Жизнь афонских монахов: взгляд изнутри. Предания святой горы

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АФОНЕ

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.


Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.


Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне.

Памятка для паломника

Монастыри Афона

Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

В южной части Афона есть район, который местные называют Карули ("цепи") – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого "плотник", "древодел"). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название "Прибрежный Русcик". Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

1">

1">


ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА ЖИЗНЬ МОНАХОВ

Византийское время и распорядок дня

"На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: "Мы встаем в 3 часа". В какие 3 часа? Все путаются". Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

"Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза", – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

"Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание", – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.


Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

"Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может", – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. "Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках", – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}


Доходы братии

Общения между монастырями практически нет – каждая обитель представляет собой полноценный город, где изготавливается все необходимое для жизни.

Еще примерно 100 лет назад афонские монахи ничего не покупали и не продавали, а заключали бартерные сделки, обменивая оливки и мед на муку и ткани.

Теперь же многое, что производится на Афоне, продается.

Доход монастыря формируется из выручки от продажи оливок, оливкового масла, меда, церковной утвари, изготовленной монахами, аренды 15 га виноградников, оплаты паломниками диамонитириона – разрешения на посещение святой горы Афон, обязательного для всех гостей.

"Наш монастырь в 2014 году посетили 47 тыс. паломников, в прошлом году – чуть меньше, хотя до этого число всегда увеличивалось", – рассказывает монах Ермолай.

Он уверен, что празднование 1000-летия русского монашества на Афоне и стабилизация в мировой экономике привлекут новых паломников.

Нынешний экономический кризис, по словам монаха, на жизни монастыря пока не сказался. "Пока мы живем по инерции. Но если кризис затянется, скажется и на нас", – поясняет отец Ермолай.

Расходы монастыря

Основные средства монахи тратят на покупку недостающих продуктов питания и техники.

"Приходится покупать что-то, муку например, но все компенсируется – у нас до пяти тонн оливкового масла в год производится, до полутора тонн меда. На еду мы мизерную часть доходов тратим", – рассказывает монах Ермолай.

Помимо этого, необходимо оплачивать телефон, а также услуги интернет-провайдера.

"Телефоном и интернетом пользуются те, для кого это необходимо для выполнения своего послушания. Например, в библиотеке у меня есть интернет, и я веду переписку с издателями, корректорами, а телефон мне понадобился для этой поездки", – объясняет монах Ермолай.

Связь с Большой землей

Раз в день на полуостров прибывает большой паром с паломниками и грузами, он же увозит завершивших паломничество и монастырские товары. Два раза в неделю приезжает почтальон: большинство монахов поддерживают связь с родными, отправляя письма, написанные на бумаге от руки.


"Насильно никто никого не держит"

Ежегодно Афон посещают десятки тысяч паломников, некоторые из них пополняют ряды монастырской братии. "В монастыре могут жить до тысячи человек. Лет 10 надо, я уверен, и все кельи будут заполнены", – делится монах, вспоминая, что 15 лет назад, когда он поселился на Святой горе, были заняты только 62 кельи.

"За 15 лет, что я живу на Афоне, примерно 50 человек поселялись у нас, а потом уходили. Это нормально для любого монастыря, насильно никто никого не держит", – говорит монах Ермолай.

Диамонитирион выдается паломникам всего на четыре дня, но по благословению духовника человек может остаться и на больший срок.

На каком языке говорят в обители

Жители Афона говорят на самых разных языках, и все хотя бы на бытовом уровне могут изъясняться на греческом. В Свято-Пантелеимоновом монастыре большинство проживающих – русские, поэтому русский язык основной в обители, но есть и молдаване, украинцы, один немец и один грузин – наш собеседник.

Из-за большого числа паломников кажется, что ни о каком уединении и покое не может идти речь. Отец Ермолай поясняет: "На Афоне почти не говорят, чаще – шепотом. Все погружены в молитву".

Монашеская усыпальница

На Святой горе существует традиция выкапывать из могил останки монахов через три года после их захоронения и переносить в специальную усыпальницу. Черепа хранятся отдельно от костей, на них пишут имя монаха и год смерти.

Останки извлекают с целью увидеть, какого цвета кости усопшего. На Афоне существует предание: если кости чистые и белого цвета с характерной желтизной, то монах обрел милость у Бога. Если цвет костей скорее желто-восковый, переходящий в светло-коричневый, то душа усопшего ближе к Богу.

По словам отца Ермолая, он лично убедился в истинности этого верования. Создавая жизнеописания знаменитых старцев, он решил приложить к ним изображения останков. "К моему большому удивлению и радости, все кости, соответствующие жизнеописаниям, были именно благодатного цвета. Причем такие кости составляют лишь 30% всей монастырской костницы. При виде таких благодатных глав вместо обычного страха и отторжения возникает чувство огромного уважения и благоговения. Хочется смотреть и смотреть на них, как на фактическое проявление истинной святости".


