Второй раз в лёгкий класс. Танк Т-II - Другие модификации Танк пз 2 и его модификации

Официальное обозначение: Medium Tank T2
Альтернативное обозначение: Cunningham T2
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Появившийся на свет в 1921 году средний танк М1921, вне всякого сомнения, стал если не прорывом, то уж по меньшей мере знаковой машиной в истории американского танкостроения, которое в те годы только набирало обороты.

Помимо «классической» компоновки этот танк обладал неплохой защищенностью и вооружением, однако ряд технических проблем не позволил своевременно организовать его массовый выпуск и даже после стандартизации в 1928 году как Medium Tank T1 он всё равно не попал в серийное производство. Параллельно, с марта 1926 года, велись работы над танком М1924, но эта машина не смогла выйти из стадии эскизов и масштабных моделей.

Впрочем, сказать, что американские танкостроители зациклились только на совершенствовании М1921 тоже нельзя. Главным «двигателем прогресса» выступил инженер Гарри Нокс (Harry Nox), который благодаря свей неуёмной энергии смог в буквальном смысле протолкнуть несколько достаточно спорных (с конструктивной точки зрения) конструкций и довести их до стадии полноценных прототипов.

Когда стало ясно, что «выжать» что-то большее из М1921 не удастся, Нокс представил проект совершенного нового среднего танка, в качестве образца для появления которого был уже построенный прототип Light Tank T1. В свою очередь, компоновка лёгкого танка была явно заимствована у британского Medium Tank Mk.I.

Проектирование среднего танка, позже получившего обозначение Medium Tank T2 , было начато в 1929 году. Ведущим конструктором выступал уже упомянутый Гарри Нокс, а бригаду инженеров выделила фирма James Cunningham Son & Co. Собственно, на её мощностях впоследствии велась постройка и доработка опытного образца.

Конструктивно американский «медиум» действительно был очень близок к британскому «медиуму». В носовой части корпуса размещалась силовая установка, в основе которой был весьма мощный авиационный 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Liberty L-12, дефорсированный с 400 до 338 л.с., чтобы снизить нагрузку на трансмиссию. Двигатель устанавливался со смещением вправо, поскольку слева от него располагалось место механика-водителя.

Чтобы улучшить условия обитания этого члена экипажа была введена коробчатая надстройка с тремя люками, открывавшимися вверх на петлях: передним со смотровой щелью и двумя бортовыми. В моторном отсеке находилась система смазки и охлаждения, а выхлопная труба была выведена на правый борт. Топливные баки вынесли вне корпуса и разместили в бортовых коробах. В то же время, для удобства обслуживания, воздушные фильтры установили в боевом отделении.

За перегородкой, в кормовой части корпуса, находилось боевое и трансмиссионное отделения, которые выполнили совмещенными. Для посадки и высадки из танка предназначалась всего одна двухстворчатая дверь в вертикальном кормовом бронелисте корпуса. Благодаря большому объёму компоновка рабочих мест остальных членов экипажа (командира/наводчика, заряжающего и второго наводчика) оказалась достаточно просторной.

Бронирование танка Т2 трудно было назвать внушительным, однако лобовая броня толщиной 19-22 мм надежно защищала от огня стрелкового оружия (включая тяжелые пулеметы) и небольших осколков. Чуть хуже была ситуация с бортов, но даже в этом случае защищенность экипажа и жизненно важных агрегатов считалась достаточной.

Весьма мощным был состав вооружения. В башне цилиндрической формы, установленной на крыше боевого отделения, монтировалась установка из 5-зарядного 47-мм орудия и 12,7-мм пулемета Browning M2HB. На крыше башни находилась командирская башенка с одностворчатым люком.

Кроме того, в лобовом листе корпуса, справа от водителя, находилась шаровая установка Т3Е1 с 37-мм полуавтоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Стоит отметить, что данное орудие стреляло 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью 777 м\с. В теории, подобное сочетание стволов было смертоносным для любой бронированной машины потенциального противника, но на практике выявились проблемы с обслуживанием таких установок.

Отдельного упоминания заслуживает ходовая часть. Проводить аналогии с ходовой частью Medium Tank Mk.I\Mk.II будет не очень правильно, поскольку на британском танке использовалась несколько другая система подвески.

На американском Т2 на один борт применили по 12 опорных катков, собранных в 6 тележек с подвеской на пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеничная лента состояла из 80 металлических траков шириной 381 мм. Открытые элементы подвески защищались фальшбортом с откидными секциями на петлях.

Испытания опытного образца среднего танка Т2, прибывшего на Абердинский полигон в конце декабря 1930 года, поначалу были очень успешными. При боевой массе 14125 кг танк имел удельную мощность порядка 20 л.с. на тонну, что даже в наше время считается более чем приемлемым показателем.

Максимальная скорость составила 25 миль\час (40 км\ч) при передвижении по дорогам с твердым покрытием, но впоследствии её ограничили до 20 миль\час (32 км\ч), чтобы сберечь ресурс ходовой части. При запасе топлива 94 галлона (356 литров), дальность хода составила 145 км. В целом, отзывы о Т2 были благоприятными и дело вполне могло дойти до серийного производства, если бы не два тяжелых обстоятельства.

Начавшаяся в 1929 году Великая Депрессия привела к столь значительному сокращению военных заказов, что впоследствии фирмы-производители были вынуждены закупать необходимое оборудование за свои деньги с очень призрачной надеждой на окупаемость.

Соответственно, деньги на программу модернизации Medium Tank T2 выделялись в очень скромных масштабах. Но это было ещё полбеды – настоящая проблема заключалась в быстроходных танках М1928 и М1931 инженера Дж.У.Кристи (G.W.Christie), которые действительно представляли собой революционный прорыв. Несмотря на более слабое бронирование и скромное вооружение эти машины развивали просто фантастическую скорость и имели перспективную тогда «свечную» подвеску.

Несмотря на это испытания Т2 были продолжены. В процессе практических стрельб выяснилось, что 47-мм автоматическая пушка является неуравновешенной. Этот недостаток попытались устранить установкой противовесов перед орудийной маской, что и было проделано в мае 1931 года.

Далее была демонтирована установка Т3Е1 (больше по экономическим причинам), вместо которой появилась установка Т1 с старой короткоствольной пушкой М1916 калибра 37-мм. Однако и этот вариант посчитали неудовлетворительным, поэтому летом того же года пушку заменил 7,62-мм пулемет. Также увеличили количество внешних топливных баков до двух с левого борта.

Завершив первую часть испытательного цикла танк отправили на доработку. Были установлены новые гусеничные траки, а также турель для зенитного пулемета, хотя в остальном конструкция Т2 не изменилась. Когда в январе 1932 года танк повторно передавался на Абердинский полигон с него демонтировали вооружение в башне. Впрочем, всё было напрасно. Американский «медиум» разработки Гарри Нокса смотрелся явно не презентабельно на фоне танков Кристи и именно в этой ситуации Управление вооружений решило провести «показательные выступления» с участием всех конкурентов.

Несколько ранее средние танки Т2 и Т3, а также легкие танки Т1Е1 и Т1Е2, были переданы для войсковых испытаний в состав 2-й танковой роты, которая в октябре 1932 года была переформирована в 67-ю пехотную роту. Местом её дислокации был Форт-Беннинг, куда периодически приезжали американские конгрессмены, от мнения которых зависела дальнейшая судьба многих боевых машин. Увидев потенциальные возможности танков Кристи для них сразу стало понятно, на что следует тратить и без того скудные средства – таким образом, к началу 1932 года участь Т2 была окончательно решена.

Единственный построенный прототип в конце 1930-х гг. отправили на Абердинский полигон, где он стал музейным экспонатом. Там он находился долгие десятилетия и только в последнее время был поднят вопрос о перемещении Medium Tank T2 в экспозицию нового танкового музея в Форт-Ли. А пока танк находится в г.Аннистон (штат Алабама) в ожидании реставрации.

Источники:
Источники:
R.P.Hunnicutt «Sherman: A History of American Medium Tank. Part I». Echo Point Books & Media. ISBN-10:1626548617. 2015
George F.Hofmann, Donn Albert Starry «Camp Colt to Desert Storm»
Warspot: Метод масштабирования (Юрий Пашолок)
WW2Vehicles: United States T2 medium tank
Surviving rare US pre-1945 Tanks

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА T2 Medium Tank образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 14125 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2760
Ширина, мм 2440
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и спаренный с ней 12,7-мм пулемет Browning M2HB в башне, одна 37-мм пушка в корпусе и один 7,62-мм пулемет Browning M1919
БОЕКОМПЛЕКТ 75 снарядов, 2000 патронов для 12,7-мм пулеамета и 4500 патронов 7,62-мм пулемета
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел М1918
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 19 мм
борт корпуса — 6,4 мм
корма корпуса — 6,4 мм
башня — 22 мм
крыша — 3,35 мм
днище — 3,35 мм
ДВИГАТЕЛЬ Liberty, 12-цилиндровый, мощностью 338 л.с. при 750 об\мин., с водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 12 опорных катков сблокированных в 6 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, гусеница из 76 стальных траков шириной 381 мм и шагом 108 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе (макс.)
32 км\ч (норм.)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 145 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Нет, не пугайтесь, это не у меня крыша поехала, это нормальная американская практика, когда именование техники происходило независимо по разным ведомствам и родам войск. Так вот, речь идет не о легком пехотном танке Т2 , а о "кавалерийской " машине с таким же названием.



Построена она была в 1928 году и предназначалась для усиления и сопровождения кавалерийских частей. Непременным требованием были пушечное вооружение и скорость достаточная для того, чтобы кавалерия не особо ускакивала от танков. Автор машины, инженер Канингхэм (фирма "James Cunningham & Sons Company "), не стал изобретать велосипед и на базе серии своих легких экспериментальных танков Т1 (те еще шуши, надо сказать) построил слегка увеличенный вариант под названием Т2 . Машина имела классическую канингхэмовскую компоновку, с передним расположением МТО и задними ведущими колесами. Фактически, по компоновке, это была кабина грузовика, взятая в броню и увенчаная башней.



Поскольку машина должна была быть шустрой, то при собственной массе около 13,6 тонн она оснащалась двигателем V12 Liberty , мощностью в 312 л.с., что позволяло ей разгоняться до 27 миль в час (43,5км/ч), практически в 2-3 раза быстрее, чем типичные танки того периода. С таким двигателем машина на полигоне выглядела весьма грозно, стремительно одолевая препятствия . Правда, при таких скоростях и четырехступенчатой КПП - двигатель уходил вразнос, поэтому в конструкцию пришлось ввести ограничитель оборотов, который притормозил машину до всё равно очень приличных на тот момент 20 миль в час (32км/ч).

Вообще же в 1933 году один из экспериментальных танков Канингхэма на изобретенных им (?) гусеницах с резинометаллическими шарнирами (?) разогнался аж до 50 миль (80км) в час. И без никаких колесно-гусеничных извращений.



Вооружение машины сформировалось не сразу. Нет, то, что д.б. пушка, - не обсуждалась, но все остальное.. Исходный вариант машины вооружался аж двумя пушками, калибром 37мм в корпусе и 47мм в башне, но вот пулемета у него не было.


В процессе доработок бывало всякое, - наводчик пушки в корпусе сильно мешал сидящим в башне, здоровенный казенник заталкивал его, буквально, им под ноги, да и обслуживать пушку в одни руки было неудобно, пока заряжаешь - уже потерял цель, поэтому 37мм пушка мигрировала в башню, а ее место (не сразу) занял пулемет. Затем, помимо пулемета в корпусе, - появился второй пулемет, спаренный с пушкой, причем еще и крупнокалиберный (классика, М2) а сама пушка в башне снова выросла калибром с 37мм до 47мм. При этом необходимо заметить, что БК крупнокалиберного пулемета составлял (если Хейгль не ошибается) аж 2000 патронов. Весьма, кстати, неплохо для 1928-31 годов в итоге, я затрудняюсь с лету назвать более мощный и быстрый танк.

Бронирование было дифференцированным, от 22,23мм (7/8 дюйма) впереди и в башне, до 3,35мм (1/4 дюйма) на горизонтальных поверхностях.

Скорее всего, Pz Kpfw II своим появлением обязан Гудериану. Именно он хотел видеть в танковых дивизиях сравнительно легкий танк, имеющий противотанковое вооружение. В июле 1934 года такая машина весом 10 тонн была заказана компаниям MAN, Хеншель и Крупп-Грузон. Танк с пушкой 20 мм предназначался для использования как разведывательная машина и была призвана заменить пулеметный Pz Kpfw I. Пока не сняли ограничения Версальского договора, данный танк официально создавался в качестве сельскохозяйственного трактора LaS 100.

В октябре 35-го года были готовы первые прототипы, изготовленные из неброневой стали. Ни один проект заказчика полностью не устраивал, и в производство передали комбинированную машину: шасси, разработанное фирмой MAN, башня и корпус - Даймлер-Бенц. В период с мая 36-го по февраль 37-го года изготовили 75 танков. Ходовая часть всех машин состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на один борт. Боевая масса танка – 7,6 тонн.

