Исследований заключается в том что. Практическая значимость исследования

«МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ Ложкина А.И. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет основные методы отражения и критики асоциальных...»

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),

Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013

www.sisp.nkras.ru

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-22

УДК 159.9.072.5

МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ

Ложкина А.И.

Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет

основные методы отражения и критики асоциальных явлений в журналистике.

Дается определение вводимому понятию «методы критического отражения».

Описываются возможности их применения. Предметом исследования являются методы репрезентации реальности в содержании периодических изданий. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методах, характеру и способу отображения существующей объективной, социальной реальности в средствах массовой информации. Апробация данных производилась на примере материалов российской общественно-политической и деловой газеты "Известия" за три исторических периода. Предпринята попытка сравнить предложенные методы, отражающие асоциальные явления, которые происходили в обществе в разные периоды истории страны. Результаты данного исследования могут прояснить границ асоциальности журналистики и позиции в освещении асоциальных явлений.

Ключевые слова: методы; критическое отражение; общественное мнение; манипуляция сознанием; асоциальные явления.



© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru

THE METODS OF ASOCIAL PHENOMENA CRITICAL

REFLECTION IN MASS MEDIA

Lozhkina A.I.

The novelty of the study is that the author first identifies the main methods of reflection and criticism of asocial phenomena in journalism. The introduced concept of “the methods of critical reflection” is identified." The features of method’s application are described. The subject of study is the method of representation of reality in the content of periodicals. The theoretical value of the study is to increase understanding of the methods, the nature and method of displaying the existing objective social reality in the media. Testing was performed on the data sample materials of the Russian socio-political and business newspaper "Izvestia" three historical periods. An attempt was made to compare the proposed methods, reflecting asocial phenomena that have occurred in society in different periods of history. The results of this study may clarify the boundaries of asociality of journalism and position in light of asocial phenomena.

Keywords: methods; critical reflection; public opinion; manipulation of social consciousness; asocial phenomena.

Введение СМИ играют немаловажную роль в жизни социума, отражая особенности социальных процессов, проблем и явлений, происходящих в нем. Одновременно с этим пресса внедряет в массовое сознание оценки сложившейся ситуации, которые формируют общественное мнение. В последние годы все острее звучит проблема ограничения некоторых методов в деятельности средств массовой информации, методов, позволяющих журналистам излишне увлекаться одними темами в ущерб другим. В своем арсенале журналистика имеют разнообразные © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru методы отражения социальной реальности. Мы будем рассматривать методы отражения асоциальных явлений в СМИ.

Методы критического отражения - это приемы, используемые (сознательно или бессознательно) авторами публикаций при отборе, обобщении и интерпретации фактов описываемой реальности, в зависимости от целей, стоящих перед ними. Это приемы, при помощи которых в тексте выражается оценка асоциальных явлений средствами художественной выразительности.

Материалы и методы Среди ученых нет единства в том, какие методы эмпирического уровня следует считать методами критического отражения асоциальных явлений, поэтому они сформулированы и конкретизированы автором работы самостоятельно. Основания к формулировке некоторых методов, их описанию и типологизации были взяты у таких исследователей, как В.П. Кохановский , Е.Е.

Пронина , Л.С. Салемгареева , М. Григорьев и А.А. Тертычный.

Для более детального и наглядного рассмотрения методов критического отражения асоциальных явлений средствами массовой информации мы проанализировали российскую газету «Известия» методом контент-анализа. Сопоставив печатные материалы, опубликованные за три периода существования издания: с января по декабрь 1975-го, с января по декабрь 1991 и 2009гг.

В своем исследовании мы рассматривали те асоциальные явления, которые были описаны нами ранее в магистерской диссертации «Публичная сфера асоциального:

методы критического отражения в средствах массовой информации (на примере газеты «Известия»)».

–  –  –

Агрессии. Метод эмоционального воздействия на аудиторию посредством концентрации фактов насилия (сцен стрельбы, убийств, крови и т.п.), доходящей до информационного садизма. Метод основан на принципе фрейдизма, объясняющем подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти), в соответствии с которым сильнее всего привлечь внимание и интерес аудитории может зрелище смерти. 18 сентября 2002 года во время «Круглого стола» на тему «Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда насилия», участники обсуждения заявили, что "российские СМИ превратили действительность в сериал ужасов" .

Геббельса. Метод основанный на многократном повторении лжи для внедрения ее в массовое сознание в качестве непреложной истины. Этим же методом внушения пользуется и подавляющее большинство рекламных компаний многих бульварных газет.

Гедонический. Метод, в основе которого лежит удовольствие как высшая цель жизни (гедонизм – от латинского «наслаждение», «удовольствие») и осознанное отрицание ответственности, долга, запретов, идеалов . Функция гедонического текста – удовольствие, развлечение, десакрализация ценностей и глумливость. Гедонистический текст запускает драйв-мышление, которое впоследствии приводит духовную сферу индивида и общества в целом к состоянию изначального хаоса.

Метод усиления выразительности посредством Гиперболический.

явного и намеренного преувеличения. Применение гиперболы часто сочетается с такими стилистическими приёмами, как метафоры, сравнения и т.п.

Дедукции. Основывается на принципе процесса познания от общего к единичному. Характерной особенностью дедуктивного метода отражения реальности в журналистском тексте является то, что от истинных посылок автор идет не к вероятностному, а к истинному, достоверному заключению.

Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

Игнорирования. Метод, в основе которого лежит строгий контроль информации. Журналист оставляет без внимания важные или значимые события и факты, он просто избегает ситуаций, способных вызвать реакцию аудитории.

Индукции. Основывается на принципе процесса познания от частного (опыта, фактов) к общему (к обобщению в выводах). Так как опыт по сути своей является неполным и поэтому бесконечным, то выводы, основанные на умозаключениях и интуиции, всегда имеют вероятностный (проблематичный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как эмпирические законы (опытные истины). Перенос частного факта в сферу общего. К примеру, рассказывая об убийстве студента, выражавшего антифашистские взгляды, автор публикации обвиняет во всем неонацистов (русских фашистов).

Утверждая это, он тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм».

Коллажа. Данный метод основывается на применении технического приёма, используемого в изобразительном искусстве, при котором на подложку наклеиваются предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре (коллаж от фр. Collage – наклеивание). Включая в публикацию разнородные материалы, автор достигает эффекта неожиданности, а также эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Критический. Данный метод построен на выявлении и осуждении негативных фактов и явлений жизни общества и является разновидностью публицистического жанра. Число критических статей резко увеличилось с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru началом демократизации. Многие публикации, анализируя события прошлого, содержат резкие, зачастую охаивающие интонации.

Преуменьшения, литоты (от др.-греч. – простота, малость, умеренность).

Метод заведомого преуменьшения значения, величины или силы изображаемого события или явления. Автор публикации сопоставляет два разнородных явления на основании какого-либо общего признака, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.

– благожелательное и корректное отображение Лояльности происходящих событий, соблюдение (порой только внешнее, формальное) действующих законов, постановлений органов власти. Принципы лояльности:

не подвергать сомнению решения руководства страны, правящей партии;

не высмеивать, не отзываться уничижительно о политике и действиях первых лиц страны и госчиновников.

не распространять слухи и сплетни о правительстве и руководстве;

не обсуждать в публикациях внутреннее устройство правительства, их методы работы и т.д.

Метод маскировки применяется в журналистских материалах для того, чтобы ввести в заблуждение сторонников противоположного мнения по поводу реальных намерений автора публикации. Маскировка, несмотря на свою кажущуюся простоту, является важным инструментом журналиста. Факт использования данного метода в тексте удается далеко не всегда, т.к. его суть – утаивать истинные мотивы.

Мистификации. Метод, при котором автор публикации выдает за действительное событие, которого на самом деле не было, лжесобытие. На использовании данного метода построена работа бульварной прессы. К примеру, «свидетельства» о сатанистских оргиях и жестоких ритуалах с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru кровавыми жертвоприношениями давно набили оскомину и ничего, кроме отвращения или гнева в адрес авторов подобных публикаций, не вызывают.

Мифологичности. Метод использования в публикациях разного рода домыслов и слухов, ориентирующийся, прежде всего, на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддержки и т. д. Характерной чертой мифологического текста является поэтизация. Мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании системы духовных ценностей путем воспроизведения и обновления коллективных символов.

Нейтральности. Это метод отражения конфликта, не дающий каких-либо преимуществ ни одной из сторон конфликта. Данного метода придерживается в основном западная журналистика. По мнению Эрика Фихтелиуса, одного из самых известных и опытных репортеров Швеции, «журналист – не судья, облеченный полномочиями решать, кто прав, кто виноват, и не пророк, предрекающий простым смертным будущее» .

Профанации. Метод намеренного искажения фактов, опошления какихлибо идей, «осквернение святыни». Считается, что профанация – это естественный процесс, связанный с особенностями человеческой психики.

Самым ярким примером профанации XX века стала предложенная В.И.

Лениным идея создания социалистического государства, которую в ходе истории неоднократно интерпретировали правящие структуры, в зависимости от политических тенденций.

Метод правдивого, объективного отражения Реалистический.

социальной действительности и личности человека в его нерасторжимом единстве с общественными отношениями, располагающий необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистических форм и приёмов.

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Метод восстановления картины произошедшего Реконструкции.

события, действия, явления. Данный метод применяется при подготовке материалов как информационных, так и аналитических и художественнопублицистических жанров. При этом следует иметь в виду, что реконструкция предполагает перестраивание, новую организацию, реставрацию отображаемых событий в зависимости от целей авторов публикации . Журналистская реконструкция может быть оперативной, используемой для восстановления картины актуальных событий, и исторической, применяемой для изображения и анализа событий, ставших фактами истории.

Сатирический. Метод обличения асоциальных явлений посредством различных комических средств: пародии, иронии, сарказма, гротеска, аллегории, гиперболы и др. В сатирических публикациях высмеиваются явления жизни, представляющиеся автору порочными: индивидуальные или социальные сумасбродства и злоупотребления. Современная публицистика пользуется такими приемами обличения, как инвектива, пародия и др. К примеру, в резюме гардеробщика, ищущего работу в консерватории, значится "менеджмент в области учета и хранения материальных ценностей в сфере шоу-бизнеса", а уборщицы – "менеджер по освобождению офиса от добровольного отчуждения собственности". В сатирических публикациях широко используется юмор с целью «разбавления» прямой критики, и придания ей большей привлекательности.

