Целью данной научно исследовательской работы. Научно-исследовательская работа студентов (нирс): ее цели и задачи

Особенность научной работы состоит в том, что это, прежде всего, целенаправленная и активная деятельность. Для науки характерными являются системная организация, обоснованность и доказанность. Хоть в науке известны случайные открытия, однако, только тщательно спланированное и хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности развития как природы, так и общества. То есть для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.

Применительно к прикладным научно-исследовательским работам выделяют следующие основные этапы .

1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

2. Составление концепции, программы и плана исследования.

3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения.

4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы.

5. Анализ и оформление результатов исследования.

6. Внедрение результатов и определение экономической эффективности.

4.1. Формулировка темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Этот этап научного исследования предполагает:

ü общее ознакомление с проблемой, по которой следует выполнять исследование;

ü предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений;

ü подбор и составление библиографических списков отечественной и зарубежной литературы;

ü изучение научно-технических отчетов по теме различных организаций соответствующего профиля;

ü составление аннотаций источников;

ü составление рефератов по теме;

ü анализ, сопоставление, критику прорабатываемой информации;

ü обобщение, критику, составление собственного суждения по проработанным вопросам;

ü формулировку методических выводов по обзору информации.

Таким образом, основное внимание на первом этапе уделяется изучению и анализу литературных и других источников с целью :

1) обоснования научной проблемы и темы исследования;

2) выявления и накопления научных фактов с помощью анализа и синтеза разнообразных источников знаний, а также научного описания фактов;

3) теоретического обобщения результатов первичного научного исследования (объяснение, сопоставление, выводы);

4) формулирования объекта, предмета, цели и задач исследования.

Определимся с терминологией этого этапа. В научно-исследовательской работе различают направления, проблемы и темы.

Научное направление – сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки.

Проблема – сложная научная задача, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение.

Проблема – обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным; спорная ситуация в науке, которая требует своего разрешения.

Проблема это начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным. Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования («спусковой крючок»).

Именно поэтому предварительным этапом исследования любого вида является выявление иформулировка проблемы, определение её актуальности, значимости и масштабов.

Правильная формулировка проблемы – это половина успеха, поскольку это означает умение отделить главное от второстепенного и разделить то, что известно от того, что неизвестно по теме исследования, а это определяет стратегию дальнейшего поиска.

Любая проблема состоит из ряда тем.

Тема – это сложная, требующая решения научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.

Темы могут быть теоретическими, практическими, смешанными .

Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей. Тема должна обладать следующими характеристиками :

А) актуальность – ценность темы на данный момент времени для прогресса науки и техники. Это ответ на вопрос, почему данное исследование необходимо проводить именно сейчас, а не потом;

Б) научная новизна – тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и не разрабатывается в настоящее время, т.е. дублирование исключается;

В) экономическая эффективность – предложенные в результате научного исследования решения должны быть эффективнее уже существующих решений;

Г) практическая значимость – возможность использования результатов научного исследования для решения актуальных проблем и задач, как на производстве, так и в смежных или междисциплинарных исследованиях.

Д) соответствие профилю научного коллектива (организации).

Не менее важным является выделение объекта и предмета исследования. Вспомним определение (см. п.2): научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие её элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

Объект исследования – это определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления реальной действительности.

Необходимо помнить: объект исследования существует объективно, независимо от воли людей, он не создается и не конструируется ими.

В качестве объекта исследования могут выступать, например:

ü социальные институты и системы (школа, вуз, больница, система образования, система здравоохранения);

ü отдельные элементы социальных институтов и систем (педагогический коллектив, студенчество, содержание высшего медицинского образования);

ü процессы (обучения, воспитания, социализации, рыночного обмена);

ü механизмы функционирования систем и процессов (педагогические технологии формирования компетенций);

ü различные виды деятельности, состояния и свойства личности;

ü зависимости и взаимоотношения (например, личность – группа, конфликты между индивидами) и т.д.

Предмет исследования в отличие от объекта носит субъективный характер, то есть определяется самим исследователем. Объект и предмет исследования, конечно, взаимосвязаны. Но предмет исследования, как правило, охватывает лишь отдельные элементы и взаимосвязи изучаемого объекта.

Предмет исследования – то, на что непосредственно направлено внимание исследователя, по поводу чего требуется новая (недостающая) информация.

