В чем интерес оон экономики независимых государств. Организация объединенных наций, ее роль в мировой экономике

Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования МЭО

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально - экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсуждения и принятия сугубо политических решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

Деятельность ООН производится в четырех основных направлениях:

1) преодоление общемировых экономических проблем;

2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;

3) содействие экономическому росту развивающихся стран;

4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.

Для решения этих задач используются следующие формы деятельности:

1. Информационная деятельность. Ее цель - воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.

2. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.

3. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.



Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.

Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он \координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. Каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя - по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя - по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.

Секретариат ООН - административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН включаются несколько подразделений, самое крупное из которых - Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны - члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН - программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, прединвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики. ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

· проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

· проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

· унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;

· разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации,

· предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции.

· борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

· сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

Первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций стала подписанная в Лондоне 12 июня 1941 г. Декларация, в которой союзники по антигитлеровской коалиции обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». В августе того же года президент США Т. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества для поддержания мира и безопасности в документе, известном как Атлантическая хартия. Конечно же при этом учитывался опыт Лиги Наций, не сумевшей предотвратить Вторую мировую войну. В январе 1942 г. представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия -- Италия -- Япония), заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию 26 государств. В этом документе впервые было официально использовано название «Объединенные Нации», предложенное президентом Рузвельтом. Затем в Декларации, подписанной в Москве 30 октября 1943 г, правительства Советскою Союза, Великобритании, Соединенных Штатов и Китая призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была вновь подтверждена на встрече руководителей Соединенных Штатов, СССР и Великобритании в Тегеране 1 декабря 1943 г Первые конкретные контуры ООН были очерчены на конференции, проходившей в имении Думбартон-Окс в Вашингтоне. Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила п. структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласие на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей (это было данью уважения к СССР, воевавшему в одиночку с Германией вплоть до oоткрытия второго фронта в 1944 г.). Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 г. в г. Сан-Франциско Конференцию Объединенных Наций для выработки Устава ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в США. Ее созыв еще до окончания Второй мировой войны свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания универсальной меж государственной организации, призванной обеспечить мир на плат, те. Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 г., и эта дата считается днем рождения ООН.

Организация Объединенных Наций является центром решении проблем, с которыми сталкивается все человечество. Деятельность ООН осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Нации. Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают разрешать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем -- имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них -- Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке и Секретариат -- расположены в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган -- Международный Суд -- находится в Гааге (Нидерланды).

Наряду с увеличением роли мировых политических проблем большое место в деятельности ООН занимают экономические аспекты, что выражается прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств их решения, выработки соответствующих рекомендаций. Значение экономической деятельности ООН возрастает с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, усугублением возникающих в мировой экономике проблем, дальнейшим расширением международного экономического сотрудничества.

В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере: «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального...» характера. Главы IX и X Устава целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. В частности, статья 55 определяет конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН: «создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений», «повышение уровня жизни, достижение полной занятости населения», содействие «условиям экономического и социального прогресса и содействие». Зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам. Одна из центральных задач Организации Объединенных Нации заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70% деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют со бой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.

На юбилейной 60-й сессии (сентябрь 2005 г.), на пленарном заседании Ассамблеи высокого уровня с участием глав государств и правительств, был проведен всеобъемлющий обзор прогресса, достигнутого в области выполнения всех обязательств, содержащихся в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Большое внимание на сессии было уделено необходимости достижения согласованных на международном уровне целей в области развития и налаживания глобальных партнерских отношений для обеспечения прогресса на национальном, региональном и международном уровнях; при этом подчеркивалась важность выполнения решений и обязательств, принятых на международных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежной областях.

Международные экономические отношения Роньшина Наталия Ивановна

50. Роль ООН в развитии МЭО

50. Роль ООН в развитии МЭО

Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны – члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.

Программа развития ООН – программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.

Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).

Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.

Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

1. Сущность научно-технического прогресса и его роль в развитии общественного производства Под научно-техническим прогрессом (НТП) следует понимать непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования всех элементов общественного производства

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

102. Роль международного кредита в развитии производства Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.Международный кредит содействует

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

69. Роль иностранного капитала в экономическом развитии России Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и по сей день. Принято считать, что недостаточная активность западных капиталов идет от внутренней политической нестабильности России. Но на самом деле

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

6. РОЛЬ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ На Западе память о Римской империи не исчезла. В 800 г. Карл Великий, король германского племени франков, позволил папе римскому, главе христианской церкви на Западе, возложить на свою голову корону римских

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

2.4. Роль государства в формировании предпосылок и развитии финансово-экономического кризиса Подобно тому, как генералы готовятся к прошедшим войнам, государства в своей экономической политике пытаются противодействовать прошедшим кризисам. Суть ситуации заключается в

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

4.8. Роль международных организаций и национальных институтов в развитии глобальных рынков услуг (на примере грузовых чартерных авиационных перевозок) Наибольшую положительную динамику развития в докризисном мире показывал сектор услуг, что, очевидно, связано с

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

3.3. Социальный капитал и его роль в развитии человеческого капитала в инновационной экономике Термин «социальный капитал является относительно молодым, появившимся менее ста лет назад. Впервые его ввел Лид Джансон Ханифан в 1916 г., доказывая необходимость налаживания

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

4.1. Роль институтов государства и рынка в развитии инновационного предпринимательского климата России Потенциальная роль институтов государства и рынка в переходе России к инновационной экономике огромна. Однако, сложивший в настоящий период инновационный климат

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

1.4. Роль центрального банка в развитии и регулировании платежных систем В число ключевых функций центральных банков входит эмиссия наличных денег, осуществление денежно-кредитной политики для регулирования экономической конъюнктуры, надзор за банковскими и

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

Глава 1. Финансовая грамотность: актуальность и роль в развитии экономики и повышении благосостояния

Из книги автора

1.2. Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию усложняющихся финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и

Из книги автора

57. Роль кредита в развитии рыночной экономики Кредит обеспечивает переход денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита можно преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участке высвобождаются временно

Из книги автора

81. Роль банков в развитии коммерческой деятельности В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика. С помощью нее осуществляются:1) перераспределение и мобилизация капиталов;2) регулирование

Из книги автора

6.3. Роль Банка России в развитии и регулировании розничных платежных услуг К розничным платежным услугам можно отнести:– услуги по переводу денежных средств: без открытия банковского счета, с использованием платежных карт, на основании распоряжений, представленных в

Международные организации можно разделить на две группы:

    универсальные : ООН, ВТО, ОЭСР;

    региональные , которые создаются в рамках интеграционных объединений: КЕС, АТЭС и т.д.

Существенную роль в межгосударственном регулировании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН) , в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанныхcэкономической деятельностью, следует упомянуть Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др.

ООН – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.

Наиболее известными специализированными учреждениями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) игруппа Всемирного банка , в которую входятМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития ( MAP ) иМеждународное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА) . Также при ООН действуют специализированные органы, например,Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) ,Комиссия ООН по праву международной собственности (ЮНСИТРАЛ) и др.

В МВФ входит 182 страны. Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США – 18,25%, Германия и Япония – по 5,67, Великобритания и Франция – по 5,10, Россия – 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда.

Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92% всех кредитов МВФ). Наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия, Республика Корея, Аргентина, Индия, Великобритания, Бразилия, Индонезия, Филиппины и Пакистан.

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее, функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Целями МБРР является: предоставление гарантий по частным иностранным капиталовложениям с целью их стимулирования; прямое участие в осуществлении заграничных капиталовложений, содействие развитию международной торговли.

Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США – более 17%, а все страны «Большой семерки» – около 45%.

МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на стимулирование международного потока средне– и долгосрочных инвестиций, содействие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов – от школ до электростанций и промышленных предприятий – в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В последнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на цели структурной адаптации экономики (финансирование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем государствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобренные МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель – мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами.

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.).

Республика Беларусь является членом ООН, а также многих специализированных учреждений данной организации (ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МОТ, ЮНИДО, ВПС, МСЭ, ИКАО, МВФ).

Республика поддерживает последовательную политику ООН в области поддержания международного мира и безопасности, в области укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его имеющихся арсеналов.

С июля 1992 года Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда. Квота республики в МВФ составляет 280,4 млн. СДР (около 373 млн. дол. США), или 0,19% от обшей квоты, которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. дол. США).

С 1993 года Беларусь трижды пользовалась ресурсами Фонда для поддержки программы экономических реформ правительства. Общий объем кредитов и займов, предоставленных по состоянию на конец июня 1998 года, составил 184,4 млн. СДР. МВФ оказал Беларуси техническую помощь в ряде областей, включая государственные расходы, налогообложение и таможенную сферу, наблюдение за работой банков, денежную политику и организацию деятельности Национального банка, а также ведение финансовой статистики (платежный баланс, денежный, банковский и реальный секторы экономики).

