Железный столб в дели. Столб из чистого железа

В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный железный столб-колонна. Его высота - 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда.

Как у древних мастеров получилось создать химически чистое железо, как удалось отлить металлическую колонну высотой в 7 метров и толщиной в обхват? Наука не может объяснить это. Некоторые ученые считают Железную колонну свидетельством существования давно исчезнувшей древней цивилизации, другие считают, что она оставлена в память визита на Землю инопланетян. пусть и отвлечет немного от темы, но зато поможет выполнить дорожные работы с наименьшими финансовыми затратами.

Знаменитая Кутубова колонна на алтаре мечети Кувват-уль-Ислам в городе-крепости Лал-Кот, недалеко от Дели, пожалуй и сегодня остается одной из многих культовых инженерных творений древних цивилизаций, которые хранят тайну Великих знаний древности, привлекая все новых и новых исследователей. Существует множество гипотез о происхождении колонны, многие утверждают, что никогда нержавеющий столб изготовлен из метеоритного железа, а некоторые уверены что это дело рук самих пришельцев!

Стоящая под открытым небом легендарная железная колонна диаметром 0,485 метра достигает в высоту более 7 метров при весе около 6 тонн. Надпись на колонне сообщает, что она была привезена и поставлена на этом месте во время царствования Самандрагунты, который жил с 330 по 380 год н.э. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится: «…железная колонна раджи Дхавы (начало IV века н.э.) поставлена в память победы над народами Средней Азии, о чем гласит находящаяся здесь санскритская надпись». За период более чем 1600 лет редкие изделия из железа сохранились до наших дней. На видимой поверхности колонны нет следов ржавчины. До последнего времени считалось, что если колонна, омываемая дождями и росой, не ржавеет, значит, она сделана из чистого железа. Других объяснений не находили.

Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь.

Ученые провели ряд исследований железной колонны в Дели. Например, английскими специалистами были взяты в качестве образцов мелкие кусочки металла для проведения в Лондоне физико-химического анализа. По приезде в Лондон выяснилось, что образцы покрылись ржавчиной. Вскоре шведский материаловед И. Вранглен с коллегами обнаружил на нижней части колонны зону сильной коррозии. Оказалось, что в районе фундамента она проржавела на глубину до 16 миллиметров по всему диаметру. Вера в чистое нержавеющее железо была подорвана, но остались другие вопросы. Почему, например, колонна не ржавеет выше от фундаментной заделки, а также чем объяснить ее целительную силу?

Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров.

Подобные энергополя наблюдаются над вершинами пирамид и других культовых сооружений, например православных храмов, выполненных в виде пирамид, приподнятых над землей. Над их центральной луковичной главкой железные кресты тоже не подвержены коррозии, если они правильно установлены в энергетическом поле.

Проведенные исследования показывают, что внутри колонны на высоте около 3 метров от земли имеется дополнительный источник энергополевого излучения, выполненный в виде небольшого спрессованного прямоугольного пакета из тонких листов неизвестного радиоактивного металла. Источник излучения вставлен внутрь колонны через просверленное, а затем заглушенное отверстие. Возможно, там находится послание потомкам. Новые исследования колонны могут выявить дополнительные интересные сведения.

Можно предполагать, что энергополевая оболочка железной колонны является надежной защитой от коррозии. Причиной появления ржавчины на колонне в районе заделки ее в фундамент может быть водная пленка от дождя и росы, образующаяся на горизонтальной поверхности фундамента, которая выходит за пределы энергетического футляра.

Что касается чуда исцеления больных, то здесь основную роль играет вертикальный поток энергетического поля, который благотворно воздействует на энергетику человека, нормализует работу всего организма. Человек получает мощную дополнительную энергоподпитку, находясь полностью в объятиях энергополя колонны. Напомним, что современная медицина воздействует магнитными, электрическими и другими энергополями только на отдельные участки человеческого тела, не восстанавливая деформированную энергетическую оболочку человека в целом.