Предмет исследования - обобщающая структура (устройство) исследуемого объекта или ее отдельные частные аспекты, условно обособленные механизмы жизнедеятельности объекта, предопределяющие наблюдаемые свойства (проявления) рассматриваемого объекта.

Например, объект - социотехническая система, а предмет - экономическое устройство социотехнической системы.

Анатомия – живой организм – строение живого организма.

Физиология – живой организм – процессы внутри живого организма.

Обобщающая и частная структуры, и отдельные механизмы жизнедеятельности вещи или явления имеют своих носителей, а именно, сами вещи и явления. Искомую информацию можно «снять» только с вещей и явлений в их цельной жизнедеятельности. В связи с этим информационную базу исследования достаточно часто смешивают с его объектом.

Например, при изучении демографических процессов (рождаемость, миграция, смертность) информацию « снимают» по регионам и поселениям. Между тем ни поселения, ни регионы не являются объектами исследования. Они - информационная база, причем, не только по демографическим, но и по множеству других процессов, связанных с иными аспектами их жизнедеятельности.

Формой научного предвидения в научном исследовании выступает гипотеза – необходимое связующее звено между теорией и проводимым исследованием на пути получения нового знания. Определение и требования см выше (п. 3.). Иногда научное исследование проводится без гипотезы. Это случается тогда, когда ставится задача, с одной стороны, превратить «всем известное» из обыденного мнения в научно установленный факт, а с другой – дать точную научную характеристику «всем известным» фактам.

Выдвинутые первоначально гипотезы могут корректироваться, дополняться, развиваться в ходе исследования, но по итогам исследования должно быть четко указано, что из первоначальных гипотетических предположений подтвердилось, какие изменения были внесены в их содержание, что вообще не получило должного подтверждения (ибо в науке и отрицательный результат весьма важен).

В структуре научного исследования важное место занимают его цель и задачи.

Подцелью любого вида деятельности понимают идеальный образ желаемого результата.

Цель исследования – это планируемый конечный результат, имеющий большое теоретическое и практическое значение для конкретной отрасли научного знания.

Она призвана не проиллюстрировать уже установленные и бесспорные положения, а выявить новые связи и отношения. Универсальной целью любого исследования является получение новых, достоверных знаний о природе и обществе, позволяющих преобразовывать, приспосабливать к потребностям человека саму природу и общество.

Цель оказывает определяющее влияние на организацию, методику и другие структурные компоненты научного исследования, выступает как его доминанта, как маяк, освещающий путь исследователю в сложных противоречиях изучаемой проблемы. Цель научного исследования призвана четко очертить его область и содержание, ответить на вопрос, в чем заключается существо изучаемой проблемы и возможно ли в ходе исследования получить необходимые данные для её всестороннего освещения.

Цели исследования весьма многообразны. Они могут предусматривать, в одном случае, раскрытие сущности сложных физиологических, экономических, педагогических и других явлений и процессов, в другом – выявление зависимости между факторами, воздействующими на студентов, и изменениями, которые происходят в их личностных характеристиках под влиянием этих факторов, в третьем – разработку новых форм и методов обучения и воспитания молодежи, лечения отдельных заболеваний, в четвертом - определить условия, при которых тот или иной способ или средства воздействия приносят наибольший эффект, и т.д.

Задачи исследования представляют собой конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы, реализация которых ведет к достижению общей цели исследования.

Задачи исследования выступают в основном в двух видах: эмпирическом и теоретическом.

К эмпирическим задачам относятся:

ü установление, уточнение и классификация научных фактов, которые относятся к предмету исследования, характеристика их и наблюдаемых зависимостей;

ü изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде тенденций, закономерностей, принципов;

ü эмпирическая проверка истинности закономерностей, теорий, гипотез, моделей;

ü установка реальности предполагаемых гипотетических процессов, явлений;

ü решение конструктивных познавательных задач.

Теоретические задачи включают:

ü выявление и изучение конкретных причин, связей, зависимостей, взаимодействий, процессов, которые позволяют объяснить те или иные факты реальной действительности;

ü построение новых гипотез, которые теоретически объясняют обнаруженные факты, тенденции, процессы, явления, причинно-следственные связи, механизмы деятельности;

ü формулировка теоретического знания в том виде, который позволяет его эмпирически проверить.

