Эсминцы типа арли берк. Американские эсминцы класса «Arleigh Burke

Эскадренные миноносцы типа «Arleigh Burke» (русск. «А́рли Бёрк) - тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) четвёртого поколения. Эсминцы строятся по заказу ВМС США с 1988 года, строительство кораблей этого типа продолжается. Название типу было дано по головному кораблю, эсминцу УРО «Арли Бёрк», названному в честь американского адмирала Второй мировой войны. Первый эскадренный миноносец типа «Арли Бёрк» был введён в состав Атлантического флота США 4 июля 1991 года. После списания 21 сентября 2005 года последнего эсминца типа «Спрюэнс» USS Cushing в ВМС США остался единственный тип эскадренных миноносцев УРО - эскадренные миноносцы «Арли Бёрк».


На май 2010 года эсминец «Арли Бёрк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. Учитывая достаточно низкие темпы строительства эсминцев в других государствах, в ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.

Помимо флота США, четыре корабля типа «Арли Бёрк», правда с несколько изменённой конструкцией и построенные по гражданским стандартам (эскадренные миноносцы типа «Конго»), стоят на вооружении морских сил самообороны Японии. На 2000 год планировалось ввести в состав ВМС Японии к 2010 году ещё три корабля, модернизированных до уровня серии IIA, но в настоящее время от строительства этих кораблей отказались в пользу более совершенных эскадренных миноносцев типа «Атаго» .

Назначение кораблей данного типа


К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренными миноносцами УРО типа «Арли Бёрк», относятся:

  1. Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.
  2. Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.
Второстепенными задачами кораблей этого типа являются:

  • Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;
  • Обеспечение морской блокады тех или иных районов;
  • Артиллерийская поддержка десантных операций;
  • Слежение за кораблями противника;
  • Участие в поисково-спасательных операциях.
Благодаря боевым возможностям системы «Иджис» , эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника. По сравнению с крейсерами «Тикондерога» , эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения. При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История разработки строительства кораблей серии


История разработки

Разработка эсминцев УРО нового типа, способных дополнить 31 эсминец типа «Спрюэнс» и заменить эсминцы предшествующих типов, началась в конце 1970-х годов и, в итоге, привела к созданию облика кораблей данного типа и появлению программы по их строительству. Принципиально новый тип эсминцев УРО должен был стать средством для достижения превосходства ВМС США над Военно-морским флотом Советского Союза. Первоначально разработка нового проекта эскадренного миноносца была предложена в 1980 году конструкторам семи судостроительных предприятий. Их число уже в 1983 году сократилось до трёх компаний: Todd Shipyards, Bath Iron Works, и Ingalls Shipbuilding.

В итоге 5 апреля 1985 года контракта на постройку первого корабля серии Ι добилась судостроительная верфь Bath Iron Works. Контракт был заключён на сумму в $ 321,9 млн, а общая стоимость эсминца-первенца вместе с вооружением составила $ 1,1 млрд (в ценах 1983 года). Верфь Bath Iron Works получила также контракт на постройку 3-го и 4-го эсминца в серии, а позднее добивалась всё новых и новых контрактов. Второй эсминец первой серии был заказан второй компании, Ingalls Shipbuilding (компания Todd Shipyards не смогла добиться получения контракта).

Серийное строительство

После заказа на постройку первых трёх эсминцев (DDG-51 - 53) 13 декабря 1988 года последовал заказ на строительство ещё пяти эсминцев серии. За этим заказом 22 февраля 1990 года последовал новый на строительство дополнительных пяти эсминцев, далее судоверфями был получен заказ (от 16 января 1991 года) на ещё четыре эсминца. Последний заказ на пяти эсминцев первой серии корабля был получен верфями Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding 8 апреля 1992 года, причём последний из пяти заказанных в 1992 году эсминцев, «Мэхэн», достраивался уже как корабль серии Flight II.

Заказы на корабли II серии были распределены следующим образом: 19 - 21 января 1993 - четыре эсминца (DDG-73 - DDG-76), 20 июля 1994 - три (DDG-77 - DDG-79), причём последний из этих трёх эсминцев, «Оскар Остин», строился по проекту Flight IIA.

Заказы на строительство кораблей серии IIA были осуществлены в следующие сроки: 6 января 1995 - три ед. (DDG-80 - DDG-82), 20 июня 1996 - две ед. (DDG-83 - DDG-84), 13 декабря 1996 - четыре ед. (DDG-85 - DDG-88), 6 марта 1998 - тринадцать ед. (DDG-89 - DDG-101), 13 сентября 2002 - одиннадцать ед. (DDG-102 - DDG-112), 15 июня 2011 - одна ед. (DDG-113), 27 сентября 2011 - две ед. (DDG-114 - DDG-115), объявлен опцион на DDG-116.

На начало июня 2011 года запланирована постройка 75 эскадренных миноносцев данного типа, из которых 61 корабль уже построен и по 2-3 новых корабля вводится в строй ежегодно. Последний, 61-й эсминец серии, «Спрюэнс», был принят в состав ВМС США 1 октября 2011 года. После отказа в июле 2008 года от крупносерийного строительства эсминцев типа DDG-1000, появились планы постройки ещё 8-11 кораблей типа «Арли Бёрк» кроме уже заказанных 62 и увеличения общего числа построенных эсминцев серии до 70-73 единиц. Строительство новых эсминцев типа «Арли Бёрк», следующих за USS Michael Murphy (DDG-112), позволяет судостроительным верфям США не прерывать производство эскадренных миноносцев до начала серийного производства на этих предприятиях крейсеров новых типов CG(X) и CGN(X), которое ожидается не ранее 2015 года (если не считать малосерийное строительство эсминцев DDG-1000). В декабре 2009 года ВМС США заключили контракт стоимостью $ 117 млн на приобретение материалов для эсминца DDG-113, а в апреле 2010 года контракт стоимостью $ 114 млн на приобретение материалов для эсминца DDG-114.

В июне 2011 года стало известно, что руководством ВМС США было принято решение об увеличении заказа на эсминцы типа «Арли Берк» и продолжении их строительства как минимум до 2031 года. В рамках программ 2012 и 2013 годов планируется разработать новую улучшенную модификацию эскадренного миноносца - Серию III, по которой, начиная с 2016 года (с корабля DDG-122), должно быть заложено 24 новых корабля этого типа. Планируется, что корабли от DDG-113 до DDG-121 будут постепенно «насыщатся» технологиями Серии III.

Стоимость строительства

Стоимость постройки головного эсминца в ценах 1983 года составляла $ 1,1 млрд. На 2004 год усреднённая стоимость постройки одного корабля серии IIA равнялась $ 1,1 - 1,25 млрд, а ежегодная стоимость обслуживания одного корабля (при одном ремонте раз в два года)= $ 20 млн. К 2009 году, в связи с инфляцией, стоимость одного эсминца третьей подсерии (Flight IIa) возросла до $ 1,4 млрд (равноценных по паритету покупательной способности 26,32 млрд рублей), а ежегодная стоимость обслуживания до $ 25 млн.

