Виды слонов и их особенности. Шок! Как на самом деле приручают слонов в Тайланде! Бедственное положение слонов

Здравствуйте, дорогие игроки, сегодня я кратко расскажу о том, как приручать животных, которые добавляются модом Mo"Creatures.

Виверны.

Чтобы получить ручного виверна, сначала потребуется выбить яйцо с дикого. Виверны спавнятся в своем мире. Вы сможете туда попасть только при наличии специального посоха (Wyvern Portal Staff), который телепортирует вас туда. Его можно сделать с помощью Эссенции света (Essence of Light) или Рога единорога (Unicorn Horn).

После того, как добудете яйцо виверны, киньте его (пкм) рядом с факелами и ждите, когда вылупится. Рекомендую от яйца не отходить.

Вараны.

Варанов можно обнаружить в болотном биоме. Выбейте яйцо из дикого варана, чтобы вырастить ручного (киньте яйцо (пкм) рядом с факелами и ждите, когда вылупится ).

Змеи.

Существует восемь различных видов змей: застенчивые (они будут пытаться уползти от вас), ядовитые (кораллового цвета), кобры и другие. Змей можно увидеть в обычном мире во многих биомах. Гремучие змеи, например, спавнятся только в пустынях, питоны - в болотах и джунглях.

Из диких змей и взрослых прирученных выпадают яйца, из которых вылупятся ручные змеи (киньте яйцо (пкм) рядом с факелами и ждите, когда появится ).

Акулы.

Спавнятся в океане. Ручную акулу надо вывести из яйца. Оно выбивается из дикой акулы. Чтобы акула вылупилась, яйцо надо кинуть в водоем и ждать.

Страусы.

Спавнятся в равнинном и пустынном биомах группами. Вы можете увидеть особь мужского и женского пола. Они отличаются по цвету. Самцы черного цвета, самки - коричневого. Также существуют редкие страусы-альбиносы (белого цвета). Еще можно встретить детенышей - они коричневого цвета.

Чтобы получить ручного страуса, его потребуется вырастить из яйца. Оно может быть найдено около страусихи.

Слоны и мамонты.

Слонов можно найти в пустынях, джунглях, равнинах и лесах. Только детенышей слонов и мамонтов можно приручить! Для этого их надо покормить 10 кусочками сахара (Sugar Lump) из мода (пкм)!

Индейка.

Спавнится в равнинном биоме. Ее можно приручить с помощью семян арбуза, а вылечить с помощью семян тыквы. Разведению не подлежит!

Скаты.

Спавн в океанском биоме. Вы можете его приручить, если будете нажимать (садиться) и долго не отпускать несколько раз пкм. Ската-хвостокола приручить нельзя!

Дельфины.

Спавнятся дельфины в океанском биоме. Есть шесть видов (от обычных к редким): синий, зелёный, фиолетовый, тёмный, розовый и альбинос. Дельфина можно приручить, если покормить его сырой рыбой (пкм).

Аквариумные рыбки.

Спавнятся в любых водоемах. Существует 10 моделей аквариумных рыбок. Чтобы приручить такую, ее надо поймать в сети (Fish Net)

(для крафта нужны акульи зубы).

Затем, свою рыбку можно будет поместить аквариум (для этого им надо зачерпнуть (пкм) уже ручную рыбку)

Козлы и козы.

Спавнятся почти везде в обычном мире. Приручить можно, нажав пкм чем-нибудь съедобным.

Черепахи.

Черепаху можно увидеть в болотном биоме. Разбросайте около нее тростник или ломтики арбуза и отойдете на расстояние десяти блоков. Когда черепаха съест угощение, вы станете ее любимым хозяином. А если назовете черепаху именами Donatello, Raphael, Michelangelo или Leonardo, она получит соответствующую повязку и оружие как у черепашек ниндзя.

Скорпионы.

Скорпионы бывают 4 типов: бурые и зелёные (в пустынном и равнинном биоме), синие (в зимнем биоме), красные (в Нижнем мире (в Аду)). Чтобы получить ручного скорпиона, надо выбить малыша на спине у материнской особи (см. картинку выше) и взять его (пкм) в руки.

Коты.

Котеек можно найти в равнинном биоме. Существует 8 окрасов. Чтобы приручить кота, бросьте жареную рыбу рядом с ним, как только поест, кликните пкм медальоном по питомцу-коту.

Большие коты.

Большие коты - это львы, львицы, тигры, гепарды, пантеры, снежные барсы и белые тигры. Приручить можно только их малышей, кинув сырую свинину/говядину/рыбу и кликнув пкм медальоном.

Панды.

Живут в равнинном биоме и биоме джунглей. Приручаются тростником.

Кролики.

Бывают 5 окрасов. Спавнятся в лесном и зимнем биомах. Приручить можно, нажав пкм по кролику.

Птицы.

Есть шесть различных видов птиц: голубь, ворона, синий гросбек, кардинал, канарская птица и попугай. Бросьте семена пшеницы и отойдите, чтобы птица съела, когда она это сделает, подойдите и кликните по ней пкм.

Лисицы.

Встречается в лесном биоме. Белую лису можно увидеть в зимнем биоме. Приручить ее можно индюшатиной.

Еноты.

Увидите в лесном биоме. Приручить можно, кликнув пкм чем-нибудь съедобным.

Утки.

Ничем не отличаются от курицы, только звуком и текстурой. Если вы дадите двум особям по семени пшеницы, то у них появится малыш - утёнок!

Лошади.

Можно встретить в равнинном, лесном или горном биомах. Приручаются сразу, если дать (пкм) яблоко. Еще можно одеть седло на дикую лошадь и долго пытаться оседлать ее (пкм).

Зебры.

Можно встретить в равнинном биоме. Приручается яблоком, если сидите на другой зебре или черно-белой лошади (лошадь 4 уровня) из мода!

На этом все! Приручайте животных и хвастайтесь своими питомцами !

Всего вам доброго!

Кандидат биологических наук Евгений МАЩЕНКО (Палеонтологический институт имени А. А. Борисяка РАН).

Человек на протяжении многих веков был тесно связан с различными животными. В ряде случаев приручение и использование животных определяло историю человечества. Один из примеров - одомашнивание крупного и мелкого рогатого скота, способствовавшее формированию производящего типа хозяйства; другой - приручение диких лошадей, позволившее племенам Центральной Азии перейти к кочевому образу жизни. Этим событиям историки обычно уделяют достаточно много внимания. Гораздо меньше исследований посвящено млекопитающим, приручение которых не было широко распространённой практикой. Одно из таких «незаслуженно» обойдённых вниманием животных - слон. Слоны оставили глубокий след в истории человечества, а люди, в свою очередь, сильно повлияли на судьбу слонов.

Азиатский (слева) и африканский (справа) слоны. Для азиатского слона характерны относительно небольшие уши, выгнутая линия спины (самая высокая точка тела - плечи), относительно массивное туловище и отсутствие бивней у самок.

В многочисленных национальных парках и частных природных резерватах Южной Африки слоны бродят большими стадами. Поедая ветки древесной растительности, они нередко буквально опустошают саванну.

Использование слонов на заготовках леса. Индия, 1970-е годы.