Предоставляемые кредиты в основном направлялись в финансово-кредитную сферу. В 1993 году белорусское правительство подписало с МВФ соглашение о предоставлении займа в размере 200 млн. дол. США по линии фонда системных трансформаций для улучшения платежного баланса. Первый транш данного кредита поступил в августе 1993 года в размере 70,1 млн. СДР, что было на тот момент эквивалентно 98 млн. дол. США. Он предназначался на улучшение платежного баланса республики. Срок его погашения составил 10 лет; мораторий на выплату основного долга – 4,5 года, процентная ставка – 5,67% (плавающая). Средства кредита пошли на закупку то­почного мазута, автомобильного бензина и дизельного топлива, медицинского оборудования, а также частично использованы для обеспечения своевременных расчетов с Россией за поставляемый сжиженный газ и поддержания обменного курса белорусского рубля.

В 2001 г. в республике реализовывалась шестимесячная Программа мониторинга Фондом (ПМФ), служащая основой для перехода к механизму «стэнд-бай». В настоящее время возобновление программы «стэнд-бай» можно рассматривать как основную тему переговоров с МВФ. Выполнены все целевые показатели в денежно-кредитной сфере и практически все структурные контрольные показатели.

Республика Беларусь также тесно взаимодействует с группой Всемирного банка (МБРР, МФК, МАГИ, МАР) и другими международными организациями.

В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО) , которая с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО является 146 государств. Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости).

Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений:

    торговля без дискриминации: участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам, в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

    защита внутреннего производства с помощью таможенных тарифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе – единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнеторгового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.);

    стабильная и предсказуемая основа для торговли: закрепление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров;

    содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по искусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государственных субсидий для занижения экспортных цен;

    гласность и открытость в торговом регулировании;

    разрешение споров и конфликтов путем консультаций и переговоров.

Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя присоединяющаяся к ВТО страна, – приведение национальных принципов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максимальное соответствие с нормами этой организации.

Основной механизм деятельности ВТО – раунды многосторонних переговоров. В результате раундов многосторонних переговоров, средневзвешенная ставка таможенных тарифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. В 1996 – 1997 гг. в рамках ВТО достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли.

Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие ее экономического законодательства правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях обеспечения более открытого доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок.

Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, США, Турция, Чехия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Франция, Южная Корея, Япония. На долю стран ОЭСР, в которых проживает 16% населения земного шара, приходится 2/3 мирового производства.

Основной целью ОЭСР является анализ состояния экономики государств-членов и выработка рекомендаций странам-участницам по осуществлению экономического регулирования на макро и отраслевом уровнях. Эти рекомендации, как правило, учитываются странами-членами при разработке и реализации национальной экономической политики. В связи с этим Организация фактически является органом координации экономической политики ведущих стран Запада.

В целом все международные организации имеют целью регулирование определенных аспектов функционирования мирового сообщества для создания всех условий гармоничного его развития в будущем. В них во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого происходит взаимодействие всех компонентов мирового хозяйства.

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и раз­витие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсужде­ния и принятия сугубо политических решений по самым актуальным воп­росам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и меж­дународных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявля­ющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокуп­ ность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система орга­низаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конфе­ренция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор­мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред­ставляются следующие:

    проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис­дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

    проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности- ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентирован­ных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллек­туальной собственности).

    унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международ­ной торговли-ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объек­тивных международных сопоставлений;

    разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посред­ством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и ин­формации,

    предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения инфор­мации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции. Для компаний также важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;

    борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по пре­дотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопос­лушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

    сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компа­ниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предо­ставляющие статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отноше­нии проблем мировой экономики на базе международных экспертных кон­сультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сооб­ществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуаль­ных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Орга­низация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической обла­стях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в раз­вивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в част­ности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и раз­витии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предприниматель­ству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить авто­матизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможен­ными службами, что значительно упрощает бюрократическую составля­ющую внешнеэкономической деятельности.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содей­ствовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран.

При осуществлении экономической деятельности государства и ком­пании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынива­ние, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компе­тенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности. Документ, в частности, предусматривает сокращение вы­бросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании - источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие пря­мое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и стати­стики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компе­тенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемир­ный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций биз­нес-сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес-групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Приме­ром является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны рав­ные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.