Основная доля средств от общей стоимости постройки и вооружения эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» идёт непосредственно на приобретение и монтаж на эсминцах систем вооружения. Так, 6 корпусов эсминцев, заказанных Bath Iron Works к закладке в 2002-2005 годах обошлись в $ 3 170 973 112, стоимость 4 корпусов, заказанных Ingalls Shipbuilding в эти же сроки = $ 1 968 269 674, из чего легко можно вычесть среднюю цену корпуса одного эсминца, равную ≈ $ 500 млн, то есть чуть более трети от общей стоимости корабля. Таким образом, почти две трети расходов на ввод корабля в строй составляет его вооружение. Самым дорогостоящим элементом вооружения эсминцев «Арли Бёрк» является боевая система «Иджис» - её стоимость равна приблизительно $300 млн.

Следующий после USS Michael Murphy (DDG-112) эсминец типа «Арли Бёрк» (строительство предполагается начать в 2009 году) обойдется бюджету Военно-морских сил США в $ 2,2 млрд. Предполагается, что средняя стоимость остальных эсминцев будущей серии, строительство которой пока только планируется, не превысит $ 1,7 млрд.

Рост расходов обусловлен, помимо инфляции, также установкой на строящиеся корабли новых систем вооружения.

Конструкция корабля


Корпус и надстройка

Серия I

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготавливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты. К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны , выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).


Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс» . Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства. Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев. Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина» , затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология «Стелс» . Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработанных газов.

Серия IΙ

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии повышена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, была улучшена эффективность расходования топлива за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна. Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровня кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих. С целью увеличения боевой живучести в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

Серия IΙA

По сравнению с эсминцами «Арли Бёрк» первой серии корпус удлинен на 1,37 м - до 155,29 м. Ширина корпуса осталась прежней. Для строительства эсминцев серии IΙA применяется ранее не использовавшаяся технология, при которой насыщение секций происходит до их интеграции в основные модули корпуса. Начиная с USS Shoup (DDG-86) для уменьшения уровней вторичного радиолокационного поля вертолётные ангары изготавливаются из композитных материалов. Все эсминцы серии IIA оборудованы средствами спутниковой связи, позволяющей членам корабельной команды звонить в любое время домой либо пользоваться Интернетом. На всех эсминцах, начиная с USS McCampbell (DDG-85), имеется специальная прачечная самообслуживания. Помимо этого в конструкцию и оборудование эсминцев типа «Арли Бёрк» серии IIA внесён ряд других, более мелких, изменений.

Энергетическая установка

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцах «Арли Бёрк» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива. Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля). Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. Головной эсминец серии I USS Arleigh Burke (DDG-51) на ходовых испытаниях при полном водоизмещении корпуса развил 30-узловую скорость при 35-футовой (10,67 м) волне и суммарной мощности на валу в 75 000 л. с. На кораблях всех серий имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на которых корабли способны передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминцев «Арли Бёрк» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Максимальная дальность плавания эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» серии I на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), на кораблях II и IIA серий за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность плавания корабля была повышена до 4890 миль (9056 км). Дальность плавания эскадренных миноносцев на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность плавания эсминцев «Арли Бёрк» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев ВМС США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.

Экипаж


Экипаж кораблей I и II серии состоит из 22-26 офицеров и приблизительно 300-330 моряков в звании уорент-офицер и ниже. На кораблях серии IIΑ экипаж был увеличен до 380 человек (общая численность офицеров увеличилось до 32) за счёт появления на кораблях специальной группы технического обслуживания 2 вертолётов, состоящей из 18 человек, в том числе 4 офицеров. Условия размещения экипажа на эсминцах «Арли Бёрк» достаточно комфортабельные, офицеры размещаются в отдельных каютах, матросский состав - в кубриках. На 1 члена экипажа корабля приходится 4 м² жилых помещений.

Боевая живучесть


При проектировании эсминцев типа «Арли Бёрк» особое внимание конструкторами и разработчиками проекта уделялось вопросам надлежащего обеспечения конструктивной защиты и живучести эсминцев данного типа. Для этого были минимизированы размеры полностью стальной надстройки, наружные поверхности надстройки получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными снижающими ЭПР радиопоглощающими покрытиями.

Жизненно важные боевые посты расположены ниже главной палубы; антенные посты РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Посты управления противолодочными сенсорами и управления стрельбой ракет «Томагавк» помещены отдельно от БИЦ. Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Всего для защиты основных боевых постов и агрегатов каждого эсминца типа «Арли Бёрк» при строительстве расходуется более 130 тонн кевлара (в том числе 70 тонн этого прочного, но дорогостоящего материала, идёт на защиту боевых постов).

Целям защиты механизмов и оборудования ниже конструктивной ватерлинии также служит местное противоосколочное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25,4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы, кабели и наиболее важные боевые посты (верхние ярусы надстроек, помещения БИП, погреба боезапаса). Корпус и надстройка эсминцев типа «Арли Бёрк», в том числе и антенны РЛС AN/SPY-1), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см.², что в 2 с лишним раза превышает принятое ранее в военном судостроении США стандартное значение равное 0,21 кг/см². Для снижения гидроакустической заметности эсминцы типа «Арли Бёрк» оборудованы системами, в функции которых входит подача воздуха к подводной части корабля (система Masker) и к кромкам лопастей гребных винтов (система PRAIRIE). В результате работы последней системы образуется облако воздушных пузырьков, искажающее и сглаживающее акустический сигнал корабля. Корабль, применяющий систему PRAIRIE, можно опознать по более бледному и более пенистому чем обычно кильватерному следу. При использовании системы Masker след начинается не под кормой, а примерно с половины длины корпуса.

Корабли проекта получили усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения. В корпусе и надстройках отсутствуют иллюминаторы, система корабельной вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все двери по внешнему контуру корабля для целей воздухоизоляции оборудованы воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях искусственно создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. На эскадренных миноносцах типа «Арли Бёрк» имеются также система водной защиты и посты дезактивации.

Многими специалистами эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» относятся к наиболее защищённым эсминцам современных флотов мира. Однако, опыт боевой эксплуатации кораблей заставляет более взвешенно относится к подобным утверждениям и позволяет выявить ряд существенных недостатков у кораблей этого проекта. Так 12 октября 2000 года взрыв мощностью только лишь 200-230 кг в тротиловом эквиваленте на эскадренном миноносце «Коул», пробив двухуровневую броневую защиту центральной части корпуса (поблизости от мидельшпангоута), полностью вывел из строя газотурбинные двигатели корабля, лишив его хода и управления. В ходе взрыва оказались затопленными кубрики, а одна шестая часть экипажа (56 человек) была выведена из строя (в том числе 17 убиты). Тем не менее, несмотря на полученные повреждения, корабль остался на плаву, при этом возникший после взрыва крен не превышал значения в 4°.

Инцидент с эсминцем «Коул» ещё раз показал, что несмотря на уроки Фолклендской и Ирано-иракской войн, не только эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк», но и абсолютно все современные эскадренные миноносцы УРО имеют слабую конструктивную защиту (либо вовсе её не имеют). Защита отдельных элементов корпуса, двигателей и вооружения с помощью кевлара, как показал опыт «Коула», обеспечивает только противоосколочную или, в лучшем случае, противоснарядную защиту от действия артиллерийских снарядов лёгкого и среднего калибра. От разрушительного действия мощных взрывных устройств и противокорабельных ракет конструктивная защита всех современных типов эсминцев защитить не может.

