Добровольная автономия человека в природной среде. Добровольная автономия человека в природной среде Теории французского врача


Потерпевших кораблекрушение убивает не суровая морская стихия, а их собственные страхи и слабости. Чтобы доказать это, французский врач Ален Бомбар пересек Атлантику на надувной лодке, не имея запасов пищи и воды.

В мае 1951 года французский траулер «Нотр-Дам де Пейраг» вышел в море из порта Экием. Ночью судно сбилось с курса и волнами было отброшено на выступ мола Карно. Корабль затонул, но почти вся команда успела надеть жилеты и покинуть судно. Морякам оставалось вплавь преодолеть небольшое расстояние, чтобы добраться до лестниц на стене мола. Каково же было удивление портового врача Алена Бомбара, когда утром спасатели вытащили на берег 43 трупа! Люди, оказавшиеся в воде, просто не видели смысла бороться со стихией и захлебнулись, оставаясь на плаву.

Запас знаний

Врач, ставший свидетелем трагедии, не мог похвастаться большим опытом. Ему было всего двадцать шесть лет. Еще обучаясь в университете, Ален интересовался возможностями человеческого организма в экстремальных условиях. Он собрал массу задокументированных фактов, когда смельчаки оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и в жаре, с фляжкой воды и банкой консервов на пятый, десятый и даже тридцатый день после крушения. А потом выдвинул версию, что убивает людей не море, а собственный страх и отчаяние.

Морские волки над доводами вчерашнего студента только посмеивались. «Парень, ты море только с пирса видел, а лезешь в серьезные вопросы», - высокомерно заявляли судовые медики. И тогда Бомбар решил экспериментально доказать свою правоту. Он задумал плавание, максимально приближенное к условиям морского бедствия.

Прежде чем опробовать свои силы, Ален решил запастись знаниями. Полгода, с октября 1951 года по март 1952-го, француз провел в лабораториях Океанографического музея Монако.


Ален Бомбар с ручным прессом, которым он выжимал из рыбы "сок

Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы. Также он выяснил, что для питья пригодна и морская вода. Правда, в небольших дозах. А планктон, которым питаются киты, вполне съедобен.

Один на один с океаном

Своей авантюрной идеей Бомбар увлек еще двух человек. Но из-за габаритов резиновой посудины (4,65 на 1,9 м) с собой взял лишь одного из них.

Резиновая лодка «Еретик» - на ней Ален Бомбар отправился покорять стихию

Сама лодка представляла собой туго накачанную резиновую подкову, концы которой соединялись деревянной кормой. Дно, на котором лежал легкий деревянный настил (елани), также было из резины. По бокам размещались четыре надувных поплавка. Ускорение лодке должен был придавать четырехугольный парус площадью в три квадратных метра. Название судна было под стать самому мореплавателю - «Еретик».
Позднее Бомбар писал, что причиной выбора названия являлось то, что большинство людей считали его задумку «ересью», не веря в возможность выжить, питаясь лишь дарами моря и соленой водой.

Впрочем, кое-что в лодку Бомбар все-таки прихватил: компас, секстант, навигационные книги и фотопринадлежности. На борту были также аптечка, ящик с водой и продуктами, которые были опломбированы, дабы исключить соблазн. Они предназначались на самый крайний случай.

Напарником Алена должен был стать английский яхтсмен Джек Пальмер. Вместе с ним Бомбар совершил пробное плавание на «Еретике» из Монако на остров Минорка продолжительностью семнадцать дней. Экспериментаторы вспоминали, что уже в том плавании испытывали глубокое чувство страха и беспомощности перед стихией. Но результат похода каждый расценил по-своему. Бомбар был окрылен победой своей воли над морем, а Пальмер решил, что не будет испытывать судьбу дважды. В назначенное время отплытия Пальмер просто не явился в порт, и Бом-бару пришлось отправиться в Атлантику в одиночку.

