Деревня с признаками жизни: как живут хозяева тайги. Таежные жители, просившие свет у деда мороза, получили неожиданные подарки Таёжные жители

Отправляемся в небольшое путешествие. Машину оставляем в Усть-Унье, и на лодках поднимаемся по Печоре. Всего каких-то 80 километров водного пути, и мы на месте.
На Полое
Плывёт вперёд деревянный кораблик. Остаются всё дальше дела, тревоги, звонки, мобильник умолкает надолго. Вот и Усть-Унья мягко скатывается за горизонт. Через девять километров на левом берегу показываются ветхие постройки, фантом былой деревни. Здесь, в Гаревке, когда-то жили люди, занимались охотой и рыболовством, выращивали рожь и ячмень, держали скот, женились, рожали детей, умирали. Человеческий век короток. Но и жизнь населённого пункта бывает немногим длиннее. Возникнув в середине XIX века, в семидесятых годах века минувшего деревня была исключена из учётных данных.
Ещё два десятка километров, и первая остановка. Домик на высоком берегу Печоры, к которому совсем близко подступает тайга. Дорожка-лесенка, сбегающая к речке. Лодка на причале. Это не обитель отшельника в медвежьем углу. Это въездной кордон Полой, своего рода блокпост Печоро-Илычского заповедника. Дальше без пропуска-разрешения нельзя.
Инспектором здесь работает Алексей Николаевич Воронин. Работает применительно к заповедному кордону - значит, живёт круглый год, ведёт наблюдение за природными явлениями, учёт животных на вверенной территории и охраняет её от незваных гостей.
Он - потомственный лесник. Вообще, большинство работников кордонов - дети работников кордонов, извиняйте за тавтологию. Редко кого заносит сюда случайно. Не каждый способен годами находиться вдали от людей и благ цивилизации (благ, впрочем, весьма условных - каждому своё). Отец Алексея был лесником (тем же инспектором), а мама - старшим лаборантом у научного сотрудника Ланиной, в честь которой названа улица в правобережной Якше. Алексей вырос на папиных рассказах и книгах, которых в доме было много, и с детства видел себя только на кордоне. Но выучился на тракториста, а работать пошёл помощником капитана. В конце концов, семь лет назад оказался там, где хотел. И хотя зимой иногда остаётся на кордоне совсем один, говорит, что его это мало волнует. Дел у инспектора хватает в любое время года. Не заскучаешь. Ведь, кроме должностных обязанностей, нужно и о хлебе насущном подумать - за продуктами в магазин не сбегаешь по причине его отсутствия. Мужик он хозяйственный, может всё - мастерить и строить, стирать-убирать, еду готовить, варенье варить. В доме идеальный порядок, каждая вещь на своём месте. По-другому не привык. Туристы и научные сотрудники с удовольствием заезжают к нему на огонёк. Да и сам он гостям всегда рад. Наверное, про таких говорят: последнюю рубашку отдаст.
- А если б предложили другую работу, высокооплачиваемую, ушёл бы с кордона?
- Нет. Мне нравится здесь. Пусть деньги небольшие платят, в них, что ли, счастье?
- А в чём?
- Да вот в этом, - обводит глазами лес и речку.

Собинская
Против ручья Собинский Родник укрылся за островом кордон Собинская. У края протоки две сосны, будто спустились полюбоваться своим отражением в зеркале реки. Трава по пояс. На холме раскиданы несколько построек. В доме, ещё довольно крепком, по-деревенски простая и прочная деревянная утварь - лавки, столы, полки. Дверная ручка тоже из дерева. На полках кое-какая посуда. Возле двери обувка. Будто хозяин вот-вот вернётся.
Четверть века, до нынешнего лета, работал на этом кордоне Николай Александрович Башкинов. Напарники часто менялись, а он прикипел к этому месту. Первый вопрос, который туристы задают инспектору кордона: не скучно ли? Не были оригинальны и мы. Ну так что?
- Мне бывает скучно со скучными людьми, а одному - нет. Наверное, я волк-одиночка, - сказал по телефону Николай (сейчас он живёт в п.Комсомольск-на-Печоре). - Раньше у нас электростанций не было - ни света, ни телевизора. Жили с керосиновыми лампами, слушали радио «Маяк». И даже в начале зимы, когда самые длинные ночи, мне нравилась лесная жизнь. Леса, холмы, речка - всё это дорого мне.
Вспоминая Собинскую, я нисколько не сомневаюсь в его словах. Необыкновенно красивый уголок. Наверное, немало легенд с ним связано.

Шайтановка.
Заколдованное место
Следующий кордон носит мистическое название Шайтановка. На берегу встречает Валентина Николаевна Высотина. Её супруг Борис Афанасьевич Варанкин встретил нас раньше, ещё в Усть-Унье. Они с Алексеем Ворониным нас сюда и привезли. Расспрашиваем о житье-бытье, хвалим зреющие овощи.
- Да у нас нынче нет порядка, - сетует Валентина. - Чуть не до конца июня - заморозки. На соседних кордонах не бьёт, а мы только успеваем посадки укрывать, даже картошку. Пытались костром греть, но дым свечкой идёт, не стелется.
Вот вам и мистика - не иначе, шайтан озорничает, обдаёт с гор морозным дыханием: ну-ка, поспорь со мною! Огромный чёрный кот по кличке Космос сверхъестественных сил не боится, сам кого хочешь напугает.
- Я на охоту не хожу, всё равно плохо вижу. У меня кот есть. Уже пару рябчиков у него отбирал. Как-то зайца поймал, а то и норку укараулит. Я не люблю его, наглеца. А что до урожаев - так по-разному бывает, года два назад посадил восемь вёдер картошки, выкопал девять и думаю: кто ж девятое-то мне посадил? - смеётся Борис.
В общей сложности он проработал на кордонах 35 лет. Год - на Шежиме, восемь - на Собинской, остальное - тут, на Шайтановке. Был старшим государственным инспектором, этой весной сложил свои полномочия.
Валентина - коренная жительница Якши. И родители, и бабушка с дедушкой родом из этих мест. А ещё она - метеоролог в третьем поколении, дед Владимир Александрович Высотин на метеостанции не один десяток лет работал, потом дочка его, тётка Валентины, потом и она сама. Наверное, и любовь к природе у неё в крови.
- Борис привёз меня в Шайтановку 15 лет назад, в июне 1997-го. Сразу почувствовала себя, как дома, будто всю жизнь тут прожила. Только и сказала: где ж я раньше была?! Наша работа - как болезнь. В другом месте всё не то. А здесь, если плохо - полежишь в травке, какая-нибудь да вылечит.
- А зимой травки нет…
- Да тут только в ноябре-декабре тоскливо - темно. Утром печку истоплю, обед приготовлю, потом уледи свои надену, встану на лыжи да сделаю кружочек вокруг «чалмы» вместо разминки. Вот и день закончится. Стемнеет - станцию включим. Пока работает - аккумуляторы зарядим. Так и живём. Но я теперь в Троицке буду зимовать. Борис здесь останется, не может он без леса.
- А чалма - это что?
- Так мы гору называем. Формой она чалму напоминает.
Валентина - лаборант по фенологическим наблюдениям. На площадке 20х20 ей нужно собрать все ягоды до одной (метод сплошного сбора), посчитать, вычислить хозяйственный и биологический урожай. Есть и фенологические площадки - 0,5х4 метра, на которых с ранней весны пересчитываются все бутоны и цветы до стадии зрелых ягод, определяется, сколько генеративных органов и на какой стадии погибает, по какой причине. Кропотливая работа.
- И каков нынешний урожай?
- Морошка на «четвёрку» цвела, а ягод совсем не было. Голубики чуть-чуть, на «единичку». Черника местами на «троечку», местами на «двойку». Клюква хорошо цвела, а выросла на «тройку». Брусника так же. А на Полое и черника, и брусника на «пятёрку».
- Мишки не шалят?
- Мы привыкли к ним. И они к нам. Одна тут всё ходит, Машкой мы её кличем. Раньше мать её ходила возле нас. Тоже Машка, - улыбается хозяйка. - Раз пошли мы с племянником, семь лет ему было, на одну из площадок. Ягоды собираю и чувствую: смотрит кто-то. Голову поднимаю - возле моего пацана медведица стоит, я сгоряча не сразу заметила, что и медвежата неподалёку. Перекрестилась да крикнула. Она отошла чуть в сторону и уселась, медвежата - к ней. Я говорю: «Дима, за мной!» И мы ушли. Потом я стала думать, отчего медведица так близко подошла? Мальчишка мой в замшевой курточке был, она, возможно, за чужого медвежонка его приняла, а когда поняла, что ошибочка вышла, то и замерла над ним, растерялась.
- Как-то пошёл я по грибы, - рассказывает Борис. - Грибов не нашёл, назад иду - медведица передо мной. Не рычит, смотрит. Стучу по ведру, не уходит. Что делать? Говорю: «Что ты, Маша?» Слышу возню позади, оборачиваюсь, а там два медвежонка с моим щенком играют. Отошёл я в сторону, гляжу, щенок мой впереди меня летит, видно, медведица наподдала ему.
- Мы только с медвежатами и видим её. Водит их, учит еду добывать, вот мы и пересекаемся. А когда одна, не показывается, медвежата ведь не каждый год рождаются. Однажды эта Маша научных сотрудников напугала. Пошли они за «чалму», вскоре назад приходят, жалуются, медведь, мол, рычит, проходу не даёт. Иду провожать, ругаюсь: Машка, такая-сякая, хватит народ пугать!
- А ко мне прямо в огород заходят, проверяют, что выросло, - смеётся Алексей. - У меня с ними исключительно за бруснику спор - кто первый соберёт.
Не один косолапый в гости захаживает. Норка и та себя хозяйкой чувствует - заповедник же! Раз мужики несколько рыбёшек на уху выловили да оставили в ведёрке на столе. Через пять минут подошли забрать - из-под крышки чёрная морда зубы скалит, а рыбы нет. Вытаскала всю и ещё вернулась. Надеялась, что добавят? Выгнали воровку взашей, но где рыбу спрятала, она, конечно, не сказала. Сами нашли, в поленнице.
Прошлым летом на чердаке ласточки гнездо устроили, четверо птенцов у них было. И в этом году жили, троих вырастили. Валентина сфотографировала желторотых. Ещё успела заснять рябчика, заглядывающего в окно. Машка же позировать отказалась наотрез. Не раз пыталась её щёлкнуть, но безуспешно - едва различима на снимке.
За разговорами время летит стремительно. Начинает темнеть, нам пора. Прощаемся с гостеприимной хозяйкой и едем дальше, на следующий кордон.
Елена САВИНА.

В России количество сельских населенных пунктов превышает городские в семьдесят два раза. И, несмотря на это, ежегодно тысячи сел и деревень исчезают с карты страны. На фоне всеобщего вымирания и опустения деревня Выезжий Лог, находящаяся в Манском районе Красноярского края, словно белая ворона: здесь строят новые дома, сюда возвращается молодежь, а взрослые люди все так же чтут традиции. Корреспондент Проспекта Мира Диана Серебренникова решила выяснить, чем живут в богом не забытой деревне и провести там последние дни жаркого лета.

В глубине тайги

Дорога до Выезжего Лога виляет сквозь тайгу. Солнце медленно спускается за макушками елей и кедров, погружая дорогу, идущую через лес, в полумрак. В Выезжий Лог мы едем с Игорем, одним из уроженцев этой небольшой таежной деревни, чтобы застать последние дни лета и увидеть, как село готовится к зиме. Родственники Игоря пригласили его помочь на покосе.

- Это хорошо, если солнечная погода продержится с неделю, тогда трава в поле быстро высохнет, и мы успеем заготовить сено на зиму. Нужно-то всего ничего - пять больших зародов, - рассказывает парень.

Из города мы выехали поздно, и ночь застает нас в пути. До Выезжего Лога 180 километров по трассе через лес. На дворе середина августа, и погода в это время очень капризна, но после недели дождливых и пасмурных дней в Выезжий Лог внезапно пришло лето, и столбик термометра поднялся до тридцати градусов.

В деревню мы въезжаем через три часа пути уже глубокой ночью, но в ней светло: фонари освещают главную улицу, которая в конце пути заканчивается мостом через речку Мана. Повиляв по улочкам, мы поднимаемся на холм, где и живут родственники Игоря. Нас встречает его тетя Аня. Освещая себе дорогу ручным фонариком, она распахивает ворота, впуская нас во двор.

- Я пошла за коровами, опять к осени блукать стали. А вы в дом идите, ужин на столе и в баньку, она уже горячая, - напутствует тетя Аня и скрывается в темноте.

С холма, на котором расположился дом приютившей меня семьи, раскинулся вид на ночную деревню: она тянется вдоль леса по берегу реки. Одни дома выстроились у подножья заросшего лесом холма, другие «вскарабкались» на его склоны.

Дома здесь ухоженные, с пластиковыми окнами, кустами рябины во дворе и большими садовыми участками. Есть несколько продуктовых магазинов, аптека, отделение почты, клуб, средняя школа и фельдшерский пункт.

Хозяин тайги

На первый взгляд Выезжий Лог - это обычная деревня. Но это не так: есть в истории одна «точка», которая полностью изменила самосознание местных жителей. В 1968 году здесь проходили съемки фильма "Хозяин тайги", в котором сыграл роль актер и поэт Владимир Высоцкий. Событие, которое 47 лет назад взбудоражило размеренный быт рыбаков, лесозаготовителей и "хранителей рецепта уникального самогона", до сих пор свежо в памяти людей.

Хозяин тайги - советский детектив, действие которого проходит в тихом таежном поселке. В центре сюжета - ночная кража местного магазина, расследование которой берет на себя молодой деревенский милиционер. В картине показали местные красоты и жизнь рабочего поселка, его жителей, занимающихся заготовкой и сплавом леса по бурной таежной реке.

Походив по поселку, можно заметить, что по-прежнему на своем месте стоит здание конторы, возле которой шли массовые съемки сцены отъезда на базар. А вот магазина уже нет, разобрали на доски и построили «стайку». Да и улочки выглядят уже нет так, как раньше. Зато жители поселка, кто постарше, до сих пор помнят, как останавливались у них актеры, как участвовала в съемках большая часть местного населения, и как платили в день за массовые сцены по полтора рубля детям и по три - взрослым.

В память об этом событии на берегу Маны, где во время съемок жил Высоцкий, установили камень с мемориальной доской, на горе сделали надпись в честь создания фильма и ежегодно проводят экскурсии и фестиваль авторской песни "Высоцкий и Сибирь".

- Из-за этого и деревня-то у нас на слуху. Бывает приедешь в новое место, начинают расспрашивать, кто ты и откуда, но стоит деревню назвать и фильм упомянуть, так сразу же кивать в ответ начинают, мол знают, - рассказывает молодая Инна Цыкунова, инструктор по спорту. В деревне она живет с рождения, правда, уезжала учиться на дизайнера в Красноярск на три года, но как-то не пошло, вернулась домой отдохнуть, да так и осталась. Сначала предложили работу в клубе, исполнять обязанности директора, потом перешла в молодежный центр. Девушка жалуется, что раньше внимания к деревне было больше. Но сейчас все изменилось.

- Раньше у нас тут проходил фестиваль "Высоцкий и Сибирь», а потом его в Нарву перенесли, говорят, там места больше. А к нам из-за фестиваля люди приезжали, хоть какое-то развитие. Мы даже плакаты писали против переноса праздника, протестовали, а что толку-то. А вообще у нас и так туристов много приезжает, на сплавы. С конца мая на берегу лодки появляются, плоты строят. Отсюда людей в верхние пороги заплавляют. В нижних тоже красиво, но там не такие камни, как в верхних.

Новая жизнь

Летом в деревне тихо. Только иногда по главной улице проносятся огромные оранжевые самосвалы, которые везут гравий на стройку железной дороги. Сейчас на этой стройке работает почти половина мужского населения Выезжего Лога. Остальные - либо на покосе, либо в тайге, собирают ягоду. Вообще, деревня оживает только на праздники: так в ночь на Ивана Купалу мальчишки заносят на гору колеса, поджигают и спускают вниз. Штук по десять за раз, пылающие покрышки катятся с высоты, разбрасывая искры, под визг женщин и детворы. На Масленицу здесь тоже весело: появляется масленичный городок, парни карабкаются на столб, девушки смеются, а местные бабушки организовывают базарчики, продают блины с самогоном. Молодежь наряжается, катается на санях, перетягивает канат, а в итоге поджигает чучело зимы.Но пока праздников нет, в деревне скучновато - занимайся работой, читай книги, смотри телевизор. Ну или сиди в интернете, благо он тут теперь есть.

С наступлением сумерек на пустынных улицах кое-где появляются люди. Сгорбившись, седой мужичок встречает жену с работы. Он несет ее тяжелую сумку и размышляет, как утеплить дом на время скорой холодной зимы, чтобы супруга не мерзла, пока он отправится на долгую охоту в тайге. Кто-то тащит трактором целую телегу сена, кто-то гонит стадо коров по главной асфальтированной улице…

Как и во многих деревнях, здесь любят шумно отметить свадьбу, которая может длиться неделю, или затяжно встретить Новый год. Напиться и подраться из-за пустяка. Но если вдруг случается какая беда, то все объединяются: сообща тушат свирепый огонь и отстаивают деревню от пожара или уезжают на покос. В этом вся деревенская жизнь, понять которую можно только прожив здесь несколько месяцев.

После публикации «МК» и других СМИ бурятский поселок начал оживать

После сюжетов и публикаций в республиканских и федеральных СМИ о правительство Бурятии приняло меры. В Таежном, живущем без централизованного энергоснабжения 20 лет, появилось топливо для генератора и наладилась связь с внешним миром. Но главное – сдвинулся с места вопрос о создании системы более надежного энергообеспечения. На этом пути - куча бумажной волокиты и миллионы бюджетных средств.

Напомним, 20 лет тому назад в поселке Таежный лесной пожар повредил линию электропередач, а злоумышленники украли часть проводов, что обрекло людей (тогда еще крупное село) к новым условиям жизни при свечках и керосинках. Лишь в 2002 году администрация Селенгинского района купила дизель-генератор, но он часто ломался, а на новую ЛЭП власти не решались – требовалось порядка 40 млн. рублей. Через несколько лет правительство Бурятии купило для жителей Таежного новый дизель-генератор. Но и он работает от случая к случаю – когда не сломан или когда есть солярка, поставки которой в это глухое село случаются крайне нерегулярно. «Беспросветность» изменила весь миропорядок – привела к закрытию привычных магазинов, телефонной связи и транспортного сообщения. Люди отовариваются в отделении «Почты России» по немыслимым ценам, чтобы позвонить с мобильного, взбираются на самую высокую гору в поисках сигнала. И месяцами не могут выбраться из села.

Жизнь стала меняться после публикаций в СМИ. Управделами администрации Селенгинского района Евгений Дагбаев рассказал «МК», что в конце декабря здесь прошел сельский сход, на котором глава сельского поселения «Иройское» Эдуард Намсараев осознал свою вину, ее меру, степень и глубину касательно того, что не довел информацию о сломавшейся дизельной установке до «верха» весной-осенью минувшего года и оставил таежнинцев без света на девять месяцев. Плюс к этому лишил людей автомобиля «УАЗ-29892» - единственного средства передвижения. У «Таблетки» якобы перегрелся мотор из-за частого патрулирования в пожароопасный период.

На этом собрании был принят протокол из 19 пунктов. 7 из них уже выполнены, остальные – в процессе. Конечно, электрический ток не потек во всех без исключения домах. Но, если верить официальной справке, накануне Нового года сюда было завезено 2 тонны дизельного топлива, которого должно хватить до 1 февраля. Так что главный праздник таежнинцы отметили, как и просили - при мерцающих елках и с включенным телевизором.

Сейчас дизель-генераторная установка работает в штатном режиме 8 часов в сутки, и впредь солярка обещают поставлять регулярно по мере необходимости. Администрация Селенгинского района создала штаб для стабильного снабжения Таежного электроэнергией, а его глава Вячеслав Цыбикжапов взял вопрос под личный контроль. Эдуард Намсараев, в свою очередь, пообещал создать «управляшку» по содержанию и обслуживанию дизель-генераторной установки и оказывать всяческое содействие в расчете тарифов (пока сельчане сами собирают на топливо для агрегата и на зарплату механику – дизелисту).

Заработал наконец спутниковый таксофон, долгое время не обслуживаемый никем. Тепреь он обеспечивает двустороннюю связь: «оттуда» можно дозвониться при наличии специальной карточки, «туда» - по обычному телефону. Министерство транспорта Бурятии пообещало изучить предложение одного из операторов - обеспечить телефонией и широкополосным доступом в Интернет удаленные и малочисленные населенные пункты. Для этого около 15 абонентов поселка должны заключить договор на обслуживание и заплатить в пределах 10 тысяч рублей за установку оборудования. В дальнейшем людям предложено платить по 600 рублей в месяц за оказание услуг. Дело за малым – найти желающих.

Кроме того, была отремонтирована и торжественно возвращена народу «Таблетка», а за ней на основании договора со всеми правами и обязанностями закреплен водитель – местный житель Сергей Лазарев, он же выбран старостой поселка. А совсем скоро ожидается проведение конкурса на осуществление пассажирских перевозок по межпоселенческим маршрутам Селенгинского района. К слову, автодорогу до поселка Таежный, построенную еще при леспромхозе и отсыпанную щебнем, планируется избавить от пробоин - ремонт предполагается провести за счет дорожного фонда, причем средства на этот год уже выделены. Впрочем, единственную здесь школу тоже хотят отреставрировать – вскоре начнут составлять смету.

– Министерство транспорта Бурятии направило письмо «МРСК Сибири» для выдачи решения по подключению к промышленной сети – то есть по строительству ЛЭП, но компания пока не огласила его, - отметил замглавы Селенгинского района по промышленности, инфраструктуре и ЖКХ Валентин Дакич. – Поэтому мы рассматриваем альтернативный вариант – установку солнечных батарей. При этом потребуется порядка 50 тысяч рублей на один дом – и то, чтобы обеспечить работу чайника, телевизора и холодильника. Коммерческое предложение имеется, детали по нему прорабатываются. Все предложения будут обсуждаться на совещании в Минтрансе.

Если не удастся закупить и запустить в эксплуатацию новое оборудование и поддерживать в исправности старое (хотя, по прогнозам, оно проработает еще лет семь), придется расселять людей. Глава Бурятии поручил нам проанализировать такую возможность и обсудить ее с населением.

На сельском сходе больная тема расселения не поднималась. Судя по словам чиновников, жители не желают уезжать из обжитых мест, ведь здесь чистый воздух, благодатная земля, а, значит, и неплохой заработок: за лето только на продаже орехов легко заработать до 100 тысяч рублей. Но если судить по декабрьской беседе корреспондента «МК» с жителями Таежного, они, напротив, готовы уехать - было бы, куда и на что. По словам Дакича, одна из идей – предоставление земельных участков в границах сельского поселения для строительства там новых домов. Но будет ли она претворена в жизнь – вопрос пока что риторический.

Роксана Родионова, «МК в Бурятии»

Побывал в Ханты-Мансийске (север России) и рассказал, как живут там коренные жители.

Простенькая деревянная избушка, состоящая только из горницы, нехитрая утварь. Именно так, по словам хозяев, живут сейчас в дальних поселениях коренные жители этих мест...

2. Дорога между двумя поселениями вновь вилась по руслам рек, время от времени ныряя в таежный лес и снова выныривая на очередную излучину реки...

3. Все эти дороги через лес зимой нарезают сами ханты, перемещаясь на "Буранах" и "Ямахах" между юртами и отвозя добытые шкурки и мясо в Угут.
Весной их не станет...

4. В небольшое поселение, где живет лишь одна семья из четырех человек, мы приехали перед самым закатом. На открытых пространствах еще было довольно светло, а вот в лесу почти ничего не видно..

5. Как раз в тот момент, когда мы приехали, хозяин юрт вычерпывал из запруды в реке рыбу.
Ханты знают много хитрых способов лова рыбы. Один из них на фото - во льду рубится на мелководье большая лунка и там строится вот такая запруда - что-то типа садка. На дно бросается что-то съедобное, и рыба устремляется на открытое пространство с хорошим доступом кислорода, где еще и кормят.. Отсюда ее остается только вычерпывать раз в день сачком

6. Улов нельзя назвать бедным...

7. Солнце садится над притоком Большого Югана, на берегу которого расположилось поселение. Хозяин Сашка несет большой мешок рыбы, вычерпанной из садка-запруды

8. Кошки тут как тут

9. У входа нас встречает стеснительная девочка - это Сашкина дочь

10. Супруга Сашки - Оксана в это время готовится достать из печи свежеиспеченный хлеб.

11. Ханты традиционно выпекают хлеб вот в таких уличных печах.

12. По вкусу он очень напоминает привычный нам хлеб. У него толстая хрустящая корочка, но немного сыроватая внутренность.
Хлеб пекут не каждый день. Этого запаса Сашке с Оксаной хватит на неделю.

13. Хлеб и глиняная печь

14. Оксана - довольно молодая девушка. Но довольно тяжелые природные условия в этих местах очень быстро внешне состаривают человека.
У Сашки с Оксаной двое маленьких детей - мальчик и девочка.
Девочка, как и положено, стеснительная и кокетливая, мальчик - любопытный....

15. В горнице. Простой деревянный сруб, никакой внутренней отделки. Деревянные полати, печка, нехитрый стол...

16. Непременный атрибут хантыйских жилищ - керосиновая лампа.

17. Дети, такие дети... Сладости и конфеты могут есть бесконечно.

18. Вечереет и Сашка, отбросив полог за домом, запускает дизель-генератор.

19. Да будет свет...

20. При свете лампочки нам удается более внимательно осмотреть дом, в котором живет эта семья.
При свете все выглядит еще более просто. Здесь нет лишних вещей. Все только нужное.
Слева - женская половина дома, справа - мужская. У хантов принято мужчине и женщине спать раздельно.

21. Мужская половина. Нехитрый диванчик, непонятно как привезенный в это место, полка с LCD-панелью, швейная машинка и печка-буржуйка

22. Вещь, давно вышедшая из нашего обихода - видеомагнитофон

23. Обеденный стол, слева над которым висит нехитрая утварь для рукоделия и не только.

24. Ножницы, сковорода, грелка - все вместе

25. На окне мобильные телефоны в единственном положении, которое позволяет принять хоть какой-то сигнал.
Для меня долго было загадкой как в тайге можно обеспечить мобильную связь - ведь абонентская база крайне мала.
Оказалось, всему причиной нефтяники. Осваивая месторождения, они обеспечивают и проникновение мобильной связи в таежные места

26. Посуда

27. Бакалейный шкаф

28. Здесь тебе и санузел, и кладовка, и столовая для кошек

29. Здесь и обувь, и умывальник, и полотенца...

30. Все же интересно наблюдать, как быт людей, ведущих традиционный образ жизни, проникают вещи из цивилизации - спутниковые тарелки, мобильные телефоны, генераторы, зубная паста и пена для бритья...

31. Вечереет... за окном скоро начнет темнеть, и мы собираемся в долгий обратный путь...

32. Сашка и его дочь выходят нас проводить... Впереди 5 часов тряски на нартах по ночной тайге.
В поселок Угут в тот день мы приехали за полночь...

Избушка на курьих ножках или в гостях у юганских хантов

Самая интересная часть моей весенней поездки в Югру - знакомство с бытом и жизнью хантов, коренного населения этого края.
Не показные чумы и национальные одежды, рассчитанные на туристов и гостей, которые мы видели на дне охотника, рыболова и оленевода в деревне Русскинская, а реальная жизнь реальных людей.
В программу нашего блог-тура это не входило, но нам таки удалось уговорить организаторов устроить поездку в хантыйские юрты Большого Югана.
Выехав из Сургута в 6 утра, через четыре часа тряски по зимнику, мы прибыли в Угут - сельское поселение и местный административный центр, охватывающий довольно большую территорию на юге Ханты-Мансийского автономного округа, на которой проживает наибольшее число коренных народов края - хантов.
Именно отсюда нам предстоял дальнейший путь, уже на снегоходах, к хантыйским юртам...


2. Сельское поселение Угут объединяет в своем ведении наибольшее количество коренного населения во всем Сургутском районе. Всего на территории поселения проживает около 3 тыс человек, из них 900 человек - ханты.
Дело в том, что под сельским поселением понимается не какой-то конкретный поселок, а огромная площадь, на которой располагаются небольшие поселения хантов, которые называют юртами.
В данном контексте "юрта" - это не жилище, а небольшое поселение, состоящее из бревенчатых домиков-избушек. Так эти поселения называют еще с XIX века.
К дальним юртам нас взялся отвезти лично глава Угутского сельсовета Андрей Николаевич Огородный на своем снегоходе, к которому прикреплены ездовые нарты. На втором снегоходе - его помощник.

3. По дороге нам предстояло заехать в несколько поселений, самое отделенное из которых находится в 5 часах езды на снегоходе.
Все зимние дороги проложены по льду замерзшего Большого Югана и его притоков. Это довольно удобно, т.к. не нужно прорезать дороги через лес, да и местные жители прекрасно знают реку.
Летом эти же пути используются для передвижения на лодках.
Самое сложное весной и осенью, когда сходит и становится лед. Тогда добраться до поселений довольно сложно. Фактически это возможно только на вертолете.

4. Мы с alexcheban на ездовых нартах. Сидеть можно только спиной к движению, т.к. на 20-ти градусном морозе с непривычки даже дышать невозможно, если на скорости повернуть лицо по ходу движения

5. Снегоходы летят по снегу довольно шустро, но укатанная дорога довольно обманчива. Достаточно немного уйти с колеи, и снегоход тут же зарывается в глубокий снег

6. На фото хорошо видно, что снега в этом месте по пояс

7. Вытаскиваем снегоход и едем дальше. Периодически с русла реки дорога уходит в лес. Это либо срезается петля реки, либо идет переход на какой-то ее приток.

9. Болото под снегом

10. На краю болота рощица стройных березок

11. Удивительное дело - знаки в тайге. На самом деле мы просто пересекаем зимник - зимнюю дорогу, по которой нефтяники добираются до своих объектов. Летом здесь дороги нет

12. Первые юрты на нашем пути....
Повторюсь еще раз для тех, кто не прочел подпись ко второму фото.
Юрты у хантов - это не конкретное жилище, а небольшое поселение. Лесные ханты живут в избушках. Ханты-оленеводы - в чумах.

13. Нетоптаный снег и избушки. Поселение пустует..

14. Но многочисленные следы и накатанные снегоходами дорожки говорят о том, что люди здесь живут.
Скорее всего, ханты уехали либо на охоту, либо в Угут сдавать добычу или купить припасы

15. Разрыв шаблона - спутниковые тарелки.
Да-да, ханты в наше время тоже довольно продвинуты - у них есть телевизоры, они ставят спутниковые тарелки и пользуются в тайге спутниковыми телефонами.
Электричество получают от генераторов, которые есть у каждого.
Спросите о средствах на все эти блага?
На самом деле, ханты не такие уж бедные люди. Источников дохода у них несколько. Во-первых - это промыслы - охота, рыбалка, собирательство. Кто-то сдает шкурки и мясо в государственные заготконторы, кто-то продает на рынках или ярмарках. Во-вторых - это компенсационные выплаты от нефтяников.
Дело в том, что за каждой семье закреплены родовые земли. И если нефтяники хотят на них разместить свои вышки или иные объекты, они заключают договор с пользователем этих родовых земель, по которому ежегодно выплачивают оговоренную сумму денег.
Здесь уже все зависит от настойчивости и деловой жилки хантов. Андрей Николаевич говорит, что знает некоторых особо удачливых хантов, которые получают в виде компенсаций по миллиону рублей в год и больше

16. Рыбу хранят просто - приносят свежепойманную, сваливают на снегу и накрывают куском брезента или парусины. А сверху присыпают снегом. Зверь ее оттуда не достанет, а сохранность обеспечит мороз

17. Это печь для выпечки хлеба. Хлеб ханты пекут на улице (подробнее об этом в следующем посте)

18. Едем дальше. Снова вынужденная остановка. Причина - крутой подъем на опушку леса по берегу реки. Снегоход не может вытащить по глубокому снегу нарты, поэтому мы выносим их на руках.

19. В ящиках - гостинцы хантам. Водки в ящике нет - там крупа и хлеб. Спиртное и народы севера - вещи не совместимые. Все дело в том, что у этих людей отсутствует в организме фермент, который расщепляет алкоголь, поэтому даже его небольшая доза может в течение 10 минут сделать человека мертвецки пьяным.

20. Следующие юрты на нашем пути - юрты Когончевы. Домиков здесь всего несколько, а живет здесь лишь семья пенсионеров.
Снова спутниковая тарелка. Кроме того, в глаза бросаются... металлопластиковые окна.

21. Хозяин - Когончев Петр Степанович.
Поселения здесь называют по фамилии его жителей. Как правило, это одна семья.

22. Если в юртах стоит избушка на сваях - это значит, что здесь лабаз. Здесь хранится самое ценное для хозяев. Сваи нужны, чтобы сюда не могли забраться животные и грызуны. Приставная лесенка всегда убрана и ставится только, если нужно забраться в лабаз.


24. Главные средства передвижения охотника по тайге - лыжи.

25. Ханты охотятся, ловят рыбу и собирают ягоды с грибами. У каждого хозяина всегда есть богатый арсенал сетей и других орудий лова

26. Туалет.. На улице

27. У входа в жилую часть дома два больших чана с засоленными окунями. Пенсионерам сложнее выживать в тайге, ведь охотится сложнее, чем когда ты молодой.
Поэтому всегда выручает рыба

28. Супруга Анна Васильевна.
Они живут здесь с рождения. У них есть две дочери, но они уже не ведут традиционный образ жизни и переселились в поселок.
Сейчас все меньше людей остаются на своих исконных территориях, переселяясь в цивилизацию

29. Она охотится наравне с супругом. На днях добыла зайца, шкурку которого мы видели на лабазе.
Петр Степанович был знатным охотником. В лучшие годы добывал за зиму по 80 соболей.
Сейчас, говорит, лес стал не тот. Зверя мало...

30. Цивилизация проникает и в таежные поселения....

32. У Петра Степановича и Анны Васильевны есть и мобильный телефон, правда ловит он только в некоторых местах... Базовые станции очень далеко

33. Носки своему мужу связала Анна Васильевна

34. Что Бог послал..

35. Простенькая обстановка дома... Кстати, в следующем посте, обратите внимание, насколько будет отличаться обстановка от этой в доме той семьи, о которой пойдет речь

36. Воду добывают, растапливая снег около печки

37. Береста для разжигания печи

38. Петр Степанович и Анна Васильевна оказались радушными хозяевами...

Рождаясь в таежных избушках, они с детства впитывают с молоком матери веками заложенные умения и навыки.
С раннего возраста мальчик вместе с отцом учится охотиться на зверя и ловить рыбу, а девочка быть хозяйкой в доме и суровому таежному быту..
Им не нужна школа и они стараются всячески скрываться от воспитателей на вертолете, прилетающих за ними из интерната.
У них огромные любопытные глаза и они так же, как и городские дети, безумно любят конфеты...
Хантыйские дети.


2. Эти брат с сестрой, живущие в глухой тайге на Большом Югане, чуть ли не впервые в жизни видят чужаков.
Первый час в их глазах была настороженность, смешанная с искренним любопытством.
Получив огромный кулек конфет, все свое внимание дети переключили на него....
Пока не увидели большую фотокамеру в моих руках.
Мальчишка, который стесняясь, так и не сказал, как его зовут, все хотел заглянуть в огромный стеклянный 82-мм Canon-овский глаз....

3. Семьи у лесных хантов, как правило, многодетные - от трех и более детей. Дело в том, что в семье всегда нужны лишние рабочие руки, поэтому дети с раннего возраста становятся для родителей полноценными помощниками.
Вторая причина многодетности семей - это довольно тяжелые климатические и природные условия жизни. Тайга есть тайга, и здесь нередки тяжелые болезни, травмы, а то и несчастные случаи на охоте или рыбалке. Сами понимаете, что дети находятся в этом отношении в гораздо большей группе риска, чем взрослые...

4. Дети рано получают небольшие копии различных предметов взрослых: ножа, лука со стрелами. Игрушками служат в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек – игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков – лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей. Игры детей нередко становятся полноценными уроками труда. Игрушки в полном смысле этого слова скорее редкость, чем обычное явление.

5. Девочка в два-три года уже умеет собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. В шесть лет ребенок может получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С двенадцати лет девочка умеет самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходит один на охоту.

6. Именно в важности и полезности детей для семьи и кроется довольно значимая проблема хантов - образование детей.
Российское государство требует и принуждает коренных народов давать детям обязательное начальное образование.
И так как многие поселения находятся в труднодоступных местах, к тому же отдаленных от административных центров, где есть школы, хантыйские дети получают это образование в специальных интернатах.
Естественно, что они там же и живут по много месяцев.
Эта ситуация противоречит веками заложенному принципу построения социальных связей у хантов, когда дети - это полноценные помощники.
Именно по этой причине зачастую коренные жители стараются уклониться от отправки детей в интернат.
Кто-то уходит в тайгу, заслышав шум вертолета, который прилетает за их ребенком (а в Югре действует гос.программа, согласно которой ежегодно выделяется довольно приличная сумма на доставку детей в интернаты и из них на каникулы воздушным транспортом в дальние юрты), кто-то просто со скандалом не отдает ребенка.

7. Ханты считают, что необходимых навыков для жизни в лесу их ребенок не получит, получая образование в интернате.
С одной стороны - это так. С другой стороны, необразованного человека легко обмануть в самых разных ситуациях - начиная от торговли тем, что добыто в лесу, заканчивая заключением компенсационных договоров с нефтяниками.
Еще один фактор, значительно влияющий на родителей, живущих в тайге - часто дети, отучившись в интернете, не очень-то и хотят возвращаться к традиционному образу жизни.
Вкусив радости привычной нам жизни, узнав те или иные блага цивилизации, жизнь в лесу им начинается видеться уже совсем с другой стороны...

8. Трудно сказать, кем будет этот маленький мальчик через 15-20 лет...
Вернется на Большой Юган с ружьем и снегоходом, чтобы продолжать делать то, что делали его отец, дед и прадед, или останется в Сургуте, или Пыть-Яхе работать на неквалифицированной работе или даже поступит в ВУЗ...

9. А пока.... пока он бежит следом за отцом на улицу помогать ему со свежепойманной рыбой, бросив на кровати свои единственные игрушки....

Последние в Тайге. Ханты. Сургутский район ХМАО.

На что тратится жизнь обычного человека, живущего в миру? Все направлено на улучшение быта, повышение комфорта жизни. Будь то разработка нового кухонного комбайна или двигателя для ракеты - все подчинено одной цели. Однако парадокс в том, что чем лучше и легче живет каждый из нас, тем хуже и сложнее условия, в которых приходится выживать современному обществу. Особенно если речь идет о христианском обществе.

Промысел же Божий, Его человеколюбие и забота о каждом из нас показывает нам другой путь развития человека и общества в целом. Это прежде всего духовный путь развития цивилизации, когда каждый сознательно и без принуждения выбирает жизнь со Христом ради спасения души. Мир сейчас держится не на космических технологиях и не на уровне различных услуг, а на ежедневной горячей молитве христиан ко́ Господу. И чем дальше от цивилизации, тем чище и искренней молитва.

Поселок Нововильвенский Горнозаводского района Пермского края находится всего в 14 км от государственного природного заповедника Басеги. Заповедник организован в 1982 году с целью сохранения ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала, крупного массива коренных среднеуральских елово-пихтовых лесов, расположенных в предгорьях хребта Басеги.

Само название заповедника и хребта на уральском диалекте означает «красивый, чудесный». И действительно, трудно где-то ещё найти такое красивое место. Горный хребет окружают со всех сторон густые леса, с его склонов стекают чистые горные ручьи и речки. Все они - места нерестилищ рыбы, а их воды питают притоки рек. По вершине хребта проходит уникальный горно-тундровый пояс. Чуть ниже тундр - поражающие воображение субальпийские луга. А всё вместе - места концентрации редчайших растительных сообществ и редких видов флоры и фауны.

В советские годы в поселке Нововильвенский была развита лесная промышленность, работал лесозаготовочный комбинат. Однако после развала Советского Союза и во все последующие годы происходило постепенное падение уровня производства, а вскоре комбинат и вовсе был закрыт. Оставшиеся без работы люди стали покидать некогда крупный поселок городского типа, работать на земле и жить своим трудом захотели немногие. По переписи населения на 1 января 2010 г. численность жителей поселка уже составляла не более тысячи человек, как раньше, а всего 366.

Сейчас, спустя 5 лет, в поселке проживает всего 50 человек. Из инфраструктуры - сотовая связь на опушке, летняя дорога, электричество. Школ, больниц, магазинов и других учреждений нет, пока действует только почтовый пункт.

Именно такое место и стало идеальным для уединения и молитвы двух семей христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПсЦ) - Нестеровича Андрея и Ощепкова Александра.

Андрею 31 год, и его нельзя назвать ни дауншифтером, ни отшельником, ни странником. В таёжную глушь он отправился ради спасения души, ради жизни своим трудом вдали от шума, грязи и суеты города.

Трудности быта и таежная жизнь в глухом поселении его отнюдь не пугают. На мой вопрос: «Как живётся в тайге?», - отвечает: «Полное спокойствие. Поют, заливаясь, соловьи, шумит горная река. Топится печка, сегодня на ужин свежее козье молоко и хлеб. Я счастлив здесь».

В доме только самые необходимые вещи, и то не все. Один казанок для всех типов блюд. Небольшая печь. Вода из скважины. Но это всё не главное.

Главное в доме любого христианина - это красный угол, божница. На ней Андрей установил свои иконы, привезенные из Новосибирска.

Вместе с Александром, который поселился с семьей в этом месте раньше, они воздвигли на вершине высокой горы (600 м над уровнем моря) поклонный Крест. Вместе, семьями, они и молятся, в трудах прославляя Бога, и помогают друг другу в нехитром хозяйстве. Никаких развлечений, никаких благ и удобств, только труд и молитва. В действительности, ведь такой и должна быть жизнь христианина.

Спрашиваю: «Не жалеешь о том, что бросил цивилизацию с её благоустройствами, мирскую работу?» И заранее в голове звучит ответ, что, конечно же, нет, особенно, если вспомнить, сколько мирских работ ему пришлось сменить, чтобы сохранить Образ Божий. В мире, где важно скоблёное младенческое лицо, дресс-код и корпоративно-этические кодексы, христианину живется непросто. И, действительно:

Работать нужно на Бога! И во славу Бога. Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом (Прим. - Пс.2:12 ).

Неисповедимы пути Господни, и во все времена своих верных рабов Господь всегда укрепляет, наставляет, поучает и не оставляет в нужде. От нас же требуется малость - следовать заповедям Его, иметь в сердце страх Божий и любовь нелицемерную, не боясь трудностей.

Задумайтесь, много ли надо человеку, чтобы жить благочестиво? На самом ли деле нам необходимо то обилие вещей, предметов и «благ», которыми сейчас окружил себя человек? Или отвлекает всё это от главной цели христианина - спасения души и жизни вечной?

Ответ, думаю, очевиден. И на примере этих двух таёжных семей я еще раз убедилась в этом.