Тактико технические характеристики ракеты кинжал. Корабельный зенитный ракетный комплекс кинжал

В первый день весны президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Глава государства рассказал о последних успехах и поставил новые задачи. Кроме того, он затронул тему стратегических вооружений, предназначенных для обеспечения безопасности страны. Новые системы в будущем получат все основные виды вооруженных сил, в том числе боевая авиация. Вместе с существующими самолетами предлагается использовать авиационный ракетный комплекс «Кинжал».

Рассказ о новом оружии для воздушно-космических сил В. Путин начал с напоминания о текущих тенденциях в области аэрокосмических технологий. Сейчас ведущие страны, имеющие большой научный потенциал и располагающие современными технологиями, разрабатывают т.н. гиперзвуковое вооружение. Далее президент провел краткую «лекцию» по физике и аэродинамике. Он указал, что скорость звука традиционно измеряется в махах – единица названа в часть австрийского физика Эрнста Маха. На высоте 11 км 1 мах равняется 1062 км/ч. Скорость от М=1 до М=5 считается сверхзвуковой, более М=5 – гиперзвуковой.

Оружие с гиперзвуковой скоростью полета дает вооруженным силам самые серьезные преимущества перед противником. Подобное вооружение может отличаться высокой мощностью, а большая скорость защищает его от перехвата средствами противовоздушной или противоракетной обороны. Перехватчики попросту не могут догнать атакующее изделие. Как заявил президент, понятно, почему ведущие страны мира стремятся завладеть такими вооружениями. А у России подобные средства уже есть.

Важнейшим этапом создания современных средств вооружения В. Путин назвал разработку высокоточного авиационного ракетного комплекса, который, как утверждается, не имеет аналогов в зарубежных странах. Испытания этой системы уже были завершены. Более того, с 1 декабря новый комплекс используется в порядке опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа.

МиГ-31БМ взлетает с ракетой «Кинжал»

По словам В. Путина, ракета при помощи высокоскоростного самолета-носителя должна за считанные минуты выходить к месту старта. После сброса ракета развивает скорость, в десять раз превышающую скорость звука. На всем протяжении траектории, несмотря на высокую скорость, изделие способно выполнять маневры. Возможность изменения траектории полета позволяет защитить ракету от средств обороны противника. По мнению президента, новая ракета гарантировано преодолевает современные и, возможно, перспективные комплексы ПВО и ПРО. Гиперзвуковая ракета способна лететь на дальность до 2 тыс. км и доставлять к цели обычный или ядерный боезаряд.

В отличие от некоторых других перспективных разработок, представленных на прошлой неделе, авиационный ракетный комплекс уже получил собственное название. Его обозначили как «Кинжал». Иные названия и обозначения, такие как индекс ГРАУ, рабочий шифр проекта и т.д. президент не приводил.

Как и в случае с другими новейшими образцами вооружения, за словами президента последовал демонстрационный видеоролик, показывающий интереснейшие кадры с испытаний перспективного ракетного комплекса. Видеосъемка самым наглядным образом подтверждает заявления В. Путина о проведении испытаний. Некоторые из этапов одного из тестовых запусков, снятые военными операторами, разрешили использовать в ролике для показа широкой общественности.

Самолет перед сбросом ракеты

Видео начинается с кадров взлета истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Уже во время разбега видно, что под днищем его фюзеляжа подвешен не привычный и стандартный боекомплект, но некое новое оружие. Перехватчик поднимает в воздух крупную и массивную ракету нового типа. Часть дальнейшего полета с выходом в точку запуска, впрочем, была показана при помощи упрощенной компьютерной графики. Но далее вновь была видеозапись реальных испытаний с настоящим запуском ракеты.

Находясь на заданном курсе и выдерживая определенную высоту и скорость, самолет-носитель сбросил ракету «Кинжал». В свободном полете она «провалилась» по высоте, после чего сбросила хвостовой обтекатель и запустила маршевый двигатель. Полет ракеты вновь не стали показывать в виде документальных кадров и изобразили схематически. В следующем эпизоде компьютерная модель самолета сбросила анимированную ракету, а та по баллистической траектории направилась к кораблю условного противника. Стоит отметить, что нарисованный корабль-мишень имел узнаваемый внешний вид и был похож на некий реальный образец.

Изделие Х-47М2 отделилось

Последние этапы полета ракеты, выходящей в район цели, а затем наводящейся на нее, были показаны с применением графики. Причем «камера» в этот раз находилась прямо на борту ракеты. Изделие направилось на корабль противника, перешло в пикирование, и затем видеосигнал, ожидаемо, пропал. Впрочем, в ролике показали поражение цели, хотя и другой. Боеприпас упал на сухопутное укрепление и взорвал его. Самолет-носитель МиГ-31БМ, в свою очередь, вернулся на аэродром и выполнил посадку.

Вскоре после окончания выступления президента появились новые сведения о проекте «Кинжал». Так, российская пресса привела второе обозначение новой ракеты – Х-47М2. Командующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Сергей Суровикин указал, что новая ракета относится к классу гиперзвукового аэробаллистического оружия. По его словам, на полигонах министерства обороны уже были проведены государственные испытания нового комплекса. Во время проверок он полностью подтвердил свою эффективность. Все запуски ракет завершались точным поражением намеченных целей.

Главком ВКС также раскрыл некоторые подробности боевой работы изделия «Кинжал». Так, на конечном баллистическом участке полета ракета использует всепогодную головку самонаведения. Это обеспечивает возможность применения ракеты в любое время суток с получением требуемой точности и избирательности поражения цели. Максимальная скорость ракеты в полете в 10 раз превышает скорость звука. Дальность стрельбы, как подтвердил главком, достигает 2 тыс. км.

Сброс хвостового обтекателя

Таким образом, в интересах Воздушно-космических сил была разработана новейшая аэробаллистическая ракета, пригодная для уничтожения различных наземных или надводных объектов. Изделие Х-47М2 «Кинжал» может нести как конвенциональную, так и специальную боевую часть, что расширяет круг решаемых задач. В качестве носителя сейчас используются перехватчики МиГ-31 последней модификации «БМ».

Одной из самых интересных особенностей проекта «Кинжал» является выбор самолета-носителя. Ракету «воздух-поверхность» решили применять с истребителем, основу вооружений которого составляют изделия «воздух-воздух». Причины этого очевидны. Максимальная скорость самолета МиГ-31БМ на высоте достигает 3400 км/ч, что позволяет ему за минимальное время выйти в точку пуска. Кроме того, высокая скорость полета носителя при сбросе ракеты позволяет получить некоторые преимущества. В момент сброса ракета уже имеет высокую начальную скорость, и потому энергия ее двигателя уходит только на последующий разгон с выходом на квазибаллистическую траекторию.

Запуск двигателя

Таким образом, потенциал ракеты, обеспечиваемый гиперзвуковой скоростью полета, не снижается из-за недостаточных параметров носителя. С точки зрения скорости полета, предварительного разгона ракеты и быстроты решения боевых задач МиГ-31БМ является наиболее удачной платформой.

Изделие Х-47М2 имеет весьма простые формы и очертания. Ракета получила конический головной обтекатель, на который приходится около половины длины изделия. Вторую половину корпуса образует цилиндрическая секция, оснащенная Х-образными плоскостями в хвостовой части. Ровный хвостовой срез корпуса на время полета под самолетом оснащается сбрасываемым обтекателем, имеющим форму усеченного конуса. Точные сведения о конструкции изделия пока не приводились, но уже сейчас можно говорить, что оно оснащается твердотопливным маршевым двигателем. Тип головки самонаведения неизвестен.

Нельзя не отметить, что новая авиационная ракета внешне весьма похожа на баллистический боеприпас оперативно-тактического комплекса «Искандер». В прошлом на разных уровнях ходили слухи о возможном создании авиационной модификации этой системы, но они до сих пор не получили официального подтверждения. Характерный экстерьер новейшей ракеты «Кинжал» может служить своеобразным подтверждением слухов недавнего прошлого. В то же время, сходство может быть связано только с похожими техническими требованиями и тактической ролью.

Ракета направилась к цели

Утверждается, что ракета «Кинжал» относится к классу аэробаллистических. Это означает, что изделие сбрасывается с самолета-носителя, после чего включает двигатель и с его помощью выходит на восходящую траекторию. Далее полет происходит почти так же, как и в случае с другими баллистическими ракетами. Отличие Х-47М2 от других систем обуславливается использованием головки самонаведения. Приборы, тип которых пока не уточнялся, используются для обнаружения цели и коррекции курса ракеты на всех этапах полета, в том числе на нисходящем участке баллистической траектории. В последнем случае обеспечивается максимально точное попадание в указанную цель.

Перспективный «Кинжал», как и уже известный «Искандер», имеет характерные возможности: ракеты обоих комплексов способны маневрировать на траектории. Из-за этого противоракетные комплексы противника теряют возможность своевременного просчета траектории подлетающей ракеты и правильного перехвата. На нисходящем участке траектории ракета развивает максимальную скорость, вплоть до М=10, что резко сокращает допустимое время реакции. Как результат, система «Кинжал» действительно способна показать самые высокие боевые характеристики и прорвать существующую систему противовоздушной и противоракетной обороны.

Демонстрация принципов построения траектории полета

Сначала Владимир Путин, а затем Сергей Суровикин рассказали о недавних работах в рамках проекта с шифром «Кинжал». Не позднее осени прошлого года промышленность и министерство обороны провели все необходимые испытания новейшей ракеты, а также завершили ее доводку. Уже 1 декабря появился приказ о принятии новой ракеты в опытно-боевую эксплуатацию. Изделие Х-47М2 эксплуатируется в составе полноценного комплекса, в который также входит самолет-носитель МиГ-31БМ. Пока новое оружие имеется только у авиационных частей из состава Южного военного округа.

По всей видимости, в обозримом будущем вооруженные силы завершат опытную эксплуатацию новейшего оружия, и вскоре после этого комплекс «Кинжал» получит рекомендацию к принятию на вооружение. Результатом этого станет перевооружение авиационных частей, сопровождаемое значительным ростом ударного потенциала тактической авиации.

Ракета падает на цель

Следует напомнить, что на данный момент в распоряжении российской тактической авиации имеются только системы «воздух-поверхность» с дальностью пуска в десятки или сотни километров. Изделия, способные пролететь тысячи километров, имеются на вооружении только в стратегической авиации. Ракетный комплекс «Кинжал» с дальностью пуска до 2000 км фактически займет промежуточное положение между чисто тактическим и исключительно стратегическим вооружением. С его помощью можно будет максимально быстро наносить удары по объектам противника на оперативно-стратегической глубине.

Большая гибкость применения будет обеспечиваться существованием специальной и неядерной боевых частей. В зависимости от поставленной задачи и типа атакуемого объекта можно будет выбирать тот или иной боезаряд. Таким образом, боевые качества ракеты Х-47М2 будут полностью соответствовать ее «промежуточному» положению. Тактическая авиация, в свою очередь, приблизит свои возможности к стратегической.

Все перспективные образцы стратегического вооружения, представленные Владимиром Путиным в прошлый четверг, создавались в интересах ядерных сил и с целью обеспечения сдерживания потенциального противника. Авиационный ракетный комплекс «Кинжал» полностью соответствует таким задачам, хотя и оказывается более гибким и универсальным в сравнении с другими системами. В зависимости от ситуации на театре военных действий, он может стать средством мощного удара силами тактической авиации либо решать задачи, свойственные стратегическим комплексам.

Ракетный комплекс «Кинжал» уже прошел почти все стадии проверок, включая государственные испытания. По результатам опытно-конструкторских работ он был поставлен на опытно-боевое дежурство в частях Воздушно-космических сил. Таким образом, вооруженные силы уже получили один из новейших образцов ударного вооружения и теперь осваивают его. В обозримом будущем, по завершении всех требуемых проверок и опытной эксплуатации, новая ракета будет принята на вооружение и поступит на склады частей. Потенциал ВКС заметно вырастет, а вместе с ним улучшится и обороноспособность страны.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось резким ростом боевой мощи военных флотов зарубежных стран мира, в которые в массовом порядке стали поступать современные противокорабельные ракеты, которыми вооружались боевые надводные корабли различных классов и водоизмещения, а также боевые катера и самолеты (вертолеты).

Причем это уже были не те громоздкие и тяжелые «монстры», которыми вооружались первые ракетные катера и корабли, а совершенно иные изделия – малогабаритные, малозаметные, с высокоточными системами самонаведения и способностью следовать к цели едва ли не над гребнями волн, к тому же с применением противозенитного маневра.

Все это затрудняло своевременное обнаружение таких ракет, их классификацию и выдачу целеуказания боевым средствам корабельных систем противовоздушной и противоракетной обороны, что вкупе с объективной сложностью поражения малоразмерных скоростных низколетящих целей в конечном итоге приводило к существенному снижению эффективности борьбы с ними и повышало уязвимость кораблей перед данными средствами поражения.

Особо широкое распространение в зарубежных флотах получили противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) семейств «Гарпун» (США) и «Экзосет» (Франция), которые, благодаря своей относительно невысокой стоимости быстро проторили дорогу в арсеналы военно-морских флотов «второй линии», так что вскоре даже корабли признанных морских держав мирового уровня не могли считать себя в безопасности на океанских просторах.

Особенно ярко новую эру, наступившую в области вооруженной борьбы на море, продемонстрировал англо-аргентинский вооруженный конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов 1982 г., известный больше как Фолклендская война. Французские противокорабельные ракеты «Экзосет», стоявшие в то время на вооружении военно-воздушных и военно-морских сил Аргентины (самолеты «Супер Этандар» и надводные корабли), нанесли серьезный урон оперативному соединению флота Ее Величества. Практически все выпущенные аргентинцами «экзосеты» нашли свои цели, так что если бы не эмбарго, наложенное Парижем на поставку уже законтрактованных Буэнос-Айресом ракет, то шкурку вставшему на дыбы «Британскому Льву» подпортили бы изрядно. Именно после Фолклендской войны во флотах ведущих стран мира срочно приступили к созданию новых и модернизации старых системы ПВО/ПРО, которые могли бы обеспечить надежную защиту надводных кораблей от таких скоростных малоразмерных и низколетящих целей, как противокорабельные ракеты последних разработок.

Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» («Клинок»)

В Советском Союзе работы по созданию современных высокоэффективных корабельных средств самообороны были начаты еще во второй половине 1970-х гг. Командование и специалисты ВМФ СССР своевременно сумели разглядеть ту угрозу, которую представляют новейшие противокорабельные ракеты. При этом работы по созданию таких систем пошли по двум направлениям – создания скорострельных артиллерийских систем, в конструкции блока стволов которых было решено использовать принцип американского конструктора Гатлинга (вращающийся блок стволов), и разработки совершенно новых, по большому счету уникальных корабельных зенитных ракетных комплексов, отличительными особенностями которых должны были стать высокая степень реакции и точность наведения/самонаведения, а также высокая огневая производительность, обеспечивающие возможность эффективного поражения таких сложных целей, как низколетящие ПКР.

В рамках этого процесса в 1975 г. специалисты Государственного научно-производственного объединения (ГНПО) «Альтаир» под руководством С.А. Фадеева по заданию командования советского ВМФ приступили к работам над новым многоканальным корабельным ЗРК, которому было присвоено название «Кинжал» (обозначение НАТО – SA - N -9 « Gauntlet », позже появилось и экспортное обозначение – «Клинок» ).

Кроме ГНПО «Альтаир» (сегодня – ОАО МНИИРЭ «Альтаир» ), определенного генеральным разработчиком комплекса «Кинжал» в целом, к работе над последним были подключены Конструкторское бюро (КБ) «Факел» (сегодня – ОАО «МКБ «Факел» им. академика П.Д. Грушина»; разработчик и изготовитель боевого средства комплекса зенитной управляемой ракеты типа 9М330 ), серпуховское ОАО «Ратеп» (разработчик и изготовитель системы управления комплекса ), свердловское Научно-производственное предприятие (НПП) «Старт» (разработчик и изготовитель пусковой установки комплекса ) и другие организации и предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса.

При разработке нового корабельного комплекса в целях получения высоких тактико-технических характеристик разработчиком было решено широко использовать принципиальные схемные решения, полученные в ходе создания корабельного ЗРК большой дальности «Форт», а именно многоканальная РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным управлением лучом и вертикальный старт ЗУР из транспортно-пусковых контейнеров, расположенных в подпалубной пусковой установке «револьверного» типа (для комплекса был выбран вариант пусковой установки на 8 ракет). Кроме того, для повышения автономности нового комплекса аналогично ЗРК «Оса-М» в состав системы управления ЗРК «Кинжал» была включена собственная РЛС кругового обзора, размещенная на едином антенном посту 3Р95.

В новом ЗРК была применена радиокомандная система наведения зенитных управляемых ракет, отличавшаяся высокой точностью (эффективностью). Плюс к тому, в целях обеспечения повышенной помехозащищенности в состав антенного поста была дополнительно включена телевизионно-оптическая система сопровождения. В конечном итоге, по оценкам специалистов, по сравнению со старым корабельным ЗРК типа «Оса-М», боевые возможности ЗРК типа «Кинжал» удалось повысить ориентировочно в 5-6 раз.

Испытания ЗРК «Кинжал» проходили в акватории Черного моря, начиная с 1982 г. на малом противолодочном корабле МПК-104, достроенном по специально доработанному проекту 1124К. Согласно обнародованным в открытой печати данным, в ходе выполненных показательных стрельб комплексом весной 1986 г., установленным на борту МПК-104, четырьмя ракетами были сбиты все четыре крылатые ракеты П-35, использовавшиеся в роли имитаторов атакующих средств воздушного нападения противника и запущенные с береговых пусковых установок. Однако высокая новизна и сложность нового ракетного комплекса привела к серьезной задержке с его разработкой и доводкой, поэтому только к 1986 г. ЗРК типа «Кинжал» был, наконец то, принят на вооружение ВМФ СССР. А вот на большие противолодочные корабли проекта 1155 в полном, согласно ранее утвержденному плану, варианте комплектации – 8 модулей по 8 ракет в каждом – комплекс был установлен только в 1989 году. Примерно со второй половины 1990-х гг. комплекс под названием «Клинок» предлагается на экспорт, уже имеются поставки.

Следует особо отметить, что сложности технического и технологического характера, с которыми пришлось столкнуться разработчикам ЗРК «Кинжал», привели к тому, что несмотря на изначальное требование тактико-технического задания заказчика уложиться в массогабаритные характеристики корабельного ЗРК самообороны типа «Оса-М», выполнить данное условие не представилось возможным. В конечном итоге это обеспечило возможность вооружать данным комплексом только боевые корабли водоизмещением от 800 т и выше. Впрочем, характеристики комплекса позволяют размещать на кораблях среднего и большого водоизмещения по 2-4 зенитных ракетных комплекса «Кинжал», причем система управления каждого из них может управлять четырьмя пусковыми установками.

Корабельный многоканальный всепогодный автономный зенитный ракетный комплекс самообороны надводных кораблей «Кинжал» (3К95) предназначен для самообороны надводных кораблей и судов – отражения в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия массированных атак действующих на малых и средних высотах беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, особенно – низколетящих скоростных высокоточных противокорабельных крылатых ракет с современными системами наведения (самонаведения), а также для поражения надводных целей (кораблей и судов) и таких «пограничных» образцов техники, как экранопланы и экранолеты.

Комплекс имеет модульную конструкцию и высокий модернизационный потенциал, а также – что не очень широко известно – может быть использован в береговом варианте. Комплекс «Кинжал» способен самостоятельно обнаруживать воздушные и морские цели и поражать до четырех целей одновременно управляемыми зенитными ракетами. Комплекс может использовать информацию – данные целеуказания – от общекорабельных систем целеуказания, а также осуществлять управление огнем скорострельных 30-мм зенитных артустановок включенных в общий контур, что позволяет выполнять дострел прорвавшихся через рубежи обстрела зенитными управляемыми ракетами воздушных целей или же неожиданно появившихся целей на ближнем рубеже – на дальности от 200 м от корабля. Боевая работа комплекса полностью автоматизирована, но может осуществляться и при активном участии операторов. В пространственном секторе 60х60 град. комплекс «Кинжал» способен вести одновременный обстрел четырех воздушных целей восемью ракетами.

В состав комплекса «Кинжал» в базовом (типовом) варианте входят следующие подсистемы и средства:

Боевые средства – зенитные управляемые ракеты семейства 9М330-2, поставляемые в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК);

Подпалубные пусковые установки типа 3С95 – револьверного типа с вертикальным пуском ракет из ТПК (три – четыре пусковых модуля (установки) «револьверного» типа, в каждом из которых размещаются 8 ракет в герметичных транспортно-пусковых контейнерах);

Корабельная многоканальная система управления;

Средства комплекса наземного обслуживания.

Зенитная управляемая ракета 9М330-2 разрабатывалась в КБ «Факел» под руководством П.Д. Грушина и была унифицирована с ЗУР, применяемой в армейском самоходном ЗРК «Тор», который создавался практически одновременно с корабельным ЗРК «Кинжал». Ракета предназначена для поражения различных средств воздушного нападения (самолетов тактической и морской авиации, вертолетов, управляемых ракет различных классов, включая противокорабельные и противорадиолокационные, и управляемых и корректируемых авиабомб, а также беспилотных летательных аппаратов различных классов и типов) в широком диапазоне условий их боевого применения. Применение данных ракет возможно также и по малоразмерным надводным целям.

Ракета 9М330-2 – одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка» с раскрываемым после старта свободно вращающимся хвостовым крыльевым блоком, имеет двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) и оснащена уникальной газодинамической системой, которая после старта ракеты – до включения ее разгонно-маршевого твердотопливного двигателя – производит ее наклонение (ориентирование) в сторону цели. Старт ракеты – вертикальный из подпалубной ПУ, с помощью размещенной в транспортно-пусковом контейнере ракеты катапульты, без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели.

Конструктивно ракета типа 9М330-2 включает несколько отсеков, в которых расположены следующие системы и оборудование (аппаратура): радиовзрыватель, агрегаты управления рулями ракеты, система газодинамического склонения ракеты, осколочно-фугасная боевая часть, блоки бортовой аппаратуры, двухрежимный РДТТ и приемники команд управления.

Боевая часть ракеты – осколочно-фугасная с осколками высокой энергии (высокой пробивной силой) и бесконтактным импульсным радиовзрывателем. Система наведения ракеты – радиокомандная, по радиокомандам от расположенной на корабле станции наведения (телеуправление). Подрыв боевой части ракеты осуществляется при подлете ее к цели по команде радиовзрывателя или по команде, поступающей от станции наведения. Радиовзрыватель – помехозащищен, адаптируется при подходе к водной поверхности.

«Ракета имеет высокие аэродинамические качества, хорошую маневренность, управляемость и устойчивость по каналам управления и обеспечивает поражение маневрирующих и прямолинейно летящих скоростных целей», – подчеркивается в справочнике «Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Том III: Вооружение Военно-Морского Флота» (ИД «Оружие и технологии», 2001 г., с. 209-214).

Ракета 9М330-2 имеет следующие основные тактико-технические характеристики: длина ракеты – 2895 мм, диаметр корпуса ракеты – 230 мм, размах крыла – 650 мм, масса ракеты – 167 кг, масса боевой части ракеты – 14,5 – 15,0 кг, скорость полета ракеты – 850 м/с, зона поражения по дальности – 1,5 – 12 км, зона поражения по высоте – 10 – 6000 м. Ракета эксплуатируется в специальном герметичном транспортно-пусковом контейнере, не требует проверок и регулировок в течение всего срока своей службы (гарантированный срок хранения на носителе или в арсенале без проверок и обслуживания – до 10 лет). Следует отметить, что размещение ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере позволяет обеспечить ее высокую сохранность, постоянную боевую готовность, удобство при транспортировке и безопасность при загрузке ракет в пусковую установку корабельного ЗРК «Кинжал».

Восьмиконтейнерные барабанного (или «револьверного») типа пусковые установки 3С95, размещенные под корабельной палубой, обеспечивают так называемый «холодный» (катапультный) старт ЗУР с неработающим двигателем – последний включается только после выхода ракеты на безопасную высоту над палубой (надстройками) и склонения ее в направлении обстреливаемой цели. Такой способ старта ракет позволяет избежать разрушительного воздействия факела ракеты на корабельные конструкции и позволяет обеспечить минимальное значение ближней границы зоны поражения комплекса «Кинжал». Отличительной особенностью пусковой системы комплекса является способность ведения ракетной стрельбы из подпалубных ПУ в условиях наличия бортовой качки до 20°. Расчетный интервал между пусками составляет всего 3 сек. Пусковая установка комплекса включает в свой состав три или четыре унифицированных пусковых устройства (модуля) с автономными приводами наведения, а пусковое устройство – «револьверного» или барабанного типа – имеет вращающуюся относительно барабана пусковой установки пусковую крышку, закрывающую пусковое окно, через которое и производится выброс зенитной управляемой ракеты. Пусковая установка разработана специалистами НПП «Старт» под руководством главного конструктора А.И. Яскина.

Корабельная система управления комплекса «Кинжал» разработана специалистами ОАО «Ратеп» (г. Серпухов), является многоканальной и предназначена для осуществления одновременного использования ракетного и артиллерийского оружия комплекса по любой из сопровождаемых целей. Система управления ЗРК «Кинжал» решает задачи, изложенные в комплекте средств программного обеспечения, и включает модуль обнаружения, который решает следующие задачи: обнаружение воздушных, в том числе низколетящих, и надводных целей; одновременное сопровождение до 8 целей; анализ воздушной обстановки с расстановкой целей по степени опасности; выработка данных целеуказания и выдача данных (по дальности, пеленгу и углу места); выдача (данных) целеуказания средствам ПВО корабля.

В состав системы управления зенитного ракетного комплекса «Кинжал» входят:

Радиолокационные средства обнаружения и опознавания целей;

Радиолокационные средства сопровождения целей и наведения ракет;

Телевизионно-оптические средства сопровождения целей;

Быстродействующий цифровой вычислительный комплекс;

Аппаратура стартовой автоматики;

Система управления огнем 30-мм артиллерийских установок типа АК-630М/АК-306, которая устанавливается по требованию заказчика.

«Оригинальная конструкция антенного поста предусматривает размещение на едином основании параболических зеркальных антенн модуля обнаружения со встроенными в них антеннами опознавания и фазированных антенных решеток (ФАР) с электронным управлением лучом, предназначенных для сопровождения целей, захвата и наведения ракет», – указывается в справочнике «Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. Том III: Вооружение Военно-Морского Флота» (с. 209-214). Отличительной особенностью передающего устройства РЛС системы управления ракетной стрельбой комплекса является поочередная его работа в целевом и ракетном каналах.

В состав радиолокационных средств системы управления ЗРК «Кинжал» входит собственная двухкоординатная помехозащищенная РЛС кругового обзора для обнаружения воздушных и надводных целей (модуль К-12-1), имеющая постоянную скорость вращения – 30 или 12 оборотов в минуту – и способная обнаруживать воздушные цели на высоте 3,5 км на дальности до 45 км и обеспечивающая комплексу «Кинжал» полную независимость (автономность) и высокую оперативность действий, в условиях максимально осложненной различными обстоятельствами обстановки.

Работу корабельного зенитного ракетного комплекса обеспечивает современный цифровой вычислительный комплекс, который отличается развитым программным обеспечением, созданным на базе мультипрограммной двухмашинной обработки информации в реальном масштабе времени, и обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы всего комплекса. Вычислительный комплекс обеспечивает ЗРК «Кинжал» работу в различных режимах, в том числе в полностью автоматическом режиме, когда все действия по обнаружению цели собственными РЛС или получение данных целеуказания от общекорабельных РЛС, взятию цели (целей) на сопровождение, выработка данных для стрельбы, пуск и наведение ракеты (ракет), оценка результатов стрельбы и перенос огня на другие цели выполняются автоматически, с применением «искусственного интеллекта» и полностью без вмешательства (участия) операторов боевого расчета ЗРК. Наличие данного режима обеспечивает комплексу существенно более высокий боевой потенциал (боевые возможности), в том числе в сравнении с работой комплексов оружия, использующих принцип «выстрелил – забыл» (в случае с работой ЗРК «Кинжал» оператору даже не приходиться беспокоиться о том, что необходимо найти цель и обстрелять ее – комплекс все делает самостоятельно).

Применение фазированных антенных решеток, электронное управление лучом и наличие быстродействующего вычислительного комплекса (ЭВМ) и обеспечивают упомянутую выше многоканальность ЗРК «Кинжал». Кроме того, наличие в составе комплекса встроенных в антенный пост телевизионно-оптических средств обнаружения воздушных и надводных целей дополнительно повышают его помехозащищенность в условиях интенсивного применения противником средств радиоэлектронной борьбы, а также позволяют боевому расчету комплекса выполнять визуальную оценку результатов сопровождения комплексом целей и последующего их поражения.

Разработка радиолокационных средств ЗРК «Кинжал» осуществлялась специалистами Научно-исследовательского института (НИИ) «Квант» под руководством В.И. Гузя.

Модернизация ЗРК «Кинжал» осуществляется в направлении улучшения его тактико-технических и эксплуатационных характеристик, особенно – в части, касающейся существенного повышения поражающего потенциала комплекса и расширения зоны его поражения по дальности и высоте, а также снижения массогабаритных характеристик комплекса в целом и его отдельных элементов (подсистем).

ЗРК «Кинжал» установлен в настоящее время на следующих типах боевых кораблей: ТАВКР проекта 11435 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (24 пусковых модуля по 8 ракет в каждом, боезапас – 192 ЗУР), ТАРКР проекта 11442 «Петр Великий» (1 установка вертикального пуска, боезапас – 64 ЗУР), БПК проекта 1155 и 11551 (8 пусковых модулей, боезапас – 64 ЗУР), СКР проекта 11540 (4 пусковых модуля, боезапас – 32 ЗУР). Комплекс «Кинжал» планировался также к размещению на авианесущих кораблях (авианосцах) проектов 11436 и 11437, которые, впрочем, достроены так и не были.

ТАБЛИЦА 1

Основные тактико-технические характеристики ЗРК «Кинжал» («Клинок»)

ТАБЛИЦА 2

Тактико-технические характеристики системы управления ЗРК «Кинжал» («Клинок»)

Одним из наиболее интересных моментов недавнего обращения Президента России Владимира Путина к элите и массам стала презентация новейших образцов вооружений , которые в скором времени заступят на боевое дежурство. Как оказалось, один из них уже активно стережет западные рубежи нашей Родины. Авиационный ракетный комплекс (АРК) «Кинжал» — наш гость сегодня.

11 марта 2018 г. Министерство обороны России опубликовало кадры «учебно-боевого» пуска ракеты «Кинжал» с борта самолета-носителя МиГ-31. Этот самолет сам по себе уникален. Более подробно о нем, мы рассказывали Вам в контексте разработки новейшей ему замены под наименованием МиГ-41 . Его еще именуют ПАК-ДП (Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата ).

Как оказалось, подвесить высотную ракету под обычный самолет нельзя. Даже фактически стратосферный МиГ-31 в своем, в том числе, противоспутниковом варианте не способен без дополнительных изменений в конструкции «работать» с такой габаритной ношей. Самолет доработали, ракету закрепили и отправили на боевое дежурство.

Многие пользователи отмечают ряд нестыковок в опубликованном видео. Для чего нужно было «размывать» элементы ракеты на земле и открывать их в воздухе? Ряд экспертов, как например блог BMPD, заметили на видео один из применяемых РСК «МиГ» в качестве летающей лаборатории экземпляров истребителя. Данные факты могут говорить о наличие монтажа сюжета из нескольких роликов различающихся по времени съемки вплоть до нескольких лет.

Кадр Минобороны РФ

Еще одним немаловажным фактом является уникальное сходство новейшего «Кинжала» и относительно немолодого оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э». Точнее ракеты к нему под индексом 9М723. Визуально разницы между ними фактически нет, а увеличение на 70 см длины изделия может быть вызвано установкой аэродинамического обтекателя и сбрасываемой после отделения от носителя защиты сопла ракеты.

МиГ-31 с ракетой «Кинжал». Кадр Минобороны РФ

Что касается гиперзвука! Владимир Путин, как и наши военные, в один голос называют новый комплекс — гиперзвуковым , т.е. летящим к цели со скоростью в 10-12 раз выше скорости звука. С точки зрения теории — все верно. Вы только вдумайтесь, 12 000 км/ч! Гиперзвуковой называют скорость движения объекта выше 5 Маха (1 Мах = 1062 км/ч на высоте 11 км) Однако, американские специалисты трактуют понятие гиперзвукового изделия, как использующего для движения прямоточный воздушно-реактивный двигатель. А нашему блогу, откровенно начхать, что думают западные «партнеры». Такого оружия, работающего на таких скоростях, дальностях и высотах… нет ни у одной страны в мире, кроме НАШЕЙ!

«Российская газета»

Она еще и маневрирует. Несмотря на огромную скорость, ракета способна активно маневрировать на всем протяжении полета к цели. Если проводить аналогию с «Искандером», то траекторию ее движения не могут предугадать даже разработчики…она летит как хочет, это же русская ракета.

Кинжал — зенитный ракетный комплекс.

Комплекс может обстреливать до четырех целей в секторе 60×60°, одновременно наводя на них до восьми ракет, в том числе до трех ракет на одну цель. Время реакции составляет от 8 до 24 с. Радиоэлектронные средства комплекса обеспечивают управление огнем 30-мм зенитных артиллерийских автоматов АК-630. Боевые возможности «Кинжала» в 5-6 раз превышают соответствующие показатели «Осы-М».

Применение двухпроцессорного цифрового вычислительного комплекса обеспечивает высокую степень автоматизации боевой работы. Выбор наиболее опасной цели для первоочередного обстрела может производиться как автоматически, так и по команде оператора.

Подпалубная пусковая установка ЗС-95, разработанная в КБ «Старт» под руководством А. И. Яскина, включает несколько модулей, каждый из которых представляет собой барабан с восемью транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК). Крышка пусковой установки может вращаться относительно вертикальной оси барабана. Пуск ракеты производится после поворота крышки пусковой установки и подвода имеющегося в ней люка к ТПК с предназначенной к старту ракетой. Интервал пуска не превышает 3 с. С учетом относительно небольших габаритов комплекса такое решение представляется излишне сложным по сравнению с реализованным позднее на зарубежных флотах пуском ЗУР из контейнеров, размещаемых в более простых пусковых установках ячеистого типа.

Первоначально предусматривалось создание ЗРК «Кинжал» с массогабаритными характеристиками, не превышающими реализованные в «Осе-М». Более того, конструкторам предстояло добиться возможности установки комплекса вместо «Осы-М» на ранее построенные корабли в процессе модернизационного ремонта. Однако более приоритетной задачей сочли выполнение заданных боевых тактикотехнических характеристик. Массогабаритные показатели росли, поэтому преемственность зенитных ракетных комплексов «по посадочным местам» обеспечить не удалось.

Само по себе это было не столь существенно. При крайне слабой судоремонтной базе флота и нежелании как военных, так и промышленности отвлекать на ремонтные работы судостроительные заводы за счет сокращения числа построенных новых кораблей возможность радикальной модернизации уже послуживших Родине боевых единиц носила скорее абстрактный характер.

Более серьезные последствия «разрастания» «Кинжала» выразились в невозможности его размещения на малых кораблях, хотя формально он мог устанавливаться на кораблях водоизмещением более 800 т. В результате, даже на таком новаторском корабле, как спроектированном в ЦМКБ «Алмаз» (главный конструктор - П. В. Ельский, затем - В. И. Корольков) ракетоносце на воздушной подушке со скегами пр. 1239, пришлось установить все ту же «Осу-МА». В конечном счете, на смену «Осе-М» в качестве основного средства защиты малых кораблей пришел зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Кортик», а не «Кинжал».

Разработка «Тора» и «Кинжала» шла со значительным отставанием от первоначально установленных сроков. Как правило, раньше сухопутный вариант опережал корабельный, как бы прокладывая ему дорогу. Однако при создании автономного самоходного комплекса «Тор» выявились серьезные проблемы, связанные с отработкой боевой машины. В результате совместные летные испытания «Тора» на Эмбенском полигоне начались даже позднее, чем «Кинжала» на Черном море - в декабре 1983 г., но завершились уже в декабре следующего года. На вооружение сухопутный ЗРК был принят постановлением от 19 марта 1986 г., почти натри года раньше корабельного.

Задержка с разработкой сухопутного комплекса была малоприятным обстоятельством, но ее последствия ограничились соответствующей корректировкой производственной программы. Заводы вместо «Тора» еще несколько лет выпускали пусть менее совершенную, но достаточно эффективную «Осу».

На море сложилась куда более пикантная ситуация. С конца 1980 г. в строй ВМФ ежегодно вступали один-два больших противолодочных корабля пр. 1155, единственным зенитным ракетным вооружением которых должна была стать пара ЗРК «Кинжал» с общим боекомплектом в 64 ракеты. Задержка с его разработкой привела к тому, что на протяжении более чем пяти лет эти крупные корабли оставались почти беззащитными от ударов с воздуха: к концу XX в. артиллерия уже не могла обеспечить их прикрытие от воздействия авиации. Более того, явное отсутствие станций наведения на предназначенных для них местах как бы призывало пилотов противника побыстрей и практически без какого-либо риска для себя отправить наши корабли на дно. Правда, на первых порах натовские эксперты не разобрались в столь скандальной ситуации и предались буйству фантазии, рассуждая в печати о наличии на наших новых кораблях каких-то сверхперспективных, внешне незаметных средств наведения зенитных ракет. Так или иначе, головному кораблю пр. 1155 - БПК «Удалой» - пришлось почти десятилетие дожидаться принятия «Кинжала» на вооружение (после вступления в строй в 1980 г.).

Из-за задержки с разработкой ЗРК на протяжении двух лет не мог использоваться по назначению и малый противолодочный корабль МПК-104 (строительный номер 721), построенный по проекту 1124К специально для испытания «Кинжала». От своего прототипа - корабля пр. 1124М - он отличался не только естественным отсутствием средств штатного ЗРК «Оса-М». Слишком большие веса и, что несколько важнее, высокое расположение многофункциональной станции наведения комплекса «Кинжал» не позволили установить на нем артиллерийское вооружение и все штатные РЛС, что, впрочем, было не так принципиально для опытового корабля. Формальное вступление в строй состоялось в октябре 1980 г., при этом корабль был укомплектован только пусковой установкой с тремя модулями, но станция наведения еще не была поставлена на Черное море. В дальнейшем на МПК-104 смонтировали один из двух изготовленных в 1979 г. опытных образцов комплекса. Испытания ЗРК велись с 1982 по 1986 г. и проходили далеко не гладко. Система не была достаточно отлажена в наземных условиях - на стендах НИИ «Алтаир» и на его испытательной базе «Большая Волга». Доводка шла в основном на корабле, в не вполне благоприятных для ее проведения условиях.

Однажды в ходе стрельб не включился двигатель выброшенный катапультой ракеты, которая упала на палубу и развалилась на две части. Что касается одной половины изделия, то, как говорилось, «она утонула». А вот вторая часть, при всем смирном ее поведении, вызвала вполне обоснованные опасения. После этого случая пришлось пересмотреть основные технические решения по запуску двигателя, что повысило надежность этого процесса. В другой раз в силу «человеческого фактора» (из-за несогласованных действий личного состава и представителей промышленности) произошел несанкционированный пуск ЗУР. Один из разработчиков, находившийся рядом с пусковой установкой, едва успел укрыться от струи двигателя ракеты.

Незадолго до завершения испытаний весной 1986 г. весьма эффектно были сбиты все четыре использовавшиеся в качестве мишеней ракеты П-35, запущенные залпом берегового комплекса. Однако только в 1989 г. комплекс «Кинжал» официально приняли на вооружение.

ЗРК «Кинжал» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростями до 700 м/с в диапазоне высот от 10 до 6000 м на дальностях от 1,5 до 12 км. Основными носителями комплекса должны были стать большие противолодочные корабли пр. 1155. Первоначально этот корабль задумывался как развитие сторожевика пр. 1135, но к моменту закладки превратился в БПК вдвое большего водоизмещения. Предполагалось, что корабли пр. 1155 будут решать противолодочные задачи совместно с эсминцами пр.956, оснащенными мощным ударным и зенитным ракетным вооружением - комплексами «Москит» и ЗРК средней дальности «Ураган». Поэтому с учетом ограничений по водоизмещению, обусловленных возможностями заводов, БПК пр. 1155 решили оснастить только комплексами самообороны «Кинжал». На каждом корабле устанавливалось по два ЗРК с общим боекомплектом 64 ракеты 9М330 и двумя станциями наведения ракет ЗР-95 Головные корабли на «Заводе им. Жданова» и калининградском заводе «Янтарь» были заложены в 1977 г. и вступили в строй практически одновременно - в последние дни 1980 г. Так как разработка комплекса «Кинжал» основательно задержалась, принятие кораблей флотом носило более чем условный характер. Несколько кораблей, вплоть до пятого в серии, сдавались без станций наведения ракет.

Всего на «Заводе им. Жданова» по осень 1988 г. под заводскими номерами с 731 по 734 были построены четыре корабля: «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Василевский», «Адмирал Трибуц», «Адмирал Левченко». На калининградском заводе «Янтарь» до конца 1991 г. под заводскими номерами с 111 по 117 построили восемь БПК: «Удалой», «Адмирал Захаров», «Адмирал Спиридонов», «Маршал Шапошников», «Симферополь», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Пантелеев».

За годы службы БПК пр. 1155 в целом хорошо зарекомендовали себя как надежные и эффективные корабли. Показательно то, что в сложный период 1990-2000-х гг. из 11 построенных БПК были списаны только три первых кора бля постройки калининградского завода и «Маршал Василевский», а большая часть кораблей пр. 1155 входит в состав флота. При этом «Удалой», «Маршал Василевский» и «Вице-адмирал Кулаков» так и не получили комплекс «Кинжал». Помимо 12 больших противолодочных кораблей пр. 1155 и одного усовершенствованного, построенного по пр. 11551 - «Адмирал Чабаненко», по четыре комплекса «Кинжал» с 192 ракетами было установлено на тяжелом авианесущем крейсере пр. 11434 «Баку» (с 1990 г. - «Адмирал флота Советского Союза Горшков») и на единственном авианосце нашего флота пр.11435, сменившем немало названий и ныне именуемом «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Ко времени проектирования этих кораблей среди моряков и кораблестроителей утвердилось здравое понимание того, что корабли данного класса должны нести только оружие самообороны, а задачи воздушного прикрытия на дальних подступах должны решаться ЗРК, установленными на кораблях охранения. Два комплекса «Кинжал» с восемью пусковыми модулями на 64 ракеты предполагалось установить в качестве вспомогательного «зенитного калибра» на атомном тяжелом ракетном крейсере пр. 11442 «Петр Великий», но фактически корабль был оборудован всего одним антенным постом.

По одному ЗРК «Кинжал» с боекомплектом 32 ракеты было размещено на кораблях пр. 11540 «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», официально отнесенным к сторожевым кораблям, но по водоизмещению и размерениям примерно соответствующим БПК пр.61, массово строившимся в 1960-е гг.

Таким образом, не считая опытового МПК-104, на 17 кораблях нашего флота было установлено всего 36 зенитных ракетных комплексов «Кинжал» (1324 ракеты). С 1993 г. экспортная модификация комплекса «Кинжал» под наименованием «Клинок» неоднократно демонстрировалась на различных международных выставках и салонах, однако сведений о его поставках за рубеж не имеется. Тем не менее ЗРК «Кинжал» стал одним из совершеннейших образцов отечественного ракетного оружия, наиболее полно отвечающим современным условиям противовоздушного боя на море. Относительно небольшая дальность поражения не является его существенным недостатком.

Маловысотные цели, в первую очередь - управляемые средства поражения, так или иначе будут обнаруживаться на малом удалении. Как свидетельствует опыт локальных войн, их носители, по-видимому, будут лишь на крайне непродолжительный промежуток времени взмывать над радиогоризонтом для уточнения местонахождения атакуемого ими корабля и пуска своих ракет. Поэтому поражение самолетов-носителей зенитными комплексами большей дальности представляется маловероятным. Но рано или поздно, запущенные самолетами ракеты приблизятся к объекту атаки. И вот здесь в полной мере должны проявиться все достоинства одного из самых совершенных отечественных зенитных комплексов «Кинжал» - малое время реакции, высокая огневая производительность, многоканальность, эффективное действие боевой части при адаптивном режиме применения по целям различных классов.

Антенный пост ЗРК «Кинжал» на БПК «Адмирал Виноградов»

Носители

Ракеты

Подпалубные пусковые установки комплекса «Кинжал» разработаны КБ «Старт» под руководством главного конструктора Яскина А. И ., состоят из 3-4 пусковых модулей барабанного типа по 8 ТПК с ракетами в каждом. Вес пускового модуля без ракет - 41,5 тонны, занимаемая площадь - 113 кв. м. Расчет комплекса состоит из 13 человек.

Старт ракеты - вертикальный, с помощью газовой катапульты , после покидания ПУ происходит запуск маршевого двигателя и склонение ракеты газодинамической системой на цель. Перезарядка - автоматическая, интервал пуска - 3 секунды.

РЛС 3Р95

Помехозащищённая антенна с ФАР и электронным управлением лучом, позволяет обнаруживать большое количество целей на дальности до 45 км и наводить до 8 ЗУР по 4 целям одновременно(в секторе 60х60°).

Пусковая установка 3С95Э

Тактико-технические характеристики

См. также

Примечания

Литература

  • Ангельский Р., Коровин В. Зенитный ракетный комплекс «Кинжал» (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра: журнал. - 2014. - Май (№ 05 ). - С. 12-18 .

Ссылки

  • КОРАБЕЛЬНЫЙ ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КИНЖАЛ» (SA-N-9 GAUNTLET)