская премия… … Энциклопедический словарь

Не секрет, что советская промышленность во все времена славилась наличием высококвалифицированных кадров, которые иметь в своих рядах хотели даже развитие западные капиталистические страны. Многие инженеры тогда работали не ради денег, а лишь потому, что деятельность, которой они себя посвящали, была смыслом их жизни и огромной любовью. Одним из таких исторических персонажей, сумевшим в своё время сделать колоссальный прорыв в авиастроении, является Антонов Олег. Об этом человеке с удивительной судьбой и пойдёт речь в данной статье.

Биография

Будущий «отец» многих самолётов родился 1906 года в Московской губернии (село Троицы). Его прадед свою жизнь провёл на Урале и занимал высокий пост - управлял местными металлургическими предприятиями. Дед же будущего авиаконструктора по образованию был инженером. Весь свой рабочий век посвятил возведению различных мостов. Именно он переехал в село Троицы и женился на дочке отставного генерала Болотникова. Супругу звали Анной Александровной. В их семье родилось три сына: Саша, Дима и Костя. Последний в итоге стал отцом нашего героя. Константин Константинович женился на Бикорюкиной Анне Ефимовне, которая родила ему дочь Ирину и сына, чьё имя знает сегодня весь мир. Конечно, это Антонов Олег.

Я буду летать!

Именно такие мысли были в голове шестилетнего Олега, когда по вечерам он слушал рассказы своего двоюродного брата Владислава об авиации. В то время кузен учился в Москве. По словам самого Антонова, именно тогда он и решил, что свяжет свою жизнь с самолётами.

Но родители не разделяли его увлечения. Мать считала, что людям летать вообще не следует, поскольку это противоестественно. А отец утверждал, что мужчина в жизни должен заниматься более серьёзным делом, нежели мечтать о небе. Единственным членом семьи, который поддержал парня, была бабушка. Именно она подарила ему модель аэроплана, оборудованную резиномотором. После такого презента Антонов Олег начал собирать в коллекцию всё, что только имело отношение к авиации: фотографии, различные рисунки, вырезки из газет, литературу, маленькие модели. Именно такой подход к делу впоследствии помог ему хорошо изучить историю самолётостроения.

Семейная трагедия

Для изучения точных наук Антонов Олег поступил в Саратовское реальное училище. Однако он был далеко не первым учеником. Зато ему удалось прекрасно освоить французский язык, что через несколько лет принесло плоды, поскольку полученные знания помогали ему без проблем общаться с заграничными коллегами. Вскоре грянула Первая мировая война, и его мать, как подобает представителям русской интеллигенции, пошла работать сестрой милосердия. К сожалению, её деятельность закончилась трагически. Выполняя в госпитале перевязки раненым, она получила инфекцию через царапину на руке и умерла от заражения крови в самом расцвете сил. Произошло это в 1915 году. С этого момента Олега стала воспитывать бабушка.

Первая самостоятельная работа

В тринадцатилетнем возрасте Антонов Олег Константинович вместе с друзьями основал «Клуб любителей авиации». Через некоторое время кружок стал выпускать собственный журнал, главным редактором, художником, журналистом и издателем которого стал именно Антонов. В этом издании была вся необходимая информация для людей, интересующихся самолётами. Печатались даже стихи про лётчиков.

В 14 лет юноша оказался вне стен учебного заведения. Его училище закрылось. Поскольку в единую школу ребят брали только с 16 лет, то дорога туда ему была закрыта. Но он нашёл выход. Его сестра Ирина уже училась в этом вузе. Поэтому он стал вместе с ней ходить на занятия, садясь за заднюю парту и впитывая всю даваемую ученикам информацию. Так он провёл два года. И в итоге получил свидетельство. Юноша попытался поступить в лётную школу, но не прошёл по здоровью. Впрочем, это не смутило парня. Далее он подаёт документы в Саратовский университет, но через некоторое время вновь остаётся ни с чем, так как его факультет расформировали. На строительное отделение Антонов поступать категорически отказался.

Работа в «Обществе друзей Воздушного флота»

Начиная с 1923 года Антонов Олег Константинович полностью посвящает себя этому клубу. Руководителем общества был товарищ Голубев, который очень радушно принял молодых энтузиастов. Даже помог им с расходными материалами и помещением, выделив для занятий маленький зал в индустриальном техникуме. Именно в его стенах Антонов и создал своё первое детище - планер ОКА-1 «Голубь». Такой оптимистический старт в совокупности с прекрасной памятью и знаниями помогли Олегу (на тот момент студенту Ленинградского политехнического института) сотворить планеры ОКА-3, «Стандарт-1», «Стандарт-2», ОКА-7, ОКА-8.

Первое падение

Испытания «Голубя» в Крыму не принесли Антонову желаемого результата - машина так и не взлетела. Но пилот, который получил назначение ею управлять, вселил в молодого конструктора оптимизм. И не дал впасть в уныние. Хотя Олег не решил поставленной перед собой задачи, он всё же получил то, чего не купишь ни за какие деньги: знакомство с присутствовавшими на слёте ребятами с фамилиями Пышнов, Ильюшин, Тихонравов, которые сегодня уже являются историческими личностями современной авиации.

Назначение на пост

Биография Олега Антонова гласит, что в 1930-м он окончил институт. И уже через три года стал главным конструктором КБ планерного завода, расположенного в столице. Руководство поставило перед ним задачу: разрабатывать различные легкокрылые машины и ставить их в массовое производство на заводе в Тушино. Но пока предприятие строилось, специалисты расквартировались в подвальном помещении вместе с группой реактивщиков, которой руководил Сергей Королёв.

Работа в период Великой Отечественной войны

Олег Антонов, фото которого приведено в этой статье, с началом боевых действий получил задание от правительства - выпускать многоместный десантно-транспортный планер А-7, разработанный им же в 1940 году. Через некоторое время завод эвакуируют в Сибирь. Там конструктор создаёт эксклюзивную модель планера для транспортировки лёгких танков. Но его практическое применение показало, что совместная работа с бомбардировщиком ТБ-3 была нецелесообразной и непродуктивной. В 1943 году Олег возвращается в подчинение к Яковлеву и становится его заместителем. Но при этом Антонов продолжает мечтать о создании воздушного судна уже для мирного неба.

Жизнь после войны

Во второй половине 1945 года инженер Антонов Олег Константинович становится руководителем филиала КБ Яковлева в Новосибирске на заводе имени Чкалова. Здесь началась работа по созданию самолётов сельскохозяйственной направленности. Государству были остро необходимы машины, способные взлетать как с аэродрома, так и с поля. Для совместной работы Антонов взял к себе выпускников местного авиатехникума. И они не подвели своего мастера. Летом 1947 года первый Ан-2 уже был в сборочном цехе. Машина прекрасно себя зарекомендовала. Поэтому было принято решение строить её на Украине.

Переезд в Киев

Город каштанов понравился авиаконструктору сразу. Антонов Олег Константинович, семья которого к тому моменту уже также очень устала от бесконечных переездов по стране, даже физически чувствовал себя в Киеве лучше. Но возникли и трудности: пришлось заново формировать коллектив и материальную базу КБ. Уже через год (в 1953-м) бюро получает заказ на создание самолёта-транспортника, оснащённого двумя Задача была выполнена за два года. А в 1958-м он был поставлен на массовое производство и получил название Ан-8.

Новый проект

После визита в КБ Хрущёва в 1955 году началось создание новой машины. Антонов Олег Константинович, фото которого тогда печатали все газетные издания, предложил генеральному секретарю создать четырехдвигательный самолёт. Судно, согласно его задумке, могло быть в двух вариантах: грузовом и пассажирском. В итоге был создан Ан-10, способный быстро летать, садиться и взлетать с заснеженной полосы. В 1962 году Антонов защищает диссертацию в Московском авиационном институте и получает звание доктора технических наук. В этот же период он становится членом-корреспондентом Академии наук Украины.

Создание «Пчёлки»

Хорошим специалистом был инженер Антонов Олег. Фото конструктора, представленные в статье, демонстрируют его огромные достижения в области авиаперевозок. Как профессионал, он всегда осознавал, что такая огромная страна, как Советский Союз, остро нуждается в небольшом самолёте, который может подниматься в небо при условии отсутствия взлётно-посадочной полосы. Такая мысль породила в конечном счёте создание машины под названием «Пчёлка». Она впоследствии имела модификации: Ан-14 и Ан-28. Самолёт имел всего 11 мест.

Новый шаг в самолётостроении

Очередным детищем КБ Антонова был хорошо известный ныне Ан-22 «Антей». Именно этот самолёт стал на тот момент первым в мире широкофюзеляжным воздушным судном. По своим габаритам он значительно превосходил всё, что было сотворено на планете в то время. Поэтому для его создания потребовалось внедрение инновационных технологически и конструкторских решений, а также выполнение громадного количества экспериментов.

Работу советской команды по достоинству оценили на международной выставке в Париже и назвали её сенсацией в мировом самолётостроении. Первые полёты новинки подтвердили её эксклюзивность. Судно неоднократно доказало свою особенность, без труда доставляя на Крайний Север различное оборудование для нефтегазовой промышленности. Довольны были и военные: они получили мощнейший самолёт, помогающий решать многие их проблемы и вопросы. Последней прижизненной разработкой антонова был Ан-124 «Руслан». На этой машине было установлено более 30 мировых рекордов. Всего же КБ било мировые достижения в авиастроении более 500 раз.

Личная жизнь

Антонов Олег Константинович, жена для которого была надеждой и опорой, всегда нравился женщинам. Авиаконструктор никогда не позволял себе выглядеть неопрятно, был подчёркнуто интеллигентен и обходителен с представительницами противоположного пола, вёл здоровый образ жизни и был молод душой. Во многом из-за этого за его плечами было три брака. Ото всех них остались дети. Удивительно, но он смог без проблем сохранить дружеские, тёплые отношения со всеми своими супругами, а его наследники никогда между собой не выясняли отношения. Кстати, примечательный факт: его третья жена - Эльвира Павловна - была моложе его на 31 год.

Умер легендарный инженер 4 апреля 1984 года. Похороны же состоялись 6 числа. Провести в последний путь легендарного человека пришло огромное количество простых людей. Предали земле Антонова на

Олег Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троице Московской области. С юных лет увлекался авиацией, вместе со сверстниками создал «Клуб любителей авиации», выпускал рукописный авиационный журнал. После школы активно работал в «Обществе друзей Воздушного флота», создавая планеры собственной конструкции.

В 1930 году, после окончания Санкт-Петербургского политехнического института имени Калинина, Олега направили в город Москва для организации конструкторского бюро по планерам. Когда завершилось строительство планерного завода в Тушино, Антонова назначили его главным конструктором. Здесь создал более 30 типов планеров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды.

В годы Великой Отечественной войны разработал и наладил производство десантных планеров для снабжения партизан, и много времени посвятил совершенствованию истребителя «Як», одного из самых массовых самолетов войны. При этом не терял мечты о создании своего самолета для мирного неба, и в октябре 1945 года уехал в город Новосибирск руководить созданным конструкторским бюро на авиационном заводе.

Первенец Антонова самолет Ан-2 поднялся в небо в августе 1947 года, а через три года внедрен в производство, причем в нескольких модификациях. Самолет стал единственным в мире, находившимся в серийном производстве более 50 лет, завоевав славу исключительно надежной машины и побывав практически во всех уголках земли.

В 1952 году Олег Константинович и ведущие специалисты бюро переехали в украинский город Киев, где создали новую производственную базу. В последующие годы под его руководством сконструировали целый ряд самолетов самого разного назначения. Это специальные транспортные самолеты: Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, как для военной, так и гражданской авиации; многоцелевые:Ан-14, Ан-28; пассажирские Ан-10, Ан-24; планеры Ан-11, Ан-13, Ан-15 и дельтапланы.

Генеральным конструктором стал в 1962 году, а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством разработали систему автоматизированного проектирования самолетов, внедрили новейшие материалы, развили методы авиастроительной экономики.

С 1977 года Антонов заведовал кафедрой Харьковского авиационного института, воспитывая достойных продолжателей своего дела. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Академик Академии наук СССР и Украины. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Всю свою жизнь занимался спортом, особенно любил теннис. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения. Также стал прекрасным художником и в тонкостях знал живопись.

Олег Константинович Антонов скончался 4 апреля 1984 года в городе Киев, Украина. Похоронен на Байковом кладбище.

За заслуги перед Отечеством удостоен звания Герой Социалистического Труда. Являлся лауреатом Ленинской и Государственной премий. Трижды кавалер ордена Ленина. Награжден многими орденами и медалями. В его честь учредили диплом Международной авиационной федерации. Имя Антонова присвоено Киевскому механическому заводу.