Кинжал зенитный ракетный комплекс скорость. Гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал

Зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т. п.

Головной разработчик комплекса - НПО «Альтаир» (главный конструктор - С. А. Фадеев), зенитной ракеты - МКБ «Факел».

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК «Кинжал». Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, «Кинжалом» предполагалось вооружить ТАКР «Новороссийск», но он был принят на вооружение с «дырками» для «Кинжала». На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

Только в 1989 году ЗРК «Кинжал» был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомного ракетного крейсера «Петр Великий» (пр. 1144,4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

Комплекс ПВО «Кинжал» предлагается иностранным покупателям под наименованием «Клинок».

На западе комплекс получил обозначение SA-N-9 GAUNTLET .

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330–2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса «Тор», или ЗУР 9М331 комплекса «Тор-М». 9М330–2 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует свободно вращающийся крыльевой блок. Ее крылья складные, что дало возможность разместить 9М330 в предельно «обжатый» ТПК квадратного сечения. Старт ЗУР - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой, с помощью которой менее чем за одну секунду, в процессе подъема на высоту запуска маршевого двигателя, ракета разворачивается в сторону цели.

Подрыв боевой части осколочно-фугасного типа производится по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах и не нуждаются в проверке в течение 10 лет.

ЗРК «Кинжал» оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12–1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах «искусственного интеллекта».

Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ «Квант» под руководством В. И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3,5 км.

«Кинжал» может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60° на 60°, при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Кроме ЗУР система управления огнем комплекса «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

Пусковая установка 4С95 комплекса «Кинжал» разработана КБ «Старт» под руководством главного конструктора А. И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3–4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м.

В 80-х годах в НПО «Альтаир» под руководством С.А. Фадеева был создан ЗРК ближней обороны «Кинжал». Зенитные управляемые ракеты для комплекса были разработаны МКБ «Факел».

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр.1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК «Кинжал». Испытания шли тяжело и сроки принятия на вооружение комплекса приходилось периодически отодвигать, также достаточно долго промышленность налаживала серийный выпуск «Кинжалов». Вследствие этого ряд кораблей ВМФ пришлось принимать недовооруженными. Так, например, «Кинжалом» предполагалось вооружить ТАКР «Новороссийск», но он был принят на вооружение с зарезервированными объемами для «Кинжала». На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух. И только в 1989 году ЗРК «Кинжал» был официально принят на вооружение.

ЗРК «Кинжал» - это многоканальный, всепогодный, автономный комплекс, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. В ЗРК «Кинжал» использованы принципиальные схемные решения ЗРК С-300Ф «Форт» - наличие многофункциональной РЛС, старт ЗУР из ТПК в ВПУ барабанного типа. Целеуказание комплекс может получать от любой корабельной РЛС обнаружения ВЦ.

Комплекс оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12-1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и быстродействующий вычислительный комплекс. РЛС обнаружения целей имеет дальность до 45 км и работает в диапазоне К (Х,1). Отличительной особенностью передающего устройства РЛС комплекса является его поочередная работа в целевом и ракетном каналах. В зависимости от режима работы меняются частоты посылок и длительность импульсов. АП РЛС «Кинжал» - комбинированный, как и в ЗРК «Оса-М»: антенна РЛС обнаружения ВЦ совмещена с АП стpельбовых станций и является ФАР. Основная ФАР обеспечивает допоиск и сопровождение целей и наведение на них ЗУР, две другие предназначены для захвата ответного сигнала стартовавшей ракеты и вывода ее на маршевую тpаектоpию. С помощью своего цифpового вычислительного комплекса ЗРК «Кинжал» может pаботать в pазличных pежимах, в т.ч. в полностью автоматическом: взятие цели на сопpовождение, выpаботка данных для стpельбы, пуск и наведение ЗУР, оценка pезультатов стpельбы и пеpенос огня на дpугие цели. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах «искусственного интеллекта». Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработаны в НИИ «Квант» под руководством В.И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

«Кинжал» может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60 град. на 60 град., при этом параллельно наводится до 8 ракет. Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС. Боевые возможности «Кинжала» по сравнению с ЗРК «Оса-М» увеличены в 5-6 раз. Кроме ЗУР комплекс «Кинжал» может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М, производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса «Тор». Ракета была разработана в КБ «Факел» под руководством П.Д. Грушина. Она одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), что обеспечивает их сохранность, постоянную боеготовность, удобство при транспортировке и безопасность при загрузке в пусковую установку. Ракеты не нуждаются в проверке в течение 10 лет. 9М330 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и использует свободно вращающийся крыльевой блок. Ее крылья складные, что дало возможность разместить 9М330 в предельно «обжатый» ТПК квадратного сечения. Старт ЗУР вертикальный с помощью катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Ракеты могут запускаться на боpтовой качке до 20 гpад. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты. Hаведение ЗУР на цель осуществляется телеупpавлением. Подрыв боевой части производится непосредственно по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. БЧ - осколочно-фугасного типа.

