Конспект интегрированного занятия по развитию речи средней группы «Аквариумные рыбки. Конспект НОД «В гостях у золотой рыбки» (средняя группа) Средняя группа развитие речи аквариум

Елена Коротченко
Конспект занятия «Рыбки плавают в водице» (средняя группа)

Цель. Формировать умение рассказывать по картине с опорой на вопрос воспитателя; углубить знания детей о рыбках (строение, образ жизни, питание) ; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, находить сходство и отличие; вызвать желание заботится о животном.

Учить детей конструировать аквариумных рыб из природного материала. Закреплять умение украшать поделку с помощью аппликации дополнительных деталей. Развивать навыки коллективной работы (детей и родителей) и объединять общие усилия для получения красивой поделки.

Материал. Картина «Дети кормят рыбок» , таблицы на сравнение, игрушечная рыбка , картон синего цвета (для аквариума, природный материал (желуди, скорлупки грецкого ореха, шишки, семена ясеня, папоротник, листья рябины и т. д., цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку :

На столе стеклянный пруд,

А рыбачить не дают.

(Аквариум)

Воспитатель вносит в группу игрушечную рыбку . Просит детей описать ее. Живая она или нет? Почему так думаете? (Ответы детей) . Опускает в тазик с водой.

Беседа с детьми по картине «Дети кормят рыбок» :

1. Где живут рыбки в природе ?

2. Зачем поместили рыбок в аквариум?

3. Как устроено тело рыбки ?

4. Чем питаются рыбы? Как они берут корм? Как плавают ?

5. Надо ли заботиться о рыбках , живущих, а водоемах?

6. Когда им особенно трудно без помощи человека?

После беседы по картине продолжить разговор с детьми о рыбках . Закрепить знания детей о строении, форме тела, питании аквариумных рыб. Спросить, что они знают еще об уходе за рыбами в аквариуме? Какая должна быть вода в аквариуме? Нужны ли еще другие животные и растения в аквариуме? Зачем? Нужен ли свет рыбам? Как часто и чем нужно кормить рыб?

Дидактическая игра «Учимся сравнивать» . Обратить внимание детей на красоту рыбок. Показать разных рыбок, попросить сравнить их.

Пальчиковая гимнастика. «Рыбки »

Рыбки пляшут в синем море –

Хорошо им на просторе.

Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и право. Текст повторить несколько раз.

Предложить ребятам смастерить рыбок из природного материала. Туловище можно сделать из желудей или скорлупки ореха, шишки; плавники можно сделать из семян ясеня и листиков рябины.

Дети вместе с родителями мастерят рыбок. Что бы им было уютно в аквариуме, можно изготовить водоросли из природного материала (папоротника, травинок) . Камушки можно сделать из бумаги. Для этого бумагу надо нарезать полосками и смять так, что бы получились шарики, похожие на камушки. Аквариум готов!

В конце занятия предложить ,родителям и детям, подвижную игру «Рыбаки и рыбки » . (Родители-ловишки парами, взявшись за руки, ловят убегающих детей рыбок) .

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию «Рыбки плавают в аквариуме» Тема: «Рыбки плавают в аквариуме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», Коммуникация», «Художественное.

Конспект итогового занятия по математике (средняя группа) Игра- приключение (Средняя группа) Цель: Закрепление знаний детей Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей различать группы содержащие.

Конспект занятия средняя группа «Тайны воздуха» Познавательное занятие в средней группе «Тайны воздуха». Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами Задачи: формировать у детей.

Конспект занятия «Снегирь» (средняя группа) Конспект занятия Тема «Снегирь» Возраст детей - средняя группа 4-5 лет. Ровенская Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №161 г. Твери.

НОД по аппликации в старшей логопедической группе «Рыбки плавают в аквариуме» Задачи: Образовательные - Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников) - Активизировать.

Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционной технике изобразительной деятельности «пластилинография» Задачи: углублять знания детей о.

наталья хохлова
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему «Обитатели воды - рыбы»

Конспект НОД в средней группе на тему : «Обитатели воды- рыбы »

Цель : развитие познавательного интереса к подводной фауне, формирование представлений о подводном животном мире

Задачи :

Образовательная :

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы , аквариумные рыбы , рыбы , живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающая :

1. Развивать мышление и память , умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная :

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа : чтение рассказов о морских обитателях , рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Материалы и оборудование : картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Петрушки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба) .

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки :

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Воспитатель :

Ребята, а как вы думаете о ком мы сегодя будем вести речь?

(ответы детей)

Ребята, а что вы знаете о рыбах?

(ответы детей)

Воспитатель :

Ребята, что есть у каждой рыбки? Как она плавает?

(ответы детей)

(У каждой рыбы есть хвост , плавники, туловище, чешуя)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники) . Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает) . Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль) . Одежда из «монеток» . Из каких монеток эта одежда? (это чешуя) . Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.) . Как называются рыбы , живущие в море (морские, в реке., в аквариуме.

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы : «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель :

Ребята, а давайте встанем врассыпную, покажем ручками и пальчиками, как плавают рыбки :

Рыбка плавает в водице. (Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Воспитатель :

Кто из вас знает, как рождаются рыбы ?

(ответы детей) Большинство рыб мечут икру, из каждой икринки рождаются мальки. Затем они вырастают и превращаются в больших рыб.

Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загдки :

1. На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно (сом)

2. Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

3. К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка. (золотая)

4. Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется. (меченосец)

Воспитатель

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы ? (в море)

Воспитатель :

Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Ребята, в кармашках лежат прямоугольники желтого и зеленого цвета. Если вам понравилось сегодняшнее занятие и было интересно, поднимите вверх зеленый прямоугольник; если тема сегодняшнего занятия была для вас трудной, неинтересной, то поднимите вверх желтый прямоугольник

Публикации по теме:

Конспект НОД «Обитатели воды» в старшей группе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Курортный район Государственное бюджетное образовательное Учреждение детский сад №17 комбинированного вида 197706, Санкт-Петербург,.

Конспект НОД по речевому развитию: составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» Цель: закреплять общие речевые навыки: слуховое.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: воспитывать позитивное отношение к окружающему.

МДОУ «Детский сад № 176» городя Ярославля Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Рыбы» для детей.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «В гостях у речных рыб»
Автор конспекта ННОД: Колобова Гельсина Фидаиловна, воспитатель I квалификационной категории
Задачи приоритетной образовательной области ("Познавательное развитие"): приобщать детей к основам экологической грамотности; способствовать освоению детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются; развивать умение пользоваться моделью и схемой.Развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в активной речи.Воспитывать у детей любовь к живой природе.
Задачи ОО в интеграции:

Скачать конспект
Речевое развитие: продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение, икра, личинка, мальки).
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
Оборудование: мольберт, конверт, схема-модель для описания рыб, голубая ткань («река»), картинки водорослей, камней, речных рыб, бытовые отходы (кульки, банки, коробки, крышки и т.п.), эмблемы «Защитники природы», схема развития рыбы.

Содержание ННОД:
Вводная часть:
Воспитатель вносит в группу Письмо, на конверте «SOS».
- Что означают эти буквы? (бедствие)
В конверте модель «Рыбы».
- От кого письмо?
-Где могут жить рыбы?
-Отгадайте от каких рыб это письмо?
Загадка про речку:
-Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Разливая берега,
Мчится быстрая...(река)

Значит письмо пришло от каких рыб? (речных). А если рыбы живут в озере, то как они называются – озерные, в море – морские, в океане – океанические. А нам нужно спешить на речку к каким рыбкам? (речным)

Основная часть:
Дети проходят, на полу из ткани имитация реки. Кругом мусор (пакеты, коробочки из - под сока, бутылки пластиковые, фантики, кожура от фруктов).
- Что же случилось с рекой? Сколько мусора. Откуда он здесь взялся? (выводы детей). - А вы, когда отдыхаете на берегу реки, озера, вы что делаете с мусором?
-Как же нам помочь жителям реки и самой реке? (предложения детей)
Что бы нам начать убирать мусор, что нужно одеть? Надеваем сапоги (имитация), а какие сапоги? (резиновые), а перчатки? (резиновые). Игра «Собери мусор».
Вот молодцы, дружно, вместе мы навели чистоту. А чтобы больше такой беды не случилось, мы поставим около речки запрещающий знак. (Педагог еще раз обращает внимание, что мусор надо всегда за собой убирать, чтобы было чисто).
После того, как мы с вами очистили от мусора дно нашей реки, стало видно, какая рыба водится здесь. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажете, что это за рыба. Загадки:
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Оказалась это (щука).
-Ребята, почему в загадке говорится, что щука злюка? (хищник)
-На какое животное похожа щука? (на крокодила)

Колюч, да не еж.
Кто это? (Ерш)
-Зачем ершу такие на плавнике колючки?

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ: Сом

От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Как зовут его (карась).

Хоть и рыба и мала,
Очень все ж она сильна,
Трудно вынуть из пруда,
Небольшого (окунька).
-А окунь тоже хищник, нападает на маленьких рыбок.

Воспитатель обращает внимание на, то с помощью чего так быстро плавают рыбы (тело плоской формы, плавники, хвост).
-Ребята подойдите тихонько сюда к водорослям, здесь происходит чудо - рыба мечет икру, потом из икры появятся малыши их называют – мальки, мальки подрастут и будут похожи на рыбку, которая метала икру. Вот так рыбки размножаются. Поэтому их так много.
-А сейчас присядем на берегу и попробуем выложить из картинок как рыбка размножается. Вывешивается схема размножения, дети сравнивают.
Пальчиковая игра «Рыбка озорница».
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка быстро уплыла.

А чтобы рыбки были здоровые, веселые им конечно же нужно питаться. А чем питаются рыбы? Дети называют и вывешиваются заготовленные заранее
картинки с изображением того, чем питается рыба: водоросли, икра, червячки, насекомые, рыба.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть? (внесение картинки с изображением рыбки в аквариуме). Аквариум с рыбкой вуалехвост. Если рыбка живет в аквариуме как она называется? (аквариумная) Каких еще аквариумных рыбок вы знаете? Может выпустим ее в речку, чтобы ей было не скучно? Можно? Почему? (яркая окраска, привыкла, что за ней ухаживают, нет корма, нападут хищные рыбы, не умеет прятаться).

Заключительная часть:
-Молодцы, сколько мы добра сделали. Наше пребывание на речке закончилось.
-Что мы сегодня делали?
-Что понравилось? На память о нашем путешествии я вам хочу подарить эмблемы «Защитники природы».

Тема: «Аквариум»

Образовательные области:

Развитие речи

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

Коммуникативная

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Цель :

1 Развивающая:

Развивать способность организации действия;

Формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

Выбирать материал, инструменты, способ для получения результата;

Формировать умения детей вступать в коммуникации во время работы;

Осуществлять рефлексию в понятийной паре цель – результат.

2 Образовательная:

Обогащать и систематизировать знания детей через познавательно исследовательскую деятельность;

Уточнить имеющиеся представления у детей о рыбах;

Научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути её решения;

Активизировать и обогатить словарь детей.

3 Воспитательная:

Содействовать формированию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы.

Формы и методы работы:

Сюрпризный момент

Художественное слово

Беседа

Мастерская

Словарная работа: чешуя, водоросли, аквариум, плавники,

Ход НОД:

Приветствие.

Организационный момент. Ребята возьмитесь за руки, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катина сестра Снежана. Послушаем внимательно, что она хочет нам сказать.

Мы с Катей на выходных ходили в зоомагазин. Там мы видели много разных аквариумов и с интересом рассматривали их. Придя домой, нам захотелось своими руками сделать аквариум. В итоге у нас получился вот что (показывает аквариум). Катя предложила отнести его в группу. Мы его дарим Вам и детям. Думаю, что он вам пригодится (дарит и уходит).

Спасибо, Снежана, какой интересный аквариум у вас получился.

(Дети садятся полукругом на стульчики)

Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (Водоросли, камешки, песок, ракушки, морскую звезду и т.д.)

Кто же может жить в аквариуме? (выслушивает предположения детей)

Послушайте загадку и отгадайте её.

У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбка)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

Молодцы. Конечно же рыбка.

(Показываю видео или картинки с аквариумными рыбками.)

Ребята, посмотрите, какие красивые аквариумные рыбки. Вы узнали их? А как они называются? (Золотая рыбка, петушок, рыбка клоун, бабочка и т. д.)

Молодцы. Подойдите пожалуйста к столу. У меня есть «волшебные картинки», посмотрите на них внимательно и скажите, что с ними можно сделать? (составить картинку).

Попробуйте составить картинку. Что получилось? (получилась рыбка).

Словесная игра (индивидуальная работа по активизации словаря)

  • Что есть у рыбки? (называют части тела рыбы);
  • Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй)
  • Что рыбке помогает плавать? (Плавники, хвост)

- (Чешуя, а хвост вместо руля)

  • Что умеет делать рыбка? (плавать, нырять, шевелить плавниками, хватать корм, смотреть, поворачиваться и т.д.);
  • Все ли рыбки одинаковые? (Все рыбки разные)
  • Где живёт рыбка? (В воде)

Давайте с вами превратимся в рыбок.

Физминутка «Рыбки».

Рыбки плавали, плескались,

В чистой светленькой воде.

То завьются, разовьются,

То зароются в песке.

Отдохнули!? Ребята мы сейчас были кем? (Рыбками)

Нам было весело, мы играли, плавали, резвились. А в нашем аквариуме никто не живёт, не плавает.

Что же делать?(Один из детей предлагает заселить аквариум рыбками)

Давайте поселим рыбок в аквариум.

Что мы можем сделать, чтобы появились рыбки? (предположения детей)

А у вас есть рыбки? (предположения детей) Где мы их возьмём? (Мы можем сделать сами).

Конечно, мы можем сделать сами. А как? (своими руками) Хорошо ребята, я согласна с вами.

Как будет выглядеть наша рыбка? (предположения детей)

(На столе заготовки силуэты рыбок и другого материала)

Подойдите к столу и выберите все, что вам необходимо для работы. Обратите внимание на семена, пёрышки, пуговицы и т. д. (продуктивная деятельность детей по изготовлению рыбок.)

Вопросы, направленные на выстраивание замысла. (индивидуально)

Что ты хочешь сделать?

Для чего ты это будешь делать?

Как выглядеть твоя рыбка?

Для чего ты это берешь?

Вопросы, направленные на анализ реализации.

Что ты сейчас делаешь?

Что ты уже сделал?

У тебя получается? В чём трудность? (тебе нужна моя помощь?)

Вопросы рефлексии в соответствии реализации замысла.

Что ты хотел сделать?

У тебя получилось?

А ты такую рыбку хотел сделать?

Общий вопрос.

Для чего мы делали рыбок? (чтобы заселить аквариум)

Возьмите свои рыбки и подойдите к нашим гостям они вам помогут.

(дети с воспитателем заселяют рыбок в аквариум) играет музыка

Итог.

Ребята, полюбуйтесь, что у нас получилось!

Мы с детьми другой подгруппы сделаем еще разных рыбок и пополним наш аквариум.


Программное содержание:

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Ход занятия:

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. Кто это?

Дети: Рыба!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, морской царь подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений. А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки, и все они боятся большой и зубастой охотницы – щуки. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Воспитатель: Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова?»

— у щуки голова – щучья

— у карася хвост — карасий

— у сазана плавник – сазаний

А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»

— Рыбка к камню… (подплыла),

— Рыбка от берега…(отплыла),

— Рыбка всю реку …(переплыла).

Дидактическая игра « Кто где живет? »

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки …(гуппи, неоны, скалярии, сомики),

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь),

— в море – морские …(акулы, камбала, мурена, семга),

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Морской царь сдержал слово и пожелал наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитателем вносится аквариум с рыбками и накрывается той же тканью, что и прежде пустой. Дети открывают глаза и рассматривают рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Воспитатель: — Надеюсь, ваши знания помогут вам ухаживать за этими рыбками в уголке живой природы! Занятие закончено.