Известинцы Р. Арифджанов и С. Мостовщиков трансформировали жанр фельетона в некий симбиоз журналистского расследования, репортажа, сатирического рассказа и пародии. Однако эти произведения не утрачивают фельетонной направленности, так как не теряют жанровых признаков классического фельетона - основаны на строгой фактической основе, с авторским подтекстом, в них наличествует ассоциативная тема, образы, картинки, используются сатирическое заострение темы и лирикоюмористическая интонация, присутствуют конкретные выводы .

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Убеждения. Метод предполагает использование внушения. Автор публикации убеждает аудиторию в собственной компетентности, входя в доверие к ней, становясь своего рода альтер-эго аудитории. С этой целью читатель или зритель вводится в так называемое суггестивное состояние (реактивное поведение – поведение озадаченной толпы), при котором читатель, слушатель, зритель принимает на веру все, что ему преподносится, не требуя доказательств. На основе внушения построены все религии: «Не надо думать, надо верить». В убеждающем тексте предупреждения звучат свыше, как мнение наставника.

Устрашения. Метод «страшилок», при котором аудитория оказывается перед выбором меньшего из двух зол. Живописный рассказ об ужасах большего зла заставляет воспринимать меньшее почти как добро. Скажем, апеллирование некоторых СМИ к истории Третьего рейха (хотя, естественно, никакого отношения та история к нынешней ситуации в России и в мире не имеет).

Метод фрагментации заключается в делении потока информации на не связанные друг с другом отдельные фрагменты, вследствие чего потребители информации становятся не в состоянии сформировать правильную и полноценную картину мира или хотя бы выделить основную мысль, сосредоточиться на чем-то одном.

Обсуждение результатов Представленные методы используются журналистами, исходя из собственных убеждений и настроения, темы публикации, ситуации, имеющихся фактов, выбранного жанра.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, посредством коммуникации с использованием специфических методов критического отражения действительности средствами массовой информации создается общественное мнение и формируется общественное сознание, то есть осуществляется манипуляция массовым сознанием как внутри © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru государства, так и за его пределами. Все зависит от того, кто фактически определяет информационный контент.

Во-вторых, существует целый ряд специфический методов отражения асоциальных явлений посредством СМИ, наиболее часто используемые среди которых – убеждения, воздействия, устрашения, замалчивания фактов, фрагментации, мистификации, критический, метод коллажа, индукции и дедукции. В рамках одной публикации может использоваться несколько методов.

В-третьих, индивидуум располагает определенным пространством для независимого формирования своего мнения относительно окружающей его действительности – собственной культурой.

Заключение В современных средствах массовой информации количество материалов асоциальной направленности резко увеличилось, при этом методы, применяемые для освещения асоциальных явлений, не способствуют объективной и адекватной оценке их в социуме. Большую роль в характере и способах отображения существующей объективной реальности играет специфика издания, состав авторского коллектива и его руководство.

–  –  –

5. Матвейчев И. О пресловутых «грязных» методах и не только // ПолитТех:сайт, 2011. URL: http://polittech.org/2011/04/07/о-пресловутыхгрязных»-методах-и-не-т/ (дата обращения: 14.02.2013).

6. Подлесова И. Журналистов поучили правильно писать // Известия.

2002. №169. URL: http://main.izvestia.ru/community/article24070/ (дата обращения: 10.12.2012).

7. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: КДУ. 2006.

8. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ.

2007. №2. URL:http://vestnik.ipk.ru/vip_2_salem.html/ (дата обращения:

9. Тертычный А.А. Для журналиста. Что такое реконструкция // Журналист. 2004. №4. С. 77-79

10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Мультипортал Юнпресс: Стокгольм, Швеция,. 1999. URL:

http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=do wnload&id=530&chk=c87bfe3ffc5dd611b1f8fd808115ba05&no_html=1&fname=Fi chtelius_10_zapovedej.pdf/ (дата обращения: 30.01.2013).

–  –  – оповiдi 3 2013 НАЦIОНАЛЬНОЇ АКАДЕМIЇ НАУК УКРАЇНИ МЕХАНIКА УДК 551.466.6:532.529.2 Я. В. Загуменный, Ю. Д. Чашечкин УДК 615.8 ББК 75.6 А83 Армстронг Линда А83 "Око возрождения" для современной женщины / Перев. с англ. - М.: ООО Издательство "София", 2013. - 160 с. ISBN 978-5-399-00483-9 Каждый, кто интересуется вопросами здоровья и долголетия, наверняка слышал о пяти чудесных упражнениях, при помощи которых ти...»

«УДК 378. 4 БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ В.В. Фещенко В статье дается определение понятия "барьер инновационного развития вуза", рассматриваются причины его возникновения, выявляются основные виды инновационных барьеров. Успешное развитие инновационной деятельности вуза будет эффективнее, если своевреме...»

«nginx/1.2.1 Вариант № 32416 1. B 1. Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присут ст вуют т олько буквы из приведённого фрагмент а кодовой т аблицы: А Б В Г Д Е Ж Определит е, сколько букв содержит сообщ...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

- использованный на уроках русского языка искусствоведческий дидактический материал оказывает прямое и скрытое воздействие на воспитание школьников, формирует их эстетический вкус.

Методы исследования

Важным является также определение методов научного исследования. На разных этапах исследования обычно используется комплекс взаимодополняющих методов. В науке не выработано универсального метода исследования. Каждый выбирает наиболее приемлемый, исходя из темы и задач исследования.

