Дифференциация ч ть в словах и предложениях. Дифференциация звуков ч и ть материал по логопедии на тему

Тема занятия «Дифференциация звуков Ч-ТЬ»

Цели занятия:

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-ть на слух и в произношении
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуля-ционным признакам
- научить детей правильно употреблять глагол «хотеть» в настоящем времени
- упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений
- развивать словотворчество детей
- закрепить навыки чтения и печатания
- развивать слуховое внимание и фонематический слух
- воспитывать в детях доброе отношение друг к другу и к окружающим

Предварительная работа:

  1. Работа по теме «Звук и буква Ч».
  2. Звуко-слоговой анализ слов.
  3. Заучивание скороговорок.

Оборудование:

  1. Игрушки- телефон, Буратино, кукла Катя, черепаха Тортилла, кот Тим.
  2. Набор предметов - ящик посылочный, тетрадь, ластик, пластилин, телевизор, тюльпан, беретик, мячик, кисточка, ключик, очки, чепчик, бантик, тесемка, полотенце.
  3. Карандаши, карточки с пропущенными буквами, звуковые схемы слов, буквы Ч и Т, картинки с изображением кузнечика и часиков

Ход занятия

I. Оргмомент

1) Знакомство с гостями.
2) Отгадывание загадок
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик - в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок?
- Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1) Игра «Сравни»

Произнесите звук Ч. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Чья это песенка? Ч-ч-ч-ч
Правильно, песенка кузнечика.
- Произнесите звук ТЬ. Он какой?
Правильно, согласный, глухой, мягкий.
- Чья это песенка? Ть-ть-ть
Правильно, песенка часиков.

Когда мы произносим звук Ч, где язычок, что делают губы, а зубы?
(язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)

Когда произносим звук ТЬ, где язык, что делают губы и зубы
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты)



2) Игра «Поймай звук»

Послушайте звуки. Если услышите Ч, поднимите руку. Если слышите звук ТЬ, хлопните в ладоши.
а) изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б) в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
В словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.
г) игра «Что раньше, что потом ч и ть или ть и ч»
учитель, птичка, течёт, лечить, печать, тянучий, течь, учить, аптечка.

3) Произошение звуков Ч и Т.
Ребята, давайте пригласим к нам на занятие гостей из Сказочной страны гостей. В их именах должны быть звуки Ч и ТЬ. Но сначала отгадайте загадки.

У отца был мальчик странный
Необычный - деревянный.
На земле и под водой
Искал он ключик золотой.
Всюду ос совал он длинный.
Кто же это? (Буратино)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(котенок)

С нею девочка играет:
Кормит, моет, одевает,
Спать укладывает в ночь,
Но не растет у мамы дочь.(кукла)
Спешить домой я не спешу.
Зачем спешить мне по-пустому?
Свой дом всегда с собой ношу,
И потому всегда я дома. (Черепаха)

Он был когда-то странной
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет.
Теперь он (Чебурашка)
И каждая дворняшка
При встрече сразу лапу подает.

Ребята, давайте назовем куклу Катей.

4) Узнавание слов по звуко-слоговым схемам.

Какое из имен длиннее Катя или Буратино?
- Назовите гласные звуки в слове Буратино. Сколько гласных звуков? (четыре) Сколько в этом слове слогов? (четыре) А как вы узнали?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
-Назовите 1 слог, 3тий слог, 2ой слог, 4 ый слог.
Детям предлагаются звуко-слоговые схемы слов Буратино, Катя, и дети узнают, где чье имя спряталось.

5) Практические усвоение глагола «хотеть»

Кто хочет поиграть с игрушками?
Спроси у Насти и Саши. (Дети: Вы хотите поиграть с Чебурашкой?)
Спроси у Арины и Илюши.(Дети: Вы хотите поиграть с котенком?)
Спросите у меня. (Дети: Вы хотите поиграть с черепахой?)