19 октября 1952 года моторная яхта отбуксировала «Еретика» из порта Пуэрто-де-ла-Лус на Канарских островах на океанский простор и отцепила трос. Северо-восточный пассат дунул в маленький парус, и «Еретик» отправился навстречу неизвестности.


Стоит отметить, что Бомбар утяжелил эксперимент, выбрав плавания из Европы в Америку. В середине XX века океанские трассы пролегали в сотнях милях от пути Бомбара, и шанса подкормиться за счет добрых моряков у него просто не было.

Наперекор природе

В одну из первых ночей плавания Бомбар попал в страшный шторм. Лодка наполнилась водой, и только поплавки удерживали ее на поверхности. Француз пытался вычерпывать воду, но черпака у него не было, а ладонями это было делать бессмысленно. Пришлось приспособить шляпу. К утру море стихло, и путешественник воспрянул духом.

Через неделю ветер порвал парус, двигавший лодку. Бомбар поставил новый, но спустя полчаса ветер унес его в волны. Алену пришлось ремонтировать старый, причем под ним он проплавал два месяца.

Пропитание путешественник добывал так, как и планировал. Он привязал к палке нож и этим «гарпуном» убил первую добычу - рыбу дораду. Из ее костей он соорудил рыболовные крючки. В открытом океане рыба была непуганой и хватала все, что опускалось в воду. Летучая рыба и вовсе сама залетала в лодку, убиваясь при ударе о парус. К утру француз находил в лодке до пятнадцати дохлых рыбин.

Другим «лакомством» Бомбара был планктон, который на вкус напоминал крилевую пасту, но имел неприглядный вид. Изредка на крючок попадались и птицы. Их путешественник ел сырыми, выбрасывая за борт только перья и кости.

За время плавания Ален семь дней пил морскую воду, а в остальное время - выжимал «сок» из рыб. Также удавалось собирать росу, оседавшую поутру на парусе. Спустя почти месяц плавания его ждал подарок небес - ливень, подаривший пятнадцать литров пресной воды.

Экстремальный поход давался ему тяжело. Солнце, соль и грубая пища привели к тому, что все тело (даже под ногтями) покрылось мелкими гнойниками. Бомбар вскрывал нарывы, но те не спешили заживать. Кожа на ногах тоже слезала клочьями, а на четырех пальцах выпали ногти. Будучи врачом, Ален отслеживал состояние своего здоровья и фиксировал все в судовом журнале.

Когда пять дней подряд шел дождь, Бомбар стал сильно страдать от избыточной влажности. Затем, когда установились безветрие и жара, француз решил, что это его последние часы, и написал завещание. И когда он уже собирался отдать Богу душу, на горизонте показался берег.

Потеряв за шестьдесят пять дней плавания двадцать пять килограммов веса, 22 декабря 1952 года Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Помимо доказательства своей теории выживаемости в море, француз стал первым человеком, пересекшим Атлантический океан на резиновой лодке.


После героического плавания имя Алена Бомбара узнал весь мир. Но сам он главным итогом этого путешествия считал не обрушившуюся славу. А тот факт, что на протяжении всей жизни он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».

На одноместной резиновой лодке под парусом за 65 дней практически без запасов пищи и пресной воды . Опыт завершился успешно. Подвиг его явился одним из наиболее выдающихся достижений человечества в противоборстве с океаном.

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха ».

(Ален Бомбар)

Краткая хронология

1952 г. Бомбар отправился в одиночку на резиновой лодке в плавание по Атлантическому океану. Путешествие длилось 65 дней, и было призвано доказать что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное времявморе без запасов пищии воды,питаясьтолько тем,что онимогут добыть вморе. Эксперимент завершился успехом

1953 г. издание книги «За бортом по своей воле»

1960 г. благодаря эксперименту Бомбара Лондонская конференция по обеспечению безопасности мореплавания приняла решение об оснащении судов спасательными плотами

История жизни

Этот удивительный человек, французский врач Ален Бомбар , наглядно и убедительно доказал, что для приобретения репутации великого морского путешественника совсем не обязательно быть моряком. Более того, есть сведения, что он даже не умел плавать. Работая практикующим врачом в приморской больнице, доктор Бомбар был буквально потрясён статистикой, сообщающей страшные цифры. Ежегодно в морях и океанах гибнут десятки и сотни тысяч людей! Бомбар был убеждён, что значительная часть их не тонула, не гибла холода или голода. Находясь в лодках и шлюпках, держащиеся на воде благодаря спасательным поясам и жилетам, большинство потерпевших кораблекрушение гибнет в первые три дня. Как врач, он знал, что человеческий организм способен прожить без воды 10 дней , а без пищи даже до 30. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха», – твёрдо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.

Хорошо зная резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что смерть от страха и отчаяния настигала не только пассажиров военных кораблей и комфортабельных лайнеров, но и профессиональных моряков. Они привыкли смотреть на море с высоты корпуса корабля. Корабль – это не просто средство передвижения по воде, это еще и психологический фактор, ограждающий человеческую психику от страха перед чуждой стихией. На корабле у человека есть уверенность в том, что он застрахован от возможных случайностей, предусмотренных конструкторами и кораблестроителями, что в трюмах корабля заготовлено достаточное количество всякой пищи и воды на весь период плавания и даже сверх того…

Но ещё во времена парусного флота говорили, что настоящее море видят только китобои и охотники за морскими котиками. Они нападают на китов и котиков в открытом океане с небольших шлюпок-вельботов и порой долго блуждают в тумане, отнесённые штормовыми ветрами от своих кораблей. Эти люди заранее были подготовлены к длительному плаванию по морю на шлюпке и поэтому погибали гораздо реже. Даже потеряв корабль в открытом океане, они преодолевали громадные расстояния и всё же приходили к земле. А если некоторые и гибли, то лишь после многих дней упорной борьбы, истощив последние силы своего организма.

Французский доктор Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добыть ее в виде рыбы или планктонных животных и растений. Он знал, что все спасательные плавсредства на кораблях имеют набор лесок и даже сетей, что при необходимости их можно изготовить из подручных средств. Значит, можно добыть пищу, так как в морских животных заключено почти все, в чем нуждается наш организм, в том числе пресная вода. И даже морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может спасти организм от обезвоживания.

Ален Бомбар хорошо знал силу внушения и самовнушения. Он знал, что полинезийцы, которых ураганы иногда уносили далеко от земли, могли неделями и месяцами носиться по бурному океану и всё же выживать, добывая рыбу, черепах, птиц, используя соки этих животных – невкусные, даже противные, но спасающие от жажды и обезвоживания. Во всём этом полинезийцы не видели ничего особенного, так как морально были подготовлены к таким передрягам. Но те же выжившие в океане островитяне покорно умирали на берегу при полном изобилии пищи, когда узнавали, что их кто-то «заколдовал». Они верили в силу магии и умирали от самовнушения.

Чтобы заставить потенциальных жертв кораблекрушений поверить в себя, в реальную возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар в 1952 году поставил эксперимент на себе – отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке. К её снаряжению Бомбар добавил лишь планктонную сетку и ружьё для подводной охоты. Своё резиновое судно он назвал вызывающе – «Еретик ».

Бомбар избрал для себя маршрут, пролегающий далеко от морских трасс, в тёплой, но безлюдной зоне океана. Предварительно, в качестве репетиции, он вдвоем с товарищем провёл две недели в Средиземном море. 14 дней они обходились тем, что давало им море. Первый опыт длительного путешествия на иждивении моря удался. Конечно, и это было трудно, очень трудно! Участник плавания Джек Палмер рассказывал: «Ощущения, и без того специфически негативные, усугублялись солнечной радиацией, обезвоживающей организм жаждой и гнетущим чувством абсолютной незащищённости от волн и неба, в которых мы растворялись, постепенно утрачивая собственные Я. Сотни преодолённых миль, считанные дни броска к спасению, однообразное меню из мяса, сока, жира пойманных рыб, не давали действовать полноценно. Была возможность лишь имитировать жизнь, выживать по существу на остро заточенном лезвии ножа неопределенности…»

Джек Палмер был опытным моряком, ранее он в полном одиночестве переплыл Атлантический океан на небольшой яхте, снабженной всем необходимым, но в последний момент он отказался от участия в океанском плавании с Бомбаром. Он уверял, что верит в идею своего друга, но не хочет снова питаться сырой рыбой, глотать целебный, но противный планктон и пить ещё более противный рыбий сок, разбавляя его морской водой.

Кстати, о рыбьем соке. Как врач, Бомбар знал, что вода гораздо важнее пищи. Предварительно он исследовал десятки видов рыб, которые могли ему достаться на обед в океане, и доказал, что пресная вода составляет от 50 до 80 % веса рыбы, а тело морских рыб содержит значительно меньше соли, чем мясо млекопитающих. Бомбар также убедился, что в каждых 800 граммах морской воды содержится примерно такое же количество солей (не считая поваренной), какое есть в литре разных минеральных вод. Во время своего путешествия Бомбар убедился, что чрезвычайно важно не допускать обезвоживания организма в первые дни, и тогда уменьшение водного пайка в дальнейшем не будет губительным для организма.

У Бомбара было много друзей, но были и скептики-недоброжелатели, и просто враждебные ему люди. Не все понимали гуманность его идеи. Газетчики искали сенсацию, а раз её не было, выдумывали. Но люди, хорошо знакомые с историей мореплавания и кораблекрушений, горячо поддержали идею Бомбара. Больше того, они были уверены в успехе эксперимента.

14 августа 1952 года одиночная экспедиция Бомбара стартовала из Монте-Карло. Для подстраховки, на случай угрозы неминуемой гибели, он всё-таки взял неприкосновенный запас – небольшой набор высококалорийных консервированных продуктов. Была на борту «Еретика» и герметично упакованная коротковолновая радиостанция. Правда, она довольно скоро вышла из строя. Последним радиопосланием Бомбара было его твердое обещание: «Я непременно докажу, что жизнь всегда побеждает!»

Морская стихия постоянно подбрасывала Бомбару испытания, одно серьезнее другого. Шквальный ветер рвал парус, мешая держать курс. Частые дожди не оставляли сухой нитки и промачивали до костей. А лодку преследовали наглые акулы. Они же препятствовали лову рыбы и просеиванию планктона. Тело мореплавателя покрылось незаживающими язвами, с трудом сгибались пальцы, от постоянного нервного напряжения и недосыпания кружилась голова.

Нагоняла тоску вода, то похожая на бурлящий котёл, а то создающая иллюзию неподвижности. Ален упрямо отгонял отчаяние. Назвавшийся еретиком все же чувствовал, что это – большой грех, а врач знал, что чувство отчаяния вредно для здоровья, в его же условиях просто опасно для жизни. И движение к цели продолжалось – медленное, извилистое, но – движение.

65 дней плыл Ален Бомбар через океан. В первые дни он опроверг уверения знатоков, что в океане нет рыбы. Да, так утверждали многие авторитетные путешественники, многократно бороздившие океан. Это их заблуждение было вызвано тем, что с больших кораблей трудно заметить жизнь в океане. Но Бомбар то пересекал океан на лодке, от борта которой до поверхности воды – какие-то сантиметры. И доктор на собственном опыте убедился, что океан часто бывает безлюден в течение многих недель пути, но в нем всегда есть существа, которые могут быть полезными для человека.

«Когда силы мои иссякли и в душу вползли пораженческие настроения, – вспоминает Бомбар, – меня подняла на борт команда британского судна «Аракока» . От штурмана я, истерзанный отчаянием, узнал, что нахожусь на 850 миль восточное, чем предполагал. Что делать? Исправлять ошибку, только и всего. Капитан принялся отговаривать, убеждая, что жизнь – бесценный дар. Я ответил, что делаю свое дело ради сохранения других жизней. «Еретика» опять приняла Атлантика. Опять одиночество, жёсткое солнце днем, промозглый холод ночью, опять рыба и планктон, дозированно дающие силы, теперь достаточные только для того, чтобы худо-бедно справляться с парусом неуклюжего резинового суденышка».

Бомбар чувствовал себя счастливым, как никогда прежде, и занес карандашом в отсыревший, заплесневевший бортовой журнал пророческие слова: «Ты, терпящий бедствие брат мой, если ты будешь верить и надеяться, ты увидишь, что твои богатства начнут увеличиваться изо дня в день, как на острове Робинзона Крузо, и у тебя не будет оснований не верить в спасение».

Когда путешественник наконец увидел берег, это оказался остров Барбадос . И снова испытание – для души и воли. Бомбара встретили голодные рыбаки, ничуть не удивившиеся появлению полуживого человека в резиновой лодке, и начали умолять Алена отдать им продовольственный неприкосновенный запас. Какое испытание для врача! Но Бомбар, преодолевая естественный порыв души, устоял. Позже он вспоминал: «Это было счастьем, что они не съели неприкосновенный запас. А то чем же я доказал бы, что за 65 дней плавания не притронулся к нему?!».

Доктор Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли, что он способен выжить в самых тяжёлых условиях. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в сенсационной книге «За бортом по своей воле», разошедшейся многомиллионными тиражами, Ален Бомбар спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией и не испугались.

Вернувшись из плавания, Ален Бомбар организовал в Сан-Мало (Франция) лабораторию по изучению проблем моря . Теперь он твёрдо знал, что изучать их жизненно необходимо. Эти исследования крайне важны, потому что направлены на выработку оптимальных режимов выживания в экстремальных условиях. Практические результаты заявили о себе очень скоро. Те, кто следовал рекомендациям Бомбара и сотрудников его научного центра, выжили даже там, где выжить, казалось бы, невозможно.

Умер великий путешественник Ален Бомбар в преклонном возрасте (80 лет) в южном французском городе Тулоне 19 июля 2005 года.

(1924 - 2005)

Родился 27.10.1924 г. в Париже.
Врач, биолог.
Исследователь Океанографического музея в Монако (1952 г.).
Добровольно пересек Средиземное море (1951 г.) и Атлантический океан (1952 г.) на надувной лодке «Еретик», чтобы доказать возможность выживания для потерпевших кораблекрушение.
Государственный секретарь при министре окружающей среды (1981 г.).
В последние годы доктор Бомбар продолжает писать книги о путешествиях; он председательствует на различных конкурсах исследователей и возглавляет гуманитарную организацию «Justes d"Or» (нечто вроде «справедливого золота»).
На Пятом фестивале им «Жюля Верна», состоявшемся в Париже в ноябре 1996 г., А. Бомбар возглавил жюри конкурса документальных фильмов об исследованиях.
В 1997 г. вышла новая книга А. Бомбара «Les Grands Navigateurs» («Великие мореплаватели»).
На Международном фестивале приключенческих фильмов в Дижоне (2002 г.) А. Бомбар являлся почетным делегатом.
8 марта 2003 г. доктор Бомбар, как глава вышеуказанной гуманитарной организации, наградил другую такую же организацию «Voiles Sans Fronti?res» (что-то вроде «прозрачных границ») за «гуманитарные и общественные заслуги». ...
Умер доктор Бомбар 19 июля 2005 года.

| Добровольная автономия человека в природной среде

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 18
Добровольная автономия человека в природной среде




Добровольная автономия - это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определённой целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьёзная всесторонняя подготовка с учётом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Наиболее доступным и распространённым видом добровольной автономии является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счёт собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма - активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью во времени, протяжённостью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее 6 дней, протяжённость маршрута 130 км. Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяжённость не менее 300 км.

