Тяжелый танк т 35 размеры. Служба и боевое применение

Советский танк Т-35, оставленный и подорванный экипажем на восточной окраине города Харьков возле опытной сельхозстанции, неподалеку от места, где проспект Сталина (ныне Московский проспект) переходил в Чугуевское шоссе. Танк двигался на восток в сторону Чугуева. Это один из четырех Т-35, принимавших участие в обороне города в октябре 1941 года. На танке виден нанесенный тактический знак немецкой 100 легкой пехотной дивизии (буква «S» и изображение елки).

Танк с цилиндрическими башнями, на главной башне восемь креплений для установки поручневой антенны и один люк, пулеметные башни без дополнительного бронирования, глушитель раннего типа. По характерным признакам машина выпуска 1936 года. Танк №220-28. Известно, что летом 1941 г. на заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35. На четырех машинах был произведен мелкий ремонт после чего танки были направлены в состав противотанкового отряда гранизона города Харьков.

Давайте вспомним историю создания этого бронированного монстра:

Работы по созданию тяжелых танков начались в СССР в декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации (УММ) РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-оружейно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его полной несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) (тюремного КБ в котором трудились арестованные конструкторы) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

Лишь вмешательство иностранных специалистов сдвинуло дело с мертвой точки. В марте 1930 года в Советский Союз прибыла из Германии группа инженеров во главе с Эдвардом Гротте. На ленинградском заводе «Большевик» из них сформировали конструкторское бюро АВО-5, в состав которого и вошла эта группа. Помимо немецких, в группу вошли и молодые советские инженеры. После постройки в августе 1931 года танка ТГ-1 и его испытаний, от дальнейших услуг Гротте и немецких инженеров по ряду причин отказались. АВО-5 было реорганизовано, и его возглавил молодой и энергичный инженер Н. В. Барыков, работавший ранее заместителем Гротте. В состав КБ вошли также конструкторы М.П.Зигель, Б.А.Андрыхевич, А.Б.Гаккель, Я.В.Обухов и другие.

Новое КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35. 28 февраля 1932 года заместитель начальника УММ РККА Г.Г.Бокис докладывал М.Н.Тухачевскому: «Работы по Т-35 идут ударными темпами, и срыва сроков окончания работ не намечается».

При проектировании Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Гросстрактор» на полигоне под Казанью и материалы (развединформация) комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Индепендент» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году. Принято считать, что Т-35 создан по типу «Индепендента», однако в российских архивах нет данных о том, что Советская закупочная комиссия, находившаяся в Англии в 1930 году, интересовалась этой машиной. Скорее всего, что советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, как наиболее рациональной, независимо от своих английских коллег.

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса (курсовой).

Ходовая часть машины, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Гросстрактор» фирмы «Крупп». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на «Гросстракторе».

Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения машины массой 38 тонн чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний осенью 1932 года, выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛБТКУКС) для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова. На нем КБ Н.В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35-2. По личному указанию И.В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35-2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Сборку Т-35-2 завершили в апреле 1933 года. 1 мая он прошел во главе парада по площади Урицкого (Дворцовая площадь) в Ленинграде, а Т-35-1 в это время высекал искры из брусчатки Красной площади в Москве.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 былопередано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Проект последнего значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса и т.д. По существу это была уже новая машина, что вызвало ряд трудностей при ее изготовлении.

К производству Т-35 подключили несколько заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели). По плану Харьковского предприятия, смежники должны были уже в июне 1933 года начать отгрузку своей продукции на ХПЗ, но реально они смогли это сделать лишь в августе.

Т-35 изготовлялся по узловому принципу (9 узлов), окончательная же сборка первой машины велась на специальных козлах(стапелях). Она началась 18 октября 1933 года и закончилась к 1 ноября. После предварительной обкатки танк 7 ноября принял участие в праздничном параде в Харькове (в то время столица Украины). В этот же день оба прототипа — Т-35-1 и Т-35-2 были показаны на параде в Москве.

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет, после чего о нем «забыли». Т-35 был для своего времени грандиозен не только по размерам, но и по финансовым затратам на его разработку, строительство и эксплуатацию (Т-35А обходился казне в 525 тыс. рублей; за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5). Это обстоятельство, отчасти, и повлияло на то, что в серию не пошла ни одна его дальнейшая модификация.

Тяжелый танк T-35A.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным. Но, помимо технических и технологических, существовали и трудности другого рода. Так, начальник 2-го отдела Научно-технического управления УММ РККА Свиридов, посетивший Харьков в апреле 1934 года, докладывал: «Директор ХПЗ т.Бондаренко не только не мобилизует вокруг Т-35 работников завода, но и при всех возможных случаях дискредитирует машину. На ХПЗ никто серьезно не хочет ею заниматься, за исключением КБ завода, которое действительно работает над тем, чтобы выпустить хорошую боевую машину».

Репрессии инженерно-технических работников тоже не способствовали быстрому освоению производства Т-35. Например, в марте 1934 года на ХПЗ пришло указание «о необходимости тщательной проверки конструкторских расчетов, особенно по коробке скоростей, поскольку в ее проектировании принимал участие конструктор Андрыхевич, ныне арестованный».

Первую машину Т-35 с полностью устраненными недостатками предполагалось сдать к 20 августа 1934 года, однако этот срок был заводом сорван. По этому поводу в конце августа начальник УММ РККА И.А. Халепский писал директору ХПЗ И. Бондаренко: «Сейчас приходится уже говорить не об одной машине. Перед Вами и мной стоит ответственная задача: дать к 7 ноября на парад не менее б машин, причем они должны быть вполне закончены для работы в армии. Теперь не может быть никаких оправданий. Мы с Вами отвечаем за это дело как члены партии. Нужно очень крепко взяться сейчас за выполнение этой задачи…» И действительно «взялись крепко» — в московском параде участвовало шесть новеньких Т-35, а к концу 1934 года были сданы армии еще четыре машины.

В 1937 году, была проведена модернизация КПП, бортовых фрикционов, масляного бака, электрооборудования, изменена конструкция фальшборта, спроектированы и установлены на машины специальные уплотнения, предохраняющие машину от попадания внутрь воды. Кроме того, глушитель убрали внутрь корпуса, а наружу вывели лишь выхлопные трубы, закрытые бронекожухами. Благодаря этой модернизации надежность танка сильно возросла.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932-39 гг. было изготовлено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина.

Т-35 — единственный в мире серийный пятибашенный танк является уникальной боевой машиной несмотря на все свои недостатки.

Состав и размещение его вооружения оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако, столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка. Двухъярусное расположение башен обусловило значительную высоту машины что повышало уязвимость танка на поле боя. Без малого 10-метровая длина привела к резкому снижению маневренных характеристик. Кроме того, Т-35 имел большое количество недостатков связанных с двигателем и трансмиссией. К сожалению их так и не удалось полностью устранить. Справедливости ради следует сказать что подвеска Т-35 при всей ее громоздкости, в целом зарекомендовала себя хорошо и отличалась плавностью хода.

Высота танка, кроме увеличения уязвимости на поле боя, еще и доставляла ряд проблем при эксплуатации. Например надгусеничные полки располагались на почти двухметровой высоте. Так что взобраться на танк стоило большого труда, а если нет специальных лесенок, без посторонней помощи практически невозможно. Учитывая, что в танкисты предпочитали брать людей невысокого роста (примерно 160 см), можно себе представить каково было экипажу машины занимать по тревоге свои места!

Внешне Т-35 ошеломляет своими размерами, но внутренний объем великана очень мал. Боевые отделения не сообщаются между собой, так что проникнуть из одного в другое без выхода из танка невозможно.

Обзорность из Т-35 была просто отвратительная, особенно с места механика водителя. Можно предположить, что в боевых условиях ему приходилось вести машину чуть ли не вслепую, так как смотровые щели позволяли видеть местность только слева и впереди, да и то в весьма ограниченных секторах.

Но самой большой проблемой было покинуть подбитую машину. Ведь выход осуществлялся лишь через верхние люки и при этом экипаж главной башни например, оказывался на четырехметровой высоте под огнем противника. Люк же механика-водителя нельзя открыть, не повернув влево пулеметную башню, заклинивание которой могло стоить ему жизни. Выход из задних башен сильно затруднен нависающей над ними нишей главной башни и поручневой антенной. Поэтому, можно смело утверждать, что такой достаточно важный в бою параметр, как удобство посадки и высадки экипажа, конструкторами танка Т-35 был совершенно не продуман. Члены экипажа, становились, по сути, заложниками собственной боевой машины.

Если до 1935 года тактические данные Т-35 позволяли ему выполнять возложенные на него задачи, то техническое несовершенство и недоведенность машины сводили на нет возможность такого применения. После 1935 года, когда была существенно повышена надежность машины, уже морально устарел и перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Возросшая мощь противотанковой артиллерии оставляла громоздкому и неповоротливому «сухопутному линкору» мало шансов на поле боя. Резерва же для увеличения толщины брони и без того тяжелая машина уже не имела. Вместе с тем следует отметить, что в период «соответствия задачам» проверить в боевой обстановке идею многобашенного тяжелого танка прорыва так и не удалось, а следовательно, вопрос о том, нужно или не нужно было строить эти боевые машины, остается открытым.

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК). в Харькове 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов одного учебного батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника.

Брошенные T-35 и T-26 8-го мехкорпуса. Район Дубно. Июль 1941.

В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35.

Эксплуатация машин первых выпусков (1933-1936 гг.) в войсках показала их весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35 «танк преодолевал подъем только в 17°, не мог выйти из большой лужи» Военными отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий документ, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК:

«Предлагаю принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков Т-35:

1. На однопролетных мостах — только один танк одновременно

2. На многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в 50 м друг от друга

3. Движение по мосту во всех случаях должно производиться так чтобы ось танка строго совпадала с осью моста Скорость на мосту — не более 15 км/ч.»

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35, 27 — в уже упомянутой танковой бригаде, 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС), 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке, 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве, 1 — в Орловской бронетанковой школе, 1 — на ЛБТКУКС (Т-35-1), 1 — в Ленинградской школе танковых техников, 1 — в Институте # 20 (с системой централизованной наводки) и 5 — на ХПЗ.

До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в Зимней войне не соответствуют действительности.

Не прошло и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов В отношении Т-35 мнения разделились Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой.

21 июня 1941 года в 24.00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны. Вам предоставляется уникальная возможность проследить судьбу каждого из них, вплоть до номера машины, даты и места гибели и характера боевого или технического повреждения Сделать это позволяют сохранившиеся в архивах акты на списание боевых машин, из которых следует, что на 18 июля 1941 года танки Т-35 67-го и 68-го танковых полков были потеряны.

Из этих актов следует, что большинство Т-35 обоих полков были потеряны по техническим причинам. Погибли в бою считанные танки. Четыре машины, находившиеся в ремонте на ХПЗ в июле — августе 1941 года, были в спешном порядке отремонтированы и переданы в войска. В боях под Москвой в составе танкового полка ВАММ принимали участие два Т-35, правда, подробностей об этом боевом эпизоде пока обнаружить не удалось. До наших дней сохранился единственный экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

T-35A в стандартном камуфляже 30-х годов. 3-й танк, 1-й танковой роты, 3-го танкового батальона, 5-й тяжелой танковой бригады. 1936. (рис. В.Лобачева)

T-35A в стандартном зимнем камуфляже. Танковый полк ВАММ. Зима 1941. (рис. В.Лобачева)

Английский танк A1E1 «Индепендент» (рис. М.Петровского)

Параметр A1E1 «Индепендент» Экипаж, чел 8 Масса, кг 31 500 Вооружение 1×47мм пушка

4×7,62мм пулеметы Бронирование, мм 13-28 Двигатель «Armstrong-Siddley», 398 л.с. Макс. скорость, км/ч 32 Запас хода, км 320

Производство танков Т-35

Ходовая часть T-35A

Секторы обстрела танка T-35A

А теперь фотоматериалы:

Все началось еще в двадцатых годах. Молодой Советский Союз отлично понимал, что просто так его в покое не оставят, и строил - в том числе танковые. Делать это приходилось практически с нуля. Имелись, конечно, иностранные танки, захваченные у белых, но они стремительно устаревали, поэтому требовалось создавать что-то свое.

Самым сильным оружием советских бронетанковых войск должен был стать, как тогда говорили, «позиционный танк» - то есть тяжелый. Требования к нему были такие: 60–70 тонн, способность проезжать через четырехметровый ров и ширина, позволяющая возить танк как по русским, так и по европейским железным дорогам. Комиссия тщательно присматривалась к сверхтяжелым танкам других стран - купить лицензию и наладить производство всегда проще, чем начинать полностью оригинальную разработку. Но достойный кандидат так и не нашелся.

Время шло, а по-настоящему грозного танка у Красной Армии все не появлялось. Тогда, в 1929 году, решили использовать Великую депрессию, резко понизившую уровень жизни в западных странах. Выписали из Германии группу немецких инженеров во главе с конструктором Эдвардом Гроте. Он-то и разработал сразу несколько танков - от 25 до 100 тонн. Они были хороши, особенно детально проработанный 25-тонник. Но у немцев никак не получалось добиться разумной стоимости единицы, необходимой для массового производства: 25-тонный танк Гроте обходился в 1,5 млн - как 25 легких Бт-2. Это было слишком!

Тогда было решено взять отечественных конструкторов, поднабравшихся опыта у того же Гроте, совместить этот опыт с изучением закупленных в конце 1929 года образцов зарубежных танков и создать свою тяжелую машину. Работы над ней и начались в августе 1932 года.

Облик гиганта

Танк получил индекс Т-35 - предполагалось, что он будет весить 35 тонн. Массу эту, однако, выдержать не удалось - на первых прототипах она уже составляла 38 тонн, затем скакнула до 42, а позже машина «поправилась» аж до 50. Это, впрочем, компенсировалось впечатляющей боевой мощью. Пять башен, 76-мм орудие (позже его поменяют на другое такого же калибра, как на танке Т-28), две 37-мм пушки (потом их заменят «сорокапятками») и четыре пулемета (позже - семь).

Интересным решением была и пневматическая система управления, сильно облегчавшая работу мехвода. С ней, правда, вышло не очень хорошо - она, конечно, обеспечивала рычагам столь желанную легкость, но постоянно капризничала и ломалась. Поэтому пошедший в серию танк ее был лишен. Результатом стала типичная для отечественных машин того времени «дубовость» управления. Но это была неизбежная плата за повышение надежности.

Позже, в 1935 году, танк попробуют серьезно улучшить. Во-первых, захотят создать вдвое более мощный дизель на 800 лошадиных сил. Во-вторых, начнут разработку системы управления огнем наподобие морской. Все-таки пять башен на двух ярусах стреляют слишком хаотично. Увы, ни одно из этих благих начинаний не будет осуществлено - у подрядчиков всегда будут находиться более важные заказы или создаваться препятствия непреодолимой силы.

Массовое производство

Собирать Т-35 решили на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый серийный танк был готов 7 ноября 1933 года - аккурат к празднику. Правда, на заводе он приживался плохо - виной тому стала корректировка плана, спущенная сверху в 1934 году. Теперь харьковчане должны были делать 10 машин в год вместо 30. И, видимо, с руководством завода случилось нечто вроде эффекта обманутых ожиданий. По крайней мере, с этого времени Т-35 превратился из желанного ребенка в нелюбимого пасынка.

Доходило до того, что инспекторы из Москвы жаловались на директора завода, который «…всячески дискредитирует машину». Энтузиазм работников и ресурсы направлялись в другие проекты, что не могло не сказаться на темпах выпуска Т-35. Так, например, в 1935 году был начисто сорван 9-месячный план - из пяти предполагавшихся танков завод не сдал ни одного. Правда, тут еще прибавлялись проблемы со смежниками - мариупольский завод не смог поставить нужного количества брони, а рыбинский - двигатели.

Неудивительно, что за годы массового производства удалось построить всего 59 машин. Выпуск Т-35 был прекращен по итогам испанской гражданской войны. Выяснилось, что броня в 20–30 мм уже недостаточна против современной противотанковой артиллерии. Нашему герою пытались продлить жизнь, попробовав увеличить бронирование до 40–55 мм, но это начинание провалилось - вес гиганта при этом вырос бы до совсем уж неприличных величин.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым - при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно - в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и и КВ.

Последний фактор резко увеличивал количество небоевых потерь. Хаос лихорадочных контрударов «наугад» в попытках хоть как-то среагировать, пока не стало поздно, приводил к длительным маршам. И техника неизбежно ломалась. Да и неопытная в больших войнах Красная армия уделяла неоправданно малое внимание обеспечению танковых войск. В результате к полю боя не подвозилось нужное количество запчастей, не были достаточно хорошо и полно организованы службы ремонта и эвакуации.

Поэтому многие Т-35 попросту бросали. Единственное, что могли сделать попавшие в такую ситуацию экипажи, - снять с танков легкое вооружение и оптику и закопать их в надежде вернуться за ними в скором времени, когда «наши погонят немцев обратно».

Те Т-35, что доезжали до боя, рано или поздно гибли под ударами превосходящих сил противника, но сопротивлялись достойно. Так, например, они участвовали в успешной контратаке под населенным пунктом Верба 29 июня 1941 года. Немцы были вынуждены временно отступить оттуда, причем Т-35 были приняты ими за гораздо более серьезные КВ. Что ж, не только нашим путать «Фердинанды» с любыми другими САУ с рубкой в задней части корпуса.

Несколько Т-35 сохранялись в частях Красной Армии и до битвы за Москву, но использовались там лишь в учебных или пропагандистских целях. Один захваченный немцами гигант был отправлен в Германию, где его какое-то время гоняли по полигону. Существует версия, что в 1945 году он успел поучаствовать в бою против наступающих советских войск, но споры о ее реалистичности ведутся до сих пор.

Самым известным советским танком, во многом обеспечившим нашей стране победу в Великой Отечественной войне стал легендарный Т-34. Тем не менее, на медали «За отвагу» изображен вовсе не он, а практически не использовавшийся в боях, но зато грозный внешне пяти башенный танк Т-35.

Крепость на колесах

Как ни парадоксально, но Т-35, который советские художники любили изображать на агитационных материалах времен Великой Отечественной войны к 1941 году два года, как был снят с производства. Всего в СССР было выпущена 61 машина этой модели тяжелых танков. Главным его отличием от других боевых машин СССР было наличие сразу пяти боевых башен. Во время военных парадов 1930-х годов, действительно, Т-35 выглядел несокрушимой громадой. В то же время необходимо отметить, что если свои много башенные танки немцы безуспешно пытались поставить на серийное производство только в конце войны, то в СССР они массово производились, начиная с 1933 года. При этом, как ни удивительно это звучит, но самый мощный танк Советского Союза в период с 1933 по 1939 года, когда он был снят с производства, в военных действиях не участвовал. Увидеть его можно было только на Красной площади во время парадов или на учениях. На фронт, отдельные образцы этой боевой машины были отправлены лишь после начала Великой Отечественной войны. Но на полях сражений они себя зарекомендовали крайне неважно. Тяжелые, неповоротливые, часто ломающиеся Т-35 достаточно быстро вышли из строя или были уничтожены противником. В то же время, чем меньше образцов данного танка оставалось в войсках, тем больше росло количество его изображений на агитационных плакатах, призывающих сражаться до последней капли крови. На них Т-35 должен был олицетворять мощь Советской армии, хотя в реальности ей никогда не являлся.

Рождение легенды

Впрочем, вина за практически полную неспособность к боевым действиям в условиях Великой Отечественной войны лежит не на экипаже танка или его конструкторах, а на стремительной эволюции военной техники, в ходе которой Т-35 быстро устарел. Появление данной боевой машины было обусловлено работой в СССР в 1930-м году немецкого танкового конструктора Эдварда Гротте. Талантливый изобретатель с группой помощников трудился в Советском Союзе над созданием первого отечественного тяжелого танка. Однако незадолго до завершения работы, конструктор был вежливо отправлен домой, а его работу продолжили советские военные инженеры. В итоге к 1932 году на свет появился Т-35-1, весивший 42 тонны. Броня танка достигала 40 мм, а экипаж состоял из 11 человек. В качестве вооружения на боевой машине были установлены пять боевых башен, две пушки и три пулемета. На испытаниях танк полностью удовлетворил военных, но конструктора решили еще немного доработать свое детище. Сначала к 1933 году появился танк Т-35-2, а затем ушедший в серию Т-35А. Последняя версия танка имела улучшенную ходовую часть и существенно измененные от первоначального варианта конструкции пулеметных башен. В 1934 году тяжелый танк поступил в войска. На момент своего появления пяти башенный танк Т-35 по огневой мощи являлся самым грозным танком в мире. Пять вращающихся башен боевой машины были вооружены пулеметами и могли вести круговой бой. В свою очередь, также размещенные на башнях три пушки могли создавать существенные бреши в живой силе и технике противника. Главными недостатками танка, являлась тонкая броня и низкая скорость передвижения из-за огромной массы танка. Тем не менее, к 1941 году за прошедшие семь лет с его создания танк морально устарел, хотя все еще и производил впечатление серьезной боевой машины.

Боевое применение

В первые дни войны в частях Красной Армии насчитывалось 48 танков Т-35. В основном они находились на балансе 67-го и 68-го танковых полков, а также 34-ой дивизии Киевского военного округа. Едва началась война, командование Красной Армии попыталось применить по назначению, никогда не воевавшие до этого танки. Безуспешно. Тридцать пять из них сломались по дороге на фронт, и лишь семь погибли во время боевых действий. Правда, справедливости ради стоит отметить, что два танка Т-35 неплохо проявили себя во время битвы под Москвой. Но большинство Т-35 из-за технических неисправностей были брошены своими экипажами. При этом время можно отметить, один интересный факт. Когда немцы захватили первый трофейный Т-35, он был тут же отправлен в Берлин для изучения. В столице Третьего Рейха танк находился до мая 1945 года, когда отремонтированный был использован немцами во время обороны города, но был быстро подбит Советскими войсками. Данный эпизод стал последним в истории боевым применением Т-35. Тем не менее, не состоявшийся, как боевая машина, данный танк сыграл существенную пропагандистскую роль во время агитации в годы Великой Отечественной войны.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

10 человек Экипаж

195 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

30 / 20 / 20 корпуса

20 / 20 / 30 башни

Подвижность

52,0 тонн Масса

954 л/с 500 л/с Мощность двигателя

18 л.с/т 10 л.с/т удельная

29 км/ч вперёд
4 км/ч назад 27 км/ч вперёд
3 км/ч назад
Скорость

Вооружение

96 снарядов боезапас

4,0 / 5,2 сек перезарядка

5° / 25° УВН

226 снарядов боезапас

2,9 / 3,8 сек перезарядка

8° / 32° УВН

3 780 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

2 520 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Советский тяжелый танк Т-35 был подлинным символом мощи Красной армии в 1930-е годы.

Эти многобашенные боевые машины возглавляли колонны боевой техники на парадах на Красной площади в Москве и на Крещатике в Киеве. Более того, танк Т-35 изображался на множестве плакатов и открыток, также в стилизованном виде он присутствует на аверсе советской солдатской медали «За отвагу» - награды, вручаемой только за боевые заслуги.

Т-35 являлся единственным в мире пятибашенным танком, выпускаемым серийно, хотя и в очень ограниченном количестве. Назначением этого танка было качественное усиление других соединений РККА при прорыве сильно укрепленных линий обороны. Мощное вооружение: три пушки и пять пулеметов, размещенные в пяти башнях, обеспечивало «тридцать пятому» возможность ведения кругового огня как минимум из двух орудий и трех пулеметов.

В войну танки Т-35 приняли участие в боях на Западной Украине в первые, самые тяжелые месяцы войны. Известно, например, что четыре «тридцать пятых» использовались в обороне Харькова в октябре 1941 года. Все строевые Т-35 в этих боях были потеряны, причем не столько от огня противника, сколько по техническим причинам или исчерпанию топлива и боеприпасов.

До сегодняшнего дня сохранился единственный экземпляр Т-35, находящийся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения в Кубинке и не так давно этот танк восстановили до ходового состояния.

Т-35 - премиумный тяжелый танк в советской линейке развития с БР 1.3 (АБ/РБ/СБ). Был введен в обновлении 1.43 .

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование у Т-35 для своего времени было вполне неплохим и могло противостоять снарядам существовавших на тот момент противотанковых орудий, чей калибр не превышал 40 мм. Лоб корпуса - 30 мм, ВЛД - 24 мм с наклоном в 77°, борта - 23 мм, корма - 20 мм. Правда, борта еще прикрыты фальшбортами защиты ходовой части, толщиной 11 мм а боковые стенки подбашенной коробки - 10 мм бронестенками инструментальных ящиков. Башни также не блещут толщиной бронирования. 76-мм башня по кругу бронирована 20-мм броней, маска и передняя часть - 20 м, 45-мм орудийная башня имеет по кругу толщину 25 мм и маску в 17 мм, пулеметная башня - 23 и 22 мм соответственно. Теоретически, броня такой толщины не должна представлять проблемы для «одноклассников». На практике же - пробивают её отнюдь не всегда.

Компоновка танка довольно плотная, но, как ни странно, уничтожение машины с одного попадания наблюдается крайне редко. Очень высокой для своего БР живучести сильно способствует огромный, по танковым меркам, экипаж в 10 человек и разнесение вооружения в самостоятельные башни.

Подвижность

Какими-то выдающимися скоростными характеристиками Т-35 похвастаться не может. Мощности М-17Т для столь увесистой (52 т) машины явно недостаточно. В АБ танк разгоняется до 29,8 км/ч, в РБ - до 28 км/ч, причем на разного рода неровностях и подъемах скорость теряется довольно быстро. Поворачивает танк настолько неохотно, что можно сказать - не может поворачивать вообще. И это стоит учитывать при выборе маршрута. Также надо отметить, что танк просто огромен по сравнению с остальными одноранговыми машинами и спрятать его за каким-нибудь укрытием весьма непросто.

К плюсам можно отнести то, что из-за изрядной длины корпуса, разного рода канавы и окопы машина преодолевает легко и свободно.

Вооружение

Главная особенность танка, выделяющая его из общего ряда - ассортимент и расположение вооружения. Эта же особенность стала одной из причин, по которым такие танки не получили дальнейшего развития. Управлять огнем пяти башен, расположенных в два яруса, одному командиру оказалось практически невозможно. Недостаточная обзорность не позволяла ему охватить все поле боя, поэтому командиры башен были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Для облегчения работы командира Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения («Остехбюро») получило задачу разработать систему управления огнем танка Т-35. Её изготовление должно было выполнить «Остехбюро», а монтаж и испытание планировалось провести в Харькове, на ХПЗ. Однако работа не была закончена.

Судя по описанию, система управления огнем Т-35 должна была состоять из танкового прибора управления артиллерийским огнем и морского дальномера.

Основное орудие

В качестве основного орудия на Т-35-1 устанавливалась 76-мм пушка ПС-3 конструкции Сячинтова, но её так и не смогли довести до серийного производства. Вместо нее на Т-35А и ранние Т-28 стали устанавливать 76-мм пушку КТ (которую в игре можно встретить на Т-26-4, например). Башня Т-35 ранних серий была унифицирована с башней Т-28 соответствующего периода. Башенная установка обеспечивает горизонтальное наведение орудия в диапазоне ±180° и вертикальное - -5/+25°. Скорость наведения по горизонтали составляет 33°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия поршневой, унифицированный с полковой пушкой обр. 1927 г., перезарядка орудия занимает порядка 4,3 сек. Боекомплект основного орудия составляет 96 выстрелов, из которых 22 снаряда лучше выгрузить, освободив тем самым верхние бортовые укладки. К орудию доступны следующие снаряды:

  • Ш : Ш-353 - 6,2 кг/85 г TNT, 381 м/с, бронепробитие по нормали - 27 мм на 10 м, 25/100, 21/500;
  • ОФ : ОФ-350М - 6,2 кг/710 г TNT, 387 м/с, фугасное бронепробитие - 11 мм вне зависимости от расстояния;
  • ББ : БР-350А - 6,3 кг/155 г TNT, 370 м/с, бронепробитие по нормали - 37 мм на 10 м, 37/100, 33/500, 30/1000.

Так как танк у нас является премиумным, весь ассортимент снарядов доступен изначально, в отличие от линейных Т-26-4. Поэтому шрапнель грузить не имеет смысла вообще - бронепробиваемость и заброневое действие у нее все равно хуже, нежели чем у каморного БР-350А. ОФ снаряд хорошо работает по небронированной технике и весьма посредственно - по технике, имеющей хотя бы легкое бронирование. Кинетического бронепробития для ОФ снаряда почему-то не завезли и осталось только фугасное побитие в 11 мм.

Дополнительное орудие

Вспомогательными орудиями Т-35 служат хорошо известные 45-мм пушки 20-К , установленные в двух диагонально расположенных малых башнях. Первоначально на Т-35-1 в малых башнях стояли 37-милллиметровые пушки Сячинтова ПС-2, но впоследствии на серийных танках малые башни были унифицированы с БТ-5. Башенные установки обеспечивают горизонтальное наведение орудий в диапазоне -50/+123° для передней башни и -48/+117° для задней. Углы вертикального наведения идентичны для обеих башен - -8/+32°. Скорость наведения по горизонтали составляет 22°/сек, по вертикали - 7,2°/сек. Затвор орудия клиновой, перезарядка орудия занимает порядка 3,2 сек. Боекомплект каждого орудия составляет 113 выстрелов. К орудиям доступны следующие снаряды:

  • ББ : БР-240СП - 1,43 кг, 757 м/с, бронепробитие по нормали - 73 мм на 10 м, 71/100, 62/500;
  • ББ : БР-240 - 1,43 кг/19 г A-IX-2 (29,2 г TNT), 760 м/с, бронепробитие по нормали - 69 мм на 10 м, 68/100, 59/500.

Основным назначением «сорокапяток» являлась борьба с бронетехникой, поэтому, в отличие от основного орудия, ОФ снарядов у них в боекомплекте не предусмотрено. Бронепробитие сплошного снаряда для этого БР представляется даже избыточным, так что стоит ли их брать - решать вам. Каморный снаряд вполне уверенно поражает всех оппонентов а наличие заряда приносит куда лучшее заброневое воздействие.

Пулемётное вооружение

7,62-мм пулеметы ДТ на Т-35 установлены в количестве пяти стволов. Один - в шаровой установке главной башни, два - в качестве спаренных в малых орудийных башнях и еще два - в малых пулеметных башнях. По кругу могут работать по крайней мере три из них, не оставляя непростреливаемых зон. Малые пулеметные башни обеспечивают наведение по горизонтали -10/130° для передней башни и -20/140° для задней башни. Скорость наведения - 37°/сек. Боекомплект каждого пулемета составляет 1260 патронов в магазинах по 63 патрона с непрокачиваемой набивкой БЗ-БЗТ .

Применение в бою

Собственно, приемы применения танка в бою напрямую следуют из его характеристик. Очень живучий танк с мощным и разнообразным вооружением и посредственными скоростью и маневренностью. Следовательно, выбираем направление главного удара и продавливаем его, поддерживая атаку своих сокомандников. Что касается вооружения. Для успешного боя на Т-35 предстоит освоить сильное колдунство под названием «стрельба из многобашенного танка» . Можно, конечно, стрелять из главного и вспомогательного орудия дуплетом - накоротке этот метод стрельбы приносит замечательные результаты в виде «выстрел-труп», но на расстоянии вступают в силу серьезные отличия в баллистике основного и вспомогательных орудий и один снаряд практически наверняка окажется потраченным впустую. Ну и параллельно с освоением раздельной стрельбы слова о том, что командиру Т-35 было трудно управлять огнем стольких орудий и пулеметов станут как никогда понятными.

Достоинства и недостатки

В общем и целом имеем тяжелый танк, на своем БР вполне отвечающий своему назначению - поддерживать атаку более легких собратьев на наиболее важном направлении. В силу низких скорости и маневренности, быстрый бросок на другой фланг для Т-35 неисполним ни при каких условиях, так что продумывайте траекторию движения в бою заранее.

Достоинства:

  • Хорошая живучесть;
  • Мощное и разнообразное вооружение;
  • Большой экипаж;
  • Возможность раздельной стрельбы из главного и вспомогательных орудий.

Недостатки:

  • Низкая скорость и маневренность;
  • Большие размеры;
  • Сложность управления вооружением.

Историческая справка

С танком Т-35 связаны две легенды. Одна из них гласит, что Т-35 скопировали с английского «Индепендента» , вторая - что его разработала группа немецких инженеров под руководством Эдварда Гротте, которая некоторое время работала в СССР и занималась тяжелыми танками. И та и другая легенды довольно далеки от истины. На самом деле, отправной точкой к возникновению Т-35 послужил доклад «Об организации работ в области танкостроения», сделанный 8 октября 1924 года на заседании руководства ГУВП (Главного управления военной промышленности). В нем рассматривались перспективные типы танков, как то: маневренные , сопровождения и позиционные . Если с маневренными (в последствии - быстроходными) танками и танками сопровождения пехоты было все более-менее понятно, то по поводу позиционных было сказано буквально следующее:

Нельзя не признать, что при всех соображениях в пользу широкого маневра будущего столкновения Красной Армии нельзя не считаться с возможностью необходимости преодоления заблаговременно или вообще в течение длительного времени укрепленных позиций, при каковом случае мощность танков маневренного типа окажется недостаточной. Ввиду этого намечается необходимость в третьем типе тяжелого мощного танка, способного к преодолению препятствий, встречающихся в войне позиционного характера. Подобного рода танк может представлять из себя только специальное средство, придаваемое войскам при преодолении сильно укрепленных позиций (танк прорыва). Снабжение Красной Армии такого рода танками представляет собой задачу второго порядка. Подобного рода танк тяжелого типа в дальнейшем именуется позиционным (тяжелым).

То есть каким быть этому самому тяжелому танку - ясного представления не было, да и задача по его созданию представлялась явно второочередной, но более простой она от этого не стала. Дело еще и в том, что собственной школы танкостроения не было ни в РИ ни в СССР, все предстояло начинать с чистого листа. Именно поэтому была приглашена для работы группа Гротте. Результатом работы группы Гротте стал танк ТГ , который по ряду параметров для производства не подошел, но его проектирование дало необходимый начальный опыт советским конструкторам, работавшим с немцами. Что же касается «Индепендента», то на самом деле с «Виккерсом» велись переговоры не о его покупке а о разработке тяжелого танка по советскому ТЗ от 1929 года. Но - не сложилось.

И вот, в ноябре 1930 года в Главном конструкторском бюро (ГКБ) Орудийно-оружейно-пулеметного объединения началась разработка тяжелого танка на основе разработанных УММ РККА тактико-технических требований. Работы затянулись, созданный к концу 1931 года проект многобашенного танка Т-30 был забракован. За ним последовала разработка танков Т-32 и, параллельно, - средних ТА-1, ТА-2 и ТА-3. Ни один не дошел даже до опытного образца. После отъезда группы Гроте КБ реорганизовали. В его состав дополнительно включили отечественных конструкторов М. Зигеля, Б. Андрыхевича, А. Гаккеля, Я. Обухова и других. Возглавил новое КБ Николай Барыков, в свое время работавший у Э. Гроте заместителем. Новое конструкторское бюро получило от УММ РККА задание «к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Работы по проектированию новой машины, которая должна была иметь массу 35 тонн, ходовую часть и «силовой агрегат» по типу ТГ, вооружение и компоновку - по типу проекта Т-32, разработанного Н. Барыковым и М. Зигелем, начались в ноябре 1931 года. Вскоре танку присвоили индекс - Т-35.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, на ленинградском заводе «Большевик» закончили 20 августа 1932 года. 1 сентября танк был показан представителям УММ РККА во главе с Г. Бокисом, на которых произвел сильное впечатление. В итоге танк вобрал в себя множество черт предыдущих проектов. По типу «Индепендент» было скомпоновано вооружение, от ТГ была взята трансмиссия, на конструкцию ходовой части оказал большое влияние немецкий «Гросстрактор» фирмы «Крупп», который за год до этого испытывался на полигоне школы «Кама» под Казанью и был доступен для изучения советскими военными специалистами. По результатам полевых испытаний стало ясно, что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому вполне понятно, что главное внимание при проектировании улучшенного варианта Т-35-2, которое началось в ноябре того же года обращали на всемерное упрощение и удешевление образца. Т-35-2 получил новый двигатель – М-17, другую трансмиссию и коробку передач, в большой башне цилиндрической формы смонтировали пушку ПС-3 с прогрессивной нарезкой. В остальном же Т-35-2 практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта.

В то время, когда шла сборка опытного образца Т-35-2, в КБ заканчивали работы над проектом танка Т-35А, который должен был выпускаться серийно. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как «переходный, идентичный в части трансмиссии серийному образцу». По силовой установке, ходовой части и трансмиссии новая машина была подобна Т-35-2, но имела удлиненный корпус измененной конструкции, усиленную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями и измененную форму корпуса. В соответствии с постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытаний машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А. Помимо ХПЗ в кооперации были задействованы еще несколько заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели), Ярославский (обрезинка катков, сальники и т. д.).

Производство Т-35 шло трудно и медленно. Завод сдавал по несколько танков в год, что не очень удивительно, так как машина получилась, даже после всех упрощений, сложной и дорогой. Достаточно сказать, что Т-35А обходился государству в 525 тыс. рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5). Параллельно с выпуском танков Т-35, завод вел работу по совершенствованию его конструкции и повышению надежности работы узлов и агрегатов. При этом приоритетным считались работы по силовой установке танка. Двигатель М-17Т, который ставился на «тридцать пятый», являлся вариантом авиационного двигателя М-17. На «танковом» варианте свечи переместили внутрь развала цилиндров, а для увеличения ресурса двигателя у него уменьшили число оборотов, в результате максимальная мощность снизилась до 500 л.с. Установленный на 14-тонном БТ-7 двигатель М-17 обеспечивал танку очень высокие динамические характеристики, но для 50-тонного Т-35 «движок» оказался слабоват. Он часто не «тянул» тяжелую машину, сильно перегревался. Несколько раз поднимался вопрос об изготовлении Т-35Б - машины с установкой двигателя М-34 мощностью 750 л.с., однако дальше проекта дело не пошло, хотя упоминания о Т-35Б встречаются в документах и переписке за 1936 год. Кроме того, на одном танке в опытном порядке установили дизель БД-2.

Всего к началу войны с учетом опытных Т-35-1 и Т-35-2 было выпущено всего 59 танков всех модификаций. В РККА числилось 48 танков Т-35, состоявших на вооружении 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии Киевского ОВО. Остальные находились в распоряжении военных учебных заведений и в ремонте (2 танка - ВАММ, 4 - 2-е Саратовское БТУ, 5 - в ремонте на заводе № 183). Кроме того, Т-35-2 находился, как экспонат, в БТ музее в Кубинке, а Т-35-1 был списан в 1936 году. Все строевые танки были потеряны в первые месяцы войны, один был захвачен немцами и перевезен на полигон в Куммерсдорфе, причем есть упоминания, что в 1945 году он принял участие в боевых действиях. Вместе с тем, существуют также фотографии этого танка, сделанные нашими бойцами в 1945 году в районе Цоссена и, судя по отсутствию гусениц, машина к тому моменту была давно не на ходу.

Медиа

    Проекции Т-35

    Танк Т-35 (№0183-5) преодолевает брод. Июнь 1936 года

    Танки Т-35 проходят по Красной площади. 1 мая 1937 года. Скорее всего, машина выпуска конца 1936 года.

    Танк Т-35 из состава учебного танкового полка Военной академии механизации и моторизации имени И. В. Сталина. 1940 год

    Красная армия - гордость народа! Плакат 1937 года.

    Медаль «За отвагу», 1942 г.

    Плакат «Вперед, на запад!», судя по наличию знамени Сумской дивизии - издан плакат после сентября 1943 г.

    Т-35 на фризе Дома Советов, Санкт-Петербург

    Танк Т-35 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой. Москва, 1940

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове.

12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспе­чения и других подразделений. Приказом Наркома обороны от 21 мая
1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и обучение танкистов. Подготовка экипа­жей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35. «Hасчет боевого экипажа Т-35» по состоянию на 1936 год и обязанности его членов:
1) командир (старший лейтенант) - в башне №1 (главная), справа от орудия, ведет огонь из ДТ заряжает при помощи радиста орудие, командует танком;

2) помощник командира (лейтенант) - в башне №2 (передняя пушечная), ведет огонь из 45-мм орудия, является заместителем командира, отвечает за состояние всего вооружения танка, вне боя руково­дит подготовкой артиллеристов и пулеметчиков;

3) техник танковый младший (воентехник 2 ранга) - в отделении управления, управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние, вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и мотористов;

4) механик-водитель (старшина) - в башне №3 (передняя пулеметная) у пулемета, ведет огонь, обеспечивает уход за мотором, является заместителем водителя танка, отвечает за состояние вооруже­ния башни №3;

5) командир артиллерийской башни №1 (младший командир взвода) - размешается слева от орудия, ведет огонь, отвечает за состояние вооружения башни;

6) командир башни №2 (отделенный командир) - справа от орудия, выполняет функции заряжающего, в случае убытия помощника командира танка ведет огонь из 45-мм пушки, отвечает за состояние вооружения башни №2;

7) командир башни №4, задняя пушечная, (отделенный командир) - у 45-мм орудия, ведет из него огонь, является заместителем командира башни №1, отвечает за состояние вооружения башни №4;

8) механик-водитель младший (отделенный командир) - в башне №4, справа от орудия, выполняет функции заряжающего, обеспечивает уход за ходовой частью машины;

9) командир пулеметной башни (отделенный командир) - в башне №5 (задняя пулеметная), ведет огонь из пулемета, отвечает за состояние вооружения башни №5;

10) радио-телеграфист старший (отделенный командир) - в башне №1, обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие;

11) механик-водитель старший (младший командир взвода) - находится вне танка, обеспечивает уход за трансмиссией и ходовой частью, является заместителем старшины - механика-водителя;

12) моторист (младший техник) - вне танка обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку.

Эксплуатация машин первых выпусков (1933-1936 гг.) в войсках показала их весьма слабые тяговые характеристики. Так, по донесению командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 град., не мог выйти из большой лужи». Военными отмечалась низкая надежность его агрегатов, вызывала трудности и большая масса боевых машин. В этом отношении весьма характерным можно считать следующий доку­мент, адресованный командному составу тяжелой танковой бригады РГК.

«Предлагаю принять к неуклонному руководству следующие правила движения по мостам танков Т-35:
1) на однопролетных мостах - только один танк одновременно;

2) на многопролетных мостах может быть несколько танков, но не менее чем в 50 м друг от друга.
Движение по мосту во всех случаях должно производиться так, чтобы ось танка строго совпадала с осью моста. Скорость на мосту - не более 15 км/ч.»

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года, в РККА имелся 41 танк Т-35: 27 - в уже упомянутой танковой бри­гаде; 1 - на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС); 2 - на НИБТ полигоне в Кубинке; 1 - в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани; 1 - при Военной Академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве; 1 - в Орловской бронетанковой школе; 1 - на ЛБТКУКС (Т-35-1); 1 - в Ленинградской школе танковых техников; 1 - в Институте №20 (с системой централизован­ной наводки) и 5 - на ХПЗ.

Уже к этому времени стала сомнительной боевая ценность этих машин. Единственное, где они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечест­венной

Войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. Правда, число «участников» было невелико: например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).

До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в советско-финлянд­ской войне 1939-1940 годов не соответствуют действительности.

31 марта 1939 года 5-я тяжелая танковая бригада была передана в состав КВО и переброшена в г. Житомир. Вскоре она сменила номер и стала 14-й тяжелой танковой бригадой.

Не прошло и полгода, как «служебная карьера» Т-35 чуть было не завершилась. 27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности (типа СУ-14), другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и фор­мированием механизированных корпусов, Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50-70 мм».

В результате почти все машины оказались в танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа (KOBO).

В целом же, по уточненным данным, на 1 июня 1941 года в РККА числилось 59 танков Т-35 в следующих частях и учебных заведениях: 8-й мехкорпус (KOBO) - 51 машина (из них 5 требовали среднего и 4 капи­тального ремонта, из последних четырех танков 3 были отправлены на завод №183); Военная академия механизации и моторизации (МВО) - 2 машины; 2-е Саратовское танковое училище и Казанские бронетан­ковые курсы усовершенствования технического состава (ПриВО) - 6, из них 2 требовали капитального ремонта и были отправлены на завод №183. Как видно из приведенных данных, в июне 1941 года 5 Т-35 находились на ремонте в Харькове.

Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24.00 в танковых полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных юго-западнее Львова, объявили тревогу. Машины заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта.

В ходе последующих боев все Т-35 8-го механизированного корпуса были потеряны.

Так, в «Журнале военных действий 34-й танковой дивизии» есть следующие записи о Т-35: «22 июня 1941 года дивизия выступила, имея 7 КВ, 38 Т-35, 238 Т-26 и 25 БТ...

24 июня, к моменту выступления дивизии из леса Яворов - Грудек-Ягеллонский отстало 17 Т-35...

А в «Актах на потерянные машины Т-35

34 танковой дивизии» можно проследить судьбу каждого танка:

«67-й танковый полк:
№0200-4, 196-94, 148-50 - оставлены при производстве среднего ремонта в Садовой Вишне. Вооружение и оптика сняты по приказу зам. командира полка майора Шорина, при отходе 24 июня взорваны;

№220-29, 213-35 - застряли в болоте, оставлены при отходе;

№0200-8 - в районе Садовой Вишни поломан коленвал. 26 июня оставлен, вооружение и оптика сняты;

№220-27, 537-80 - в районе Грудек-Ягеллонского поломка бортовой передачи и коробки перемены передач. 24 июня оставлены, пулеметы и боеприпасы сняты и закопаны;

№988-17, 183-16 - оставлены в районе Львова в ожидании капитального ремонта. 29 июня, вооружение и оптика сняты;

№339-30, 744-61 - поломка трансмиссии и бортовой передачи, №0200-9 - подбит противником и сгорел. Оставлены при отходе 30 июня, вооружение и оптика сняты со всех трех машин;

№183-3 - авария двигателя. Оставлен экипажем в районе Бело-Каменки 30 июня. Вооружение и боекомплект сняты и закопаны;

№288-74 - авария главного и бортовых фрикционов. Подожжен экипажем при отходе 1 июля в районе Тарнополя;

№482-2 - поломка коробки перемены передач. Оставлен в лесу не доезжая д. Сасово 1 июля, пулеметы, сняты, оптика зарыта;

№744-63 - заедание поршней в двигателе. Оставлен на пути из Злочева в Тарнополь 1 июля, пулеметы сняты;

№988-15 - поломка коробки перемены передач. Оставлен в Злочеве 1 июля, вооружение, оптика и боеприпасы сданы на склад в/ч в г. Злочев;

№715-61 - поломка коробки перемены передач. Оставлен 15 км за Львовом, пулеметы сняты;

Т-35, брошенный экипажем восточнее Львова.

№234-35 - опрокинулся в реку вверх гусеницами в с. Иванковцы, командир машины Огиев;

№744-62 - сожжен главный фрикцион. Оставлен в г. Грудек. 26 июня, снаряды все расстреляны, командир машины Тараненко;

№744-64, 196-95, 330-75 - остались в Грудеке в состоянии негодности, так как находились в среднем ремонте;

№196-7 - сожжен главный фрикцион, отсутствуют аккумуляторы. Оставлен в с. Д. 9 июля, командир машины лейтенант Тараненко;

№197-1 - сожжен главный фрикцион. Оставлен в 20 км восточнее Грудека».

Василием Викентьевичем Сазоновым, воевал в танковых войсках с 22 июня 1941 года до июня 1942-го. Он встретил войну именно на Т-35 и вот что он рассказывал об этом танке:

«Войну я встретил башнером передней артиллерийской башни танка Т-35. Этому танку не везет в наших книжках. Все его ругают, на чем свет стоит. Да, конечно, есть за что ругать его, но не так же.

Во-первых, почему-то говорят о глупости многобашенной компоновки, о том, что командиру тяжело, дескать, управлять всем многочисленным вооружением танка в бою. Конечно, тяжело. А разве легко управ­лять каждым танком роты командиру роты? А без радиостанций это вообще невозможно. А чтобы вдобавок каждой башней каждого танка-то. Глупо? А что же этого от командира Т-35 требовать? А ведь Т-35 и есть танковая рота только на двух гусеницах. Непривычно тебе это слышать? А нас перед войной в училище именно так и учили, что средний танк - взвод легких, а тяжелый - даже рота, но с одним мото­ром и на одной паре гусениц. Потому и по званиям командир у легкого «помкомвзвод», среднего - «комвзвод», а у тяжелого - «комроты». Вот командир (а у нас он вообще в звании капитана был - со «шпа­лой» в петлице) и давал нам, командирам башен задания вроде тех, что комвзвод дает командирам танков. А уж по кому и как стрелять в первую голову решали мы сами, башнеры. Или командир по ТПУ когда мог подсказывал. А я, кстати, лейтенантом тогда был, хотя только башней руководил. Командовал, как будто бы танком БТ или Т-26 и сам частенько решал по кому и когда в моем секторе стрельбы огонь от­крывать.

Например, у меня было задание номер один. Если впереди по ходу или в секторе обстрела моей башни вдруг появлялся вражеский танк - я должен был подбить его в первую голову. То же, если я видел проти­вотанковую пушку - огонь по ней. А насчет пехоты или ДЗОТ какого-то я уже должен был сперва доложить командиру и получить указания от него. Если же командир был недоступен (ТПУ сломан) - я должен был осуществить наводку на вражескую пехоту пулеметчика-механика в башне номер 3, или сам стрелять из пулемета, а в амбразуру ДЗОТ из своей пушки огонь открывать, но только осколочным. Только в крайнем случае я мог действовать по пехоте своей «сорокапяткой». Не приветствовалось это.

Второе ихнее заблуждение - это пишут, что слабая броня у Т-35 была. Тоже ерунда на постном масле. Насколько помню, ни один из наших «рябышевских», что на Т-35 до боя доехал, не говорил о пробитой лобовой броне. Вообще о пробитой броне только Сашок Мордвин рассказывал. И ту пробили у него где-то под башней какой-то болванкой, а не «тридцатисеми».

Ну да ладно. Господь с ними, знатоками, что танки не знают. Послушай, что помню, как у нас первые дни войны складывались.

Ночью 22 июня танки нашей 34-й дивизии вывели по тревоге из Садовой Вишни. Это точно. Но вышли не все, несколько машин осталось в ремонте. У них, помнится, мы забрали патроны, возимый ЗИП и пошли на Перемышль. Не доходя примерное полпути, повернули нас на Восток, а 23-го опять кинули на Запад, а там - Львов. Первые два дня шли медленно. Метались из стороны в сторону и все кого-то ждали - то отставших и заблудившихся, то сломавшихся и ставших на ремонт. Но числа 25-го вышел приказ: «отставших не ждать», так как мы нигде не успевали сосредоточиться во время. Ну и сразу пошли быстрее, и терять начали танки свои. Все шутили, что воевать не чем будет. До немца доедем, а танки все в ремонте. Так и вышло.

В первый день бросили, как говорили штук двадцать танков на дорогах. Ремонтники должны были их чинить, но это было благое пожелание. У них ничего толком не было, даже тягачей. А много ли начинишь на «полуторке» с ящиком гаечных ключей и пайкой медью? Сомневаюсь. На другой день ни один исправленный танк нас так и не догнал, а кинули мы еще с десяток. Ну, а к концу третьего дня «пятибашенных ос­талось всего ничего.

Наш последний бой был глупым. Сперва стреляли из главных башен через речку по какому-то хутору за Ситно, а потом с остатками пехоты атаковали его. Участвовали в той атаке с полсотни Вань пехоцких, три «тридцать пятых» и четыре не то БТ, не то «двадцать шестых», уже не помню. Пехота, конечно, отстала сразу, как немецкие пули запели. Про свою артиллерию я совсем молчу. Та без снарядов и тракто­ров у нас застряла еще третьего дня как. Правда, танков немецких мы вообще там не видали, только слухи о них ходили - про «рейнметаллы» там, про «круппы» разные, один другого страшнее. Но в бою я не­мецких танков пока не видел, да и пехоты ихней вроде не много там было.

Пошли мы в атаку на хутор, а по нас слева немецкая пушка огонь открыла. Я башню туда довернул - глядел, глядел, ничего не вижу!

По башне - бумм! А из башни не высунешься. Пули, как горох обсыпают, да и нельзя в бою-то. У тебя главной башней шкуру с башки сорвет к шуту, а может и башку оторвет. Вот и гляжу себе в перископ - ничего не вижу, только окопы немецкие. А по нас опять: «Бум! Бум!!» Немецкие снарядики долбят через 5 секунд каждый, и уже не только в левый борт, но и в мою башню прилетают. Вот увидел вспышку. Ну и навел туда, открыл огонь - снарядов десять отправил. Кажется попал, а может и нет. По нас опять долбят. Не дошли мы до хуторка метров с полсотни - гусеницу нам оборвало. Что делать? Покидать танк? Вроде ни к чему. Стреляем во все стороны из всего, что есть! А опять ничего не вижу. Стреляю в белый свет, пока снаряды есть. Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже - долбят со всех сторон. Мо­тор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только с «нагана».

Понял, что драпать пора. Выполз из башни, спрыгнул с высоты на дорогу. Хорошо, что пулемет ихний замолчал. Мой заряжающий за мной сиганул, ногу подвернул. Я его в яму придорожную стащил за собой. За нами моторист увязался. Стали отползать, тут наш танк и ахнул. Это немцы его толом рванули. А мы канавой отползли к реке.

Потом к нам приблудились еще трое - экипаж Т-26. С ними мы и отошли обратно к Ситно, но своих там нашли только с десяток человек - остатки разных экипажей. Из «тридцать пятых» четверо и все из раз­ных машин. Одного рванули, как и нас, один подорвался на мине, один сгорел сам. С ними из окружения мы и вышли спустя пять дней. Вот так закончилось для меня танковое сражение под Дубно. А больше я «тридцать пятых» в боях не видел. Считаю, что могли они нормально воевать в сорок первом. Танки могли. Танкисты - нет еще».

А вот что рассказывал о Т-35 бывший сапер Грязнов Антон Платонович:

«День так на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки - две штуки, большие такие, как на «Отваге»! Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они и не обратили - сразу на нас, да на пехоту. А наши «крейсеры» уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидали. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в немецкий тыл перешли. Потом помню один такой «крейсер» пытался обратно к своим пробиться. Он и смог бы, наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли еще два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами - троса обор­вали. Потом с тяжелого поснимали все, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли».

Что касается Т-35, находившихся в ремонте в Харькове, то судя по всему, они так и не были восстановлены. Так, 21 августа 1941 года в своей телеграмме районному инженеру ГАБТУ Красной Армии на заво­де №183 начальник ГАБТУ Федоренко сообщал: «Находящимся на заводе №183 4 танкам Т-35 №№148-30, 537-90, 220-28 и 0197-2 провести мелкий ремонт, дающий возможность танкам самостоятельное пе­редвижение, установить положенное вооружение и срочно отгрузить с завода по разнарядке ГАБТУ КА. О готовности донесите».

Как видно из документа, один Т-35 летом 1941 года отремонтировали и отправили на место службы. Скорее всего это был танк из состава войск ПриВО.

Что касается четырех упоминаемых в телеграмме машин, то скорее всего, ремонт так и не провели. Во всяком случае, в сохранившихся документах №183 сказано, что в октябре 1941 года «при обороне Харь­кова это танки были использованы как неподвижные огневые точки». Есть немецкое фото марта 1943 года (после второго взятия Харькова немцами), на которой запечатлен Т-35 (без части башен), который использовался в качестве ворот в заграждениях из металлических надолб и ежей. Скорее всего, машина простояла с осени 1941 года. По воспоминанию одного из ветеранов «один Т-35 после войны еще дол­го стоял на бывшем рубеже обороны в одном из парков Харькова».

Летом 1941 года один трофейный Т-35 был отремонтирован немцами и отправлен в Германию. По воспоминаниям немецкого механика-водителя, «управление танком было чрезвычайно сложным, а переключе­ние рычагов и педалей очень тяжелым.

В ходе погрузки и транспортировки танка по железной дороге возник ряд трудностей, связанных с тем, что Т-35 не вписывался в железнодорожный габарит (ширина железнодорожной колеи в Западной Евро­пе меньше, чем в СССР и России - 1420 мм против 1535 мм)». Тем не менее, танк доставили на немецкий танковый полигон в Куммерсдорфе, где были проведены его испытания. Дальнейшая судьба этого Т-35 неизвестна.

В октябре 1941 года из учебного парка ВАММ был сформирован танковый полк. Среди прочих танков в состав полка вошли и два Т-35, числившихся за академией. Однако, судя по последним архивным дан­ным, этот полк так и не был отправлен на фронт и в боях под Москвой Т-35 участия не принимали.

Был и еще один «боевой» дебют Т-35. На этот раз в кино. Речь идет о документальном фильме «Битва за Москву». Некоторые эпизоды картины снимались под Казанью, и в этих съемках участвовали два Т-35 с КБТКУТС.