Пусковые установки комплекса «Кинжал» разработаны КБ «Старт» под руководством главного конструктора А.И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3-4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м. Расчет комплекса 13 человек.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», атомных ракетных крейсеров пр. 1144.2 «Орлан», больших противолодочных кораблей пр.1155, 1155.1 «Удалой» (установлено 8 модулей по 8 ракет) и новейшего сторожевого корабля «Неустрашимый» пр.11540 «Ястреб». На данный момент зенитно-ракетный комплекс «Кинжал» является лучшим корабельным ЗРК средней дальности в мире.

Кинжал — зенитный ракетный комплекс.

Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А. И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор - П. В. Ельский, затем - В. И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море - в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы. Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно. Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 - БПК «Удалой» - пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа - корабля пр. 1124М - он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях - на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км. Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением - комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95 Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно - в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко». На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых кора бля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал». Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 - «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. - «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты). С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется. Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

Маловысотные цели, в первую очередь - управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» - малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

История создания

В 80-х годах в НПО "Альтаир" под руководством С.А. Фадеева был создан ЗРК ближней обороны "Кинжал".

ЗРК "Кинжал" - это многоканальный, всегоподный, автономный комплекс, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п.

Комплекс оснащен собственными радиолокационными средствами обнаружения (модуль К-12-1), обеспечивающими комплексу полную независимость и оперативные действия в самой сложной обстановке. Основой многоканальности комплекса являются фазированные антенные решетки с электронным управлением луча и бустродействующий вычислительный комплекс. Основной режим работы комплекса - автоматический (без участия личного состава), основанный на принципах "искусственного интеллекта". Встроенные в антенный пост телевизионно-оптические средства обнаружения целей не только повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного радиопротиводействия, но и позволяют личному составу визуально оценивать характер сопровождения и поражения целей. Радиолокационные средства комплекса разработы в НИИ "Квант" под руководством В.И. Гузя и обеспечивают дальность обнаружения воздушных целей 45 км на высоте 3.5 км.

"Кинжал" может одновременно обстреливать до четырех целей в пространственном секторе 60 град. на 60 град., при этом параллельно наводиться до 8 ракет.

Время реакции комплекса составляет от 8 до 24 секунд в зависимости от режима РЛС.

Боевые возможности "Кинжала" по сравнению с ЗРК "Оса-М" увеличены в 5-6 раз.

Кроме ЗУР комплекс "Кинжал" может управлять огнем 30-мм автоматов АК-360М , производя дострел уцелевших целей на расстоянии до 200 метров.

В комплексе используется телеуправляемая зенитная ракета 9М330-2, унифицированная с ракетой сухопутного комплекса "Тор" . Старт ЗУР - вертикальный под действием катапульты с дальнейшим склонением ракеты газодинамической системой на цель. Двигатель запускается на безопасной для корабля высоте после склонения ракеты.

Подрыв боевой части производится непосредственно по команде импульсного радиовзрывателя в непосредственной близости от цели. Радиовзрыватель помехозащищен и адаптируется при подходе к водной поверхности. БЧ - осколочно-фугасного типа. Ракеты размещаются в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Ракеты не нуждается в проверке в течение 10 лет.

Пусковые установки комплкса "Кинжал" разработы КБ "Старт" под руководством главного конструктора А.И. Яскина. ПУ подпалубная, состоит из 3-4 пусковых модулей барабанного типа, в каждом - 8 ТПК с ракетами. Вес модуля без ракет 41,5 тонны, занимаемая площадь 113 кв. м. Расчет комплекса 8 человек.

Корабельные испытания комплекса были начаты в 1982 году на Черном море на малом противолодочном корабле пр. 1124. В ходе показательных стрельб весной 1986 года на МПК было запущено с береговых установок 4 крылатые ракеты П-35. Все П-35 были сбиты 4 ракетами ЗРК "Кинжал".

Испытания шли тяжело и со срывом всех сроков. Так, например, "Кинжалом" предполагалось вооружить ТАКР "Новосроссийск", но он был принят на вооружение с "дырками" для "Кинжала". На первые корабли проекта 1155 комплекс устанавливался один вместо положенных двух.