Добровольное автономное существование в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные.

В октябре 1911 г. к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции - норвежская и британская. Цель экспедиций - впервые достичь Южного полюса.

Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт - морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу.

Руаль Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к Южному полюсу. Верный расчёт позволил отряду Амундсена избежать на своём пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершён в сжатые сроки, в соответствии с графиком движения, определённым Амундсеном, в пределах антарктического лета.

Экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса более чем на месяц позже - 17 января 1912 г. Маршрут движения к полюсу, выбранный Робертом Скоттом, был длиннее, чем у норвежской экспедиции, а погодные условия по маршруту - сложнее. На пути к полюсу и обратно отряду пришлось испытать сорокаградусные морозы и попасть в затяжную пургу. Основная группа Роберта Скотта, которая достигла Южного полюса, состояла из пяти человек. Все они погибли на обратном пути во время пурги, не дойдя до вспомогательного склада около 20 км.

Так победа одних и трагическая гибель других увековечили покорение Южного полюса человеком. Стойкость и мужество людей, идущих к намеченной цели, навсегда останутся примером для подражания.

Француз Ален Бомбар , будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясён тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть их гибла не по причине утопления, холода или голода, а от страха, от того, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать её. Он рассуждал так: все спасательные средства на кораблях (шлюпки, плоты) имеют набор лесок и других орудий для рыбной ловли. В рыбе содержится почти всё, в чём нуждается организм человека, даже пресная вода. Пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать её или просто выдавить из неё лимфатическую жидкость. Морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания.

Чтобы доказать правильность своих выводов, он в одиночку на надувной лодке, снабжённой парусом, провёл в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счёт того, что он добывал в море.

Это была полная добровольная автономия человека в океане, проведённая с исследовательской целью. Ален Бомбар своим примером доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, что человек многое способен вынести, если не потеряет силы воли, что он должен бороться за свою жизнь до последней надежды.

Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил Фёдор Конюхов в 2002 г.: он пересёк Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 сут. и 4 мин. Прежний мировой рекорд пересечения Атлантики, принадлежавший французскому спортсмену Эммануилу Куанду, был улучшен более чем на 11 сут.

Гребной марафон Фёдор Конюхов начал 16 октября с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.

К этому плаванию Фёдор Конюхов готовился очень долго , накапливая опыт экстремальных путешествий. (На его счёту свыше сорока сухопутных, морских и океанских экспедиций и воехождений и 1000 сут. одиночного плавания. Он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест - полюс высоты, мыс Горн - полюс яхтсменов-парусников.) Путешествие Фёдора Конюхова - это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.

Любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные невзгоды.

Проверьте себя

Какую цель преследовал Ален Бомбар, проведя 60 дней в автономном пребывании в океане? Добился ли он, на ваш взгляд, желаемых результатов? (При ответе можно использовать книгу французского писателя Ж. Блона «Великий час океанов» или книгу самого А. Бомбара «За бортом»)

После уроков

Прочитайте (например, в книгах Ж. Блона «Великий час океанов» или «География. Энциклопедия для детей») описание экспедиций Руаля Амундсена и Роберта Скотта к Южному полюсу. Ответьте на вопрос: почему экспедиция Амундсена прошла успешно, а Скотта закончилась трагически? Ответ запишите в виде сообщения в дневнике безопасности.

Найдите с помощью Интернета (например, на сайте Фёдора Конюхова) или в библиотеке материалы об одном из последних рекордов Фёдора Конюхова и ответьте на вопрос: какие качества Фёдора Конюхова вы считаете наиболее привлекательными? Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.