Какой мадам мир моды обязан косым кроем. Крой по косой мадлен вионне

Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Как мы уже не раз отмечали, первая половина ХХ века оказалась щедрой на таланты, масштаб которых нам кажется великим даже с позиций нынешнего дня.

Сегодня нашей героиней является Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet), которую по праву называют «архитектором моды». Пусть ее имя не настолько известно широкой публике, как имена Коко Шанель или Эльзы Скиапарелли, и в модных журналах за последние полвека оно мелькало не часто, но! профессионалы моды - Баленсиага, Диор, Алайя, Иссей Мияке и Ёдзи Ямамото преклонялись перед ее гением. Почему? Об этом наш сегодняшний рассказ.

Мадлен Вионне - талантливое дитя французской провинции, всю свою жизнь она чуждалась парижского лоска и модных пиар-акций. С другой стороны, совершенно аристократический перфекционизм и математический склад ума позволили ей создавать истинные шедевры. Как пишет Бертран Мейер-Стабле, «у Мадлен Вионне простые вкусы: она признает только самое лучшее и самое красивое. Она требует от поставщиков даже не эксклюзивный товар, а такой, какого еще ни у кого не было». История Мадлен Вионне полна случайностей, которые при ближайшем рассмотрении выглядят вполне закономерными. В детстве она была настолько талантлива в учебе, что о ней даже писала местная пресса. Вероятно, уже сказывался врожденный перфекционизм, поэтому попав в скромную швейную мастерскую в качестве ученицы, Мадлен проявила удивительную настойчивость и тягу к совершенству. Затем в ее жизни были Париж, Лондон и вновь Париж. В двадцатипятилетнем возрасте Мадлен поступила на работу в модный дом Callot. Лучшую характеристику этому периоду своей работы, вернее, периоду наработки профессиональных навыков дала сама Мадлен: «Благодаря сестрам Калло я смогла делать «роллс-ройсы». Если бы не они, я делала бы «форды» .
Ее наряды, действительно, были роллс-ройсами моды. Поначалу терний было больше, чем звезд, и ей приходилось внедрять свои новшества, преодолевая непонимание коллег.

Только открыв собственное дело, она поняла всю прелесть творчества «без ссор, без постоянной изнурительной борьбы». Но настоящая история модного дома Vionnet началась после первой мировой войны. Что можно сказать об эстетике Мадлен Вионне ? У нее математический склад ума, поэтому ее выкройки больше напоминают головоломки, повторить которые практически невозможно. Для нее мода - это искусство окутать женщину тканью и добиться того, чтобы женщина и ткань максимально раскрыли и подчеркнули преимущества друг друга. Каждая ткань ложится по-своему, и надо хорошенько изучить ее, чтобы уложить по косой, идеально адаптируя под женскую фигуру. Здесь необходима ювелирная точность кроя, оптимальные пропорции и, конечно, достойная фигура модели! Впрочем, в 30-е годы ХХ века спортивный образ жизни, здоровый загар и подтянутая внешность приобрели популярность.

Дадим слово самой Мадлен: «Моя самая важная находка - это асимметрия. Я первая начала раскраивать ткань по диагонали. Мои коллеги сначала заявили, что это бессмысленная порча ткани…. а потом многие из них стали делать то же самое. Но для того, чтобы вам удался косой крой, нужно обладать задатками скульптора, чувством объема.»

Историки моды видят ее место между Полем Пуаре и Габриэль Шанель - «она - яркая, непреодолимо притягательная точка в пространстве, разделяющая эти две стилистические и идейные противоположности». Если Шанель - демократична, то Вионне - это то, что французы называют sur mesure (по мерке, т.е. индивидуально). Ее платья шьются для конкретных женщин, зато сидят они на них так безупречно, что модель может обойтись не только без корсета, но и без бюстгальтера, что явилось своего рода революцией на тот момент!

Madeleine Vionnet, Evening Dress, 1934, The Metropolitan Museum of Art, New York

Изумительная драпировка в стиле античных статуй ложится без каких-либо креплений, являясь исключительно результатом уникального кроя и особой системы надевания. В двадцатые и тридцатые годы обозначилось соперничество Мадлен Вионне и Коко Шанель. Скажем так, клиенты разделились на два дружественных лагеря: одним импонировала откровенная роскошь, пусть даже ее легко копировали все кому не лень, другим же была близка идея совершенства - того неброского и неподражаемого совершенства, которое органично сливается с женщиной, выделяя ее из общего ряда.

Бертран Мейер-Стабле пишет по этому поводу: «Мадлен Вионне - пуристка, виртуозно владеющая техникой кроя, а Шанель скорее следовало бы назвать стилистом, создательницей современной женской униформы и удобного силуэта».