И накоцец в 1989 году ЗРК "Кинжал" был официально принят на вооружение больших противолодочных кораблей пр. 1155, на которых было установлено 8 модулей по 8 ракет.

В настоящее время ЗРК «Кинжал» находится на вооружении тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", атомного ракетного крейсера "Петр Великий" (пр. 1144.4), больших противолодочных кораблей пр.1155, 11551 и новейших сторожевых кораблей типа «Неустрашимый».

Комплекс ПВО "Кинжал" предлагается иностранным покупателям под наименованием "Клинок".

Разработчики

Комплекса в целом - НПО "Альтаир"

ЗУР - МКБ "Факел"

Основные характеристики комплекса

Дальность поражения целей, км

1,5 - 12

при подключении артустановки калибра 30 мм

от 200 м

Высота поражения целей, м

10 - 6000

Скорость целей, м/с

до 700

Число одновременно обстреливаемых целей
Число одновременно наводимых ЗУР
Способ наведения ЗУР

телеуправление

Дальность обнаружения целей на высоте 3,5 км от собственных средств обнаружения, км
Основной режим работы

Источники информации

Военный Парад

А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. "Оружие российского флота 1696-1996 гг." СПб: Судостроение

А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

Уникальные исследования российских учёных и разработки инженеров, позволили создать уникальный гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», являющийся, на сегодняшний день, по оценкам независимых экспертов, одним из лучших и мощнейших вооружений в мире. Фактически, Россия стала первой страной, которая успешно испытала и начала использовать гиперзвуковое оружие, о котором в США пока что только мечтают, что в свою очередь обеспечивает высокую обороноспособность страны и высокий военный потенциал. Что из себя представляет гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс «Кинжал»?

Что такое «Кинжал»?

По причине того, что разработка отечественных учёных и инженеров является уникальной и секретной, подлинная информация о назначении и возможностях гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» не раскрывается, однако, известно о том, что он включает в себя самолёт-носитель и гиперзвуковую ракету. Боевая часть ракеты комплекса «Кинжал» может быть оборудована как обычным боевым зарядом, так и ядерным, что позволяет наносить колоссальный урон противнику. Максимальная скорость полёта ракеты авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» составляет порядка 12250 км\ч., что означает то, что ракета сможет преодолеть расстояние в 2000 километров менее чем за 10 минут.

Учитывая гиперзвуковую скорость полёта ракеты, авиационный ракетный комплекс «Кинжал» делает бесполезной работу систем ПВО и ПРО, что уже вызывает обеспокоенность у Министерства обороны США, так как это означает, что против современного российского оружия попросту нет защиты.

Отнюдь не менее важной ключевой особенностью гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» является то, что ракета с боевой частью может осуществлять маневрирование на любых участках местности, что делает её полёт незаметным.

Самолёт-носитель для «Кинжала»

Учитывая тот факт, что авиационно-ракетный комплекс «Кинжал» представляет собой современную разработку, в качестве самолёта-носителя вероятней всего будет использоваться российский истребитель-бомбардировщик Су-57. Официальных подтверждений этому пока что нет, однако, учитывая тот факт, что самолёт ещё не начал поступать на вооружение российской армии, вполне вероятно, что эта модель как нельзя лучше подходит для поставленных целей.

Скептицизм и факты

Несмотря на тот факт, что о завершении испытаний и разработки гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал» заявил сам Владимир Путин, отметив при этом, что сам комплекс уже находится на опытно-боевом дежурстве на аэродромах Южного военного округа, у этого заявления появилась масса скептиков. Скептицизм в первую очередь объясняется тем фактом, что на представленных видеоматериалах, были замечены следы монтажа, на которых, за несколько мгновений до взрыва ракеты, видна подмена объекта, по которому наносился удар.

Конечно же, это может быть объяснено тем, что разработчики, ввиду секретности авиационно-ракетного комплекса, решили не раскрывать его реальные возможности, однако, это является маловероятным.

Отнюдь не меньший скептицизм вызывает и тот факт, что ранее российские учёные не заявляли о разработке гиперзвукового оружия, да и реализация самого проекта вполне вероятно заняла бы не менее 5-6 лет, не говоря уже о выделении колоссальных финансовых средств.

Как бы то ни было, учитывая официально представленные данные, на сегодняшний день гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс «Кинжал», является абсолютным оружием, при этом, с большой долей уверенности можно заявить о том, что учёные наверняка продолжат его совершенствовать.