Обычно в научных работах выдвигается три – пять исследовательских задач. Это не принципиально. Главное, чтобы при их решении была раскрыта сущность изучаемого явления.

Необходимо подчеркнуть, что все задачи исследования, независимо от их вида, находятся в тесном взаимодействии и неразрывной взаимозависимости. В то же время каждая задача существует в диалектическом единстве в общей целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой.

Составление концепции, программы и плана исследования.

Концепция исследования - комплекс основных положение (представлений) о том, как надлежит вести исследование. Это целостная, логически увязанная система взглядов, объединенная какой-либо общей идеей и направленная на достижение цели исследования.

На выбор концепции исследования существенное влияние оказывает преобладающая в данном временном интервале в конкретной ветви знаний парадигма.

Научная парадигма – система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений крупных (выдающихся) ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей.

На основе концепции разрабатывается детализирующая её программа.

Программа исследования – это комплекс положений, определяющий цель и задачи исследования, его предмет, условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат.

Программа рассматривается как средство достижения цели исследования, как форма конкретизации концепции.

Разделы программы:

1) обоснование актуальности выбранной темы;

2) раскрытие степени её разработанности в научной литературе;

3) объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования;

4) теоретико-методологические основы, система методов;

5) научная новизна, теоретическая и практическая значимость;

6) ресурсное обеспечение;

7) как будет проведена апробация и проверка полученных теоретических выводов и практических рекомендаций;

8) показатели эффективности исследования;

9) этапы и объем работы и другие вопросы, решение которых будет способствовать успешному осуществлению рабочего плана.

На основе программы разрабатывается детализирующий её план.

План исследования - совокупность показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы. План исследования рассматривается в качестве организующего фактора последовательного движения к цели исследования.

4.3. Разработка системы методов исследования и приемов их эффективного применения. Данный этап имеет исключительно важное значение и будет рассмотрен в следующей лекции.

4.4. Сбор, систематизация и анализ эмпирического материала. Экспериментальные исследования. Проверка и уточнение гипотезы . Этот этап занимает центральное место в научном исследовании. История науки убеждает, что сделать какие-то научные выводы, разработать теоретические положения можно лишь на основе фактов (определение см. п.3).

Требования к сбору эмпирического материала:

ü подбирать не случайные факты, а только те, которые «измерены» и располагают точными критериями, их характеризующими;

ü брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения;

ü факты имеют ценность лишь тогда, когда они глубоко осмыслены;

ü после сбора и накопления фактического материала необходимо произвести классификацию фактов, проанализировать и обобщить их.

Проведение эксперимента на этом этапе предполагает дополнительные этапы, характерные для экспериментальных исследований:

ü разработка цели и задач эксперимента;

ü планирование эксперимента;

ü разработка методики программы исследования;

ü выбор средств измерений;

ü конструирование приборов, макетов, аппаратов, моделей, стендов, установок и других средств эксперимента;

ü обоснование способов измерений;

ü проведение эксперимента в лаборатории, на опытных участках, на предприятиях;

ü обработка результатов измерений.

Эксперимент – один из этапов исследования. Но этап настолько важный, что его роль часто преувеличивают до самостоятельного исследования. Зачастую эксперименты рассматривают как синоним исследования.

Между тем сам эксперимент представляет собой один из способов, причем самых дорогостоящих, целенаправленного получения информации, необходимой для доказательства (опровержения) выдвинутой при исследовании гипотезы, которую нельзя получить никаким другим способом.

Эксперимент – это «помещение» объекта исследования в специальные условия, наблюдение за его поведением, обусловленным изменением условий, и фиксация информации (показателей), отражающей это поведение. Исходя из результатов эксперимента, выдвинутая гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.

Опыт – это единичный эксперимент. В эксперименте ставится, как правило, серия или даже несколько серий однообразных опытов.

Эксперимент осуществляют чаще всего по оригинальным, тщательно продуманным методикам. Например, эксперимент Ивана Петровича Павлова (по доказательству наличия условных рефлексов и сигнальной системы, проводившиеся над собаками).

Особой осторожности требует проведение социального эксперимента, так как в его процессе возможно появление специфического эффекта, получившего название эффект Пигмалиона (открыт Р. Розенталем).

Эффект Пигмалиона – проявление предубежденности экспериментатора, влияющее на результат эксперимента. То есть, сформулировав отношение экспериментатора к испытуемому, можно в ряде случаев предсказать исход эксперимента.