Мадлен Вионне создала уникальный метод кроя по косой, который трудно было скопировать. В одном из писем она пишет: «Я сама изобрела новую систему кроя, а теперь превратилась в ее рабыню». Чтобы воспроизвести какое-нибудь платье Vionnet, его необходимо было распороть, разложить по частям на столе и собрать заново. Но при этом существовала масса деталей, в том числе, декоративная отделка, совершенно не поддающаяся копированию. Любопытный факт: американские оптовики закупили партию моделей Vionnet с конкретной целью - организовать их производство за океаном. Как известно, в этот период швейное производство в США уже было автоматизированным, платья вручную практически не шились.

Madeleine Vionnet, Quatre Mouchoirs Dress, Winter 1920

Но оказалось, машина не способна скопировать продукцию Vionnet, и у американских кутюрье не оказалось ни малейшего шанса угнаться за парижским домом моды. Под нажимом своей клиентуры, заокеанские закупщики вынуждены были приобретать оригинальные модели, невзирая на цену. Цена была, безусловно, высокой. Но ведь и продукция Vionnet не относилась к товарам массового потребления! Среди клиенток дома Vionnet можно перечислить таких замечательных дам, как поэтесса Натали Барни, княжна Наталья Палей, принцесса Марина Греческая, супруга автомобильного магната Кристина Луи-Рено, ….

Нельзя обойти вниманием устройство модного дома Vionnet. Конечно, творческий процесс требовал самоотверженности и кропотливой работы. Дом был устроен в соответствии с цеховой иерархией, которая позволяла соблюдать точность и порядок. Мадлен Вионне с большим вниманием отнеслась к организации труда своих работниц - удобные стулья, просторные мастерские, неслыханные по тем временам услуги: медицинский кабинет, услуги дантиста, библиотека, ясли. В фирме действовала система гарантийного обслуживания. Если звонила недовольная клиентка, то к ней сразу же направлялся грузовик с водителем, одетым в элегантную форму от Vionnet, и забирал платье для устранения неполадок.

Будучи чужда «парижскому снобизму Коко Шанель» , Мадлен Вионне сторонилась модных веяний, не завязывала громких связей, зато ее другом стал великий Рене Лалик, взявший на себя оформление интерьера дома Vionnet. В итоге, интерьер был столь же совершенен, как и модели Мадлен Вионне.

Мадлен Вионне задавала тон в парижской моде вплоть до 1936 года . Благополучно пережив повальное увлечение геометрическими силуэтами в стиле ар нуво и возврат к талии и скульптурным формам, она творила в полную силу. По словам Аззедина Алайи, «свои лучшие вещи Мадлен Вионне создала в тридцатые годы, это были платья с фантастическими драпировками, абсолютно современными, потому что они не пришиты к ткани и вообще никак не закреплены, их надо заново придумывать всякий раз, как надеваешь платье.»

Вторая половина тридцатых годов принесла коррективы в жизнь Европы. Пренебрегая теми условиями работы, которые мадам Вионне им создала, ее работницы присоединились ко всеобщей забастовке. По жизни словно прошла трещина… Произошел второй развод. Близилась война. Мадлен Вионне уже шел седьмой десяток, и она решила уйти на покой. Ей суждено было прожить еще тридцать лет в скромности и провинциальном забвении, приятно удивляясь тому факту, что ее наряды выставлены во многих музеях мира.

Если бы пришлось снимать фильм о жизни Мадлен Вионне, то начать надо именно с образа старой мудрой дамы, которая со светлой грустью вспоминает о своем прошлом. О революционном прошлом в парижской моде. Своим творчеством она внесла бесценный вклад в формирование образа современной женщины, для которой стремление к совершенству так же естественно, как и для Мадлен Вионне.

1

1

1

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой. В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.

НЕ ТОЛЬКО ПОРТНИХА, НО И ТВОРЕЦ

Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.

Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе. Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".

В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.

Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов

НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.

Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.

На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте. Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.

Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

МОДЕЛИ ИЗ РАННИХ КОЛЛЕКЦИЙ

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1953

  • Вечернее пальто, Madeleine Vionnet. прибл.1935

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1937

  • Вечерний ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936

  • Дневной ансамбль, Madeleine Vionnet. прибл.1936-38

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. прибл.1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1938

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. прибл.1925

  • Платье, Madeleine Vionnet. 1917

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. Весна-Лето 1932

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1930

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1939

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1932

  • Халат, Madeleine Vionnet. 1932-35

    Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1933-37

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1936

  • Вечернее платье, Madeleine Vionnet. 1934-35

  • Вечерняя накидка, Madeleine Vionnet. 1930

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн. Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

Место рождения: Шийёр-о-Буа, северо-центральная часть Франции.