Немецкие танки в районе Ржева, 1941 год. Слева - легкий танк PzKpfw II, справа - средние танки PzKpfw III

Немецкий танк PzKpfw II на дороге где-то в СССР

В свою очередь данная партия бронемашин делилась на три подмодификации а/1, а/2 и а/3, каждая из которых состояла из 25 машин. В общем плане между собой подмодификации отличались несущественно, но при этом они выполняли роль испытательного стенда для отработки отдельных тех. решений. Так, например, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого ленивца сварной, а также противопожарные стенки в моторном отделении. Pz Kpfw II Ausf a/3 имели усиленные пружины подвески и увеличенный радиатор в системе охлаждения.

Весной 37-го г. было выпущено 25 Pz Kpfw II Ausf b имеющих усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть (широкие поддерживающие ролики, опорные катки и новое направляющее колесо). Попутно был установлен более мощный двигатель, который значительно лучше охлаждался и вентилировался. Вес танка увеличился до 7,9 тонн.

Ставшую в дальнейшем классической для данного типа танков ходовую часть, состоящую из пяти опорных катков среднего диаметра, установленных на индивидуальной подвеске и выполненных в виде четвертьэллиптических рессор, обкатали на 25 Pz Kpfw II Ausf компании Хеншель.

Серийное производство танков началось в марте 1937 года. До апреля 40-го года выпустили 1088 танков модификаций А, В и С. Все модификации имели одинаковую конструкцию, имеющую закругленную носовую часть корпуса. Различие состояло только в размерах и расположении смотровых щелей, а также используемых прицелах. Как показала кампания в Польше, бронезащита танков довольно слабая. Даже лобовую броню легко пробивали из противотанкового ружья «Ur» польского производства. Броневая защита в спешном порядке была усилена методом экранировки - накладкой 20-миллиметровых дополнительных пластин.

Немецкий бронетранспортер Sd.Kfz.251 14-го моторизованный корпуса проезжает мимо колонны танков Pz.Kpfw II и горящего грузовика в сербском городе Ниш, Югославия

Подбитый и сгоревший немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf.C

С мая 38-го года по август 39-го фирмы MAN и Даймлер-Бенц выпустили 143 Schnellkampfwagen (быстрые машины) для танковых батальонов легких дивизий. По сути, танки были следующими модификациями - D и Е. Данные машины от предыдущих модификаций существенно отличались ходовой частью Кристи, которая имела по четыре больших опорных катка, в которых отсутствовали поддерживающие ролики. Подвеска катков торсионная индивидуальная. Корпус был значительно перекомпонован. Башня и вооружением осталась без изменений. двигатель «Майбах» HL62TRM мощностью 140 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Боевой вес составлял 10 тонн, запас хода - 200 километров. Бронирование: лоб корпуса толщиной 30 мм, башня и борта корпуса - 14,5 мм.

Стремясь расширить возможности данного типа машин, в 1940 году на базе производимого шасси решили создавать огнеметные танки. До лета 42-го года было создано 112 машин, еще 43 огнеметных машины переделали из линейных в ходе капремонта. В уменьшенной башне монтировался пулемет калибра 7,92 мм. Пара огнеметов в бронеголовках устанавливались по передним углам корпуса. Огнеметы в горизонтальной плоскости наводились в секторе 180° и производили 80 огнеметаний на дальность 35 метров продолжительностью 2-3 секунды.

Боевой вес Pz Kpfw II Flamm Ausf А и Е (Sd Kfz 122), которые также известны под названием Flamingo («Фламинго»), составляла 12 тонн. Запас хода – 250 км. Количество членов экипажа не изменилось и составляло три человека. Толщина брони несколько увеличилась: в лобовых деталях корпуса и башни до 30 мм, на бортах до 20-25 мм. однако этого оказалось недостаточно: малая дальность огнеметания вынуждала огнеметные танки слишком близко подходить к боевым позициям противника и они несли значительные потери. Приняв в июне 1941 году боевое крещение на советско-германском фронте, данные машины в конце концов переоборудовали в самоходки.