Районы распространения азиатских (вверху) и африканских (внизу) слонов. Ареал азиатского слона в 70-е годы XX века и в IV-III веках до н.э. Показан предполагаемый ареал азиатского слона, вымершего в первом тысячелетии до н.э.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Переправа слонов через реку Рона во время похода Ганнибала в Италию.

Древнейшие свидетельства роли слонов в культуре народов Азии. Внизу - жертвенная яма в Сеньсиндуй (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай), содержавшая различные культовые предметы и 73 крупных бивня азиатских слонов.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Изображения слонов на античных монетах Карфагена и Малой Азии III-II веков до н.э. Сверху вниз: реверс карфагенской монеты времён второй Пунической войны с изображением боевого слона.

Римские изображения азиатских слонов III-II веков до н.э. Вверху - роспись на тарелке (предположительно - середина III века до н.э.), изображающая боевого азиатского слона армии Пирра. Рим. Национальный музей этрусков.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Фреска во внутреннем дворе замка Сфорца (Милан, Италия), 60-е годы XV века. По большим ушам (верхний край ушей выше линии головы) и по вогнутой спине видно, что на фреске изображён именно африканский слон. Фото Евгения Мащенко.

Африканские слоны: в национальном парке Крюгера, ЮАР (1); среди камней Твайфельфонтейна, Намибия (2); в природном резервате Тангала, ЮАР (3); в национальном парке Этоша, Намибия (4). Фото Натальи Домриной.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наиболее драматическая часть истории сосуществования человека и слонов начинается, по-видимому, около пяти тысяч лет назад. Судьба этих животных в какой-то степени повторяет судьбу многих других видов крупных млекопитающих, истреблённых или вытесненных человеком, таких как морская корова или дикий бык тур. От полного исчезновения слонов спасло то, что на протяжении веков они были вовлечены в социальную и политическую жизнь человека.

С пятого тысячелетия до н.э. и примерно до 1600 года н.э. хозяйственная деятельность человека в Африке и Азии привела к многократному уменьшению ареала слонов и исчезновению нескольких их подвидов. Уже в начале нашей эры в Южном Китае и Пакистане мало кто видел живых слонов. Катастрофическое сокращение области распространения этих животных вкупе с разрывом торговых и политических связей с некоторыми из тех стран, где жили слоны, привело к тому, что в Средние века в Европе происходит утрата знаний о слонах, хотя эти животные были прекрасно известны в античные времена. Знакомство европейцев со слонами происходило заново уже в Средние века.

Современные слоны Азии и Африки

В настоящее время существует лишь два рода слонов - азиатский и африканский. Однако всего 11 тысяч лет назад (конец плейстоценового периода) разнообразие слонов было значительно больше. В Евр-азии и Северной Америке обитали два вида мамонтов: евразийский шерстистый мамонт и американский. В Южной Азии жили слоны стегодонты, а в Северной Америке, кроме того, жили гребнезубые мастодонты. Азиатские слоны относятся к биологическому роду Elephas. Африканские представляют другой род - Loxodonta. В конце плейстоценового периода азиатские и африканские слоны не были широко распространены, но в начале голоцена (10-5 тыс. лет назад), после вымирания других видов слонов, африканский слон расселился практически по всему африканскому континенту, а азиатский слон - по всей Южной Азии.

Азиатские слоны сейчас обитают только на охраняемых территориях в некоторых районах Южной и Юго-Восточной Азии и представлены тремя подвидами. Подвид собственно азиатского слона - Elephas maximus maximus (Южная Индия и Цейлон), подвид азиатского слона Юго-Восточной Азии - Elephas maximus indicus (Бирма, Лаос, Вьетнам, Малайзия) и подвид острова Суматра - Elephas maximus sumatranus. Подвиды азиатского слона отличаются друг от друга окраской и размерами. Современная численность диких азиатских слонов не превышает шести тысяч, и все подвиды внесены в международную Красную книгу.

Распространение африканских слонов в конце XX века охватывало экваториальную, южную и юго-западную части африканского континента. В основном они обитают на территориях национальных парков, а также в областях, представляющих собой естественные очаги опасных инфекционных заболеваний, то есть там, где нет человека. Для выживания слонов необходимы нетронутые саванны разного типа, первичные широколиственные или влажные тропические леса. В степях они жить не могут, хотя некоторые популяции животных обитают сейчас в предгорьях и очень сухих саваннах Намибии и в зоне к югу от Сахары, где выпадает не больше
300 мм осадков в год, но эти популяции очень малочисленны.

В настоящее время существуют два подвида африканских слонов: лесной африканский (Loxodonta africalna ciclotis) (область влажных тропических лесов) и саванный (Loxodonta africana аfricana) (районы саванн). Саванный подвид незначительно крупнее лесного и имеет больший ареал, чем лесной. Общая численность африканских слонов превышает 100 тысяч особей.

Азиатский слон более зависим от влажности климата по сравнению с африканским.

На распространение слонов сильно влияет доступность воды. Они прекрасно плавают и должны пить не реже одного раза в два дня. Для выживания одного взрослого слона необходима территория не меньше 18 км2. Нехватка пригодных мест обитания сегодня - одна из главных причин снижения численности этих животных.

Сейчас установлено, что слоны достаточно быстро (за 7-12 лет) могут восстановить свою численность, если на них не охотятся, поэтому в заповедниках приходится её контролировать и даже проводить санитарные отстрелы животных.

Человек и слоны в античный период

Палеонтологические и археологические находки в Северной Африке свидетельствуют, что в седьмом-четвертом тысячелетиях до н.э. климат в этом регионе значительно отличался от современного. В тот период даже в Центральной Сахаре существовали растительность средиземноморского типа и настоящие саванны. Многочисленные петроглифы неолитических племён, живших на территории современной Сахары, изображают слонов и других крупных млекопитающих, которые сейчас обитают за тысячи километров к югу. Ни в Африке, ни в Азии тогда не было племён, специально охотившихся на слонов. Активное преследование этих животных началось с развитием цивилизации, причём не с целью добычи пищи, а ради слоновой кости.

На территории Древнего Египта и в прилегающих районах восточной Ливии слонов не было. По древнеегипетским письменным источникам (эпохи Древнего Царства, третье тысячелетие до н.э.), египетские фараоны получали живых слонов и слоновую кость с юга, с территории современного Судана. Египтяне никогда не приручали слонов и не использовали их в военных целях или как рабочих животных. Известно, что африканские слоны содержались в зоопарках некоторых фараонов (Тутмос III, XV век до н. э.).

К востоку от Древнего Египта, на Севере Африки, обитал ныне вымерший подвид африканских слонов. Это животное не имеет научного названия, и не существует его научных описаний. Об этом виде слонов известно сегодня благодаря тому, что карфагеняне использовали их в войнах, которые они вели в III веке до н.э. Боевые слоны были важным элементом армии Карфагена. Римский историк Полибий сообщает, что карфагеняне охотились на слонов в Марокко и в оазисе Гадамес (северо-запад современной Ливии) - приблизительно в 800 км южнее Карфагена, на окраине Сахары. Эти отрывочные данные римского историка показывают, что в III веке до н.э. условия для обитания слонов существовали в относительно узкой полосе Северной Африки вдоль побережья Средиземного моря, ограниченной Сахарой на юге и востоке. В Африке первого тысячелетия до н.э. слоны жили на севере современного Алжира, Туниса и на западе Ливии.