В 1888 году становится ученицей швеи мадам Буржёй;

В 1895 году едет в Лондон изучать портняжное дело. Там работает для Kate Reilly, ателье, где изготавливали копии парижских моделей;

В 1901 году начинает работать в ателье сестер Калло в Париже, где постигает строгие стандарты искусства конструирования;

В 1906 году Жак Дусе приглашает ее к себе на работу, чтобы освежить традиции своего Дома моды;

В 1912 году открывает собственный Дом моды;

Из-за Первой мировой войны закрывает свой Дом моды в 1914 году, уезжает в Рим, где шьет модели для частных клиенток;

В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье, организует судебный процесс против модельера, который занимался подделкой ее моделей. Для того, чтобы защитить свои творения от плагиата, Мадлен решает использовать специальные логотипы, нумерует каждую модель, фотографирует их прямо, спереди, сзади, а затем формирует специальный альбом моделей;

1939 год - после начала Второй мировой войны Вионне решает отойти от дел. Немного позже из-за отсутствия финансирования Модный дом Вионне закрывается;

С 1945 года начинает преподавать в школах моды по направлению драпировка ткани.

В 1952 году Мадлен Вионне безвозмездно передает свои альбомы с платьями и эскизами Музею декоративных искусств В Париже.

Но ее ДОм моды не канул в века времен, он существует и по сей день. Конечно ему было суждено пережить несколько покупок и продаж. В настоящее время Дом является собственностью компании Go TO Enterprise, которой владеет Гога Ашкенази, миллиардерша казахского происхождения.

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Мадлен Вионне-"архитектор моды"

"Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Мадлен Вионне

Творчество Мадлен Вионне считается вершиной искусства моды. Любовь к геометрии и архитектуре позволили Вионне создавать изысканные фасоны на основе простых форм. Некоторые из её выкроек, подобны головоломкам, которые приходится разгадывать до сих пор.Мас-терс-тво Мадлен Вионне бы-ло столь вы-сокого клас-са, что её называли «ар-хи-тек-тором мо-ды». Для создания ше-девров она не нуж-да-лась в рос-кошных тка-нях и затейливых от-делках. Вионне бы-ла новатором, без её идей, которые ког-да-то ка-зались слишком смелыми и необычными, не-воз-можно создавать современную одежду.


Мадлен Вионе прославилась прежде всего своей техникой кроя, предполагающей раскладку на ткани не как обычно по долевой ните, а по косой, под углом 45 градусов к долевой ните. Нельзя не заметить, что Мадлен не была автором этой техники, но именно она довела ее до абсолютного совершенства. Все началось в 1901 году, именно тогда Мадлен Вионне поступает на работу в ателье сестер Калло, где работает с одной из совладелиц ателье - мадам Гербер. Мадлен замечает, что некоторые детали одежды, а именно небольшие вставки, кроются по косой, однако такая техника используется не слишком часто. Вионне же начинает использовать эту технику повсеместно, раскраивая полностью все детали платья по косой.

В результате готовое изделие приобретает совершенно иную форму, платье будто струится и полностью облегает фигуру. Такой подход кардинально изменяет одежду и оказывает огромное влияние на моду в будущем.Вионне говорила о себе: «Моя го-лова — слов-но ра-бочая шка-тул-ка. В ней всег-да есть игол-ка, нож-ни-цы и нит-ки. Да-же ког-да я прос-то иду по ули-це, я не мо-гу не наб-лю-дать за тем, как оде-ты про-хожие, да-же муж-чи-ны! Я го-ворю се-бе: «Вот тут мож-но бы-ло бы сде-лать склад-ку, а там — рас-ши-рить ли-нию пле-ча…». Она пос-то-ян-но что-то при-думы-вала, не-кото-рые из её идей ста-ли не-отъ-ем-ле-мой частью мод-ной ин-дус-трии.


Благодаря огромному опыту, который Вионне получила в ходе работы в различных ателье Лондона и Парижа, она смогла выработать свой собственный непохожий ни на чей другой стиль. Она создала неповторимую технику кроя и тем самым смогла взбудоражить мир моды ХХ века.


Будучи по своей натуре модернистом, Вионне считала, что присутствие на одежде украшений должно быть сведено к минимуму, они не должны утяжелять ткань. Одежда должна сочетать в себе такие качества как комфортность и свобода движения. Вионне считала, что одежда должна полностью повторять формы женского тела, а не наоборот фигура подстраиваться под неудобные и неестественные формы одежды. Она была одной из небольшого количества дизайнеров начала ХХ века, наравне с Полем Пуаро и Коко Шанель, которые создавали женскую одежду на бескорсетной основе.