ИСТОРИЯ МОНАХА ЕРМОЛАЯ

Первая встреча с Афоном

На просьбу вспомнить первое впечатление от Афона монах отвечает: "Это невероятно. Много раз за 15 лет, что я на Афоне, пытался это написать, но не удается передать. Перерождение моментальное, как только вступаешь на землю. Когда ты в миру, ты постоянно суетишься: что вчера, что сейчас, что потом, воспоминания, планы постоянно крутятся в голове, и ты не можешь что-то важное выделить в этом круговороте мыслей, планов, идей".

На вопрос, а что сейчас для него важно, отвечает, не задумываясь: "Святая пустота".

Путь к Афону: разочарования историка и политика

Монах Ермолай рассказал о событиях и разочарованиях, которые привели его в лоно Церкви, и о непростом выборе, который пришлось сделать, чтобы поселиться на Святой горе.

Окончив Тбилисский государственный университет и получив специальность историка, успев жениться, родить двоих сыновей и развестись, в возрасте около 30 лет будущий монах отправился покорять Германию. В этой европейской стране он продолжил научную деятельность.

Отец Ермолай, как и подобает монаху, очень скромен, хотя является человеком незаурядного ума, говорящим свободно на четырех языках (грузинский, русский, немецкий, греческий), и мог бы сделать успешную карьеру.

"Я поступал в университет, это был 1983 год, с таким пафосом, думал, что я переверну всю науку. И я обожал своих преподавателей, ходил за ними по пятам, – рассказывает монах Ермолай. – Потом случилась перестройка, и вдруг эти же люди говорят, что все, чему они учили, – это была ложь. То есть любимые мною люди, только чтобы называться учеными, профессорами, лгут, и я разочаровался в профессии. Я понял, что эта профессия просто под заказ: тебе заказывают историю, ты пишешь, только по-своему интерпретируешь одни и те же цифры. Ради мамы окончил университет, пошел в политику, но там тоже разочаровался".


Искушения на пути к Афону

Пережив череду разочарований, будущий монах обратился к религии. "Поверил в существование Бога на сердечном уровне, серьезно поверил", – вспоминает он. По словам отца Ермолая, он не был церковным человеком, хотя был крещен в детстве. "В Германии я заинтересовался философией, религией и вернулся в лоно Церкви в 33 года. После обращения принял решение стать монахом, и в 35 лет стал монахом", – добавляет отец Ермолай.

Перед тем как отправиться на Афон, молодой человек раздарил друзьям коллекцию уникальных книг, собранных за три года жизни в Германии, а солидный гардероб, которым успел обзавестись, сдал в Красный Крест.

Чтобы из Германии на автомобиле добраться до Греции, нужно пересечь границы Австрии и Италии. "Проехали Австрию, начали проверять документы, и разговорились с пограничником. А я тогда в эйфории был, каждому хотелось рассказать, куда я еду. И как только он спросил, куда я еду, я включился, рассказал, – добавляет отец Ермолай. – Тот человек аж на колени падает и говорит: "Не делай этого!" Он увидел в паспорте фотографии моих детей и стал умолять остаться, пригласил жить с семьей на ферму к нему, без платы за жилье, на любой срок".

После слов пограничника "эти дети тебя возненавидят потом" молодой человек усомнился в правильности своего решения. "Мне так плохо стало, первая реакция была – шок. И он не прекращал разными аргументами меня убеждать. Когда я стал размышлять, он вроде бы правду говорил. Но я вернулся в сердце, и я увидел ту основу, на которой базировалось мое решение, – это безграничные любовь и доверие отцу Богу", – рассказал он. Продолжил будущий монах путь, будучи уверенным, что Господь не оставит его детей, ведь он ехал служить ему.

На Афоне русские братья приняли отца Ермолая с распростертыми объятиями: "Обрадовались очень, и с тех пор я никуда не уходил, нашел свой дом".

Отец. Монах. Легенда

Три года, которые отец Ермолай провел в Германии, он не виделся с сыновьями. Восемь лет на Афоне он также общался с детьми только посредством писем. Когда же они подросли (сейчас им 25 и 27 лет), то стали навещать отца. "И вот ту историю с пограничником я вспомнил, когда дети после 11 лет разлуки сходили с парома на землю Афона. Я думал, какие будут у них глаза: полные ненависти или любви, – поделился монах. – И какая же это была радость! Вышли два огромных парня со светлыми глазами, полными любви, и взяли меня на руки, прям как ребенка, целовали, целовали, как будто я каждый вечер на ночь сказки им читал, а я их не видел 11 лет".

Гора Афон — восточный выступ греческого полуострова Халкидики. Вдаваясь почти на 50 километров в Эгейское море, он словно хочет отгородиться от остального мира. Вот уже тысячу лет Афон — пристанице православных монахов, удалившихся от всех, кроме Бога.

Фотографу Трэвису Даву и журналисту Роберту Дрейперу удалось сделать уникальный репортаж. Благодаря упорству и дипломатичности Трэвиса и Роберта перед ними на Афоне открылись многие двери, что позволило познакомиться со скрытой от посторонних глаз жизнью монахов, проводящих время в постоянных молитвах и трудах .