Подбитый немецкий легкий танк PzKpfw II

Уничтоженный советской артиллерией немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. C

Танк Pz Kpfw II Ausf F является практически последней массовой модификацией «двоек». С марта 41-го по декабрь 42-го года было выпущено 524 машины (в дальнейшем производились исключительно самоходки на базовом шасси). Главным отличием (а также главным достоинством) от предыдущих образцов была усиленная бронезащита. Теперь носовую часть корпуса выполняли из листа толщиной 35 мм, наклон к вертикали – 13°. Верхний лист толщиной 30 мм имел наклон 70°. Изменили форму ленивца и конструкцию подбашенной коробки. В лобовом листе подбашенной коробки, который был установлен под углом 10°, канавкой справа имитировали смотровую щель.

В командирской башенке имелось восемь перископов.

В начале Второй мировой легкие танки Pz Kpfw II составляли около 38% всего танкового парка вермахта. Они в боях оказались слабее по бронированию и вооружению практически всех машин аналогичного класса: французских Н35 и R35, польских 7ТР, советских БТ и Т-26. Но при этом производство танков Pz Kpfw II, которое в 40-м году существенно сократилось, в последующие пару лет резко возросло. До накопления необходимого количества Pz Kpfw III и Pz Kpfw VI, легкие машины оставались основной техникой в танковых подразделениях и частях. Только в 1942 году они были выведены из состава танковых полков, их частично использовали в штурмовых артбригадах, и на второстепенных участках фронта. Танковые шасси данных машин после ремонта все в больших количествах передавали под монтаж самоходок.

На немногочисленных экспериментальных машинах (двадцать два VK1601, двенадцать VK901, четыре VK1301) отрабатывались оригинальные тех. решения. Так, например, при подготовке к вторжению в Англию, немецкими конструкторами для Pz Kpfw II были разработаны навесные понтоны с винтами. Опытные машины на плаву развивали скорость 10 км/ч, волнение моря при этом составляла 3-4 балла. Попытки кардинально усилить бронирование и увеличить скорость так ничем и не завершились.

Боевые и технические характеристики немецких легких танков Pz Kpfw II(Ausf A/Ausf F):
Год выпуска 1937/1941;
Боевая масса – 8900/9500 кг;
Экипаж – 3 человека;
Длина по корпусу – 4810 мм;
Ширина – 2220/2280 мм;
Высота – 1990/2150 мм;
Толщина броневых листов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 14,5 мм (цил.)/35 мм (13 град.);
Толщина броневых листов бортов корпуса – 14,5 мм (0 град.)/15 мм (0 град.);
Толщина броневых листов лобовой части башни – 14,5 мм (цил.)/30 мм (цил.);
Толщина броневых листов крыши и днища корпуса – 15 и 15/15 и 5 мм;
Пушка - KwK30/KwK38;
Калибр пушки – 20 мм (55 клб.);
Боекомплект – 180 выстрелов;
Число пулеметов – 1;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2250/2700 патронов;
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL62TR;
Мощность двигателя – 140 л. с.;
Максимальная скорость движения по шоссе – 40 км/ч;
Запас топлива – 200/175 л;
Запас хода по шоссе – 200 км;
Среднее давление на грунт – 0,76/0,66 кг/см2.

Panzerkampfwagen II Ausf. С

У танков PzKpfvv II Ausf. С (6 LaS 100) -серийные номера 26001-27000 - была улучшена система охлаждения двигателя, смотровые щели были закрыты бронестеклом толщиной 50 -мм (на ганках прежних выпусков - 12-мм).

Танки PzKpfw II (скорее всего Ausf. А и В) участвовали в гражданской войне в Испании. Боевой опыт показал, что немецкие PzKpfw I и II слабо вооружены и хуже бронированы по сравнению с легкими ганками потенциального противника (советские легкие танки Т-26 и БТ-5, французские "Рено" R-35 и "Гочкис" Н-35, польские 7ТР и английский "Матильда" Mk. I). Радикально усилить вооружение было невозможно по конструктивным (малый размер башни) и техническим (более мощная пушка 5 cm KwK39 L/60 калибра 50-мм еще была не готова) причинам. Боевые характеристики PzKpfw II можно было улучшить только усилив бронирование.