Мало того, модели Вионне демонстрировали свои платья на голое тело, без нижнего белья, что было достаточно провакационно даже для готовой ко многому парижской аудитории. Во многом благодаря Вионне смелые и открытые "новому" женщины смогли отказаться от корсетов и ощутить свободу в движении. В 1924 году, давая интервью The New-York Times, Вионне призналась: "Лучший контроль тела - это естественный мышечный корсет - который может создать любая женщина благодаря физическим тренировкам. Я не имею в виду тяжелые тренировки, а наоборот то, что вы любите и что делает вас здоровыми и счастливыми. Очень важно чтобы мы были счастливы".


В 1912 году Мадлен Вионне открывает свой собственный Дом моды в Париже, однако по истечении 2 лет она вынуждена приостановить его деятельность. Причиной тому стала начавшаяся Первая Мировая война. В этот период Вионне переезжает в Италию, занимается саморазвитием. В Риме Мадлен заинтересовалась античной культурой и искусством, благодаря чему она стала уделять больше внимания драпировкам и последовательно усложняла их. Подход к драпировкам был аналогичен технике кроя - основная идея заключалась в естественности линий и ощущении легкости и воздушности.


В период с 1918 по 1919 годы Вионне снова открывает ателье. С жтого периода и еще на 20 лет вперед Вионне стала законодателем женской моды. Благодаря культу женского тела, ее модели стали настолько ппопулярны что со временем заказов в ателье стало так много, что работающий там персонал просто не справлялся с таким объемом. В 1923 году Вионне, с целью расширения своего бизнеса, приобретает здание на авеню Монтень, которое полностью реконструирует в сотрудничестве с архитектором Фердинаном Шаню, декоратором Жоржем де Фер и скульптором Рене Лалик. Это великолепное здание получило впечатляющие название "храм моды".

Приблизительно в этот же период времени коллекция женской одежды Модного дома Вионне пересекает океан и попадает в Нью-йорк, где пользуется такой популярностью, что спустя 2 года Мадлен Вионне открывает в США филиал, в котором продавались копии парижских моделей. Особенностью американских копий было то, что они были безразмерными и подходили практически на любую фигуру.


Такое успешное развитие Дома моды привело к тому, что в 1925 году в нем работало уже 1200 человек. По численности Дом моды конкурировал с такими успешными модельерами как Скиапарелли, у которой на тот момент работало 800 человек, Ланвин - у которой работало около 1000 человек. Очень важным моментов является то, что Мадлен Вионне была социально-ориентированным работодателем. Условия труда в ее Доме моды существенно отличались от других: обязательным условием работы были короткие перерывы, работницы имели право на отпуск и социальные пособия. Мастерские были оборудованы обеденными зонами и лечебницами.

На фото слева - пригласительный билет на показ коллекции Дома моды Вионне; справа - эскиз модели Вионне в одном из парижских журналов


НЕРАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Мадлен Вионне была абсолютным виртуозом в вопрсе по работе с тканью, она могла создать необходимую для платья форму, не используя замысловатые приспособления и инструменты - все что было необходимо для этого - это ткань, манекен и иголки. Для своей работы она использовала маленькие деревянные куколки, на которые накалывала ткань, изгибая ее так, как это было необходимо и закалывая ее иголками в нужных местах. Ненужные "хвосты" она обрезала ножницами, после того, как Мадлен была удовлетворена результатом, она переносила задуманную модель на конкретную женскую фигуру. В настоящее время такой способ работы с тканью называется - способом "наколки".

Не лишним будет отметить, что вопреки красоте и изящности получаемых линий, одежда Вионне не отличалась легкостью в эксплуатации, а именно, ее достаточно сложно было надеть. Некоторые модели платьев требовали определенных навыков от своих обладательниц для того чтобы они смогли просто их одеть. В силу такой сложности, имели место такие случаи, когда женщины забывали эти приемы и просто не могли одеть платья от Вионне.



Постепенно Мадлен еще более усложнила технику кроя - ее лучшие модели не имеют ни застежек, ни вытачек - есть лишь один единственный диагональный шов. К слову сказать, в коллекции Вионне есть модель пальто, которая изготовлена вообще без одного шва. В ненадетом виде модели платьев представляли собой обычныые лоскуты ткани. Трудно было даже представить, что только с использованием особых приемов скручивания и завязывания эти куски ткани могли превратиться в элегантные наряды.


На фото выкройка и эскиз вечернего платья Дома моды Вионне

В процессе работы над моделью Мадлен преследовала только одну цель - в итоге платье должно сидеть на клиентке как влитое. Она использовала множество подходов, позволяющих визуально улучшать фигуру, например уменьшить обхват талии или наоборот увеличить линию декольте.

Еще одной изюминкой кроя Вионне было сведение к минимуму швов на изделии - в коллекции ее творений есть платья с одним швом. Некоторые из методов работы с тканью, к сожалению, до сих пор остаются нераскрытыми.