Так, например, когда учителям характеризовали учеников в одном случае как способных, а в другом как неспособных (при их фактически одинаковых способностях), то положительное отношение к ученикам в первом случае отражалось положительно на педагогической ситуации в целом и успехах учащихся, а также их оценках.

После выбора темы научного исследования начинается поиск, а затем конкретное и тщательное изучение научно-технической информации. Процесс поиска в науке представляет собой весьма сложную и комплексную проблему.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев

Цель научного исследования - определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Она направлена на решение сформулированной проблемы, лежащей в основе предмета исследования, находящегося в рамках объекта того же исследования, что ориентирует само исследование на получение новых результатов. В соответствии с классикой системного подхода в качестве критериев оценки формулировок целей могут выступать эффективность, реализуемость (практичность), гибкость, измеримость (конкретность).

Изучаются различные литературные источники в оригинале и по переводным изданиям. Анализ источников позволит исключить дублирование исследуемой темы. Базироваться на литературном анализе иностранной информации без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным переводом других авторов не рекомендуется. Кроме информации, непосредственно относящейся к исследуемой теме, необходимо проработать основную литературу по родственным темам. Важно ознакомиться также с дисциплинами, близкими к дисциплине выбранной темы. Этот анализ может быть полезен при разработке отдельных вопросов темы. После сбора литературных, архивных, производственных и других информационных данных и их обобщения полезно узнать мнение ведущих специалистов. Они могут оказать существенную помощь в выделении основных проблем, в определении формы сбора информации, в сокращении времени разработки темы и определении объемов собираемой информации. Важная роль принадлежит научному руководителю научно-исследовательской работы. Он ограничивает и направляет поиск, помогает разобраться в потоке информации, отбросить второстепенные источники.

Каждый источник должен быть тщательно проработан, при этом руководящей идеей всего анализа информации должно быть обоснование актуальности и перспективности цели научного исследования. Каждый источник анализируют с точки зрения исторического научного вклада в решение и развитие данной темы. При этом тщательно разбирают роль теории, эксперимента и ценность производственных рекомендаций. По результатам проработки информации делают методологические выводы и подводят итог критического анализа. В выводах должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и новизна избранной темы; последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме; наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи; рекомендации, подлежащие разработке в данный момент; техническая целесообразность и экономическая эффективность разработок. На основе указанных выводов формулируют цель и конкретные задачи научного исследования.

Очень важно иметь в виду, что любое исследование, ориентированное на решение теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем некоторое типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия. Поэтому совершенно справедливо говорят, что нет ничего практичней хорошей теории. Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно сделать теоретические выводы. Необходимо, чтобы с самого начала фактические данные описывались в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками (гипотезами). Не так просто перегруппировать собранные данные по иному, отличному от исходного принципу. Именно поэтому исследователь накапливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки.

Иная логика управляет действиями исследователя, если он ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного социального объекта и уяснения практических задач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли типовое решение возникших задач, то сеть специальная теория, относящаяся к предмету? Если такого решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты "прочтения" типовых решений применительно к конкретным условиям.

Основная же цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач. Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Помимо основных и частных задач, могут возникать дополнительные. Эти последние логически не обязательно связаны с целью и основными задачами исследования. Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные же ставятся как бы для подготовки будущих исследований, проверки побочных, не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов.

Итак, цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы. Многое зависит от внешних, не вытекающих из задач исследования и обстоятельств. Например, индивидуальных интересов участников научного коллектива, конъюнктуры социального запроса, наличия материальных средств на проведение исследований и других задач.

Исследовательская стадия научного процесса завершается подведением итогов, включающим доказательство гипотез, выводов и рекомендаций, научных экспериментов, корректировку первоначальных предложений, литературное изложение процесса исследования. Сделанные выводы и рекомендации на основании исследования завершаются литературным изложением в виде реферата, научного доклада, статьи, монографии, отчета или диссертации.


Научное исследование - это целенаправленный процесс познания, который осуществляется с целью выявления закономерностей изменения объектов в зависимости от определенных условий места и времени их функционирования для дальнейшего использования их в практической деятельности. Это - организованный процесс умственного труда, непосредственно направленный на производство новых знаний. Получение новых научных данных - социальная потребность общества, которая выросла в последнее время, в эпоху НТР.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимают науку или комплекс наук, в сфере которых ведутся исследования. В связи с этим различают технический, биологический, социальный, исторический и другие направления с возможной последующей детализацией. Основой научного направления выступает специальная наука, а также присущие ей методы исследования и технические средства их осуществления.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема - это совокупность проблем, объединенных единой целью. Проблема представляет собой ряд сложных теоретических и практических задач, решение которых назрело в обществе. С социальных позиций проблема - это отражение противоречие между общественной потребности в знаниях и известными способами их получения, противоречия между знанием и незнанием. В зависимости от масштаба задач, которые возникают, различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и межотраслевые проблемы. Тема является составной частью проблемы. В результате осуществления научно-исследовательских работ по той или иной теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов исследований по комплексу тем может позволить решить научную проблему. Под научными вопросами понимают мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной темы научного исследования.

Специфика научного труда обусловливает цель научно-исследовательской работы. Цель научного исследования - всестороннее, достоверное изучения объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Современные научные исследования имеют определенные особенности, влияющие на эффективность научной работы:

спадковість характеризует связь между живой и уречевленою научной работой в ранее выполненных исследованиях. Ученый творит, используя наследие прошлого, что позволяет избежать параллелизма и ошибок в научно-исследовательской работе;

вероятный характер результатов исследования проявляется в том, что оно направлено на создание новой информации. В связи с этим результаты научного исследования могут значительно превзойти ожидания исследователя, а могут быть и мизерными. Эта особенность научных исследований требует от научных работников волевых и моральных качеств (организованности, настійливості, твердости);

уникальность д ослідження находит свое отражение в ограничении использования многих условий или типовых методов и нормативных материалов, которые облегчают организацию труда в материальном производстве (технологических карт, норм выработки и т.д.). Это требует от исследователя самостоятельности, оперативности, инициативности;

сложность и комплексность д ослідження повышают требования к научных работников - к их способностей, профессиональной квалификации и организованности - и создают дополнительные трудности при кооперации труда исследователей разного профиля. В первую очередь это относится к экономических аспектов исследуемой проблемы. Они требуют не только расширение экономического мировоззрения, но и использование знаний смежных профессий, привлечения квалифицированных экономистов;

масштабность и трудоемкость д ослідження основываются на изучении большого количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

продолжительность исследование требует от научного работника четкого планирования работ как во времени, так и в пространстве;

связь исследования с практикой обусловлен необходимостью превращения науки в непосредственную производственную силу. Он предусматривает постоянный контакт ученых с практиками и кооперацию их труда.

1. Задачи и содержание дисциплины . Организация производства учебная дисциплина, нацеленная на изучение теоретических и методических вопросов организации и планирования производства на предприятиях радиоэлектронного приборостроения; условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в области техники, экономики, менеджмента и социологии, аналитических приемов и передового опыта, направленных на

достижение поставленных целей по выпуску определенных продуктов труда

соответствующего качества и количества. Главной целью данной дисциплины является создание условий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделением предприятия и предприятием в целом по всем показателям и с высокой эффективностью производства. Кроме того, важной задачей курса “Организация производства” является изучение принципов, методов и форм организации и планирования производства и управления им. Содержанием курса является изучение основных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в частности: организацию труда работников предприятия; организацию производственных процессов во времени и в пространстве; организацию поточных методов производства; организацию автоматического и гибкого автоматизированного производства; организацию вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия; организацию технического контроля и управления качеством; рациональную организацию трудовых процессов, включая техническое нормирование труда и организацию заработной платы; организацию и планирование создания и освоения новой техники и технологии; организацию внутризаводского планирования; организацию управления.