Принадлежность слонов армии Карфагена именно к роду африканских слонов установлена по изображениям на карфагенских монетах. Карфагеняне начали использовать этих животных против римлян с 262 г. до н. э. Во время первого похода Ганнибала на Рим, в 218 г. до н.э., в его армии было 40 боевых слонов, большинство которых погибли при переходе через Альпы. Выжили всего четыре слона, не сыгравших существенной роли в боевых действиях. Переход был настолько тяжёлым, что Ганнибал потерял погибшими и дезертировавшими около 30% личного состава армии, более 50% боевых коней конницы и почти всех вьючных животных.

Интересно отметить, что до завоевания Карфагена (начало II века до н.э.) римляне получали слонов и слоновую кость из Сирии, а не из Африки. На римских предметах искусства и быта этого времени изображены именно азиатские слоны самого крупного подвида E. maximus asurus.

После завоевания римлянами Северной Африки и Египта и включения их как провинций в состав Римской империи (приблизительно с I века до н.э.) изображения слонов на посуде и мозаики в домах богатых римлян представляют только африканских слонов. Исчезновение изображений азиатских слонов в Риме и Малой Азии, скорее всего, связано с вымиранием малоазиатского подвида в Сирии и Ираке. Считается, что он исчез к началу I века до н.э. Вымирание этих животных произошло, скорее всего, из-за непрерывных войн, формирования новых провинций Рима и роста численности населения. Свою негативную роль сыграло, вероятно, и изменение климата Малой Азии в сторону увеличения аридизации (засушливости).

К I-II векам н. э. и в Северной Африке популяция слонов была истреблена или вымерла из-за изменения климата, вызвавшего наступление пустыни и исчезновение саванн в Ливии и Алжире. С этого времени римляне получали африканских слонов, скорее всего, через Египет с территории современных Эфиопии и Сомали, где они ещё встречались. Фактически с начала нашей эры распространение слонов в Африке ограничено территорией к югу от Сахары.

Отметим, что в начале нашей эры слонов регулярно и в большом количестве поставляли в Римскую империю для гладиаторских игр. Эти масштабные зрелища играли важную социальную роль в римском обществе. Во время таких игр, продолжавшихся иногда до месяца, только в одном Риме на арене Колизея убивали более 100 слонов.

Слоны и древние цивилизации Азии

Намного раньше, чем малоазиатский слон, вымер ещё один подвид азиатских слонов на Юге Китая - E. maximus rubridens. О существовании этого подвида азиатских слонов известно не только из археологических раскопок, но и из древнекитайских письменных источников и изображений середины второго тысячелетия до н.э. Судя по размеру сохранившихся бивней и некоторых костей скелета, найденных археологами, слон Китая был крупным подвидом азиатского слона.

Задолго до появления античных цивилизаций Средиземноморья охота на слонов в Китае велась для получения слоновой кости. О масштабах охоты можно судить по раскопкам археологических памятников XIII-XII веков до н.э. культуры Шан. В провинции Сычуань около одного из городов, относившихся к этой культуре, были открыты жертвенные ямы, содержащие предметы из бронзы, нефрита и золота, а также 73 бивня слонов. Поскольку в Китае никогда не было традиций приручения этих животных, многочисленные бивни, найденные в жертвенных ямах, могли быть добыты только во время охоты. Отметим, что только много позже, в XVI-XVII веках н.э., китайские императоры и полководцы стали использовать слонов как наблюдательные пункты во время боя.

Уже во II-III веках н. э. численность населения в Китае возросла настолько, что в хрониках упоминается нехватка сельскохозяйственных земель. По этой причине более 2000 лет назад распространение многих крупных млекопитающих в Китае было ограничено районами, непригодными для земледелия. Сейчас на самом юге Китая (провинция Юньнань) существует небольшая популяция диких слонов, которые проникли сюда из Северного Вьетнама. Для охраны примерно 150-200 обитающих здесь животных созданы заповедник и центр охраны и разведения слонов.

В Южной Азии, где люди исповедуют индуизм и буддизм, отношения между людьми и слонами складывались иначе. Следует обратить внимание на одну особенность: все три современных подвида азиатских слонов обитают там, где распространены эти религии, которые определяют отношение к слонам как к сакральным животным - их не убивают, не едят и стараются охранять.

На севере полуострова Индостан племена, жившие здесь более 3000 лет назад, приручили слонов. Более того, животные стали частью социальной и культурной жизни человека. Судя по текстам Рамаяны и Махабхараты середины второго тысячелетия до н.э., уже в то время слон был важнейшим элементом религиозных представлений живших там народов. Например, бог с головой слона Ганеша - одна из центральных фигур индуистского пантеона. Ганеша весьма почитаем не только в Индии, но и во всей Южной Азии, в Китае и Японии. В буддизме, воспринявшем большинство философских и нравственных представлений индуизма, белый слон - одна из реинкарнаций Будды.

Вместе с тем традиция отлова диких слонов для их приручения, который практикуется в Южной Азии с середины второго тысячелетия до н.э., негативно сказывалась на их численности. Письменные источники сообщают, что в древних государствах Индостана каждый из правителей содержал несколько сотен слонов. Часть приручённых животных использовали для военных действий. Для пополнения численности приручённых слонов привлекались племена со всего Индостана и из восточных районов Азии. Убыль естественных популяций в результате ежегодных массовых отловов увеличивалась из-за освоения новых районов земледельцами и скотоводами по мере роста населения.

Средние века

После запрещения гладиаторских игр христианскими императорами Рима интерес к слонам в Европе падает и о них постепенно забывают. Первым слоном, попавшим в Европу после античного периода, был азиатский слон, подаренный Карлу Великому по случаю его коронации в 800 году. Были и другие единичные случаи доставки живых африканских слонов в Европу. Одно из свидетельств этого - фреска со слоном в Герцогском крыле замка Сфорца (Castello Sforzesco) (Милан, Италия). Создание этой фрески датируется шестидесятыми годами XV века. Фреска находится на одной из стен аркады портика (современное название - Портик слона). Роспись этой части замка выполняли художники школы Рафаэля, поэтому детали внешнего вида молодого слона переданы точно, в стиле, характерном для эпохи европейского Возрождения. По выгнутой форме спины и большим ушам животного удаётся определить, что на фреске изображён именно африканский, а не азиатский слон.

Кроме того, в течение всего Средневековья из Африки в Европу продолжала поступать разными путями слоновая кость, о чём свидетельствуют многочисленные произведения искусства того периода из слоновой кости.

Между тем к концу XVI века африканские слоны уже встречались только к югу от Сахары. Северная граница их распространения проходила на юге Эфиопии, Сомали, Чада, Нигера и Мали. Охота на слонов и колонизация Северной Африки племенами скотоводов-мусульман в раннем Средневековье (X-XI века н.э.) положили начало сокращению ареала саванного подвида африканского слона южнее Сахары.

Государства северо-востока Индостана в период Средневековья попадают в зависимость от мусульманских правителей, которые перенимают здешние традиции использования слонов на войне. В армии падишаха Акбара было около 300 слонов, которые, правда, уже не являлись главной ударной силой армии. Прямое военное использование слонов в Индии и Иране закончилось в конце XVI, а в Юго-Восточной Азии - в начале XVIII века.