В значительной мере, слабая конструктивная защита эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» компенсируется мощной противовоздушной и противолодочной защитой, обеспечиваемыми возможностями многофункциональной БИУС «Иджис», а также внедрением на эсминцы типа средств снижения тепловой и акустической заметности. Поражение эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» одиночной противокорабельной ракетой или торпедой практически невероятно, учитывая боевые возможности системы «Иджис» в целом.

В целях повышения боевой живучести эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» планируется оборудование их, начиная с USS Oscar Austin (DDG-79), системами противоминной защиты. Во многом решение об установке на корабли этой серии систем противоминной защиты, было обусловлено инцидентом с эскадренным миноносцем USS Forrest Sherman (DDG-98), когда 8 августа 2007 года во время визита последнего в Севастополь в 300 м от эсминца самопроизвольно всплыла немецкая 480-килограммовая гальваноударная якорная корабельная мина времён Великой Отечественной Войны с мощностью взрывного устройства, равной 50 кг в тротиловом эквиваленте. Мина была благополучно обезврежена совместными действиями водолазов Черноморского флота России и ВМС Украины. В результате действий по обезвреживанию мины американский эсминец не пострадал.

В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца. В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек.

Вооружение


Система «Иджис»

Иджис (англ. Aegis combat system) - многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС), представляющая собой организационно-техническое объединение корабельных средств освещения обстановки, поражения и управления на основе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Кроме того, система способна принимать и обрабатывать информацию от датчиков других кораблей/летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые. Таким образом, система может поддерживать командира ПВО соединения, хотя и не может полностью автоматизировать все функции ПВО. В типичном случае, однако, эту роль играют не эсминцы, а крейсера УРО.



Основные компоненты (подсистемы) многофункциональной системы оружия «Иджис»:

  • вертолёт подсистемы LAMPS;
  • аппаратура вертолётной подсистемы LAMPS Mark З;
  • РЛС обнаружения воздушных и надводных целей;
  • станция опознавания свой-чужой;
  • подсистема РЭБ AN/SLQ-32;
  • навигационная аппаратура;
  • БИУС ПЛО с внутрикорпусной ГАС ;
  • оконечная аппаратура цифровой линии радиосвязи (LINK-11);
  • автоматизированная командно-управляющая подсистема (Mark 1);
  • автоматизированная подсистема координированного управления корабельными комплексами оружия (Mark 1);
  • блок управления РЛС с ФАР;
  • антенная и приёмопередающая часть многофункциональной РЛС;
  • автоматизированная подсистема проверки на функционирование, поиска и локализации неисправностей;
  • подсистема отображения информации;
  • аппаратура радиосвязи;
  • оконечные устройства цифровой линии радиосвязи;
  • пусковая установка подсистемы постановки пассивных помех;
  • автоматизированная подсистема управления артиллерийским огнем;
  • ЗРК «Иджис»;
  • пусковые установки для корабельных КР, ЗУР и ПЛУР;
  • автоматизированная подсистема управления стрельбой КР «Томагавк» ;
  • автоматизированная подсистема управления стрельбой ПКР «Гарпун» ;
  • зенитный артиллерийский комплекс «Вулкан-Фаланкс» ;
  • автоматизированная подсистема управления стрельбой противолодочным оружием.

Основные компоненты (подсистемы) многофункциональной системы оружия «Иджис» тесно взаимосвязаны. Средства управления и контроля системы являются общими, то есть используются в интересах каждого элемента и всей системы в целом. К этим средствам относятся ОМВК и подсистема отображения.

В состав системы «Иджис» входит и подсистема отображения, в состав которой может входить до 22 многофункциональных пультов (МФП) с дисплеями тактической обстановки, включая четыре командирских (на последних отображается обобщённая обстановка). Аппаратура отображения размещена в боевом информационном центре (БИЦ) корабля. Функционально аппаратура отображения подразделяется на следующие контуры: обработки тактической информации, оценки этой информации и принятия решения, ПВО, противолодочной борьбы, борьбы с надводными кораблями и нанесения ударов по берегу.

Номенклатура вооружения эсминцев «Арли Бёрк»

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» разных подсерий достаточно серьёзно отличается. Главным оружием всех 53 действующих кораблей этого типа являются 2 установки вертикального пуска (УВП) Mark 41 VLS. Стандартный комплект вооружения УВП эсминцев первых двух подсерий состоит из 74 зенитных ракет RIM-66 SM-2 , 8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk (и 8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc в многоцелевом варианте или из 56 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk и 34 ракет RIM-66 SM-2 и RUM-139 VL-Asroc в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA общее число несомых кораблём ракет увеличилось с 90 до 96. Стандартный комплект вооружения УВП эсминцев третьей серии состоит из 74 ракет RIM-66 SM-2, 24 ракет RIM-7 Sea Sparrow (по четыре в ячейке), 8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk и 8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc.

Артиллерия

Основным артиллерийским вооружением кораблей типа «Арли Бёрк» является облегченная 127-мм артиллерийская установка Mark 45 . В варианте mod. 2 она установлена на первых 30 эсминцах типа (DDG-51-DDG-80), в варианте mod. 4 - на всех остальных эсминцах, начиная с USS Winston S. Churchill (DDG-81). Стандартный боезапас артиллерийской установки Mark 45 Mod. 2 - 680 унитарных выстрелов Mark 68, Mark 80, Mark 91, Mark 116, Mark 127 или Mark 156. Дальность по горизонту - 23 км, максимальная скорострельность - 20 выстрелов в минуту. Масса артустановки всего лишь 24,6 т.

Масса и скорострельность артиллерийской установки Mark 45 Mod. 4 остались теми же, что и у предыдущих модификаций. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами повышена с 23 до 37 км, в состав боекомплекта введены активно-реактивные боеприпасы ERGM и BTERM с дальностью полёта до 116 км. Стандартный боезапас артиллерийской установки Mark 45 Mod. 4 увеличен благодаря внесению изменений в конструкцию артиллерийского погреба. Существуют следующие варианты комплектации боезапаса артиллерийской установки - 700 осколочно-фугасных выстрелов или 400 активно-реактивных выстрелов ERGM или (в смешенном варианте боекомплектации) 232 осколочно-фугасных выстрела + 232 выстрела ERGM или BTERM. На полную перезарядку артиллерийского магазина эсминцев «Арли Бёрк» уходит обычно 16 часов.

Противокорабельное и противолодочное вооружение

На кораблях первых двух серий в кормовой части установлены две счетвёренные установки ПКР «Гарпун» . Главным противолодочным оружием кораблей типа «Арли Бёрк» являются вертолеты системы LAMPS-III. Бортовым оружием являются противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) RUM-139 VL-Asroc . Они способны поражать подводные лодки на удалении до 20 км от корабля-носителя ПЛУР.

В качестве вспомогательного противолодочного вооружения на эсминцах всех трёх серий имеются два строенных торпедных аппарата Mk. 32. Боезапас - 6 противолодочных торпед Mk. 46 или Mk. 50. Максимальная дальность стрельбы торпедами - 10 км. Возможность для их перезарядки не предусмотрена. На кораблях серии IIA от комплексов ПКР «Гарпун» отказались из-за требования удешевления корабля. Торпедные аппараты на кораблях серии IIA были сохранены.

