Что такое высокий уровень самоорганизации. Проявление эффекта самоорганизации в коллективах людей

В достижении профессиональных высот основополагающим фактором, формирующим линии успеха, является самоорганизация личности.

Четкие и продуманные действия помогают постепенно продвигаться вперед, сводя к минимуму неудачи в делах, на работе и в личной жизни.

Занимайтесь самоорганизацией деятельности путем работы над собой

Жизнь каждого человека состоит из характерных привычек, под воздействием которых мы совершаем поступки и . Соответственно, для достижения видимых изменений, нам необходимы рычаги воздействия, направленные на область привычек.

Чтобы понять, какими путями мы можем повлиять на себя самого, давайте разберемся с термином “привычка”.

Привычка – это регулярное повторение действия, носящего периодический характер. Действия, совершаемого интуитивно, на подсознательном уровне. Воспитание привычек – дело благодарное и полезное. Главное, не перепутайте, какие привычки надо воспитывать, а от каких либо постепенно отказываться либо трансформировать их в выгодные вам.

Привычки, от которых зависит самоорганизация личности традиционно подразделяются на два типа:

  • вредные привычки. Пример – банальная привычка откладывать будильник, благодаря которой, все мы однажды опаздывали, получали выговор или не успевали выполнить важные дела.
  • полезные привычки. Полная противоположность. Организм, привыкший к выбранному жизненному ритму, имеет естественную саморегуляцию. Так, в один прекрасный день, забыв завести будильник, вы сможете проснуться, благодаря привычке вставать в определенное время, которую усвоил организм.

Теперь внимание!

Используйте правила самоорганизации личности, работайте над собой, развивайтесь, отказывайтесь от неэффективных способов построения работы, и эти навыки значительно возвысят в глазах руководства.

Работу над собой, обустройство жизни и бизнеса можно проводить эффективнее, если знать основы самоорганизации личности.

Самоорганизация является сознательным эмоциональных, морально-волевых черт характера в деятельности, которая направлена на разрешение, развитие личностно значимых задач.

Самоорганизованная личность оптимально воспринимает влияние внешней среды, адаптируя их (преобразуя) в собственную внутреннюю потребностно-мотивационную сферу.

Приоритетную роль здесь играют общественная среда, а также условия развития способности (потенциала) самоорганизации.

Присущие личности с высоким уровнем самоорганизации основные качества:

  • уверенность в себе,
  • творческая самостоятельность мысли,
  • отсутствие тревожности относительно своего престижа, имиджа, репутации.

Существующие позволяют эффективно выполнять определенные виды деятельности:

  • работу, связанную с процессами свертывания (обобщения), переноса информации;
  • самопроверку полученных результатов (повтор, сравнение, анализ),
  • направленные на личностное культурное оздоровление (сбережение).

Самоорганизация – это также имеющая интеллектуально-волевую направленность способность личности, развиваемая в деятельности.

Кроме того, самоорганизация заключается в деятельности личности по четкой собственной жизнедеятельности; в способности, умении организовать себя.

Проявляется такая самоорганизация в самоанализе, целеустремленности, самооценке, жестком самоконтроле, самоограничении. Самоорганизующаяся личность умеет рационально жить:

  • планировать время, работу, отдых, занятость;
  • быстро принимать решения, выполнять их,
  • тратить энергию (силы), деньги, время экономно.

Самоорганизованная личность постоянно , собственным характером, эмоционально-волевой сферой. Такой человек обладает высоким чувством долга, высокоразвитым личным достоинством.

Обучиться самоорганизации можно на специальных курсах, тренингах или читая соответствующую литературу (по самосовершенствованию, саморазвитию).

В общем виде основы самоорганизации личности можно свести к следующим правилам:

  • умейте правильно определять свое предназначение (чему стоит посвятить жизнь);
  • определите жизненно важные цели;
  • выделите долгосрочные и краткосрочные планы (цели);
  • планируйте рабочее время (заведите ежедневник и вносите в него постоянно все планируемые, намечающиеся, необходимые мероприятия);
  • планируйте отдых (работа всегда должна чередоваться с полноценным отдыхом). Вымотанный, изношенный организм не принесет достаточной пользы. Кроме того, он более подвержен заболеваемости;
  • изучите собственные биоритмы (биологические часы) – фазы активности, утомляемости, сна, бодрствования. Распределите свое время, деятельность, отдых в соответствии с этими периодами. Ведь это логично;
  • извлекайте уроки из промашек (это отличное подспорье для работы над ошибками);
  • для любого дела находите внутренние мотивы, так оно станет более продуктивным;
  • верьте в себя, свои возможности, собственную ценность и значимость;
  • ищите единомышленников – для многих людей требуется психологическая поддержка, моральная помощь, «коллективный разум» в решении проблем.

Таким образом, основы самоорганизации личности необходимо знать каждому. Без них мы напрасно теряем уйму времени, тратя его на длительное раскачивание и бесцельное блуждание. Рационализм – вот

План работы


Введение

Понятие самоорганизации

Виды самоорганизации

Эффект самоорганизации в коллективах людей

Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Заключение

Библиографический список


самоорганизация организация коллектив



Введение


Понятие «организация» употребляется обычно в нескольких значениях. Как управленческая функция оно означает, во-первых, создание организации. Любая организация состоит из материально-вещественной основы и социального компонента – людей. Во-вторых, это еще и процесс организационной деятельности, сливающейся с понятием «управление».

Самоорганизация и организация это два взаимодополняющих процесса. Примером этому может послужить демографическая система, в которой наиболее ярко проявляется диалектическое единство организации и самоорганизации.

Самоорганизация, отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру. Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука, как синергетика .

Синергетика - это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах.

Ключевым понятием синергетики является понятие открытой системы, т.е. системы, обменивающиеся веществом, энергией и информацией с другими системами. На этом основании к открытым системам относят и предприятия, и рынок, и человека, и общество. Считается, что открытые системы способны к саморазвитию и прогрессу, а закрытые – нет.

Самоорганизация в социальных системах коренным образом отличается от самоорганизации в природе, поскольку основной отличительной чертой общества является наличие человека, имеющего сознание, и, соответственно, способного к целенаправленной деятельности.

Самоорганизация – явление историческое, ведь по сути общество сначала “самоорганизовывалось” и только потом на основе самоорганизации возникали государства.

Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.



Понятие самоорганизации

Самоорганизация это целенаправленный процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив. Термин «самоорганизующаяся система» ввёл английский кибернетик У. Р. Эшби (W. R. Ashby, 1947).

Процессы самоорганизации – это процессы, которые совершаются сами по себе, за счет взаимодействия с окружающей средой, но не зависимо от нее.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых, производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели. К таким элементам относятся неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д.

Самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация реализуется: в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.; в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха; в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события. Коллективная самоорганизация типична для общественных отношений.

Самоорганизация характеризуется:

· нелинейностью;

· множеством путей осуществления;

· необходимостью для запуска первоначального толчка;

· накоплением информации, позволяющей в социальной системе осуществлять обучение.

Изучение природы и общества показывает, что многие сложные открытые системы, состоящие из большого числа подсистем, при определенных условиях способны к самоорганизации и эволюции. Примером могут служить живые существа, их появление и развитие на нашей планете.

Одной из центральных проблем является проблема описания процесса самоорганизации, познание взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и самоорганизации.

К функциям самоорганизации можно отнести:

· самозарождение – возникновение образований из совокупности самостоятельных объектов;

· поддержание существующего организационного уровня системы;

· совершенствование организационной формы на основе самообучения с учетом прежнего опыта.

Для процесса самоорганизации необходимы следующие условия:

· система должна быть открытой;

· система должна находиться достаточно далеко от точки равновесия;

· должен усиливаться порядок случайным образом;

· система должна изменяться под воздействием факторов внешней среды.

Современная организационная наука исходит из того, что ни одно предприятие не может развиваться в условиях жесткого управления, без элементов самоорганизации и самоуправления. Целенаправленная управленческая деятельность должна принимать решения, расширяющие возможности саморегулирования системы. Повышение роли самоорганизации, самоуправления и саморегулирования в экономике - неизбежное следствие усложнения и ускорения меняющихся условий.

Собственно, самоорганизация и самоуправление многими воспринимаются именно как синонимы. При этом как ученые, так и практики выделяют необходимость достижения высокого уровня развития субъекта управления, что само по себе является признанием соответствующего уровня организации. Достаточно простое исследование организации поведения индивидуума показывает, что для него самоорганизация является, скорее всего, одной из функций проявления самоуправления и, значит, не осуществляется независимо.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации. В современных корпорациях ставка делается на гибкие партнерские связи. Практика преуспевающих компаний доказала, что в ряде случаев чем меньше регламентированы программа и структура объекта управления, тем выше способность его приспособления к реальным условиям, к саморегуляции. Однако при этом необходимо подчеркнуть вторичный характер самоорганизации и самоуправления относительно регламентированных процессов организации и управления.

Самоорганизация может допускаться в ограниченных дозах, на определенном (не самом высоком) уровне иерархии, в конкретном контексте потребностей организационной структуры.


Виды самоорганизации


В зависимости от объекта управления выделяют техническую , биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет, самонастройка программных ресурсов современных вычислительных систем). Такая самоорганизация происходит в случае выхода из строя какого-либо устройства. Тогда на смену ему подключается другое дублирующее устройство или новая схема взаимодействия элементов.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация – это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования.

Социальная самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива. Результатами социальной самоорганизации могут быть повышение авторитета, улучшение здоровья, приобретение неформальных источников информации, лучшая организация труда, повышение уровня заработной платы и т.д. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей.

Эффект самоорганизации в коллективах людей


По современным понятиям, эффект самоорганизации - это эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности.

В рамках жизни людей эффект самоорганизации имеет огромное значение. Ниже я приведу основные принципы самоорганизации коллективной деятельности людей:

1. Наличие общего интереса у множества людей, какой интерес позволяет говорить о преобразовании множества в группу.

2. Согласие членов данной группы с тем, что за счет коллективной деятельности возможно достичь большей производительности труда и больших результатов, нежели если каждый будет трудиться в одиночку.

3. Согласие членов группы с тем, что получаемый в результате коллективного труда продукт будет приносить достаточную пользу каждому члену группы и будет позволять группе развивать групповую деятельность. Сам процесс распределения получаемого продукта носит достаточно прозрачный характер, позволяющий членам группы видеть роль свою и других не только в процессе производства, но и процессе распределения.

4. Способность группы конструктивно и в достаточные сроки решать возникающие в процессе деятельности проблемы и противоречия.

5. Согласие членов группы с распределением ролей в коллективной деятельности, в том числе со своим местом в коллективом процессе.

В процессе самоорганизации происходит отбор привычек, навыков, норм поведения, которые дают возможность приспосабливаться к конкретной среде.

Самоорганизацию в коллективах обычно рассматривают как специфический процесс в организации. Коллектив людей самоорганизуется, когда без видимых внешних причин развивается - измененяет уровень своей организованности, сам создает внутри себя какие-то функции, процессы, структуры.

Самоорганизация – это способность людей признавать наличие не только собственных, но и общих интересов и действовать в этих интересах.

Эффект самоорганизации в коллективе людей проявляется в:

· формировании морально-психологического климата;

· решения принимаются методом мозгового штурма;

· наставничестве, поддержании молодых специалистов;

· саморегулировании, разрешении конфликтов;

· избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях;

· формировании коллективного мнения.

Примером самоорганизации коллектива является свободный рынок – сложнейшая саморегулирующаяся система, с помощью которой миллиарды людей, находящихся в разных точках Земли и ничего не подозревающие о существовании друг друга, координируют свои усилия.

Другой пример – формирование научных коллективов, где активная творческая работа большинства сотрудников должна сочетаться с возможностью совместно решать крупные задачи. Такой коллектив должен быть устойчив и быстро реагировать на все новое.

Пример самоорганизации демонстрируют музыканты. Очередной солист управляет исполнением мелодии, а остальные музыканты согласуют свои действия с ним.

Самоорганизацию можно наблюдать в малых коллективах. Например, в туристической группе, если она состоит из опытных туристов, которые заранее не распределили роли.

Примером самоорганизации являются информационные инфраструктуры, развивающиеся внутри стран и между ними. Имеется в виду, что распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи через интернет привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете, во многом расширив возможности самоорганизации различных коллективов.

Компании с самоорганизацией привлекают сотрудников с хорошей внутренней мотивацией, которых не так уж легко найти. К примеру, в корпорации “Google” большинство специалистов проходят процедуру одобрения основателями компании и каждым из потенциальных коллег.

Бил Гейтс, основатель Майкрософт, стал в короткое время самым богатым человеком мира, потому что мотивацию работников построил по законам процесса самоорганизации.

В целом самоорганизация - позитивно воспринимаемое большинством людей понятие. Однако, как и всякое объективное явление, оно не должно оцениваться ни как «хорошее», ни как «плохое». Пример тому - коррупция, негативно воспринимаемое явление.

Высокая степень самоорганизации коллектива чревата чрезмерной закрытостью. Самоорганизация группы (коллектива) должна осуществляться в рамках соблюдения внешних, общих для организации норм и правил.


Использование эффекта самоорганизации в повышении уровня организации

Эффективность предприятия и его способность развиваться в первую очередь зависят от совершенства организационных механизмов, составляющих структуру его внутренней организации.

Чтобы повышать эффективность предприятий, нужно уходить от волевых форм управления и регулирования. Не личные качества руководителя, а организационная структура должна обеспечивать способность и стремление предприятия развиваться и адаптироваться к внешним условиям.

Каждая организация – это прежде всего коллектив, но коллектив работников – это только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:

Кадровый потенциал (коллектив)

Научный потенциал

Микроклимат в коллективе

Состав целей системы

Эффект самоорганизации (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект.

Ещё один пример – постоянно происходящие изменения состава кадров. Если руководство не знает о существование эффекта самоорганизации, то при приёме нового работника администрация будет обращать внимание больше на профессиональные качества работника, а если знает – то не только на профессиональные, но и на те качества, которые формируют совместимость работника с другими работниками (уровень знаний может быть высоким, а из-за других качеств не будет вписываться в коллектив и не сможет полностью себя проявить, и могут возникнуть сложности у других сотрудников).

На практике самоуправление и самоорганизация формируются, функционируют и развиваются объединенно, совместно или взаимодействуя. Для обеспечения этого важно осуществлять их целенаправленный синтез в контуре управления каждого предприятия, объединения как социальной организации. Особенно ярко это видно на примере формирования и развития корпоративного взаимодействия в организации.

В каждой компании, фирме наряду с целенаправленной организацией, которая осуществляется с помощью указаний, документов, планов, нормативных актов, инструкций всегда идут процессы «самоорганизации», связанные с системными свойствами организации как целого, с синергетическими эффектами.

Закономерности развития современного инновационного бизнеса позволяют говорить о преобладании тенденции самоорганизации, стремлении компаний использовать механизмы самоорганизации, Самоорганизация и самоуправление занимают все большую роль в современных компаниях мирового класса.

С одной стороны, эффекты самоорганизации достигаются с по мощью неформального сотрудничества, несанкционированной деятельности, с другой - с помощью четко обозначенной цели и целеустремленными, четко организованными действиями управляющих.

Стремление использовать эффекты оптимальных отношений «организации/самоорганизации» приводит к созданию новых организационных форм, к различным видам предпринимательских ассоциаций и межфирменных альянсов.

Самоорганизация в трудовом коллективе это:

 возможность добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов;

 правильное использование времени с наибольшим результатом;

 ясное представление цели, смысла, порядка выполнения, приоритетов работы.

Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли: – компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления;– инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

Законы самоорганизации позволяют сознательно организовывать производственные отношения. Жизнь организации реализуется через функционирование сотен взаимосвязанных процессов. Финансовые потоки, денежный оборот, документооборот, процедуры принятия решений на разных уровнях и пр., Каждый из этих процессов имеет свои задачи, свои этапы и цели. Благодаря законам синергетики все процессы в организации приобретают ту или иную степень созвучности, соответствующей основной цели создания организации.

В большей степени люди в организациях подчиняются этим законам бессознательно, интуитивно выполняя необходимые действия. Сознательное использование этих законов позволит на порядок улучшить конкурентоспособность организации и каждого сотрудника. Вот некоторые резервы повышения производительности труда и жизнеспособности организации:

· знание возможностей влиять на людей, с учетом их способа принятия решений позволит ускорить процессы принятия решений и выполнения распоряжений, станет фактором дополнительной мотивации;

· подбор людей с деловыми качествами, соответствующими выполнению работы позволит увеличить скорость выполнения работ и повысит мотивацию сотрудника к работе;

· формирование в работающем коллективе самоподдерживающуюся систему отношений с помощью законов синергетики позволит вывести коллектив отделов и фирму на уровень самоорганизации;

· овладение искусством управление персоналом через использование взаимосвязи функций планирование, организация, контроль позволит быстрее настраиваться на другие виды деятельности и моделировать совместную деятельность.

· моделирование карьеры с учетом деловых качеств позволит планомерно наращивать профессионализм сотрудников и закреплять их в коллективе и. д.

Результаты: Использование законов с самоорганизации в бизнес-моделировании позволит увеличить производительность труда более чем на 50%. Она достигается:

· уменьшением времени исполнения своей работы;

· увеличение скорости товаропотоков, документооборота, денежных и финансовых потоков;

· увеличение скорости качества принимаемых решений на разных уровнях.

Все е эффекты самоорганизации можно описать тремя переменными: а) увеличение прибыли; б) снижение текущих расходов; в) снижение потребности в инвестициях.

Повышение самоорганизации в организации осуществляет ся прежде всего посредством грамотной работы с персоналом. Менеджменту необходимо иметь информацию о психологии и социальной структуре работающих (образование, возраст, пол, национальность, семейное положение и т.д.), их этике, взглядах, нравах и обычаях, традициях и культуре, на основании которой и строится эффективная система управления организацией.

Самоорганизация может помочь компании сконцентрировать свои силы и ресурсы, и направить их в нужном направлении. В быстроменяющейся внешней среде, при условии, что менеджеры будут быстро и вовремя принимать верные решения, общая направленность всех работников предприятия на осуществление функций социальной системы может помочь принять верное решение и быстрее воплотить его в жизнь. Благодаря этому реакция на изменения внешней среды будет производиться быстрее и продуманнее, что сделает организацию лучше приспособленной к этой среде. Такая организация будет лучше функционировать как живущая система.


Заключение


Важнейшей задачей современной организационной науки является исследование взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и стихийной самоорганизации, поиск оптимума, меры ме жду организацией и самоорганизацией.

В управлении организацией эффект самоорганизации означает созна тельную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Многие фирмы тратят огромные средства на поиск источников увеличения синергии.

Самоорганизация не имеет заранее заданной точки отсчета, «верха», она - между всеми, она устанавливает границы, она не нуждается в одном источнике организационной энергии – у нее их по определению много. Если организация больше гордится консервированными своими результатами, то самоорганизация – непрерывной энергией спонтанности и неисчерпаемым потенциалом креативности.

Самоорганизацией коллектива является самопроизвольное образование такой системы взаимодействий членов коллектива в ответ на наложение воздействия со стороны внешней среды, при которой коллектив устойчиво существует при продолжающемся наличии воздействия.

Компании, выбравшие за основу деятельности либеральное отношение к коллективу, предоставляют подчинённым свободу в разработке и внедрении новых идей. Такие организации развиваются благодаря творческому подходу сотрудников.

Любая хозяйственная структура должна обладать стремлением, способностью и умением самосовершенствования. Предприятия, наделенные такими свойствами, несмотря на финансовые трудности, начнут развиваться.



Библиографический список


Научная литература:

1. Теория организации: учебник / Д.В. Олянич [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 408 с. : ил. - (Высшее образование).

2. Латфуллин Г. Р.,Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 395 с.

3. Веснин В.Р. Теория организации в схемах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 128с.

4. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2005. - 638с.

5. Теория организации: курс лекций / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 282с.

Электронные ресурсы:

1. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2. Законы самоорганизации. Режим доступа: http://kamcentre.info.ru


Размещено на.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Основа личности – внутренняя самоорганизация

    Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Основа личности – внутренняя самоорганизация

Наиболее доступный человеку путь познания мира и самого себя начинается на уровне его собственной личности. Личность является внешним проявлением внутреннего ядра человеческого существа, состоящего из сознания (своего рода высокоорганизованной операционной системы, действующей на основе причинно-следственного анализа), подсознания (по всей видимости, хаотического скопления эмоций, образов и интуитивных побуждений) и, возможно, души (некой обобщающей сущности, связующей отдельного индивидуума с общим духовным миром одухотворенных существ, если таковой имеет место быть).

Сама по себе личность чаще всего определяется как совокупность выработанных привычек и предпочтений, психических настроений и общего тонуса, социокультурного опыта и приобретенных знаний, иными словами, личность – это набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и мирозданием.

В более узком понимании личность наблюдается как проявление «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Итак, проявления личности представляют собой внешнюю сторону работы сознания, подсознания и души. На уровне собственного сознания человек может подвергнуть свою личность анализу и установить ее основные свойства. Таким образом, личность – это отражение внутреннего мира человека, отбрасываемое на зеркальную поверхность мира внешнего.

По всей видимости, сознание является единственным высокоорганизованным уровнем внутреннего мира человека, где, с одной стороны, собственно и может происходить построение личности, способной к плодотворному существованию во внешнем мире, так называемой повседневной реальности, и, с другой стороны, происходит некоторое взаимодействие с подсознанием и, возможно, душой, вследствие которого обеспечивается развитие мира внутреннего. Таким образом, насколько бытие определяет сознание, настолько и сознание определяет бытие.

Для успешной работы сознания необходимо устранение отвлекающих факторов, атакующих его как из внешнего мира, так и из мира внутреннего. Для того чтобы избежать коллапса своих структур, сознание работает на нескольких уровнях. Наиболее поверхностный и простой уровень – это повседневные операции, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Когда вопросы повседневности ставятся наиболее остро, то этот уровень сознания бомбардируется наиболее интенсивно проблемами внешнего мира, а другие уровни сознания не способны эффективно работать, поскольку все внимание индивида захвачено решением житейских проблем. Этот поверхностный уровень так или иначе задействован практически всегда, за исключением погружения в глубокие размышления или медитацию.

Более глубинный уровень отвечает за анализ тех или иных поведенческих линий, обобщений, построенных на взаимодействии с сознанием других индивидов посредством диалогов, конфликтов и взаимообмена внешним опытом. На этом уровне закладываются основы деловых, научных и отчасти творческих успехов индивида. Этот уровень сознания обычно атакуется интеллектуальными конфликтами между индивидуумами и прочими проблемами, связанными с деловой и научной деятельностью. Загруженность этого уровня нередко препятствует работе еще более глубинного уровня, оставляя нерешенными многочисленные внутренние вопросы, проистекающие из подсознания и души.

Наконец, третий уровень сознания включается в состоянии глубокого самопогружения, напряженного мыслительного процесса второго уровня, когда его предметом становится собственное «я», или в состоянии гипноза, медитации и так называемых внутренних прозрений. Этот уровень сознания глубоко погружен в человеческое «я» и несет ответственность за внутренний анализ собственного подсознания и, если такое возможно, то и души. На этом уровне решаются основные концептуальные проблемы творчества, искренних верований, эмоциональной любви и самореализации человека как существа общего духовного мира одухотворенных существ. Этот уровень подвергается прямым атакам неразрешенных душевных конфликтов, психологических травм, нереализованных ожиданий, неразделенной любви. Неумение задействовать этот уровень сознания приводит к тому, что внутренние проблемы, проистекающие из подсознания, начинают атаковать более внешние уровни сознания, занятые рабочими или научными проблемами, а также повседневными вопросами. В итоге происходит дестабилизация работы сознания на всех уровнях, что приводит к развитию неврозов, а также, говоря простым языком, к возникновению проблем на работе и дома.

Мыслящий человек подспудно наблюдает подобное разделение своего сознания на уровни. Умение самоорганизовываться, последовательно задействуя разные уровни сознания, необходимо для нормального функционирования индивида и, таким образом, составляет основу человеческой личности.

Можно сказать, что такое деление на уровни сознания универсально. Различие лишь в том, насколько эта организация хорошо выражена и поддерживается в функциональном порядке.

Обзаведясь столь эффективным инструментом, каким является развитое трехуровневое сознание, личность может позволить себе поступательное движение в направлении удовлетворения своих потребностей. Наилучшим описанием этих потребностей является иерархия потребностей Маслоу . В своей эпохальной работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Его теория во многом опиралась на клинический опыт, но в то же время продолжала функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

Маслоу назвал свою теорию холистическо-динамической – по названиям интегрированных в ней подходов.

Разработанная Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу, каждый индивидуум представляет собой интегрированное, организованное целое. Однако при этом можно выделить семь групп потребностей: базовые потребности, включающие в себя прежде всего физиологические: дыхание, вода, пища, жилище, сон, секс, безопасность, а также потребность в любви и потребность быть принятым обществом; высшие потребности: стремление к познанию, красоте, и, наконец, самоактуализация.

Понимание этих двух концепций (наличие трех уровней сознания, позволяющих эффективно анализировать и удовлетворять потребности личности, и осознание этих потребностей во всей их полноте) является залогом счастливого и осмысленного бытия.

Список потребностей достаточно универсален для всех людей. Просто пути удовлетворения этих потребностей могут значительно различаться, что и выражается в широком разнообразии версий человеческой морали, которая ни в коем случае не может служить примером универсальности. Так, каннибал попытается удовлетворить свою потребность в пище путем убийства и съедания другого человека, тогда как убежденный вегетарианец для утоления голода не прибегнет даже к опосредованному убийству животного.

Сложно установить высшие потребности дикаря-каннибала, но можно с натяжкой предположить, что зачатки этих потребностей присутствуют практически во всех представителях человеческих сообществ, другое дело, что в большинстве случаев они остаются неудовлетворенными. Даже в развитых обществах только десять процентов населения достигает уровня самоактуализации, а тех, кто поднимается на более высокий уровень и помогает самоактуализироваться другим, и того меньше.

Достижения компьютерных технологий, приведшие к созданию виртуальной среды обитания, могут способствовать работе трехуровневого сознания по удовлетворению высших потребностей, а автоматизация производств и реорганизация политических структур – удовлетворению базисных потребностей человека.

Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Представим сравнительный анализ терминов «организованность» и «самоорганизация».

Современный толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно. Общепринятое понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально.

Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы - «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Итак, до сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий «организованность» и «самоорганизация», обозначающих волевую активность.

В одной из своих работ В.А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «Анализ показывает, - пишет он, - что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли». Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности. Однако через несколько лет В.А. Иванников меняет свою позицию. В совместной работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства.

Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Подчеркиваем значимость сформированности этих волевых качеств у любой современной личности.

В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

В современных отечественных исследованиях организованность выделяется как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. Подобным образом можно объяснить феномен самоорганизации.

А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования. Ряд ученых связывают организованность будущих менеджеров с их учебной деятельностью, но не с профессиональной направленностью. А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения студента к учению; Е.С. Рабунский связывает воспитание организованности студентов с их самостоятельной учебной деятельностью; М.И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение студента к умственному труду.

Вообще в психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская и др.) организованность рассматривают как усиленную, напряжённую деятельность, направленную на реализацию поставленных задач. Это и форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Эти аспекты применительно к учащейся молодежи в современных условиях являются особо актуальными. К сожалению, анализ практики показывает, что в процессе обучения в образовательных учреждениях этому не уделяется должного внимания, а школьники и бакалавры не осознают значимость вышеназванных характеристик, а чаще видят лишь привлекательную внешнюю сторону той или иной профессии.

Продолжая анализировать научные работы, посвященные изучению организованности, нужно разделить их на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов, Н.И. Рейнвальд, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов) и практико-методические (А.И. Высоцкий, Т.А. Егорова, Н.Ф. Прокина, С.Г. Якобсон).

Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский), как условие формирования способностей (А.Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, B.C. Юркевич).

В исследованиях В. И. Селиванова, В.И. Высоцкого, Т.А. Егоровой особо уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности. Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические - постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые - наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени - характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие (формально-динамические) признаки, как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. В целом для большинства перечисленных авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на её волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (Н.Д. Левитов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В.И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой - проявляется. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в самоорганизации также важное место занимают сила воли и волевые качества.

А.К. Осницкий, в частности, отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда личность интересуется уже не только результатами своих усилий, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми. Свои исследования А.К. Осницкий посвятил изучению качеств самоорганизации у подростков.

Он отмечает, что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях: 1) в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес); 2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету); 3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий; 4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных); 5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям).

Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы представляем определение термина «самоорганизация». Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Итак, в основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные. Однако это лишь основа для дальнейшего формирования этого качества в процессе обучения. Анализ практики и наш эмпирический опыт показывает, что в образовательных учреждениях этому не уделяется внимание. На первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, т.е. овладение общегуманитарными и профессиональными знаниями.

Изучение основных требований к образованию и сравнительный анализ понятий «организованность» и «самоорганизация» позволило определить ведущие научно-методологические подходы, лежащие в основе процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи: психолого-педагогический, объективационный, культурологический, интегративно-модульный, системный, личностно ориентированный, уровневый. Сущность этих подходов заключается в следующем:

    психолого-педагогический подход. В контексте данного направления изучались взаимосвязи самоорганизации с различными феноменами учебной деятельности - самостоятельной работой школьников и студентов (В. Граф, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый и др.), творческой активностью обучаемых (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), самосознанием личности и т.п. Авторы исследований, относящихся к указанному подходу, считают, что поскольку центральным, интегрирующим элементом личности является ее самосознание, то самоорганизация основывается на процессах самодетерминации и выступает как активное освоение и превращение личностью внешних условий жизни в собственное отношение;

    объективационный подход. Ученые, разрабатывающие данный подход (Г.А. Волковицкий), считают самоорганизацию личности необходимой формой ее объективации в процессах самоопределения, самовыражения, самореализации, самоосуществления. Этим они подчеркивают, что процесс личностной самоорганизации является двухвекторным - от осмысления и переосмысления содержания своего самосознания к высшим отношениям личности и от высших отношений к способам их объективации;

    культурологический подход. Группа авторов (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис), обращаясь к проблеме личностной самоорганизации, указывает в качестве ее атрибутивного критерия временную организацию деятельности. Они считают, что временная организация всего поведения человека в условиях современной культуры становится особой осознанной задачей и что действие организации времени неотделимо от смыслообразования и целеполагания - этих важных компонентов самоорганизации личности;

    интегративно-модульный подход. По мнению ученых, этот подход обеспечивает обоснование структуры содержания общей и профессиональной подготовки на основе базовых и специальных курсов, их обобщения на уровне законов, понятий, основных положений, формирования целостной системы знаний, действий, что способствует пониманию целостной профессиональной деятельности и развитию у студентов культуры самоорганизации;

    системный подход. Подход обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных компонентов содержания базовых и специальных дисциплин. В рамках системного подхода ученые обращают внимание на различные особенности саморегуляции, оказывающие влияние на эффективность деятельности и поведения личности. Это изучение саморегуляции поведения человека (Б.М. Ананьев, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин и др.), саморегуляции процессов принятия решения (Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова и др.);

    личностно-ориентированный. В рамках этого подхода обеспечивается направленность процесса общего и профессионального обучения на развитие личностных качеств, способного к активной творческой деятельности, осознание себя субъектом общей и профессиональной культуры в новых социально-экономических и социокультурных условиях;

    уровневый подход. В базовых положениях данного подхода исследователями обозначается достаточно своеобразное соотношение психологической саморегуляции и личностной самоорганизации. Под термином «психологическая саморегуляция» (О.А. Конопкин) в широком смысле понимается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Кроме того, при обосновании процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи мы учитывали деятельностный (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенин, Ю.Н. Петров и др.) подходы.

Таким образом, в соответствии с обозначенными понятиями и ведущими научно-методологическими подходами была определена структура самоорганизации личности, которая в процессе обучения и профессиональной подготовки трансформируется в параметры будущей профессиональной деятельности (проектировочные, исполнительские, контрольно-оценочные). В структуру самоорганизации учащейся молодежи включаются следующие качества и умения: проектировочные (умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования); исполнительские (самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение); контрольно-оценочные (адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность).

Список литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. - Минск: Нар. света, 1966. - 211 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1991.- С.49.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шиловой.- М. : Рус. яз., 1989.- 924с.

4. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособ. - М. : Флинта, 1998. - С. 14-26.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд. 2-е. - М., 1976. - С. 85.

7. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: воля, ее развитие и воспитание. - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1992. - 574 с.

Самое тяжелое и трудное для всех нас — все, что начинается с приставки «само». Самоорганизация , самодисциплина, самообразование, самомотивация, и тому подобное само.

Запустить гораздо труднее, чем учить других. Вот других учить — это запросто. Каждый из нас может дать другим кучу советов о том, как правильно себя вести, как достигать успеха, как найти прибыльную нишу, как сделать сайт и как зарабатывать в Интернете.

Наведите порядок на своем рабочем месте, в квартире, в одежде, в личной жизни и так далее, и поддерживайте его

Почему это важно? Беспорядок вокруг Вас порождает беспорядок в голове. Нельзя быть самоорганизованным в работе, и ходить в чем придется, выглядеть кое-как и есть, что попало, и вообще, вести беспорядочный образ жизни. Хаос в окружающем мире порождает хаос в голове, а это, в свою очередь, влияет на Ваши поступки и решения.

Записывайте Ваши мысли, планы, решения и идеи на бумаге

Это — один из самых мощных путей к самоорганизации. Пишите то, что Вам приходит в голову, текстом, рисуйте схемы и майнд-карты. Это быстро приучит Вас мыслить связно, а не сумбурно, и разовьет привычку точно излагать свои мысли. Это, в свою очередь, приведет к резкому росту эффективности Ваших действий.

Осваивайте майнд-карты

Они наводят порядок в Вашей голове, и, кроме того, приучают к важному принципу — все должно находиться на своих местах. Каждой идеи, каждой мысли, каждому решению свое место и время . Привычка регулярно составлять избавляет от каши в голове, и приучаете делать все дела по порядку их очередности, а не хаотично.

Превратитесь в «жаворонка»

Возможно, этот совет покажется Вам странным, но давно известно, что самые продуктивные часы для работы — утренние. Если Вы любите засиживаться за работой до поздней ночи, и просыпаться к обеду, и считаете, что так и нужно, что Вы «сова», все же ради эксперимента попробуйте наоборот — ложиться пораньше и пораньше вставать. Возможно, Вы будете удивлены результатом. Я сам считал себя «совой», пока не перешел на новый режим, и не убедился в обратном. Некоторые наши иллюзии относительно самих себя могут исчезнуть только путем эксперимента.

Планируйте свой день

Обычно советуют это делать вечером, но лично я делаю это утром, на свежую голову. Это — самое мое первое дело, когда я сажусь за компьютер: планирование дел на день и просмотр почты . Все дела, которые необходимо сделать, я разделяю на , приближающие к моим целям, и , которые являются необходимым фоном для жизни, и следовательно, для выполнения важных дел. Например, написать статью на блог — это важное дело, потому что каждая новая статья приближает меня к цели: достойному заработку с блога. А обналичить очередной чек Google Adsense — это срочное дело, потому что таким образом я получаю наличность, необходимую для жизни.

Выбрасывайте мусор

У меня, например, достаточно чистый почтовый ящик. Я подписан только на те рассылки, которые мне нужны. Периодически я подписываюсь и на новые рассылки, которые меня заинтересовали, но примерно с такой же частотой и отписываюсь. Курсы, которые я еще не прочитал, уменя находятся в отдельных папках, и рассортированы по срочности изучения. Конечно, совсем их выбрасывать жалко, если они не срочные, но они меня, в принципе, не беспокоят. Пусть лежат до поры до времени. В квартире я тоже стараюсь избавиться от всего лишнего, что мне не нужно. Мусору место на помойке, или еще где-то, но не рядом.

Не избегайте скучных дел

Все даже поначалу интересные новые дела со временем становятся скучной рутиной, если выполнять их постоянно. Но все равно делать их надо, если Вы не хотите, как бабочка, порхать от одного дела к другому, не доводя до ума ни одно из них. Так успеха добиться невозможно. Правильнее принять установку на то, что дела придется все равно делать , иначе ничего не получится. Есть масса способов сделать скучные дела интересными. Один из них — принять происходящее, как игру, и наблюдать немного за собой со стороны. Вы как бы ставите перед собой квест — задание, которое нужно выполнить, чтобы перейти на новый уровень. Также хвалите себя, и поощряйте за выполненные задания. И в конце концов Вы приучите себя с легкостью выполнять все скучные дела.

Прямо сейчас выберите себе один из этих пунктов, и сделайте что-то для его выполнения . Это будет не так уж и трудно, а пользу принесет громадную.

В идеале каждый день нужно делать что-то для каждого из этих пунктов , и тогда самоорганизация для Вас будет не пустым звуком, или абстрактной теорией. Уже через месяц Вы поразитесь тому, насколько поднимется продуктивность Вашего труда, и насколько четко Вы будете понимать, что именно Вам необходимо и целесообразно делать для продвижения к своим целям.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже: