Для политического здоровья страны полезно. Охраны и укрепления здоровья населения

Основы политики Здоровье-2020 включают четыре приоритетные области стратегических действий:

  • инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • решение наиболее актуальных проблем Региона, относящихся к неинфекционным и инфекционным болезням;
  • укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования;
  • повышение «прочности» местных сообществ и создание поддерживающей среды.

Социальные неравенства являются причиной значительной доли бремени болезней в Европейском регионе. Разница между странами Региона с самой низкой и самой высокой ожидаемой продолжительностью жизни при рождении составляет 16 лет, при этом имеются также различия между продолжительностью жизни мужчин и женщин. По показателю материнской смертности страны с наиболее низким и наиболее высоким уровнем различаются в 42 раза. Такое распределение здоровья и ожидаемой продолжительности жизни в странах Региона свидетельствует о наличии значительных, устойчивых и устранимых различий в возможностях быть здоровым и в риске заболевания и преждевременной смерти.

В основе многих из этих различий лежат социальные детерминанты. К сожалению, социальные неравенства в отношении здоровья в странах и между странами по-прежнему сохраняются, а в большинстве случаев и увеличиваются. Крайние проявления неравенства в отношении здоровья существуют также и внутри стран. Эти неравенства также обусловлены поведением людей в отношении собственного здоровья, в том числе табакокурением и употреблением алкоголя, рационом питания и уровнем физической активности, а также наличием нарушений психического здоровья. С принятием политики Здоровье-2020 страны принимают на себя твердые обязательства по устранению этого совершенно неприемлемого положения дел в секторе здравоохранения и в других сферах жизни. Многие из этих неравенств могут быть устранены с помощью мер воздействия на социальные детерминанты здоровья.

Предлагаемые региональные целевые ориентиры на 2020 г. (стр. 75)

Широкие целевые области политики Здоровье-2020

Целевые ориентиры

Связь со стратегическими задачами политики Здоровье-2020

Связь со стратегическими приоритетами политики Здоровье-2020

1. Бремя болезней и факторы риска

1. К 2020 г. сократить преждевременную смертность среди населения Европы

2. Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний

2. Здоровые люди, благополучие и детерминанты

2. Повысить среднюю продолжительность жизни в Европе

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

3. Сократить несправедливости в отношении здоровья в Европе (ориентир в сфере социальных детерминант)

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
4. Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

4. Повысить уровень благополучия населения Европы

1. Улучшение здоровья для всех и сокращение разрыва по показателям здоровья

1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
4. Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

3. Процессы, стратегическое руководство и системы здравоохранения

5. Всеобщий охват и «право на здоровье»

6. Установление государствами-членами национальных целевых ориентиров

2. Совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья

3. Укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, наращивание потенциала общественного здоровья и обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям

В основах политики Здоровье-2020 вновь подтверждается приверженность ВОЗ и государств-членов делу обеспечения всеобщего охвата медицинской помощью, включая доступ к высококачественным и приемлемым по стоимости медицинским услугам и лекарствам. Огромное значение имеет поддержание долгосрочной устойчивости к негативным воздействиям финансовых циклов, сдерживание роста цен под влиянием предложения и борьба с непроизводительной тратой ресурсов. Оценка медицинских технологий и механизмы обеспечения качества имеют важнейшее значение для прозрачности и подотчетности системы здравоохранения и являются неотъемлемой частью культуры безопасности пациента.

В 2012 г. Европейский региональный комитет ВОЗ утвердил два варианта политики Здоровье-2020. Оба этих варианта приводятся в настоящей публикации. В сокращенном варианте рамочной основы, который ориентирован на европейских политических деятелей и лиц, вырабатывающих политику, рассказывается об основных ценностях и принципах политики Здоровье-2020, а также приводятся ключевые стратегические рекомендации в отношении действий в интересах здоровья и благополучия населения. Развернутая версия рамочной основы политики и стратегии содержит более подробную информацию в отношении фактических данных и практических действий.

Настоящая политика предусматривает две стратегические задачи, в основе которых лежат принципы соблюдения социальной справедливости, обеспечения гендерного равенства и прав человека и улучшения стратегического руководства в интересах здоровья. Политика призвана стать инструментом для укрепления здоровья и благополучия людей и повышения уровня справедливости в отношении здоровья с учетом конкретных условий каждой страны и сложившихся в них политических и организационных обстоятельств. Это гибкое, "живое" руководство по вопросам политики и стратегий.

Выполнение подобных задач в равной мере требует усилий как в политической, так и в научной сфере, и поэтому в политике Здоровье-2020 огромное значение придается и политической приверженности, и опыту экспертов, и участию гражданского общества. Будучи ориентированной на нахождение "решений", настоящая рамочная основа предлагает одновременно достижимые и практичные, и в то же время гибкие варианты политики, которые могут успешно осуществляться в изменяющихся условиях любой страны.

ВВЕДЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕ-2020: ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ПОДДЕРЖКУ ДЕЙСТВИЙ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ИНТЕРЕСАХ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ

Предисловие
Здоровье - это важнейший общественный ресурс
Прочная ценностная основа: достижение возможно высшего уровня здоровья
Веские социальные и экономические аргументы в пользу необходимости улучшать здоровье людей
Стратегические задачи политики Здоровье-2020: более полное соблюдение принципов социальной справедливости и совершенствование стратегического руководства в интересах здоровья
Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств по показателям здоровья
Совершенствование лидерства и коллективного руководства в интересах здоровья
Совместная работа по общим стратегическим приоритетам охраны здоровья
Приоритетная область 1. Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
Приоритетная область 2. Решение наиболее актуальных проблем Европы в области здравоохранения: неинфекционные и инфекционные болезни
Приоритетная область 3. Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования
Приоритетная область 4. Повышение "прочности" местных сообществ и создание поддерживающей среды
Совместная работа: увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам
Здоровье-2020 - общие цели и общая ответственность

ЗДОРОВЬЕ-2020: ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЯ

Предисловие
Здоровье-2020 - введение

Часть 1. Здоровье-2020: придание нового импульса мерам по обеспечению охраны здоровья и благополучия - общая ситуация и движущие силы

Обеспечение широкого охвата: почему охрана здоровья важна для всего общества и для всех органов государственной власти
Ценности, лежащие в основе политики Здоровье-2020
Возникающие движущие силы, демография и эпидемиология, а также социальные, технические и экономические аргументы в пользу необходимости действовать

Часть 2. Здоровье-2020: применение научно обоснованных стратегий, дающих положительные результаты, и ключевые заинтересованные стороны

Введение
Целевые ориентиры
Воздействие на взаимодействующие детерминанты здоровья
Улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств в отношении здоровья
Опора на факты - комплексный подход, предполагающий поиск новых знаний
Интегрирование нового мышления на основе достижений социальных и поведенческих наук и стратегического социального маркетинга
Стратегическое руководство в интересах здоровья в XXI веке
Совместная работа над решением общих приоритетных задач здравоохранения
Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан
Принятие мер по снижению бремени основных болезней в Европе
Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, развитие потенциала охраны общественного здоровья, а также повышение готовности и совершенствование эпиднадзора и реагирования при чрезвычайных ситуациях
Безопасность общественного здоровья, Международные медико-санитарные правила, готовность и реагирование при чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения
Обеспечение прочности местных сообществ и создание поддерживающей среды для здоровья

Часть 3. Здоровье-2020: повышение эффективности реализации - требования, подходы и непрерывное обучение

Введение
Реализация намеченного: сложные задачи, стоящие перед руководителями, отвечающими за проведение политики
Лидерство, включая укрепление роли министров здравоохранения и сектора здравоохранения
Разработка, реализация и оценка национальных и субнациональных программ, стратегий и планов с использованием вклада различных секторов
Увеличение суммарного вклада благодаря партнерствам в интересах здоровья
Формирование ответственности всего государства и общества за работу по охране здоровья
Мониторинг, оценка и приоритетные направления научных исследований в области общественного здравоохранения
Охрана здоровья - на перекрестке вызовов XXI века
Активная роль, которую призвана играть ВОЗ
Взгляд в будущее

Библиография

Приложение. Глоссарий основных понятий и терминов, использованных в Здоровье-2020: рабочие определения и пояснительные комментарии

Право на здоровье остается еще далеким от реальности , однако в реформах систем здравоохранения мира проявилась определенная историческая логика, и их важнейшими этапами стали 1918, 1948, 1971, 1978 и 2000 годы. ВОЗ и ЮНИСЕФ стали не только расширять техническую помощь развивающимся странам, но и играть в обеспечении медико-санитарного благополучия стран и народов все более заметную информационную и научно-координирующую роль.

Т.Тульчинский и соавт. разделяют мнение, что «санитарная революция», улучшение жилищных условий, питания и распространения образования внесли огромный вклад в победу над массовыми болезнями.

По свидетельству голландского ученого Б. Тобес , на международном уровне чаще всего используется термин “право на здоровье”. В доказательство правомерности использования термина “право на здоровье” она приводит три довода:

Этот термин является наилучшим с точки зрения соответствия международным документам и соглашениям;

Он вообще чаще других используется на международном уровне;

Он помогает осознать, что речь идет не только об охране здоровья, но и о праве на ряд условий, без которых невозможно здоровье, таких как доступ к чистой питьевой воде и здоровая экологическая обстановка

Фраза “право на здоровье” ближе всего к тому “праву на наивысший достижимый уровень здоровья”, о котором говорится в статье 12 Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, ICESCR, далее МСЭСКП), самого известного договора из тех, где говорится о праве на здоровье. Право на защиту здоровья можно считать совпадающим с правом на здоровье.Как и последнее, оно может охватывать широкий спектр проблем. Тем не менее, и здесь возможна путаница при обращении к слову “защита”, которое легко истолковать слишком узко.

В течение всей своей истории ВОЗ была инициатором реформ политики здравоохранения. В 1970-е годы ВОЗ разработала две программы: “Здоровье для всех к 2000 году” и “Первичная охрана здоровья”.

В 1973 г. во Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о «первичной медико-санитарной помощи (ПМСП)», которая понималась как «зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения», как их «неотъемлемая часть», «главная функция» и «центральное звено».

В 1977 году стратегия программы “Здоровье для всех” была одобрена. Было заявлено, что основной социальной задачей для ВОЗ и ее членов на ближайшие десятилетия должно стать достижение всеми людьми в мире такого уровня здоровья, который позволил бы им вести социально и экономически продуктивный образ жизни ...”Год спустя, на международной конференции по первичной охране здоровья, в Алма-Ате (СССР), была принята декларация, в которой первичная охрана здоровья рассматривалась как “ключ к достижению всеобщего здоровья к 2000 году”.



Международная конференция ВОЗ/ЮНИСЕФ по ПМСП, с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций, была проведена в Алма-Ате (6-12 сентября 1978 г.). Она утвердила в своих итоговых документах положение о том, что ПМСП, в т. ч. профилактические программы, являются ключевым элементом достижения здоровья и здорового образа жизни.

В итоге были приняты Алма-атинская Декларация (см. приложение 1.) и 22 рекомендации. Они стали важнейшим поворотным пунктом в развитии и реформах всего здравоохранения в мире.

Была провозглашена важнейшая задача правительств, международных организаций и всей мировой общественности достижение к 2000г. всеми народами мира высокого уровня здоровья.

Декларация еще раз подтверждала ответственность государств за здоровье своих граждан. Первичная охрана здоровья рассматривалась как помощь “существенная, неотъемлемая, доступная в равной степени отдельным людям и целым семьям, доступная всем без исключения, в объеме, который определяется возможностями того или иного государства”. Такое здравоохранение должно существовать во всех странах, хотя она и может принимать различные формы в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных обстоятельств.

Программа первичной охрана здоровья решает проблемам социального здравоохранения через пропагандистские, профилактические, лечебные и реабилитационные медицинские службы и, по этой причине, основой всех систем здравоохранения должна быть ПМСП:



1) здоровье является одним из основных прав человека и всемирной социальной задачей; 2) здоровье представляет собой неотъемлемую часть развития обществ; 3) существует огромное неравенство в состоянии здоровья людей, что составляет предмет общей заботы для всех стран; 4) люди имеют право и обязаны на индивидуальной и коллективной основах участвовать в планировании и осуществлении медико-социального обслуживания; 5) правительства несут ответственность за здоровье своих народов; 6) следует лучше использовать мировые ресурсы в целях укрепления здоровья.

Постановка этой задачи ознаменовала собой пересмотр основных принципов политики охраны здоровья в Европейском регионе ВОЗ.

Кульминацией этой деятельности было принятие в 1984 году региональной стратегии здоровья для всех и ее 38 задач, решаемых на национальном уровне. При этом основной упор был сделан на четырех , вызывающих особую озабоченность, областях:

Образ жизни и здоровье;

Факторы риска, влияющие на здоровье населения и окружающую среду;

Переориентация системы здравоохранения;

Мобилизация политической, управленческой и технологической поддержки с целью осуществления необходимых изменений.

Стратегия «здоровья для всех» основана на 6-ти принципах:

1. обеспечение равных возможностей для поддержания и улучшения здоровья

2. профилактика болезней;

3. широкое сотрудничество правительственных организаций и общественных объединений для решения вопросов здоровья и окружающей среды; ,

4. участие всего населения в решении задач достижения здоровья для всех;

5. ориентация системы здравоохранения на обеспечение адекватной и доступной первичной медицинской помощи;

6. налаживание международного сотрудничества для решения проблем здоровья, выходящих за национальные границы.

Наиболее правильные и дальновидные выводы из Алма-атинской конференции сделали страны Западной Европы, которые серьезно занялись как стратегией «Здоровье для всех к 2000 году», так и критериями в организации ПМСП, явно опередив не только развивающиеся страны, но и США, а также Россию и СНГ.

К сожалению, значение и актуальность Алма-атинской декларации и других решений не были поняты высшим руководством СССР:

1) достижение советского здравоохранения был воспринято как само собой разумеющееся свидетельство якобы уже разрешенной этой задачи;

2) из-за гонки вооружений и возрастающих трудностей в экономике руководство страны просто не могло найти дополнительные финансы на нужды социальной сферы.

После развала СССР ситуация стала кризисной и теперь для ее преодоления необходимо буквально общенародное осознание нависшей опасности для здоровья современного и будущих поколений, «политическая воля» и решимость выбраться из пропасти.

С учетом многофакторной обусловленности состояния здоровья стратегии, обеспечивающие позитивные сдвиги в этом отношении, должны способствовать формированию благоприятствующих здоровью физических, экономических, социальных и культурных «средовых» условий для населения, т. е. являться многосекторальными.

С учетом многосекторального участия и ответственности за достижение целей «Здоровья для всех» должно обеспечиваться управление преобразованиями и регулирование в интересах здоровья. В этой связи следует еще раз вернуться к сути понятия образ жизни человека (ОЖ). ОЖ зависит в основном от тех ценностей, приоритетов, практических возможностей и трудностей, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей и формируются в результате повторяющихся стереотипов действий, форм поведения, умений и навыков, взглядов на происходящие изменения в обществе и личной жизни. Потребовалось принять «Оттавскую хартию укрепления здоровья (Хартия)» для согласованности мнения о ОЖ.

Хартия, во-первых, расширила содержание понятия «укрепление здоровья», которое теперь определяется, как «создание возможности контролировать свое здоровье и улучшать его». Во-вторых, сыграла существенную роль в формировании методологии концепции «здоровья для всех».

Методологию Хартии отличали три основные особенности:

Ставится задача помочь людям полностью реализовать свой потенциал в плане здоровья;

Поощряется их деятельность в интересах охраны здоровья;

Сектор здравоохранения старается взять на себя посреднические функции, направленные на сглаживание противоречащих друг другу интересов в обществе в целях поддержания развития здравоохранения .

Представляет интерес методологии Хартии, которая основывается на пяти принципах:

1) пропаганда политики, ориентированной на здоровье населения;

2) формирование благоприятной среды обитания;

3) поддержка участия населения;

4) переориентация служб медицинской помощи;

5) повышение квалификации медицинского персонала.

Она также включала ряд аспектов здравоохранительной политики :

1) создание ориентированной на здоровье государственной политики;

2) создание благоприятной социальной среды;

3) усиление действий на местном уровне;

4) развитие личных навыков;

5) переориентация существующих медицинских услуг.

Если все перечисленные направления, принципы и стратегии деятельности по укреплению здоровья населения заработают вместе, то основной девиз здравоохранения - «Здоровье для всех» приобретет реальный смысл.

Таким образом, в основе политики «Здоровье для всех» лежат три основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой:

1) признание здоровья важнейшим правом человека;

2) справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах;

3) участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней всех слоев и секторов общества.

В настоящее время мировое сообщество выдвигает новые задачи: устойчивого развития общества в гармонии с природой, формирования гуманистической парадигмы, защиты и обеспечения прав человека, и народов во всем мире, достижения в ХХI веке «Здоровья для всех».

Джакартская декларация определила основные приоритеты укрепления здоровья в XXI веке. В принятой 16 мая 1998 г. «Всемирной декларации по здравоохранению» 51-я Всемирная ассамблея здравоохранения торжественно подтвердила приверженность гуманистическим принципам. Теперь «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья» рассматривается одним из основных прав каждого человека и в отношении здоровья все имеют равные права, равные обязанности и равную ответственность.

В соответствии с глобальными приоритетами, с одной стороны, были сформулированы цели, задачи на первые два десятилетия XXI в. А, с другой стороны, определены необходимые конкретные условия для достижения и поддержания более высокого уровня здоровья (см. Приложение 2).

Откликом на вызовы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех – «Здоровье – 21».

Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры.

Политика «Здоровье–21» основывается на коллективном опыте государств-членов ВОЗ. Этот опыт наглядно свидетельствует: страны с совершенно различными социально–политическими, экономическими и культурными условиями могут разработать и претворить в жизнь политику достижения здоровья для всех.

Ю.Е. Абросимова и соавт. полагают, что ожидать устойчивого улучшения здоровья можно лишь в случае организации целенаправленных и согласованных межсекторальных действий (включая социально-экономические вопросы и безопасность, состояние окружающей среды и благоустройство мест обитания, развитие транспорта и качества медицинской помощи, культуры и образования). Такой подход соответствует социальной модели здоровья, реализация которой предполагает разработку и внедрение ориентированных на здоровье межведомственных планов. Несомненно, этот подход шире, чем возможности сектора здравоохранения, так как для серьезного вовлечения ведомств в такую работу требуются усилия на более высоком политическом уровне. В процессе реализации этих межведомственных программ используется подход постановки конкретных количественных целей.

Социальный подход в здравоохранении известен давно, еще с конца XIV века, но наиболее целостно в качестве научной теории общественного здоровья он проявляется в уже названной стратегии ВОЗ «Здоровье для всех», а также в проекте «Здоровые города», и в других программах ВОЗ (Школа укрепления здоровья, Здоровое рабочее место и других).

Здравоохранительная (социальная) стратегия ВОЗ, получила свое продолжение в документе «Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья». Общая цель этой стратегии в контексте «теории рисков», заключается в развитии устойчивых действий, направленных только на два фактора риска (ФР).

Стратегия предполагает, что охрана и укрепление здоровья может быть достигнута за счет обеспечения ориентиров на семейном, муниципальном, национальном и глобальном уровнях, связанных с нездоровым рационом питания и недостаточной физической активностью. Эти действия воедино, приведут к сокращению показателей заболеваемости и смертности. Она, в полной мере, соответствует принципам здравоохранения, заложенные в Алма-Ате, и развивает их.

Таким образом, «Здоровье для всех» - это не отдельная разовая задача. Это идеология, научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья людей. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по «достижению здоровья для всех в Европейском Регионе» представляет наибольший интерес.

Контрольные вопросы

1. Какие научные теории могут быть отнесены к общим теориям общественного здоровья и здравоохранения?

2. Три стадии общего адаптационного синдрома?

3. Причины «дистресса»?

4. Назовите основные урбоэкологофакторы!

5. Рациональное зерно теории «болезней цивилизации»?

6. Три варианта вредоносного (медицинского) воздействия «цивилизации»?

7. Что такое факторы риска или медико-экологические факторы по Ю.П. Лисицыну?

8. Эпидемиологические аспекты ФР?

9. Медико-экологическая совокупность факторов, определяющих заболеваемость?

10. Связь потребностей человека с множественностью ФР городов?

11. В чем суть оптимистической концепции «образа жизни (ОЖ)» в здравоохранении?

12. Что объединяет концепцию «образа жизни (ОЖ)» и теорию «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации?

13. Понятие поведение человека и образа жизни?

15. Какую стратегию использует главным образом медицинская поведенческая модель?

16. Приведите аргументы, снижающие влияние на здоровье индивидуального стиля жизни!

17. Что утверждает стратегия личной ответственности за свое здоровье?

18. О чем свидетельствуют многочисленные формы так называемого «самодеструктивного» поведения?

19. Почему традиционно-медицинские, социально-нейтральные рекомендации представляют собой вчерашний день науки?

20. Понятие «здоровый образ жизни (ЗОЖ)» по Ю.П. Лисицыну?

21. Основные направления деятельности по оздоровлению «образа жизни (ОЖ)» (по Р. Г. Оганову)?

22. Основные постулаты классической теории Т.Мальтуса?

23. Доводы против «демографического алармизма» Ф. Хайека?

24. Основные выводы ученого-физика С.П.Капицы на демографический процесс в мире?

25. Роль «санитарной революции» в укреплении здоровья населения мира?

26. Тридцатая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 1977 г. и идея «здоровья для всех»?

27. Четыре области Европейской региональной стратегии «здоровье для всех», принятой в 1984 году?

28. Шесть принципов стратегии «здоровье для всех»?

29. Когда в контексте Оттавской Хартии ВОЗ 1986 г. основной девиз здравоохранения «Здоровье для всех» приобретет реальный смысл?

30. Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе?

В реформах здравоохранения проявилась определенная историческая логика, и их важнейшими этапами стали1918, 1948, 1978 и 2000 годы.

Провозглашение в 1918 год в Советской России права народа на охрану здоровья и возложение ответственности государства за его обеспечение, на первое в мире министерство здравоохранения. 1948 год отмечен национализацией медицинских учреждений и создание национальной (государственной) службы здравоохранения в Великобритании. Создание в рамках ООН, Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда (ЮНИСЕФ) в 1978 году.

В 1973 г. в ВОЗ была высказана идея о первичной медико-санитарной помощи как зоне первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения». Концепция была

обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате(6-12сентября 1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В Декларации было провозглашено, что самой важной задачей правительств, международных организаций и всей мировой общественности является достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. И главным инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения, главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная помощь. В рекомендациях эти положения были развернуты подробнее.

Выводы и решения Алма-Атинской конференции были подтверждены Всемирной Ассамблеей здравоохранения, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., а также в других международных и межгосударственных решениях и декларациях.

1.6.1. «Здоровье для всех в XXI столетии»

В 2000 год Мировое сообщество выдвигает новые задачи: 1) устойчивого развития общества в гармонии с природой, 2) формирования гуманистической парадигмы, 3) защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире, 4) достижения в XXI веке «Здоровья для всех».

ВОЗ сформулировала в рамках программы «Здоровье для всех в XXI столетии» 10 глобальных задач:

1. Усиление справедливости в отношении здоровья.

2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни.

3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, травматизма и насилия, неинфекционных заболеваний, алкоголизма и наркоманий, табакокурения).

4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.).

5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью.

6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.

7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи.

8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения.

9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора.

10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения «Здоровье для всех» в странах.

1.6.2. Европейской стратегии по достижению здоровья для всех – «Здоровье-21»

Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех – «Здоровье-21» были поставлены 21 задача на 21 столетие, которые затрагивают различные области жизнедеятельности людей:

А. Принципы и подходы:

1. Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.

2. Равноправие различных групп внутри стран в охране здоровья.

Б. Направленность на все население и основные опасности:

3. Здоровое начало жизни.

4. Здоровье молодежи.

5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.

6. Улучшение психического здоровья.

7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.

8. Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний.

9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.

В. Профилактика и здоровый образ жизни:

10. Здоровая и безопасная физическая среда.

11. Более здоровый образ жизни.

12. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком.

13. Условия здоровой среды.

14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.

Г. Изменение ориентации – направленность на конечный результат:

15. Интеграция здравоохранения.

16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.

Д. Ресурсы:

17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов.

18. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.

19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.

20 Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.

21. Политика и стратегия по достижении здоровья для всех.

Ключевая цель политики «Здоровье-21» в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Ключевая цель может быть достигнута путем:

1) Обеспечения равенства в вопросах охраны за счет солидарности действий;

2) Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;

3) Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Таким образом, в основе политики «Здоровье для всех» лежат три

основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой. Это:

1. Признание здоровья важнейшим правом человека.

2. Справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах.

3. Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение в ней всех слоев и секторов общества.

В России в соответствии со стратегией ВОЗ определены задачи национальной стратегии «Здоровье для всех Россиян», которые можно подразделить на три категории:

1) к первой категории относят две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни;

3) к третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.

В реформах здравоохранения проявилась определенная историческая логика, и их важнейшими этапами стали 1918, 1948, 1978 и 2000 годы.
1918 год
Провозглашение в Советской России (1918 г.) права народа на охрану здоровья и ответственности государства за его обеспечение, объединение "всего медико-санитарного дела" в руках Наркомздрава (первого в мире министерства здравоохранения), использование для решения медико-социальных проблем всей политической силы государства, выработка новых принципов организации здравоохранения.
1948 год
Национализация медицинских учреждений и создание национальной (государственной) службы здравоохранения в Великобритании, создание в рамках ООН Экономического и социального совета (ЭКОСОС), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда (ЮНИСЕФ).
1978 год
В 1973 г. в Всемирной организации здравоохранения была высказана идея о "первичной медико-санитарной помощи", которая понималась как "зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и национальными системами здравоохранения", как их "неотъемлемая часть", "главная функция" и "центральное звено". Концепция была обсуждена на Международной конференции ВОЗ и ЮНИСЕФ в Алма-Ате (6-12сентября 1978 г.) с участием делегаций 134 стран и представителей 67 международных организаций. В итоге были приняты Алма-Атинская Декларация и 22 рекомендации. В Декларации было провозглашено, что самой важной задачей правительств, международных организаций и всей мировой общественности является "достижение всеми народами мира к 2000 году такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни". И главным инструментом для этого является развитие национальных систем здравоохранения, главной функцией, центральным звеном которых является первичная медико-санитарная помощь. В рекомендациях эти положения были развернуты подробнее.
Выводы и решения Алма-Атинской конференции были подтверждены Всемирной Ассамблеей здравоохранения, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., а также в других международных и межгосударственных решениях и декларациях.
2000 год
Мировое сообщество выдвигает новые задачи:
. устойчивого развития общества в гармонии с природой,
. формирования гуманистической парадигмы,
. защиты и обеспечения прав человека и народов во всем мире,
. достижения в XXI веке "Здоровья для всех".
ВОЗ сформулировала в рамках программы "Здоровье для всех в XXI столетии" 10 главных целей (глобальных задач):
1. Усиление справедливости в отношении здоровья.
2. Улучшение возможностей для выживания и повышения качества жизни.
3. Обращение вспять глобальных тенденций в отношении пяти основных пандемий (инфекционных болезней, неинфекционных заболеваний, травматизма и насилия, алкоголизма и наркоманий, табакокурения).
4. Полная или частичная ликвидация определенных болезней (полиомиелит и др.).
5. Улучшение доступа к водоснабжению, санитарии, пищевым продуктам и жилью.
6. Содействие здоровому и противодействие нездоровому образу жизни.
7. Улучшение доступа к комплексной, качественной медико-санитарной помощи.
8. Поддержка научных исследований в области здравоохранения.
9. Внедрение глобальных и национальных систем медицинской информации и эпидемиологического надзора.10. Разработка, осуществление и мониторинг политики достижения "Здоровье для всех" в странах.
Идея и стратегия "Здоровье для всех" еще раз подтверждает неотъемлемое право человека на здоровье, ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение этого права, системное развитие здравоохранения в общенациональном плане и в ведомственном плане, развитие сотрудничества в формировании глобальной системы здравоохранения, а также мониторинг продвижения к этой перспективной цели.
Это стало возможным благодаря первопроходческому опыту СССР и других социалистических стран. Многие положения повторяются из наших основ организации здравоохранения.
Глобальная политика достижения здоровья для всех на двадцать первое столетие должна осуществляться посредством проведения соответствующей региональной и национальной стратегий. Для нашей страны, тяготеющей к Европейскому Региону, — именно европейский опыт по разработке и реализации единой стратегии по "достижению здоровья для всех в Европейском Регионе" представляет наибольший интерес.
Откликом на запросы XXI века, сформулированными во Всемирной декларации по здравоохранению, является принятие новой Европейской стратегии по достижению здоровья для всех — "Здоровье — 21". Пересматривая и совершенствуя прежние 38 региональных задач по достижению здоровья для всех в свете прошлого опыта и новых задач, в рамках "Здоровье — 21" ставятся и определяются 21 задача на 21 столетие.
A. Принципы и подходы:
1. Солидарность государств-членов ЕРБ в интересах здравоохранения.
2. Равноправие различных групп внутри стран в охране здоровья.
Б. Направленность на все население и основные опасности:
3. Здоровое начало жизни.
4. Здоровье молодежи.
5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.
6. Улучшение психического здоровья.
7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний.
8. Сокращение распространенности неинфекционных заболеваний.
9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.
B. Профилактика и здоровый образ жизни:
10. Здоровая и безопасная физическая среда.
11. Более здоровый образ жизни.
12. Уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком.
13. Условия здоровой среды.
14. Многосекторальные обязательства в отношении здоровья.
Г. Изменение ориентации — направленность на конечный результат:
15. Интеграция здравоохранения.
16. Вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи.
Д. Ресурсы:
17. Финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов.
18. Развитие кадровых ресурсов здравоохранения.
19. Научные исследования и информация по вопросам здравоохранения.
20 Мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.
21. Политика и стратегия по достижении здоровья для всех.
Ключевая цель политики "Здоровье — 21" в Европейском Регионе заключается в полной реализации всеми людьми их "потенциала здоровья".
Ключевая цель может быть достигнута путем:
. Обеспечения равенства в вопросах охраны за счет солидарности действий;
. Укрепления и охраны здоровья людей на протяжении всей их жизни;
. Снижения распространенности и уменьшения страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.
Таким образом, в основе политики "Здоровье для всех” лежат три основополагающие ценности, являющиеся ее этической основой. Это:
1. Признание здоровья важнейшим правом человека.
2. Справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах.
3. Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение в ней всех слоев и секторов общества.
Россия и глобальная стратегия ВОЗ
Задачи национальной стратегии "Здоровье для всех Россиян" можно подразделить на три категории:
- к первой категории относят две задачи, в которых рассматривается основополагающая ориентация политики достижения здоровья для всех, а именно: достижение справедливости и равенства в вопросах охраны здоровья и улучшение здоровья и качества жизни;
- во вторую категорию входят задачи, в которых речь идет о здоровье отдельных групп населения — детях, молодежи и престарелых;
- к третьей категории относятся задачи, в которых рассматриваются конкретные проблемы здравоохранения: онкологические и сердечно-сосудистые болезни, другие хронические заболевания, инфекционные болезни, несчастные случаи, проблемы охраны психического здоровья и самоубийства.
Конкретные проблемы здравоохранения
Задача 6. Улучшение психического здоровья
В России во второй половине 90-х годов услугами психиатров пользуются около 6 млн человек (42 из каждой 1000 населения). В течение года психические расстройства впервые диагностируются в среднем у 7 человек, и 8 из каждой 1000 населения госпитализируется по поводу психического заболевания. Впервые признается инвалидами в связи с психическим заболеванием 1 человек из 1000 населения.
"Цена" неудовлетворительного состояния психического здоровья очень высока. Десятую часть ожидаемой продолжительности жизни населения составляют потери, связанные с психическими заболеваниями, в том числе — 2 года — за счет преждевременной смерти и около 5 лет — за счет ухудшения качества жизни.
В России выделяются две конкретные группы территорий, принципиально отличающиеся с точки зрения состояния и тенденций психического здоровья, обусловленного им социально-демографического ущерба и характера его социальной детерминации, а, следовательно, — путей сокращения:
. Первая группа включает преимущественно области Европейской части России;
. Вторая — территории Поволжья, области и края Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири.
Психическое здоровье все более становится социально-экономическим феноменом, масштабы которого в решающей мере определяются экономическим неблагополучием, и сами, в свою очередь, порождают неблагополучие вследствие увеличения числа людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке.
Общий вывод:
продолжительность и качество жизни населения в связи с состоянием его психического здоровья непосредственно зависит от выбора стратегий реформирования служб здравоохранения, в более широком плане — от стратегий реформирования общества, которые определяют "цену человека, его жизни и здоровья".
Задача 7. Сокращение распространенности инфекционных заболеваний
К 2020 г. должно произойти значительное сокращение распространенности инфекционных заболеваний за счет систематических программ по частичной и полной ликвидации, а также борьбы с инфекционными заболеваниями, представляющими проблему для общественного здравоохранения.
Трудный переходный период к новой модели общества, начавшийся в 90-е годы, отразился на характере инфекционной заболеваемости. В 1997 г. зарегистрировано 32,6 млн случаев инфекционных заболеваний. В 1996 г. по сравнению с 1990 г. смертность от инфекционных болезней в России увеличилась на 76%, заболеваемость туберкулезом на 60%, заболеваемость сифилисом в 48 раз. Особую проблему в России составляет СПИД. За последние годы возросло число вспышек острых кишечных инфекций и гепатита А водного характера. Оправдался прогноз эпидемиологов об увеличении заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) на территориях его природных очагов (Волго-Уральский регион). Для ряда регионов лесной зоны актуальна проблема клещевого весенне-летнего энцефалита. На протяжении последних лет ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости малярией. Ежегодно прирост числа заболевших составляет 30-40%. Не меняется неблагополучная ситуация с пораженностью населения гельминтозами, особенно дифиллоботриозом и описторхозом.
По сравнению со странами Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) в 1998 г. смертность мужчин в России от инфекционных болезней была в 4 раза, а женщин — в 1,2 раза выше.
Общий вывод:
за последние годы эпидемиологическая ситуация в России резко ухудшилась, сравнение России с другими странами по смертности от инфекционных болезней указывает на более сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в нашей стране.
Задача 8. Сокращение распространенности неинфекционных болезней.
К 2020 г. заболеваемость, инвалидность и преждевременная смертность, связанные с основными хроническими болезнями, должны быть снижены.
Основными хроническими болезнями, которые определяют повышенную смертность Российского населения, являются болезни системы кровообращения. Уровень смертности от этого класса заболеваний в значительной степени определяется как факторами, воздействующими на население в целом (природно-климатические, экологические и социально-экономические), так и сложившимися привычками населения, культурно-этническими традициями и образом жизни.
Уровень смертности от болезней системы кровообращения для группы северных и северо-западных территорий России превосходит среднеевропейский в 8-9 раз.
Задача 9. Сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев.
Травматизм является третьей по значимости причиной смерти и первой — среди причин, определяющих потери трудового потенциала населения страны. Растет число преступлений, террористических актов, посягательств на жизнь и здоровье граждан с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. Число пострадавших от пожаров растет в среднем на 9% в год. Ежедневно регистрируется более 500 ДТП, в которых погибает более 100 и получают ранения более 600 человек. До 60% всех погибших составляют лица в возрасте от 16 до 40 лет. Число погибших детей ежегодно увеличивается на 15%. Более 80% пострадавших детей становятся инвалидами.
Каждая причина смерти имеет свою "сферу наибольшего влияния" на возрастной шкале. Для несчастных случаев, отравлений и травм — это люди трудоспособного возраста. Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна.
Таким образом, специфика смертности от травм и отравлений заключается практически в полной обусловленности ее социальными факторами.
Задачи для возрастных групп
Задача 3. Здоровое начало жизни.
К 2020 г. все новорожденные, дети младшего и школьного возраста в Регионе должны быть более здоровыми, что обеспечит им более здоровое начало жизни.
Врожденные аномалии у детей примерно на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. После первого месяца жизни основной причиной смерти становится синдром внезапной смерти, связанный с курением, наркоманией, подростковым возрастом родильниц, инфекциями во второй половине беременности, отягощенностью этой патологией анамнеза матери, возрастает потенциальная опасность ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости новорожденных.
Задача 4. Здоровье молодежи.
К 2020 г. молодежь в Регионе должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе.
В подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется здоровый образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, гиподинамию, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность.
Задача 5. Сохранение здоровья в пожилом возрасте.
К 2020 г. люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе.
Ключевой проблемой пожилых является их функциональная зависимость от посторонней помощи и тесно смыкающиеся с ней вопросы физической активности. С 1991 года по настоящее время число инвалидов выросло на 35,3%. "Привлекательность" инвалидности в России растет по мере того, как ухудшается уровень жизни населения и растет напряженность на рынке труда, вследствие чего пенсия по инвалидности и сопровождающие этот статус льготы становятся единственным источником средств существования для ранее социально адаптированных лиц со стойкими нарушениями в здоровье.
Ключевые ориентиры стратегии "Здоровье для всех"
Задача 1. Солидарность в интересах здравоохранения в Европейском Регионе.
К 2020 г. существующий в настоящее время разрыв в состоянии здоровья населения между государствами-членами Европейского Региона должен быть сокращен как минимум, на одну треть.
Эта задача — ключевой ориентир стратегии "Здоровья для всех".
Задача 2. Равенство в вопросах охраны здоровья.
К 2020 г. разрыв в уровне здоровья между социально-экономическими группами внутри стран должен быть сокращен по крайней мере на одну четверть во всех государствах-членах за счет значительного улучшения уровня здоровья групп населения, не получающих достаточного обслуживания.
Эта задача также является ключевым ориентиром стратегии " Здоровья для всех".
Для России актуальны все задачи по достижению здоровья для всех, сформулированные в Европейской стратегии ВОЗ как некие универсальные ориентиры.
Планируя столь масштабную работу, важно сформулировать основные принципы и условия, от соблюдения которых во многом будет зависеть ее эффективность. Одним из таких условий является соответствие идеологических принципов концепции "Здоровье для всех" методическим и организационным условиям ее разработки, реализации и мониторинга. Идея межсекторального подхода к проблемам здоровья населения требует создания адекватной организационной структуры — возможно в виде Национального института здоровья, основными задачами которого могут быть:
. разработка научно-обоснованной политики в сфере укрепления и охраны здоровья населения с учетом региональной специфики ситуации;
. разработка в соответствии с рекомендациями ВОЗ национальной программы "Здоровье для всех россиян", объединяющей усилия различных отраслей и ведомств по критерию здоровья;
. создание системы мониторинга здоровья населения;
. объективное информирование руководящих органов страны (Президент, Правительство, Парламент, Совет Безопасности, Главы администраций субъектов Российской Федерации) о состоянии, тенденциях и прогнозах здоровья населения, о необходимых мерах по улучшению ситуации.

Консультации, проводимые в прошлом году, придали особое значение международной роли ВОЗ в укреплении систем здравоохранения в меняющемся мире. Работая над улучшением систем здравоохранения, которые пока еще не доставляют надлежащих справедливых медико-санитарных услуг всем людям, ВОЗ сталкивается со многими из тех проблем, которые стоят перед странами:

    как сделать так, чтобы программа этой работы была четкой и конкретной;

    как создать лучшие функциональные связи между программами, партнерами, донорами, организациями по оказанию помощи и странами; и

    как обеспечить потенциал для решения текущих вопросов и определения будущих задач.

В основе ответных действий ВОЗ на эту проблему лежат следующие четыре принципа:

    единая Программа действий с шестью структурными элементами;

    программы в области систем здравоохранения, направленные на получение результатов;

    более эффективная роль ВОЗ на страновом уровне;

    роль ВОЗ в международной программе по системам здравоохранения.

Основной целью Программы действий является содействие общему пониманию того, что такое система здравоохранения и что означает укрепление систем здравоохранения . Она также обеспечивает основу для поддержки стран в наращивании масштабов систем и служб здравоохранения с использованием "диагонального" подхода: совместные, скоординированные действия по преодолению препятствий с целью получения желаемых результатов в отношении здоровья и достижения устойчивых успехов в рамках всей системы. Для максимальной эффективности этот процесс должен быть ориентирован на страны и основан на приоритетах, установленных во всесторонних национальных планах здравоохранения.

Какого-либо одного комплекта наилучших практических методик, который можно было бы использовать для улучшения результатов деятельности, нет. Четыре основных принципа и Программа действий ВОЗ прокладывают курс, которому необходимо придать самое приоритетное международное значение. Сотрудничая со странами и международными партнерами в области здравоохранения ВОЗ будет использовать свои преимущества для незамедлительного укрепления систем и служб здравоохранения и спасения миллионов жизней.

"Здоровье для всех " - это глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья, принятая в 1980 году всеми 189 странами - членами ВОЗ.

В 1998 году была принята новая версия стратегии - "Здоровье для всех в 21 веке", главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира.

Одна постоянная цель заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

Две основные цели:

    укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни;

    снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.

Три основополагающие ценности как этическая основа «Здоровья-21»:

    здоровья как одно из важнейших прав человека;

    справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри стран и представителей обоих полов;

    участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней/подотчетность отдельных людей, групп, населения (общин) и учреждений, организаций и секторов.

Четыре основные стратегии деятельности подобраны для обеспечения научной, экономической, социальной и политической устойчивости как постоянной предпосылки и движущего фактора в реализации целей «Здоровье – 21»:

    многосекторальные стратегии в отношении определяющих факторов (детерминант) здоровья с учетом физических, экономических, социальных, культурных и обусловленных половой принадлежностью перспектив и для обеспечения использования оценок воздействия на здоровье:

    ориентированные на конечные результаты программ и инвестиции для развития здравоохранительной деятельности и клинической помощи;

    комплексная система первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на обслуживание на семейном и коммунально-общинном уровнях и поддерживаемая гибкой и чуткой реагирующей больничной системой (стационар) и, наконец,

    совместная здравоохранительная деятельность при широком участии и привлечении соответствующих партнеров по здравоохранительной деятельности на всех уровнях – дома/семьи, школы и мест работы, местного населенного пункта/общины и страны – и содействуя совместным процессам принятия решений, обеспечения выполнения и отчетности.

    солидарность в интересах здравоохранения в Европейском регионе;

    равноправие в вопросах охраны здоровья;

    здоровое начало жизни;

    здоровье молодежи;

    сохранение здоровья в пожилом возрасте;

    улучшение психического здоровья;

    сокращение распространенности инфекционных заболеваний;

    сокращение распространенности неинфекционных болезней;

    сокращение травматизма в результате актов насилия и несчастных случаев;

    здоровая и безопасная физическая среда;

    более здоровый образ жизни;

    уменьшение ущерба, причиняемого алкоголем, вызывающими зависимость средствами и табаком;

    условия здоровой среды;

    многосекторальные обязательства в отношении здоровья;

    интегрированный сектор здравоохранения;

    вопросы руководства и обеспечение качества медико-санитарной помощи;

    финансирование служб здравоохранения и выделение ресурсов;

    развитие кадровых ресурсов для здравоохранения;

    научные исследования и информация по вопросам здравоохранения;

    политика и стратегии по достижению здоровья для всех;

    мобилизация партнеров в интересах здравоохранения.