а) Общетеоретические методы:

Описательный, предполагающий освещение методически значимых аспектов;

Теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений);

Сравнительный анализ (сравнительно-сопоставительный), дающий возможность сравнить что-либо в рамках заявленной темы;

Исторический (диахронический, генетивно-исторический, сравнительно-исторический) и логический методы, раскрывающие динамику развития образовательного процесса;

Дедуктивный метод – восхождение от абстрактного к конкретному, предполагающий обнаружение главной связи исследуемого объекта;

Индуктивные метод обобщения полученных эмпирическим путем данных;

Характеристика материала исследования

Во Введении под заголовком «Материал исследования» (реже – «Источники исследования») необходимо охарактеризовать материал, на котором основывается проведённое исследование. Познакомьтесь с некоторыми структурами, которые часто используются в научных работах для характеристики материала исследования. Обратите внимание на то, что при строении предложений обычно используются неполнозначные (связочные) глаголы («прослужить», «использоваться», «стать», «явиться» и др.):

- Базой для анализа послужили следующие тексты…

- Материалом исследования явились действующие программы по русскому языку …

- В качестве материала исследования использовались магнитофонные записи…

- К анализу привлекались также письменные работы учащихся.

- Источниками материала явились толковые словари

Поскольку в научных работах принято чётко охарактеризовывать объем материала, на базе которого проводилось исследование, часто автор специально оговаривает, какой материал им не анализировался.

Возможно использование следующей конструкции:

- Материалом исследования послужили…

– В основе работы лежат материалы исследований...

- За пределами анализа оставлены… так как они заслуживают особого внимания и могут быть предметом самостоятельного исследования. В работе не анализируются также…

Апробация и внедрение результатов исследования

Существует несколько форм, в которых может проходить апробация научного исследования.

- Отдельные положения и фрагменты исследования нашли отражение в публикациях.

- Основные выводы были изложены в выступлениях на Далевских чтениях и на научно-практической конференции студентов.

- Основные положения работы прошли апробацию в виде…

- Работа получила положительную оценку на выступлениях

- Апробация отдельных положений работы состоялась в виде доклада на студенческой конференции.

Познакомьтесь с фрагментом научной работы:

- Материалы исследования исполь­зовались на уроках русского языка в средней школе д. Ношино Абанского района, в средней школе № 2 г. Канска, а также в выступлениях на краевых студенческих Далевских чтениях (2002г.) и на краевой региональной конференции, проходящей на базе Канского педагогического колледжа в 2003г.

Образец Введения

Нельзя изучать грамматику языка, лексику, стилистику, фонетику в отрыве от окружающей действительности. Задача учителя-словесника состоит прежде всего в том, чтобы сделать обучение воспитывающим, чтобы задания по русскому языку помогли школьнику активно включиться в созидательную деятельность, чтобы молодое поколение научилось проникать в тайны природы и общественного развития. В этом смысле изучение родного края явится благодатной, питательной средой, которая поможет учителю донести до осознания учащихся понятие о закономерностях многообразного мира, раскрыть и показать историю, культуру и быт нашего народа, красоту и величие его языка. Краеведческий материал, используемый на уроках русского языка, послужит активным средством формирования конкретных представлений и понятий, способствуя тем самым всестороннему развитию учеников.

Изучение родного края представляет большой интерес и для самого учителя-словесника, приобщает его к научной деятельности , вырабатывает навыки исследователя, а это потребует от него дополнительных знаний в области истории, географии, этнографии и других наук.

Все сказанное выше и определило актуальность данного исследования, которая обусловлена поисками эффектных, путей обучения, направленных на преодоление формализма в преподавании русского языка.

Научить учащихся видеть и понимать красоту окружающего мира, привить любовь к родным местам, к людям, живущим рядом, наконец, к самому великому и могучему русскому языку - это первостепенные задачи учителя-словесника, использующего краеведческий материал на уроках.

Объектом исследования является процесс вооружения учащихся системой знаний, способами усвоения учебной информации по русскому языку и эффективность речевого развитая на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка. Таким образом, краеведческий материал на уроках русского языка является предметом нашего исследования.

Цель исследования: доказать значение применения на уроках краевед­ческого учебно-дидактического материала, реализующего принцип межпредметных связей как одного из основных средств в решении комплексных задач обучения и воспитания.

Цель и объект исследования определяют рабочую гипотезу , в основу которой легли следующие положения:

- краеведческий материал в качестве учебно-дидактического, отража­ющего принцип межпредметных связей, способствует решению ряда задач обучения - более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию языковых и речевых умений и навыков;

- использованный на уроках русского языка краеведческий дидактический материал оказывает прямое и скрытое воздействие на воспитание школьников.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи :

- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения теоретических основ использования краеведческого материала на уроках русского языка;

- определить место краеведческого материала в системе межпредметных связей;

- вычленить принципы отбора дидактического материала краеведческого характера, показать его влияние на воспитание школьников;

- показать систему приемов использования краеведческого материала на уроках русского языка как один из способов реализации межпредметных связей.

Источники исследования :

- теоретические положения классиков педагогики (, Ж. Ж Руссо,), современных педагогов (, и др.) выдающихся психологов (, и др.) и методистов (, и др.,), работающих над проблемами межпредметных связей и вопросами использования краеведческого материала;

Методы исследования :

изучение и анализ психолого-педагогических и методических источников по проблеме; опытно-экспериментальная работа, наблюдение за учебной деятельностью на уроках русского языка при использовании краеведческого материала, обработка результатов работы, систематизация и обобщение.