№2. №3. Развитие науки об организации и управления производством. Анализ теоретических концепций основных зарубежных школ и систем управления. Историю формирования и развития науки “Организация производства” можно проследить начиная с первой половины XVIII столетия, когда английский предприниматель, механик по образованию Р.Аркрайт создал “Фабричный кодекс” , предусматривавший систему штрафов за нарушение трудовой дисциплины в процессе производства и казарменный режим для рабочих. В этом кодексе записано: “Рабочие должны работать строго по расписанию, должны есть, жить и спать по команде. За каждое отклонение от расписания штраф". Величина штрафа зависела от величины отклонения рабочих от расписания. В конце XIX столетия, когда капитализм вступил в монополистическую стадию, ему понадобились более тонкие методы регулирования общественного труда, нежели примитивные “законы” Аркрайта. Основоположником разработки подобных методов считается американский инженер Ф.У. Тейлор . Основные положения его теории изложены в работах “Управление фабрикой” и “Принципы научного управления” . В 1913 г. американский капиталист Г.Форд-старший на принадлежащих ему автомобильных заводах внедрил новую систему организации производства, основанную на последующем развитии систем Ф.Тейлора. В основу системы Форда был положен сборочный конвейер, который привнес в производство технические, технологические и особенно организационные новшества: разработку вопросов организации массового поточного производства, в частности, организацию предметных участков и линий с прямоточным характером производства. Кроме того, значительный вклад в развитие науки об организации производства был сделан С.П. Митрофановым , им были разработаны научные принципы групповых методов обработки деталей которые получили распространение во всем мире, открыли широкие возможности распространению высокоэффективных групповых поточных линий в серийном и мелкосерийном производствах.

4. Предприятие и производственное объединение как объекты организации производства. Предприятие может быть создано по решению правительства на основе выделенных средств производства государством для изготовления определенного вида. Оно также может быть создано по решению собственника имущества. Негосударственные предприятия должны представлять приказ или выписку собрания учредителей; анкетные данные на руководителя; платежное поручение о плате за регистрацию. Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятие обязано получить необходимую лицензию в установленном

порядке. Предприятие действует на основании учредительных документов. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а так же иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имущество предприятия, в соответствии с законодательством и уставом, может принадлежать ему на правах собственности либо полного хозяйственного ведения. Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, получаемые от реализации продукции, работ, услуг; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджета. Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства. Предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия. Оно несет ответственность за соблюдения требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, а также возмещает ущерб. Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия его основных и оборотных средств не допускается. Убытки причиненные предприятию возмещаются по решению суда.

5. Содержание и задачи системы СОНТ (создания и основания новой техники). Система создания и освоения новой техники (СОНТ) представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих научную, конструкторскую, технологическую и организационную готовность предприятия (объединения) к выпуску нового изделия заданного уровня качества. Жизненный цикл изделия делится на следующие стадии: 1 .исследование и проектирование; 2 .изготовление, обращение и реализация; 3 .эксплуатация или потребление. Понятие жизненного цикла используется для комплексного отражения всего существования изделия – от зарождения идеи вплоть до возникновения необходимости его утилизации. Задачи системы СОНТ : 1 . создать наиболее совершенные конструкции изделий с более высокими эксплуатационными качествами и технологичные в изготовлении; 2 . разработать и внедрить прогрессивные технологии, повышающие технико-экономические показатели работы предприятия: ритмичность, производительность труда, качество продукции, рентабельность производства; 3 . сократить длительность, трудоемкость и стоимость всех работ, входящих в комплекс технической подготовки; 4 . осуществлять весь комплекс работ по СОНТ на высоком качественном уровне, с наименьшими затратами времени и средств.

6. Стадии и этапы создания и освоения новой техники. Полный цикл работ по созданию и освоению новой техники (СОНТ) включает ряд стадий: 1 . научно-исследовательские работы (НИР ); 2 . опытно-конструкторские разработки (ОКР ); 3 . конструкторскую подготовку производства (КПП ); 4 . технологическую подготовку производства (ТлПП ); 5 . организационную подготовку производства (ОПП ); 6 . отработку в опытном производстве и промышленно-экономическое освоение в серийном производстве (ОСП ). НИР проводятся в тех случаях, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществить без проведения соответствующих исследований. В зависимости от цели и объекта исследования НИР делятся на: фундаментальные, поисковые, прикладные. ОКР – переходная стадия от научных исследований к производству. Она характеризуется практическим претворением идей в техническую документацию и в опытные образцы. На стадии КПП осуществляется проектирование новой техники: разработка чертежей и технической документации. На стадии ТлПП разрабатываются и проверяются новые технологические процессы, проектируется и изготавливается технологическая оснастка. Организационная подготовка производства (ОПП ) – стадия, в процессе которой выбираются методы процесса перехода на выпуск нового изделия, производятся расчеты календарно-плановых нормативов. На стадии ОСП создаются условия для промышленного производства нового изделия. Практика показывает, что иногда и на стадии освоения возникают конструкторские изменения и вызванные ими или не зависящие от них изменения в технологических процессах. Поэтому на стадии освоения производства возникает необходимость определения рациональной степени отработки технической документации, целесообразного уровня оснащенности производства специальными видами оснастки и оборудования. Система создания и освоения новой техники (СОНТ) включает также исходную и заключительную фазы. Исходная фаза объединяет научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а также оформление технической документации. Заключительная фаза объединяет стадии, связанные с опытной отработкой, материально-техническим обеспечением и реализацией в производстве.