Противовоздушная оборона

Основным компонентом противовоздушной обороны эсминцев является ЗРК «Иджис», одноимённый с многофунциональной БИУС. В состав ЗРК может входить, в зависимости от распределения боекомплекта, от 34 до 74 зенитных ракет Standard-2ER под ракеты RIM-67B (1981 год, максимальная дальность стрельбы - 128 км), RIM-67C(1981 год, максимальная дальность стрельбы - 185 км), RIM-156 (Standard-2ER Block IV, 1999 год, максимальная дальность стрельбы - 240 км), в настоящее время все новые эсминцы вооружаются зенитными управляемыми ракетами Standard-3 с увеличенной вдвое (до 500 км) дальностью пуска и фактически неограниченной рамками атмосферы Земли высотой пуска (до 250 км).


В обязательном порядке на корабли серий I и II устанавливались две скорострельные шестиствольные зенитно-артиллерийских установки калибра 20 мм «Вулкан-Фаланкс» , предназначенные для дострела противокорабельных ракет на дистанции до 1,5 км, если те прорвутся сквозь достаточно мощную систему ПВО корабля. Один ЗАК располагается непосредственно перед настройкой и один - за ней. На кораблях серии IIA от зенитно-артиллерийских комплексов (ЗАК) «Вулкан-Фаланкс» отказались из-за требования удешевления стоимости эсминцев проекта, но на 6 первых кораблях серии IIA они всё-таки были установлены. Вместо ЗАК «Вулкан-Фаланкс» в состав вооружения эскадренных миноносцев серии IIA включён зенитно-ракетный комплекс самообороны RIM-7 Sea Sparrow (24 ракеты в 6 контейнерах системы VLS Mark 41).

Тактическое ударное вооружение

На вооружении каждого эсминца типа «Арли Бёрк» находится до 56 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk Block 3 (с дальностью запуска до 1250-1609 км в тактическом (неядерном варианте) и 2500 км в стратегическом (ядерном). В 2004 году прошла успешное испытание (но на корабли не поступила) крылатая ракета «Тактический Томагавк» (модернизированный вариант «Томагавка», англ. Tactical Tomahawk Block 4).

Авиация

На кораблях I-II серий из-за отсутствия на них вертолётного ангара может временно базироваться только 1 вертолёт SH-60 Sea Hawk . В магазине боеприпасов, расположенном рядом с вертолётной палубой, хранится вооружение для вертолёта (до 9 торпед Mark-46). Имеется и цистерна авиационного топлива. Но обслуживание или ремонт вертолетов не предусмотрены.

Дополнительное вооружение

В качестве противодиверсантного, а также вспомогательного зенитного вооружения на эсминцах «Арли Бёрк» установлено 4 12,7-мм пулемёта M2HB . Как вариант возможна установка 25-мм автоматов «Бушмастер». Они имеют малый угол возвышения, и для зенитного огня непригодны.

Общая оценка проекта


Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» общепризнанно считаются одним из лучших типов эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием. По отношению к эскадренным миноносцам типа «Арли Бёрк» звучат даже такие оценки, как «один из лучших кораблей конца XX века». Корабли типа способны успешно действовать в разнообразных условиях, как в мирное время, так и в периоды своего участия в войнах и военных операциях, выполняя при этом самые разнообразные задачи: от нанесения ракетных ударов по территории противника до противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны кораблей и флотских соединений ВМС США. В ходе проектирования эсминцев типа «Арли Бёрк» американским конструкторам удалось добиться редкой гармонии мореходных качеств, хорошо продуманной корабельной архитектуры и мощного ударного вооружения.


Став своеобразным образцом для подражания, эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» с момента своего появления определяют пути развития кораблей класса «эскадренный миноносец» практически во всех крупных военно-морских флотах мира, за исключением флотов Индии, Китая и России. Вместе с тем необходимо отметить, что для американского судостроения эсминцы типа «Арли Бёрк» являются уже «пройденным этапом»; на смену им в экспериментальном порядке начато строительство эскадренных миноносцев типа «Замволт», которые, в свою очередь, станут своеобразным «полигоном» для испытания перспективных судовых технологий и новых систем корабельного вооружения. Тем не менее, вплоть до середины 2030-х годов (до начала массового вывода из боевого состава ВМС США эсминцев II серии) эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» будут составлять основу американского флота.

Первый эсминец класса "Арли Бёрк I" был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот США в 1991 году. Контракт на постройку кораблей был разделен между двумя компаниями Litton и Ingalls SB.

Корабли серии "Арли Бёрк I" являются основными и самыми многочисленными представителями класса ЭМ Эскадренный миноносец в ВМС Военно-морские силы США - к концу 90-х годов планируется иметь в составе ВМС Военно-морские силы около 50 таких кораблей.

Приступая к созданию эсминца типа "Арли Бёрк I" американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО Иджис . Состав вооружения приняли таким же, как на Тикондерога , лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек MK41 со 122 до 90. По сравнению со Спрюенс , скорость немного уменьшилась. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" предназначены, как и крейсера УРО Управляемое ракетное оружие типа Тикондерога , для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК (в первую очередь АУГ Авианосная ударная группа ), десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ Подводная лодка и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операции, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также участия в поисково-спасательных операциях. При этом "Арли Бёрк I", по сравнению с Тикондерога , имеет меньшие размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть (благодаря увеличенной ширине корпуса, отсутствию АМГ в конструкциях надстроек и более рациональному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки).

Для "Арли Бёрк I" был разработан новый корпус с полными обводами в носовой части и малым развалом надводных ветвей носовых шпангоутов. По мнению специалистов ВМС Военно-морские силы США, несмотря на некоторый рост сопротивления воды, такая форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. К их числу относят плавность и малость размахов качки, умеренность заливания и забрызгивания, малые углы крена на циркуляции. Корпус корабля стальной, с характерным вытянутым далеко в корму полубаком. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеет двойное дно на все протяжении, а также две непрерывные палубы не считая верхней. Развал бортов - более чем на 8° на значительной части длины, корпус выполнен низкосидящим. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность поддержания скорости хода 30 узлов при ураганном ветре и волнении до 9 баллов.

При проектировании "Арли Бёрк I" особое внимание уделялось вопросам обеспечения конструктивной защиты и живучести. С этой целью минимизировали размеры полностью стальной надстройки, ее наружные поверхности получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными радиопоглощающими покрытиями для снижения ЭПР. Для уменьшения теплового поля дымовые трубы оснастили специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом; жизненно важные боевые посты расположили в корпусе корабля; АП РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Помещения ГЭУ Главная энергетическая установка , РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Для защиты механизмов и оборудования ниже КВЛ также служит местное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25.4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы и кабели, а также наиболее важные боевые посты (помещения БИП, погреба боезапаса и верхние ярусы надстроек). На корабле предусмотрена система коллективной защиты от ОМП. Также для снижения гидроакустической заметности ЭМ Эскадренный миноносец оборудован системами подачи воздуха под днище "Masker" и к кромкам лопастей гребных винтов PRAIRIE.

Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является многофункциональная РЛС Радио-локационная станция AN/SPY-1D с четырьмя ФАР. Для обеспечения кругового обзора они смонтированы на наружных поверхностях носового блока надстройки. РЛС Радио-локационная станция способна обнаруживать и сопровождать воздушные цели на расстояниях до 400 км. Данные об элементах движения воздушных целей передаются в БИУС и систему отображения информации, а также в систему выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений. Из БИУС Боевая информационно-управляющая система информация о воздушных целях передается в СУ стрельбой ЗРК Зенитно-ракетные комплексы и ЗАК Зенитно-артилерийский комплекс Mk 99, в которых имеются три РЛС Радио-локационная станция AN/SPG-62, предназначенные для управления ЗУР Зенитная управляемая ракета и подсветки обстреливаемых ВЦ. Система ЗУР Зенитная управляемая ракета Mk 99 может одновременно управлять 18 ЗУР Зенитная управляемая ракета . Системы отображения информации и выработки рекомендаций командиру могут также получать информацию от РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-67 о воздушной и надводной обстановке, от ГАК Гидроакустический комплекс SQQ-89(V)4 о подводной обстановке и от комплексов AN/SLQ-32 о радиотехнической обстановке. Кроме того, данные системы могут получать информацию от других НК и ЛА. На основании полученной информации вырабатываются решения о применении того или иного оружия.

Особенностью "Арли Бёрк I" в отличие от остальных американских ЭМ Эскадренный миноносец и КР Крылатая ракета УРО Управляемое ракетное оружие является отсутствие вертолетного ангара. Имеется только ВПП Взлётно-посадочная площадка с системой принудительной посадки RAST.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" принимали участие во всех конфликтах конца ХХ - начала XXI века. Наличие на кораблях ВПУ позволило не только обеспечивать задачи ПВО Противо-воздушная оборона и ПРО Противо-ракетная оборона АУГ Авианосная ударная группа , но и участвовать в нанесении ударов по берегу.

Обобщая выше изложенное можно сделать вывод что эсминцы типа "Арли Бёрк I" являются действительно удачными кораблями высокого класса, способными одинаково успешно действовать в самых разных условиях при выполнении различных задач. Американским кораблестроителям удалось добиться редкой гармонии в мореходных качествах корабля, его архитектуре и вооружении. ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" вполне можно назвать одним из лучших кораблей конца ХХ века.

Достойным продолжением серии "Арли Бёрк I" стала серия Арли Бёрк II и серия Арли Бёрк IIA .

DDG -51 Arleigh Burke 1991 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -52 Barry 1992 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -53 John Paul Jones 1993 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -54 Curtis Wilbur 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -55 Stout 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -56 John S. McCain 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -57 Mitscher 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -58 Laboon 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -59 Russell 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -60 Paul Hamilton 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -61 Ramage 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -62 Fitzgerald 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -63 Stethem 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -64 Carney 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -65 Benfold 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -66 Gonzalez 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -67 Cole 1996

12.10.2000 в Йемене, в порту Адена, произошел взрыв на борту корабля. Сначала сообщалось, что крейсер был атакован лодкой, груженой взрывчаткой.

Эсминцы давно стали рабочими лошадками современного военного флота. Самая последняя и самая сложная версия подобного корабля эсминец класса «Arleigh Burke ». Современная платформа для вооружения и самая современная радарная система позволили этим кораблям доминировать в морях на десятилетия вперед. Именно эти военные корабли определяют стандарты мирового военного кораблестроения вот уже много лет. В чем секрет известных эскадренных миноносцев.

На фото выше представлены современные эскадренные миноносцы класса «Arleigh Burke ». Они состоят на вооружении ВМС США и считаются самыми лучшими кораблями в мире из-за их универсальности. Мало того на сегодняшний день «Arleigh Burke » это эсминцы рекордсмены - их водоизмещение составляет 5000 тонн. По этому показателю они считаются самыми большими надводными кораблями за всю послевоенную историю американского флота.

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

головной эсминец «USS Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » американские конструкторы начали разрабатывать еще в конце 70-х годов. Новые корабли должны были прийти на смену другим эсминцам, которые воевали еще во времена Второй мировой войны и считались устаревшими, причем главным требованием при разработке эсминцев нового типа стала универсальность. Корабль должен был превосходить все, что к тому моменту имел флот СССР.

В итоге 4 июля 1991 года американские верфи построили первый эсминец новой серии «USS Arleigh Burke » (бортовой номер DDG 51), который стал настоящим шедевром военного кораблестроения. Его назвали в честь адмирала Arleigh A. Burke - легендарного командира эсминца периода Второй мировой войны. Сражаясь в Тихом океане Arleigh A. Burke командовал 23 эскадрой эсминцев; выиграл несколько ключевых сражений с японским флотом, включая битву при мысе Сент-Джордж в ноябре 1943 года. А также сыграл существенную роль в формировании послевоенного флота.

новые подходы судостроения эсминцев класса «Arleigh Burke»

Эсминцы класса «Arleigh Burke » демонстрируют новые подходы судостроения и одной из самых впечатляющих изменений - форма корпуса. Традиционно эсминцы были длинными и узкими. Конструкторы данного корабля подошли к этой проблеме по-другому. В корабельной архитектуре эсминца «Arleigh Burke » сохранилась одна уникальная величина это соотношение длины к ширине, что означает увеличение остойчивости. Опыт эксплуатации эсминцев этого класса подтверждает преимущества нового дизайна. При волнении моря и высоте волн до 7 метров эти боевые корабли способны сохранять скорость хода до 25 узлов.

Помимо уникальной формы корпуса эсминцы получили и другие изменения корабельной архитектуры. Например, возвращение к стальной конструкции. Дело в том, что эсминцы Второй мировой войны были сделаны из стали, а к 60-м и 70-м годам сталь была заменена алюминием. Изменение материала было вызвано утяжелением радаров и прочих датчиков, расположенных на мачтах. Алюминий превосходная альтернатива стали (прочность при меньшем весе), но у него имеются определенные недостатки - уязвимость к огню. Конструкторы современного эсминца «Arleigh Burke » решили вернуться к стали, но в тоже время сохранили многие современные электронные системы, ставшие незаменимыми во всех современных кораблях. Жизненно важные помещения эсминцев этого класса дополнительно защищены листами брони толщиной 25 мм и покрыты кевларом.

Эсминцы «Arleigh Burke » имеют более компактный дизайн, чем его предшественники. Их надстройки более спокойны, менее суматошны, чем у прежних конструкций.

боевые возможности эсминца «Arleigh Burke»

Изменения в архитектуре придали эсминцу живучести в бою, но первоначально корабли этого класса могут показаться просто лишенными оружия. Однако внешность обманчива.

Эсминцы класса «Arleigh Burke » оснащены вооружением не имеющих аналогов в мире - установкой вертикального пуска Mk-41. Удивительно, но эта система способна выпускать по одной управляемой ракете в секунду, а это значит, что всего за несколько минут американский эсминец способен поразить около ста целей неприятеля. Весь боекомплект может быть выпущен за две минуты.

Каждый корабль оснащен 29 носовыми и 61 кормовыми вертикальными пусковыми установками, в которых размещаются ракеты четырех типов. Зенитные управляемые ракеты SM-2 «Standard» способные уничтожать цели противника находящиеся на расстоянии 166 км. Противолодочные ракеты-торпеды RUM-139 «VL-Asroc» с дистанцией эффективной стрельбы свыше 16 км. Противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», угрожающие даже из-за горизонта и наконец, главный калибр крылатые ракеты BGM-109 «Tomahawk».