Вионне положила начало такому особо популярному в наше время понятию как авторское право. Боясь случаев незаконного копирования своих моделей, она пришивала к каждому издеию специальный ярлык с присвоенным порядковым номером, и отпечатком своего пальца. Каждая модель фотографировалась в трех ракурсах, а затем заносилась в специальный альбом с подробным описанием особенностей, свойственных тому или иному изделию. В целом за период своей деятельности Вионне создала около 75 альбомов.


Вионне была первая кто использовал одинаковую ткань как на верх изделия, так и на его подкладку. Этом прием стал достаточно популярным в те времена, однако применяется и современными модельерами.

ВПЕРЕД В БУДУЩЕЕ

С момента, как Мадлен Вионне открыла свой Модный дом, прошло уже более 100 лет, но ее идеи по прежнему популярны и востребованы. Конечно ее узнаваемость не так велика, как например Коко Шанель и Кристиван Диор, но ценители модного искусства знают какой неоценимый вклад в модную индустрию сделала эта "великолепная во всех отношениях" женщина. Она смогла достигнуть своей цели - сделать женщину утонченной, женственной и грациозной.

Удивительно, что модели Вионне, даже спустя более чем 70 лет как она отошла от дел, до сих пор востребованы современной содой. Благодаря ее легко узнаваемой эстетике и неоценимому вкладу в дизайн.

Вионне повлияла на работы сотен современных модельеров. Гармония форм и пропорций ее платье не перестают вызывать восхищение, а техническое мастерство, которого удалось достичь Вионне, возвело ее в ранг одного из самых влиятельных модельеров за всю историю моды.

Мадлен очень любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти моделей. Однако платья пришлись по душе свободолюбивым женщинам, ведь теперь они могли справляться со своим туалетом сами, без посторонней помощи. К тому же такие наряды были просто созданы для того, чтобы танцевать модный джаз и управлять автомобилем. Мадлен шила платья, которые держались только благодаря банту, завязанному на груди. Этот наряд был настоящей гордостью мадам Вионне. Вообще, Мадлен каждую новую идею использовала впоследствии регулярно, с каждым разом стараясь довести ее до совершенства. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени. Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Именно к этому и стремится современная мода. Среди ее клиенток были Грета Гарбо (Greta Garbo) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

В 80-е и 90-е годы ХХ века дизайнеры одежды нередко обращались к гениальным идеям мадам Вионне. Таким образом, она определила развитие моды на несколько десятилетий вперед.

В 2007 году модный дом Madeleine Vionnet вновь возобновил свою работу, когда прошло около трех десятилетий после смерти его создательницы. Принадлежит компания человеку по имени Арно де Люммен (Arno de Lummen). Его отец купил компанию в 1988 году. Он пригласил на работу Софию Кокосолаки (Sophia Kokosolaki) - модельера из Греции. Однако она вскоре покинула марку, чтобы работать на собственное имя. После нее арт-директором стал Марк Одибе (Marc Audibet), который в прошлом трудился на Hermes, Ferragamo и Prada. Однако первая коллекция Марка для Madeleine Vionnet в 2008 году особого успеха не имела.

Оригинал записи и комментарии на

Женщина – кутюрье…

Даже сегодня, в современном мире, где каждый день женщины что нибудь да отвоевывают у мужчин – подавляющим большинством кутюрье по-прежнему остаются мужчины.
А теперь представьте: Женщина – Кутюрье – Новатор и Революционер мира моды жившая и творившая 100 лет назад!

К сожалению, на сегодняшний день, Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) знают далеко немногие, но ее творения известны каждому, те новаторства и изобретения, что она делала в те далекие годы, актуальны и по сей день.

Родилась Мадам Вионне 2 июня 1876 в маленьком французском городке Альбервилле, расположенном в Альпах. Мадлен была из бедной семьи, поэтому с малых лет ей приходилось зарабатывать.

В 11 лет, мечтавшая стать архитектором, девочка устроилась работать помощницей к местной портнихе.

В 17 лет она отправилась в Париж, где получила работу швеи в Доме мод «Винсент». Из-за отсутствия образования у Мадлен были не самые светлые перспективы на будущее, но у нее появилось много навыков – она стала опытной швеей.

В 22 года Мадлен уехала в Лондон. Поработав некоторое время прачкой, девушка устроилась в мастерскую «Кэти О’Рэйли», занимающуюся копированием модных французских нарядов. В этот период Вионне вышла замуж и родила ребенка, но из-за того, что ребенок скончался, ее брак распался. Вионне, чтобы как-то справится с горем, решила с головой уйти в работу.

В 1900 году удача все-таки обратила внимание на молодую Мадлен – в Париже она устроилась в известнейший в то время модный дом сестер Калло, а одна из сестер - мадам Гербер, даже сделала ее своей главной помощницей. Работа с мадам Гербер сильно повлияла на сознание Вионне, позже она отзывалась о ней так: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее бы я выпускала форды».

Следующим местом работы Мадлен стал Дом моды знаменитого Жака Дусе, там женщина работала закройщицей. Несмотря на свои очевидные таланты Вионне не смогла задержаться на этой работе долго из-за своих весьма революционных для того времени взглядов:

Вионне предлагала покончить с корсетами, подкладками и огромным количеством ткани которые перестраивали фигуру.

Она считала, что залог красивой фигуры гимнастика и здоровый образ жизни, а также то, что женщин нужно облачать в простые удобные наряды из легких тканей, которые манекенщицы смогут демонстрировать даже без белья!!!

Обычно владельцы знаменитых домов моды не слишком жалуют закройщиц – революционерок…
Работа у Дусе закончилась большим скандалом.

Но, как говорится: «Что ни делается - все к лучшему…»

Лишний раз это утверждение подтвердила и Мадлен, решив в 1912 году, что пора открывать собственное дело…

И...

В Париже на улице Риволи появился модный Дом Madeleine Vionnet.

Начать свой бизнес – дело не простое само по себе, но кроме обычных сложностей, полноценной работе модного дома мешали события Первой Мировой войны, полноценную работу ателье смогло начать только в 1919 году.

Проходят столетия, а кризисы лишь сменяют друг друга...

Интересно...

Что сказала бы Мадлен о кризисе сегодняшнем?

Простая женщина, влюбленная в кройку и шитье с собственным виденьем моды будущего... Жившая в обществе полном шовинизма и консерватизма, во времена первой мировой войны, когда впервые в истории мировые державы соревновались между собой в способах массового убийства...

Стала бы она отказываться от своей мечты и дожидаться благоприятной политической ситуации?

После войны Мадлен оказалась в выигрышной ситуации, у нее был налажен бизнес, кардинально изменились настроения в обществе и изменилось отношение к одежде, телу и дамам – теперь женщины смогли, наконец, оценить и понять Вионне - новая марка приобрела настоящую популярность.

Мадлен совсем не умела рисовать, но благодаря отлично развитому пространственному мышлению и математическому таланту она создавала очень сложные и элегантные наряды.

Помощником ей служил небольшой манекен (в половину роста человека), на котором она закалывала материалы, до тех пор, пока результат не удовлетворял ее.

Одним из главных изобретение мадам Вионне является косой крой.
Она придумала поворачивать ткань под углом в 45 градусов относительно ее основы.
Целую эпоху моды 30-х годов невозможно себе представить без нарядов с таким кроем. Крой по косой применялся и ранее, но так изготавливались лишь детали, т. к. наличие корсетов и накладок не давали модельерам полноценной реализовать свои творческие фантазии. Благодаря своему нововведению Вионне могла создавать наряды облегающие фигуру из струящихся тканей, таких как атлас, шелк и креп. Именно Мадлен сделала эти материалы модными в то время.

Поставщиком для ателье Вионне был крупнейший производитель текстиля в то время - фабрика Бьянчини-Ферье. Мадлен заказывала очень широкие полоски ткани (до двух метров). Специально для нее бы создан новый материал нежно-розового цвета - смесь шелка и ацетата.

К слову, женщина всегда была довольно равнодушна к цвету, главной ее страстью была форма наряда, которая соответствовала естественным линиям тела.

Мадлен говорила «Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» и они «улыбались», абсолютно бесформенные на вешалке наряды, невероятно живо и элегантно смотрелись на фигуре!

Вионне считала недопустимым подгонять тело под форму и крой модного наряда.

В 1923 году небольшое ателье Мадлен стало настолько популярным, что уже не могло справиться с огромным потоком заказчиков - мастерская перебралась в более просторное помещение на улице Монтень.

Спустя всего год появилось представительство Дома Мадлен на Пятой авеню в Нью-Йорке, а затем открылось отделение в южно-французском Биаррице.

Еще одним изобретением Вионне можно считать наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Мадлен придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она разработала вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь в 60-е годы.

Мадлен любила шить платья из одного куска ткани, они застегивались на спине или у них не было никакой застежки вовсе. Это было непривычно для клиенток и им приходилось специально учиться надевать и снимать эти модели. Модный Дом Вионне посещали самые состоятельные и стильные дамы того времени.

Отличительной чертой изделий Мадлен была гармония, которая заключалась в удивительном сочетании простоты и роскоши ее нарядов. Среди ее клиенток были Грета Гарбо и Марлен Дитрих.

К концу 30-х годов Вионне «заразив» весь мир косым кроем, сама практически перестала кроить по косой, предпочитая классические драпировки и античный стиль. Древнеримские мотивы прослеживались в узлах, жгутах, сложном крое и текучих формах. Это направление вечерней моды получило название «неоклассицизм». Что касается драпировок - тут мадам Вионне была непревзойденным мастером. Они подчеркивали фигуру и не утяжеляли наряд. Секреты создания некоторых из них до сих пор остались неразгаданными.

Мадлен Вионне опасалась того, что будут подделывать ее творения и воровать идеи, поэтому каждый наряд был подробно сфотографирован с трех сторон, и каждому был присвоен собственный номер. Все данные она записывала в специальные альбомы, которых за все годы работы в своем ателье собрала 75 штук. Позже они были переданы модельером в Музей моды и текстиля Парижа. Эта женщина стала первым в мире борцом с контрафактной продукцией.

Чувство благодарности Мадлен должны испытывать и современные манекенщицы, именно она входила в число первых кутюрье, которые стали нанимать в свои фирмы профессиональных манекенщиц и внесла немалый вклад в то, чтобы это профессия начала считаться престижной.

Отношения с сотрудниками в Доме Моды строились на высоком уровне - перерывы на отдых в распорядке рабочего дня были обязательными.

Работники уходили в отпуска и получали материальную поддержку по болезни, что в то время было большой редкостью.

Более того, она создала при своем ателье больницу, столовую и даже туристическое агентство для сотрудников.

К величайшему сожалению у каждой истории есть конец.

А истории из жизни часто далеки от сказок, даже если и похожи на них...

Социальная политика имела обратную сторону - несмотря на успех, финансы компании пребывали не в самом лучшем состоянии - Мадлен была прекрасным, талантливым модельером и добрым человеком, но плохим коммерсантом.

Фирме, у которой и так не было стабильности, решающий удар нанесла Вторая мировая война.

Модный Дом Madeleine Vionnet закрылся в 1940 году.

Мадам Вионне осталась почти без средств и после этого прожила еще 36 лет, находясь в полном забвении публики.

Ее изделия разошлись по всему свету, продавались за огромные деньги с аукционов. Мадлен этих денег уже не видела.

Умерла Вионне в 1975 году, немного не дожив до своего столетия.

«…То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда. Я хотела, чтобы мои платья пережили время благодаря не только своему крою, но и своей художественной ценности. Я люблю то, что не теряет достоинств с течением времени…» Так незадолго до смерти Мадлен Вионне сформулировала то, чем она жила и дышала на протяжении всей своей жизни…

Крой по косой. Воротник – хомут и воротник – копюшон. Одежда без швов. Платья на голое тело. Искусные драпировки струящихся тканей. Необъяснимо…

Страсть к математике. Любовь к архитектуре. Головоломки выкроек, которые до сих пор не разгаданы. Имя, которое, увы, позабыто. Одежда из фондов музеев, до сих пор вызывающая восхищение ценителей прекрасного… Все это оставила в наследство Мадлен Вионне - классический гений Высокой моды.

Все будет по-моему

Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876-го года. С раннего детства она мечтала стать скульптором, в школе проявила значительные способности к математике, но бедность вынудила ее оставить школу и в одиннадцать лет стать помощницей портнихи, чтобы приносить хоть какую-то пользу своей семье. Перспективы у девочки, не получившей даже школьного образования, были весьма туманны, жизнь казалось предопределенной и не сулящей каких-то больших радостей. Однако Мадлен сумела все сделать по-своему. Впрочем, этим самым «по-своему» она занималась всю свою жизнь.

Очень рано выйдя замуж, она переехала в Париж – в поисках лучшей доли. Мадлен повезло – хорошие портнихи требовались повсюду, и ей удалось устроиться в известный Дом Моды. Вскоре она родила дочку, но случилось несчастье - девочка умерла. Вскоре распался и казавшийся таким крепким брак, а потом бедная девушка лишилась и работы. Отчаявшись, она на последние деньги купила билет и, не зная языка, уехала в Англию…

Как человеку проявить себя? Жизнь предоставляет немало возможностей для этого, главное – суметь воспользоваться хоть одной из них. Мадлен Вионне это удалось – причем, неоднократно, а, пожалуй, каждый раз, когда судьба дарила ей свою благосклонную улыбку. Начав работать в Туманном Альбионе скромной прачкой, вскоре она стала одной из самых знаменитых женщины этой страны, а вернувшись в Париж – признанной законодательницей моды и стиля…