Поэтому у танков PzKpfw II Ausf. А, В и С была увеличена толщина брони на критических участках. Лобовая броня башни (маска пушки) составила 14,5-мм и 20-мм, лобовая броня корпуса - 20-мм. Была переделана вся передняя часть корпуса. Вместо бронеплиты, имевшей форму дуги, стали использовать две плиты, сваренные друг с другом под углом 70°. Их толщина - 14,5-мм и 20-мм. На некоторых танках PzKpfw II Ausf. А-С двухстворчатый люк на крыше башни заменили командирской башенкой, обеспечивающей круговой обзор. Следует подчеркнуть, что командирскую башенку устанавливали не на всех танках, чаще всего так переоборудовали танки, направленные в ремонт. Случалось, что в одной части были как модифицированные, так и не модифицированные машины. После сентябрьской кампании танки были подвергнуты дальнейшим улучшениям.

Основание башни закрыли металлическим уголком, приклепанным к корпусу. Он защищал механизм вращения башни от заклинивания при попадании снаряда. Подобный же уголок крепили и сзади башни. В ноябре 1938 года на фирме "МАN" начались работы над установкой в танк PzKpfw II дизеля HWA 1038G мощностью 129-147 к Вт/175-200 л.с. Испытания закончились неудачей и дальнейшие работы были свернуты. Выпуск танков PzKpfw II Ausf. С был прекращен в марте (апреле) 1940 года, причем в последний период количество выпущенных танков было очень мало: в июле 1939 года выпущено девять танков, в августе - семь, в сентябре - пять, в октябре - восемь, а в ноябре - еще два танка. Неудовлетворительная поставка легких PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38 (t) и средних PzKpfw III и PzKpfw IV танков повлекла за собой приказ от 27 ноября 1939 года о постройке новой модификации танка PzKpfw II, обозначенной как PzKpfw II Ausf. F (7 LaS 100). Танки PzKpfw II Ausf. F сохранили все конструктивные особенности машин предыдущих серий.

Panzerkampfwagen II Ausf. F

У танков PzKpfw II Ausf. F (серийные номера 28001-29400) была изменена конструкция корпуса. Лобовая бронеплита стала шириной во весь корпус. В её правой части разместили макет смотровой щели механика-водителя, в то время как настоящая щель располагалась слева как и на танках прежних выпусков. Были модифицированы смотровые щели, расположенные в маске пушки, толщина брони возросла. Был усовершенствован механизм вращения башни.

На некоторые PzKpfw II Ausf. F установили пушку 2 cm KvvK38 калибра 20-мм. Из-за того что производство PzKpfw II Ausf. А-С уже было свернуто, выпуск новых танков PzKpfw II Ausf. F был сопряжен со значительными трудностями, в апреле 1940 года смогли выпустить всего три танка (да и эти танки, видимо, были не Ausf. F, а последние PzKpfw II Ausf. С), два Ausf. F изготовили в июле и четыре в ноябре-декабре 1940 года. В 1941 году производство набрало темп - было выпущено 233 машины. В следующем, 1942 году, был изготовлен еще 291 танк (всего 530 штук). Танки PzKpfw II Ausf. F выпускали заводы ФАМО во Вроцлаве, "Ферайнигтен Машиненверкен" в Варшаве, "МАN" и "Даймлер-Бенц".Фирма "Вегманн "завершила выпуск танков PzKpfw II Ausf. F в 1941 году, а МИАГ - в 1940. Цена одного PzKpfw II Ausf. F (без вооружения) составляла 49228 рейхсмарок.

Panzerkampfwagen II Ausf. D, E

В 1938 году фирма "Даймлер-Бенц" разработала проект так называемого скоростного танка (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. Легкие дивизии - моторизованные танковые дивизии, которые, однако, имели меньше танков, чем обычные танковые дивизии. Легкие дивизии, как правило, создавались на базе расформированных кавалерийских частей.

От танка PzKpfw II Ausf. С была взята только башня, а корпус и ходовая часть были полностью переделаны. На танке использовалось шасси типа "Кристи" (четыре опорных катка большого диаметра) и новые ведущие и направляющие колеса. Корпус скоростного танка напоминал корпус PzKpfw III. Экипаж - три человека, вооружение осталось прежнее, как у танков PzKpfw И Ausf. A-F. Масса машины - 10000 кг. Скоростные танки планировали выпускать в двух модификациях: PzKpfw II Ausf. D - 8 LaS 100 (серийные номера 27001-27800) и PzKpfw II Ausf. Е - 9 LaS 100 (серийные номера 27801-28000). На эти машины устанавливали коробку передач "Майбах Вариорекс" VG 102128Н (семь передач вперед и три назад). В движение танк приводился карбюраторным двигателем "Майбах" HL62 TRM мощностью 103 кВт/140 л.с., максимальная скорость по шоссе - 55 км/ч, толщина брони 14.5-30 мм. В 1938-1939 годах фирмы "Даймлер-Бенц" и "МАN" выпустили 143 таких танка и более 150 шасси.

Танки PzKpfw II Ausf. Е отличались от Ausf. D усиленной подвеской, смазываемыми шкворнями гусениц и модифицированными ведущими колесами. Большая часть машин после непродолжительного использования на фронте (сентябрьская кампания) была переделана в огнеметные танки Flammpanzer II или в самоходные орудия "Мардер".

Panzerkampfwagen II Ausf. G

В 1938 году фирмы "MAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск модифицированного танка PzKpfw II, который получил обозначение VK 901. На танке применили новую подвеску, разработанную инженером В. Книпкампом. Ходовая часть танка состояла из пяти опорных катков, установленных на осях разной длины, так, что катки частично перекрывали друг друга. Масса танка - 9200 кг. В движение танк приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL45р мощностью 109 кВт/150 л.с. Максимальная скорость составляла 50 км/ч, толщина лобовой брони - 30-мм, бортовой - 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK38 калибра 20-мм и пулеметом MG-34. Планировался выпуск 75 таких машин (серийные номера 150001-150075), но за два года (1941-1942) было изготовлено всего 12 танков в трех вариантах G1, G3 и G4. Готовые башни (27 штук) использовали как элементы долговременной фортификации.

Panzerkampfwagen II Ausf. J

Боевой опыт применения танков во время сентябрьской кампании показал, что на фронте очень нужен хорошо бронированный танк поддержки пехоты. В декабре 1939 года начался выпуск танка PzKpfw II n.A. (neue Art - новая модель) VK 1601. Толщина его брони составляла от 50-мм до 80-мм, максимальная скорость - 31 км/ч. Вооружение нового танка ничем не отличалась от предыдущих модификаций. Опытный образец был готов 19 июня 1940 года.

Всего была заказана серия из 30 танков, обозначенных как PzKpfw II Ausf. J. С апреля по декабрь 1942 года было выпущено 22 машины (серийные номера 150101-150130). Выданный заказ на следующие 100 танков был аннулирован. Танки PzKpfw II Ausf. J выпускали на предприятиях "МАN" и "Даймлер-Бенц". Семь опытных танков VK 1601 было испытано на Восточном фронте в составе 12-й танковой дивизии.

Panzerkampfwagen II Ausf. H и M
(VK 903, VK 1301)

В 1940 году фирма "MAN " (Нюренберг) начала работу над улучшенной моделью танка PzKpfw II Ausf. G (VK 901) - VK 903. Ha VK 903 установили карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. (200001-200004). Была использована новая коробка передач ZF Aphon SSG48 (серийные танки планировали оборудовать коробкой передач, которая уже применялась на PzKpfw 38 (t)). Максимальная скорость танка - 60 км/ч. Танк VK 903 предполагалось использовать для разведки. В 1941 году были начаты работы по переделке VK 903 в передвижной наблюдательный пункт. 1 июня 1942 года предприятия "Рейнметалл-Борзинг", "Шкода"и "Даймлер-Бенц" начали выпуск модификации танка с открытой башней - VK 1301 (VK 903b). 30 апреля 1941 года была принята программа развития танковых войск - "Panzerprogramm 1941", которая предусматривала постройку танков VK 903. 10950 машин этого типа планировалось использовать в качестве танка разведки, 2738 переделать в 50-мм самоходные орудия, 481 машину вооружить орудиями калибра 150-мм (sIG), а 3500 машин должны были стать танками-разведчиками поля боя - "Gefechtsaufklaerung". Серийные ганки VK 903 и VK 1301 получили обозначения PzKpfw II Ausf. Н и PzKpfw II Ausf. М соответственно. Масса танка - 10500 кг. Толщина брони - 30-10-мм. В 1941 году фирма "МАN" изготовила одно шасси, а в 1942 году в связи со стандартизацией бронетехники от выпуска танков этой модификации отказались.

VK 1303 представлял собой дальнейшее развитие танков VK 901, 903 и 1301. 15 сентября 1939 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaflenamt) выдало техническое задание на гусеничную разведывательную машину. Заказ на разработку корпуса и шасси получила фирма МАN, башни - "Даймлер-Бенц". На танк VK 1303 предполагали установить радиостанцию среднего радиуса действия, предназначенную для связи в условиях Восточного фронта.

Экипаж - четыре человека (командир, наводчик-заряжающий, механик-водитель и радист). Опытный образец был готов в апреле 1942 года и оказался слишком тяжелым для российского бездорожья (боевая масса - 12900 кг). Лишь облегченный до 11800 кг вариант VK 1303 был принят к серийному выпуску как PzKpfw II Ausf. L "Лукс" ("рысь") - Sd Kfz 123. Толщина его брони составила 10-30-мм, кроме этого могли быть установлены бронеэкраны толщиной 12-мм. Вооружение - пушка KwK-38 калибра 20-мм и пулемет MG-34 калибра 7,92 -мм. В движение танк PzKpfw II Ausf. L "Лукс" приводился карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" HL66р мощностью 147 кВт/200 л.с. Коробка передач - ZF Aphon SSG48.

На танке PzKpfw II Ausf. L применили ходовую часть конструкции Книпкампа, которую уже ранее использовали на танках VK 901-903. Танк планировали выпускать в двух вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением. Один из них был вооружен пушкой KwK38, а другой - KwK39 L/60 калибра 50-мм ("Luchs" 5 cm). Серийные PzKpfw II Ausf. L "Лукс" были оборудованы радиостанцией FuG12 мощностью 80Вт и радиусом действия 25 км (телефон) и 80 км (ключ) и радиостанцией ближнего радиуса действия F.Spr.f. Для танков, вооруженных 50-мм пушкой, разрабатывалась открытая башня. На фирме "МАN" было выпущено 115 танков "Лукс", а на фирме "Хеншель" - 18, причем все машины были вооружены пушкой калибра 20-мм. В начале 1944 года выпуск танков PzKpfw И Ausf. L "Лукс" был прекращен.

VK 1602 ("Леопард")

В 1941 году фирмы "МAN" и "Даймлер-Бенц" получили заказ на выпуск улучшенного танка VK 1601, обозначенного как VK 1602. Этот танк был предназначен для разведки поля боя ("Gefech tsaufklaerung "). Толщина брони составляла 50-80-мм (башня) и 20-60-мм (корпус). Двигатель "Майбах" HL157 мощностью 404 кВТ/550 л.с. позволял танку развивать скорость до 50 км/ч. Танк предполагалось вооружить пушкой KwK39 L/60 калибра 50-мм и пулеметом MG-34 калибра 7,92-мм.

На танке применили гусеницы шириной 350 мм, что улучшило ходовые качества машины. Экипаж VK 1602 - четыре человека. "Panzerprogramm 1941" предполагала постройку 339 таких машин, но вскоре заказ был аннулирован, поскольку VK 1602, названный "Леопардом" уже не отвечал требованиям времени. Башня танка УК 1602 "Леопард" была использована на тяжелом бронеавтомобиле Sd Kfz 234/2 "Пума".

Прекратив выпуск танка УК 1602 "Леопард", немцы все же не отказались от идеи танка-разведчика. Фирма "Даймлер-Бенц" разработала новую модель такого танка - VK 2801. Первоначально на танк планировали устанавливать дизель воздушного охлаждения мощностью 385 кВг/525 л.с., затем в качестве двигателя использовали двигатели "Даймлер-Бенц" DB819 мощностью 330 кВг/450 л.с., МB506 и MB819. Увеличение массы танка до 33000 кг вынудил конструкторов применить карбюраторный двигатель "Майбах" HL 230 мощностью 514 кВт/700 л.с. 8 мая 1944 года Министерство вооружений сухопутных войск (Нeereswaffenamt) приказало свернуть дальнейшие работы над танком УК 2801.

Panzcrkampfwagen II (F) Sd Kfz 122

В 1939 году фирмы "MAN" и Вегманн получили заказ на разработку огнеметного танка - Flammpanzer. "МАN" переоборудовала шасси PzKpfw II Ausf. D и Е. Огнеметные танки, построенные на базе этих двух модификаций получили название PzKpfw II Ausf. А и В, соответственно. В главной башне оставили один пулемет МG-34, а два огнемета (обычно Flamm 40) разместили в двух вращающихся башенках, установленных на крыльях танка. Дальность стрельбы огнемета составляла 35 метров. Бронированные емкости для хранения зажигательной жидкости (смесь бензина и нефти) расположили за огнеметными башенками. Общий объем перевозимой зажигательной смеси - 350 литров.

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...