Профессия – менеджер. История зарождения и развития профессии менеджер Значение профессии менеджера в современном мире

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства .Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим :

  • * неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • * высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • * повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • * положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • * особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, -- к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • * наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта -- гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • * весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • * определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • * конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • * уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  • * содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • * характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными :

  • * целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  • * объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  • * средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
  • * условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  • * степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • * характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) :

  • 1) руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  • 2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
  • 3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  • 4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста . Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) .

Такое распространённое слово «менеджер» давно у всех на слуху, однако многие не понимают его значения и не знают специфики этой работы. Менеджер – это управленец, человек, который руководит людьми, организовывает их работу. Профессия менеджер подразумевает под собой и самостоятельную организацию работы в какой-либо области, и управление группой подчинённых, их деятельностью. Всё зависит от полномочий сотрудника и от конкретной компании.

Именно от таких специалистов в большой степени зависит успех фирмы, её конкурентоспособность и положение на рынке товаров или услуг. Поэтому, хоть эта профессия и распространена, она всё равно занимает одну из высших строчек рейтинга самых востребованных специальностей.

Кому подойдёт эта профессия

Менеджмент – это отличная отрасль для людей-лидеров, которые способны хорошо управлять другими людьми, мотивировать их на успехи и достижения. Также в работе помогут такие качества, как: ответственность, позитивность, аналитический склад ума и некоторая дальновидность. Благодаря этому человек действительно сможет добиться больших высот и поднять рейтинг своей компании, увеличить продажи, соответственно, и доходы. А это именно то, что нужно для каждой фирмы в первую очередь – продать свои товары или услуги по максимально выгодной цене.

Должность менеджера – очень интересная, и она прекрасно подойдёт для тех, кто хочет работать активно, чувствовать уважение коллег и гордиться результатами своего труда. Если вы энергичны и коммуникабельны, хотите постоянного движения и роста, вы стрессоустойчивы и организованны, то путь к успеху в таком интересном деле, как менеджмент, для вас открыт!

Планирование, организация и контроль – вот три главные характеристики задач, которые стоят перед каждым менеджером. Описание обязанностей сотрудника, который устроился на вакансию менеджера, обычно заключается в увеличении прибыли компании или в управлении персоналом.

Менеджер тщательно продумывает стратегию «поведения» фирмы на рынке и анализирует отчеты конкурирующих компаний. На успех предприятия влияет всё: спрос на услуги, которые оно осуществляет, наличие конкурентов, цена на товары конкурентов и многие, многие другие факторы. И менеджер должен в своей скрупулёзной работе учесть всё и спланировать наилучший вариант продвижения и развития компании.

Хороший менеджер умеет очень выгодно преподнести достоинства компании и не акцентировать внимание на её недостатках. В обязанности также входит решать задачи, благодаря которым количество клиентов (а значит и прибыли) возрастёт. В случае неудачного решения необходимо очень быстро оценить ситуацию, проанализировать положение и исправить ошибку.

К тому же менеджер должен отлично понимать дух своей компании, знать всех сотрудников и уметь наладить отношения в коллективе. Очень важно, чтобы сотрудники ладили между собой, а также были мотивированны на работу. Менеджмент-специалист хорошо понимает особенности каждого своего подчинённого и умеет грамотно распределять между всеми задачи и ставить цели. Если у сотрудника что-то не получается, то именно менеджер разбирается, в чём дело и исправляет положение: объясняет задачу проще и понятнее, помогает человеку вникнуть в дело.

Менеджмент и все его тонкости должен понимать каждый представитель этой профессии. Важно, чтобы его знания были обширными и масштабными, а не «узкими» и специализированными. Делопроизводство, экономика, психология, социология – это далеко не полный список всех дисциплин, которые человек должен усвоить «на отлично». Для очень многих компаний важно и знание иностранного языка.

Менеджер – это поистине универсальный работник, который с одинаковым успехом справится и с продажами, и с организацией работы сотрудников, и с подбором персонала. Конкретная деятельность зависит от потребности компании, и зачастую в должности может присутствовать сочетание нескольких этих задач.

Про учёбу и работу

Менеджмент и маркетинг, менеджмент организации, документоведение, рыночная экономика – это не полное описание всего того, что предстоит изучить юному студенту, поступившему в университет на представленную профессию. Законодательные и правовые акты, ценообразование, налогообложение, принципы рекламы – все эти знания сделают человека поистине ценным сотрудником для каждой компании.

Конечно, новичку без опыта, но с хорошими знаниями в менеджменте организаций, необходимо приложить все усилия, чтобы проявить себя и показать свои профессиональные качества. Возможно, что сначала вам будут поручать простые задачи, но помните, что для хорошего сотрудника всегда есть возможность карьерного роста. Какой он может быть?

Принято разделять менеджеров на три звена: начальное, среднее и высшее.

Как новичок, вы можете претендовать на должность менеджера начального уровня. Это та самая «платформа», с которой начинается карьера большинства людей. Они руководят небольшой группой работников, которые выполняют поставленные перед ними задачи (но сами не имеют под собой подчинённых).

Далее, когда вы разовьёте свой потенциал, будете отлично (а главное – результативно) работать, когда покажете начальству профессионализм и понимание дела, вы сможете рассчитывать на поощрения и повышения. Стать менеджером среднего звена – это уже очень почётно. Они управляют менеджерами начального уровня. Кстати, в зависимости от структуры вашей компании, может быть несколько «уровней» менеджеров среднего звена.

А вот топ-менеджеры – это самый представительный и высший уровень. Обычно таких сотрудников единицы, они руководят всем огромным «механизмом» компании.

Огромный плюс данной профессии: выпускник специальности «менеджмент» может работать в организациях самых разных сфер. Эти незаменимые сотрудники, которые обладают таким важным багажом знаний, нужны и во всех торговых организациях, в туристических компаниях, везде, где требуется управление персоналом. Согласитесь, такое множество вариантов для деятельности дарит огромный выбор работы на самых разных предприятиях!

Менеджмент и маркетинг – отличные сферы для развития амбициозных, изобретательных и креативных людей. Отличная новость: обширная база знаний, которую вы получите в университете, применима на практике.

Менеджер – это очень востребованная профессия, и на отличных специалистов с хорошими знаниями и профессионализмом всегда есть большой спрос. Для успеха в данной области (впрочем, как и в любой другой) необходимо самосовершенствоваться, развиваться и всегда стремиться к большему и к лучшему. После получения высшего профессионального образования лучше не заканчивать своё обучение мастерству менеджера: посещайте семинары и тренинги, покупайте тематические книги, слушайте видеоуроки и лекции по интернету. И используйте полученные знания на практике! Благодаря этому вы сможете развиться до очень солидного уровня и занять должность своей мечты. Главное, чтобы работа была вам по душе, и вы получали удовольствие от каждой своей маленькой и большой победы!

Итак, сейчас в России очень популярная такая профессия, как менеджмент. Она получила свое распространение благодаря довольно лояльной системе поступления на специальность в вузе. И многие абитуриенты отдают предпочтение именно ему. Но так ли менеджмент хорош? Какие у него есть плюсы и минусы? Да и вообще, кем работать по выпуску из вуза? Давайте попытаемся разобраться с вами в этом действительно непростом вопросе.

Смысл

Что означает профессия "менеджмент"? Вообще, если переводить данное слово с английского языка, то мы получим что-то вроде значения "управленец". То есть это фактически руководитель, который чем-то заведует. И данное слово очень сильно привлекает к себе абитуриентов. Подчиненным быть никто не хочет, только руководителем.

Но на деле профессия "менеджмент" предполагает работу самым обычным менеджером. В России это люди среднего звена, которые будут работать где угодно. И занимать абсолютно разные должности. Это может быть и руководитель, и продавец, и даже уборщица. Все зависит от того, куда конкретно вы устроитесь на работу. И сейчас мы с вами попытаемся узнать плюсы и минусы профессии "менеджмент", а затем посмотрим, каким образом можно построить карьеру, поступив и окончив данное направление.

Положительные стороны

Начнем выяснения, что же привлекает абитуриентов в нашей сегодняшней специальности, а также какие положительные стороны у нее есть. Стоит отметить то, что далеко не все представляют себе при поступлении, на что они "подписываются". Но, тем не менее, все равно упорно учатся на направлении.

Профессия "менеджмент" доступна почти каждому человеку. Для поступления сейчас нужно сдать экзамены по русскому и математике (непрофильный), а также обществознание. Простота при подаче документов - это очень важно.

Также данное направление не очень дорогое. Например, профессия "менеджмент" требует в семестр оплаты 20 000 рублей, а все остальные специальности в том или ином вузе - от 40 000. То есть стать менеджером по карману, пожалуй, каждому.

При правильном трудоустройстве вы сможете занимать очень высокие должности. Причем те, о которых даже не догадывались. К примеру, стать председателем совета директоров или ректором. Это профессии высшего звена. В России трудоустроиться на них можно, только придется постараться.

В процессе обучения вам будут давать только нужную информацию. В основном это экономика. Профессия "менеджмент" скорее экономическая, чем математическая. Много алгебры и геометрии в ней не будет.

Также менеджер по выпуску сможет трудоустроиться практически везде. Сейчас эта специальность, пожалуй, нужна для "корочки". Чтобы просто была хоть какая-то "вышка". А после окончания вуза сможете просмотреть рынок труда и подыскать себе подходящую вакансию.

Минусы

Но профессия "менеджмент" имеет ряд своих недостатков. Для некоторых они незначительны. Но вот многие сомневаются в поступлении на данное направление после того, как узнают, что их ждет в будущем. Давайте узнаем о минусах профессии, чтобы потом не было неожиданностей.

Первая проблема, с которой вы можете столкнуться - это большая конкуренция при поступлении на направление. Бюджетных мест довольно много, но и абитуриентов тут тоже предостаточно. К счастью, на контрактное обучение поступить намного проще.

Менеджеров не очень любят среди общества. Многие полагают, что данная специальность - это самое низшее звено образования, которое уже давным-давно стало ненужным. И поэтому некоторые особи высказывают свое недовольство и показывают неуважение к студентам и выпускникам направления "менеджмент".

Построить хорошую карьеру менеджеру зачастую очень трудно. Ведь люди, не привыкшие пробиваться "в свет", так и будут сидеть на той работе, куда возьмут. Да еще и общество будет уверять, что "менеджмент" - это не то направление, которое позволит получить хороший заработок и подняться высоко по карьерной лестнице.

Логист

А теперь стоит узнать, кем можно работать по профессии "менеджмент". Если честно, то вариантов тут крайне много. И начнем мы с вами с менее распространенных. Например, окончив данное направление, вы сможете пойти работать логистом.

Что делает такой сотрудник? В ваши обязанности будет входить управление поставками товара. Разрабатывайте разнообразные направления, выбирайте наилучшее место для обоснования фирмы (например, в каком месте нужно построить магазин для максимального дохода), рассчитывайте полезность местности и так далее.

В принципе, логисты - это очень ценные сотрудники. И далеко не все знают, что они получаются от профессии "менеджмент". Зарплата такого работника колеблется, но остается на довольно высоком уровне. Нынче это от 25 000 рублей. В принципе, далеко не каждый дипломированный специалист столько зарабатывает.

Маркетолог

Еще один очень интересный вариант развития событий - это работа в области маркетинга. То есть, маркетологом. Такие сотрудники тоже очень ценятся в России. А если у них дополнительно есть экономическое образование, то работодатели буквально передерутся за таких кадров.

Что делает маркетолог? Если честно, то в его обязанности входит продвижение фирмы по всех смыслах. Тут и исследования целевой аудитории покупателей, и изучение конкурентов, и разработка стратегий поведения вашей корпорации на рынке труда, и даже разработка "плана Б" на случай непредвиденных обстоятельств.

В принципе, если вы хорошо учились в вузе, то никаких проблем с данной работой у вас не возникнет. Показывайте свои знания, проявляйте креатив - и вам обеспечена хорошая карьера маркетолога. Зарплатой вас точно "не обидят". Она приблизительно такая же, как и у логистов - от 20 000 рублей.

Среднее звено

Вообще, описание профессии "менеджмент" включает в себя такое понятие, как три звена карьерного роста. О высшем мы с вами уже говорили. Устроиться на такие должности крайне трудно, да еще и в дополнение, как правило, просят второе высшее образование. Теперь узнаем, кем можно работать, окончив "менеджмент" в так называемом "среднем звене".

Обычно данная область подразумевает должности управленцев над низшим звеном. Это разные начальники: отдела продаж, старшие менеджеры в компании, начальники цехов, а также деканы. Зарплаты у таких сотрудников, если честно, тоже довольно высокие. И на эти вакансии может претендовать каждый с опытом работы приблизительно 3 года. Если вы начали карьеру обычным менеджером, то со временем можете "подняться" до старшего. В принципе, в большинстве случаев "среднее звено" является главным в той или иной компании. Оно поручает подчиненным работу (порой свою), а затем получает более высокую зарплату, нежели "низшее звено".

Низшее звено

Профессия "менеджмент" отзывы в целом от абитуриентов и выпускников получает вполне положительные. И негатив можно услышать только от тех, кто устроился на работу в качестве самого "низшего звена". Если честно, то именно тут и начинают свою карьеру многие успешные люди.

Каких менеджеров называют низшими? Это менеджеры по продажам, продавцы в магазинах и супермаркетах, торговые представители, уборщики, грузчики, работники кафе быстрого питания и так далее.

Зарплаты у таких сотрудников, если честно, бывают не очень высокими. А вот ответственность огромна. И работы предостаточно. Зачастую "низшему звену" поручают задачи, не относящиеся к их обязанностям, но выполнять поручения все равно приходится.

Популярные направления

Но какие профессии после выпуска с факультета менеджмента сейчас популярны и распространены больше всего среди выпускников? Это:

  • кассир;
  • менеджер по продажам;
  • работник в кафе быстрого питания;
  • грузчик;
  • торговый представитель;
  • старший менеджер;
  • уборщик.

Данная статистика вовсе не указывает на то, что после менеджмента вы можете забыть о карьере вовсе. Многие люди просто становятся индивидуальными предпринимателями, открывают собственное дело, а затем развиваются довольно активными и быстрыми темпами. Если у вас есть идеи, то можете попытаться воплотить их в жизнь.

Под менеджментом понимается самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования различного рода ресурсов с применением современных принципов, функций и методов управления.

Менеджеры - это люди, которые достигают целей, стоящих перед организацией, посредством других людей. Они принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность сотрудников и направляют ее на достижение целей организации . Менеджеры - должностные лица, профессионально осуществляющие управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» употребляется применительно к руководителям организаций разного типа; применительно к организаторам конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп. Другими словами, менеджер - профессиональный управляющий. Для характеристики содержания деятельности менеджера необходимо рассмотреть функции, которые он выполняет для осуществления своих должностных обязанностей.

Автором первой развернутой классификации функций управления был Анри Файоль, основоположник классической (административной) школы управления. Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций и осуществляющийся на любом уровне. К функциям управления были отнесены следующие виды деятельности: прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации; управление организацией, процессами функционирования и развития предприятия в рамках управленческой структуры; реализация управленческих полномочий путем принятия управленческих решений и координации работы подразделений и сотрудников организации; выработка стандартов контролируемых объектов и организация системы контроля на предприятии; формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников организации путем мотивации их труда.

В настоящее время базовыми универсальными функциями менеджмента являются планирование, организация, координация (распорядительство), мотивация, контроль. Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  • неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • высоким уровнем риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но и (главным образом) моральной;
  • положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также нравственным и деловым качествам руководителя;
  • наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта - гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лип, принимающих это решение;
  • конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость даже стандартной ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек уникален), новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий: содержание труда (по объекту, цели, средствам, способам, условиям); характер требований к психике человека.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек - человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие). По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты). По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, при необходимости используются средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров. Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяется от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными:

  • целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  • объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек - человек» - врач, учитель, продавец и др.);
  • средствами (с применением ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; автоматизированных систем - оператор);
  • условиями (с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС) и др.);
  • степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существуют четыре типа профессии управленца (менеджера организации).

  • 1. Руководитель. Его основная деятельность - управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции.
  • 2. Консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и предоставлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение.
  • 3. Ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление,объяснение,обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.
  • 4. Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя «Менеджмента» - способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить их самостоятельное обучение, обладание навыками передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Например, ротация руководителей высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента).

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе управление проектами, риск-менеджмент, антикризисное управление, разработка и внедрение новых проектов и социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.).

Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств - авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе.

— Сергей Ростиславович, хотелось бы начать с вопроса о возникновении менеджмента. Как он зародился и в чем суть этой деятельности?

— Первые элементы менеджмента как профессии появились уже в XVIII веке. Одна из причин - разделение труда, которое требовало координации деятельности различных работников, выполняющих частичный труд. Одной из задач менеджера стала координация усилий многих людей. А менеджмент как наука возник на рубеже XIX - XX веков. В XX веке менеджмент, наряду с научными открытиями, стал одним из главных факторов прогресса человечества и повышения уровня жизни.

Профессия менеджера связана с необходимостью принятия решений. В середине XIX века, когда бурно развивалось промышленное производство, появилась корпоративная форма собственности, возникли акционерные общества. В акционерном обществе собственников много и, как правило, они не выполняют функции менеджеров. Поэтому стали нанимать людей, которые выполняли бы эти функции.

Тогда же возникла так называемая агентская проблема, потому что в любом открытом акционерном обществе наемный менеджер управляет чужой собственностью, принадлежащей акционеру. Эта проблема и на сегодняшний день до конца не решена. Менеджмент до сих пор является инновационной сферой, где что-то придумывается и изобретается.

Нужно сказать, что до сих пор человечество сталкивается с управленческими кризисами. Например, в 2001 году был серьезный управленческий кризис, после которого стали видны ограничения, казалось бы, простой идеи о том, что менеджер должен заботиться о росте акционерной стоимости компании, ее рыночной капитализации. Этот кризис прошел, были внесены законодательные коррективы, но не исключено, что через какое-то время нас ожидают новые непредсказуемые сюрпризы.

— А кто выполнял функции менеджера до появления этой профессии? Ведь необходимость в подобной деятельности все же была…

— До промышленной революции, как правило, хозяин предприятия - мастерской или завода - сам выполнял функции руководителя. У него, конечно, были и мастера - специалисты низшего звена, которые осуществляли чисто исполнительские функции.

— Какое образование должен иметь менеджер? В каких отраслях знания он должен разбираться?

— Профессия менеджера требует от человека очень широкого спектра навыков и умений.

Менеджер должен понимать основы экономики, должен ориентироваться в экономической теории, несмотря на то, что экономическая теория довольно далека от реалий экономической жизни. Ему необходимо владеть также элементами маркетинга и разбираться в финансах. Подчеркиваю, не каждый менеджер должен уметь составить баланс предприятия, но читать баланс должны уметь все. Конечно же, менеджер должен понимать стратегию и основы управления людьми, даже если он не специалист по управлению персоналом, а просто линейный руководитель. У него все равно есть подчиненные, нужно уметь ставить им задачи, мотивировать их, проявлять в общении с ними лидерские качества.

— Есть много разных менеджеров: по управлению персоналом, по управлению проектами, по управлению инновациями - и другие, причем возникает ощущение, что перечень их постоянно пополняется. Какие менеджеры, на ваш взгляд, сегодня только появляются, а в перспективе на них будет особый спрос?

— Очень многое в работе современных компаний зависит от скорости обмена знаниями внутри них, и было бы хорошо, если бы в компании работал специалист, в обязанности которого входила бы организация процесса обмена знаниями между сотрудниками. Речь идет о профессии «менеджер знаний», и его функционал сейчас обсуждается.

Менеджер знаний - это человек, который внутри компании должен организовать процесс накопления и распространения знаний, необходимых для успешного ведения бизнеса. Он не должен быть суперэрудитом, а должен владеть технологиями распространения знаний. И здесь есть некоторая проблема - ведь знания сосредоточены в сознании конкретного человека. Каждый сотрудник в компании обладает определенным набором знаний. Чтобы работа шла более слажено, необходимо, чтобы сотрудники, которые мало соприкасаются друг с другом в текущей работе, делились между собой элементами знаний из своих областей. Ведь чем сложнее бизнес, чем он более «знаниеёмкий», чем больше нужно знаний для его реализации, тем важнее процесс обмена знаниями.

К сожалению, сейчас менеджеров знаний практически нигде не готовят - в некоторых компаниях есть такие сотрудники, но они - самоучки.

— Если сравнивать особенности менеджеров в России и за рубежом, есть ли какие-то характерные различия?

— Функции менеджмента универсальны. Если говорить о четырех базовых, то это организация, планирование, мотивация и контроль. Они реализуются во всех компаниях вне зависимости от того, в какой стране они находятся, - в Японии, США или России. Но, конечно, отличия есть в любой стране. Например, как и чем мотивируют людей, очень сильно зависит от национальной культуры, и менеджер, работающий в конкретной стране, должен это учитывать.

Высокая неопределенность и риски, существующие в России, требуют от менеджеров особых качеств. И даже иностранцы, приезжающие к нам работать, должны ими обладать. Одно из этих качеств - авантюризм. Именно авантюрные люди здесь задерживаются, так как им нравится атмосфера России, где есть множество сложностей. Но наряду со сложностями есть огромные возможности, каких нет на Западе. Например, уровень развития некоторых отраслей в России еще крайне низкий. В них можно проявлять креативность, строя новые предприятия, вводя современные технологии и т.д., что крайне сложно сделать на уже поделенных рынках развитых стран.

— А от уровня экономического развития страны востребованность менеджера зависит?

— Конечно, зависит. Например, говорить о менеджменте в советских условиях не приходилось. Существовала плановая экономика, и даже генеральные директора крупных предприятий фактически были исполнителями решений, которые принимались, скажем, в Госплане.

А потом в государстве изменилась экономическая система. В 1990-е годы возникла потребность в большом количестве менеджеров, и 2000-е годы ушли на их подготовку. Но сейчас Россия по-прежнему испытывает их острую нехватку. Причин тому множество, и одна из них в том, что Россия не построила классическую рыночную экономику, и экономика страны очень сильно испытывает на себе влияние государства. А государственное управление отличается от рыночного управления. Собственно, у государства свои функции, а у рынка свои.

С другой стороны, есть люди, которые, на мой взгляд, эффективно работают и в сфере менеджмента, и в сфере государственного управления. Например, Андрей Владимирович Шаронов - бывший заместитель министра экономического развития РФ, статс-секретарь, после ухода с госслужбы работал исполнительным директором российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», а потом опять вернулся на госслужбу - сейчас он заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики.

— А если взглянуть на профессию менеджера в общем, вы видите какие-то отрицательные моменты?

— В профессии менеджера довольно большая рутинная компонента. Там есть вещи, которые нужно делать изо дня в день - например, осуществлять функцию контроля. Многим людям это не по душе. Поэтому менеджер и предприниматель, как правило, люди разные. Предприниматель - энергичный, все время хочет что-то изобретать, создавать новое, уничтожать старое. Менеджер - стремится к тому, чтобы что-то упорядочить.

Но у менеджера есть и преимущества - он видит результат своего труда, у менеджера меньше рисков, чем у предпринимателя, потому что он, как уже говорилось, управляет чужой собственностью. На Западе уже давно возникло такое разделение: люди либо становятся предпринимателями (как правило, с юности), либо предпочитают карьеру менеджера.

— И каким, по-вашему, должен быть менеджер с большой буквы?

— Менеджер с большой буквы - это не просто менеджер, но и лидер. В 1970-е годы была сформулирована максима, которая очень красиво звучит по-английски: «Managers do things right, and leaders do right things». «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». Таким образом, раньше считалось, что лидеры принимают решения, определяют, что делать, а менеджеры должны грамотно воплощать эти решения. Я считаю, что на сегодняшний день это перестало быть дилеммой, и менеджер с большой буквы должен быть как профессиональным менеджером, который знает, как и что организовать, так и человеком, обладающим лидерскими качествами, умеющим определять, что именно нужно делать в данный момент.