Ранним утром монах собирает хурму. Православная монашеская община Горы Афон в Северной Греции неукоснительно соблюдает уклад жизни и распорядок дня, установленный здесь почти тысячу лет назад.


Один из монастырей Афона — Симонопетра — популярное место паломничества на полуострове. Иногда Симонопетру называют христианским Тибетом —монастырь стоит на отвесной скале, возвышающейся на 345 метров над морем.


Ночное богослужение завершает семинедельный пост перед Пасхой. Монахи поют "Христос анести" (Христос воскресе!). Ночные часы — самые благословенные, когда сердце верующего христианина особенно чутко к молитве.



По старой традиции, принятой на Святой горе, стуком деревянного молоточка по доске, напоминающей коромысло, монах созывает всех на пасхальное богослужение. В процессии много мирян. Ежегодно Афон посещают около десяти тысяч паломников.



По узким горным тропам Афона люди передвигаются пешком или на мулах.


В 1965 году братия монастыря Эсфигмен отказалась подчиняться Константинопольскому патриархату, под юрисдикцией которого находятся монастыри Афона, из-за начатого Патриархом диалога с католиками. Монахи даже вывесили над монастырем черный флаг с девизом "Православие или смерть". За свое бунтарство их изгнали из правления Афона — Кинота — и из общины. Сегодня мятежники все еще живут в изоляции.
Единственный источник существования насельников монастыря Эсфигмен — натуральное хозяйство.


Отказавшись от родных и удалившись от суетного мира, монах приобретает новую семью, которая состоит из настоятеля монастыря и старца, с которым он делит келью. Тот становится его духовником и, как признался один из насельников Афона, "помогает выстроить собственные отношения с Христом".


Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.


Жизнь с уходом в монастырь вовсе не заканчивается. Ведь и под черной рясой монахи остаются теми, кем их создал Бог — людьми из плоти и крови. Хиппи из Австралии с мирским именем Питер стал не только отцом Иеротеосом, но и профессиональным баритоном Иверского монастыря. Отец Анастасиос почувствовал на Афоне тягу к живописи и теперь выставляет свои работы даже в далеких Хельсинки и Гранаде. Отец Эпифаниос взялся за восстановление древних виноградников и сегодня поставляет в четыре страны первоклассное вино.


Справка

Монастырь Симонопетр освящен в честь Рождества Христова и расположен в юго-восточной части полуострова, между причалом Дафни и монастырем Григориат. Он семиэтажной громадиной возвышается над морем, на краю скалы в несколько десятков метров. Монастырь был основа святым Симоном, афонским иноком тринадцатого века, назвавшим свое детище "Новый Вифлеемом".

Афон. Монастырь СИМОНОПЕТРА. Святой Симон, живя отшельником в этих местах, на протяжении двух лет видел необыкновенно яркую звезду над краем скалы. Звезда то сияла, то исчезала, и он чувствовал, что таким образом Господь повелевает ему построить на этом месте монастырь. Святость Симона была известна всем, он пользовался большим уважением, поэтому многие иноки добровольно вызвались работать с ним. Началось строительство и по мере того как оно подвигалось к краю скалы, братии становилось все труднее выносить такую головокружительную высоту, поэтому пришлось остановить работы. Как-то святой Симон попросил своего келейника Исайю отнести работникам вина, но на пути Исайя сам отступился и сорвался со скалы. Святой Симон, стоя не неподалеку, воззвал к Богородице и, скорбя, просил братию спуститься вниз и принести тело своего верного помощника. Каково же было их удивление, когда Исайя вернулся живым и невредимым, даже не пролив вина из кувшина! Этот чудесный случай вдохновил работников и они успешно закончили строительство. С тех пор это место называется "Симонопетр" ("камень" Симона), в память о твердой, как камень, вере его основателя. Появление звезды, ставшей для святого Симона знаком воли Божией, навело его на мысль освятить монастырь в честь Рождества Христова.

В первый раз строительство монастыря финансировал в 1362 году сербский правитель Иоанн Углиеса, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симеона. Сам правитель Иоанн стал иноком этого монастыря. В шестнадцатом-семнадцатом веках монастырь сильно пострадал от пожара. В числе прочего погибли и его архивы. В 1762 году в Симонопетр прибыл русский подвижник, преподобный Паисий (Величковский) с намерением пожить здесь какое-то время. Ему пришлось вскоре уехать, из-за невозможности платить требуемые турками налоги, но в последствии он, используя свое влияние, помог монастырю подняться. В более поздние времена известный церковный деятель Иосиф Мителинский повсюду собирал для Симонопетра деньги. Он подарил монастырю частицу левой руки святой Марии Магдалины. Среди святынь монастыря - фрагменты Истинного Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы, великомученицы Варвары, мученицы Евдокии, глава святого Павла Исповедника, глава святителя Модеста, Патриарха Иерусалимского, частица мощей пророка Наума, преподобного Дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.

Во время Войны Греции за Независимость (1821 г.) Симонопетр оказался почти полностью заброшен, как и многие другие монастыри: большинство насельников покинули эти места. В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался на пожертвования из России. Помимо собора, также отстроенного заново после пожара, у монастыря есть еще пятнадцать храмов и часовен, а также келии и кафисмы, многие из которых пострадали от другого большего пожара, случившегося в августе 1990 года.

Игумен монастыря архимандрит Эмилиан.
Тел.30-23770)23254;факс(30-23770)23722

«Да будет место сие удел твой, и сад твой, и рай, и пристань спасения, желающих спастись», - сказал Господь в ответ на просьбу Пречистой Девы о даровании ей Горы Афон. С тех пор эта гора получила статус Святой Горы по просьбе Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, произошло это в 49 году, с той поры ни одна женщина не посетила это благословенное место. Так повелела Богоматерь, охраняя мир и покой посвятивших себя Господу монахов.

Земной удел Божьей Матери

Гора Афон является полуостровом в Восточной Греции, возвышающимся более чем на 2000 метров над уровнем моря. Населением Святой Горы является монашеское сообщество. Все монастыри Святого Афона являются общежительными, всего на Горе проживают около полутора тысяч монахов. Практически весь полуостров покрыт богатой и пышной растительностью. Красота места поражает первозданной мощью, считается, что именно из-за величия здешних красот Пречистая Дева отметила это место.

Древнейшие обители благословенного места

Древняя и самая большая обитель расположена на юго-восточной части полуострова: Великая Лавра основана в десятом веке и располагается у самого подножия вершины. Основателем Лавры считается св. Лавра занимает главенствующее место в иерархии «монастыри Афона». Святая гора насчитывает два десятка обителей, три из них основаны ещё в первом тысячелетии. В десятом веке св. Иоанном Иверским был основан монастырь, названный именем Богородицы Иверской. На северо-восточной части полуострова, над самым морем, возвышается величественным монастырь Ватопед, основанный приблизительно в 980 году. Основан он тремя святыми старцами, прибывшими на остров жить монашеской жизнью св. Афанасия. относится ко второй ступени в иерархии «монастыри Афона». Греция включила Афон в список всемирного наследия Юнеско, после чего религиозный интерес к древнейшим обителям значительно возрос.

Новое тысячелетие - новые обители

Начало второго тысячелетия на горе Афон ознаменовалось возникновением новых монашеских обителей на этом святом месте. Во втором веке второго тысячелетия сербский король с сыном прибыли на Афон и приняли постриг, это и послужило основой возникновения новой обители, известной как Хиландар (Сербский). Место возникновения обители отличается живописной растительностью и небольшой удалённостью от моря (около 4 километров). Главной иконой обители считается икона Божьей матери «Троеручица», имеются на территории обители и другие православные святыни. Согласно истории полуострова, примерно в это же время начала свою историю ещё одна обитель монашеского сообщества - Гора Афон. Монастырь Кутлумуш основан был арабом, принявшим христианство, потому считается арабским. Славится это место святыми мощами и облачениями, в нём немало также чудесных икон.

Самая маленькая святая обитель и монастырь «ревнителей»

Из глубин времён на рубеже первого и второго тысячелетий ведёт свою историю самая маленькая обитель Горы Афон. Монастырь Ставроникита основал офицер Никифор Никита, эта маленькая обитель славится большой ценностью - иконой относящейся к 13-14 векам. Желающие попасть в Ставроникиту должны ориентироваться на восточную часть полуострова. В этой же части Горы Афон паломники смогут посетить и уникальный монастырь, не имеющий канонического общения с другими обителями полуострова. Этот так называемая обитель «ревнителей» или монастырь Эсфигмен. Свою историю он ведёт с десятого века, пережил много бедствий, пожаров. В этой обители хранится много святых мощей.

Чудеса болгарской обители

Западная часть полуострова встретит паломников тишиной, молитвенной паузой и пристанью болгарского монастыря Зограф. Свою историю святая обитель ведёт с начала десятого века, как и несколько других святынь Горы Афон. Монастырь Зограф основан тремя братьями царского рода из Орхиды Болгарской. По преданию, братья долго ждали знака от Всевышнего для того, чтобы понять, в честь какого святого назвать обитель. И знак пришёл: появившийся на доске лик великомученика Георгия. Ещё не один раз в святом монастыре зафиксированы случаи чудесного явления милости Божьей. В 13 веке один молящийся старец услышал предупреждение о грядущем бедствии, вслед за этим икона Божьей Матери «Предвозвестительница» пришла в монастырь, несомая ангелами. Некоторое время спустя оставшиеся в храме 26 монахов были сожжены литиянами, уцелела одна икона. Спустя год во время панихиды на пепелище спустились с неба 26 лучей света.

Греческие монастыри на Святой Горе

Паломники, следующие от болгарского монастыря, через два с половиной километра попадут в греческую обитель Констамонит. Предание гласит, что основателем монастыря был сам император Константин Великий. Констамонит изначально был задуман как небольшой монастырь для греков, желающих обратиться в христианскую веру. Неоднократно в монастыре были зафиксированы случаи чудесной Божественной милости, которыми славится Гора Афон. Монастырь Констамонит предложит паломникам помолиться у трёх чудотворных икон: «Портаитисса», «Образ Святого Стефана», «Богородица Антифонетрия». Иноки свидетельствуют, что однажды, в праздник Святого Стефана, монах обеспокоился отсутствием масла в монастыре. В ответ на его беспокойство сам собой наполнился маслом кувшин, стоявший под иконой «Антифонетрия». Этот кувшин иноки с особым удовольствием показывают посетителям.

Часть истории русской православной Церкви в истории Афонского монашества

Тесная связь русского православия с афонским монашеством прослеживается с 11 века: близ монастыря Эсфигмен принял постриг русский монах Антоний - будущий основатель монашества на Руси и Киево-Печёрской Лавры. В разное время многие русские подвижники начинали свой православный путь в этом благословенном месте, выбрав своей отправной точкой в православие монастыри Афона. Святая Гора приютила также русский монастырь или Старый Русик. История указывает и на русские скиты: Ксилургу и скит святого Однако за неповиновение русские иноки в 90-х годах были лишены греческого гражданства и изгнаны из святых обителей Горы Афон. Монастырь святого Пантелеймона сегодня населён греческими монахами.

Смелая обитель на Святой Горе

Свидетельством Божьей благодати возвышается на самом верху горы монастырь Симонапетра или скала Симона. Названа обитель по имени её основателя - святого Симона, последовавшего видению, явившемуся ему во сне. Этот монастырь на Горе Афон поражает паломников смелостью и прочностью постройки и принципами святости. Большим достоянием, которым по праву гордится обитель, является десница Марии Магдалины, не подвергающаяся тлену уже более чем две тысячи лет, при этом она остается тёплой, как рука живого человека.

Обитель монахов разных стран

Северо-восточная часть полуострова встретит паломников пышной зеленью каштанов и обителью Филофей, одной из древнейших святынь горы Афон. Монастырь приютил в своих стенах монахов из разных стран: русских, греков, канадцев, румын, немцев. Монастырь имеет множество святынь, главные из которых - две чудотворные иконы: двусторонняя - Божьей Матери «Сладкое лобзание» и «Милостивая», которая сама пришла в храм и определила себе место. Паломники смогут лицезреть в этом монастыре также Частицу Креста Господня, нетленную десницу Иоанна Златоуста, помолиться и попросить об исцелении у стопы Пантелеймона Целителя.

Экология познания. Планета: Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известны х чудотворных икон .

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове. опубликовано

Сегодня процесс реставрации монастырей и возрождения монашеской жизни ведется здесь очень активно. Афон открыт и для паломников, год от года увеличивается их число. Трудно представить себе, что еще совсем недавно, немногим больше двух десятилетий назад, паломнику из России посетить Афон было практически невозможно.

И хотя внутренняя жизнь Святой Горы была и остается сокровенной, желание христиан хоть отчасти прикоснуться к ней является понятным и вполне оправданным, ведь монашество в своем идеале является исполнением заповедей Христовых и добрым примером для мирян.

Молитвами монахов стоит мир

Как сегодня живут и молятся русские святогорцы? На вопросы журнала «Православие и современность» отвечает насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион (Ольховик), представитель монастыря в Священном Киноте, член Священной Эпистасии Афона.

Отец Кирион, когда и как Вы прибыли на Афон? Какой опыт монашества имели к тому времени (когда приняли постриг, в каком монастыре начинали свою монашескую жизнь)? Бывали ли на Афоне до того, как стать насельником монастыря святого Пантелеимона?

Наша группа из семи человек прибыла на Афон в 1987 году. Постриг и рукоположение во иеродиакона принял в Троице-Сергиевой Лавре. В то время Афон был закрыт для паломников из Советского Союза.

Как встретил Афон, каким было состояние Пантелеимонова монастыря? Бывали случаи, когда монахи, направленные на Афон, возвращались в Россию, потому что оказались не подготовленными к суровым условиям Святой Горы. Что было самым трудным?

Афон нас ожидал, хотя была очень сложная процедура оформления документов для пополнения нашей обители.

Состояние нашего монастыря, и внешнее и внутреннее, желало лучшего, но мы были молоды, и энтузиазм закрывал нам глаза на это. Потом дали знать о себе трудности и тяжелый афонский устав. Некоторые не выдержали и оставили монастырь.

Брань помыслов на Афоне очень сильна, и если не открывать их духовнику, то не устоять.

На Святой Горе живая духовная традиция передается из поколения в поколение - от старцев к их ученикам. Не нарушилась ли эта связь, преемственность в русском монастыре из-за запустения обители в ХХ веке?

В ХХ веке нашу обитель здорово потрепали разные испытания - пожары, землетрясения, наводнения, оскудение в братии, оскудение в вещественном, прерывание связи с Отечеством и многое другое. Бедствия на Родине - тоже тяжелый груз. При всем том преемственность сохранилась.

Наверное, прежде всего благодаря игумену монастыря - схиархимандриту Иеремии (Алехину). Он готовится отметить свое столетие. Пожалуйста, несколько слов о нем.