Помимо пусковых установок на борту эсминцев класса «Arleigh Burke » устанавливается 127 мм артиллерийская установка с боекомплектом 680 снарядов, две шестиствольные 20 мм зенитно-артиллерийские установки «Phalanx » и четыре пулемета системы «Browning » калибром 12,7 мм. Кроме палубного вооружения на борту могут размещаться два вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противокорабельного и противолодочного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца, позволяя обнаруживать и атаковать вражеские цели за десятки километров. С таким арсеналом на борту эти военные корабли могут не только защитить эскадру, но и нанести высокоточные удары по кораблям противника. Другими словами эти военные корабли являются не просто тактической единицей вооружения, а и оперативно-тактической, то есть поражать цели в глубине противника.

Боевую мощь эсминцев класса «Arleigh Burke » уже нельзя оценивать только по вооружению. Куда более важны электронные сенсоры. Они позволяют точно определить цель на дальних подступах и направить оружие с потрясающей точностью. Это стало возможным благодаря новейшей системе управления «Aegis ». Ее отличия от предыдущих систем заключается в том, что она объединяет все технические и боевые средства эсминца и сама управляет ими. В зависимости от тактической обстановки «Aegis » перераспределяет цели в зависимости от степени угрозы. Например, при отражении массированного нападения с воздуха система прекращает поиск новых целей и сосредотачивается на сопровождении и уничтожении обнаруженных. «Aegis » это вычислительный центр из двадцати мощных компьютеров, принципиально новыми радарами с предельной дальностью обнаружения целей до 450 км. Ее шестигранные излучающие антенны спрятаны от глаз противника и вмонтированы в плоскости надстройки эсминца.

Эсминцы «Arleigh Burke » являются самыми распространенными военными кораблями своего класса. Морские силы самообороны Японии имеют на вооружении корабли класса «Atago », в ВМС Южной Кореи корабли класса « » и все они являются аналогами американских «Arleigh Burke » и имеют на своем вооружении системы «Aegis ». Кроме азиатских стран подобные корабли имеются у Норвегии и Испании. Многие из стран пытаются создать подобные корабли, но получается пока только у Китайской Народной республики.

…К своим двадцати пяти годам Вася совершенно опустился и потерял смысл жизни. Дурная наследственность и сокращение финансовой помощи от богатых родителей сыграли с ним злую шутку: в общем-то неплохой парень, по словам соседей и знакомых, он окончательно «выбился из колеи» и подсел на иглу. Изможденный скелет с опухшим лицом - все, что осталось от прежнего спортсмена, кандидата в мастера спорта по вольной борьбе.

Бывший претендент на титул победителя областных соревнований по боевым искусствам полностью утратил связь с реальностью и теперь придает значение вещам, мягко говоря, странным - изредка разминает свои дряблые мышцы, обижая малышей во дворе, а большую часть времени проводит в коматозном состоянии, сотрясаясь в судорогах очередной передозировки…

Как уже догадался читатель, речь идет не о живом человеке, а о корабле - эскадренном миноносце с управляемым ракетным оружием (эм УРО) типа . Эсминец во многом необычный, признанный рекордсмен по ряду боевых характеристик и по объёмам строительства.

62 построенных корабля на 2013 год - количество американских «Берков» превышает число эсминцев под флагами всех остальных стран мира, вместе взятых! При этом строительство «Берков» продолжается: еще два корабля новой серии IIA+ были заложены в 2011 году. Всего, согласно планам, серия IIA+ будет включать 9 единиц. А потом хлынут стальной лавиной еще более совершенные «Берки» серии III (Flight III) - двадцать единиц после 2020-го года.

Спуск на воду USS John McCain (DDG-56), 1992 год

Это без учета зарубежных «реплик» американского -эсминца» - японских «Атаго» и «Конго», испанских «Альваро де Басан», южнокорейских «Кинг Сёджон»… Ситуация принимает просто пугающий оборот. «Иджисы» расползаются по миру, словно ядовитые насекомые.

Массовое появление «Берков» - результат максимальной стандартизации и унификации ВМС США: в ближайшей перспективе в составе флота должен сохраниться только один тип универсального эсминца, который заменит собой все существующие (или существовавшие) типы ракетных крейсеров, эсминцев и фрегатов.

Насколько справедливо подобное решение? Сможет ли «Иджис»-эсминец эффективно решать задачи кораблей других классов?

Ответ очевиден - эсминец «Берк» блестяще справятся с задачами любого фрегата, но экономика любой страны «загнется» от такой «стандартизации» - эсминец водоизмещением 10 тыс. тонн вместо 4-5- тысячетонного фрегата! Янки строят свои кораблики в неоплаченный кредит, потому не слишком задумываются насчет непомерных расходов на флот. При том, что стоимость последних «Берков» оценивается в пределах 1,8…2 млрд. долл.

Адмиралы попросят еще 20 эсминцев? Да не вопрос…


Сценарии развития ВМС США до 2042 года. Первый, оптимистичный, предполагает 40-летний жизненный цикл эсминцев. Второй, пессимистичный, при ограниченном финансировании, предполагает 35-летний цикл. В планах - удержать количество эсминцев на отметке 90 ед.
Крейсера типа «Тикондерога» (CG-47) будут однозначно списаны к 2028 году «Берки» I и II серии (DDG-51) постепенно заменяются на DDG-51 серии III «Замволты» (DDG-1000) - узкая полоса, серия из трех экспериментальных эсминцев DDG(X) - эсминец нового поколения. Пока даже никто не знает, как он будет выглядеть

Почему отечественный БПК не уступает «Берку»

90 ракетных пусковых установок. Боевая информационно-управляющая система «Иджис», объединившая в себе все средства обнаружения и связи, комплекс вооружения и системы борьбы за живучесть корабля. Надежная и эффективная ГЭУ. Корпус, построенный с учетом технологии «стелс». Многофункциональный корабль-робот, способный громить цели на земле, под водой и в воздухе.

Однако, первое впечатление обманчиво. Восхищение при знакомстве с «Арли Берком» быстро сменяется подозрением по поводу несоответствия его заявленных боевых возможностей реальному положению дел.

Ведь, создававшийся как «кастрированная» версия ракетного крейсера «Тикондерога», эсминец «Берк» изначально не блистал высокими характеристиками и являлся «шагом назад» в плане создания надводных боевых кораблей. Единственное, что привлекало адмиралов в этом проекте - заявленная дешевизна и эффективность: согласно первоначальным расчетам, эсминец должен был сохранить 2/3 возможностей крейсера при 1/2 его стоимости. Но даже эти цифры оказались чересчур оптимистичным.

Спущенный на воду под звуки фанфар, головной USS Arleigh Burke (DDG-51) оказался далек от представлений об «идеальном» эсминце.

Истина познается в сравнении. Чтобы понять основные проблемы, с которыми столкнулись американские моряки, предлагаю взять для сравнения его советские/российские ровесники - большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1.

Даже по своему прямому назначению - в качестве корабля ПВО - конструкция «Берка» вызывала массу вопросов. Первое и самое важное - отчего у суперэсминца имеется всего три РЛС подсветки целей? Из них на переднюю полусферу приходится всего лишь одна. Явное свидетельство того, что эсминец, вопреки заявленным качествам, не способен отражать массированные атаки с воздуха .

