Исследовательский проект фразеологизмы. Проектная работа "фразеологизмы"

Тема проекта: Фразеологизмы. Происхождение фразеологических оборотов в русском языке.

  • Выполнили работу обучающиеся 6 класса: Ковалёва Татьяна, Сычёва Анастасия, Меринцов Павел, Шушаков Ринат.
  • Руководитель: Лымарева Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Привольненской СОШ им. М.С. Шумилова Светлоярского района
  • Волгоградской области
Введение
  • Выбор темы обусловлен тем, что речевая культура современных школьников очень низкая. Это связано с тем, что современные дети мало читают, отдавая предпочтение Интернету, телевидению. Речь учащихся отличается бедностью словарного запаса, в ней часто отсутствуют фразеологические обороты, которые являются средствами выразительности языка. Это мы попытаемся доказать или опровергнуть результатами нашего исследования.
  • Проблема изучения фразеологии в школе очень актуальна, так как знание фразеологии, понимание её при чтении художественной литературы, а также правильное употребление является одним из показателей хорошего владения родным языком. Кроме того, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает речь живой, выразительной, эмоциональной. Человек, знающий фразеологию родного языка, обычно легко излагает свои мысли.
  • Цель:
  • Провести исследование на тему: «Фразеологизмы. Происхождение фразеологических оборотов в русском языке»
  • Задачи:
  • изучить литературу, рассмотреть различные точки зрения на определение «фразеологизма»;
  • выяснить основные причины и источники появления в русском языке фразеологических оборотов;
  • определить особенности употребления фразеологизмов в детской художественной литературе и в речи современных школьников;
  • создать буклет
  • Срок реализации проекта: 1,5 месяца
Этапы проведения проекта:
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решение проблем.
  • Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или группе.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
  • Защита полученных результатов и выводов.
Определение понятий фразеологизм, фразеология.
  • Определение понятий фразеологизм, фразеология.
  • Причины образования фразеологизмов.
  • Источники фразеологизмов
  • Сфера употребления.
  • В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ
  • Теоретическая часть
1. Определение понятий фразеологизм, фразеология.
  • Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrases» - «выражение» и «logos»- «слово, учение». В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах: совокупность устойчивых идиоматических выражений (куры не клюют) и раздел языкознания, который изучает подобные выражения (фразеологические обороты).
  • Существует несколько точек зрения на определение «фразеологизма».
  • И. Сандомирская: «Фразеологические сочетания чаще всего описывают не абстрактные понятия, а вполне определённые конструкции – идеологически построенные и коллективно присвоенные представления о « невидимых вещах», идеях и ценностях времени и культуры.
  • Словарь С. Ожегова даёт следующее определение: «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому».
  • Н.М.Шанского: «Фразеологизм, фразеологическая единица – общее название семантически несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи…, а воспроизводятся в ней в социально закреплённом за ними устойчивом соотношении смыслового содержания и определённого лексико-грамматического состава. Семантические сдвиги в значениях лексических компонентов, устойчивость и воспроизводимость – взаимосвязанные универсальные и отличительные признаки фразеологизма». Это определение является, на наш взгляд, достаточно полным и объективным.
2. Причины образования фразеологизмов.
  • Н.М.Шанский считает основными причинами превращения сочетания слов во фразеологизм следующее:
  • постоянное и повторяемое употребление свободного сочетания слов не в прямом, а образно-переносном значении;
  • появление в свободном сочетании слов слова связанного употребления;
  • выражение свободным сочетанием слов единого понятия, принадлежащего к актуальным для данной исторической эпохи.
  • Например:
  • «Заблудиться в трёх соснах »
3. Источники фразеологизмов.
  • Фразеологизмы можно разделить по происхождению:
  • фразеологизмы, заимствованные из других языков (из нем.- разбить на голову ; из анг.- синий чулок и т.д.)
  • фразеологизмы русского происхождения.
  • Главным источником русской фразеологии являются свободные словосочетания, которые, употребляясь в переносном значении, становятся фразеологизмами:
  • 1 группа – шли из глубины веков, отражены в устном народном творчестве: Без царя в голове
  • Бить челом
  • 2 группа – сочетания, пришедшие из Библии:
  • Запретный плод
  • Манна небесная
  • Нести свой крест
  • 3 группа – сочетания, пришедшие из мифов и мировой истории:
  • Ахиллесова пята
  • Драконовские меры
  • Прометеев огонь
  • 4 группа – выражения, пришедшие из авторских произведений:
  • Из произведений А.С.Пушкина:
  • Разбитое корыто
  • Белены объелся
4. Сфера употребления
  • Учитывая сферу употребления и присущие им экспрессивные особенности, фразеологизмы можно разделить:
  • Межстилевые
  • время от времени
  • Разговорно-бытовые
  • со всех ног
  • Книжные
  • игра судьбы
  • Историзмы
  • частный пристав
  • Архаизмы
  • сырная неделя
  • масленица
  • Устаревшие фразеологизмы
Практическая часть
  • Индивидуальный план исследований:
  • Прочитать сказки, худ. литературу для детей.
  • Выписать фразеологизмы.
  • В толковых словарях С.Ожегова, Д.Ушакова, В.П.Жукова найти толкование этих фразеологизмов.
  • Выписать фразеологизмы, посчитать количество.
  • Создать буклет «Происхождение фразеологизмов».
  • Написать реферат.
  • Создать план презентаций.
  • Сформулировать цель, задачи, актуальность гипотезы результатов.
  • Создать презентацию в программе Power Point.
Работа в группах
  • Цель: Написать реферат по теме «Различные точки зрения на определение фразеологизма»
Работа в группах
  • Цель: Оформить буклет «Происхождение фразеологизмов»
  • Способ достижения цели: изучить литературу по данной теме
Работа в группах
  • Цель: Определить особенности употребления фразеологизмов в речи современных школьников.
  • Способ достижения цели: провести социологический опрос среди учащихся 5 – 9 классов.
Работа в группах
  • Цель: выявить частоту использования фразеологизмов в произведениях для детей.
  • Способ достижения цели: прочитать сказки, детскую художественную литературу.
Использование фразеологизмов в авторских произведениях для детей.
  • № п/п
  • Автор произведения
  • Название произведения
  • Обнаруженные фразеологизмы
  • Кол--во фр-ов
  • А.Курляндский
  • В.Лагин
  • Э. Успенский
  • Итого: прочитано
  • «Однажды в зоопарке»
  • «Старик Хоттабыч»
  • «Крокодил Гена и его друзья»
  • возвращаться порожняком; волосы встают дыбом; кровь стынет в жилах; последняя капля; терпению пришёл конец; спал мёртвым сном
  • как в воду канул; свежая голова
  • сердце разбилось от жалости; я объявляю вам войну; вокруг не было ни души
  • Обнаружено фр-ов
Социологический опрос среди учащихся 5-9 классов.
  • Вопросы:
  • 1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (Да. Нет.)
  • 2. Используете ли вы их в своей речи? (Да. Нет.)
  • 3. Объясните значение следующих фразеологизмов:
  • режет глаза
  • хоть пруд пруди
  • далеко пойти
  • дело в шляпе
  • куры не клюют
  • брать на пушку
  • втираться в доверие
  • переливать из пустого в порожнее
  • сделай милость
  • знать себе цену
  • 4. Какие фразеологизмы в своей речи вы используете?
  • Всего приняли участие 70 человек. Утвердительно на 1 вопрос ответили 61 учащийся. В своей речи используют фразеологизмы 38 учащихся, а вот 32 человека не употребляют фразеологические обороты. Чаще всего их используют ребята 8-9 классов. На 4 вопрос правильное толкование дали 35 учащихся (дело в шляпе, далеко пойти и др.). Самое большое количество затруднений вызвал фразеологизм «режет глаза ».
  • Таким образом, только 35 отвечавших дали правильные ответы по всем вопросам.
  • Использование фразеологизмов среди обучающихся нашей школы.
  • Ребята 8-9 классов в своей речи употребляют следующие фразеологические обороты:
  • бить баклуши
  • держать язык за зубами
  • наломать дров
  • на безрыбье рак рыба
  • сломя голову
  • обвести вокруг пальца
  • на скорую руку
  • попасть в точку
  • не делай из мухи слона и т.д.
Детальное рассмотрение происхождения фразеологизмов на примере нескольких фразеологических оборотов.
  • 1. Намылить голову и задать головомойку.
  • 2. Семь пятниц на неделе.
  • 3. Зарыть талант в землю.
В данном проекте мы проделали следующую работу:
  • 1. Рассмотрели точки зрения на определение «фразеологизм» и нашли то, которое отражает суть.
  • 2. Выяснили основные причины появления в русском языке фразеологических оборотов.
  • 3. Классифицировали фразеологизмы по происхождению на две группы и рассмотрели каждую.
  • 4. Выделили основные группы фразеологизмов в сфере употребления.
  • 5. Изучили частоту употребления фразеологических оборотов в сказках и в авторских произведениях для детей.
  • 6. Провели социологический опрос среди обучающихся 5-9 классов.
  • 7. Детально рассмотрели происхождение нескольких фразеологизмов.
Выводы:
  • Фразеологизмы издавна использовались в речи и литературе.
  • Происходит постоянный обмен фразеологизмами и их значениями между языками.
  • Всё время появляются новые фразеологические единицы, меняются значения старых.
  • Все фразеологизмы можно разделить на 4 группы: фразеологизмы сращения, фразеологизмы единства, фразеологизмы сочетания, фразеологизмы выражения.
  • Обучающиеся нашей школы редко используют фразеологизмы в своей речи, значение некоторых им неизвестно.
  • Создан продукт проекта: буклет «Фразеологизмы. Происхождение фразеологических оборотов в русском языке», мультфильм «Притча о таланте, зарытом в землю».

«ГИМНАЗИЯ»


Удивительный мир фразеологизмов

Исследовательская работа.

Выполнил: Егоров Александр,

ученик 2 б класса

Руководитель: Домненко Татьяна Анатольевна,

г.Нягань

Глава 1. Удивительный мир фразеологизмов…………………………………..6

1.1. Понятие «фразеологизмы» и их признаки………..………………... 6

1.2 Многообразие фразеологизмов..…………………………………… 7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы и информационных источников ………..13

Приложения……………………………………………………………………...14

Приложение 1…………………………………………………………………….15

Приложение 2…………………………………………………………………….16

Приложение 3…………………………………………………………………….17

Приложение 4…………………………………………………………………….19

Приложение 5…………………………………………………………………….26

«Для тех, кто интересуется историей,

культурой своего народа, фразеология –

одна из самых увлекательных и

занимательных сфер языка»

Н. М. Шанский

Введение

Русский язык известен в мире своим богатством и красотой. Часто в разговоре можно услышать: «Нет слов, чтобы выразить…», «Нет слов, чтобы описать это…». В действительности, в нашем языке вполне достаточно слов, чтобы выразить, обозначить любое понятие, любое явление.

Далеко не все эти сочетания понятны нам, людям 21 века, но в момент создания фразеологизма эти сочетания имели смысл, хорошо осознавались. Только время, стерев обстоятельства их возникновения, сделало их загадочными.

Актуальность моей работы заключается в том, что теме фразеологизмы уделяется недостаточно времени, и поэтому для некоторых они так и остаются загадкой.

В связи с тем, что в настоящее время фразеологизмы используются достаточно редко и постепенно уходят из обихода, мне стало интересно – насколько знают фразеологизмы мои сверстники? И смогу ли я поспособствовать тому , чтобы у них появился интерес к этим красивым образным средствам?

Поэтому я решил заняться поиском ответов на эти вопросы и определил тему своего исследовательского проекта «Удивительный мир фразеологизмов».

Мною было проведено анкетирование среди учащихся моего класса, в котором приняли участие 23 человека.


Да – 33%

Нет – 67%


Ни свет ни заря, зарубить на носу, бить баклуши, с гулькин нос, семи пядей во лбу.

18% учащихся объяснили значение всех фразеологизмов, 82% дали объяснения лишь выборочно. Затруднения вызвали – бить баклуши, с гулькин нос, семи пядей во лбу.


в книгах – 57%

от родителей – 34%

от учителя – 42%

от друзей – 21%

вообще не узнаю – 12%

Часто – 4%

Иногда – 56%

Никогда – 40%

Опрос учащихся показал, что большинство ребят не знают, что такое фразеологизмы, понимают их значение только выборочно, не всегда могут объяснить своими словами что означает какое-либо выражение или придумывают свои варианты толкования, поэтому и в речи используют достаточно редко.

Таким образом, выбранная тема работы достаточно актуальна.

Цель работы

Исходя из этой цели, я поставил перед собой следующие задачи:


  1. Изучить понятие «фразеологизмы», признаки фразеологизмов

  2. Составить иллюстрированный словарик фразеологизмов

  3. Написать сочинение, используя фразеологизмы.
Объект исследования – фразеологические обороты.

Предмет исследования - употребление фразеологизмов в речи.

Гипотеза: если человек понимает значение фразеологизма, это вызывает у него желание использовать его в своей речи, что значительно украшает и обогащает ее.

Методы исследования – анкетирование, поиск, сбор информации, анализ, обобщение.

Этапы работы:


  1. Анкетирование одноклассников.

  2. Работа с литературой, фразеологическими словарями.

  3. Обзор фразеологизмов в учебнике по русскому языку 2 класса

  4. Определение их значений, подбор иллюстраций и стихотворений.

  5. Презентация фразеологического словаря в классе.

  6. Написание сочинения.
Ожидаемые результаты : употребление фразеологизмов в речи одноклассников.

Глава 1. Удивительный мир фразеологизмов


    1. Понятие «фразеологизмы» и их признаки
О фразеологизмах написано множество книг, статей, а интерес к ним не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто просто неравнодушен к слову.

В словаре Ожегова сказано, что фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл. Например, в значении фразеологического оборота «заваривать кашу» никакой еды нет, во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеология – это наука, изучающая устойчивые обороты. Устойчивые сочетания слов – это и есть фразеологизмы. , Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Крепкий орешек - эта самая фразеология. До сих пор многие учёные-филологи ломают голову, рассуждая о фразеологизмах в русском языке.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями (дым коромыслом), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (словно Мамай прошел), третьи вышли из народного фольклора и литературных произведений (сказка «Про белого бычка», «А воз и ныне там» из басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука»)

У фразеологизмов есть несколько важных особенностей и признаков:

1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями. Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то , а не путайся под ногами вместо не путайся под ушами или с минуты на минуту вместо с года на год . Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать , врасплох застать и застать врасплох , но такие случаи редки.

2.Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
сломя голову – быстро, рукой подать – близко.

3.Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл. Часто прямое выражение превращается в переносное. Фразеологизмы нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически-бессмысленной.

Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь» - говорит русская пословица.

1.2 Многообразие фразеологизмов

Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность. Удачно подобранный фразеологизм оживляет речь , делает её эмоциональной, интересной.

Для уточнения значения фразеологизмов созданы словари. Первый фразеологический словарь под редакцией Молоткова В.А. появился в конце 60-х годов. В нём даётся свыше 4000 фразеологизмов.

Изучая материал о фразеологизмах, мне стало интересно, а есть ли эта тема в нашем учебнике русского языка. Просмотрев учебник, мы выяснили, что тема «Фразеологизмы» изучается в конце года и ей отводится очень мало страниц в книге. Я выделил все фразеологические обороты, которые мы должны будем изучить в этом году. Их получилось 54 (Приложение 3). Перечитав их, я понял, что большинство сочетаний мне незнакомо. Изучая значение данных фразеологизмов с помощью фразеологического словаря, я сделал для себя открытие: оказывается, фразеологизмы так же, как и слова, могут выражать противоположные значения (антонимы) или иметь сходное значение (синонимы).

В ходе исследования я выделил 7 групп фразеологических синонимов:


  1. Значение – быстро бежать:

  • Что есть духу

  • Во всю прыть

  • Только пятки засверкали

  • Во все лопатки

  • Со всех ног

  • Мчаться на всех парусах

  • Сломя голову

  • Что есть сил

  1. Значение – усердно, прилежно трудиться:

  • Не жалея сил

  • Засучив рукава

  • До седьмого пота

  • В поте лица

  • Не покладая рук

  1. Значение – обманывать:

  • Водить за нос

  • Вводить в заблуждение

  • Пускать пыль в глаза

  1. Значение – бездельничать:

  • Гонять лодыря

  • Сидеть сложа руки

  • Бить баклуши

  1. Значение – молчать:

  • В рот воды набрал

  • Держать язык за зубами

  1. Значение – очень скоро, в ближайшее время:

  • Оглянуться не успеешь

  • С минуты на минуту

  1. Значение – очень мало.

  • С гулькин нос

  • Кот наплакал
Кроме синонимов я выделил 7 пар фразеологических антонимов:

  1. Засучив рукава – спустя рукава

  2. Держать язык за зубами – точить лясы

  3. За тридевять земель – рукой подать

  4. Жить своим умом – жить чужим умом

  5. Заварить кашу – расхлебывать кашу

  6. С легким сердцем – с тяжелым сердцем

  7. Сидеть сложа руки – работать не покладая рук
Изучение теоретического материала о фразеологизмах оказалось увлекательным и познавательным. Я понял, для того чтобы употреблять в своей речи фразеологизмы, человек должен понимать их значение.

Мы решили создать свой фразеологический словарик, который можно предложить одноклассникам для использования. В словаре будет разъясняться значение фразеологизмов и так же будут добавлены картинки, для лучшего понимания.

После изготовления словарь был распечатан и предложен ребятам в классе для ознакомления (Приложение 4). Он привлек их внимание. Всем понравились картинки, которые иллюстрировали фразеологизм. Рассмотрев изображения , дети с удовольствием читали объяснения к фразеологизмам.

После того, как ребята в классе изучили наш словарь, нами было предложено, написать сочинение используя данные фразеологизмы.

Сочинения получились очень интересными, насыщенными фразеологическими оборотами (Приложение 5).

Мы доказали, что после того как дети научились понимать значение фразеологизмов, они стали использовать их в своей речи, их речь стала более яркой и выразительной.

Заключение

Тема нашего исследования показалась интересной. В ходе работы мы пришли к выводу, что далеко не все ребята в классе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Достаточно мало наших сверстников употребляют фразеологизмы в своей речи. Мы надеемся, что наше исследование помогло ребятам увидеть разнообразие фразеологизмов, понимать их значение и использовать в своей речи.

Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.

Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, их признаках, научились определять их значение и использовать в своей собственной речи.

Цель нашей исследовательской работы достигнута. Задачи, поставленные перед нами , выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Знакомясь с фразеологизмами и применяя их в своей речи, мы радуем друг друга весёлой шуткой и метким словом. Ведь фразеологизмы – это часть нашей культуры, без которой наша речь упрощается и теряет краски.
Список используемой литературы и информационных ресурсов


  1. Волков С. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей – М.: АСТ Астрель, 2010. – 224с.

  2. Гвоздарев Ю. Рассказы о русской фразеологии – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

  3. Жуков В. Школьный фразеологический словарь – М.: Просвещение, 1989. – 432 с.

  4. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 2 класс – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176с.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944с.

  6. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224с.

  7. Веселые фразеологизмы в картинках для детей https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=11186&noreask=1&source=wiz

  8. Фразеологические обороты в стихах https://infourok.ru/material.html?mid=166143

  9. http://phraseology.academic.ru/

  10. Фразеологический словарь русского литературного языка http://enc-dic.com/rusphrase/
ПРИЛОЖЕНИЯ

Ребята!

Прошу вас ответить на вопросы анкеты для проведения исследовательской работы, посвященной фразеологизмам.


  1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?
□ да

  1. Объясните значение фразеологизмов.
Ни свет ни заря ___________________________

Зарубить на носу____________________________

Бить баклуши _______________________________

С гулькин нос _______________________________

Семи пядей во лбу __________________________


  1. Где встречались с фразеологизмами?
□ в книгах

□ от родителей

□ от учителя

□ от друзей

□ вообще не узнаю

4. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

□ иногда

□ никогда

Результаты опроса

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


№ п/п

фразеологизм

Значение

1.

Оглянуться не успеешь

Очень скоро

2.

Зарубить на носу

Крепко запомнить

3.

Только пятки засверкали

Бежать очень быстро

4.

Как снег на голову

Неожиданно

5.

Как с Луны свалился

Не понимает того, что понятно всем

6.

В рот воды набрал

Будто онемел, лишился дара речи

7.

Хлопот полон рот

Очень много дел, забот

8.

Не лезет в рот

Нет никакого желания есть

9.

Ни свет ни заря

Рано

10.

Язык без костей

Болтливый

11.

Пускать пыль в глаза

Хвастать, обманывать

12.

Гонять лодыря

Бездельничать

13.

Держать язык за зубами

Молчать

14.

Ломать голову

Думать

15.

Как две капли воды

Сильно похожи

16.

Не путайтесь под ногами

Не мешать, не отвлекать

17.

С минуты на минуту

Очень скоро, в ближайшее время

18.

С гулькин нос

Очень мало

19.

Сидеть сложа руки

Бездельничать

20.

Что есть духу

Быстро бежать

21.

Не покладая рук

Усердно, прилежно трудиться

22.

Воробью по колено

Очень мелко

23.

Во всю прыть

Быстро бежать

24.

Не жалея сил

Усердно, прилежно трудиться

25.

Бить баклуши

Бездельничать

26.

Во все лопатки

Быстро бежать

27.

Засучив рукава

Усердно, прилежно трудиться

28.

Со всех ног

Быстро бежать

29.

До седьмого пота

Усердно, прилежно трудиться

30.

Мчаться на всех парусах

Быстро бежать

31.

Ловить мух

Быть невнимательным

32.

В поте лица

Усердно, прилежно трудиться

33.

Кот наплакал

Мало

34.

Сломя голову

Быстро бежать

35.

Что есть сил

Быстро бежать

36.

Заварить кашу

Затевать неприятное дело

37.

За тридевять земель

Очень далеко

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

38.

С легким сердцем

Радостно, без тревог

39.

Жить своим умом

Принимать решения самостоятельно

40.

Жить чужим умом

Придерживаться чужих взглядов

41.

Рукой подать

Очень близко

42.

Расхлебывать кашу

Распутывать неприятное дело

43.

С тяжелым сердцем

С чувством тревоги

44.

Спустя рукава

Работать небрежно

45.

Точить лясы

Болтать

46.

Кануть в вечность

Исчезнуть навсегда, быть забытым

47.

Семи пядей во лбу

Очень умный

48.

Водить за нос

Обманывать

49.

Вводить в заблуждение

Обманывать

50.

Сложить голову

Погибнуть

51.

Сломать себе шею

Травмироваться

52.

Поднять голову

Действовать уверенно

53.

Задрать нос

Возгордиться

54.

Встречать хлебом-солью

Оказывать почет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.








ПРИЛОЖЕНИЕ 4.







ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Сегодня проснулся я ни свет ни заря. Надо собираться в школу. Я умылся, позавтракал и что есть духу оделся. Провожая меня в школу, мама сказала:

Саша, заруби себе на носу, на уроках не лови мух, не сиди сложа руки, работай до седьмого пота. Не разговаривай, держи язык за зубами. На переменах веди себя спокойно, не бегай сломя голову, а то можешь сломать себе шею.

Я постараюсь исполнить мамин наказ. Буду работай засучив рукава и у меня все получится.

На рыбалке.

Однажды мы с папой собрались ехать на рыбалку. Мы встали ни свет ни заря , позавтракали и двинулись в путь. Наше место, где обычно рыбачим, было за тридевять земель. Поэтому мы помчались на всех парусах. Сначала рыбалка не удавалась, так как мы поймали рыбы всего с гулькин нос. Папа сказал, что рыба не клюёт потому, что мы громко точим лясы. Тогда мы перестали болтать и замолчали как в рот воды набрали. Не успели оглянуться как поймали много рыбы. Рыбачили мы до седьмого пота. С лёгким сердцем мы вернулись домой. Там нас мама встречала хлебом-солью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Содержание
I Введение____________________________________________________3
II Фразеологизмы – мудрость народа_____________________________4 III Источники происхождения фразеологизмов 1. Источники исконно русских фразеологизмов_____________________5 2. Источники заимствованных фразеологизмов_____________________6 а) заимствования из славянских языков___________________________6 б) заимствования из неславянских языков_________________________6 IVРоль фразеологизмов в русском языке__________________________7
V Заключение_________________________________________________7
VI Список литературы_________________________________________ 9

I Введение
Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Речь – это способ общения между людьми. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для этого в повседневной речи мы часто используем фразеологизмы, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.

Актуальность:
Изучение темы «Фразеологизмы» в программе начальной школы не предусматривается и всю информацию по данной теме учащимся приходится добывать самостоятельно, а иногда многие фразеологические обороты так и остаются для многих загадкой.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было. Цель: Рассмотреть источники происхождения фразеологизмов русского языка

Для достижения цели были поставлены задачи:


1. Изучить литературу по данной теме 2. Ознакомиться с историей возникновения фразеологизмов. 3. Выявить роль фразеологизмов в нашей речи.

Объект исследования: фразеологизмы русского языка

Методы исследования:

сбор информации, наблюдение, изучение, анализ, обобщение результатов

Этапы работы:

1. Наблюдение за фразеологизмами, их толкование;

2. Изучение теории (что такое фразеологизмы, их происхождение);

3. Знакомство с фразеологическими словарями, посещение библиотеки;

4. Вывод


II Фразеологизмы – мудрость народа

Фразеологизм , или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Говоря другими словами, фразеологизм нельзя расчленять на отдельные слова, объяснять его так, как объясняют обычные словосочетания.

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи

III Источники происхождения фразеологизмов русского народа

Интересна история происхождения фразеологизмов. Почему мы говорим “бить баклуши”, “крокодиловы слёзы”?

Бить баклуши. Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение “бить баклуши” превратилось во фразеологизм.

Крокодиловы слёзы. Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.

С точки зрения происхождения фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

1. Источники исконно русских фразеологизмов Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языков предков: «водой не разольешь», «в чем мать родила». Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. К ним относятся: 1) суеверные представления наших предков: черная кошка дорогу перебежала (произошла ссора, размолвка между кем-либо); ни пуха ни пера (пожелание кому-либо удачи, успеха в каком-либо деле) – первоначально: пожелание удачи охотнику, отправляющемуся на охоту, высказанное в отрицательной форме, чтобы не «сглазить», если пожелать прямо удачи; 2) игры и развлечения, например: жив, курилка (кто-либо существует, действует, проявляет себя) – от старинной народной игры, в которой с возгласом: « Жив, жив, курилка!» передают друг другу горящую лучину, пока она не погаснет; играть в бирюльки (заниматься пустяками, даром, попусту тратить время); ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать); 3) древние обычаи наказания преступников, например: укоротить язык(заставить кого-либо поменьше болтать, разговаривать, быть менее дерзким); на лбу написано (достаточно заметно); 4) детали русского быта, например: выносить сор из избы (разглашать ссоры, дрязги, происходящие между близкими); легок на помине (появляется в тот момент, когда о нем думают или говорят) 5) исторические события в жизни русского народа, например: кричать во всю Ивановскую (очень громко); долгий ящик (на неопределенно длительное время); как Мамай прошел (полнейший беспорядок, разгром) – от исторического события – опустошительного нашествия на Русь (в 14 в.) татар под предводительством хана Мамая. Профессиональная речь ремесленников также является важнейшим источником русской фразеологии. Почти каждое ремесло на Руси оставило свой след в русской фразеологии. Например: от сапожников – два сапога пара – «одинаковые»; от охотников и рыбаков – с матывать удочки – «поспешно уходить», закидывать удочку – «осторожно выяснять что-либо»,з аметать следы – « скрывать что-то»; от музыкантов – играть первую скрипку – «первенствовать»; от моряков – бросить якорь – «осесть» , на всех парусах – «быстро», сесть на мель – «попасть в крайне затруднительное положение». Устное народное творчество – богатый источник русской фразеологии. Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого бычка – «бесконечное повторение одного и того же» , при царе Горохе – «очень давно», Лиса Патрикеевна – «очень хитрый человек», Кощей бессмертный – «очень худой и страшный человек» и др. 2. Источники заимствованных фразеологизмов Заимствованные фразеологизмы – это устойчивые сочетания, крылатые выражения, пришедшие в русский язык из других языков. Можно выделить две группы заимствованных фразеологизмов: заимствования из славянских языков и заимствования из неславянских языков. а) Заимствования из славянских языков Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства, они в большинстве своем ведут начало из книг, священного писания в том числе. Чаще всего они имеют книжный характер. Например, «притча во языцех», «ищите и обрящете», «метать бисер перед свиньями» и другие. Это устаревшие фразеологизмы (архаизмы). Старославянские фразеологизмы чаще всего представляют собой выражения, взятые из библейско-евангелических текстов, переведенных на старославянский язык: в поте лица – «очень много (трудиться)», запретный плод – «о чем-нибудь заманчивом, но запрещенном», камень преткновения – «помеха, затруднение», святая святых – «самое дорогое, заветное», хлеб насущный – « то, что необходимо для существования». б) Заимствования из неславянских языков Значительную группу русской фразеологии составляют фразеологизмы, заимствованные из других языков, среди них – фразеологизмы, ставшие интернациональными. Это прежде всего выражения из древнегреческой мифологии: ахиллесова пята – «наиболее уязвимое место», гордиев узе л – «запутанное стечение обстоятельств», дамоклов меч – «о постоянно грозящей опасности», драконовские законы – « жестокие законы» и др. Часть фразеологизмов пришла из западно-европейских языков и литературы. Это – пословицы, крылатые выражения, цитаты, изречения: буря в стакане воды – «волнение по пустякам», принцесса на горошине – «изнеженный, избалованный человек», не в своей тарелке – «в плохом настроении», после нас хоть потоп – «лишь бы нам было хорошо» и др. Большое количество заимствованных фразеологизмов в русском языке представляют собой фразеологические кальки, т. е. такие иноязычные выражения, которые переводятся пословно, хотя некоторые из них употребляются и без перевода из латинского языка. Путем буквального перевода иноязычного выражения возникли из английского языка фразеологизмы: время – деньги, синий чулок, летающая тарелка; из немецкого: соломенная вдова, так вот где собака зарыта; из французского: медовый месяц, черный рынок, идея фикс и др.

Итак, фразеологизмы - это создание народа, проявление его мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи. и поверья русского народа.

С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. IV Роль фразеологизмов в русском языке Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли. Проще сказать "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" нежели описывать это в нескольких предложениях. Так же можно отметить, что фразеологизм - это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка. Красивая правильная речь - несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Меткие образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её.

V Заключение Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. Делается это с помощью синонимических выражений. Но как известно синонимы лишь близки по значению, а значит свои мысли с помощью одной из них можно выразить короче и точнее. В этом часто приходят на помощь к нам фразеологизмы. Фразеологизмы – это не очень большая фраза, как правило она имеет переносное значение. Крылатое выражение – это выражение, автор которого точно не известен, но оно настолько вошло в нашу речь, что имя автора мы порой забываем. Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме, потому что по выражению А.С. Пушкина «разум неистощим в соображении понятий, как язык не истощим в соединении слов». Русские фразеологизмы – наши бесценное культурное и национальное достоинство.

VI Список литературы. Булатов М. А. Крылатые слова – М.: Детгиз, 1958. Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка» - М., 1991. Волина В. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык – М.: Издательство АСТ, 1997. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, М.:ООО «А ТЕМП», 2008. Фомина Н. Д., Бакина М. А. Фразеология современного языка – М.: Издательство Университета дружбы народов, 1985. Фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молотова – М.: Русский язык, 1987.

Фразеологизмы

В НАШЕЙ ЖИЗНИ

подготовила учитель начальных классов Линюк Н.П. г.Сургут


«Фразеологизмы –это перлы, самородки и самоцветы родного языка…» А.И.Ефимов


Цель проекта:

  • узнать, что такое фразеологизмы;
  • выяснить, что означают некоторые

фразеологизмы;

  • определить роль фразеологизмов в

речи человека.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

засоряют ли фразеологизмы нашу речь или делают её яркой, образной, красочной?


Фразеологизмы это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку.

Фразеологизмы в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти неустойчивые выражения – насколько они привычны и удобны.




  • Фразеологизмы подразделяют на разные группы: - фразеологизмы с названиями животных; речь из мифологии; - фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из устного народного творчества; - профессиональные фразеологизмы; - фразеологизмы, характеризующие человека.

«ахиллесова пята»

Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы, наверное, часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята ? Так причём же его пята, если он был непобедимым и отважным?!


Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку и пятка оказалась незащищённой.

В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Всякое слабое , уязвимое место человека называют

ахиллесовой пятой .


«Спустя рукава»

Почему рукава так называются - понятно (от слова рука). Поговорим о выражении спустя рукава .

Так стали говорить в те далёкие вре мена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщ ин были еще длиннее - 130-140 сантиметров

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было подвернуть.


Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно , что они работают спустя рукава .


«Как с гуся вода»

«Ему все как с гуся вода!» Это выражение часто встречается, но происхождение его известно не всем.




А вот сказать: «Как с курицы вода» - нельзя .

Видели ли вы промокшую курицу?

Жалкий вид.

Недаром про неприспособленных к жизни, испуганных, растерянных людей говорят «как мокрая курица».


А выражение

как с гуся вода означает: ему (ей) все нипочём.


«Сгореть дотла»

Что такое тло? Обычно смысл выражения связывают с глаголом тлеть .

На самом деле тло значит «основание».

Сгореть дотла - сгореть до основания.


«Знать назубок»

Какой смысл вкладывается в эти слова - детям известно не хуже взрослых.

Знать назубок - значит, например, превосходно выучить стихотворение, правило, таблицу умножения…


А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая.


«Опростоволоситься»

Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой, простоволосой, это было неправильно и женщина попадала в неловкое, неудобное положение.

Опростоволоситься означает «ошибиться», «сплоховать», «попасть в неловкое положение».


«Скатертью дорога»

В народе живет примета: перед отъездом к венцу невеста, желавшая, чтобы сёстры ее поскорее вышли замуж, должна потянуть за скатерть, которой накрыт стол, то есть как бы потянуть за собой в дорогу и своих сестёр.


До сих пор сохранился обычай провожать уезжающих, маша платочками, чтобы путь «лежал скатертью, был ровен и гладок». Выражение скатертью дорога первоначально употреблялось только как пожелание счастливого пути


Но со временем стало употребляться иронически , в значении «иди куда угодно», «убирайся» .


Итак, небольшой тест:

1) Скатертью дорога

2) Опростоволоситься

3) Знать назубок

иди, куда угодно, убирайся

ошибиться, сплоховать

отлично в чём-либо разбираться


2) Как с гуся вода

1) Спустя рукава

3) Ахиллесова пята

4) Сгореть дотла

ему (ей) всё нипочем

слабое, уязвимое место

сгореть до основания.

лениво, нехотя, медленно


Фразеологический зверинец

Голоден как …

волк

лиса

Хитер как ….

заяц

Труслив как….

Здоров как …

Изворотлив как …

Надут как …

индюк

Нем к ак

рыба

Грязный как…

свинья

Упрямый как…

осёл



Вывод

Проведя своё небольшое исследование, я пришла к выводу, что ф разеология – это величайшая сокровищница и ценность любого языка. Фразеологизмы не засоряют нашу речь, а делают ее эмоциональной, красивой, богатой. Чем больше мы будем знать фразеологизмов, тем точнее и красочнее сможем выразить свою мысль.


Информационные ресурсы : школьный фразеологический словарь русского языка ( ресурсы: http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1 http://www.elhoschool.ru/russki/frazeol.htm http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1065/html/media6815/11.jpg http://iliustracija.lt/wp-content/gallery/erika/brevno_v_glazu2.jpg http://frazbook.ru/wp-content/gallery/illyustracii-k-frazeologizmam/bit_chelom.jpg http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0939/010labe6vj1253801714.jpg