Территориальная претензия.

Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.

На протяжении всего послевоенного периода отношения между Японией и Россией были осложнены проблемой северных территорий. Более детально данную проблему необходимо изучать в контексте полного размежевания Японии и России. Начало данного процесса было положено еще в первой половине ХІХ века. Именно тогда возле Курильских островов встретились японцы и русские. Русских промышленников больше всего интересовал тут промысел морских животных, японцы же, в основном, были заинтересованы в рыболовстве. Открытие Курильских островов было осуществлено русскими еще в XVIII веке, после чего они сразу же начали осваивать эти острова. Населяли эту местность айны, которые были приведены в подданство русскому царю.

Заключение первого договора о границах произошло в 1855 году. Согласно данному документу, за Россией была закреплена северная часть островов, Япония же владела их южной частью. Размежевание проходило по острову Итуруп. Остров Сахалин был объявлен нераздельным.

Заключение нового договора между Японией и Россией произошло уже в 1875 году. Там было указано, что северные Курилы передаются Японии, а вместо этого, территория всего Сахалина переходит к России. Сахалин был оккупирован во время русско-японской войны в 1904-1905 годах. Позднее, согласно мирному Портсмутскому договору Японии была отдана его южная часть. Во время Второй мировой войны Советскому Союзу удалось избежать участия в военных действиях на территории Дальнего Востока лишь благодаря подписанию Пакта о соблюдении нейтралитета, который был заключен в 1941 году.

Перед тем как СССР вступил в войну с Японией, Сталиным, во время переговоров с руководством стран, входящих в антигитлеровскою коалицию, был обусловлен целый перечень требований.

Они касались:

  • Возврата Китайско-Восточной железнодорожной инфраструктуры, которая была продана японцам в 1935 году.
  • Возвращение СССР южной части острова Сахалин.
  • Возвращения СССР Курил как компенсации.
  • Возобновление арендного права на Ляодунский полуостров вместе с городами Дальний и Порт-Артур, которые были утрачены во время русско-японской войны.

В 1945 году СССР расторг пакт о нейтралитете с Японией. Во время военных операций Курильские острова и Южный Сахалин были освобождены. Уже спустя год, эти территории были включены в состав РСФСР. В 1951 году Японией были сняты претензии на Курильские острова и Южный Сахалин.

В 1956 году между Японией и Советским Союзом произошло восстание консульских и дипломатических отношений, после чего Советский Союз был готов передать Японии основную гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Ситуация, которая сложилась вокруг договора о мире с Японией в период 1960-1990 годов, являлась полностью замороженной. Одна из сторон постоянно отрицала наличие каких-либо территориальных проблем, а вторая хотела возвратить свои северные территории.

После того как Советский Союз завершил свое существование, российское руководство хотело наладить диалог с руководством Японии, однако, все попытки были безрезультатными.

После того как на пост президента был выбран Владимир Путин, в двухсторонних отношениях стран был начат новый этап и был подписан российско-японский план действий. Согласно данному плану, сторонами были определены определенные задачи:

  • Ведение совместной хозяйственной деятельности на территории островов;
  • Для разрешения любых проблем максимально активизировать переговорные процессы;
  • Ведение совместного сотрудничества в сфере морских биоресурсов;
  • Важность договора о мире должна быть разъяснена населению обеих государств;
  • Введение безвизового режима между японскими гражданами и островитянами.

По утверждению первого вице-президента Академии по геополитическим проблемам К. Сивкова, Япония полностью уверена в том, что Россия ослабла и на нее необходимо оказывать давление по таким направлениям как:

  • Непосредственное силовое одностороннее давление.
  • Давление в экономическом плане через использование «большой семерки».
  • Массированное информационное давление - «Россия - это агрессор».

Чтобы положительно решить свои территориальные вопросы, Япония ввела санкции против определенных российских организаций и некоторых частных лиц, которые имеют отношение к военным действиям на территории Луганской и Донецкой областей Украины.

Территория Южных Курильских островов имеет очень выгодное стратегическое расположение, так как они находятся в незамерзающих проливах на пути из Охотского моря к Тихому океану. Помимо этого, тут были найдены шельфовые месторождения углеводородов.

Претензии Японии к Китаю

Основным разногласием в японско-китайских отношениях являются территориальные споры за остров Окинотори. Используя искусственные коралловые рифы, японцы значительно увеличивают территорию острова, о чем даже на официальном уровне сообщают в представительстве японского Управления рыболовства. Уже в ближайшем будущем количество коралловых колоний может увеличиться вдвое, и возникнет очень много насаждений такого рода, что может помочь урегулировать спор с Китаем.

Власти КНР считают данный остров «скалами», а совсем не островом, и они не согласны признавать международное право Японии на учреждение вокруг этой суши экономическую зону в радиусе 200 миль.

Еще одно территориальное противостояние между Японией и Китаем происходит из-за архипелага, который находится в водах Восточно-Китайского моря. Спор состоит в том, что начиная с 1885 года правительство Японии утверждало, что данные острова являются необитаемыми и над ними нет никаких следов китайского контроля. Основываясь на данных фактах, в 1895 году, Япония на официальном уровне ввела в свой состав территории острова Сенкаку. По завершению Второй мировой войны Японией были потеряны все ее территории, в том числе и этот остров, который перешел под юрисдикцию Америки. В 1970 году США передали остров Японии, а через 20 лет, КНР решила заявить о своем категорическом несогласии с этим и было обнародовано заявление, что это «исконно китайская» территория. Данный спор продолжается между странами до сегодняшнего дня.

Претензии Японии к Антарктике

В начале ХХ века Японией были заявлены претензии на частичный суверенитет над Антарктикой. Это произошло из-за того, что во время 1910-1912 годов, японцами была совершена первая в мире экспедиция в те края. Члены этой экспедиции достигли тогда 80 параллели, там где она пересекается с 156 меридианом. Дальше продвигаться экспедиция не имела возможности, потому что ее члены не были готовы к этому. Место, в котором они останавливались, было названо Снежная долина Ямато, а земли, которые были открыты таким образом, были объявлены японскими владениями. В 1939 году Япония на официальном уровне заявила о том, что открытые ею земли в Антарктике принадлежат ей.

Согласно мирному договору, который был заключен в 1951 году в Сан-Франциско, Япония отказалась от территориальной претензии на земли в Антарктике. В данный момент ни одно мировое государство кроме Норвегии не имеет территориальных претензий на Антарктику, после того как был заключен Договор об Антарктике. Однако, неофициально, Япония все же имеет такие претензии и для этого есть даже своеобразное обоснование. В этом регионе находятся большие месторождения углеводородов, но они находятся очень глубоко. А Япония утверждает что только она сможет их добывать, так как лишь у нее есть для этого нужные технологии.

Альянс НАТО – краеугольный камень безопасности в Европе и Северной Америке, один из наиболее неуспешных и сомнительных военных союзов в истории.

Официальное его название – Организация Североатлантического договора. Если исходить из названия, в союз должны входить страны, прилегающие к Северной Аталантике, которые обязуются защищать друг друга от военной угрозы.

Однако в нем есть и Турция, и Хорватия, и Болгария, и Венгрия. До Атлантики от этих стран довольно далеко.
Так кто же может стать членом альянса? Многие обозреватели считают, что речь идет о странах Европы, в которых установлена демократия и у которых нет неразрешенных территориальных споров с другими странами.

Сторонники этой точки зрения ссылаются на исследование о расширении НАТО 1995 года. В его шестой статье говорится: "Государства, в которых существуют межэтнические трения или территориальные споры... должны разрешить эти разногласия мирными способами... Разрешение подобных конфликтов будет одним из факторов, влияющих на решение пригласить страну в состав Альянса".

Формулировка достаточно четкая и ясная, но в реальной жизни - а в особенности в международных отношениях - редко бывают однозначно четкие и ясные моменты.

Буквально в следующей, седьмой статье того же документа подчеркивается, что "нет фиксированных или жестких критериев в вопросе о приглашении страны присоединиться к Альянсу".