Для сравнения - советский БПК, который никогда не позиционировался как корабль ПВО, оснащался двумя антенными постами наведения ракет ЗР95. Каждая РЛС с ФАР обеспечивала ОДНОВРЕМЕННОЕ наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60 х 60 градусов.

Малое число РЛС подсветки и ограниченное число обстреливаемых целей - далеко не все проблемы американского эсминца. Руководство ВМС США оставило без внимания претензии моряков к многофункциональному радару AN/SPY-1 (еще бы! после того, как в программу по созданию суперрадара были вложены миллиарды - назад пути нет).

Главный компонент системы «Иджис» - мощная трехкоординатная РЛС с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками, способная засекать и автоматически брать на сопровождение сотни воздушных целей, программировать автопилоты выпущенных зенитных ракет и следить за целями на низкой околоземной орбите.

На практике она показала обратное. Несмотря на свой суперсовременный облик и широкие возможности по контролю воздушного пространства на больших дистанциях, радар AN/SPY-1 оказался «подслеповат» при обнаружении низколетящих целей (НЛЦ) - и поделом!

Обычно на боевых кораблях для обнаружения скоростных НЛЦ применяются специализированные радары - например, отечественная РЛС «Подкат» с узконаправленным лучом поиска и высокой частотой обновления данных или двухдиапазонный японский радар с активной ФАР FCS-3A, работающий в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до2,5 см).

Американцы, вероятно, полагали, что они умнее всех, потому пытались решить проблему обнаружения НЛЦ с помощью многофункционального AN/SPY-1 - один радар на все случаи жизни! Ценой огромных усилий команде программистов удалось «заглушить» помехи и научить AN/SPY-1 сканированию узконаправленным лучом по небольшому углу места. Но насколько эффективной оказалась работа AN/SPY-1 в таком режиме?

В открытой печати до сих пор отсутствует информация о поражении «Иджисом» сверхзвуковых воздушных целей на предельно малой высоте - вероятно, американские «Берки» так и не научились бороться с подобными угрозами. Выпущенный «Москит» или русско-индийский «Брамос» с высокой вероятностью прорвется сквозь систему ПВО/ПРО эсминца и поразит цель.

Ко всему прочему, возможности AN/SPY-1 по обнаружению НЛЦ ограничены ввиду неудачного расположения антенных устройств: в отличие от других кораблей, где антенные посты стараются разместить на вершинах мачт, фазированные антенные решетки AN/SPY-1 висят на стенах надстройки, словно картины в Третьяковской галерее.

Это придает кораблю стильный, современный облик, но уменьшает дальность обнаружения НЛЦ (проблема радиогоризонта). Наконец, как следует из специфики работы самого радара, четыре неподвижные ФАР - не самое лучшее решение при отражении массированных атак с одного направления. Одна из решеток становится перегружена информацией, в то время как три остальные бездействуют.

К настоящему времени «Арли Берк» со своим AN/SPY-1 полностью устарел - современные британские «Дэринги», франко-итальянские «Горизонты» или японские «Акидзуки» на голову превосходят американский эсминец по возможностям ПВО, особенно в вопросах перехвата скоростных НЛЦ.

На эсминцах других флотов уже давно применяются РЛС с активными ФАР (SAMPSON, S1850, FCS-3A). Вовсю летают зенитные ракеты с активными головками самонаведения (европейский ЗРК PAAMS с ракетами семейства Aster). Но у американцев нет ничего подобного! «Берк» по-прежнему использует устаревшие технологии с подслеповатым радаром AN/SPY-1 и ЗУР семейства «Стэндерд-2» и RIM-162 ESSM с полуактивным наведением. При том, как уже упоминалось выше, у эсминца всего три РЛС подсветки AN/SPG-62, способных одновременно наводить лишь по одной ракете.

Наличие супербоеприпасов SM-3, способных поражать цели на заатмосферных высотах, ничего не дает эсминцу в реальном бою - трехступенчатый перехватчик SM-3 бесполезен против самолетов и низколетящих ПКР.

Вот такие дела. Супергерой оказался на деле «фраером» с весьма посредственными характеристиками.

Если возможности эсминца «Берк» по отражению воздушных атак можно определить как «средние», то его противолодочные и противокорабельные возможности оцениваются как «ниже среднего», а то и вовсе «никакие».

К примеру, первые 28 эсминцев (Flight I и II) вообще не имели вертолетного ангара - только посадочную площадку на корме. В то время, когда отечественные БПК несли на борту по два противолодочных вертолета!
Дальнейшее сравнение противолодочных (ПЛО) возможностей первых «Берков» с БПК пр. 1155 (шифр «Удалой») подобно «игре в одни ворота».

Наши БПК оснащались грандиозной гидроакустической станцией «Полином» массой 800 тонн. Дальность обнаружения подводных лодок, торпед и морских мин при благоприятных гидрологических условиях могла достигать 40-50 км. Едва ли такими характеристиками смогут похвастаться даже самые современные модификации американского сонара AN/SQS-53.

На борту БПК имелись восемь противолодочных ракето-торпед с дальностью пуска до50 км («Раструб-Б»/«Водопад-НК»), не считая вспомогательных средств в виде РБУ. Для сравнения: модернизировавнные американские ракето-торпеды RUM-139 Vertical Launch ASROC способны поражать цели на дальности не более22 км. С точки зрения реальных условий, 22 и50 км уже не имеют особого значения, ввиду сложности обнаружения субмарин на таких дистанциях. Тем не менее, цифры свидетельствуют против «Берка»…

Противолодочные возможности «Иджис»-эсминцев заметно возросли, лишь начиная с серии IIA (головной эсминец - «Оскар Остин» был введён в боевой состав ВМС в 2000 году). У кораблей этой серии была полностью перекомпонована вся кормовая часть, где появились два ангара для размещения вертолетов «Си Хок» системы ПЛО LAMPS III.

Как ловко выразился один из читателей «Военного обозрения», современные корабли не предназначены для морского боя. Они созданы для комфортного прохождения службы контрактников в мирное время .

Данное утверждение в полной мере относится к эсминцам типа «Арли Берк» - Wi-Fi, бассейны и ресторанное питание,4,4 кв. метра жилого пространства на каждого моряка… Единственное, о чем забыли конструкторы корабля - эсминец должен уметь вести морской бой. А современный «Берк» на это категорически не способен.

БПК «Адмирал Чабаненко» (пр. 1155.1), принят в состав ВМФ в 1999 году.
Новый комплекс ПЛУР «Водопад-НК» с запуском через обычные ТА позволил разместить на борту восемь сверхзвуковых ПКР «Москит». Носовая батарея 100-мм орудий заменена на спаренную автоматическую 130-мм установку АК-130. Скорострельные АК-630 заменены на 2 ЗРАК «Кортик»

Помимо общей «хлипкости» конструкции, свойственной всем современным кораблям (эсминец «Коул» вышел из строя после подрыва лодки с 200-300 кг ВВ рядом с его бортом, 17 погибших моряков, 34 раненых. Полная потеря хода и боеспособности - нетрудно представить, что произойдет в случае прямого попадания в эсминец ВМС США самой скромной ПКР) - помимо низкой живучести и устойчивости к боевым повреждениям, современный «Берк» полностью лишен противокорабельного оружия!

Наличием универсальной «пятидюймовки» и теоретической возможности стрельбы ЗУР по надводным кораблям можно пренебречь.

