В США строят первый эсминец класса «Арли Берк» серии Flight III «Джек Лукас. Эсминцы «Арли Берк» — рекордсмены с ракетным вооружением Жилые помещения эм арли берк

На прошлой неделе судостроительная корпорация Huntigton Ingalls Industries объявила, что приступила к формированию корпуса первого эсминца класса «Арли Берк» серии Flight III «Джек Лукас». Была осуществлена резка первых 100 тонн стали на верфи в городе Паскагула (штат Миссисипи) — центре американского кораблестроения. Об этом пишет американское издание Defense News.

«Корпорация Huntington Ingalls Industries — судостроительная компания США, образованная 31 марта 2011 года путем выделения из компании Northrop Grumman ее судостроительного подразделения Northrop Grumman Shipbuilding, — напомнил «Газете.Ru» заместитель , — последнее возникло 28 января 2008 года в результате объединения двух других подразделений Northrop Grumman — Northrop Grumman Ship Systems и Northrop Grumman Newport News».

Эсминец будет назван в честь морского пехотинца Джека Лукаса, который во время Второй мировой войны воевал на тихоокеанском театре военных действий.

За героизм, проявленный в ходе битвы за японский остров Иводзима, Лукас был удостоен высшей военной награды Соединенных Штатов — Медали Почета .

Облик этого корабля ВМС США кардинально изменит радиолокационная станция (РЛС) корпорации Raytheon AN/SPY-6, предназначенная для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны.

«Модернизация корабельной РЛС представлялась нам крайне необходимой мерой на фоне успехов в кораблестроении Китая и России. А ВМС США ставят своей целью быть на голову выше Москвы и Пекина в этой сфере», — заявил экс-командир эсминца класса «Арли Берк» Брайан Макграт, в настоящее время — консультант фирмы Ferry Bridge Group.

«РЛС эсминцев «Арли Берк» в варианте SPY-1 служила нам хорошо и в течение долгого времени, но характер угроз изменился, и флоту нужна новая радиолокационная станция, — рассказал Макграт, — и РЛС SPY-6 именно тот радиолокатор, который нам требуется.

Это позволит обнаруживать объекты с меньшей эффективной поверхностью рассеяния на значительно больших дальностях, что увеличит время на принятие необходимых решений по боевому применению управляемого оружия».

В беседе с «Газетой.Ru» Константин Макиенко отметил, что «Джек Лукас» является первым из пяти эсминцев, законтрактованных в июне 2013 года. «Контракт сразу на пять кораблей позволяет компании строить эсминцы более эффективно, загодя покупая сырье и материалы. В настоящее время на верфи строятся эсминцы Paul Ignatius (DDG 117), Delbert D. Black (DDG 119), Frank E. Petersen Jr. (DDG 121) и Lenah H. Sutcliffe Higbee (DDG 123)», — сказал эксперт.

По его словам, главным отличием кораблей серии Flight III от предшествующих вариантов эсминцев класса «Арли Берк» станет замена радиолокационного комплекса AN/SPY-1 многофункциональной системы оружия AEGIS новым радиолокационным комплексом AMDR-S (Air and Missile Defense Radar S-band) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), обладающего повышенными характеристиками при решении задач противоракетной обороны. Комплекс позволит кораблям реализовывать, по американской терминологии, «интегрированную ПВО и ПРО» (Integrated Air and Missile Defense — IAMD).

Как пишет Defense News, размещение на корабле радикально нового радиолокатора потребовало 45% переделки корпуса эсминца. Помимо этого, перспективный радар потребует совершенно иной системы электропитания, гораздо более мощной в сравнении с предыдущей версией.

Но, как утверждают американские разработчики, РЛС AN/SPY-6 с активной фазированной решеткой, созданная с использованием нитрида галлия, будет обладать в 30 раз большей чувствительностью, нежели предыдущая версия этого радиолокатора AN/SPY-1. Кроме того, будет обеспечен круговой обзор.

А это резко повысит боевые возможности эсминца серии Flight III в области противовоздушной и противоракетной обороны.

По некоторым данным, будет достигнута возможность одновременного перехвата 22 или более воздушных объектов с использованием зенитных управляемых ракет средней дальности типа RIM-162 ESSM, оснащенных полуактивными радиолокационными головками самонаведения.

Помимо этого, пишет Defense News, существенно возрастут возможности «Джека Лукаса» в сфере радиоэлектронной борьбы и пассивной радиолокации, что позволит обнаруживать и сопровождать воздушные объекты без выхода в эфир. Это большое преимущество нового эсминца, так как поднятие высокого напряжения на передающих устройствах и выход в эфир каждый раз выдает местоположение корабля.

На эсминцах серии Flight III будет существенно увеличено количество устройств вертикального пуска (УВП) типа Mk41. Корабль будет оснащен двумя модулями УВП Mk41 (48 ячеек — в носовом и 80 — в кормовом), в которых размещаются 88 ЗУР SM-3 и SM-6, 32 ЗУР ESSM (по 4 ракеты в 8 ячейках), 24 крылатые ракеты Tomahawk TLAM, 8 ракет ПЛУРО ASROC. Помимо этого, эсминец получит одну 155-мм артиллерийскую установку AGS, два зенитно-ракетных комплекса ближнего рубежа RAM, две 25-мм АУ Mk 38 Mod 2, восемь 12,7-мм пулеметов, четыре 324-мм трехтрубных торпедных аппаратов Mk 32 и два вертолета SH-60B Seahawk.

Всего на «Джек Лукас» можно будет загрузить 128 ракет морского базирования Tomahawk TLAM. Водоизмещение нового эсминца составит 9200 тонн, а экипаж будет состоять из 341 моряка.

«Эсминец «Арли Берк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота», — напомнил Константин Макиенко.