Другими словами, это вопрос на самом деле политический. Что неудивительно, если учесть, что у многих стран НАТО на данный момент есть неразрешенные территориальные споры, причем часто друг с другом.

Споры между союзниками

Внутринатовских разногласий по вопросу суверенитета над определенными территориями довольно много.

США, Канада, Великобритания, Испания, Дания, Греция, Турция, Португалия, Италия, Франция, Словения, Германия – не только военные союзники, принявшие на себя обязательство защищать друг друга до победного конца в случае нападения, но и оппоненты, полагающие, что некоторые члены альянса незаконно считают ту или иную территорию своей.

Начнем с наиболее известных случаев:

В 1704 году Великобритания захватила небольшой испанский полуостров, названный в честь генерала Тарика ибн Зияда, который руководил завоеванием Испании арабскими силами. Его войска начали наступление именно с этого полуострова, который они назвали Джебель-Тарик. Позднее это название трансформировалось в местном произношении в Гибралтар.

Испания официально передала Гибралтар Англии по Утрехтскому договору 1713 года. Несмотря на это, в XVIII веке испанские силы несколько раз осаждали Гибралтар в надежде вернуть его испанской короне. Требования вернуть Гибралтар Мадриду возродил генерал Франко в 1950-е годы. Он даже организовал блокаду этого британского полуострова. Тем не менее, жители Гибралтара дважды (в 1967 и 2002 годах) путем референдума заявляли, что хотят оставаться под управлением Лондона. Оба раза за это проголосовали 99% гибралтарцев. Сейчас периодически возобновляются - как и всегда, безрезультатно - трехсторонние переговоры между правительствами Испании, Великобритании и Гибралтара по вопросу о будущем территории.

Никем не населенный остров Ганс площадью в 1,3 квадратных километра находится посередине пролива, разделяющего Канаду и Гренландию. И Канада, и Дания считают остров своей суверенной территорией.

Спор между Канадой и Данией пока не привел к вооруженным столкновениям, но с конца 1980-х годов на остров регулярно - хотя и не одновременно - прибывают военные корабли обеих стран, водружают свои флаги, и оставляют у подножья флагштока бутылку: канадцы оставляют виски, а датчане - шнапс. Чтобы избежать инцидентов, каждая сторона сообщает другой, что ее военные корабли или вертолеты направляются к острову. Пролив между Гренландией и Канадой часто замерзает, и, кроме того, в нем нередко встречаются большие айсберги - что, само собой, несколько затрудняет мореходство. Это обстоятельство, возможно, в определенной степени охлаждает пыл Копенгагена и Оттавы.

Кому именно принадлежит вершина горы Монблан, до конца не ясно

После объединения Италии в XIX веке Франция и Италия подписали остающийся до сих пор в силе договор, согласно которому граница между ними на горе Монблан проходит по нижней кромке ледника. А сама вершина находится, естественно, в самой высокой части этого ледника. При этом вершина не считается ничейной территорией (terra nullius), так как в соответствии все с тем же договором хозяйственными делами на горе занимаются два местных муниципалитета – один с французской, другой - с итальянской стороны. До сих пор Франция и Италия не конфликтовали по вопросу о пике Монблана.

Город Оливенса и прилегающая к нему территория перешли от Португалии к Испании в результате Бадахосского мирного договора 1801 года. Впоследствии Португалия денонсировала этот договор и требует возврата Оливенсы.

Несмотря на территориальный спор о принадлежности Оливенсы, отношения между Мадридом и Лиссабоном остаются настолько теплыми, что в 2008 году муниципалитеты по обе стороны границы, в том числе и Оливенса, вошли в общий еврорегион и тесно сотрудничают друг с другом.

При создании Турецкой Республики по окончании Первой мировой войны и разделе территории бывшей Османской империи Греция получила практически все острова в Эгейском море, некоторые из которых находятся в непосредственной близости от турецкого побережья. Это вызывает серьезные трения между Грецией и Турцией.




Греция и Турция уже много десятилетий не могут прийти к соглашению по вопросу о точной делимитации прибрежных вод и воздушного пространства, что уже несколько раз едва не привело к прямому вооруженному столкновению между этими союзниками по НАТО. Кроме того, до сих пор не разрешен вопрос о том, какой из стран принадлежат несколько скал в Эгейском море.

С момента провозглашения независимости обеих стран Хорватия и Словения не могут договориться о прохождении морской границы в Пиранском заливе в Адриатическом море.

Две страны решили обратиться в международный арбитраж в 2009 году. Однако в начале 2015 года Хорватия высказала свои сомнения в непредвзятости словенского судьи, входящего в состав арбитражного суда, и объявила о своем выходе из арбитража. Спор продолжается.

Канада настаивает, что северо-западный морской путь, ведущий из Атлантического океана в Тихий и проходящий между канадскими островами в Арктике, входит в ее территориальные воды, в то время как США рассматривают его как международный пролив и время от времени направляют туда свои военные корабли, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. В ответ Канада приступила к строительству военных баз на своих арктических территориях.

Канада и США также оспаривают целый ряд небольших островов на границе между провинциями Нью-Брансвик и Британская Колумбия с одной стороны, и штатами Мэн, Вашингтон и Аляска - с другой. Обе страны также спорят о конкретном прохождении морской границы в ряде проливов, например, в проливе Хуан-де-Фука.

Споры со странами, не входящими в НАТО

Не все территориальные споры разрешаются со временем полюбовно, ведутся мирно или по сути игнорируются обеими сторонами. Иногда дело доходит до реальных военных действий.

Фолклендские острова, с населением чуть менее 3000 человек, управляются Великобританией с 1833 года. Аргентина примерно с тех же пор заявляет, что острова принадлежат ей по праву.

В 1982 году вооруженные силы Аргентины вторглись на Фолклендские острова и заняли их. В ответ Лондон направил экспедиционные силы для их освобождения.

Фолклендскую войну выиграла Великобритания, однако Аргентина до сих пор активно настаивает на том, что Лондон управляет островами незаконно, хотя и утверждает, что не намерена больше применять силу в поддержку своих заявлений.

Некоторые территориальные споры удается со временем разрешить путем переговоров.

Один из крупнейших территориальных споров Великобритании затрагивал Ирландию. После раздела Ирландии на Ирландскую республику и Северную Ирландию, оставшуюся под контролем Лондона, конституция Ирландии по-прежнему утверждала, что территорией республики является весь остров - то есть и Северная Ирландия. Вопрос был разрешен лишь в декабре 1999 года, когда в рамках мирного процесса в Северной Ирландии избиратели Республики Ирландия на референдуме одобрили изменения в этой части своей конституции. Теперь правительства как в Дублине, так и в Лондоне официально признают, что Северная Ирландия теоретически может воссоединиться с Ирландской республикой, но лишь в том случае, если это предложение будет одобрено на всенародном референдуме.

Тем не менее, территориальные споры между Ирландией и Великобританией на этом не завершились. Разногласия затрагивают точное прохождение границы в заливах Лох-Фойл и Карлингфорд-Лох.

Еще в относительно недавнем прошлом у Великобритания была огромная империя, и у страны до сих пор остаются территориальные споры практически на каждом континенте.

Архипелаг Чагос в южной части Индийского океана считался частью Маврикия вплоть до обретения независимости этим островом. Но в 1965 году, за три года до обретения Маврикием независимости, Великобритания вывела этот архипелаг из состава Маврикия.

Правительство Маврикия убеждено, что Лондон незаконно присоединил к своим заморским территориям архипелаг Чагос в южной части Индийского океана. На острове Диего-Гарсия, входящем в состав архипелага, расположена огромная военно-воздушная база США. Для ее строительства Лондон выселил все местное население Чагоса, депортировав жителей на Маврикий. Они по сей день добиваются права вернуться на родные острова.

У Франции есть неразрешенные территориальные споры с целым рядом стран:

С Мадагаскаром Франция не поделила несколько никем не населенных атоллов, скал, рифов и песчаных отмелей в Индийском океане. Речь идет о рифе дю Гейзе, островах Бассас-да-Индия, острове Европа и острове Жуан-ди-Нова в Мозамбикском проливе, которые Франция оставила за собой после обретения Мадагаскаром независимости. Так как в этом проливе могут находиться запасы нефти и природного газа, а также просто из принципа, Мадагаскар заявляет, что эти острова и рифы по праву принадлежат ему.

Эти территории Франция называет островами Эспарсе (или Разбросанными островами). Они входят в состав Французских Южных и Антарктических территорий и управляются с острова Реюньон в Индийском океане, который является департаментом Франции. Кроме того, Франция считает своей территорией острова Глорьёз, к северу от Мадагаскара, с чем Антананариву категорически не согласен. К востоку от Мадагаскара находится необитаемый остров Тромлен, на котором расположена метеорологическая станция. Несмотря на то, что на него претендует Мадагаскар, правительства Франции и Мадагаскара пришли к соглашению совместно управлять островом.

Острова Майотта географически входят в состав Коморского архипелага, к северо-востоку от Мадагаскара. В течение веков Майотта управлялась арабами. В XIX веке Майотта была завоевана королем Мадагаскара, а в 1841 году их купила Франция.

Когда в 70-х годах зашла речь о независимости Коморских островов, жители Майотты на референдуме 1974 года решили остаться в составе Франции. В 2011 году Майотта стала заморским департаментом и тем самым территорией Европейского союза. Правительство Коморских островов считает Майотту своей территорией, о чем написано в конституции страны. В 1976 году 11 из 15 членов Совета Безопасности ООН поддержали проект резолюции, признающий суверенитет Коморских островов над Майоттой, однако Франция наложила на проект резолюции свое вето.

Необитаемые вулканические острова Матью и Хантер находятся в южной части Тихого океана, в 300 километрах к востоку от Новой Каледонии и к юго-востоку от Вануату (бывших Новых Гебридских островов). Страна Вануату считает их частью своей провинции Тафеа и объявила о своих притязаниях на острова сразу по обретении независимости в 1980 году.

Ради поддержания своего суверенитета над островами Матью и Хантер Франция построила на одном из них метеорологическую станцию. Кроме того, оба острова регулярно посещают корабли военно-морского флота Франции. Однако, кроме заявления о своих притязаниях на острова Матью и Хантер, правительство Вануату пока не предприняло никаких других шагов по их возвращению.

В XIX веке Голландия (которая тогда управляла Суринамом) и Франция пришли к соглашению о том, что граница между Французской Гвианой и Суринамом должна проходить по реке Морони.

В 1885 году вопрос о точном прохождении границы между Суринамом и Французской Гвианой вновь стал актуален, так как в верховьях Морони было обнаружено золото. Обе страны обратились к российскому царю Александру III с просьбой разрешить этот вопрос. Тот постановил, что река Морони вытекает из реки Лава, и, соответственно, граница проходит по этой реке тоже. Но вплоть до сегодняшнего дня нет согласия по вопросу истоков реки Лава. Голландия, а за ней и сегодняшний Суринам, считают, что она вытекает из реки Маровини, далее на восток, а Франция считает, что она вытекает из реки Литани, к западу. Суринам до сих пор претендует на часть Французской Гвианы, хотя эксперты считают, что если тот обратится в международный арбитраж, то скорее всего проиграет.

На северном побережье Африки находятся два испанских города – Сеута и Мелилья. Сеута изначально была завоевана Португалией, но с 1668 года управляется Испанией. Мелилья была завоевана Испанией в 1497 году. Марокко уже много десятилетий заявляет, что эти два города является неотъемлемой частью ее территории. Испания, со своей стороны, отрицает эти заявления и утверждает, что не намерена даже обсуждать этот вопрос с кем бы то ни было.

Несмотря на территориальные притязания Марокко, Рабат и Мадрид на практическом уровне сотрудничают друг с другом по вопросам охраны границы, борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией и так далее. Кроме того, Марокко претендует на острова Чафаринас у атлантического побережья, которые находятся под контролем Испании с 1848 года. За исключением небольшого гарнизона, острова необитаемы. Марокко также претендует на островок Пеньон-де-Алусемас, размером в 0,015 квадратных километра, находящийся в 300 метрах от средиземноморского побережья Марокко, а также на испанские скалу Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомер и островок Перехиль в Гибралтарском заливе.

На стыке границ Австрии, Германии и Швейцарии находится Боденское озеро (также известное как Констанцкое). Это единственное место в Европе, где не проведены четкие границы между тремя странами

Швейцария считает, что граница проходит посередине Боденского озера. Австрия настаивает на том, что озеро принадлежит всем трем прибрежным странам. Германия занимает неопределенную позицию. Вопросы, связанные с водным транспортом и рыболовством, регулируются отдельными договорами.

Территориальные споры США с другими странами затрагивают в основном небольшие острова. Споры у Вашингтона существуют с рядом стран.

На необитаемый риф Бахо-Нуэво, кроме США, претендуют Колумбия, Ямайка и Никарагуа. Контроль над рифом осуществляют США, но военно-морские силы Колумбии регулярно заходят в прилегающие воды. Все страны надеются расширить свою исключительную экономическую зону вокруг островов. Ранее на Бахо-Нуэво также претендовал и Гондурас, но в 1999 году он подписал договор с Колумбией о морской границе, согласно которому Тегусигальпа признает риф колумбийским. Кроме того, Вашингтон спорит с Гаити по поводу необитаемого островка Навассо, который управляется США с базы в Гуантанамо на Кубе. На остров также с 1801 года претендует Гаити, и конституция страны утверждает, что остров принадлежит ей.
США, Куба и Мексика не могут прийти к соглашению по вопросу о том, кому именно принадлежат какие части континентального шельфа в Мексиканском заливе.

Территориальные споры США затрагивают и Тихий океан.

Токелау – самоуправляющаяся территория Новой Зеландии в южной части Тихого океана. Один из островов архипелага - остров Суэйнс - в XIX веке перешел во владение США согласно принятому в 1856 году закону, позволявшему гражданам США завладевать островами с залежами гуано, расположенными где угодно в мире и вне юрисдикции других стран.

Остров Суэйнс находится в юрисдикции Американского Самоа. Несмотря на то, что к концу ХХ века Новая Зеландия признала суверенитет США над этим островом с населением в 17 человек, в конституции самих Токелау четко написано, что этот остров является неотъемлемой частью Новой Зеландии.

Маршалловы острова – республика в Тихом океане, ассоциированная с США (США обеспечивают оборону страны). К северу от Маршалловых островов находится остров Уэйк, принадлежащий США. На него претендуют Маршалловы острова, где этот остров называется Энен-кио. На острове Уэйк находится крупная база США.
Большая часть границы между Хорватией и Сербией проходит по реке Дунай. Сербия считает, что граница проходит посередине русла реки. Хорватия, со своей стороны настаивает на том, что граница должна соответствовать кадастровым границам местных муниципалитетов. Кадастровые границы соответствует курсу Дуная в XIX веке, но с тех пор он во многих местах изменился.

Площадь спорных территорий между Хорватией и Сербией достигает 140 квадратных километров. Вопрос о точном прохождении границы впервые поднимался в 1947 году, но затем, во время существования Югославской Федерации, не представлял проблем. Статус спорных территорий снова оказался на повестке дня после распада Югославии. На данный момент линия фактического контроля соответствует позиции Сербии.




Территориальный спор - международный спор между государствами по поводу юридической принадлежности определенной территории. Не являются территориальным спором демаркационные разногласия сторон, а также односторонняя территориальная претензия.

В настоящее время примерно 50 стран мира оспаривают те или иные территории у своих соседей. По подсчетам американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке насчитывается 20 подобных споров, в Европе - 19, на Ближнем Востоке - 12, в Латинской Америке - 8.

На постсоветском пространстве самый серьезный территориальный спор возник из-за Нагорного Карабаха , территории на юго-западе Азербайджана, населенной армянами. В 1991-1994 гг. между Арменией и Азербайджаном велась война за территорию Нагорного Карабаха. В наше время Нагорный Карабах является де-факто независимым государством, именующим себя Нагорно-Карабахской Республикой. Азербайджан и международное сообщество считают Нагорный Карабах частью Азербайджана.

В декабре 1963 г. в связи с обострением отношений между кипрскими греками и турками, вызванным вмешательством извне во внутренние дела Кипра , прекратилась совместная деятельность греческих и турецких членов Палаты представителей. Турки-киприоты не участвуют в работе Палаты представителей, Совета министров и других государственных органов Кипра. Греческая общинная палата упразднена в марте 1965 г. Турки-киприоты в декабре 1967 г. создали “временную турецкую администрацию”.

Исполнительный совет “временной турецкой администрации” во главе с вице-президентом республики осуществлял исполнительную власть в турецких районах Кипра. 13 февраля 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое “Турецкое федеративное государство Кипр”. Рауф Денкташ был избран “первым президентом” “Турецкого федеративного государства Кипр”. В июне 1975 г. турецкой общиной была одобрена конституция этого “государства”. 15 ноября 1983 г. законодательная ассамблея “Турецкого федеративного государства Кипр” провозгласила в одностороннем порядке т. н. независимое турецко-кипрское государство, которое называется “Турецкая республика Северного Кипра”. “Турецкая республика Северного Кипра” до сих пор признана только Турцией.

Некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии к России. Заключение мирного договора японцы увязывают с решением проблемы Южных Курил .

Кашмир является спорной областью на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир.

Одной из самых важных проблем в отношениях между Китаем и Индией на протяжении последних пятидесяти лет остается неразрешенный территориально-пограничный спор вокруг Тибета . 25 августа 1959 г. произошел первый получивший широкую огласку китайско‑индийский вооруженный инцидент. Вслед за этим инцидентом КНР предъявила Индии значительные территориальные притязания.

Не урегулирован конфликт между Сирией и Израилем за Голанские высоты . В 1967 году они были оккупированы Израилем. В 1973 г. ООН установила буферную зону между войсками Сирии и Израиля. В 1981 году высоты аннексированы Израилем. Новый статус не признан мировым сообществом.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале 19 века, когда на островах появились первые британские поселенцы.

Между Канадой и Данией разгорается спор о территориальной принадлежности острова Ханс , расположенного вблизи Гренландии. На шельфе между Гренландией и Хансом были обнаружены крупные залежи нефти и газа, и обе страны претендуют на эти ресурсы.

Имеющие стратегическое значение острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо (Индийский океан вблизи африканского побережья Мадагаскара) являются предметом спора между Францией и Мадагаскаром. Ныне контролируются Францией.

В декабре 1996 года скалы Имиа (греческое название) или Кардак (турецкое) в Эгейском море стали поводом для конфликта между Грецией и Турцией. Конфликт был остановлен международным сообществом, но обе страны не отказались от своих претензий.

Архипелаг Чагос в Индийском океане, состоящий из 65 островов, крупнейший из которых - Диего-Гарсия, площадью 40 кв. км, является предметом спора между Маврикием и Великобританией.

Архипелаг Спратли в Тихом океане - предмет спора между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами. На часть архипелага с 1984 года также претендует Бруней. Борьба за эти острова многократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в 1974 году произошло морское сражение между ВМФ Китая и Южного Вьетнама.

Парасельские острова в Южно-Китайском море являются предметом спора между Китаем и Вьетнамом. Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно-воздушная база, построенная Китаем.

Острова Сенкаку в Восточно-Китайское море ныне являются предметом спора между Японией, Китаем и Тайванем, но контролируются японским ВМФ. Вблизи них обнаружены запасы нефти.

Острова в заливе Кориско Бэй на побережье Западной Африки, крупнейшим из которых является остров Багне, площадью несколько сот квадратных метров, являются предметом спора между экваториальной Гвинеей и Габоном. Причина спора - в неурегулированности государственных границ, образовавшихся еще в колониальную эпоху.

Острова Сан-Андрес и Провиденсиа в Карибском море являются предметом спора между Никарагуа и Колумбией. Этот территориальный спор крайне сложно разрешить, потому что от принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста‑Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы.

Остров Абу Муса и острова Танб (Индийский океан, Персидский залив, Ормуздский пролив) - предмет спора между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами. Ныне острова контролируются Ираном, который взял их под контроль в 1971 году. Конфликт между Ираном и ОАЭ периодически разгорается и переходит в фазу обмена резкими заявлениями.

Наиболее мирно протекает спор за территории Антарктиды , на которые претендуют семь государств: Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания, причем последние три страны оспаривают ряд территорий ледового континента друг у друга. Так как все претенденты на территорию являются участниками Договора по Атлантике, подписанного в 1959 году, признающего шестой континент зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли.

Однако время от времени вопрос территориальных претензий привлекает к себе внимание.


В современном мире значение территориальных споров все-таки падает: все больше государств сегодня понимают, что большая территория v вовсе не повод для гордости, но если говорить о прошлом (иногда совсем близком), то -

Из глубин

Ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение.

Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном случае есть свои особенности и нюансы.

Военное значение имеют территории, которые могут стать "перевалочными пунктами" для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.

Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.

Кто и на что претендует

Сегодня практически все знают о том, что некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России.

Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.

После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в "коллективном бессознательном" наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире v 60 тысяч километров.

Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.

Россия v США

У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.

Россия v Япония

Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.

Россия v Северная Корея

Действует соглашение о демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России.

Россия v Китай

Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).

В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации.

На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.

Россия v Монголия

Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.

Россия v Казахстан

Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная "межреспубликанская граница".

Каспийское море

Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства v Азербайджан, Туркмения и Казахстан v требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

Россия v Азербайджан

Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины v народ оказывается разделенным.

Россия v Грузия

С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований v Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.

Россия v Турция

Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.

Россия v Украина

Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.

Россия v Белоруссия

Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.

Россия v Латвия

Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.

Россия v Эстония

Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.

Калининградская область

Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.

Россия v Литва

Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.

Россия v Финляндия

Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации.

Россия v Норвегия

Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений v разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская Lграница полярных владений¦ должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.

Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.

Насколько реальны претензии

Маловероятно, что кто-либо из нынешних соседей России способен ввязаться в войну, чтобы реализовать свои территориальные притязания. Однако в современном мире существует много других способов добиваться своих целей. Российские эксперты очень любят заниматься построением сценариев типа:

"Возможны пограничные конфликты, возня из-за демаркации границы, как это было в ситуации с пограничным пунктом Верхний Ларс на границе с Грузией"
"Нельзя не брать в расчет возможное провоцирование этнических и межэтнических конфликтов на территории России извне. Как это происходит сейчас на Кавказе в связи с Чечней, на границе с Дагестаном, с Абхазией и Грузией."
"Возможно постепенное изменение не в пользу российских граждан этнического баланса на прилегающих дальневосточных территориях в связи с проникновением и расселением там граждан Китая".
"Своего рода "экономический шантаж" как реакция на внутренний катаклизм в России. Если у нас что-нибудь случится, некоторые из наших соседей могут предъявить России, как векселя к оплате, свои отложенные территориальные претензии".

Это интересно

Кроме того, по подсчетам журналистов, в самой России в последние 10 лет проявилось порядка 30 территориальных претензий субъектов Федерации друг к другу.

Москва спорит с Московской областью о принадлежности аэропортов Шереметьево и Внуково, Тверская область спорит с Ярославской об островах на реке Молога. Шадринский и Долматовский районы Курганской области тяготеют к Свердловской области. Из-за спорных территорий враждуют Калмыкия и Астраханская область. И это далеко не полный список.

Особую опасность представляют такие регионы, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в которых уже давно звучат призывы к разделению.