IV. Физкульминутка

Логопед: Я хочу поиграть с Буратино.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1) Игра «Подари гостям подарки»

(Раздается стук в дверь)
Логопед: Кто там?
Почтальон: Это я - почтальон Печкин, принес посылку для ваших гостей.
Логопед: Сколько много здесь подарков! Ребята, давайте так распределим подарки: гостям, в имени которых есть звук Ч или ТЬ - подарим соответст-вующие подарки.
(Дети дарят Буратино - тетрадь, ластик, пластилин.
Кукле Кате -телевизор, тюльпан, беретик.
Чебурашке - мячик, кисточку, значок.
Котенку Тиму- бантик, тесемку, полотенце.

2) Произношение Ч и ТЬ в словах, предложениях, чистоговорках.

а) Игра «Повтори, не ошибись»
Мяч- мять, печь- петь, честно - тесно, чёлка - тёлка, чётко - тётка,
Печка- Петька, речка - редька, вечер - ветер, зачем - затем.
б) Составление предложений с этими словами
в) договаривание чистоговорок
Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты (могуч)
Ты гоняешь стаи (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)

г) проговаривание скороговорок от лица персонажей
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

3) Игра «Буква потерялась»

Какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ?
(Детям предлагаются карточки с пропущенными буквами в словах:
Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка. Дети вставляют пропущенные буквы)

4) Чтение слов по карточкам

Сначала читаем слова с буквой Ч, затем с буквой Т

5) Практическое усвоение сложноподчиненных предложений.

Загадайте желание
Дети: Я хочу, чтобы…..

VI. Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались.? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!

ТЕМА: Дифференциация Ч-Т*

План – конспект открытого логопедического занятия с группой учащихся второго класса

(нарушение чтения и письма, обусловленное фонема тическим недоразвитием речи)

Цели:

Образовательные : уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать фонематический слух, операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании ; обогащать и активизировать словарь; уточнить представление об основных единицах языка - слоге, слове, словосочетании, предложении, тексте; закрепление орфографических правил.

Коррекционно - развивающие : развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения).

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к родному языку и логопедическим занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с буквами ч, т у каждого; аудиокассета “Звуки леса”; мяч, ряды слов (задание №6), отпечатанные по числу учащихся; изображение поляны с ромашками, изображения насекомых (пчела, жучок, кузнечик, бабочка) с написанными на обратной стороне названиями игр; задания на установление простых аналогий, отпечатанные по числу учащихся, конверты с набором слов для составления предложений.

Ход урока.

1. Оргмомент . Проверка готовности к занятию. Назвать учебные принадлежности со звуком [ч’] (ручка, учебник); со звуком [т’] (тетрадь, стержень).

2. Сообщение темы . Почему я просила назвать слова именно со звуками [ч’], [т’]?

На доске и в тетрадях записываем число и тему “Различай ч - т ”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда - вы сами догадаетесь, когда послушаете эти звуки (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).

Где мы оказались? (в лесу). Как вы догадались? Мы слушали звуки.

Это были речевые или неречевые звуки? Почему вы так думаете?

3. Уточнение артикуляции звуков . Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвиньте к себе зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук [т’]: улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба. Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Ребята, вы не забыли, что мы с вами в лесу? Как нужно вести себя здесь?

Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотрите в зеркало, приготовьтесь повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.

Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.

Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.

4. Соотнесение звуков с буквами . Показать букву, соответствующую звукам в слогах: ча, тя, те, че, чу, чи, тю, ти, ать, ач, уть, уч.

5. Повторение рядов слогов с перекидыванием мяча.

У каждой птицы в лесу - своя песенка. Попробуем повторить за ними: те - те - че,

че - че - те, те - че - те, чи - ти - ти, чи - ти - чи и др.

6. Чтение рядов слов с заданием . Сейчас мы отправимся на лесную полянку, а пойдёем мы по тропинке, такой же длинной, как цепочка слов, которые будем читать. Читаем целыми словами и стараемся их запомнить:

ночь - ночи - чижи - жить - жечь - речь - речи - мячи - мять – мыть - рыть - чары - часть.

Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?

стихи - тихий - чихал - читал - учите - стучи - чисто - часто - части - вести - гости - горсть.

Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?

Мы вышли на лесную полянку (изображение на доске). А вот и лесные жители. Угадайте, кто они:

а) С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка - зелёная спинка.

б) Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком и поделится медком.

в) От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает.

г) Я коровка не простая, не даю я молока.

От цветка к цветку летаю, в точках спинка и бока.

К ромашкам прикрепляем изображения кузнечика, пчелы, бабочки и жучка. Повторяем слова ещё раз. Что общего у них? (можно назвать одним словом, у всех слов есть звук [ч’]).

8. Словообразование. Соотнесение звука и буквы . Лесные жители предлагают нам поиграть. Каждый из них принёс игру.

Первая игра у насекомого, название которого самое длинное слово (кузнечик). Правильно определивший слово ученик переворачивает картинку и читает название игры: “Не перепутай буквы!” Кузнечик просит назвать детенышей птиц и животных и записать эти слова. Но сначала покажем буквы (ч или т):


у зайца - (зайчата) у волка - (волчата)

у белки - (бельчата) у сороки - (сорочата)

у кошки - (котята) у утки - (утята)

Какую букву будем писать после ч? Почему? Какие птицы и животные (из тех, что назвали) не живут в лесу?

9. Простые аналогии. Соотнесение звука и буквы .

Следующая игра у насекомого, в названии которого звук [ч’] второй по счёту (пчела). Прочитать название с обратной стороны картинки: “Какое слово подойдёт?” Речевой материал отпечатан по числу учащихся

бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать

чиж одуванчик

птица стебель, растение, земля

Прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа. Свяжите его по смыслу с одним из слов внизу как первое со вторым.

Записать в тетради эту пару слов:

кузнечик - прыгать, одуванчик - растение.

10. Физминутка.

На полянке, словно в сказке, дружно выросли ромашки

(медленно встаём из положения сидя).

Как подует ветерок - наклонится стебелёк

(наклоны в стороны, руки вверх).

Наклонится до земли, и не раз, а целых три (наклоны вниз).

По сторонам оглянется и к солнышку потянется (руки на пояс - повороты, руки вверх - потянуться).

11. Составление словосочетаний.

Третья игра у насекомого, в названии которого [ч’] третий по счету (жучок).

Читаем название: “Слово потерялось”. Угадайте его:

тёмная, грозовая, большая … что это? (туча) туча какая?

Назовите только одно слово со звуком [т’].

Записать “тёмная туча”. Мы получили словосочетание - два слова, связанные между собой. Найти главное слово, поставить от него вопрос к зависимому.

Аналогично составляем словосочетания: чистая, глубокая, прозрачная... что это? (речка) речка какая? Подобрать слово со звуком [ч‘].

12. Составление предложений. Работа с текстом.

Последняя игра у бабочки (“Собери предложение”).

Из чего можно “собрать” предложение? Что выражает предложение?

Как показать на письме его начало и конец? У каждого ученика

на столе конверт с набором слов для составления предложения

(ч, т пропущены).

Составьте предложение, выложив слова на парте,

вставьте в слова пропущенные буквы. После проверки

учителем предложения записываются в тетрадь.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.

чечевица

https://pandia.ru/text/78/007/images/image004_45.jpg" width="152" height="114 src=">2 Пара к паре. Прочитай первую пару слов. Как они связаны между собой? Прочитай слово справа над чертой. Свяжи его по смыслу с одним из слов внизу так, как слова первой пары .

а) бабочка кузнечик

летать стрекотать, ловить, прыгать

б) чиж одуванчик

https://pandia.ru/text/78/007/images/image006_39.jpg" width="149" height="112 src=">

г) забыть говорить

вспомнить болтать, молчать, петь

д) лечить учить

https://pandia.ru/text/78/007/images/image008_30.jpg" width="211" height="150 src=">Лучи.

