Климат и человек краткое содержание. Профессор знаев

План-конспект по географии в 8 классе.

Тема : Климат и человек.

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: климатическая карта России..

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

2.1Фронтальный опрос:

Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.

1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)

2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)

3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)

4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)

5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)

3.Актуализаця опорных знаний.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

4. Формирование новых З.У.Н.

4.1. Рассказ с элементами беседы:

1. Комфортность климата.

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.

Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

2. Агроклиматические ресурсы

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.

Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.

Сумма активных температур

Что выращивают

овощеводство в закрытом грунте

редис, шпинат, лук на перо, репу,

ранний картофель

поздний картофель

яровая пшеница

виноград

хлопчатник (среднеспелых сортов) цитрусовые

– Почему в России не выращивают цитрусовые?

– Виноградники в нашей стране выращивают на Черноморском побережье Кавказа. Почему?

– Вывод по вопросу: агроклиматические ресурсы (свет, тепло, влага) определяют возможности выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, а человек решает, как воспользоваться этими возможностям.

3. Неблагоприятные климатические явления в России.

Используя учебник, стр.110 рис 87, выпишите в тетрадь стихийные явления, связанные с климатом (работа с учебником).

Охрана атмосферного воздуха: кислотные дожди, озоновые дыры, смог.

Города с самым загрязненным воздухом в России (по данным Росгидромета)

1. Норильск

11. Новосибирск

12. Санкт-Петербург

3. Новокузнецк

13. Нижний Тагил

14. Челябинск

15. Красноярск

16. Волгоград

8. Череповец

17. Новочеркасск

9. Воркута

18. Ангарск

10. Магнитогорск

20. Братск

Климат России так холоден, что за зиму для обогрева одного жителя расходуется в:

Москве 3 тонны каменного угля, в Хабаровске – 4, в Норильске – 7.

За один день человек, живущий в центре крупного города, вдыхает с воздухом столько ядовитых веществ, сколько содержится в двух пачках сигарет.

Среди самых грязных городов России – Ангарск. Его нефтехимические заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу более650 т. серной кислоты,110 000 т. углеводородов, 140 000 т. двуокиси серы.

5. Закрепление и обобщение.

1. Групповая работа: Используя карты атласа “Агроклиматические ресурсы” определите сумму активных температур для городов, и какие сельскохозяйственные культуры здесь выращивают (работа с атласом):

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский.

2. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для городов:

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский

Подведение итогов урока. При ответе на вопрос каждая группа получала по одному баллу. Суммируйте свои баллы и поставьте каждому в своей группе оценки. Сумма не должна превышать количество баллов.

6. Домашнее задание

§22, нанесите на контурную карту самые грязные города России

7. Итог урока.

Климат оказывает огромное влияние на все, что нас окружает: животный и растительный мир, почву, реки, моря и прочие водоемы. И, конечно же, под прямым воздействием климата оказывается человек как биологический вид. Рассмотрим подробнее, каково влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат - это устойчивый режим погоды в определенной местности, который не подвергается серьезным изменениям в течение многих лет. Он определяется многими факторами, среди которых температура воздуха, атмосферное давление, сила и направленность ветра, количество осадков и многие другие.

Рис. 1. Климат и человек.

Как бы далеко не продвинулся человек в научно-техническом прогрессе, он по-прежнему остается творением природы, во многом зависящим от внешних условий. Климатические условия во многом определяют:

  • самочувствие и физическую активность человека;
  • продолжительность жизни;
  • организацию хозяйственной деятельности;
  • организацию отдыха и досуга.

Состояние человеческого организма напрямую зависит от теплоощущений. Наиболее комфортное состояние возникает при температуре в пределах 17-23 градусах тепла, с умеренной влажностью воздуха.

Климат и образ жизни

Многообразие климатических поясов формирует различные условия, в которых обитают люди. Каждое из них по-своему влияет на человека.

  • Морской климат. Обилие солнечных дней, влажный свежий воздух, пропитанный морской солью, в сочетании с умиротворяющими пейзажами благотворно влияет на нервную систему. Отсутствие резких температурных колебаний нормализует физиологические процессы. Данный климат рекомендуется людям для восстановления душевных и физических сил, укрепления защитных сил организма.

Рис. 2. Морской климат.

  • Горный климат. Высокие пики, богатая природа, кристально чистый воздух, низкое атмосферное давление, резкая смена температуры днем и ночью оказывают стимулирующее действие на организм человека. В таких климатических условиях происходит активизация всех ресурсов организма, мягкое возбуждение нервной системы, наблюдается увеличение производительности труда.
  • Пустынный климат. Сочетание жаркого сухого воздуха, резких перепадов температуры в течение суток, раскаленной пыли заставляет работать человеческий организм в усиленном режиме. Подобный климат вызывает повышенное выделение жидкости, около 8-10 литров ежедневно.
  • Северный климат. Экстремально низкие температуры, частые сильные ветры, непродолжительное холодное лето создают не самые благоприятные условия для жизни и работы людей. Затяжные морозы оказывают существенную нагрузку на экономику, требуя строительство теплых зданий и их полноценное отопление. В северных районах энергозатраты в сельском хозяйстве, в промышленности, транспорте очень высоки.

Чукотский край – это одно из мест на земле, которое словно бы создано для испытания человека на прочность. В течение многих лет коренные народы смогли приспособиться к суровой природе. Однако до сих пор быт и вся жизнь этих людей преследуют одну цель - выжить любой ценой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство высшего и профессионального образования РФ

Красноярский Государственный Торгово-Экономический Университет

Кафедра экологии

«Климат и человек»

Выполнила:

Студентка гр ТОП 05-12 Рудаманенко И.Н.

Проверил:

Преподаватель Ефремов А.А.

Красноярск 2005

Вступление

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.

Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности.

Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо - и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

1. Химическое загрязнение биосферы

загрязнение антропогенный биосфера нефтепродукты

Свой реферат я начну с обзора тех факторов, которые приводят к ухудшению состояния одной из важнейших составляющих биосферы - атмосферы. Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незаконченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизменно обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось еще серьезными последствиями.

Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие:

а) Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 250 млн.т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

б) Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива или переработки сернистых руд (до 70 млн.т. в год). Часть соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого ангидрида составило 65 процентов от общемирового выброса.

в) Серный ангидрид. Образуется при окислении сернистого ангидрида. Конечным продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека. Выпадение аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов химических предприятий отмечается при низкой облачности и высокой влажности воздуха. Листовые пластинки растений, произрастающих на расстоянии менее 1 км. от таких предприятий, обычно бывают густо усеяны мелкими некротическими пятнами, образовавшихся в местах оседания капель серной кислоты. Пирометаллургические предприятия цветной и черной металлургии, а также ТЭС ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн серного ангидрида.

г) Сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе с другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, коксохимические, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы. В атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются медленному окислению до серного ангидрида.

д) Оксиды азота. Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитро соединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество оксидов азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн.т. в год.

е) Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторсодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом. Производные фтора являются сильными инсектицидами.

ж) Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 1 т. предельного чугуна выделяется кроме 2,7 кг. сернистого газа и 4,5 кг. пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода.

Аэрозольное загрязнение атмосферы Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 куб.км. пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках техногенной пыли приведены ниже:

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ВЫБРОС ПЫЛИ,МЛН.Т./ГОД

1. Сжигание каменного угля 93,60 2. Выплавка чугуна 20,21 3. Выплавка меди (без очистки) 6,23 4. Выплавка цинка 0,18 5. Выплавка олова (без очистки) 0,004 6. Выплавка свинца 0,13 7. Производство цемента 53,37

Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы. Аэрозольные частицы от этих источников отличаются большим разнообразием химического состава. Чаще всего в их составе обнаруживаются соединения кремния, кальция и углерода, реже - оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях. Постоянными источниками аэрозольного загрязнения являются промышленные отвалы - искусственные насыпи из переотложенного материала, преимущественно вскрышных пород, образуемых при добыче полезных ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности, ТЭС. Источником пыли и ядовитых газов служат массовые взрывные работы. Так, в результате одного среднего по массе взрыва (250-300 тонн взрывчатых веществ) в атмосферу выбрасывается около 2 тыс.куб.м. условного оксида углерода и более 150 т.пыли. Производство цемента и других строительных материалов также является источником загрязнения атмосферы пылью. Основные технологические процессы этих производств - измельчение и химическая обработка шихт, полуфабрикатов и получаемых продуктов в потоках горячих газов всегда сопровождается выбросами пыли и других вредных веществ в атмосферу. К атмосферным загрязнителям относятся углеводороды - насыщенные и ненасыщенные, включающие от 1 до 13 атомов углерода. Они подвергаются различным превращениям, окислению, полимеризации, взаимодействуя с другими атмосферными загрязнителями после возбуждения солнечной радиацией. В результате этих реакций образуются перекисные соединения, свободные радикалы, соединения углеводородов с оксидами азота и серы часто в виде аэрозольных частиц. При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха. Обычно это происходит в тех случаях, когда в слое воздуха непосредственно над источниками газопылевой эмиссии существует инверсия - расположения слоя более холодного воздуха под теплым, что препятствует воздушных масс и задерживает перенос примесей вверх. В результате вредные выбросы сосредотачиваются под слоем инверсии, содержание их у земли резко возрастает, что становится одной из причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана.

Фотохимический туман (смог) Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода, обычно сопровождающаяся инверсиями, необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ. Такие условия создаются чаще в июне-сентябре и реже зимой. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул диоксида азота с образованием оксида азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в молекулярный кислород, а оксид азота - в диоксид. Но этого не происходит. Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов, которые при этом расщепляются по двойной связи и образуют осколки молекул и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы диоксида азота расщепляются и дают дополнительные количества озона. Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается. В свою очередь озон вступает в реакцию с олефинами. В атмосфере концентрируются различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной способностью. Такие смоги - нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки. По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.

Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК)

Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. ПДК - такие концентрации, которые на человека и его потомство прямого или косвенного воздействия, не ухудшают их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей. Обобщение всей информации по ПДК, получаемой всеми ведомствами, осуществляется в ГГО - Главной Геофизической Обсерватории. Чтобы по результатам наблюдений определить значения воздуха, измеренные значения концентраций сравнивают с максимальной разовой предельно допустимой концентрацией и определяют число случаев, когда были превышены ПДК, а также во сколько раз наибольшее значение было выше ПДК. Среднее значение концентрации за месяц или за год сравнивается с ПДК длительного действия - среднеустойчивой ПДК. Состояние загрязнение воздуха несколькими веществами, наблюдаемые в атмосфере города, оценивается с помощью комплексного показателя - индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Для этого нормированные на соответствующее значения ПДК и средние концентрации различных веществ с помощью несложных расчетов приводят к величине концентраций сернистого ангидрида, а затем суммируют. Максимальные разовые концентрации основных загрязняющих веществ были наибольшими в Норильске (оксилы азота и серы), Фрунзе (пыль), Омске (угарный газ). Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населения более 500 тыс. жителей. Загрязнение воздуха специфическими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия нескольких отраслей промышленности, то создается очень высокий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной.

2. Химическое загрязнение природных вод

Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ - загрязнителей, ухудшающих качество воды. Загрязнения, поступающие в водную среду, классифицируют по-разному, в зависимости от подходов, критериев и задач. Так, обычно выделяют химическое, физическое и биологические загрязнения. Химическое загрязнение представляет собой изменение естественных химических свойств вода за счет увеличения содержания в ней вредных примесей как неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки, поверхностноактивные вещества, пестициды).

Неорганическое загрязнение Основными неорганическими (минеральными) загрязнителями пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем передаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам. Токсический эффект некоторых наиболее распространенных загрязнителей гидросферы представлен в таблице:

ВЕЩЕСТВО ПЛАНКТОН РАКООБРАЗНЫЕ МОЛЛЮСКИ РЫБЫ

К опасным загрязнителям водной среды можно отнести неорганические кислоты и основания, обуславливающие широкий диапазон рН промышленных стоков (1,0 - 11,0) и способных изменять рН водной среды до значений 5,0 или выше 8,0, тогда как рыба в пресной и морской воде может существовать только в интервале рН 5,0 - 8,5. Среди основных источников загрязнения гидросферы минеральными веществами и биогенными элементами следует упомянуть предприятия пищевой промышленности и сельское хозяйство. С орошаемых земель ежегодно вымывается около 6 млн.т. солей. К 2000 году возможно увеличение их массы до 12 млн.т./год. Отходы, содержащие ртуть, свинец, медь локализованы в отдельных районах у берегов, однако некоторая их часть выносится далеко за пределы территориальных вод. Загрязнение ртутью значительно снижает первичную продукцию морских экосистем, подавляя развитие фитопланктона. Отходы, содержащие ртуть, обычно скапливаются в донных отложениях заливов или эстуариях рек. Дальнейшая ее миграция сопровождается накоплением метиловой ртути и ее включением в трофические цепи водных организмов. Так, печальную известность приобрела болезнь Минамата, впервые обнаруженную японскими учеными у людей, употреблявших в пищу рыбу, выловленную в заливе Минамата, в который бесконтрольно сбрасывали промышленные стоки с техногенной ртутью.

Органическое загрязнение. Среди вносимых в океан с суши растворимых веществ, большое значение для обитателей водной среды имеют не только минеральные, биогенные элементы, но и органические остатки. Вынос в океан органического вещества оценивается в 300 - 380 млн.т./год. Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения или растворенное органическое вещество, пагубно влияют на состояние водоемов. Осаждаясь, суспензии заливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнедеятельность данных микроорганизмов, участвующих в процессе самоочищения вод. При гниении данных осадков могут образовываться вредные соединения и отравляющие вещества, такие как сероводород, которые приводят к загрязнению всей воды в реке. Наличие суспензий затрудняют также проникновение света в глубь воды, и замедляет процессы фотосинтеза. Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание в ней необходимого количества кислорода. Вредное действие оказывают все загрязнения, которые, так или иначе, содействуют снижению содержания кислорода в воде. Поверхностно активные вещества - жиры, масла, смазочные материалы - образуют на поверхности воды пленку, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом. Значительный объем органических веществ, большинство из которых не свойственно природным водам, сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Нарастающее загрязнение водоемов и водостоков наблюдается во всех промышленных странах. Информация о содержании некоторых органических веществ в промышленных сточных водах предоставлена ниже:

ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА КОЛИЧЕСТВО В МИРОВОМ СТОКЕ МЛН.Т./ГОД

1. Нефтепродукты 26,563 2. Фенолы 0,460 3. Отходы производств синтетических волокон 5,500 4. Растительные органические остатки 0,170 5. Всего 33,273

В связи с быстрыми темпами урбанизации и несколько замедленным строительством очистных сооружений или их неудовлетворительной эксплуатацией водные бассейны и почва загрязняются бытовыми отходами. Особенно ощутимо загрязнение в водоемах с замедленным течением или непроточных (водохранилища, озера). Разлагаясь в водной среде, органические отходы могут стать средой для патогенных организмов. Вода, загрязненная органическими отходами, становится практически непригодной для питья и других надобностей. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода. Если бытовые сточные воды поступают в водоем в очень больших количествах, то содержание растворимого кислорода может понизится ниже уровня, необходимого для жизни морских и пресноводных организмов.

3. Проблема загрязнения Мирового океана (на примере ряда органических соединений)

Нефть и нефтепродукты

Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуоресценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифатических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса:

а) Парафины (алкены) - (до 90% от общего состава) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде.

б) Циклопарафины. - (30 - 60% от общего состава) насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению.

в) Ароматические углеводороды. - (20 - 40% от общего состава) - ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца (бензол, толуол, ксилол), затем бициклические (нафталин), полициклические (пирен).

г) Олефины (алкены). - (до 10% от общего состава) - ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 6 млн.т. нефти, что составляло 0,23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-79 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. т. нефти. За последние 30 лет, начиная с 1964 года, пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн.т. нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн.т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн.т. нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину:

ВНЕШНИЙ ВИД ТОЛЩИНА, МКМ КОЛИЧЕСТВО НЕФТИ, Л./КВ.КМ.

1. Едва заметна 0,038 44 2. Серебристый отблеск 0,076 88 3. Следы окраски 0,152 176 4. Ярко окрашенные разводы 0,305 352 5. Тускло окрашенные 1,016 1170 6. Темно окрашенные 2,032 2310

Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками сырой нефти составляет 1-10% (280 нм), 60-70% (400нм). Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую "нефть в воде" и обратную "вода в нефти". Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефти, содержащих поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы: инсектициды - для борьбы с вредными насекомыми, фунгициды и бактерициды - для борьбы с бактериальными болезнями растений, гербициды - против сорных растений. Установлено, что пестициды, уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов. В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду) к биологическим (экологически чистым) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более 5 млн.т. пестицидов поступает на мировой рынок. Около 1,5 млн.т. этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем золовым и водным путем. Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды. В водной среде чаще других встречаются представители инсектицидов, фунгицидов и гербицидов. Синтезированные инсектициды делятся на три основных группы: хлорорганические, фосфорорганические и карбонаты. Хлорорганические инсектициды получают путем хлорирования ароматических и гетероциклических жидких углеводородов. К ним относятся ДДТ и его производные, в молекулах которых устойчивость алифатических и ароматических групп в совместном присутствии возрастает, всевозможные хлорированные производные хлородиена (элдрин). Эти вещества имеют период полураспада до нескольких десятков лет и очень устойчивы к биодеградации. В водной среде часто встречаются полихлорбифенилы - производные ДДТ без алифатической части, насчитывающие 210 гомологов и изомеров. За последние 40 лет использовано более 1,2 млн.т. полихлорбифенилов в производстве пластмасс, красителей, трансформаторов, конденсаторов. Полихлорбифенилы (ПХБ) попадают в окружающую среду в результате сбросов промышленных сточных вод и сжигания, твердых отходах на свалках. Последний источник поставляет ПБХ в атмосферу, откуда они с атмосферными осадками выпадают во все районах Земного шара. Так в пробах снега, взятых в Антарктиде, содержание ПБХ составило 0,03 - 1,2 кг./л.

Синтетические поверхностно-активные вещества. Детергенты (СПАВ) относятся к обширной группе веществ, понижающих поверхностное натяжение воды. Они входят в состав синтетических моющих средств (СМС), широко применяемых в быту и промышленности. Вместе со сточными водами СПАВ, попадают в материковые воды и морскую среду. СМС содержат полифосфаты натрия, в которых растворены детергенты, а также ряд добавочных ингредиентов, токсичных для водных организмов: ароматизирующие вещества, отбеливающие реагенты (персульфаты, пербораты), кальцинированная сода, карбоксиметилцеллюлоза, силикаты натрия. В зависимости от природы и структуры гидрофильной части молекулы СПАВ делятся на анионактивные, катионоактивные, амфотерные и неионогенные. Последние не образуют ионов в воде. Наиболее распространенными среди СПАВ, являются анионактивные вещества. На их долю приходится более 50% всех производимых в мире СПАВ. Присутствие, СПАВ в сточных водах промышленности связано с использованием их в таких процессах, как флотационное обогащение руд, разделение продуктов химических технологий, получение полимеров, улучшение условий бурения нефтяных и газовых скважин, борьба с коррозией оборудования. В сельском хозяйстве, СПАВ, применяется в составе пестицидов.

Соединения с канцерогенными свойствами. Канцерогенные вещества - это химически однородные соединения, проявляющие трансформирующую активность и способность вызывать канцерогенные, тератогенные (нарушение процессов эмбрионального развития) или мутагенные изменения в организмах. В зависимости от условий воздействия они могут приводить к ингибированию роста, ускорению старения, нарушению индивидуального развития и изменению генофонда организмов. К веществам, обладающим канцерогенными свойствами, относятся хлорированные алифатические углеводороды, винилхлорид, и особенно, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Максимальное количество ПАУ в современных данных осадках Мирового океана (более 100 мкг/км массы сухого вещества) обнаружено в тектонически-активных зонах, подверженным глубинному термическому воздействию. Основные антропогенные источники ПАУ в окружающей среде - это пиролиз органических веществ при сжигании различных материалов, древесины и топлива.

Тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу. При выветривании осадочных и изверженных пород ежегодно выделяется 3,5 тыс.т. ртути. В составе атмосферной пыли содержится около 12 тыс.т. ртути, причем значительная часть - антропогенного происхождения. Около половины годового промышленного производства этого металла (910 тыс.т./год) различными путями попадает в океан. В районах, загрязняемых промышленными водами, концентрация ртути в растворе и взвесях сильно повышается. При этом некоторые бактерии переводят хлориды в высокотоксичную метил-ртуть. Заражение морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению прибрежного населения. К 1977 году насчитывалось 2800 жертв болезни Миномата, причиной которой послужили отходы предприятий по производству хлорвинила и ацетальдегида, на которых в качестве катализатора использовалась хлористая ртуть. Недостаточно очищенные сточные воды предприятий поступали в залив Минамата. Свиней - типичный рассеянный элемент, содержащийся во всех компонентах окружающей среды: в горных породах, почвах, природных водах, атмосфере, живых организмах. Наконец, свиней активно рассеивается в окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности человека. Это выбросы с промышленными и бытовыми стоками, с дымом и пылью промышленных предприятий, с выхлопными газами двигателей внутреннего сгорания. Миграционный поток свинца с континента в океан идет не только с речными стоками, но и через атмосферу. С континентальной пылью океан получает (20-30)*10^3 т. свинца в год.

Сброс отходов в море с целю захоронения (дампинг).

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов.

Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0,085% свинца; 0,001% ртути; 0,001% кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ часто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробионтов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

Тепловое загрязнение. Тепловое загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий возникает в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 кв.км. Более устойчивая температурная стратификация препятствует водообмену поверхностным и донным слоем. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его возрастает, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органическое вещество. Усиливается видовое разнообразие фитопланктона и всей флоры водорослей.

На основании обобщения материала можно сделать вывод, что эффекты антропогенного воздействия на водную среду проявляются на индивидуальном и популяционно-биоценотическом уровнях, и длительное действие загрязняющих веществ приводит к упрощению экосистемы.

4. Загрязнение почвы

Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.

Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. Одним из видов антропогенного воздействия является загрязнение пестицидами.

Пестициды как загрязняющий фактор. Открытие пестицидов - химических средств защиты растений и животных от различных вредителей и болезней - одно из важнейших достижений современной науки. Сегодня в мире на 1 га. наносится 300 кг. химических средств. Однако в результате длительного применения пестицидов в сельском хозяйстве медицине (борьба с переносчиками болезней) почти повсеместно отличается снижение из эффективности вследствие развития резистентных рас вредителей и распространению "новых" вредных организмов, естественные враги и конкуренты которых были уничтожены пестицидами. В то же время действие пестицидов стало проявляться в глобальных масштабах. Из громадного количества насекомых вредными являются лишь 0,3% или 5 тыс. видов. У 250-ти видов обнаружена резистентность к пестицидам. Это усугубляется явлением перекрёстной резистенции, заключающейся в том, что повышенная устойчивость к действию одного препарата сопровождается устойчивостью к соединениям других классов. С общебиологических позиций резистентность можно рассматривать как смену популяций в результате перехода от чувствительного штамма к устойчивому штамму того же вида вследствие отбора, вызванного пестицидами. Это явление связано с генетическими, физиологическими и биохимическими перестройками организмов. Неумеренное применение пестицидов (гербицидов, инсектицидов, дефолиантов) негативно влияет на качество почвы. В связи с этим усиленно изучается судьба пестицидов в почвах и возможности и возможности их обезвреживать химическими и биологическими способами. Очень важно создавать и применять только препараты с небольшой продолжительностью жизни, измеряемой неделями или месяцами. В этом деле уже достигнуты определенные успехи и внедряются препараты с большой скоростью деструкции, однако проблема в целом ещё не решена.

Кислые атмосферные выпады на сушу. Одна из острейших глобальных проблем современности и обозримого будущего - это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод и верхних горизонтов почв. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное подкисление грунтовых вод. Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека, сопровождающейся эмиссией колоссальных количеств оксидов серы, азота, углерода. Эти оксилы, поступая в атмосферу, переносятся на большие расстояния, взаимодействуют с водой и превращаются в растворы смеси сернистой, серной, азотистой, азотной и угольной кислот, которые выпадают в виде "кислых дождей" на сушу, взаимодействуя с растениями, почвами, водами. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в сельском хозяйстве, в быту. Хозяйственная деятельность человека почти вдвое увеличила поступление в атмосферу оксидов серы, азота, сероводорода и оксида углерода. Естественно, что это сказалось на повышении кислотности атмосферных осадков, наземных и грунтовых вод. Для решения этой проблемы необходимо увеличить объём систематических представительных измерений соединений загрязняющих атмосферу веществ на больших территориях.

Заключение

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Литература

1. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. - М.: Недра, 1982.

2. Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. - М.: Мысль, 1982.

3. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. - М.: 1986.

4. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975.

5. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. - М.: Просвещение, 1986.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами. Влияние сточных вод на водный баланс. Содержание пестицидов и синтетических поверхностно-активных веществ в океане. Международное сотрудничество в области охраны вод.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Угрожающие масштабы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Источник загрязнения водной среды. Основные методы управления качеством атмосферного воздуха. Управление отходами, их санитарное очищение и удаление. Виды экологических налогов.

    реферат , добавлен 07.11.2014

    Ознакомление с последствиями загрязнения гидросферы нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и кислотными дождями. Рассмотрение законодательного регулирования вопроса охраны экологической среды Мирового океана. Описание методов очистки сточных вод.

    презентация , добавлен 09.05.2011

    Анализ современного состояния антропогенного воздействия на биосферу. Экология природных зон, последствия разрушения биоценозов и загрязнения среды. Антропогенное загрязнение атмосферы парниковыми газами и воздействие на биосферу физических факторов.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе. Использование природной среды и его последствия. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Химическое загрязнение природных вод. Воздействие атомных станций на природу.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Учение Вернадского о биосфере. "Отказ" биосферы перерабатывать плоды человеческой деятельности как нарастающий ультимативный фактор в отношении человека. Глобальные проблемы защиты окружающей среды от вредных последствий антропогенного воздействия.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Загрязнение окружающей среды и организация охранной деятельности, направленной на спасение природы. Единство биосферы и всей окружающей среды. Распространение на Земле человека как биологического вида. Глобальные экологические проблемы современности.

    презентация , добавлен 29.03.2014

    Речной сток как основа водных ресурсов России. Принципы использования воды для хозяйственных целей. Характеристика источников загрязнения внутренних водоёмов. Экологические последствия загрязнения океана и вообще всей гидросферы нефтью и нефтепродуктами.

    доклад , добавлен 07.12.2009

    Охрана окружающей природной среды на международном уровне. Проведение Конвенции в Лондоне в 1973 году. Общие обязательства по предотвращению загрязнения с судов морской среды нефтепродуктами. План борьбы с загрязнением нефтью при аварийных ситуациях.

    реферат , добавлен 26.12.2013

    Давление человека на биосферу. Активизация хозяйственно-производственной деятельности человека. Загрязнение мирового океана. Поступление кислорода в атмосферу Земли в результате фотосинтетической деятельности. Химические и радиационные загрязнения.

Погоды важен не только для выходящих из дома горожан, каждый час им пользуются также летчики и моряки. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов и даже дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана. В новороссийской бухте зимний ветер, сходящий с гор (бора), вызывает оледенение судов и портовых сооружений.

Гидроэнергетический потенциал территории также непосредственно связан с климатическими условиями: полноводность рек, периоды ледостава и половодья - все это напрямую связано с климатом. Например, энергодефицитное хозяйство Приморья не имеет ГЭС, хотя этот регион располагает большими гидроэнергоресурсами. Это связано с крайним непостоянством режима рек в условиях муссонного климата, с регулярно проходящими тайфунами.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема урока: «Климат и человек»

Цель урока: показать актуальность (жизненную важность) проблемы климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • Сформировать знания учащихся о разнообразии климатических условий на территории России и их влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность человека.
    • Рассмотреть влияние неблагоприятных погодных явлений на хозяйственную деятельность людей.
    • Рассмотреть особенности климата важные для ведения сельского хозяйства.
    • Показать причины экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы и здоровьем человека.
  • Развивающие :
    • Развитие умений и навыков выделять главное, существенное при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
    • Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа.
    • Продолжить формирование умений анализировать картографические данные и делать выводы по изучаемому материалу.
    • Развитие культуры письменной речи учащихся, расширение словарного запаса.
  • Воспитательные :
    • Продолжить формирование научного мировоззрения.
    • Показать связь с реальной жизнью.
    • Воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, через осмысление влияния окружающего мира на человека.
    • Расширение кругозора учащихся: знакомство с экологическими проблемами, с мерами охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
    • Формировать патриотизм и любовь к своей малой Родине, чувство товарищества, умение работать в группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.

Основные методы, применяемые на уроке:

  • словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
  • практические (заполнение таблицы);
  • наглядные (работа с наглядностью, проектором);
  • методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу).

Основные формы деятельности учащихся на уроке:

  • работа в парах
  • фронтальная
  • индивидуальная (выполнение географического диктанта).

Оборудование урока:

  • физическая и климатическая карты России;
  • карта «плотности населения России»;
  • карта «Агроклиматические ресурсы»;
  • атлас 8 класса;
  • таблица № 1. Неблагоприятные климатические явления;
  • таблица № 2. Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека;
  • проектор (презентация «Климат и человек»).

ХОД УРОКА

Отчего зависит погода? –
От места, в котором находишься ты,
Его высоты, его широты, долготы,
А также – от настроения.

Ю. Пономарева

I. Организационный момент

1. Приветствие:

– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
– Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
– Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

2. Определение отсутствующих

3. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Целеполагание и мотивация

Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися

1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.

Интересный факт:

С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)

2. Постановка учебной задачи

Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.

III. Актуализация знаний и умений

1. Работа с терминологической картой. (Приложение 1 , презентация «Климат и человек»)

Повторение понятий:

  • климат
  • солнечная радиация
  • суммарная радиация
  • воздушные массы
  • циклон
  • антициклон
  • атмосферный фронт
  • атмосферное давление
  • погода
  • коэффициент увлажнения
  • испаряемость
  • амплитуда
  • трансформация

2. Работа с картами атласа

– Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:

1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему?
2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему?
3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?

3. Тестовая работа. (Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы – 7 минут)

Вариант 1

1. Преобладающая часть территории России расположена в климатическом поясе:

а) субтропическом б) арктическом в) умеренном г) экваториальном

2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, называется:

а) испаряемость б) увлажнение в) коэффициент увлажнения г) испарение

3. Назовите район России с высоким уровнем комфортности:

а) низовья Енисея б) город Мурманск в) Краснодарский край г) республика Коми

4. Постепенное изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности называется:

а) циркуляцией б) трансформацией в) погодой г) атмосферным давлением

5. Выберите верные (выберите 3 верных ответа)

а) Наибольшее количество солнечной радиации поступает в южные районы страны.
б) На климат нашей страны оказывают влияние воздушные массы всех океанов.
в) При перемещении теплых воздушных масс в сторону холодных образуется теплый фронт.
г) Город Оймякон – самый холодный в Северном полушарии.
д) Для островов Северного Ледовитого океана характерен субарктический климат.

Вариант 2

1. Какой из перечисленных климатообразующих факторов для нашей страны наиболее важный?

а) географическая широта
б) подстилающая поверхность
в) хозяйственная деятельность человека
г) морские течения

2. Замкнутая область низкого атмосферного давления – это:

а) циклон
б) пассат
в) антициклон
г) муссон

3. Назовите район России с неблагоприятными условиями для проживания человека:

а) Красноярск
б) Екатеринбург
в) Анадырь
г) Москва

4. Определите тип климата, если летом очень много осадков приносимых с океана, а зима сухая:

а) резко континентальный
б) арктический
в) муссонный
г) субарктический

5. Выберите верные утверждения о климате России: (выберите 3 верных ответа)

а) На юге Дальнего Востока летом господствует морской арктический воздух.
б) Воздушные массы способны трансформироваться при перемещении над определенной территорией.
в) Атлантический океан оказывает на климат умеренных широт меньшее влияние, чем Тихий.
г) Сибирский антициклон – это обширная область высокого давления, оказывает решающее значение на суровость зимы в Сибири.
д) Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше тепла получает данная территория.

Проверка самостоятельной работы.

Правильные ответы и нормы

Вариант 1. Вариант 2.

1 – а 1 – а
2 – а 2 – а
3 – в 3 – в
4 – б 4 – в
5 – а, в, г. 5 – б, г, д.

Правильные ответы Оценка

5 «5»
4 «4»
3 «3»
2 «2»

IV. Изучение нового материала

Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение – сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных вопросов:

1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей? Как?
2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?

– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.

1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.

Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Важнейшими показателями агроклиматических ресурсов являются:

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • мощность и продолжительность снежного покрова

Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)

– Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (Овес, озимая пшеница, озимая рожь, лен)
– Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры? (Сильные морозы и заморозки)

Россия в силу географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:

  • расходы на строительство и отопление зданий
  • производство теплой одежды и продуктов питания

– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.)
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.

– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.

Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?

  • при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
  • долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
  • недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
  • в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3. Увеличение доли автомобильного транспорта.

2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни.
Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу (презентация «Климат и человек»)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

V. Закрепление нового материала

Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)

  • Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
  • Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
  • Осадки в виде частиц льда.
  • Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
  • Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
  • Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
  • Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
  • Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
  • Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы.
  • Представители каких профессий составляют прогноз погоды.

Проверка географического диктанта: (презентация «Климат и человек»)

  • Заморозок
  • Сильные морозы
  • Гололед
  • Туман
  • Суховей
  • Ураган
  • Засуха
  • Норильск или Мурманск
  • Метеорологи, синоптики

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок в журнал.

VII. Рефлексия

1. Сегодня на уроке мне понравилось…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…

IX. Домашнее задание

Параграф 22 учебника и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»