7. Содержание и классификация НИР. НИР включает: 1 . фундаментальные исследования; 2 . поисковые исследования; 3 . прикладные исследования. На стадии НИР проверяются новые технические идеи, которые часто реализуются в виде изобретений . Теоретические предпосылки решения научной проблемы проверяются путем проведения опытно-экспериментальных работ . Научные исследования могут быть продолжены и выполняться одновременно с опытно-конструкторскими и технологическими разработками . Такие разработки часто связаны с патентованием изобретений по результатам проведенных научных исследований. Фундаментальные исследования проводятся в академических институтах и организациях с целью поиска и открытия новых (неизвестных) закономерностей природы; имеют приоритетное значение, т.к. выступают: в качестве генератора идей; открывают выходы в новые области; обеспечивают возможность достижения нового, более высокого уровня эффективности. Поисковые исследования направлены на изыскание возможностей использования результатов фундаментальных исследований в общественном производстве. Прикладные НИР проводятся с целью использования полученных научных и экспериментальных данных при создании новой техники. Эти исследования выполняются силами отраслевой науки. В выполнении НИР участвуют также вузы. Прикладные НИР: 1 . По стадиям исследования: Опытно-исследовательские, Опытно-промышленные. 2 . По используемым методам исследования: Теоретические, Экспериментальные, Экспериментально-технические. 3 . По источникам финансирования: Госбюджетные, Хоздоговорные, За счет себестоимости продукции предприятия.

8.1 Основные этапы проведения нир, их цели и задачи

Этапы проведения НИР:

1. Разработка технического задания.

2. Выбор направления исследования.

3. Теоретические и экспериментальные исследования.

4. Обобщение и оценка результатов исследований.

Техническое задание на НИР (ТЗ НИР) является исходным обязательным документом, определяющим цель, содержание и порядок проведения работ, а также намечаемый способ реализации результатов НИР.

ТЗ НИР разрабатывается исполнителем НИР на основе требований заказчика и утверждается в установленном порядке.

ТЗ НИР включает:

1) основание для проведения работ;

2) цель и исходные данные;

3) этапы НИР;

4) перечень технической документации, предъявляемой по окончании работ;

5) порядок рассмотрения и приемки НИР, технико-экономическое обоснование.

Выбор направления исследования:

1) сбор и изучение научно-технической литературы;

2) проведение патентных исследований;

3) составление аналитического обзора;

4) формирование направлений решения задач;

5) сопоставление показателей новой продукции с существующими показателями изделий-аналогов;

6) оценка экономического эффекта;

7) разработка методики проведения исследований;

8.2 8) составление промежуточного отчета.

Теоретические и экспериментальные исследования:

1) разработка рабочих гипотез;

2) разработка методики экспериментальных исследований;

3) проведение экспериментов;

4) технико-экономическое обоснование;

5) составление промежуточного отчета.

Обобщение и оценка результатов исследований:

1) обобщение результатов предыдущих этапов работы;

3) формирование технических требований для технического задания на разработку продукции;

4) составление отчета;

5) приемка работы в целом.

9.1 Организация изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы

Руководство изобретательской и рационализаторской деятельностью на предприятии осуществляется главным инженером, которому подчинены в зависимости от размеров предприятия патентно-лицензионный отдел или бюро по изобретательству и рационализации (БРИЗ).

Открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений, вносящих коренные изменения в уровень их познания. Открытие должно обладать мировой новизной, достоверностью и фундаментальностью. Решение о квалификации заявляемого предложения в качестве открытия принимается ГКНТ по согласованию с НАН.

Диплом на открытие удостоверяет признание выявленных закономерностей, свойств или явлений открытием, приоритет открытия и авторство на него.

Объекты права промышленной собственности:

1) изобретения,

2) полезные модели,

3) промышленные образцы.

Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняется государством и удостоверяется патентом.