Как же так?

Очень просто. Эсминцы первых серий оснащались двумя грозными системами морского боя:
- специализированными дозвуковыми ПКР «Гарпун» (дальность стрельбы 130 км, скорость 0,85 М, масса боевой части 225 кг) в двух счетверенных пусковых установках Mk141 на корме эсминца;
- противокорабельными ракетами BGM-109B TASM, являющимися модификацией известной КРМБ «Томагавк». Рельефометрическая система наведения TERCOM заменена на активную радиолокационную ГСН, аналогичную ракетам «Гарпун».

Несмотря на насмешки по поводу дозвуковой скорости (0,75М), противокорабельный «Томагавк» представлял собой труднообнаруживаемый смертоносный боеприпас, летевший на маршевом участке на высоте всего нескольких метров над гребнями волн (в отличие от советских монстров П-500/700/1000, взмывавших ввысь на пару десятков километров). Малая скорость и устаревание данных ЦУ компенсировалось особыми режимами полета на конечной участке траектории (поиск «змейкой»). Наконец, дальность полета в полтысячи километров и боевая часть массой 450 кг - в 2-3 раза больше, чем у обычных малогабаритных ПКР (экзотические громоздкие «Граниты» и «Вулканы» не в счет).

В 1990-е годы некоторое количество BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle обычно имелось в ячейках установок вертикального пуска на борту эсминцев и крейсеров ВМС США.

Стандартная компоновка кормовой части «Арли Берка» серии I. Две РЛС подсветки AN/SPG-62 для прикрытия кормовых углов (за дымовыми трубами), лафет «Фаланкса» (сам комплекс демонтирован по тех. причинам), наклонные пусковые установки Mk.141 для ПКР «Гарпун» и, наконец, ячейки УВП с «Томагавками»

Увы, к настоящему времени «Берк» совершенно деградировал. Ввиду исчезновения единственного достойного противника - ВМФ СССР, противокорабельный «Томагавк» превратился в ненужный балласт. BGM-109B полностью сняли с вооружения в начале 2000-х.

На эсминцах серии IIA установку противокорабельных ракет вообще почитали ненужным и бесполезным мероприятием. В результате «Берк» лишился своего последнего оружия - ПКР «Гарпун». Разумеется, моряки не думали отказываться от ракет - все решило за них командование флота, стремившееся сократить и без того непомерные расходы.

В результате возникла позорная ситуация: любой иранский корвет или МРК может «огреть» беззащитный «Берк» парой противокорабельных ракет, а американскому эсминцу будет даже нечем огрызнуться.

Понимая свою беспомощность, моряки подняли шум. Результатом прений стал проект LRASM (Long Range Anti Ship Missle) - разработка дозвуковой стелс-ПКР большой дальности на основе авиационной крылатой ракеты AGM-158 JASSM, запускающейся из ячеек УВП Mk41.

Вместо скоростной «гонки на выживание», LRASM делает ставку на «интеллектуальный» прорыв системы ПВО/ПРО противника - высокая автономность, малозаметность, сложные маневры уклонения, постановка помех. Ожидается, что новая ракета поступит на вооружение ВМС США во второй половине этого десятилетия.

Ну а пока… американцы бессильно сжимают кулаки при виде иранских ракетных корветов.

Другой момент деградации «Арли Берка» - последние эсминцы вступают в строй без систем ближней самообороны . Привычный признан устаревшим оружием, взамен эсминец получил … пустое место. Изначально предполагалось, что на смену зениткам с радарным наведением придут ракетные комплексы RIM-116 Rolling Airfame Missle (RAM) - 21-зарядная пусковая установка на лафете «Фаланкса»; конструкция ракеты - фюзеляж от авиационного «Сайдвиндера» + инфракрасная ГСН от ПЗРК «Стингер». Комплекс годится для поражения воздушных целей на дальности до 9 км.

Однако, на ЗРК самообороны было решено сэкономить. «Берк» лишился последнего рубежа обороны.

USS Spruance (DDG-111) эсминец серии IIA. На корме - устаревший «Фаланкс». Спереди - пустота

В настоящий момент ударное вооружение эсминцев типа «Арли Берк» ограничивается крылатыми ракетами «Томагавк» - множество модификаций с различными алгоритмами наведения и типами боевых частей. В этом зачете американским эсминцам равных нет - «Берк» в «ударном» варианте способен принять на борт 56 «Топоров». Мощный ракетодром для ведения локальных боевых действий, способный одним залпом прикончить ПВО любой «банановой республики». Главное - не приближаться близко к берегу, иначе можно здорово «огрести» от контрафактных китайских ПКР C-802 и прочего «вундерваффе», расплодившихся по миру в чрезвычайных количествах. Надежды на AN/SPY-1 нет, а вместо старого доброго «Фаланкса» у американцев теперь, пардон, голый зад.

Планов громадье

Интересно, каким образом янки собираются воевать на этих, даже сейчас устаревших «лоханках», в течение следующих 50 лет? Ведь как бы ни пыжился Пентагон, других эсминцев у ВМС США в ближайшей перспективе не будет (три экспериментальных «Замволта» погоды не делают).

Даже если допустить появление перспективных эсминцев DD(X) в 2030-х гг., «Берки» останутся основой надводного компонента ВМС США как минимум до середины века. А по ряду прогнозов, последние из эсминцев «Берк» покинут действующий состав 2070-х годах! Еще ни один тип корабля в истории не оставался на службе в «первой линии» столь продолжительное время.

Изменением длины ствола пушки с 54 до 62 калибров здесь не отделаешься. Как и добавлением различных хай-тек систем (например, MASKER, подающей к днищу корабля пузырьки воздуха для снижения гидроакустической заметности). Автономные роботы-миноискатели RMS, активно-реактивные снаряды, пять бронированных переборок в надстройке… нет! Нужно что-то принципиально другое!

Янки очень надеются на Третью серию (Flight III). Точная информация по этим кораблям отсутствует. Наверняка даже сами разработчики еще не определились с обликом модернизированного «Берка».

Но уже ясно одно - радар AN/SPY-1 отправится в отставку. Вместо него появится РЛС с активной ФАР AMDR или нечто подобное - чрезвычайно энергоёмкое, для контроля верхних слоёв атмосферы и НОО. Потерпев фиаско с «универсальным» эсминцем, янки все сильнее склоняются к идее превращения «Берков» в плавучие ракетодромы национальной системы ПРО.

Имеются планы по перекомпоновке машинных отделений - взамен газовых турбин эсминцы оснастят полным электродвижением. При необходимости один из вертолетных ангаров будет пожертвован для установки дополнительного генератора.

155-мм дальнобойная пушка AGS вместо носового орудия, активные системы защиты на основе лазерного оружия, новые типы ракетных боеприпасов, целеуказание от радаров истребителей F-35…



Полным ходом идут испытания и мелкосерийная сборка зенитных ракет SM-6. Фирма Raytheon обещает поставить ВМС первую крупную партию в 2015 году. Янки с опозданием на 10 лет все-таки надеются принять на вооружение ЗУР с активным наведением.

«Деградация» эсминца «Берк» - не более чем злобная шутка. Современный американский эсминец действительно не блещет своими ТТХ, но количество рано или поздно переходит в качество. У янки действительно много эсминцев, и еще больше планов по их модернизации.