Жизнь пигмеев в африке рядом со львами. Лилипуты из Африки: как живут самые низкие люди в мире

Карликовость и гигантизм - противоположности мира людей, привлекающие к себе внимание. В Африке проживают, кроме 190 см гигантов, самые маленькие люди в мире. И это не просто сбой в генетике - тут наблюдается целая совокупность факторов, узнать о которых будет интересно всем.

Самые маленькие люди в Африке называются пигмеи или негрилли . В переводе с греческого «люди, размером с кулак». Их рост колеблется в диапазоне от 124 до 150 см (а карликовостью считается рост ниже 147 см).

Пигмеи хорошо приспособлены к жизни во влажных тропических лесах - им легко передвигаться в непролазных дебрях, организмы лучше охлаждаются в жарком климате и калорий для пропитания требуется намного меньше.

На материке существует достаточно большая общность пигмеев (около 280 тыс. человек), распространенная в экваториальных лесах Центральной Африки на территории 5 государств. Их условно разделяют на западных и восточных.

Пигмеев можно встретить на всех континентах: на Филиппинах, в Бразилии, Австралии, Боливии, Индонезии, на островах Фиджи и Аyдаманских. Кроме, тропических лесов, самые маленькие люди в мире живут и в других местах (например, африканские пигмеи тва - в пустыне).

Пигмеи в истории

Первые упоминания о пигмеях встречаются у древних греков (III тыс. до н.э.) и египтян (II тыс. до н.э.). А официально мир познакомился с пигмеями после независимых путешествий по Африке немца Г. Швейнфурта и русского В. Юнкера в 1870-х годах.

В 60-е годы ХХ века бельгийский исследователь Ж.П. Алле несколько месяцев жил в одной из пигмейских общин, эфе. Он снял об аборигенах 2 документальных фильма и основал благотворительный фонд. Сейчас эта организация оказывает реальную помощь данной народности в Конго, обеспечивая их землей для ведения сельского хозяйства.

Генетика, антропология пигмеев

Многие исследователи выделяют пигмеев в особую расу. Мужчины ростом полтора метра считаются гигантами, а средний рост женщин колеблется в районе 133 см. Африканские пигмеи имеют светло-коричневую кожу, небольшую голову с широким лбом и носом, черные и курчавые волосы, а также тонкие губы.

Интересно, что внешне к пигмеям наиболее близки негритосы, населяющие юг и юго-восток Азии, а также острова Меланезии и север Австралии. А вот генетически различия довольно велики.

У пигмеев до сих пор присутствует неандертальский ген (до 0,7%). Эти предки человека жили от 600 до 350 тыс. лет назад, и у современного человека этот ген мутировал и практически не встречается.

Гипотезы происхождения


Причины небольшого роста

  • Гормоны

Как не удивительно, но гормон роста у пигмеев гипофиз выделяет также, как и у обычных людей. Но ускорения роста у африканцев нет, так как секреция гормонов в пубертатный период происходит не на должном уровне.

Уже в детстве видны сильные различия между теми же европейцами и пигмеями. Пятилетний пигмей по росту такой же, как и 2-х летний европеец. А в подростковом возрасте (12-15 лет), пигмеи просто перестают расти.

  • Недоедание

Пигмеи не только маленькие, но и чрезвычайно субтильные. Их питание во многом зависит от удачи. Например, племя пигмеев на Филиппинах считается самым худым из всех человеческих популяций. Детская смертность в этом племени составляет половину всей рождаемости.

Поэтому, чтобы выжить, размеры пигмеев уменьшались из поколения в поколение.

  • Проживание возле экватора

Тропики характеризуются жарким и влажным климатом. В таких условиях (если сюда добавить еще и леса) организм будет обязательно перегреваться. Обычно люди потеют и таким образом могут избежать теплового удара.

Но при повышенной влажности усиленно потеть просто не получится. Пигмеи сумели уменьшить мышечную массу и, таким образом, наладить терморегуляцию.

  • Дефицит солнца

Густые тропические леса препятствуют достаточному проникновению солнечного света (и образованию в организме витамина D). Поэтому скелет пигмеев меньше - недостаточно усваивается кальций и происходит торможение роста костей.

  • Образ жизни

Один из основных видов деятельности аборигенов в Африке - сбор меда. Пигмеи занимаются этим уже несколько тысячелетий, поэтому эволюционировали в маленьких и ловких людей, весящих до 45 кг, умеющих вертикально лазать по веткам, выдерживающих их вес. У пигмеев племени батва даже ступни могут сгибаться под углом в 45 градусов, хотя у обычных людей - лишь до 18.

Пигмеи сумели даже войти с пчелами в своеобразный симбиоз. Пчелы почти не кусают людей, а последние практически не реагируют на незначительные укусы. Но стоит появиться рядом белому человеку и немного вспотеть - пощады ему не будет.

  • Небольшой век

К сожалению, самые маленькие люди в мире живут очень мало. Их средняя продолжительность жизни составляет всего 24 года, а 40-летние уже считаются аксакалами. Выживают пигмеи только за счет частой смены поколений.

Половое созревание происходит у них очень рано, одновременно с торможением роста. Размножаться мужчины начинает с 12 лет, а пик рождаемости у женщин приходится на 15.

Пигмеи в современном мире

Современные африканские пигмеи живут в лесах, добывая все необходимое с помощью охоты и собирательства. Убивают животных с помощью лука и стрел.

При этом они до недавнего времени не умели добывать огонь (переносили его при смене стоянки) и не изготавливали орудия труда (выменивают их у соседних племен).

Большой сегмент питания (до 30%) занимает собирательство плодов и меда. А остальную пищу и вещи (металл, табак, одежду, посуду) пигмеи выменивают у рядом живущих фермеров на мед и другую лесную провизию.

Пигмеи постоянно кочуют. Это связано с обычаем - когда умирает член племени, его оставляют в той хижине, где он жил. При этом вся община переселяется на новое место.

Пигмеи очень хорошо разбираются в лекарственных растениях. Поэтому никто лучше их не приготовит лекарственную или ядовитую смесь. Даже основная масса словаря пигмеев состоит из подобных слов.

Интересным способом пигмеи ловят рыбу. Они изготавливают яд, благодаря которому вся рыба в водоеме всплывет кверху брюхом. Но через время яд теряет свою силу и рыбу можно употреблять в пищу.

Рабство и каннибализм

Оказывается, в республике Конго до сих пор существует рабство. Соседнее племя, банту, имеет в своих семьях рабов-пигмеев и передает их по наследству.

Пигмеи добывают для своих хозяев еду в лесу в обмен на товары, необходимые для выживания. Справедливости ради стоит отметить что рабы вполне могут состоять на службе у нескольких фермеров.

А в провинции Северная Киву до сих пор есть поверье, о том что, поедая плоть пигмея, можно получить магическую силу.

Видео

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.

И др.; ранее предположительно пигмейские языки

Религия

Традиционные верования

Расовый тип

Негрилльский тип большой негроидной расы

Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки . Другое название африканских пигмеев - негрилли.

Свидетельства

Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера , у Геродота и Страбона).

Пигмеи в мифологии

Физический тип

У живущих восточнее бака народов эфе и суа , изначально рождаются маленькие дети - ограничитель роста включается во время внутриутробного развития. У бака дети рождаются нормальными, но в первые два года жизни дети бака растут заметно медленнее европейцев .

Род занятий

Пигмеи - жители лесов, лес для них - источник всего необходимого для жизни. Основные занятия - охота и собирательство . Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Язык

Пигмеи обычно говорят на языках окружающих их народов - эфе , асуа , бамбути и др. В диалектах пигмеев есть некоторые фонетические отличия, но за исключением народа бака , пигмеи утратили родные языки .

Напишите отзыв о статье "Пигмеи"

Примечания

Литература

  • Патнем Э. Восемь лет среди пигмеев / Энн Патнем; С предисл. и под ред. Б. И. Шаревской ; Художник Б. А. Диодоров. - М .: Издательство восточной литературы , 1961. - 184 с. - (Путешествия по странам Востока). - 75 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Культура, музыка и фотографии

Отрывок, характеризующий Пигмеи

– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э. Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом , русским исследователем Василием Юнкером и другими.

Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

Род занятий

Живут пигмеи в лесах. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.


Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

Оружие

Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы (часто отравленные). Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир (165 тысяч чел.), Руанда(65 тысяч чел.), Бурунди (50 тысяч чел.), Конго (30 тысяч чел.), Камерун (20 тысяч чел.) и Габон (5 тысяч чел.) .

Мбутис — племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

Тва (батва) — племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

Тсва (батсва) — это большое племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.






Название "пигмеи" переводится буквально, как "люди величиной с кулак". В экваториальной Африке проживает множество народностей, чей рост можно было бы определить, как "метр в кепке", если бы эти люди носили традиционные головные уборы. Рекордсменами среди "лесных лилипутов" считаются мбути, их рост обычно не превышает 135 см !




Побывав в племени мбути, любой славянин почувствует себя великаном. Знакомство с низкорослыми кочевниками будет интересно, поскольку культура мбути самобытна, а устройство общества в корне отличается от привычных нам моделей. Общая численность этой этнической группы достигает порядка 100 тысяч человек. Все мбути живут в гармонии с природой, занимаются охотой и собирательством, но берут у леса ровно столько, сколько необходимо им для выживания. Основа их мировоззрения - бережливое отношение к ресурсам.







У мбути нет социальной иерархии, они живут большими группами, состоящими минимум из 7 семей. В группе нет лидера, каждый имеет свои обязанности в зависимости от пола и возраста. В охоте принимают участие все члены племени: мужчины расставляют сети, женщины и подростки загоняют зверя, дети и старейшины остаются в лагере, чтобы развести священный огонь.



Мбути постоянно меняют места дислокации, жилища они строят очень быстро, используя для этого побеги деревьев и листья. Одежду они традиционно изготавливали из коры деревьев, разминая ее слоновым бивнем. У жителей племени особой популярностью пользовались набедренные повязки. Современные мбути не отказываются и от обычной одежды, которую обменивают на дичь у жителей близлежащих поселений.







Мбути считают себя неотъемлемой частью леса, болезненно реагируют на вырубу деревьев и браконьерство. Все их амулеты и обереги сделаны из природных материалов, при рождении младенца купают в лесной воде, особые магические ритуалы с использованием амулетов, сплетенных из лиан и коры деревьев, проводят мужчины, отправляясь на охоту.