Отцу Игумену в этом году 99 лет. Прожил он трудную жизнь с юности. Если коротко - коллективизация, выселение на Север, смерть родителей, побег, немецкая оккупация… Пленение и работа в Германии, возвращение на Родину, поступление в Одесскую семинарию и монастырь, где он был под руководством у преподобного Кукши Одесского, который в свое время был насельником нашей обители. Отец Кукша и предсказал ему жительство на Афоне. После смерти старца он в одной из первых групп, как только разрешили в середине 1970‑х, приехал на Афон.

По афонской традиции старцем для братии является сам игумен обители. Для нас большое благословение Божие, что отец Игумен такое длительное время бессменно у руля. Например, в Филофее после отъезда Ефрема­старшего в Америку поменялось несколько игуменов за короткий период, и это было ощутимо для молодой братии.

Наш отец Игумен не любитель ездить по конференциям и давать интервью по разным вопросам. В свое время, когда силы позволяли, он выполнял всякую нужную работу по обители: пилил дрова, ремонтировал крыши, ездил за покупками, убирал снег, зажигал лампадки, читал и пел на клиросе. Всегда с братией и в церкви, и на трапезе в таком почтенном возрасте. Личный пример - лучше всякого богословского поучения. Конечно, Собор старцев монастыря помогает ему в управлении.

Принял отец Игумен под свое руководство обитель в трудное время, с большими проблемами во внутренней и внешней жизни (об этом подробно говорится в «Переписке с Афоном» архиепископа Василия (Кривошеина) ). И теперь - разительные перемены, которые отметил и сам Святейший Патриарх при своем последнем посещении нашего монастыря.

Насельником русского монастыря был преподобный Силуан Афонский, и говорят, что еще совсем недавно можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы. Чувствуется ли его предстательство за русский монастырь на Афоне?

Преподобный Силуан - наш покровитель, память о нем свято чтится на Афоне и во всем мире. Под влиянием книги о нем многие пришли на Афон и из русских, и греков и др. К примеру, старец Иосиф Исихаст в молодости приходил к нему для откровения.

Появились сообщения, что несколько афонских старцев, среди которых Паисий Святогорец, Ефрем Катунакский, Иосиф Исихаст, вскоре будут прославлены в лике святых. Сегодня они очень известны в России благодаря книгам. Довелось ли Вам встречаться с кем-то из них лично, какой след оставили эти встречи?

В мое время жили на Афоне старцы Порфирий, Ефрем Катунакиотис, Паисий и многие другие, мало известные или неизвестные миру, которые оставили след в моем сердце.

Из греческих старцев отец Порфирий в свое время предсказывал изменение к лучшему внутренней и внешней жизни обители и увеличение братии. Отец Паисий с симпатией относился к нашей обители, к молодому пополнению, понимая, как нелегко пустить корни в чужой стране, с другими условиями и обычаями. Старцы Исаак, сириец с Капсалы, и Дионисий, румын с Количу , отличавшиеся рассудительностью, духовно поддерживали нас, тогда молодых, и другие. Теперь они уже отошли в лучший мир.

В любом монастыре не каждый старый человек - старец. Паломников предупреждают, что и на Афоне можно встретить людей разного устроения…

Действительно, на Афоне можно встретить людей разного духовного устроения - новоначальных, достигших средней меры, стяжавших благодать. Встречаются и духовно поврежденные, как правило, живущие по своей воле, самочинно. Последние, если берутся поучать и руководить других, могут духовно повредить внимающим им.

Молитва - основное делание афонских иноков, в том числе молитва обо всем мире. Следят ли святогорцы за тем, что происходит за пределами Афона?

Молитва - главное делание. Молитвами монахов стоит мир, говорил старец Силуан. Отец Паисий разделял молитвенный труд на три части: покаянную молитву о себе, о живущих в мире сем и почивших.

На Афоне молитва совершается преимущественно ночью. Ежедневно 8–10 часов общественной молитвы плюс келейная, а под праздники, когда бдение, время молитвы увеличивается.

Достигшим духовной меры не нужен Интернет и средства печати, душа в молитве извещается о происходящем в мире.

Сегодня в миру, наверное, самый распространенный внутренний недуг христиан - расслабленность, теплохладность. Как с этим бороться, какой совет Вы могли бы дать?

Молитвенным трудом, откровением помыслов, чтением Священного Писания и святых отцов. Духовник обязательно нужен. Вредит и многозаботливость, и внимание к СМИ, особенно новоначальным в духовной жизни.

Как сегодня строятся отношения между монастырями - «субъектами» монашеской республики? Существуют ли между ними разногласия?

Священный Кинот, который состоит из представителей всех двадцати монастырей Афона, решает текущие вопросы монашеской республики. По-человечески всякое бывает, но стараемся решать в духе мира и братского согласия.

Не раз приходилось слышать от паломников с опытом, что мир достаточно агрессивным образом проникает в жизнь Святой Горы - проложены автодороги, меняется быт, становится больше не паломников, а туристов, чуждых по духу. Так ли это и что беспокоит лично Вас?