Слоны в России

В России долгое время были известны только азиатские слоны. Скорее всего, первые живые слоны попали в Россию при Иване Грозном, хотя об этом нет документальных свидетельств. Достоверно известно, что живые азиатские слоны доставлялись в Россию с XVIII века, когда устанавливаются постоянные дипломатические отношения России с Персией. В конце царствования Анны Иоанновны слонов содержали при дворе в Петербурге, а при Елизавете Петровне в 1741 году на набережной Фонтанки были построены специальные «слоновьи дворы», где содержались животные, присланные персидским шахом Надиром. Во второй половине XVIII века слонов держали не только в Петербурге, но и в Москве. Об этом свидетельствуют несколько находок остатков азиатских слонов на территории Москвы в слоях, относящихся ко второй половине XVIII века.

Особый интерес вызывает находка части скелета самки азиатского слона на месте современной Калужской площади. Первоначально из-за отсутствия зубов и черепа этот скелет был отнесён к древнему лесному слону (Elephas antiquus), жившему в Восточной Европе в эпоху последнего межледниковья около 150-70 тысяч лет назад. (У слонов многие видовые признаки определяются только по строению зубов.) Точку в споре поставила датировка костей найденного слона, которая показала, что они не древнее середины XVIII века. Видимо, после гибели труп слона был закопан или просто брошен на городской свалке, которая тогда существовала за Калужской заставой. Сейчас кости хранятся в Государственном геологическом музее имени В. И. Вернадского.

Другим свидетельством того, что в Москве содержали слонов задолго до создания первого зоопарка, является скелет крупного самца азиатского слона, который хранится в Зоологическом музее МГУ, куда он поступил в начале XIX века. Сейчас это один из самых старых экспонатов остеологической коллекции музея.

В противоположность азиатским слонам живые африканские слоны появились в России лишь во второй половине XIX века, вместе с первыми зоологическими садами.

Слоновая кость на Русь всегда поступала в виде уже готовых изделий, поскольку русские мастера использовали для косторезных работ либо клыки моржей, либо бивни мамонтов. Последние, по крайней мере с конца XV века, экспортировались из России в Германию и Англию.

Развитие и рост всех древних цивилизаций сопровождались вымиранием или вытеснением слонов в труднодоступные районы. За прошедшие 3-3,5 тыс. лет ареал азиатского слона сократился с 17 млн км 2 до 400 тысяч км 2 , а африканского - с 30 млн км 2 до 3,8 млн км 2 . Плачевный итог последних пяти тысяч лет - исчезновение не менее двух подвидов слонов в Азии и одного подвида в Африке.

Первые реальные шаги по спасению слонов были сделаны 137 лет назад. В 1872 году в Мадрасе колониальные власти Индии издали первое официальное распоряжение об охране этих животных. Слоны теперь охраняются в специальных национальных парках и заповедниках Азии и Африки, а в Китае небольшая группа слонов из популяции Северного Вьетнама охраняется правительственным распоряжением высшей категории. Однако и после того, как была запрещена охота на слонов в Африке и разрешены лишь санитарные отстрелы этих животных на территории национальных парков четырёх государств (Намибии, Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика), ежегодно, только по официальным данным, с этого континента вывозится до 30 тонн бивней.

Остаётся надеяться, что, несмотря на проблемы, которые стоят перед современным человечеством, мы не забудем про свой долг перед такими удивительными животными, как слоны.

При подготовке статьи использованы материалы и иллюстрации из книг, энциклопедий, сборников и журналов: Конолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. - М: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 320 с.; Погребённые царства Китая. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 168 с.; Ambrosini L. Un donario fittile con elefanti e Cerbero dal santuario, di Portonaccio a Veio. Proceedings of the 1st International congress The world of Elephants. Roma, 16-20 October, 2001. - P. 381-386; Di Silvestro R.D. The African Elephant. John Willey & Sons, Inc USA, 1991. - 206 p.; Eisenberg J.F., Shoshani J. Elephas maximus. Mammalian Species. № 182, 1982. - P. 1-8.; Manfredi L.-I. Gli elephanti di Annibale nelle monete puniche e neopuniche. Proceedings of the 1st International congress The world of Elephants. Roma, 16-20 October, 2001. - P. 394-396; Shoshani J., Phyllis P.L., Sukumar R., et. al. The illustrated encyclopedia of Elephants. Salamander book, 1991. - 188 р.

Итак, в Индии в отличие от Африки слона не убивают, а ловят и приручают. Такая ловля приобретает характер народного праздника. Начинается он с того, что уполномоченный устроителя ловли рассылает по деревням нарочных. Они призывают население прибыть на сборные пункты, захватив с собой достаточно провизии.

Прибывшие поступают под начало профессиональ ных охотников - шикари и образуют необходимую для ловли слонов и насчитывающую иногда несколько тысяч человек цепь загонщиков. Как только главный шикари обнаружит стадо, установив, что двадцать или тридцать слонов в течение нескольких дней пасутся на одном и том же месте, загонщикам приказывают оцепить это стадо. Сначала посты устанавливаются на расстоянии 50-60 метров один от другого, потом они постепенно начинают сближаться. Главный шикари на этой стадии следит прежде всего за тем, чтобы животных по воз можности не беспокоили и в то же время не выпускали из виду. Конечная цель облавы загнать слонов в зара нее построенные и приготовленные к их приему краали.

КАК ВЫГЛЯДЯТ КРААЛИ

Краали несколько отличаются один от другого. В Индии они, как правило, представляют собой загоны, имеющие форму круга диаметром 150-200 метров. Загоны окружены оградой из толстых древесных стволов. Вход в крааль, перед которым расположен хорошо замаскированный частокол воронкообразной формы, имеет ширину примерно четыре метра и может закрываться опускающейся решеткой.

Сингальский дрессировщик слонов Эпи Видане, принимавший участие во многих облавах на Цейлоне, говорил мне, что размеры краалей на этом острове значительно больше, чем в Индии. Крааль представляет забаррикадированный квадрат, длина которого равна километру. Одна из его сторон удлиняется забором также километровой длины. На этот забор гонят слонов, и вдоль него они затем "проскальзывают" в крааль.

Вблизи крааля обязательно находится пруд, запах которого притягивает животных. На Цейлоне число участников облавы составляет несколько тысяч. Каждый из них, как сказал мне Эпи Видане, должен предварительно составить завещание.

КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ОБЛАВА?

Загонщики снабжены палкой или копьем. Им дается указание не пугать животных шумом и криком, ибо, если слонов охватит паника, они могут прорвать оцепление. Задача заключается в том, чтобы спокойно, мягкими мерами побудить слонов двигаться в нужном людям направлении - к краалю. Необходимое воздействие на них должен оказывать прежде всего тихий шорох в зарослях, от которого животным становится не по себе. Они начнут подозревать что-то неладное и медленно пойдут прочь. Существуют не только отрицательные, но и положительные средства, чтобы направить слонов в нужную сторону, и этими средствами являются лакомства: душистое сено, бананы, сахарный тростник. Однако не человек, или по крайне мере не он непосредственно, приносит им корм, служащий приманкой. Чаще всего корм доставляют на прирученных слонах и сбрасывают на землю вилами. Слоны, получающие этот коварный дар, совсем еще дикие. Следовало бы, собственно, ожидать, что они бросятся на безрассудного человека, отважившегося затесаться в их среду, и, объединившись в организованной атаке, стащат его с прирученного слона и затопчут. Но как правило, исключения из которого еще никогда не наблюдались, человек, въезжающий на прирученном слоне в стадо диких, находится в полной безопасности, даже если его везет совсем молодой слоненок.