Новизна исследования заключается в попытке теоретически обосновать использование краеведческого материала на уроках русскою языка в качестве дидактического при реализации межпредметных связей; в работе предложен подход к решению комплексных задач обучения и воспитания на материале краеведения при реализации межпредметных связей на примере изучения темы "Лексика" в 5 классе .

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- предлагаемый подход к решению комплексных задач обучения и воспитания на материале краеведения реализующий принцип межпредметных связей при изучении темы "Лексика" в 5 классе, может служить методическими рекомендациями в работе по теме "Лексика".

- теоретический аспект работы может быть использован учителем в отборе дидактического материала краеведческого характера для эффективного решения задач развивающего и воспитывающего обучения.

Структура работы : Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, Списка литературы, насчитывающей 54 наименования.

Апробация : Результаты исследования были успешно апробированы на краевой научно-практической конференции (г. Красноярск, 2001)

Основная часть

Основная часть содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Не следует создавать очень объемные работы, превращая свой труд в механическое переписывание из разных источников первого попавшегося материала. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть делится на главы (чаще всего 2, реже 3) , при этом каждая глава - из двух-трёх параграфов (пунктов). Главы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Основная часть, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. К освещению малоисследованных и дискуссионных проблем нужно подходить корректно. Нельзя представлять как бесспорный один из существующих взглядов. Очень хорошо, если вы выскажете своё собственное мнение по этому вопросу, обоснуете его или мотивируете своё согласие или несогласие с уже высказанной точкой зрения.

Если работа представляет монографический реферат, то построение его основной части в значительной степени, зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, теоретическое осмысление проблемы, а затем конкретизируемый методического плана текстовой фактический или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию, опираясь на анализ существующей практики преподавания русского языка. В процессе анализа появляется возможность определить направление и те вопросы, которые нужно решить в предстоящем исследовании, с целью усовершенствования процесса изучения русского языка.

Любая научная работа должна содержать обобщение. Обобщения являются основным смыслом научного исследования. Нельзя признать удовлетворительной работу, в которой нагромождаются факты, перечисляются примеры, положения, взгляды учёных и т. д., и нет обобщений, пишущий не может сопоставить материал, объединить, представить в обобщенном виде.

Каждая глава и работа в целом завершается выводами. Выводы должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.

Первая глава – теоретическая, обычно бывает обзорной. В ней излагается история и теория вопроса, дается критический анализ литературы, определяется понятийный аппарат. Здесь содержится реферативное изложение (оценочного характера) научных исследований в данной области, обращается на внимание качество уже изученных проблем, обозначается круг нерешенных проблем, определяются границы исследуемого автором работы явления, раскрываются теоретические предпосылки изучения данной проблемы.

Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения

1.1. Из истории вопроса

1.2. Понятие «проблемного обучения». Его виды, уровни

1.3. Методы проблемного обучения

Первое условие любой научной работы – точное общение с фактическим материалом, подтверждение выдвигаемых положений убедительными доказательствами. Необходимо указывать, чьи рассуждения или выводы вы используете, отмечая мнение исследователей по данному вопросу.

Способность обобщать «и самостоятельно критически мыслить» проявляются в умении строить выводы. Выводы являются следствием рассуждений, доказательств, анализа материала. К примеру, развивая мысль о том, что вопрос о словах категории состояния является спорным в русской лингвистике, что единого взгляда на возможность отнесения данного разряда слов к особой части речи нет среди учёных, вы отмечаете, что одни учёные считают слова категории состояния особой частью речи, другие – не выделяют их из состава существительных, прилагательных и наречий, от которых они произошли. Основание для этого учёные находят в том, что слова категории состояния совпадают по форме с наречиями, краткими прилагательными среднего рода и существительными, поэтому являются омонимами . Здесь возможен частный вывод о том, что последнее основание не может служить препятствием для выделения слов категории состояния в особую часть речи .

В выводах по первой главе должны быть определены теоретические положения, на которые автор работы будет опираться в ходе дальнейшего исследования.

Вторая глава – практическая, опытно-экспериментальная (эмпирическая) посвящается описанию методов и изложению эмпирических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Глава должна быть направлена на решение выбранной проблемы и содержать развернутое и системное описание практических результатов непосредственного анализа методического материала по теме исследования, аргументированную интерпретацию собственных наблюдений и выводов. Во второй главе (и в последующих главах, если они имеются) содержится описание процесса исследования, освещается методика и техника исследования, достигнутый результат. Анализ учебников и программ, включенный в эту главу, направлен на определение эффективности содержания и методики обучения.

Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование.

В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению эмпирических индикаторов, проверке или повышению надежности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений. В опытно-экспериментальных работах эта глава представляет процедуру проверки экспериментальной гипотезы, направленную на испытание истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты.

Данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед другими. Описание методов предполагает описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали.

Кроме того, необходимо дать демографическую (половозрастную) и качественную характеристику выбранным испытуемым.

Анализ полученных данных подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу.

Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Данные переводятся в удобную для восприятия форму – графики, таблицы, диаграммы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. При обилии иллюстративных материалов исследования в Приложении могут быть приведены наиболее показательные из них с точки зрения интерпретации результатов.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы :

1. Построение гипотезы, формулирование цели эксперимента, которая, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., сформировать..., обосновать..., проверить..., определить..., создать..., построить... Нужно ответить себе на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?”

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.

4. Осуществление эксперимента.

Экспериментальная глава может состоять из трех параграфов:

§1 Психолого-педагогическое обоснование возрастных и типологических особенностей восприятия школьников.

§2 Обоснование своей методики работы по заявленной теме.

§3 Описание эксперимента.

Эксперимент включает 3 этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.

На констатирующем этапе проводится срезовая работа, позволяющая выявить уровень развития школьников до реализации методики.

На формирующем этапе осуществляется применение разработанной методики.

На итоговом этапе эксперимента проводится контрольная срезовая работа.

Для проведения эксперимента у студента должны быть разработана своя методика обучения, конспекты уроков , дидактический материал для учащихся. Методика должна выстраиваться не только на частных, но и на общих концепциях.

Одновременно определяются методики фиксирования хода и результатов экспериментальной работы, критерии оценки результатов проведенной работы с учащимися, заданий для проверки эффективности внедряемой методики.

Центральный момент опытной работы - проведение уроков, на которых апробируется методика работы, разработанная студентом. Проведение уроков требует не только реализации методической системы, но и наблюдения за учащимися. В ходе урока необходимо фиксировать его результаты.

Необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям , к каким выводам подводит это сопоставление и т. п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

В выводах по второй главе должны быть представлены итоги экспериментальной работы.

Заключение

В заключении подводятся итоги исследования: формулируются выводы по параграфам, к которым пришел автор, указываются их значимость, возможность внедрения результатов работы; обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и цели (целей); намечаются перспективы дальнейшей работы в рамках затронутых проблем. При этом подтверждается актуальность исследования. В целом заключение должно давать ответы на вопросы: Зачем предпринято данное исследование? Что сделано? К каким выводам пришел автор? В заключении не следует повторять содержание введения и основной части работы, что является типичной ошибкой студентов, продолжающих в заключении изложение проблемы.

Заключение должно быть четким, кратким и обстоятельным, вытекающим из содержания основной части.

Образец Заключения

Одно из непременных условий успешной работы по русскому языку заключается в том, чтобы, обучая, постоянно развивать учащихся. Недопустимо, на наш взгляд, сводить обучение к усвоению лишь определённого лингвистического и речевого материала. Обучать надо таким образом, чтобы одновременно развивались умственные способности учащихся. Заучивание правил, например, мало способствуют развитию. Постановка же творческих задач, создание проблемных ситуаций, поиски рациональных путей решения тех или иных типовых учебных задач существенно влияют на умственное развитие школьников. Поэтому организация проблемного обучения в школе – одна из важных и сложных задач настоящего времени.

Решив поставленные во введении задачи, мы пришли к следующим выводам:

1. Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебного процесса, которая включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждение у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность , направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации. Но, несмотря на пристальное внимание к вопросам внедрения проблемного обучения в школьную практику, к разработке его технологии, на наш взгляд, не­имоверно трудно реализовать на практике проблемное обучение «в чистом виде» как тип или систему обучения, так как это требует существенной пере­стройки как содержания, так и организации обучения; в связи с чем в основном происходит проблемное изложение отдельных элементов учебного материала, решаются проблемные задачи в основном «сильными» учащимися. Проблемное обучение осуществляется также на факультативах, олимпиадах, конкурсах.

2. Проблемное обучение имеет систему методов (метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский), построенную с учетом принципов проблемности и целеполагания; такая система обеспечивает управляемый учителем процесс учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоение ими научных знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей.

3. Организация проблемного урока представляет сложность не только для начинающих, но и для опытных учителей, которые при его построении руководствуются традиционной структурой. Между тем, показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности (возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предложений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы).

4. Дидактически познавательная активизация достигается через вопрос, за­дачу, задание, наглядность, речь, а чаще их сочетание. При определенных усло­виях эти элементы становятся в руках учителя инструментом создания проблемной ситуации, возбуждения интереса и эмоционального настроя учащихся, мо­билизации их воли, побуждения к действию.

Рассмотренные важнейшие средства организации процесса проблемного обучения стимулируют активную познавательную, поисковую деятельность учащихся, воспитывают у них стремление и умение искать, самостоятельно познавать новое.

5. Сравнительно-сопоставительный анализ учебников показывает, что учебник Р. Н. Бунеева (образовательная программа «Школа 2100») в большей степени ориентирован на проблемное обучение, поскольку содержит учебные задания высокого уровня дидактической трудности. Выполняя такие задания, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений, так как проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности решать задачи без помощи извне (то есть без помощи учителя).

Однако, на наш взгляд, учитель должен стремиться к тому, чтобы повышать степень сложности учебных заданий независимо от выбранного им учебника, пронизывать элементами развивающей деятельности разные виды занятий по русскому языку, делать уроки разнообразными, занимательными, творческими.

Ведь творческая учебная деятельность, в отличие от репродуктивной, обеспечивает более качественное усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект, а также воспитывает активную, инициативную личность

Приложение

Приложения являются обязательным компонентом курсовой и выпускной работы. Они не засчитываются в заданный объем работы

По содержанию приложения очень разнообразны. Здесь помещается вспомогательный или дополнительный, справочный и экспериментальный материал, наглядно представляющий результаты исследования: разного рода таблицы, схемы, диаграммы, методический, иллюстративный материал, программы экспериментов, инструкции, формы отчетности, например, образцы ученических работ, содержание анкет, конспекты и фрагменты уроков, и т. п. Приложения связаны с основной частью работы, составляют с ней единое целое, оформляются как продолжение работы на последующих её пронумерованных страницах, располагая их в по­рядке появления ссылок в тексте.

В начале Приложения необходимо давать общий список всех приложений.

Примеры включения Приложений в основной текст:

- Как только ученики овладели алгоритмом, начинается сокращение логических операций. Некоторые совершаются осмысленно, некоторые – интуитивным путем, без напряжения мысли и памяти. На первых порах действия удобно фиксировать в специальной таблице (Приложение 2).

- Например, при повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, поможет актуализировать знания о правописании падежных окончаний. (Приложение 7)

- Если ребенок не смог написать захватывающую сказку, но сочинил интересный рассказ или стихотворение, то его, несомненно, тоже нужно поощрить. Пример работы учащегося 6 класса см. Приложение 5.

Требования к написанию и оформлению работы

Требования, предъявляемые к связному речевому высказыванию:

Подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;

Логическая и языковая связность;

Структурная упорядоченность;

Смысловая и композиционная завершенность;

Стилевая однородность.

Оформляя курсовую работу , автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, главы основной части, заключение, приложение, библиография) начинается с новой страницы. Все страницы должны быть пронумерованы (титульный лист не нумеруется). Нумерация страниц, на которых делается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №), с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение", например: "Приложение 1", "Приложение 2 " и т. д. С новой строки пишут название приложения.

Первая страница - содержание (оглавление) - перечень структурных элементов (глав, параграфов и т. п.), составленных в той последовательности, в какой они даны в работе. В содержании указывают номер страницы, на которой находится начало главы, параграфа и т. д.

Заголовки, представленные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику работы. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.

Сложные термины, встречающиеся в тексте, обязательно разъясняются в специальных сносках или непосредственно в работе.

Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры , смысл которых ясен из контекста.

Следует соблюдать правила цитирования. Лучше прибегать ко внутритекстовым ссылкам, которые оформляются в скобках. Например: , что означает: 28 - номер источника в списке литературы, 104 - номер страницы. Или [, с.48], где указывается автор (можно с источником) и номер страницы.

Необходимые параметры отступов при печатании: один интервал от главы и два – от параграфа (пункта) внутри ее.

Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов.

Стандарт печати:

- тип - Times New Roman

Кегль 14 п.

Межстрочный интервал – 1,5;

Размер левого поля – 3,0 см;

Размер правого поля – 2,5 см;

Размер верхнего – 2,5 см;

Нижнего – 3,5 см.

Правила оформления таблиц и схем:

Нумерация производится арабскими цифрами;

Над правым верхним углом помещают соответствующую надпись (таблица, схема) с указанием порядкового номера;

Таблицы снабжаются тематическими заголовками с надписью посередине страницы. Названия пишутся с прописной буквы без точки в конце.

Титульный лист:

Название министерства;

Название академического учреждения;

Название кафедры;

Фамилия и инициалы студента, номер его группы;

Фамилия, инициалы, научное звание, должность научного руководителя.

Примерный план работы по теме «Коллективная форма организации развивающего обучения на уроках русского языка»

Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .

В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.

Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.

Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают :

Научные исследования бюджетные,

Хоздоговорные

И нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:

Фундаментальные,

Прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.


Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:

Долгосрочные,

Краткосрочные

И экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.

Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это:

1) совокупность действия многих законов;

2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:

1) ее абсолютный и относительный рост;

2) отставание социального контроля над нею.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Идея - это:

1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее стержневое положение в теории.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:

1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);

3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания о субъективных позициях государства в гражданско-правовых отношениях и могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем в данной сфере, а также в процессе совершенствования законодательной базы Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и в процессе преподавания учебных и специальных курсов по гражданскому праву.

Апробация результатов исследования

Материалы также использованы в преподавательской деятельности автора в Российском государственном гуманитарном институте.

Структура диссертации

Структура диссертации обусловлена целью и вытекающими из неё задачами. Работа состоят из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.


В общем случае, государственно-правовое регулирование – распространенный правовой механизм (система), реализуемый на основании выражения характерных особенностей реализации прав и обязанностей участника гражданско-правовых отношений: государством в масштабе территориального влияния осуществляется порядок внедрения правовых технологий организации социально-экономических процессов доступными методами.

Интеграция (от лат. integrum - целое ) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение.

См. публичный интерес Ю.А. Тихомиров Публичное право, Учебник.- М.: Издательство БЕК, 1995, стр. 55.

Они широко известны в настоящее время в научных кругах: принцип социального (общественного) строительства; принципы устройства и организации государственной системы; принцип выражения интересов граждан посредством своего политического участия в системе государства; принцип принятия решений «большинством голосов» присутствующих и др.

В функциональном смысле правовое регулирование есть целенаправленный процесс результативного воздействия правовых норм на урегулированные посредством этих норм общественные отношения. В зависимости от реализуемой функции права процесс правового регулирования может носить как собственно регулятивный (направленный на поддержание сложившегося правопорядка и внесение в него позитивных изменений), так и охранительный (направленный на предотвращение, выявление, пресечение и расследование правонарушений; определение и осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей) характер.// См. подроб. Борченко В.А. «Объект частноправового регулирования» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Санкт-Петербург, 2006.

Практическая значимость исследования явным образом отражается выражением участия государства в гражданско-правовых отношениях как носителя интереса. Ряд исследователей в своих трудах делали явный акцент на значение государственного интереса как в общественных отношениях, так и в гражданско-правовых отношениях в частности. См. например В. П. Грибанов, Интерес в гражданском праве // Советское государство и право, 1967 и др. Однако, разделяя в абсолюте отношения согласно Римской традиции цивильного civil law на публичное (public) и частные (edu), стоит отметить, что субъективная роль государства в общем случае не изменится, а лишь останется подвержена изменению согласно реализации принципов глобализационного интеграционного характера (процесса отношений). В таком случае исполнение гражданско-правового устройства общества, суверенного правового государства будет определено развитием системы бюджетного регулирования системы гражданско-правовых отношений, основанной (системы) на административном и конституционном, а в ряде случаев международным правом. Исполнение обязательственных отношений государства посредством доминирования-централизации (нормативной) ставит интересы государственного (общественного) характера под угрозу, выявляя соблазн иностранного элемента к активному вмешательству во внутренние дела государства и общества.

См. ГК РФ, Гл. 19.

«Суперкорпорацию», имеющую свое влияние не только на процессы посредством представления интересов участников, но и реализующую свои полномочия согласно «конституционным интересам» общества.

См. ГК РФ часть 4.

Согласно принципам, указанным в главе 1 параграфе 3 настоящей работы.

Такие циклы хорошо известны системным администраторам или модераторам любой интерактивной сети, работа которых представляет: исходя из субъективных суждений, определить категорию информации пользователя сети, в ряде случаев операции свести к автоматическому (алгоритмическому) представлению результатов (данных), их анализ. Отрасли народного хозяйства, представляющие собой совокупность производственных циклов, основанных при эксплуатации и использовании на нематериальных благах, которые должны включать в свой состав признанных авторов трудов, исследователей в областях научного создания коммуникационных сред взаимодействия субъектов гражданско-правовых отношений.

Актуальность данного исследования заключается в том, что исследование специфики искусственного интеллекта как литературного героя проведено еще не было, если только не учитывать такие первые проявления искусственного интеллекта, как Галатея, Монстр Франкештейна, Пиннокио и др. . Выбор именно этого направления для исследований обусловлен тем, что научная фантастика и ее специфические проблемы не получают должного внимания в исследованиях теоретиков литературы, хотя именно фантастика и ее подраздел – научная фантастика – создали мощнейший культурный пласт, влияющий на все дальнейшее развитие литературы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

В нем впервые предпринята попытка разделить такие понятия как «искусственный разум» и «искусственный интеллект» в рамках теории литературы.

В нем констатирована уникальность искусственного интеллекта как литературного героя, не подходящего ни под одну из литературоведческих классификаций, и так страдающих незаполненностью.

В нем осуществлено сравнение искусственного разума и искусственного интеллекта в свете последних научных достижений в области робототехники в рамках научной фантастики

Цель работы - выявить и упорядочить специфику искусственного интеллекта как литературного героя, выявить случаи логических нарушений в рамках изображения искусственного интеллекта в научной фантастике, провести границу между искусственным разумом и искусственным интеллектом.

Задачи исследования в свете цели, которая была поставлена, становятся следующие:

· Теоретически обосновать специфику искусственного интеллекта как литературного героя

· Выявить закономерности поведения искусственного интеллекта и искусственного разума

· Выявить отличия в функционировании искусственного разума и искусственного интеллекта

· Применить полученные знания для анализа литературного произведения, выявить, где в материале исследователь имеет дело с разумом, а где – с интеллектом.

Объект исследования в данном случае являются произведения Айзека Азимова и Сергея Лукьяненко, а точнее серия «Позитронные роботы», включающая в себя четыре повести и серия «Диптаун» с тремя повестями соответственно.

Предметом исследования является поведение искусственного интеллекта в рамках взаимодействия с другими персонажами, особенности изображения искусственного интеллекта и отношения с автором искусственного интеллекта как литературного героя.

Методы исследования , учитывая специфику исследования, используются такие: аксиоматический метод , заключающийся в том, что все факты из сферы робототехники без личной проверки остается лишь принимать как аксиомы и,уже отталкиваясь от них, делать логические выводы. Описательный метод , характеризующий положение искусственного интеллекта в литературе на сегодняшний день. Типологический метод определяется тем, что искусственный интеллект появляется во множестве литературных произведений и поддается классификации, так как способов изображения искусственного интеллекта авторы научно-фантастических произведений используют ограниченное количество. А также используется метод мифопоэтического анализа , так как искусственный разум, в отличие от искусственного интеллекта, имеет глубокие мифологические корни.

Материалом исследования послужили повести «Стальные пещеры», «Обнаженное солнце», «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя» Айзека Азимова и повесть Сергея Лукьяненко «Фальшивые зеркала».

Источник исследования в данном случае – классическая научно-фантастическая литература конца XX – начала ХХІ века.

Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что в ней впервые осуществлен анализ искусственного интеллекта как литературного героя в фантастической литературе.

Практическая ценность заключается в том, что данный материал может быть использован при прочтении курса зарубежной литературы начала ХХІ века и анализе жанра научной фантастики.