Да, не раз поднимались вопросы, что мир порой агрессивно вторгается в жизнь Святой Горы и афонцы сами используют в своих послушаниях машины, телефоны, компьютеры. К тому же увеличился приток паломников и туристов.

Это касается внешней стороны, но на внутреннюю жизнь монастырей это не влияет. Афон продолжает жить своей сокровенной жизнью, как и прежде. Конечно, для тех, кто ушел по своей воле в так называемую «шаталову пустынь» или, как говорят на Афоне, «на келлию», есть простор жить по своему разуму: завести Интернет, машину, часто общаться с миром. Но это путь скользкий.

Решена ли проблема приема новых насельников, пополнения братии Пантелеимонова монастыря? Как испытываются желающие принять монашество на Афоне?

Проходят они обычный путь - трудничества, послушничества, затем принимают постриг в иночество и монашество. Желающих поступить в братию Пантелеимонова монастыря мы с любовью примем.

* * *

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

История

Тысячелетие русского монашества на Афоне - дата достаточно условная: к 1016 году относится первое известное письменное упоминание о «монастыре русских» на Святой Горе. Однако история русского присутствия в «уделе Пресвятой Богородицы» насчитывает более тысячи лет.

По преданию, первый русский монастырь на Афоне был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского (†1015) вскоре после принятия христианства на Руси: русским монахам был предоставлен скит Богородицы Ксилургу. Двумя веками позже, в 1169 году, когда число русских иноков значительно возросло, им был передан заброшенный монастырь Фессалоникийца, посвященный святому великомученику и целителю Пантелеимону. Теперь это место известно как Старый, или Нагорный, Руссик. Здесь братство русского монастыря находилось около 700 лет. К середине XVIII века, когда монастырь испытывал значительные трудности и вновь стал греческим, было решено перенести его ближе к морю - туда, где он располагается и поныне.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XIX веке. Соборный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона был построен в 1812–1821 годах и расписан в традициях русской иконописной школы. Всего в обители 25 храмов и параклисов.

В конце XIX столетия начинается период максимального расцвета обители, который связан с деятельностью игумена монастыря - священноархимандрита Макария (Сушкина; 1820–1889; избран игуменом в 1875 г.). К началу ХХ века в Пантелеимоновом монастыре жило более тысячи монахов. В 1903 году русская братия была самой многочисленной на Афоне: из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келлии) русских было 3496. Ежегодно Афон посещало более 30 000 паломников из России.

ХХ век

После октябрьского переворота 1917 года все контакты между Святой Горой и Советской Россией были прекращены. В этот период попечение о русских монастырях на Афоне выполняла Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Однако войны и военные конфликты ХХ века, неоднократная смена власти в Греции, попытки гражданских властей страны подчинить себе монашескую республику привели к тому, что приток на Афон новых монашествующих не-греков практически прекратился.

К 1959 году в Пантелеимоновом монастыре оставалось 50 человек, большинство из которых пребывали в весьма пожилом возрасте; в дальнейшем число братии уменьшалось катастрофически (в 1976 г. здесь оставалось 13 насельников). Огромный урон обители нанесли опустошительные пожары 1959 и 1968 годов: пострадала уникальная библиотека, выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, гостиницами и келлиями.

В 1972 году Святую Гору впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Это было первое посещение Афона Московским Первосвятителем. Оно положило начало долгому и непростому возрождению русского Афона.

В августе 1974 года двум кандидатам из шести предложенных Московской Патриархией было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них - нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия - был допущен на Афон. В 1976 и 1978 годах прибыли еще несколько монахов, преимущественно из Псково‑Печерского монастыря. Однако препятствия к пополнению братии монастырей Афона монахами из стран так называемого социалистического лагеря со стороны властей Греции сохранялись, что потребовало чрезвычайного собрания Кинота Святой Горы. 16 апреля 1985 года он принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон русским, болгарским и румынским монахам, благодаря чему в марте 1987 года в монастырь святого Пантелеимона прибыли семь новых насельников. В их числе были нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из России, Грузии, Белоруссии, Молдавии и с Украины.

В обители ведутся активные восстановительные работы благодаря попечительству Правительства России и созданного им Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря.

Святыни и наследие

Особо почитаемые святыни обители - главы великомученика Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского, стопа апостола Андрея Первозванного, части Древа Честного Животворящего Креста, частицы мощей святого пророка и Предтечи Господня Иоанна, апостолов и многих других святых. Почитаются как чудотворные списки с икон Божией Матери Казанской и Иерусалимской.

В богатейшей монастырской библиотеке находится 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

Ведется научное изучение исторического и культурного наследия монастыря. Готовится издание не имеющей аналогов 25‑томной книжной серии «Русский Афон ХIХ–ХХ веков».

* * *

Преподобный Кукша (1875–1964), Одесский чудотворец. В 1896 г. поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. С 1913 г. - насельник Киево‑Печерской Лавры. В дальнейшем, после ареста, лагерного срока и ссылки, нес старческое служение в Почаевской Лавре, Крещатицком Иоанно­Богословском монастыре Черновицкой епархии, Свято-Успенском монастыре в Одессе, куда к нему стекались тысячи людей. В 1994 г. был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью.

*

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Родился в Тамбовской губернии в благочестивой крестьянской семье. В 1892 г. был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. В 1896 г. пострижен в мантию с именем Силуан, в 1911 г. - в схиму с оставлением прежнего имени. Прожил в обители 46 лет. В своей монашеской жизни явил образ совершенного послушания и непрестанной молитвы. Пережив явление ему Господа Иисуса Христа, преподобный особо молился о мире, не ведающем Бога.

*

Схимонах Иосиф Исихаст (Коттис; 1898–1959), один из самых выдающихся подвижников ХХ века. Пришел на Святую Гору в возрасте 23 лет. Жил со своим братством в пустыне Малого скита Святой Анны, затем, с 1953 г. до кончины, в Новом скиту монастыря Святого Павла. В своей монашеской жизни следовал древним традициям исихазма (умного делания) и крайнего аскетизма. Устав созданного им братства предписывал строгий пост, молчание, ежедневную исповедь помыслов, ночное бодрствование, непрестанную умную молитву. Будучи человеком высокой духовной жизни, старец Иосиф Исихаст имел дар учительства: без преувеличения можно сказать, что его ученики стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. На Афоне почитается как святой.

*

Иеросхимонах Ефрем Катунакский (Папаникитас; 1912–1998). 14 сентября 1933 г. был принят послушником в скит святого Ефрема в Катунаках. В 1935 г. был пострижен в великую схиму, в 1936‑м рукоположен во иерея. Исполнял послушание служащего священника в братстве старца Иосифа Исихаста и был одним из его ближайших учеников. В 1975 г. вокруг отца Ефрема стало собираться монашеское братство, которое он возглавлял до конца жизни. В 80‑е гг. старец активно поддерживал молодые братства Афона, возрождавшие общежительный устав святогорских монастырей. Получил широкую известность как подвижник и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы.

*

Схимонах Паисий Святогорец (Езнепидис; 1924–1994), широко почитаемый ныне подвижник, один из известнейших духовников Святой Горы. Родился в турецкой Каппадокии. В 1945 г., во время гражданской войны в Греции, был призван в действующую армию, где служил три с половиной года. В 1954 г. принял монашество на Афоне. С мая 1978 г. жил в келлии Панагуда монастыря Кутлумуш, куда к нему приходили тысячи людей за советом и помощью. Скончался и похоронен в Свято-Иоанно­Богословском монастыре близ Суроти. Наставления старца Паисия, записанные его духовными чадами, многократно издавались в России.

*

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (Байрактарис; 1906–1991). В 12‑летнем возрасте, прочитав житие святого Иоанна Каливита, он тайно от родителей отправился на Афон. В 1924 г. из-за тяжелой болезни, по Промыслу Божию, был вынужден оставить Святую Гору и до глубокой старости служил людям как духовник, облегчая их страдания, разрешая недоумения. С 1940 по 1973 г. был настоятелем и духовником в церкви святого Герасима при Афинской поликлинике. К нему приходило множество людей, которые оставили невероятное количество свидетельств о его прозорливости, чудесах и исцелениях по его молитвам. Отошел ко Господу в скиту Кавсокаливия на Афоне 2 декабря 1991 г. 1 декабря 2013 г. по решению Священного Синода Константинопольского Патриархата прославлен в лике святых.

Священный Кинот, или Протат, - центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) 20 монастырей Афона, избирающиеся каждый год своими монастырями. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год.

Архимандрит Ефрем (Мораитис; род. в 1928 г.). В 19-летнем возрасте прибыл на Афон, где его духовным наставником стал известнейший афонский подвижник старец Иосиф Исихаст. В 1974–1990 гг. игумен святогорской обители Филофей. В 1995 г. переселился в США и основал монастырь преподобного Антония Великого в Аризонской пустыне. В США и Канаде им был основан ряд мужских и женских обителей, число которых к концу 2000‑х гг. достигло 19.

Архиепископ Василий (Кривошеин; 1900–1985), архипастырь, богослов и патролог. Родился в Санкт-Петербурге в семье министра. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии и в 1919 г. был эвакуирован во Францию. Осенью 1925 г. прибыл на Афон как паломник и через несколько месяцев вступил в братию Свято-Пантелеимонова монастыря. В сентябре 1947 г. по ложному обвинению был арестован греческими властями и был вынужден покинуть Святую Гору. С 1959 г. - епископ Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе (Московский Патриархат); с 1960 г. - епископ (затем архиепископ) Брюссельский и Бельгийский. Всегда считал себя прежде всего афонским монахом, стремился привлечь внимание к трудному положению афонского монашества, организовать помощь монастырям. Его «Переписка с Афоном» публиковалась неоднократно, в частности: Василий (Кривошеин), архиеп. Письма о горнем и дольнем: Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб., 2010.

Капсала, Количу - местности на Афоне.

Фото из личного архива Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина,
Романа Солодко, Сергея Власова