Любопытна также версия создания железной колонны. Более 12 тысяч лет назад к западу от Бомбея упал крупный железный метеорит, остатки которого находятся там и сейчас на шельфовой части моря. В период расцвета атлантической и индийской цивилизаций местные мастера создали три одинаковые железные колонны методом кристаллизации осколков метеорита. Подобным же методом в подземных пещерах изготавливались и другие ритуальные изделия. Там археологи в наше время находят много готовых и незаконченных изделий из кристаллизованного железа.

Особая форма и конструкция фундамента, содержащего стимуляторы энергопотока (кристаллы, янтарь, редкоземельные и радиоактивные элементы), а также конструкция самой железной колонны позволили древним мастерам создать энергополевой поток вокруг колонны, который условно можно назвать «Каналом космической связи» (энергетической антенной).

Подобные ритуальные колонны (столбы) из камня, дерева или металла в районе культовых мест встречаются на всех континентах планеты. Они различны по размерам и сложности изготовления. Некоторые достигали 20 метров высоты (Геркулесовы столбы), другие - всего нескольких метров. Например, в Северной Буковине на Ржавинском святилище (VIII-X века н.э.) был обнаружен четырехгранный каменный столб высотой более 2 метров, сужающийся кверху, без надписей и изображений. Он стоял в центре святилища, символизируя «Мировую ось», вокруг которой в процессе ритуальных действий таинственно и символически вращалось Солнце. Фактически такие столбы (колонны) выполняли свое функциональное, а не символическое назначение. Жрецы обладали знаниями по использованию и трансформации слабых земных энергопотоков. Словом, каменный столб выполнял здесь ту же роль, что и железный столб в Дели.

В наше время подобные каменные столбы можно видеть во французской Бретани (гигантские менгиры), в Англии (резной крест из Госфорда), в Крыму, на Кавказе, в Африке, Центральной Америке.

Эта необычная колонна полностью сделана из железа и находится в городе Дели. Ее возраст оценивается в 1600 лет, но, несмотря на это, на ее поверхности не обнаружено следов ржавчины, как это часто бывает с изделиями из железа, находящимися на открытом воздухе и не покрытыми антикоррозионными составами.

Железная колонна в Дели имеет высоту 7 метров и практически на 100% состоит из чистого железа. Подробнейший анализ состава, проведенный индийскими специалистами, показал лишь незначительное (менее 0,5%) содержание в ней никеля и фосфора. Эта колонна имеет очень интересную историю. Дело в том, что она не всегда находилась в Дели, на территории комплекса Кутб-Минар, а была перевезена туда из города Матхура. Но вот точная дата этого события неизвестна, предположительно это произошло в XI-XIII веках. Считается, что железная колонна была сооружена в 415 году в честь Чандрагупты II - величайшего правителя государства Гуптов, которое существовало на территории современной Индии. Изначально на вершине железной колонны находилась скульптура птицы, но к настоящему моменту колонна лишилась своего украшения.


Об этой колонне как о выдающемся сооружении упоминается в трудах средневековых историков и путешественников. Захватившие Индию англичане также были поражены этим необычным памятником древности, который восхищал всех своей сохранностью. Ведь в столь почтенном возрасте железная колонна не имела следов коррозии, что указывало на невероятные познания древних мастеров.

Долгое время считалось, что колонна отлита из единого куска железа, но исследования ученых показали, что она, скорее всего, изготовлена из нескольких отдельных частей, а общий вес колонны составляет 6,5 тонн. Как известно, чистое железо подвержено коррозии, поэтому в современном мире его используют в виде сплавов, где содержатся различные компоненты, предохраняющие его от воздействия влаги и кислорода. Учитывая тот факт, что колонна не имеет следов повреждения, долгое время считалось, что она сделана из особого сплава, секрет которого был известен мастерам древности.


Но веками поддерживаемый миф о чудесных антикоррозийных параметрах сплава был развеян при детальном изучении. Оказалось, что часть колонны, которая находится под землей, подвержена воздействию влаги, содержащейся в почве, она сохранилась гораздо хуже и изъедена ржавчиной. А вот надземная часть, по мнению специалистов, пережила 1600 лет без существенных повреждений, благодаря нескольким факторам. Основная причина состоит в оксидной пленке, которая образовалась на поверхности колонны, делая ее химически инертной к атмосферной влаге. Образованию этой пленки способствовали частицы фосфора, который был обнаружен в весьма незначительных количествах в составе колонны. Кроме того, в Дели большую часть года стоит сухая и жаркая погода, а значительные осадки бывают лишь с июля по сентябрь, поэтому верхняя часть колонны контактирует с влагой довольно непродолжительное время. Получается, что никакого чудодейственного состава или технологии древних мастеров исследователи в железной колонне не нашли, а увидели лишь цепочку фактов, которые все вместе и привели к возникновению мифа о нержавеющей колонне.


Сегодня вокруг знаменитой железной колонны установлена ограда: слишком многие желали прикоснуться к ней, так как считалось, что объятия с колонной приносят счастье и исполняют желания. Тем не менее она остается одним из мест паломничества индусов, а также популярной туристической достопримечательностью старой части Дели.


Эта семиметровая колонная из железа находится всего в 20 километрах от Старого Дели и была воздвигнута в 415 году. Сейчас она является одной из самых популярных достопримечательностей Дели. А все из-за того, что за все время своего существования колонна почти не ржавеет. По этому поводу ученые до сих пор ведут споры, существует множество разных догадок и теорий. Но факт остается фактом – колонна действительно обладает антикоррозийной способностью.

Изготовили и поставили колонну в честь одного из влиятельных царей Индии - Чандрагупты II, который умер через два года после появление железного столба. Первоначальное ее месторасположение было в храме бога Вишну в Матхуре. Однако позже колонна была перевезена. И это при том, что вес ее - почти семь тонн.

Колонна с давних времен пользовалась особой популярностью. Считалось, что, если стать спиной, обнять колонну с двух сторон руками и загадать желание, оно непременно сбудется. Люди также верили, что можно таким же образом излечиться от недуга. Хотя ученые позже развеяли и эту сказочную легенду. Оказалось, что дело совсем не в колонне, а в позе. Именно в таком положении у человека значительно увеличивается его энергетическое поле. Оно подпитывает весь организм, и люди либо выздоравливают, либо ощущают на себе прилив бодрости и внутренней силы.

По поводу способа изготовления также имеются несколько разных предположений. Первыми были версии о том, что колонну могли отлить или отковать из одного целого куска железа. Но позже выяснили, что, скорее всего, ее сделали путем ковки отдельных кусков железа. Это видно по следам от сварки и ударов. Что касается содержания в колонне других металлов, то химический анализ показал почти 100%-ное содержание железа. Поэтому еще одно предположение - что колонна могла быть изготовлена из метеоритного железа - точно также развеялось. Метеоритное железо всегда имеет в своем составе никель, которого в индийской колонне нет.

Но, конечно, самой удивительной способностью и, одновременно, загадкой железной колонны все же является ее свойство не ржаветь, находясь под открытым небом. И по этому поводу существует много вариантов объяснений. Так как к единому мнению ученые до сих пор так и не пришли, туристы могут выбрать для себя самый правдоподобный.

Из-за того, что к колонне приходили не только простые жители близлежащих городов, а и религиозные, железный столб обильно умащивали различными ароматическими маслами. Отсюда и пошла теория о том, что колонна очень сильно пропиталась маслами. На ее поверхности образовалась тоненькая защитная пленка, которая не пропускает влагу к железному столбу.

Но в этой теории есть один существенный вопрос - почему не ржавеет вся колонна? Ведь на высоте 70 метров ее уж точно никто никогда и ничем не смазывал.

Есть также предположение, что столб могли сделать представители какой-нибудь древней, а возможно - и внеземной цивилизации, обладающие неизвестными нам технологиями, инструментами и материалами. Объясняли антикоррозийные качества колонны и сухостью индийского климата, и высоким содержанием аммиака в воздухе, и действием радиации, и даже случайным созданием защитной пленки. Ведь в древности люди могли не специально изменить свойства железа, например, обдать его горячим паром - сейчас это называется воронение стали.

Или также случайно создать совершенно другой сплав, который бы обладал атмосферостойкими свойствами. Люди до сих пор ищут однозначный ответ на этот вопрос, а колонна так и стоит… и не ржавеет.

"Во дворе одного из храмов Дели стоит металлическая колонна, возраст которой не меньше четырех тысяч лет - на ней нет и следа ржавчины, - заявил Эрих фон Дэникен в книге "Колесницы богов". - Необходимо добавить, что в сплаве, из которого она состоит, нет серы или фосфора. Из глубокой древности до нас дошел этот непонятный сплав..." Вывод - виноваты пришельцы, научившие древних индусов чудесам металлургии.

Как обычно у Дэникена, здесь что ни слово, то неправда. Колонне, стоящей у развалин мечети Кувват ул-ислам, "всего" 1600 лет. На ней четко и ясно написано на санскрите после описания войн и прочих безобразий: "Чандра, чей лик красив, словно полная луна, самозабвенно верующий в Вишну, воздвиг сей высокий штандарт Божественного Вишну на холме Вишнупада". Для тех, кто не может одолеть санскрит, рядом в 1903 г. установили мраморную табличку с переводом на английский. Чандра - это царь Чандрагупта II (376-414 г. н. э.).

Там, где колонна стоит сейчас, нет никаких холмов. Дело в том, что колонна была привезена в Дели как трофей султаном Кутб уд-дин Айбеком, который поставил ее перед мечетью в память о своих победах. Султан сбил с ее вершины символ Вишну (скорее всего, сверху было изображение птицы Гаруды, на которой летал Вишну), но надпись Чандрагупты не тронул. По мнению историков, холм Вишнупада находился на территории города Удайягири.


Таскать колонну было несложно: она не тяжелая (ок. 6 тонн) и не громадная: высота 7,2 м, диаметр в основании - 43,5 см, на верху капители - 22,3 см. Но что предохраняет ее от ржавчины?

Здесь мы заметим, что Дэникен опять неправ: в составе металла есть фосфор (0,25%) и сера (0,005%). Фосфора даже слишком много, в пять раз больше, чем надо по нормативам современной металлургии. Кроме того, в колонне содержится углерод (0,15%), кремний (0,05%), марганец (0,05%), никель (0,05%), медь (0,03%), и азот (0,02%). Остальное приходится на чистое железо (99,395%).


"Непонятный" для Дэникена сплав - всего лишь кричное железо, полученное из магнитного железняка без плавки. Добытую руду дробили в мелкий порошок, очищали от пустой породы промыванием и смешивали с древесным углем, а потом подвергали в печах обжигу при температуре 1000-1200°С (тогда как железо плавится при 1530°С). Получившиеся крицы обрабатывали молотами, выжимая ненужные примеси и увеличивая плотность слитка. Раскаленные болванки "сращивали" друг с другом ковкой, а потом шлифовали места стыков (сейчас это называют "кузнечной сваркой"). Следы стыков и швов видны на колонне, доказывая, что она не отлита из расплавленного железа. На нее потратили 250-300 чушек, что требовало как минимум двух недель работы завода с 10 печами и участия 150-200 человек. Качество сварки оказалось хорошим: в 1738 году она выдержала артиллерийский обстрел. Мечеть рухнула, а колонна стоит, хотя следы от ядер до сих пор видны на ее боках.



Колонна сопротивляется ржавчине только там, где она находится на воздухе - подземная ее часть покрыта слоем ржавчины толщиной более сантиметра, а в местах стыков основание проржавело больше чем на 10 см. Верх капители, где после дождя задерживается вода, тоже серьезно заржавел.

Помогает колонне не ржаветь чрезвычайно сухой воздух Дели. Журнал "Nature" (Vol. 172, Sept. 12, 1953) опубликовал таблицу скорости коррозии стали и цинка в разных городах. Дели оказался на втором месте по сухости климата, уступив только Хартуму в Судане. Даже в период муссонов влажность делийского воздуха превышает критическое значение, при котором металл заметно подвергается коррозии, только в утренние часы. Кроме того, колонна сильно прогревается и высыхает за минуты даже после дождя, а роса на ней не оседает.


Однако главный защитный механизм колонны - пленка из окислов, покрывающая поверхность в местах, контактирующих с воздухом. В нижней части колонны толщина пленки порядка 50 микрон. Эта часть буквально отполирована телами людей, верящих в примету: если удастся встать спиной к колонне и сомкнуть за ней руки, человеку обязательно повезет. Только в 2004 году колонну окружили прочной оградой, чтобы предохранить защитный слой от истирания. Там, где слой кто-то поцарапал пряжкой или еще чем-то, колонна сразу начинает ржаветь. Только через несколько лет все защитные свойства восстанавливаются и царапина становится неотличимой от других, нетронутых мест. Выше, куда не дотягивались люди, слой пленки достигает 500-600 микрон. Не дает пленке стать ржавчиной фосфат железа (FePО4). Избыток фосфора, в металлургии считающийся серьезным недостатком (металл получается менее прочным), случайно превратился в достоинство.

Железные столбы есть и в других местах Индии, только про них говорят куда меньше - все они давно проржавели. Кусок делийской колонны, отвезенный на берег моря, заржавел со всех сторон: защитный слой не справился с агрессивной средой. Если бы султан перевез колонну на побережье, там она проржавела бы за считанные годы и никогда не стала знаменитой.

Лит.: Gosta, Wranglen. The "Rustless" iron pillar at Delhi // Corrosion Science, 1970, Vol. 10, p. 761-770; Balasubramaniama R., Ramesh Kumar A.V. Characterization of Delhi iron pillar rust by X-ray diffraction, Fourier transform infrared spectroscopy and Mossbauer spectroscopy // Corrosion Science, Vol. 42, 2000, p. 2085-2101; Balasubramaniama R. On the corrosion resistance of the Delhi iron pillar // Corrosion Science, Vol. 42, 2000, p. 2103-2109; The iron pillar of Delhi // Journal of the Franklin Institute, Vol 156, № 4, 1903, p. 296; Kamachi Mudali & Baldev Raj. Insitu corrosion investigations on Delhi iron pillar // Transactions of The Indian Institute of Metals, Vol. 62, Issue 1, Feb. 2009, p. 25-33; The Delhi Pillar // Nature, Sept. 12, 1953, p. 499-500; Sprague de Camp, L. The iron pillar of Delhi // Analog, 1972, № 9 (Vol. XC, Sept. 1972); Алексеев С. Железная колонна в Дели // Химия и жизнь, 1979, № 4, стр. 90-93; Ребров М. Лунное железо на Земле? // Не может быть (М.), 1993, № 15; Кашин, Валерий. Колосс Чандрагупты - еще одно чудо света // Наука и жизнь, 2009, № 6, стр. 56-59; Тер-Еремян, Иов. "Белое железо" халибов // Техника-молодежи, 1976, № 8.

В Дели - исторический памятник, который очаровывает загадкой своего создания. Она сделана из железа, которое не ржавеет с момента его строительства - более 1600 лет назад. Несмотря на то что колонна находится на открытом воздухе, она по-прежнему остается крепкой, что является отличным подтверждением научных и технических знаний в древней Индии. Железный столб - одна из древнейших тайн мира, которую археологи и ученые-материаловеды все еще пытаются раскрыть.

Фото железной колонны в Дели в можете видеть в нашей статье.

Местонахождение

Описываемый объект расположен напротив мечети Кувват-уль Ислам в комплексе Кутб, где находится знаменитый минарет Кутб-Минар, в археологическом комплексе Мехраули в Дели.

Железная колонна величественно возвышается на высоту на 24 фута (7,2 м). Изготовлена древняя достопримечательность из 6 тонн практически чистого кованого железа.

Химический состав

Исследователи этого загадочного сооружения проводили химический анализ ее состава. В 1961 году выяснилось, что железо, используемое при строительстве колонны, имеет исключительную чистоту с очень низким содержанием углерода. Кроме того, ученые обнаружили, что металл, из которого она была изготовлена, не содержит серы или магния, но включает фосфор. На долю собственно железа приходится около 99,4 %. Среди примесей больше всего фосфора (0,114 %). Доля углерода составляет 0,08 %, что позволяет отнести материал к низкоуглеродистой стали. Другие примеси представлены в следующем количестве:

  • кремний - 0, 046 %;
  • азот - 0, 032 %;
  • сера - 0, 006 %.

Научные теории

Ученые, проводившие исследования в попытке раскрыть секрет железной колонны в Дели, пришли к ряду выводов. Все теории, выдвинутые для объяснения удивительной устойчивости сооружения к коррозии, подразделяются на две основные категории:

  1. Материальные факторы (эти версии выдвигают в основном индийские исследователи).
  2. Факторы окружающей среды (им отдают предпочтение иностранные ученые).

Считают, что багодаря высокому содержанию фосфора, на поверхности колонны образуется защитный слой, который, с одной стороны, предохраняет ее от коррозии, с другой - становится причиной ломкости металла (это хорошо заметно в том месте, где в колонну попало пушечное ядро).

По мнению других ученых, сами погодные условия в Дели предотвращают появление ржавчины. По их мнению, ключевым катализатором для ржавчины является влажность. В Дели климат сухой с малым количеством влаги. Ее содержание, в течение большей части года, не превышает 70 %. Это может быть причиной, обуславливающей отсутствие коррозии.

Индийские ученые из Технологического института в Канпуре в 2002 году провели тщательные исследования. В качестве причины отсутствия коррозии металла они назвали защитный слой, образованный кристаллическим фосфатом. Процесс его образования происходит при наличии циклов смачивания и сушки. Фактически, коррозийная стойкость этого уникального сооружения обусловлена его химическим составом и погодными условиями.

Кроме того, по мнению индийских ученых, в то время у кузнецов не было каких-либо особенных знаний о химии сплавов, а состав железа подбирался опытным путем.

Таким образом, эта теория предполагает, что существует взаимосвязь между обработкой, структурой и свойствами железа столба. На основе научного анализа было показано, что эти три фактора работают вместе, что обусловило формирование защитного пассивного слоя ржавчины на железном столбе в Дели. В результате он не подвергается дальнейшей коррозии. Благодаря этому свойству, действительно можно считать еще одним чудом света железную колонну в Индии.

Тем не менее, такая способность противостоять коррозии не является уникальной именно для этого сооружения. Исследования показали, что другие крупные древнеиндийские объекты имеют сходное свойство. К ним относятся железные столбы в Дхаре, Манду, на Горе Абу, холме Кодохадри и железные старинные пушки. Следовательно, можно сказать, что древние кузнецы были высококвалифицированными специалистами по ковке железных изделий. В докладе, опубликованном в журнале Current Science, Р. Баласубраманиам из Индийского технологического института в Канпур было заявлено, что столб является «живым свидетельством мастерства металлургов древней Индии».

Сохранение исторической ценности

Раньше многочисленные туристы, прижавшись к колонне, пытались обнять ее, соединив руки. Считалось, что если это получится, то принесет человеку удачу.

Однако из-за этого довольно популярного обычая нижняя часть колонны стала менять свой цвет от постоянного трения. По мнению исследователей, бесконечные прикосновения и движения посетителей стирают защитный слой, предохраняющий ее от коррозии. Для того чтобы избежать дальнейшего повреждения нижней части железного столба, в 1997 году вокруг нее поставили небольшое ограждение.

Надписи

Хотя на столбе обнаружено несколько надписей, самая старая из них - шестистрочный стих на санскрите. Поскольку в третьем стихе упоминается имя Чандра, ученым удалось установить время создания колонны - в царствование Чандрагупты II Викрамадити (375-415 гг. до н. э.), короля Гупта.

Но ведь сегодня она находится в Дели. Как эта колонна попала туда, и где было ее первоначальное местоположение - по-прежнему является предметом научной дискуссии.

Загадки колонны

Цель создания железного столба - одна из многочисленных тайн истории. Некоторые исследователи говорят, что это флагшток, сделанный для короля, упомянутого в надписи. Другие утверждают, что это были солнечные часы в его предполагаемом первоначальном месте размещения - в Мадхья-Прадеше.

Почему в конечном итоге колонна оказалась в столице Индии - еще одна тайна сооружения. Нет никаких доказательств того, кто именно переместил ее более тысячи лет назад, как она была перемещена или даже почему ее переместили. Все, что можно сказать наверняка об этом аспекте истории столба, сводится к тому, что таинственная железная колонна очень долгое время является частью пейзажа индийской столицы.

Версии и догадки

Историю железной колонны в Дели все еще исследуют. Существует множество версий ее происхождения. Однако несмотря на наличие различных догадок, ученые уже располагают некоторой информацией об этом сооружении.

В 1838 году индийский антиквар расшифровал все, что написано на железной колонне в Дели. Затем надписи были переведены на английский язык и опубликованы в Журнале Азиатского общества Бенгалии. До этого о железной колонне ничего не было известно.

По мнению ученых, она была создана в ранний период правления Гупты (320-495 гг. н.э.). Этот вывод сделали, основываясь на стиле исполнения надписи на столбе и особенностях языка. Как уже говорилось, третьем стихе надписи на железном столбе ученые нашли упоминание имени Чандра, которое обозначает правителей династии Гупта. Однако существуют разные мнения о том, относится ли слово Чандра к королю Самудрагупте (340-375) или Чандрагупте II (375-415), который был сыном короля Самудрагупта. Считается также, что надпись могла относиться к индуистскому Богу Вишну.

Существует также множество предположений историков о том, где был выкован столб. Согласно одной из основных теорий, железная колонна была создана на вершине холма Удайгири в Мадхья-Прадеше, откуда она была доставлена в Дели королем Илтутмишем (1210-36 гг.) после его победы.

По мнению других исследователей, железный столб был перемещен и установлен в главном храме Лал-Кота (древней столицы Дели) королем Анангпалом II в 1050 году нашей эры. Однако в 1191 году, когда царь Притвирадж Чаухан, внук Анангпала, был побежден армией Мухаммада Гори, Кутб-уд-дин Айбак построил в Лал-Коте мечеть Кувват-уль-Ислам. Именно тогда колонна была перенесена со своего первоначального местоположения на ее нынешнее место перед мечетью.

Архитектура железной колонны в Индии

Сооружение размещено на основе, украшенной художественной резьбой. Часть колонны, примерно 1,1 метра, находится под землей. Основание опирается на решетку из железных стержней, спаянных при помощи свинца. Сверху нее положен слой тротуарного камня.

Высота железной колонны достигает семи метров. Нижний диаметр столба составляет 420 мм (17 дюймов), а его верхний диаметр - 306 мм (12 дюймов). Колонна весит более 5865 кг. Верх ее также украшен резьбой. На железной стойке вырезаны надписи. Некоторые из них содержат расплывчатые указания на ее происхождение.

Исследователи обнаружили, что колонна была изготовлена путем формовки и кузнечно-сварочных работ из частей пастообразного железа весом около 20-30 кг. На поверхности столба все еще видны следы молотка. Также было выяснено, что около 120 человек работали в течение нескольких недель, создавая эту колонну.

Попытка уничтожения

На высоте около четырех метров от земли на поверхности колонны есть заметное углубление. Говорят, что повреждение произошло в результате стрельбы пушечным ядром с близкого расстояния.

Как утверждают историки, Надир Шах приказал уничтожить железную колонну во время своего вторжения в 1739 году. По мнению исследователей, он хотел сделать это, чтобы найти золото или драгоценности. Которые, как считал захватчик, могли быть спрятаны внутри верхней части столба.

По другой версии, колонну хотели уничтожить как индуистский храмовый столб, которому было не место на территории мусульманского комплекса. Однако железную колонну в Дели разрушить не удалось.