В настоящее время на вооружении ВМС США стоят 62 эсминца типа «Арли Берк», то есть количество этих кораблей превышает число эсминцев под флагами всех остальных стран мира.

Головной корабль проекта поступил на вооружение в 1991 году. Ожидается, что эсминцы этого типа прослужат в составе ВМС США по меньшей мере до 2070 года. В 2018 году американский флот готов заказать 10 эсминцев класса «Арли Берк» серии Flight III.

Ракетный эсминец USS «Arleigh Burke» (DDG 51) является головным эсминцем класса «Arleigh Burke» («Арли Бёрк»), построенный для ВМС США. Назван в честь адмирала Арли Альберта Берка (Arleigh A. Burke), воевавшего на Тихом океане во время Второй мировой войны.

Был построен на верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн. Контракт на строительство был заключен 02 апреля 1985 года. Церемония закладки киля состоялась 06 декабря 1988 года. Спущен на воду 16 сентября 1989 года. Спонсором корабля стала супруга адмирала Арли Альберта Берка, в честь кого он был назван. Сам адмирал присутствовал на церемонии ввода корабля в состав Атлантического флота 04 июля 1991 года в Норфолке. Порт приписки военно-морская база в Норфолк, штат Вирджиния.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 6630 тонн. Длина 153,92 метра, ширина 20,1 метра, осадка 9,3 метра. Скорость хода максимальная 32 узла. Дальность плавания 4400 морских миль при 20 узлах. Экипаж 337 человек, в том числе 23 офицера.

Двигатели: 4 газотурбинные установки General Electric LM2500-30, общей мощностью 108000 л.с. Движитель 2.

Вооружение:

Тактическое ударное вооружение: 2 ПУ системы «Иджис» на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейку для ракет соответственно. В различной комбинации могут вооружатся: КР «Томагавк» Tomahawk, ЗУР RIM-66 SM-2 «Стандарт-2», ПЛУР RUM-139 ASROC.

Артиллерия: 1х1 127 мм. АУ Mark 45. Mod. 2/54 кал., 680 снарядов.

Зенитная артиллерия: Два 6-ствольных 20 мм. ЗАУ «Фаланкс».

Ракетное вооружение: 2х4 ПКР Harpoon до 74 ракет RIM-66 SM-2 «Стандарт-2».

Противолодочное вооружение: ПЛУР RUM-139 ASROC.

Минно-торпедное вооружение: 2х3 324 мм. ТА Mk. 32 (торпеды Mk.46 и Mk.50).

Авиационная группа: 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует.

В 1993 году участвовал в операции «Provide Promise».

В течение второго боевого развёртывания корабля в 1995 году, прибыл в Средиземное море и участвовал в обеспечении воздушной безопасности Боснии и Герцеговины.

В течение своего третьего морского похода в 1998 году, посетил Средиземное, Адриатическое, Красное и Чёрное моря, как участник многочисленных военно-морских учений с участием ВМС США.

В течение четвёртого дальнего похода корабля в 2000-2001 годах нёс службу в Средиземном и Красном морях и в Персидском заливе, обеспечивая исполнение санкций ООН против Ирака и проводя совместные военно-морские учения с партнёрами США в военно-стратегической сфере.

Во время своего пятого развертывания, который длился с января по июнь 2003 года, эсминец вместе с другими кораблями авианосной ударной группы, сформированной вокруг авианосца , участвовал в операции «Несгибаемая свобода». В течение этого боевого похода эсминец наносил удары по целям в Ираке с помощью крылатых ракет «Томагавк», сопровождал торговые и вспомогательные военные суда, а также боролся с пиратством в Аденском заливе. За время развертывания провёл в море почти 93 процента времени.

В октябре 2007 года привлекался к антипиратским операциям в Сомали.

В 2009 году был развернут на восточном побережье Африки.

В августе 2010 года прибыл на судостроительный завод BAE Systems Ship Repair в Норфолке, штат Вирджиния, для проведения модернизации систем корабля и продления срока эксплуатации до 40 лет.

23 сентября 2014 года произвел из акватории Красного моря запуск ракеты «Томагавк» по наземным целям в Сирии.

28 августа 2018 года покинул порт приписки для запланированного развертывания. В сентябре проведение операций в зоне ответственности Шестого флота США в составе ударной группы авианосца . 25 октября с запланированным визитом в порт Хайфа, Израиль.

В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Арли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века.

За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Арли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.

Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения.

Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard.

Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев.

Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией.

Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной.

На данный момент построено 34 эсминцев «Арли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62 эсминца.
Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.

Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Арли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком . Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса.

В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Арли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса.

Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков . Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Арли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий . Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается.

В итоге корабли типа «Арли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс» . Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Арли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком.

Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил . В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

Эскадренные миноносцы проекта «Арли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов . В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на 500 миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек : 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера).

Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Арли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.

В состав вооружения эсминцев «Арли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис») . Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой вооружения эсминцев «Арли Берк» являются ракеты различных типов . В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64.

В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow . Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду.

Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.

«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45 . При этом на первых 30 экземплярах «Арли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля.

Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза.
Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров.
При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров.
В артиллерийском погребе эсминцев «Арли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.

Зенитная артиллерия «Арли Берк» может комплектоваться различными типами оружия . На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту . Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Арли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB.

Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.

Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются 2 строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в 6 торпед . Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Арли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Арли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60 . Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Арли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis.

По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое.

Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Арли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Арли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.

Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Арли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Арли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн . Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения.

Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Арли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.

Как и любой другой проект, «Арли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Арли Берк» в будущем останется в строю.

При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных.

Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Арли Берк» до 2070-х годов это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.

/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org /

Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 - на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС - многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.



Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.