Изобретение, которому предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, относящееся к продукту или способу, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое.

Полезной моделью, которой предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, относящееся к устройствам, являющееся новым и промышленно применимым.

Промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным.

Патентообладателю принадлежит исключительное право использования защищенного патентом изобретения, полезной модели, промышленного образца по своему усмотрению.

Срок действия патента с даты поступления заявки в патентный орган на изобретение – 20 лет (с возможным продлением по ходатайству патентообладателя на 5 лет);

Полезную модель – 5 лет (с возможным продлением по ходатайству патентообладателя на 3 года);

Промышленный образец – 10 лет (с продлением на 5 лет).

По лицензионному договору владелец патента предоставляет другой стороне разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности. Лицензионный договор предполагается возмездным.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.

Не признаются рационализаторскими предложения организационно-технические, направленные на улучшение использования существующих методов ведения хозяйства.

Предложения ИТР, относящиеся к разрабатываемым этими работниками проектам, конструкциям и технологическим процессам, не считаются рационализаторскими.

Вознаграждение за рационализаторское предложение определяется по специальной шкале в зависимости от суммы годовой экономии, получаемой в первом году его использования.

Основные тематики НИР Экспертно-аналитического центра РАН:

Стандарты выполнения научно-исследовательской работы (НИР)

Что такое НИР?

Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой деятельность, цель которой – получение новых или углубление уже имеющихся научных знаний и достижений в определенной области.

  • 1. Планирование (выбор темы, составление рабочего плана и т. п.).
  • 2. Формулирование гипотезы, выбор метода её проверки, сбор данных, анализ данных, подтверждение или опровержение гипотезы. (в западных источниках этой стадии уделяется наибольшее внимание).
  • 3. Создание текста НИР по результатам п.1 и п.2.
  • 4. Публикация результатов работы в научных изданиях, участие в конференциях, семинарах.
  • 5. Публичная защита.

НИР – важная составляющая и необходимое условие подготовки квалифицированных специалистов. Например, для получение степени кандидата или доктора наук необходимо самостоятельно выполнить свою научно-исследовательскую работу. Научным сообществом считается, что в условиях информационного общества и постоянного обновления знаний способность быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать, выделять нужное, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике – очень важные и полезные умения.

Стандартные этапы проведения научно-исследовательской работы

Несмотря на разные направления и области исследования, НИР имеет одну общую базовую структуру и выполняется поэтапно.

  1. I этап: определение проблемы и формулировка темы.
  2. II этап: постановка целей и выдвижение гипотезы.
  3. III этап: работа с литературой, включающая поиск необходимого материала и его анализ.
  4. IV этап: подготовка теоретической части работы.
  5. V этап: проведение экспериментального исследования.
  6. VI этап: оформление работы. Подведение итогов.
  7. VII этап: оглашение результатов (публичная защита, публикации в научных изданиях, участие в конференциях и т. п.).

Соответственно, по разным этапам пишутся разные главы научной работы. Например, для кандидатской диссертации принята структура в 3 главы. Первая глава включает работы по трём первым этапам, вторая главая включает 4й и 5й этап работы, третья - шестой. Публичная защита проводится отдельно от самой научной работы, и для её проведения делается ещё одна НИР - под обобщённым названием "автореферат диссертации".

Обычные задачи научно-исследовательской работы

Научная работа выполняется под руководством опытного в данной сфере специалиста (научного руководителя). Она имеет конкретные задачи:

  • ознакомить с современными научными методами исследования и научить применять их на практике;
  • научить самостоятельно планировать и организовывать НИР;
  • выделять актуальные научные проблемы и находить пути их решения;
  • ставить конкретные цели, формулировать гипотезы и доказывать их на практике;
  • проводить экспериментальные исследования;
  • оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;
  • доказывать правильность полученных результатов и их пользу для науки, отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях путем публичной защиты, участия в конференциях, семинарах и т. п.

    Коммерческие НИР

    Необходимо заметить, что НИР сейчас это не только в чистом виде научное исследование. Часто результаты НИР имеют чисто прикладное значение – допустим НИР на проекты планировки того или иного района в Москве – это рабочий материала НИИПИ Генплана г.Москвы, а НИР на оценку того или иного здания – это практически 90% работы оценщиков (отчётов об оценке зданий). Мы выполняем научно-исследовательские работы и в области