Итак, животные не трогают всадника, а интересуются только приманкой. Главная задача загонщиков в этот период ловли та же, что и прежде,- не делать ничего, что может испугать или насторожить слонов, которых весьма легко вывести из состояния безмятежного покоя. А уж если только они испугаются, в них словно вселяется дьявол, и тогда они несутся прочь, пробегая без остановки многие километры. В этих случаях вся трудоемкая работа по оцеплению начинается сначала. Однажды во время охоты на Цейлоне стадо примерно из сорока слонов три раз прорывало оцепление, в котором участвовало более тысячи человек. Полные первобытной мощи, мчались эти животные сквозь цепь. Во главе их каждый раз был вожак - могучая темпераментная самка. И только после того как охотники отделили от стада его предводительницу, они смогли загнать его в крааль.

В ДЖУНГЛЯХ ЧТО-ТО ПРОИСХОДИТ...

Слоны, и в частности их старая предводительница, явно не имеют никакого представления о том, что задумали их противники. Ведь люди стараются по возможности не показываться. Но все же слоны обеспокоены - в джунглях что-то происходит... На следующий день в лесу слышны удары, скрежет, треск. Что происходит?.. Это участники облавы воздвигают вокруг окруженного стада забор из бамбука. Он не очень прочен. Если бы слоны, осознав свои силы и возможности, устремились на него, он не устоял бы и сразу рухнул. Однако животные не умеют оценивать силы, как это делает человек. Все чуждое, доселе невиданное, еще незнакомое внушает им страх. В сущности, эти гигантские неуклюжие животные не храбрее пугливого зайца. Легкий забор охраняют загонщики, которые на всякий случай снабжены копьями и факелами. Стадо не сдается без борьбы. Но борьба эта очень редко доходит до схватки и обычно ограничивается одними демонстрациями со стороны животных. Вслед за предводительницей слоны, держась против ветра, устремляются на одну из сторон забора. Но именно здесь-то человек показывает всю свою мощь. Звучит гонг, трубят трубы, гремят выстрелы, поднимается оглушительный крик, повсюду вспыхивают факелы. Один из них летит прямо в голову предводительницы. Куда девалась вся храбрость? Слоны отступают к центру окруженного пространства. Снова наступает тишина. В джунглях воцаряется покой.

СТРАННЫЙ "КОЛЛЕГА"

Наутро мир выглядит совершенно иным, чем в прошедшую ночь. В ненавистном заборе зияет брешь, из которой не доносится человеческий запах. Стадо отправляется дальше. Слева и справа идут взрослые животные, в центре - подзащитный молодняк. И снова на пути многочисленные приманки: целые горы маиса, бананов, сахарного тростника. Неожиданно к стаду приближается чужой слон, но он не такой, как они сами, а из тех, с которыми они уже вчера познакомились. Ведет он себя странно - спокойно идет своей дорогой, не проявляя к стаду никакого интереса. Что все это значит? Что касается самого редкостного "коллеги", то из-за него одного стадо не пришло бы в возбуждение. Слоны не могут поговорить друг с другом, как это делают люди. Они не могут и сформулировать свою мысль (что должно было бы предшествовать такому обсуждению). Но зато у них есть нечто другое, у них есть весьма совершенный орган обоняния. От странного слона-одиночки исходит, совсем как вчера, человеческий запах. Это запах двуногого существа, сидящего на спине "коллеги". Предводительница вовсе не намерена примириться со своим открытием. Она хочет как можно быстрее покинуть это место и отправиться в путь. Стадо собирается следовать за ней. Но тут отвратительный человеческий запах вдруг настигает животных со всех сторон. Неожиданно появляются смуглокожие люди, которые поднимают адский шум. Что остается делать? Слоны сбиваются в кучу, трубят, хрюкают, но чувствуют себя беспомощными и топчутся на одном месте.

У ВОРОТ КРААЛЯ

Но вдруг шум стихает. Люди исчезают. И на первый план выступает этот таинственный слон, животное их породы и все-таки существо из иного мира. Следует ли идти за ним? Инстинкт подсказывает слонам, что здесь что-то неладно. Однако опыт уже показал им, что мир и тишина воцаряются именно тогда, когда они присоединяются к чужаку, и все неприятные явления возникают, если они отказываются следовать за ним. Куда же ведет их этот столь не по-братски действующий собрат? Конечно, к воротам крааля. Случается, что, прежде чем слоны войдут в эти ворота, предводительницу, а вместе с ней и все стадо охватывает недоверие и они пытаются повернуть обратно. Однако далеко им не уйти. Им наносят уколы копьями, и, что их особенно пугает, перед ними взрываются пиротехнические снаряды. Наконец они прекращают сопротивление. Следуя за прирученным слоном, они проходят через ворота в крааль. Годы свободы миновали. С этого часа слоны во власти человека.

ОХОТНИКИ-ОДИНОЧКИ ЗА РАБОТОЙ

Разумеется, не следует думать, что загон целого стада в крааль, который требует большого числа участников, длится неделями и разыгрывается как спектакль,- в Индии единственный вид ловли слонов. Бывает и так, что охотники-одиночки (на Цейлоне их зовут паникис) приближаются к слонам и ловят их, так сказать, голыми руками. Но совсем "голыми" их руки все же не назовешь, они держат аркан из буйволовой кожи. Охотник, незаметно приближаясь со стороны, противоположной ветру, в благоприятный момент опутывает этим арканом ноги слона. Среди индийцев есть большие специалисты такого вида охоты. Это люди, в семьях которых профессия ловца слонов передается из поколения в поколение; они мастерски находят след и приводят выслеженного слона в любое желаемое им настроение. Конечно, аркан - это минимум того, что требуется для охоты на слонов, и только прошедшие огонь, воду и медные трубы специалисты этого дела могут позволить себе приблизиться к серым великанам с таким невзрачным оружием.

ТЩЕТНАЯ ПОПЫТКА ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА

Наиболее старых из загнанных в крааль слонов, тех, что уже не поддаются приручению, снова выпускают в джунгли. При обращении с остальными слонами главным образом соблюдают три условия: спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие. Если бы у животных был человеческий разум (но как раз его-то у них и нет!) и если бы они думали подобно человеку (но как раз этого они и не могут!), они легко выбрались бы из плена, в который их заманили. Все же какое-то смутное представление о возможности бегства у них, без сомнения, есть. Слоны носятся по краалю взад и вперед, пытаясь найти какую-нибудь брешь, но не находят ее. Кругом колья, и остается, кажется, только одно: броситься на человека. Тогда у них созревает решение применить силу. Внезапно вся группа под предводительством вожака устремляется на какое-нибудь место в заборе. Но в тот же миг приходит в движение и стража, караулящая по ту сторону крааля. Сторожа начинают размахивать копьями (а иногда только палками и дубинками) и поднимают отчаянный крик. Будь слоны порешительнее, жалкие человеческие ухищрения никогда не преградили бы им пути. Конечно, частокол не устоял бы, если слоны начали бы топтать его своими мощными ногами, и, конечно, маленькие человечки ничем не смогли бы помешать им. Но серые великаны до смешного недооценивают свои возможности. Они трусливо отступают перед этой воинственной демонстрацией, сбиваются в центре крааля, жмутся друг к другу и застывают в недоумении, явно не понимая, что все это значит. Если их теперь не раздражать, они не предпримут новых попыток прорыва. И поэтому их не только не раздражают, но, наоборот, стремятся подсластить им (и притом в буквальном смысле слова) пребывание в краале.

ЭНЕРГИЧНЫЙ СЛОН-ПРИМАНКА

Наступает темнота. Ночью вокруг крааля зажигают большие костры, чтобы слоны не пытались снова вырваться на волю. Утром они уже немного спокойнее, и теперь можно предпринять против них что-нибудь новое. На прирученном слоне в крааль въезжает махаут. Слон этот равнодушно шагает по краалю. По пути он срывает несколько листьев, а потом направляется в самую гущу вновь пойманных животных. По отношению к такому слону-приманке (его называют декой) дикие слоны ведут себя по-разному. Некоторые из них как будто ждут от него помощи и подпускают к себе с некоторым любопытством. Другие просто знать его не хотят и готовы наброситься на него.

Какова же задача махаута? Он должен успокоить диких животных, "внушить им бодрость" и "настроить на новый лад". И он делает это, рассыпая перед ними всевозможные лакомства. Только что пойманные слоны получают много прекрасных даров. Но самый драгоценный, воду, им не дают, и это весьма хитро задумано. Пусть слонов томит жажда, пусть они изведают все ее муки. В нужный момент человек, то есть то самое существо, которое обрекло их на мучения, поможет им обрести воду и для питья и для купания. И так как слоны не способны понять связь между явлениями, то, утоляя жажду, они будут ощущать только благодеяние со стороны человека и отнюдь не разгадают его дьявольскую хитрость. Пока что им дают полакомиться вкусными вещами и оставляют в покое.

ПЕТЛЯ ВОКРУГ ШЕИ

Тем, что слоны бродят по краалю уже не строптивые, еще ничего не достигнуто. Наступает новый этап их приручения. Слонов необходимо связать. На сцену снова выступают ручные слоны. Они входят в крааль, приближаются к стаду, потом снова отходят от него и всякий раз пытаются - притом не без успеха - привлечь к себе внимание остальных слонов. Тем временем под их прикрытием в крааль незаметно проникают махауты, и, пока дикие слоны знакомятся со своими прирученными собратьями, люди обвивают их задние ноги джутовыми веревками толщиной в добрую дубину. Концы этих канатов привязывают к деревьям, растущим вне крааля. Но спутать слонам только ноги еще недостаточно. Махауты, сидящие на спинах прирученных слонов, набрасывают на шеи диким животным петли, концы которых также привязывают к дереву по ту сторону крааля. Связанные животные, как только до их сознания доходит, что их свободе нанесен ущерб, разумеется, становятся строптивыми. Они вонзают бивни в землю, вырывают с корнем все кусты, до которых могут дотянуться, не едят корма, который им предлагают. Правда, они хватают его, но тут же разбрасывают в разные стороны. И прежде всего они неистово размахивают вокруг себя хоботами. Этому стараются помешать, подставляя под богатырские удары хоботажелезный прут. Изранив постепенно конец хобота, они ослабляют силу ударов и в конце концов совсем затихают.

Слоны в отчаянии - это слово можно употребить в данном случае с полным основанием. Как бы мы ни были осторожны, сравнивая животное с человеком, можно сказать, что аффекты животных чрезвычайно сходны с нашими. Печаль и гнев охватывают слонов. Но ни напряжение сил, ни рывки, ни буйство им не помогают. Канаты держат их крепко.

Тяжкие дни переживают наши друзья. Веревки врезаются глубоко в тело. Появляются раны, которые надо немедленно лечить, пока в них не завелись насекомые. Конечно, не всех находящихся в краале слонов связывают сразу. Их подвергают этой процедуре одного за другим и, как правило, в соответствии с той опасностью, какую они представляют для окружающих, а также с их качествами как вожаков. Интересно отношение еще свободных животных к уже связанным. Они подбегают к ним, иногда даже поглаживают их хоботом, "жалеют", но никогда не предпринимают ничего, чтобы развязать канаты, хотя, как свидетельствуют действия прирученных слонов на лесопильных заводах, возможности для этого имеются.

ОСВОБОЖДЕНИЕ И... ЗАКАБАЛЕНИЕ

И вот приходит освобождение, которое является одновременно и закабалением: освобождение от удушающих пут и закабаление человеком. Канаты развязывают. Подводят двух ручных слонов. Разбитое и лишенное воли животное послушно становится между ними и позволяет делать с собой что угодно, в особенности же приятное - например, отвести себя к реке на водопой.

Но первоначально пленника еще не полностью освобождают от оков. После возвращения в крааль его шею (но уже не ноги) опять опутывают веревкой. Слон снова начинает протестовать. Но сопротивление его уже лишено прежней силы. Одновременно ему опять демонстрируют приятную сторону закабаления человеком. Поработитель снял со слона заботу о корме. Бананы и сахарный тростник сыплются на него как из рога изобилия. Он больше не упрямится. Испытания последнего дня, голодный режим и купание вызвали у него голод. Он хватает пищу и лакомится ею. Проходит несколько дней, и слон разрешает стоящему перед ним человеку притронуться к себе.

А еще несколько дней спустя он уже позволяет человекусесть ему на спину. Часть прирученных животных продают тут же на месте. На Цейлоне цена их составляет около ста рупий за штуку.

"НЕТ НИКАКОЙ РАЗНИЦЫ"

Мнение, что преимущественно индийцы или даже вообще только они одни обладают способностью приручать и дрессировать слонов, несостоятельно. Европейцы, безусловно, добились значительных успехов в дрессировке слонов как в Азии, так и в Европе.

Одно время считали, что африканские слоны либо не приручаются вообще, либо приручаются в меньшей степени, чем индийские. Это представление тоже ошибочно. Карл Гагенбек рассказывал, что ему удалось за сутки приучить африканских слонов, которых до этого никогда не пытались дрессировать, переносить на спине сторожа и груз. Поводом для этой блицдрессировки было посещение Берлинского зоосада во время пребы вания там большого нубийского каравана известным профессором Вирховым. Ученый подверг сомнению способность африканских слонов к дрессировке. В ответ Гагенбек, покачав головой, сказал: "Нет никакой разницы!.." И едва только Вирхов ушел, как он тут же велел нубийцам приступить к дрессировке пяти африканских слонов. Вначале животные проявляли крайнее неудовольствие - трубили, отряхивались. Однако уже через несколько часов они под воздействием лакомств и уговоров стали уступать и к середине следующего дня, к радости Гагенбека и удивлению Вирхова, превратились из упрямых и диких в исполнительных верховых и вьючных животных.

Если слоны еще не вполне приручены, их оставляют на некоторое время в краале. Обращаются с ними при этом неплохо. Мягким обращением и хорошим кормом можно достигнуть большего, чем грубостью и строгостью. Преобладающее большинство слонов оказывается способным к приручению. Однако некоторые, весьма немногие, не подчиняются человеку ни при каких условиях. Иногда таких "неисправимых" выпускают на волю, а иногда их жизнь обрывает пуля.

КАКУЮ БИОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНЯЕТ МУСТ?

В общем и целом на прирученных слонов можно положиться. Как среди самцов, так и среди самок ненадежные экземпляры редкое исключение: это, как правило, животные свирепые от рождения или же находящиеся в уже упоминавшемся выше своеобразном состоянии (муст), которое внешне напоминает яр, но все же отличается от него. Иногда самцы в этом состоянии не выказывают никаких брачных намерений, самки не привлекают их. К чему же тогда муст, какую биологическую задачу он выполняет? Наиболее логичное объяснение - инстинкт побуждает самцов перед спариванием бороться за самку. Их кровь кипит, они рвутся в бой с соперником. Однако при мусте возбуждение животных не спадает даже и после спаривания.

Разумеется, ненадежные слоны встречаются не только среди забияк с детских лет и животных, находящихся в состоянии муста. В Бирме слонов, признанных опасными, выделяют, навешивая им колокольчик. Кроме того, ооци (так в Бирме называют махаутов) получает вооруженного копьем помощника, который обязан ни на минуту не выпускать слона из поля зрения.

ОДЕРЖИМЫЕ БЕШЕНСТВОМ

Хроника несчастных случаев, виновниками которых были ненадежные слоны, чрезвычайно обширна.

Однажды в краале на Цейлоне стал неистовствовать прирученный декой. Он попытался сбросить с себя погонщика, но тот был опытным махаутом. Чего только не предпринимал этот слон-буян, какие штуки он не выкидывал, но ничего не добился. Тогда он неожиданно забросил хобот назад, схватил своего седока, швырнул его наземь и растоптал. Иногда слоны впадают в неистовство, а затем после всех учиненных ими бед у них наступает состояние, которое, с человеческой точки зрения, может показаться раскаянием (в действительности же оно, разумеется, не имеет с ним ничего общего).

В Бирме один слон, который, впрочем, не находился в состоянии муста, убил своего седока, а потом целую неделю охранял тело убитого, пасся только около него и приходил в страшную ярость при малейшей попытке людей приблизиться к трупу. Когда труп разложился, животное сбежало. Десять дней спустя слон был пойман вновь и вел себя вполне нормально. В другом случае, о котором сообщает Джон Гагенбек, прирученный слон вдруг пришел в бешенство и стал бросаться на каждого, кто попадался ему на глаза. Махауту пришла в голову счастливая, как ему показалось, мысль. Он решил сыграть на пугливости животного, закутал лицо черным платком и, напоминая в таком виде мумию, пошел навстречу своему бушующему подопечному. Но неистовствующее животное не дало себя напугать. Слон бросился на махаута и убил его.

По словам Гагенбека, дальше произошло следующее: с трупа сняли черный платок. Увидев лицо своего мертвого хозяина, слон сразу успокоился, стал гладить труп хоботом и издавать жалобные звуки. В конце концов он выкопал в земле углубление, затолкал туда труп и украсил могилу ветками и листвой, сорванными с ближайшего дерева.

Гагенбек называет этот случай, который, однако, известен ему только понаслышке, "абсолютно истинным". Это, разумеется, не может помешать нам считать заключительную часть рассказа, особенно версию о том, что слон "украшал" могилу, легендой, основанной на переоценке умственных способностей животного.

Другой слон, сиамского происхождения, за пятнадцать лет убил в Бирме не менее девяти погонщиков. Все свои жертвы он пронзал бивнями. В конце концов его хозяин решил применить радикальные методы лечения. Он велел отпилить у этого великолепно развитого слона оба бивня, да к тому же до самого мяса. Операция явно была весьма мучительной для животного, но раны зажили сравнительно быстро. После этого слон стал кротким как овечка и больше не нападал на человека.

Удивительным кажется то, что найти погонщиков для животных, известных своей злобностью, оказывается не так уж трудно. Такие рискующие махауты получают не большее вознаграждение, чем их коллеги, работающие на смирных слонах. Но встречается немало погонщиков слонов, для которых восхищение их неуместной храбростью уравновешивает страшный риск; некоторым эта игра с опасностью, возможно, приходится по вкусу. Действующие по холодному расчету владельцы таких злобных слонов, вероятно, тоже способствовали появлению подобного спортивного фанатизма.

КТО ЛУЧШЕ - САМКА ИЛИ САМЕЦ?

Если сравнивать качества самцов и самок с точки зрения возможности их использования человеком, надо сказать следующее. Самцы крупнее и сильнее самок, а также менее пугливы. Но наряду с этими преимуществами у ник имеются и недостатки. Достигший половой зрелости самец начинает проявлять склонность к бунту. Его повелитель теперь для него больше не вожак, которому он подчиняется, а соперник, с которым он борется за предводительство над стадом.

Конечно, индийские махауты пытаются обуздать таких слонов. Одно из самых действенных, но и жестоких средств - это держать самца в состоянии длительного недоедания. Таким способом умеряют его бьющую через край силу. Но даже сокращение кормежек не является абсолютно надежным средством против вспышек буйства. И погонщикам в Азии нередко приходится расплачиваться своей жизнью.

Category: Любопытный Петербург Tags:

2. Боевой слон из английского «бестиария» XV века – своеобразной средневековой энциклопедии животного мира. Интересно, что художник изобразил слона с четырьмя бивнями и раздвоенными копытами (bestiary.ca, Copenhagen Kongelige Bibliotek Gl).

Индийские слоны уже 3000 лет назад отлавливались для для сельскохозяйственных и строительных работ на севере полуострова Индостан. Правители древних индийских государств содержали при своих дворах по несколько сотен индийских слонов, причём часть приручённых животных использовали для военных действий. Про африканских слонов известно, что они (начиная с XV века до н. э.) содержались в зоопарках некоторых фараонов. С 262 года до н. э. использовать африканских слонов в военных целях начали карфагеняне. Так, в армии Ганнибала во время его первого похода на Рим (218 год до н. э.) «состояло на вооружении» 40 боевых слонов. В начале нашей эры слонов в огромных количествах поставляли в Римскую империю для гладиаторских игр. После запрещения христианскими императорами Рима столь жестоких забав интерес к слонам в Европе упал. Первым слоном, попавшим в Европу после античного периода, был индийский слон (по некоторым данным – альбинос) по имени Абýль-Аббáс. Этого великана в 800 году подарил Карлу Великому багдадский халиф Харун ар-Рашид – один из персонажей «Тысячи и одной ночи».

Опубликовано: Декабрь 2, 2010

Слон

Виды слонов и их особенности

Слон -самое большое сухопутное животное на земле. Известно два вида слонов: африканский (Loxodonta africana) и индийский (Elehpas maximus). Африканский слон имеет большие лопушистые уши, вогнутую спину и внушительные бивни. У индийского слона уши и бивни меньше, а спина горбом. Индийский слон в настоящее время обитает на территории Индии, Пакистана, Мьянмы, Таиланда, Вьетнама, а также островов Шри - Ланка и Суматра.

Античные авторы единогласно свидетельствуют, что индийский слон больше и сильнее африканского или ливийского слона. Африканские слоны боятся вида своих индийских собратьев и с неохотой вступают с ними в бой. В сражении под Рафией (217 г. до н.э.) африканские лесные слоны Птолемея IV Египетского отказались идти против индийских слонов Антиоха, что подтверждает вышесказанное. Таким образом, при формировании армии индийским боевым слонам отдавали предпочтение.

Но в наши дни сравнение африканских и индийских слонов дает прямо противоположные результаты. Африканские слоны явно крупнее индийских (3 - 4 м, 4 - 7 тонн против 2 - 3,5 м, 2 - 5 тонн). Это противоречие разрешается достаточно просто. Дело в том, что африканский слон имеет два подвида: лесной и саванный. Приведенные выше цифры относятся к саванному слону, который, действительно, считается самым крупным наземным животным. Лесной африканский слон мельче, даже меньше индийского (2 - 2,5 м, 2 - 4,5 тонн). В наши дни лесные слоны живут в Центральной и Западной Африке, но в прежние времена они населяли североафриканское побережье.

Белые слоны - альбиносы встречаются исключительно редко. Иногда «белыми» называют слонов, имеющим бледную окраску некоторых частей тела. Считается, что таким слонам благоволят боги, поэтому белых слонов обычно резервировали за царями. От царского слона требовалась не только приятная глазу масть, но и хорошее физическое состояние и соответствующий темперамент.

Своим мощным хоботом слон может поднимать и переносить на небольшие расстояния груз массой до 500 кг. Известны также упоминание случаев, когда слон хоботом поднимал лошадь со всадником, а потом бросал их на землю. Император Бабур, правивший в XVI в. н.э., использовал пару - тройку слонов для буксировки огромной бомбарды, которую обычно тянуло 400 - 500 человек. Сила слона соответствует его аппетиту. Тот же император Бабур определил, что один слон съедает столько же пищи, как и пять верблюдов.

В плане движения слоны не могут бежать рысью или галопом. Но они могут идти шагом со скоростью до 16 км/ч. Они с легкостью движутся по пересеченной местности, им не страшны склоны, речные берега, что очень важно как для боя, так и для транспортировки.

Ловля слонов

Слоны живут по 70 - 80 лет. Хотя шок от поимки и содержания в неволе может сократить продолжительность жизни слона, все равно, ловить слонов проще, чем их разводить. Слоны приносят только одного детеныша, а беременность у слонов длится 18 - 24 месяца.

Слоненок питается молоком матери в течении шести лет. Каутилия, античный индийский автор трактата «Арташаст - ра» (IV в. до н.э.- I в. н.э.), писал, что лучше всего ловить 20 - летних слонов, а оптимальный возраст для боевого слона 40 лет. Ловить 30 - летних слонов хуже, так как они уже сформировавшиеся животные, с трудом поддающиеся дрессировке. Таким образом, чтобы приступить к дрессировке боевого слона, следует содержать его в течение 20 лет и даже больше, причем значительную продолжительность времени молодой слон нуждается в матери. Можно представить себе, сколько фуража придется потратить в течение этого времени. Поэтому ловля диких слонов более оправдана с экономической точки зрения. Кроме того, считается, что дикие животные более агрессивны.

В Азии практикуются два основных способа ловли диких слонов. В рамках первого способа выбирается ровное место, которое окружается рвом глубиной до 9 и шириной до 7 м с насыпью по краю. Единственный вход на площадку через закамуфлированный мостик. На площадку ставят двух - трех слоних. Привлеченные запахом самок на площадку

проникает самец. После этого мостик убирается и слон оказывается в ловушке. Слишком молодых или, напротив, старых животных выпускают, также как беременных и кормящих самок. Если же попался годный самец, его морят голодом и жаждой. После того, как слон ослабнет, его заставляют драться с домашними слонами. Побежденного слона стреножат и сажают на привязь.

Другой способ ловли слонов также использует домашнюю самку. Так как слоны лучше чувствуют запах, но плохо видят, они чувствуют присутствие самки, но не замечают погонщика на ее спине. Погонщик ведет слониху, за пей следует слон. Внезапно слон попадает в ловушку, когда em ноги связывают канатом. Этот способ ловли более опасен. В Таиланде проводят соревнование по перетягиванию каната между слоном и сотней человек. Обычно побеждает слон.

Использовались ли такие же методы ловли в Северной Африке, мы не знаем. Плиний старший, писавший в I в. н.э. сообщает, что слонов часто загоняют в волчьи ямы. где им ранят ноги стрелами. Некоторым слонам удается освободиться, обрушив края ямы или подтянувшись хоботом. Но если поймать слона удастся, животное покоряется новым хозяевам.

Слоны по природе миролюбивые животные, кроткие и очень умные. Требуются годы, чтобы превратить слона в боевую машину. Без специальной подготовки слоны спешно бегут с поля боя при первой возможности, так как осознают опасность, поджидающую их.

Приручение и дрессировка слонов

В отличие от индийских и лесных африканских слонов, африканский саванный слон дрессировке не поддастся и не используется в качестве боевого животного. Пойманного слона привязывают к столбу в стойле рядом с прирученными слонами. Постепенно, слон, видя пример соседей, успокаивается. Если слон продолжаем рваться, его морят голодом, пока он не успокоится. Приручение считается успешным, если слон позволяет человеку сесть себе на спину.

Затем начинается дрессировка. В Индии прирученных слонов сначала сортируют на будущих боевых и будущих транспортных животных. Дрессировка боевых слонов более сложная. Кроме повиновения погонщику у движения в заданном направлении, необходимых и для транспортного слона, боевых слонов дополнительно обучают боевым приемам и вырабатывают у них боевой характер. Каутилия пишет, что слонов учили прыгать через изгороди, натянутые канаты и ямы, совершать повороты, бежать по серпантину, топтать и убивать противника, драться с другими слонами и атаковать укрепления. Индийские средневековые рукописи содержат упоминание о специальных чучелах, которые использовали для обучения слонов умению убивать. Слона также дрессировали терпеть боль и не бояться громких звуков. Привязанного к столбу слона били и кололи мечами, копьями и топорами (не причиняя, впрочем, серьезных ранений) иод грохот барабанов и рев труб. В XVI в. на Шри - Ланке перед слонами резали животных, чтобы приучить слонов к виду и запаху крови.

Важную роль играл и погонщик слона. Он должен был управлять животным, возможно, решая исход сражения. Особенно ценились индийские погонщики. Античные авторы часто любых погонщиков называли «индийцами», даже если они были карфагенянами. Авторитет индийских погонщиков не подлежал сомнению.

Погонщик кормил и ухаживал за животным. Многие слоны искренне привязывались к своему погонщику.

Гаджнал времен императора Акбара (1556 - 1605). Гаджнал представлял собой легкую пушку или тяжелый мушкет, установленный на спине слона. Такое вооружение индийские слоны носили с начала XVI и до конца XVII века.

Известны случаи, когда слоны выносили с поля боя убитых погонщиков, или делали все для их защиты в случае опасности. После гибели погонщика слоны отказывались принимать пищу из рук другого человека. Иногда попытки накормить приводили осиротевшего слона в бешенство. Несмотря на приручение слон остается непредсказуемым животным, способным на агрессию без понятной причины.

Раздел: Боевые слоны



От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий: