Проект о пословицах поговорках других народов. Работа над проектом «Пословицы в современном мире

Влажность воздуха обусловливается испарением воды с поверхности морей и океанов. Абсолютной влажностью является плотность водяного пара в единице объема, а процентное отношение количества водяных паров в определенном объеме воздуха к тому количеству паров, которое может насытить этот объем при данной температуре, называется относительной влажностью . Относительная влажность подвержена суточным колебаниям. Это связано прежде всего с изменением температуры. Чем выше температура воздуха, тем большее количество водяных паров требуется для его полного насыщения. При низких температурах необходимо меньшее количество водяных паров для максимального насыщения.



Важное значение имеют показатели относительной влажности и дефицита насыщения. Эти показатели дают представление о степени насыщения воздуха водяными парами и свидетельствуют о возможности отдачи тепла путем испарения. С возрастанием дефицита влажности увеличивается способность воздуха к приему водяных паров. В этих условиях более интенсивно будет протекать отдача тепла в результате потоотделения.


Для человека относительная влажность 30-60% относится к гигиенической норме. Такая влажность обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. Это способствует увлажнению кожи и слизистых оболочек дыхательных путей и вдыхаемого воздуха, в некоторой степени поддерживают постоянство влажности внутренней среды организма. Воздух, относительная влажность которого ниже 20%, оценивается как сухой, от 71 до 85% - как умеренно влажный и более 86% - как сильно влажный. Влажность менее 20% сопровождается испарением влаги со слизистых оболочек дыхательных путей. Это приводит к уменьшению их фильтрующей способности и ощущению сухости во рту. Границей теплового баланса человека является температура воздуха 40ºС и влажность 30% или температура воздуха 30ºС и влажность 85%.


В зависимости от степени влажности воздуха по-разному ощущается действие температуры. Так, высокая температура воздуха в сочетании с низкой его влажностью переносится человеком значительно легче, чем при высокой влажности. С увеличением влажности воздуха происходит повышение температуры тела, учащение пульса и дыхания, появляется головная боль и слабость, наблюдается снижение двигательной активности, а также снижается отдача тепла с поверхности тела испарением (гидратация и дегидратация тканей). Насыщение воздуха водяными парами в условиях низкой температуры будет способствовать переохлаждению тела.


Конденсация, сгущение водяных паров - это переход их в жидкое состояние и образование капель воды. Конденсация происходит при насыщении и перенасыщении воздуха водяным паром по причине его охлаждения. Продуктами конденсации в атмосфере являются туман и облака. Туман - большое количество в приземных слоях воздуха продуктов конденсации (капли воды и кристаллы льда). В результате туманов ухудшается видимость, происходят аварии и травмы. Он содержит пыль, что затрудняет дыхание.

Переносимость человеком температуры окружающей среды зависит от относительной влажностивоздуха, то есть процентного отношения количества содержащихся в определенном объеме воздуха водяных паров к тому их количеству, которое полностью насыщает этот объем при данной температуре. При падении температуры воздуха относительная влажность растет, а при повышении – падает.

Относительную влажность воздуха 40–60 % при температуре 18–21 °C считают оптимальной для человека. Воздух, относительная влажность которого ниже 20 %, оценивается как сухой, от 71 до 85 % – как умеренно влажный, более 86 % – как сильно влажный.

Умеренная влажность воздуха обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. У человека она способствует увлажнению кожи и слизистых оболочек дыхательных путей. От влажности вдыхаемого воздуха в определенной мере зависит поддержание постоянства влажности внутренней среды организма. Сочетаясь с температурными факторами, влажность воздуха создает условия для термического комфорта или нарушает его, способствуя переохлаждению или перегреванию организма, а также гидратации или дегидратации тканей.

Одновременное повышение температуры и влажности воздуха резко ухудшает самочувствие человека и сокращает возможные сроки пребывания его в этих условиях. При этом происходит повышение температуры тела, учащение пульса, дыхания. Появляется головная боль, слабость, понижается двигательная активность. Плохая переносимость жары в сочетании с повышенной относительной влажностью обусловлена тем, что одновременно с усилением потоотделения при высокой влажности окружающей среды пот плохо испаряется с поверхности кожи. Теплоотдача затруднена. Организм все больше перегревается, и может возникнуть тепловой удар.

Повышенная влажность является неблагоприятным фактором и при пониженной температуре воздуха. При этом происходит резкое увеличение теплоотдачи, что опасно для здоровья. Даже температура 0 °C может привести к отморожению лица и конечностей, особенно при наличии ветра.

Низкая влажность воздуха (менее 20 %) сопровождается значительными испарениями влаги со слизистых оболочек дыхательных путей. Это приводит к уменьшению их фильтрующей способности и к неприятным ощущениям в горле и сухости во рту.

Границами, в пределах которых тепловой баланс человека в покое поддерживается уже со значительным напряжением, считают температуру воздуха 40 °C и влажность 30 % или температуру воздуха 30 °C и влажность 85 %.

Особенно чувствительны к высокой влажности больные гипертонической болезнью и атеросклерозом. Отмечается рост числа обострений заболеваний сердечно-сосудистой системы при повышении влажности воздуха.

Реакция организма на гипоксическое воздействие

Гипоксия – состояние, возникающее в результате недостаточного обеспечения тканей кислородом.

Реакция организма на гипоксическое воздействие может быть рассмотрена на модели гипоксии при подъеме в горы:

    первоначально в ответ на гипоксию у человека компенсаторно увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем крови. Раскрываются дополнительные капилляры в тканях, что увеличивает кровоток, так как при этом растет скорость диффузии кислорода;

    наблюдается незначительное увеличение интенсивности дыхания. Одышка возникает только при выраженных степенях кислородного голодания. Объясняется это тем, что усиление дыхания в гипоксической атмосфере сопровождается гипокапнией, которая сдерживает увеличение легочной вентиляции, и только через определенное время (1 – 2 недели) пребывания в условиях гипоксии происходит существенное увеличение легочной вентиляции из-за повышения чувствительности дыхательного центра к углекислому газу;

    возрастает количество эритроцитов и концентрация гемоглобина в крови за счет увеличения кроветворения;

    изменяются кислородтранспортные свойства гемоглобина, что способствует более полной отдаче кислорода тканям;

    в клетках возрастает количество митохондрий, увеличивается содержание ферментов дыхательной цепи, что повышает энергетический обмен в клетке;

    происходит изменение поведения. Например, уменьшается двигательная активность.

Реакция организма на изменение атмосферного давления

Атмосферное давление – давление атмосферного воздуха на находящиеся в нем предметы и на земную поверхность. Его распределение по земной поверхности обусловливает движение воздушных масс и атмосферных фронтов, определяет направление и скорость ветра. Давление играет важную роль в функционировании организма. На самочувствие человека, достаточно долго проживающего в определённой местности, обычное, т.е. характерное для данного региона, атмосферное давление не должно вызывать особого ухудшения самочувствия.

Перепады атмосферного давления могут приводить разнообразным патологическим проявлениям. Прежде всего, они касаются сердечно-сосудистой системы. Так, в нормальных условиях при повышении атмосферного давления наблюдаются некоторые изменения физиологических показателей и ощущений: урежение пульса и частоты дыхания, уменьшение систолического и повышение диастолического артериального давления, возрастание жизненной емкости легких, глуховатый тембр голоса, понижение кожной чувствительности и слуха, ощущение сухости слизистых оболочек, усиление перистальтики кишечника, легкое сжатие живота вследствие сжатия газов в кишечнике. Однако все эти явления относительно легко переносятся. Более неблагоприятные явления наблюдаются в период изменения атмосферного давления - повышения (компрессии) и особенно его снижения (декомпрессии) до нормального. Чем медленнее происходит изменение давления, тем лучше и без неблагоприятных последствий приспосабливается к нему организм человека.

При понижении атмосферного давления происходят противоположные сдвиги: отмечается учащение и углубление дыхания, учащение сердечных сокращений, некоторое падение кровяного давления, наблюдаются также изменения в крови в виде увеличения количества эритроцитов. С другой стороны на колебания атмосферного давления реагируют нервные рецепторы плевры (слизистой оболочки, выстилающей плевральную полость), брюшины (выстилающей брюшную полость), синовиальной оболочки суставов, а также рецепторы сосудов. В основе неблагоприятного влияния пониженного атмосферного давления на организм лежит кислородное голодание. Оно обусловлено тем, что с понижением атмосферного давления понижается и парциальное давление кислорода, поэтому при нормальном функционировании органов дыхания и кровообращения в организм поступает меньшее количество кислорода.

Реакция организма на действие электромагнитных полей (ЭМП) и излучений радиочастотного диапазона

Экспериментальные данные как отечественных, так и зарубежных исследователей свидетельствуют о высокой биологической активности ЭМП во всех частотных диапазонах (Вялов А.М., 1971; Schwan H.P., 1985, 1988; Semm P., 1980; Milham S., 1985). При относительно высоких уровнях облучающего ЭМП современная теория признает тепловой механизм воздействия ЭМП на биологический объект, при котором происходит преобразование электромагнитной энергии внешнего поля в тепловую и сопровождается повышением температуры тела или локальным избирательным нагревом тканей, органов клеток, особенно с плохой терморегуляцией (хрусталика, стекловидного тела и других).

При относительно низком уровне ЭМП (к примеру, для радиочастот выше 300 МГц – это менее 1 мВт/см 2) принято говорить о нетепловом или информационном характере воздействия на организм. Механизмы действия ЭМП в этом случае еще мало изучены.

Действие ЭМП радиочастот на центральную нервную систему при плотности потока энергии (ППЭ) более 1 м Вт/см 2 свидетельствует о ее высокой чувствительности к электромагнитным излучениям.

Изменение в крови наблюдается, как правило, при ППЭ выше 10 мВт/см 3 , при меньших уровнях воздействия наблюдаются фазовые изменения количества лейкоцитов, эритроцитов и гемоглобина.

При длительном воздействии ЭМП происходят физиологическая адаптация или ослабление иммунологических реакций.

Тяжесть выявленных расстройств ставят в прямую зависимость от:

    длины волны;

    интенсивности и режима излучения;

    продолжительности и характера облучения организма;

    от площади облучаемой поверхности и анатомического строения органа и ткани.

Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. А.М. Вялов (1971) к числу критических также относит кроветворную систему.

При воздействии ЭМП малой интенсивности со стороны нервной системы возникают существенные отклонения в передаче нервных импульсов на уровне синапсов. Происходит угнетение высшей нервной деятельности, ухудшается память. Нарушается структура капиллярного гематоэнцефалического барьера головного мозга, повышается его проницаемость, что напрямую зависит от интенсивности воздействия (Гигорьев Ю.Г. и соавт., 1999). Особую чувствительность к электромагнитному воздействию проявляет нервная система плода на поздних стадиях внутриутробного развития.

Электромагнитное поле высокой интенсивности может способствовать неспецифическому подавлению иммунитета, а также развитию аутоиммунной реакции, в результате чего иммунная система реагирует против нормальных, свойственных данному организму тканевых структур. Такое патологическое состояние характеризуется в большинстве случаев дефицитом лимфоцитов, образующихся в вилочковой железе (тимусе), угнетаемой электромагнитным воздействием.

Исследования российских ученых по изучению влияния электромагнитного поля на эндокринную систему, начавшиеся в 60-е годы XX века, показали, что при действии электромагнитного поля происходит стимуляция гипофизарно-адреналиновой системы, сопровождающаяся увеличением содержания адреналина в крови и активизацией процессов свертывания крови. Также замечены изменения состава периферической крови (лейкопения, нейтропения, эритроцитопения).

Нарушения половой функции обычно связаны с изменением ее регуляции со стороны нервной и эндокринной систем, а также с резким снижением активности половых клеток. Установлено, что половая система женщин более чувствительна к электромагнитному воздействию, нежели мужская. Считается, что электромагнитные поля могут вызывать патологии развития эмбриона, воздействуя в различные стадии беременности. Установлено, что наличие контакта женщин с электромагнитным излучением может привести к преждевременным родам и замедлить развитие плода.

В последние годы появились данные об индуцирующем влиянии электромагнитного излучения на процессы канцерогенеза (Pauly H., Schwan H.P., 1971, Semm P., 1980).

Длительный контакт с электромагнитным полем в СВЧ-диапазоне может привести к развитию заболевания, получившего наименование «радиоволновая болезнь». Люди, длительное время находящиеся в зоне облучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций нервной системы. Со стороны сердечно-сосудистой системы проявляются гипотония, боли в сердце, нестабильность пульса.

В качестве основных источников электромагнитного поля можно выделить:

    Линии электропередач

    Электропроводка (внутри зданий и сооружений)

    Бытовые электроприборы

    Персональные компьютеры

    Теле- и радиопередающие станции

    Спутниковая и сотовая связь (приборы, ретрансляторы)

    Электротранспорт

    Радарные установки

С середины 90-х годов прошлого столетия одним из наиболее широко распространенных источников как производственных, так и непроизводственных воздействий модулированных ЭМП являются аппараты мобильной связи.

Исследования, выполненные в 13 странах методом «случай-контроль», в рамках Международного проекта INTERPHONE установили, что при пользовании устройствами сотовой связи более 10 лет статистически достоверно увеличивается риск развития глиом. На основании этих данных МАИР в мае 2011 г. при рассмотрении электромагнитного поля радиочастотного диапазона как фактора риска развития онкологических заболеваний отнес ЭМП, создаваемые аппаратами сотовой связи, к категории потенциальных канцерогенов по рискам развития глиом у пользователей при длительной «более 10 лет эксплуатации мобильных телефонов (Т.Л. Пилат, Л.П. Кузьмина, Н.И. Измерова, 2012).

Электромагнитные поля, создаваемые персональными компьютерами, тоже усматриваются как потенциальный фактор риска для здоровья пользователей. Большая часть данных касается компьютеров, оснащенных видеодисплейными терминалами на базе электронно-лучевой трубки как источника электростати­ческого и электромагнитного полей в диапазоне частот до 400 кГц.Согласно имеющимся данным, у пользователей наблюдаются повышенный риск изменений функционального состояния ЦНС, риск развития заболева­ний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Отмечена высокая частота патологии органа зрения, ведущую роль в которой играет, прежде всего, близорукость (24 – 46%) и функциональные изменения зрительной системы у лиц с нормальным зрительным статусом.

Реакция организма на действие шума

С виброакустическими факторами: шумом и вибрацией мы встречаемся ежедневно на транспорте (автомобили, электрички, метро и т.д.), в производственных помещениях, в быту. Известно, что в быту более 30% населения больших городов живут в условиях виброакустического дискомфорта. Шум называли «серой чумой» 19-го, 20-го и 21-го веков. С ростом производительности труда за счет создания новых машин и механизмов, увеличения их мощности, внедрения новых технологических процессов шум постоянно нарастает.

С физиологической точки зрения шумом называют всякие неприятные, нежелательные звуки, оказывающие вредное, раздражающее воздействие на организм человека, мешающие восприятию полезных сигналов, снижающие его работоспособность. С физической точки зрения шумом называют беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности. Для оценки воздействия шума на человека используется интенсивность звука, определяемая в децибелах (дБ).

В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, интенсивности и частоты звуков, а также индивидуальных особенностей человека, последствия воздействия шума могут быть самыми разными.

Интенсивный шум при ежедневном воздействии приводит к возникновению профессионального заболевания – тугоухости, проявляющейся постепенной потерей слуха. Первоначально она возникает в области высоких частот, далее тугоухость распространяется на более низкие частоты, определяющие способность воспринимать речь.

Кроме непосредственного воздействия на органы слуха шум влияет на различные отделы головного мозга, нарушая нормальные процессы высшей нервной деятельности. Это воздействие возникает даже раньше, чем изменения в органе слуха. Характерными являются жалобы на повышенную утомляемость, общую слабость, раздражительность, апатию, ослабление памяти, потливость и т.п.

Под влиянием шума наступают изменения в органах зрения человека (снижается устойчивость ясного видения и острота зрения, изменяется чувствительность к разным цветам и др.) и вестибулярном аппарате; нарушаются функции желудочно-кишечного тракта; повышается внутричерепное давление и т.д.

Шум, особенно прерывистый, импульсный, ухудшает точность выполнения рабочих операций, затрудняет прием и восприятие информации. В результате неблагоприятного воздействия шума на работающего человека происходит снижение производительности труда и точности выполнения производственных операций, увеличивается количество брака, создаются предпосылки к возникновению несчастных случаев.

Примерные уровни звукового давления обычных звуков окружающей среды:

    10 дБ - шёпот;

    20 дБ - норма шума в жилых помещениях;

    40 дБ - тихий разговор;

    50 дБ - разговор средней громкости;

    70 дБ - шум пишущей машинки;

    80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;

    100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;

    110 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;

    120-140 дБ - порог болевого ощущения;

    150 дБ - взлёт самолёта;

Приближенно действие шума в зависимости от его уровня можно охарактеризовать следующим образом:

    Шум уровня 50-65 дБ может вызывать раздражение, однако его последствия носят лишь психологический характер. Особенно отрицательно сказывается воздействие шума малой интенсивности при умственной работе. Кроме того, психологическое воздействие шума зависит и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызывать сильное раздражение.

    При уровне шума 65-90 дБ возможно его физиологическое воздействие. Пульс и давление крови повышаются, сосуды сужаются, что снижает снабжение организма кровью, и человек быстрее устает. Происходят функциональные изменения состояния нервной системы (раздражительность, апатия, ослабление памяти, потливость и т.д.). При длительном воздействии интенсивного шума наблюдаются значительные изменения ультраструктуры митохондрий (угнетение окислительных процессов), нарушение функциональной структуры синапсов. Развиваются стойкие и необратимые изменения в слуховом анализаторе (ухудшение слуха).

    Воздействие шума с уровнем 90 дБ и выше приводит к нарушениям работы органов слуха, усиливается его влияние на систему кровообращения. При такой интенсивности ухудшается деятельность желудка и кишечника, появляются ощущения тошноты, головная боль и шум в ушах.

    При уровне шума свыше 110 дБ наступает звуковое опьянение;

    При звуковом давлении 145 дБ может произойти повреждение слухового аппарата, вплоть до разрыва барабанной перепонки.

Физиологическое действие шума зависитот трех основных параметров:

    от длительности воздействия шума;

    от интенсивности шума;

    от частотных характеристик, чем больше в шуме преобладает высоких частот, тем больше он опасен (например, комар).

Акустическое воздействие ощущает каждый второй человек на планете, поэтому эта одна из глобальных проблем экологии.

Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок.Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок. Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ярсанова Анна, ученица 6 класса ГБОУ СОШ №1354 Г.Москва, учитель Королева Ольга Олеговна

План Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок Чем пословица отличается от поговорки? Как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются? Форма и содержание пословиц и поговорок Какую роль играют пословицы и поговорки в жизни человека? Пословицы о пословицах Практическая работа Вывод Список литературы

Цель Узнать как можно больше о пословицах и поговорках, их значении, происхождении и употреблении

Задачи Что такое пословицы и поговорки? Многообразие пословиц и поговорок. Чем пословица отличается от поговорки и как складывались пословицы и поговорки? Когда пословицы и поговорки употребляются их форма и содержание? Провести опрос знакомых на знание поговорок и пословиц.

Гипотеза Я думаю что пословицы и поговорки играли большую роль в жизни человека во все времена.

Что такое пословицы и поговорки? Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль. Поговорка - это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения, употребляется в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность.

Многообразие пословиц и поговорок В какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися к месту.

Чем пословица отличается от поговорки? Особенностью пословицы - ее законченность и поучительность. Поговорки – незавершенность умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Как складывались пословицы и поговорки? Русские пословицы и поговорки возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

Когда пословицы и поговорки употребляются? Пословицы и поговорки употребляются в живой разговорной речи. И многие из них представляют собой образцы именно разговорной прозы.

Какую роль играю пословицы и поговорки в жизни человека? Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.

Пословицы о пословицах На всякого Егорку есть поговорка Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Пословица ведётся, как изба веником метётся. Старинная пословица не мимо молвится.

Практическая работа 1 - Все тайное со временем становится явным 2- В гостях хорошо, а дома лучше 3- Старый друг лучше новых двух 4- Делу- время, потехе час

Список литературы > В.Сысоев > В.Даль http: //shortwisdom.ru/ http: //vit-san.narod.ru/pos-pog.htm/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

«В простоте слова - самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги».
А.М.Горький

В ноябре 2008 года мой 2 «В» класс участвовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ» (Эрудит-Марафон Учащихся). Задания конкурса требовали отлично разбираться во многих предметах - биологии, архитектуре, литературе, логике, но в основном в русском языке.

Одно из заданий было таким «Доскажи словечко - допиши пословицу!»:

  • Смелость города...
  • Под лежачий камень вода не...
  • Кашу маслом не...

Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса - с этим заданием справились полностью лишь несколько человек из 73 учащихся вторых классов нашей гимназии. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. Никто из учащихся не использует накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц - этих сгустков народной мудрости - знает наизусть каждый из нас?

Мы решили, что ситуацию надо менять. Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения, кладовая несметных сокровищ человеческой мудрости. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. В них всегда можно было найти полезный совет, как поступить в том или ином случае, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т. д.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И мы решили стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни. Ведь если прислушаться сегодня к нашему языку, то мы почувствуем его шаблонность, «сленговость», невыразительность и неинформативность - не «вкусность» для слуха. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах. Мы создали свой групповой практико-ориентированный проект . В проекте участвовал весь класс (27 человек).

Цель проекта

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи. Как результат - самостоятельно создать книгу-сборник ««Любимые пословицы» учеников 2 «В» класса гимназии №2», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками, дать им толкование, нарисовать иллюстрации.

Задачи проекта:

  • Провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2х классов гимназии №2, провести оценку полученных результатов, разработать решения и соответствующие мероприятия
  • Научиться самостоятельно, искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией
  • Развивать творческие способности. Создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 2 «В» класса гимназии №2» с авторским художественным оформлением.

Для достижения цели следует приложить немало усилий: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Этапы работы над проектом

1. Тематические уроки с учителем.

На этих уроках ребята обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили её основные признаки и функции.

Пословица - это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации.

Наблюдая за пословицами, мы создали для себя такую их классификацию:

  • Пословицы народов мира
  • Тематические пословицы
  • Пословицы разных времен
  • Пословицы с прямым и переносным смыслом
  • Пословицы с поэтическим и прозаическим складом
  • Пословицы о пословицах
  • Пословицы разных источников происхождения.

2. Определить основные тематические группы пословиц для глубокого изучения учениками.

Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Читая литературу о пословицах, мы выбрали четыре основных темы для изучения:

  • Родина
  • Человек
  • Учение, знание
  • Труд и отдых

3. Каждый ученик совместно с родителями изучал пословицы русского народа по выбранной тематике .

4. Каждому ученику нужно было выбрать одну-две пословицы и оформить страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Это получился индивидуальный мини-проект.

5. Попробовать придумать свою пословицу и оформить ее, как страницу будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация). Изучая пословицы, мы узнали их правила построения. Сначала пробовали сочинять на уроке, а потом самостоятельно. Ребята так увлеклись, что вовлекли в сочинительство и своих родителей.

6. Оформить книгу пословиц , согласно правилам. Мы провели уроки внеклассного чтения по структуре книги. Вместе придумывали заглавие, название издательства, аннотацию. При этом мы решили создать книгу из двух основных частей:

  • Пословицы русского народа, изученные учениками.
  • Пословицы, придуманные учениками и родителями.

7. Провести подготовку урока-презентации по выполненной работе.

8. Выступить перед учениками других классов начальной школы гимназии №2 с тематическим уроком-презентацией.

9. Подготовиться к участию в конкурсе «Хочу стать академиком».

10. Принять участие в конкурсе и победить!

Результаты работы над проектом

После всех этих этапов мы получили прекрасные результаты в соответствии с пословицей «Что посеешь, то и пожнешь».

Учителя и родители отметили возросший интерес детей к пословицам, поговоркам и вообще к тому, как они говорят. Дети стали задавать вопросы, с удовольствием придумывали свои пословицы и поговорки. На уроках при построении текстов, ребята начали использовать пословицы. Родители также рассказали нам, что дома при просмотре фильмов дети выделяли в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами и поговорками.

Мы провели повторное тестирование и оценили результаты Умного раунда городского конкурса эрудитов «ЭМУ». В этом раунде ученик мог выбрать задания. Каждое задание оценивалось в определенное количество баллов. Задание «Бабушкины пословицы» стоило 5 баллов, т.е. входило в категорию самых сложных. Состояло из пяти задач. Результаты показали:

  • только 50% участников данного раунда выбрали вопрос «Бабушкины пословицы».
  • из 100% участников, выбравших данный вопрос, 53% детей дали один неверный ответ из пяти задач, при этом лишь 7% детей допустили две ошибки, а 40% детей справились с заданием без ошибок.

Ребята научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира! Ведь теперь в литературе появилась еще одна прекрасная книга пословиц, авторами которой стали дети. Книга содержит 50 пословиц, из которых 22 авторские пословицы и 53 иллюстрации.

Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только учащихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся! А ещё мы стали победителями городского конкурса «Хочу стать академиком».

Самое главное в работе над проектом - это его значимость, для того, кто его делает. Тогда всё обязательно получится!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Проект

Проект по теме «Устное народное творчество»

«Пословицы и поговорки»

Выполнили:

Поляков Георгий

Антоневич Полина

Тихонова Кристина

Слепцова Анастасия

2015 г.

с.Троицкое

Методический паспорт учебного проекта

Проект «Пословицы и поговорки».

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 3

Тип проекта : творческий, коллективная работа.

Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.

Цели и задачи проекта:

    Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.

    Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.

    Формирование мотивации исследовательской деятельности.

    Формирование творческой активности.

Развитие самостоятельности.

Оборудование:ПК, книжки

Время : 5 дней

Работа над проектом

Основные этапы работы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Знакомство с идеями проекта

2. Формирование групп, распределение обязанностей.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа в группах по сбору материала

Найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки

2. Практическая работа. Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.

Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?

(консультация учителя)

3.Выбор формы представления результата

Оформление результатов работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация и защита результатов работы.

Подведение итгов.

Продукт проекта - альбом

Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.

Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.

« »


«

»


«
»


«


«
»

« »


«
»


«
»


«

»

Приложение.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна речь с поговоркой.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

На всякого Егорку есть поговорка

О Родине

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не свила

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

На чужой стороне и весна не красна.

О семье

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

О труде.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

Не топор тешет, а плотник.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Об уме.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

Из окна всего света не оглянешь.

Повторение – мать учения.

О смелости

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Хорошо медведя в окно дразнить.

О дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Одна пчела не много меду натаскает.

Об учении

Ученье – свет, а неученье тьма.

Корень учения горек, да плод сладок.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Книги читай, а дела не забывай.

Повторение – мать учения.

О правде

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За правое дело стой смело.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дело знай, а правду помни.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.