1. Куда ушли лучи солнышка? (в дальний путь)

2. Что они понесли листьям, цветам и травам? (тепло и свет)

3. Где лопнули почки и бутоны ? (на вишнях и черемухе)

5. Куда заглянул маленький лучик? (во двор)

6. Кто там гулял? (Петя и Тёма)

7. Что сделал лучик? (стал играть с детьми)

11. Прочитайте пословицы, вставляя пропущенные буквы :

1) У*енье - свет, а неу*енье - *ьма.

2) Повторенье - ма*ь у*енья.

3) По*итай у*ителя как роди*еля.

ПЕТЬ – ПЕЧЬ

МЯТЬ – МЯЧ

ВРАТЬ – ВРАЧ

ВЕТЕР – ВЕЧЕР

ПЕТЬКА – ПЕЧКА

ТЯВКАТЬ - ЧАВКАТЬ

1. Дифференциация изолированных звуков Ть - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча
ча - тя

тё - чо
чо - тё

тю - чу
чу - тю

ти - чи
чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

ать - ач
ить - ич
отъ - оч
еть - еч
уть - уч
ёть - ёч
ыть - ыч
ють - юч
ять - яч
яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между гласными.

атя - ача
отя - оча
утя - уча
ытя - ыча
итя - ича

атё - ачо
отё - очо
утё - учо
ытё - ычо
итё - ичо

ате - аче
оте - оче
уте - уче
ыте - ыче
ите - иче

ати - ачи
оти - очи
ути - учи
ыти - ычи
итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны­ми Ть (Т) - Ч.

Тич - теч - тёч - тюч - тяч

чти - чте - чте - чтю - чтя

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале слова.

тем - чем
тай - чай
тюбик - чубик
тесно - честно

тюк - Чук
тайный - чайный
тех - чех
тесто - честно

тик - чик
тук - Чук
ток - чок

9. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в середине слова.

петька - печка

ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть-Ч находятся в конце слова.

мять - мяч

пугать - пугач

тянуть - тянуч

меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в одном слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка
Митины ботиночки
Вовочкина птичка

тонкая маечка
утиное яичко
тётин чемодан

тёмная туча
темная ночь
темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова Ученик Петя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку Катя дает собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пон­чики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов . Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Во­вочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки*

Бежит, бежит -
Не выбежит.
Течёт, течёт -
Не вытечет. (Река)

Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,

А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят,
И все котята есть хотят.
Е.Спивак

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин

Это уточка твоя,
Это уточка моя,
Это уточка Тани,
Это уточка Мани.
А. Хмелёва

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ть (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

Это кит? - Кит.

Кит мычит? - Не мычит.

А кто мычит? - Бычок мычит.

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.
Водичка течёт, а печка печёт.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Внучек Тема - в маечке,
Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки
И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять»,
Он Катю научит читать.
А. Хмелёва

У Димочки - котёночек,
У Фимочки - утёночек;
Котёночек - у Димочки,
Утёночек - у Фимочки.

Танечка - у печки,
Ванечка - на печке.

Витечка читает,
Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут,
Но не много наткут.
А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане
Новые ткани.
Потом наткёт ткани
Тоне и Мане.
А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ч

1. Произноси изолированные звуки С - Ч. Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ч,

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ч.

са - ча
ча - са
со - чо
чо - со
су - чу
чу - су
сы - чи
чи - сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ч.

ас - ач
ис - ич
ач - ас
ич - ис
яс - яч
ос - оч
ес - еч
оч - ос
еч - ес
яч - яс
ус - уч
ёс - ёч
уч - ус
ёч - ёс
ыс - ыч
юс - юч
ыч - ыс
юч - юс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ч находятся между глас­ными.

аса - ача
асо - ачо
асу - ачу
асы - ачи
оса - оча
осо - очо
осу - очу
осы - очи
уса - уча
усо - учо
усу - учу
усы - учи
ыса - ыча
ысо - ычо
ысу - ычу
ысы - ычи

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­ными С - Ч.

сач - час
соч - чос
суч - чус
сыч - чис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна - чна
сма - чма
сва - чва
ска - чка

сно - чно
смо - чмо
сво - чво
ско - чко

сну - чну
сму - чму
сву - чву
ску - чку

сны - чны
смы - чмы
свы - чвы
скы - чкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ачт
ист - ичт
аск - ачк
иск - ичт
яск - ячк
ост - очт
ест - ечт
оск - очк
еск - ечт
яст - ячт
уст - учт
ёст - ёчт
уск - учк
ёск - ёчк

ыст - ычт
юст - ючт
ыск - ычк
юск - ючк

8. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в начале слова.

сайка - чайка
суп - чуб
Саша - чаша

судак - чудак
сук - Чук
Сашка - чашка

судно - чудно
сей - чей
село - чело

9. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в середине слова.

осы - очи
диски - дички
каска - качка
пески - печки

носки - ночки
доска - дочка
носка - ночка
рысак - рычаг
осень - очень
каска - качка
доски - дочки
персик - перчик

10. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в конце сло­ва.

Нос - ночь

11. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в одном слове.

Сочник, часы, час, часть, сачок, чеснок, сучок, тысяча, чудеса, собачка, косточка, сундучок, саночки, свеча, спич­ки, косичка, кусочек, Светочка, Сонечка, Санечка, сеточка, носочки, судачок, чудесный, супчик, сосчитать, сумочка, сыночек, песочек, поясочек, мосточек, костюмчик, мисоч­ка, сыч, москвич, кисточка, свечка, часовой, часто, чибис, скамеечка; число, строчка, лисичка, стручок, ласточка, ста­ричок, часовщик.

12. Повтори словосочетания.

капустная начинка
чистые ботиночки
чистая водичка
мягкие носочки
Санечкин костюмчик
сосновая скамеечка
мамочкина сумочка

сочный кабачок
синяя тучка
настенные часы
сосновая веточка
осенние денёчки
мохнатая собачка
песочные часы

чудесная птичка
мочёный чеснок
семь часов
вкусный супчик
Сонечкин сачок
сонная собачка
чесночный соус

13. Повтори предложения.

Три слова. Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи.

Четыре слова. Мамочка готовит сочный кабачок. У быч­ка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Собачка спит в будочке.

Пять слов. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. У паучка паутина в сундучке.

Семь слов . Светочка достаёт из чемодана маечку и кофточ­ку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Све­точка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Восемь слов. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на ве­точке.

14. Дифференциация звуков С-Ч в пословицах и поговорках.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам не научишься - никто не научит.

15. Повтори и отгадай загадки.

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу. (Поезд)

16. Повтори стихи.

Какой чудесный кабачок!
Едят овечка и бычок.
Л. Хмелёва

Идёт бычок качается.
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
А. Барто

В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьёт часто синичка
Из бочки водичку.
А Хмелёва

Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух.
Э. Мошковская

В магазине

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.
Э. Мошковская

Вот какой чудесный чижик
- Не читает чудных книжек!

Научить его хочу.

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью!

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю - он никак!

Л. Успенская, М. Успенский

17. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С-Ч. Перескажи рассказы и сказки.

Когда не голодно, тогда и не холодно

А. Хмелёва

Гусак, гусак! Ты почему всегда босой?

Не один я босой. Пёсик босой, котик босой. Не боимся мы зимы, когда мы зимой сыты!

А. Хмелёва

Несёт уточка семечко своим утятам, а петух тут как тут.

Ко-ко-ко, куда несёшь? Кому несёшь?

Своим утятам, - отвечает уточка.

Утят у тебя много, а семечко всего одно, всем не хватит. Давай это семечко посадим. А осенью всем семечек хватит.

Почему мы чистые?

А. Хмелёва

Стоят на подносе чайник и стаканы. Такие чистые-чис­тые, как новые.

Чайник: «Я всегда чистый!» Стаканы: «И мы всегда чистые!» Поднос: «И я всегда чистый!»

А почему мы всегда такие чистые?

Ясно почему! Нас девочка Соня всегда чистит и моет во­дой.

Мои помощники

Е. Спивак

У меня есть киска Сонечка и пёсик Гав-гав. Я иду в мага­зин за покупками.

Сонечка, идём со мной в магазин. Мне купим мячик и тапочки, тебе «Вискас», пёсику Гав-гав - косточку и кусо­чек мяса.

Я киска, не могу нести покупки. Возьми с собой пёсика и саночки. Гав-гав тебе их довезёт. А я посуду язычком помою.

Е. Спивак

Сидит киска у магазина и мяукает: «Мяу, мяу!» Киске очень хочется есть.

Идут мимо киски дети. «Кисонька, тебе есть хочется, а у нас сейчас с собой ничего нет вкусного».

Идёт мимо киски тётя, несёт в сумке чай, кабачок, капус­ту. «Кисонька, нечего мне тебе дать».

Идут мимо киски хозяйка магазина и её дочка.

Мяу, - отвечает киска.

Значит, ничья!

Идём к нам домой, будем о тебе заботиться.

Мамины помощники

Мы пьем чай с конфетами и печеньем.

Мамочка, садись с нами пить чай.

Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

Надо сходить в аптеку. Отнести часы в починку. Ку­пить мясо, кабачок, капусту. Вам - бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты - в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе.

Добрый бычок

Е. Спивак

Несёт в сумке бычок кабачок, капусту и поёт:

Несу в сумке кабачок,

Да капусты кочанок,

Кабачок съем сам.

А капусту овечке отдам.

А овечка ему с моста:

Бычок, бычок, какая чудесная у тебя песенка.

Овечка, овечка, вот капуста твоим детям-ягнятам.

Спасибо тебе, бычок!

Идёт бычок и снова поёт песенку: Несу сочный...

А птичка с веточки: «Каба-чок, каба-чок.» А бычок: «Ка­кая умная птичка!» А птичка ему:

Кабачок с семечками?

С семечками.

Семечки вкусные?

Очень вкусные.

Я кабачок съем сам, а тебе, птичка, семечки отдам.

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Ш............................................ 4

Автоматизация звука Ж............................................ 9

Автоматизация звука Ч............................................ 13

Автоматизация звука Щ........................................... 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Ш - Ж..............................20

Дифференциация звуков С - Ш................................. 24

Дифференциация звуков 3-Ж................................. 31

Дифференциация звуков СЬ (С) - Щ..........................34

Дифференциация звуков ТЬ (Т) - Ч............................39

Дифференциация звуков С-Ч.................................. 42

Дифференциация звуков [ч] – [ть] в слогах, словах и предложениях.

Учитель – логопед Сидорова Надежда Николаевна

Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].

Задачи:

    развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;

    развивать артикуляционную моторику;

    учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
    тренировать в звуко-буквенном анализе слов;

    закреплять навыки пространственной ориентировки;

    развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;

    учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;

    развивать связную речь.

Ход занятия

I. Оргмомент

Повернитесь все друг – другу

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите

И вверху пошевелите

Скажем весело «Ура!».

Начинать занятие пора!

1. Гимнастика для глаз. (слайд 2)

Л. – Проследите глазками за Черепашкой. Куда же она нас приведет? А приведет она нас в гости к язычку! Поприветствуем язычка.

Д. - Здравствуй, язычок!

Л. – И, конечно, наш любимый друг хочет с нами поиграть!!!

2. Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

1. «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

2. «Хоботок»

Хоботок слонёнок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слонёнку покажи.

3. «Лопатка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать на стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

4. «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

5. «Вкусный мед»

Знает этот весь народ:

Любит мишка вкусный мёд.

Язычком губу оближет

И подсядет к мёду ближе.

6. «Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

7. «Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котёнок улыбается,

Он, как и ты, старается.

3. Отгадывание загадок.

Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет (часы)
Чудо-ящик – в нем окно, а в окошечке кино (телевизор)

II. Сообщение темы

Л. - Какие звуки слышатся в начале слов-отгадок? Сегодня мы будем изучать звуки ч и ть, слушать их, сравнивать.

III. Изучение нового материала

1. Сравнительная характеристика звуков. (слайд 5, 6)

Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].

Л. - Правильно, согласный, глухой, мягкий.
Л. – Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].

Л. - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Игра «Назови звуки» (слайд 7)

Л. – Сейчас на экране будут появляться стрелочка. Если стрелочка будет указывать наверх, то мы называем звук… , если вниз звук… . Почему? А разобраться где какой звук нам поможет Чиполлино.

3. Игра «Поймай звук»

Л. - Послушайте звуки. Если услышите звук Ч - привстанете. Если услышите звук Т’ – присядете.

а). изолированные звуки: ть, ть, ч,ть,ч,ч,ть,ч,ть,ть,ч.
б). в слогах: ча, тя,чи,ти, тё, чё, чу, тю, те,че.
в). в словах: котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

IV. Физкульминутка

Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление темы.

1. Упражнение «Слоговые цепочки». (слайд 8)

Л. – Поможем разобраться Чебурашке и Тигрёнку разделить слоги. Слог, в котором будет звук Ч мы отдадим Чебурашке, а слог, в котором будет звук Т’ – тигрёнку.

2. Игра «Четвёртый лишний». (слайд 9)

Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.

Телефон, чемодан, чайник, чеснок.

Буратино, котенок, утенок, чебурашка.

3. Упражнение «В уголке Буквоеда». (слайд 10)

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова. Работать вы будете по командам (Дети садятся за столы, стоящие полукругами друг напротив друга. Между командами – мольберт). На мольберте (с двух сторон для каждой команды свое слово) – буквы.

Л . - По моей инструкции вы находите нужную букву, записываете ее в подготовленную схему слева направо. Затем читаем получившееся у вас слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитайте, какие слова у вас получились. Сначала читает первая команда («грач»). А теперь вторая команда («тигр»).

Сделаем анализ ваших слов. Какие цветные карандаши вам нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назовите. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назовите. Сколько мягких? Назовите.

4. Упражнение «Угадай звук». (слайд 11)

Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.

Л. - Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.

Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.

Пальчиковая гимнастика (слайд 12)

Пчелки на елке

Одна рука на столе, опираясь на локоть,

пальцы растопырены (Ёлка).

На другой руке пальцы сомкнуты в кольцо

(«улей»). «Улей» прижимаем к «ёлке».

На елочке растут длинные иголки.

Заглядываем в улей.

Вот и улей. Где же пчелки?

Постучим мы в этот дом.

Стучим кулаками друг о друга.

Кто живет в нем?

Вот раздвинулись иголки…

Разводим руки.

Где вы? Вылетайте, пчелки!

Начинают вылетать:

Шевелим пальцами поочередно, имитируя полет

пчелок.

Раз, два, три, четыре, пять!

5. Упражнение «Буква потерялась» (слайд 13, 14)

Детям раздаются листы, на которых написаны слова с пропущенными буквами.

Л. – Вставьте пропущенные буквы.

Грачи, зонтик, утенок, врачи, тишина, котенок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятерка.

6. Упражнение «Повтори, не ошибаясь» (слайд 15)

Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.

Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.

Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.

Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.

7. Упражнение «Договори словечко» (слайд 16)

Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет...(пить)

8. Чистоговорки (слайд 17)

Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.

У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

9. Пересказ текста с опорой на картинки (слайд 18)

Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.

VI. Итог занятия.

Л. - Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы различали звуки Ч и ТЬ. Какая игра вам больше всего понравилась? Вы сегодня все прекрасно справились со всеми заданиями, активно участвовали в занятии. Спасибо вам всем. Молодцы!