Платье должно улыбаться

Собственный Дом Моды она создала благодаря… скандалу. На показе, где впервые были представлены ее уникальные, раскроенные по косой платья, облегавшие фигуру подобно неизвестному тогда трикотажу, Мадлен – дабы не нарушать гармоничность линий – потребовала, чтобы манекенщицы надевали их на голое тело. Это было «слишком» даже для богемного Парижа, но именно так прогрессивные и свободомыслящие женщины того времени нашли «своего» модельера… И пусть Модный Дом Мадлен Вионне проработал, в сущности, лишь от конца Первой мировой войны до начала Второй мировой – за эти годы ею было сделано столько открытий, воплощено столько новаторских идей, сколько нынешним дизайнерам и не снилось…

Именно Мадлен впервые – во всеуслышание! - заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. «Когда женщина улыбается, то платье должно улыбаться тоже», - говорила Вионне. И создавала платья, которые лишь подчеркивали естественную красоту женщины, повторяя линии ее фигуры, приспосабливаясь к изгибам ее тела… В таких платьях дамам было так легко танцевать модный джаз и водить машину...

Хорошо зная математику, она никогда не забывала, что тело имеет три измерения, и не полагалась на плоское изображение на бумаге. Мадлен не столько шила, сколько конструировала, по-своему «лепила», создавая объемные модели, для чего использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками. Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Мадлен Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры.

Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры, а модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся ассиметричностью форм. Впоследствии, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Мадлен Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Чего греха таить, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно, или же каждый раз приезжать в Модный Дом Мадлен Вионне, дабы… одеться!

Великий экспериментатор

Основные эксперименты Вионне совершила в технике кроя: она ввела в обиход крой по косой - под углом 45 градусов к направлению долевой нити, благодаря которому умудрялась создавать одежду практически без швов. Однажды специально для нее сделали шерстяные отрезы шириной пять метров, из которых она создавала пальто… вообще без швов!

Дополнением к филигранному крою стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы. Она оказала влияние на всю моду XX века, хотя всегда заявляла: «Я не знаю, что такое мода, я никогда не думаю о ней. Я просто делаю платья». Ее чувственные платья из шелка, крепдешина, габардина и сатина носили всемирно признанные звезды: Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы. Модельер удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту, получая в результате ту желанную гармонию, которая востребована всегда… Античный стиль, который достаточно часто использовался в моде и до Мадлен, в ее коллекциях обрел вторую жизнь. Он считался символом элегантности на протяжении двух предвоенных десятилетий.

Новатор по жизни

Новое понимание одежды как естественного продолжения и украшения фигуры обеспечило безумную популярность Дома Моды Вионне. Чтобы защитить свои уникальные модели от подделок, мадам Вионне стала пришивать к ним метки с собственным именем - логотипом, каждую модель фотографировала с трех сторон, а позднее – используя трехстворчатое зеркало, и заносила всю подробную информацию обо всех моделях в специальный альбом. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала семьдесят пять таких альбомов. В 1952-ом году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume). Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.

Новаторскими были и ее взаимоотношения с персоналом собственного Модного Дома. Именно Мадлен Вионне сделала уважаемой и престижной профессию манекенщицы. В ее Модном Доме всем сотрудникам были предоставлены необходимые социальные права, обязательно устраивались регулярные перерывы, всем работникам предоставлялись отпуска, выплачивались пособия по болезни. При ее Модном Доме специально для персонала были созданы поликлиника, столовая и даже маленькое туристическое бюро! К 1939-му году на Дом Вионне, изготовлявший до трехсот моделей в год, работало около трех тысяч человек.

Наследство вкуса

Однако ни новый подход к модным показам, ни разнообразные социальные программы, ни эксперименты в технике кроя не принесли Мадлен Вионне финансового успеха и стабильности. Вторая мировая война подорвала модный бизнес, ее Дом закрылся. Больше мадам Вионне созданием моделей не занималась, жила скромно, но живо интересовалась всем происходящим в мире Высокой моды. Ее модели распродавались на аукционах за огромные деньги, которые шли мимо нее…

Не дожив чуть меньше года до своего столетнего юбилея, она любила повторять: «Вкус - это чувство, которое делает различия между тем, что по-настоящему красиво, тем, что просто бросается в глаза, и также тем, что уродливо! Это знание передается по наследству - от матери к дочери. Но некоторые люди не нуждаются в обучении: чувство вкуса у них врожденное. Я думаю, я одна из таких людей…»

«Любовь к геометрии позволила Мадлен Вионне создавать изысканнейшие фасоны на основе простых форм, таких как четырехугольник или треугольник. Ее творчество – вершина искусства моды, которую невозможно превзойти…»

Секрет стиля

Никто так и не сумел разгадать секрет вечернего платья цвета слоновой кости, созданного Мадлен Вионне в 1935-ом году. Оно находится в Парижском Музее Моды и Текстиля и относится к тем чудесным творениям, идеальная форма которых достигается при помощи одного единственного шва.