Целевой набор в университет. Целевой прием: хорошо забытое старое

Программная инженерия. Факультет компьютерных наук.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 80 бюджетных и 40 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 65) Математика (минимальный балл: 65) Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «программная инженерия»:

Программа направлена на подготовку ведущих технических специалистов, квалифицированных разработчиков и архитекторов программного обеспечения, менеджеров по качеству программного обеспечения и процессов его разработки. Необходимость в таких специалистах диктуется потребностями информационно-коммуникационной отрасли: открытием ИТ-технопарков, стремительным развитием рынка оффшорного и заказного программирования, информатизацией государственных структур, потребностями частного бизнеса. Индустрия программного обеспечения - бурно развивающаяся область современной российской и мировой экономики, а программное обеспечение - важнейшая составляющая информационных систем, в которых сконцентрирован их интеллект.

Прикладная математика и информатика. Факультет компьютерных наук.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 105 бюджетных и 40 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 65), Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 65), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «прикладная математика и информатика»:

Программа нацелена на подготовку исследователей, инженеров-исследователей и инженеров-разработчиков в области теоретической и прикладной информатики («Computer Science»). Программа разработана в 2014 году с учётом опыта ведущих факультетов компьютерных наук университетов EPFL в Швейцарии и Stanford в США, а также Школы анализа данных Яндекса - известного и авторитетного образовательного учреждения для подготовки специалистов в области анализа и обработки больших данных, машинного обучения и других направлений.

Бизнес-информатика. Факультет бизнеса и менеджмента.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 100 бюджетных и 70 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Иностранный язык (минимальный балл: 50), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «бизнес информатика»:

Программа направлена на подготовку профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления. Выпускники составляют самый востребованный сегмент специалистов ИТ-сферы: системные архитекторы, системные интеграторы, бизнес-аналитики, ИТ-менеджеры, ИТ-консультанты, руководители ИТ-проектов, специалисты по продажам и сервисам, развитию бизнеса. Во время обучения - практики и стажировки в ведущих российских и зарубежных компаниях, программы академического обмена с европейскими университетами-партнерами, возможность получения сертификата CEA ™ Certified e-Marketing Analyst.

Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Московский институт электроники и математики.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • 50 бюджетных и 10 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Физика (минимальный балл: 55), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»:

Инфокоммуникации - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики с растущим спросом на квалифицированных специалистов. Бакалавриат даёт базовые знания в области компьютерных наук и телекоммуникаций, включая создание современных электронных средств генерации, передачи, приема, обработки, хранения и защиты информации. Образовательная программа построена с учетом опыта ведущих университетов мира: Массачусетского технологического института, Стэнфордского университета (США), Лёвенского университета (Бельгия) и др. Cтуденты принимают участие в научных исследованиях и конференциях, проходят учебную, производственную и преддипломную практику на ведущих предприятиях и в профильных институтах. Полученные знания и навыки позволят выпускникам стать разработчиками сложной конкурентоспособной сверхнадежной инфокоммуникационной техники, получив работу в понравившейся компании с достойной оплатой труда и возможностью быстрого карьерного роста.

Информатика и вычислительная техника. Московский институт электроники и математики.

  • Бакалавриат.
  • Срок обучения: 4 года
  • Форма обучения: очно
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Русский язык (минимальный балл: 60), Физика (минимальный балл: 55)

Кратко о программе «Информатика и вычислительная техника»:

Программа направлена на подготовку специалистов, имеющих знания и навыки разработки программного обеспечения, работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники, владения сетевыми и интернет-технологиями, создания системы компьютерного моделирования и автоматического проектирования. Выпускники программы смогут работать руководителями и сотрудниками фирм по созданию программного обеспечения, производству и реализации средств вычислительной техники, специалистами отделов АСУ крупных промышленных предприятий, руководить компьютерными подразделениями различных организаций или продолжить свое обучение в магистратуре.

Компьютерная безопасность. Московский институт электроники и математики.

  • Специалитет.
  • Срок обучения: 5.5 лет
  • Форма обучения: очно
  • 100 бюджетных и 10 платных мест
  • Экзамены ЕГЭ и минимальные баллы: Математика (минимальный балл: 60), Информатика и информационно-коммуникационные технологии (минимальный балл: 55), Русский язык (минимальный балл: 60)

Кратко о программе «Компьютерная безопасность»:

Программа направлена на подготовку исследователей, аналитиков и разработчиков в области защиты информации. Особенностью программы является специализация в области разработки и применения математических моделей и методов для защиты данных в информационных системах различного назначения, а также специализированного программного обеспечения. Помимо фундаментальной физико-математической подготовки, студенты получают знания в области современных информационных технологий. Особое внимание уделяется специальным дисциплинам, таким как криптография, программно-аппаратные средства защиты информации, методы анализа программных реализаций алгоритмов защиты и многим другим. Выпускники программы наиболее востребованы в органах исполнительной власти, ИТ-подразделениях, занимающихся вопросами безопасности информационных систем и данных госучреждений, госкорпораций, финансовых учреждений, ИТ-компаниях.

Среди современных абитуриентов, собирающихся поступать в ВУЗы, стала популярной практика использования целевого направления. Увы, немногие знакомы с таким способом поступления. Хотя в 2019 году это также возможно.

Зачем нужно целевое направление в ВУЗ от предприятия или организации

Практика использования целевых направлений идет еще со времен Советского Союза. Смысл такого направления заключается в следующем: поступающий, выбирая определенную профессию, обращается в организацию (предприятие), которое предоставляет ему гарантию трудоустройства и документ на обучение. Он и называется целевым направлением.

Помимо гарантированного трудоустройства абитуриент, имеющий на руках целевое направление, обладает и другими преимуществами:

  • вступительные экзамены в ВУЗы отличаются от обычных тем, что представляют собой специальный конкурс, который не исключает сдачи экзаменов, предусмотренных вузовской программой поступления;
  • конкурс в 2017 году по этому виду поступления составил 1-2 абитуриентов на одно место (а это довольно-таки немного);
  • возможность продолжить обучение в аспирантуре;
  • прохождение практики (всех видов) на выбранном предприятии;
  • совмещение обучения и работы (после третьего курса) по гибкому графику;
  • получение всех оптимальных условий для профессионального и карьерного роста студента, как будущего квалифицированного специалиста;
  • обучение оплачивает будущий работодатель, как заинтересованное в молодом специалисте лицо либо денежные средства выделяются из федерального бюджета.

Из недостатков специалисты называют неукоснительное соблюдение условий, прописанных в договоре, согласно которому и выдается целевое направление желающему получить высшее образование по определенной специальности. Чаще всего данный договор заключается на официальном уровне между тремя сторонами:

  1. Будущим студентом.
  2. Предприятием (организацией, фирмой, заводом и т. д.).
  3. Высшим учебным заведением (институтом, университетом, академией).

Хотя не исключены варианты и двухсторонней договоренности:

  • между студентом и организацией;
  • между ВУЗом и предприятием.

В этот документ входит список всех обязательств, прописанных конкретно для каждой из сторон. Например, предприятие обязуется оплатить обучение студента, а студент, в свою очередь, обязуется после получения образования отработать на этом предприятии пять лет. Такой вид обучения идеально подходит для тех россиян, которые уже имеют среднее специальное образование и хотят повысить свою квалификацию именно по полученной ранее специальности.

Особенностью целевого направления является его персонализация, то есть оно выдается конкретному человеку с указанием его личных данных и только для обучения в каком-то определенном учебном заведении.

Как получить целевое направление для обучения в 2019 году

О том, стоит ли идти учиться по целевому направлению, будущий студент должен определиться до начала приемной кампании. Если все же он решился на такой шаг, нужно выбрать конкретную специализацию и предприятие, которое сможет предоставить место для будущей работы. В нашей стране целевое направление можно получить:

  • на самом предприятии (организации, заводе и т. д.);
  • в местной городской администрации – муниципалитете.

В первом случае предприятие, согласившееся оказать будущему студенту такую помощь в учебе, само направляет соответствующее ходатайство в городскую администрацию.

При обращении на предприятие следует обратиться непосредственно к его директору, объяснить свою просьбу и написать официальное заявление. В этом документе, написанном от руки, проситель должен указать полное название высшего учебного заведения, в котором хотел бы обучаться и выбранную специализацию. А в городскую администрацию еще понадобится представить характеристику со школы. После всех описанных процедур будущий студент заключает типовой договор о целевом обучении с федеральным органом государственной власти или органом местного самоуправления (или государственной компанией, хозяйственным обществом, организацией). Типовую форму этого договора можно скачать или распечатать, перейдя по следующей ссылке http://sovetnik.consultant.ru/files/20150821celevoeobychenie.doc. Оформление договоров чаще всего проводится перед вступительной кампанией – с мая по июль. Если учащийся является несовершеннолетним, то договор вместо него заключает законный представитель, например, один из родителей.

Можно ли в 2019 году оформить целевое направление в ВУЗы Москвы

В 2019 году во многие ВУЗы Москвы ведется прием абитуриентов по целевым направлениям. Так, АО «Российские космические системы» (РКС) выдают целевые направления желающим на обучение в таких столичных ВУЗах как МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ, МИРЭА, МЭИ, МИИГАиК по тринадцати специальностям. Среди направлений подготовки есть геодезия, радиоэлектронные и телекоммуникационные системы, инфокоммуникационные технологии, нанотехнологии и приборостроение. Но для получения такого документа на обучение мало самого желания получить выбранную специальность. Для этого нужно принять участие в конкурсном отборе. То есть:

  • заполнить анкету кандидата на целевое обучение;
  • представить в эту организацию характеристику с места предыдущей учебы и сведения об успеваемости, результаты сдачи ЕГЭ;
  • посетить все (!) собрания, посвященные целевому набору;
  • пройти специальное собеседование.

Сбербанк и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) объявили о начале целевого набора выпускников ведущих российских вузов на обучение по магистерской программе «Финансы».

Целевая магистерская программа «Финансы» (направление «Финансы и кредит») НИУ ВШЭ и - это уникальный образовательный проект, результат сотрудничества крупнейшего банка России и ведущего российского университета в области экономики и менеджмента. Выпускники программы рассматриваются как приоритетные кандидаты на замещение вакантных должностей в компаниях Группы Сбербанка.
Целевая аудитория: выпускники программ бакалавриата и специалитета ведущих российских вузов с хорошей математической подготовкой, высокой академической успеваемостью, хорошо владеющие английским языком.

Срок обучения – 2 года.
Форма обучения – вечерняя (очная).
На время обучения иногородним студентам предоставляется общежитие.

Программа реализуется на базе факультета экономики НИУ ВШЭ, в учебном процессе принимают участие ведущие специалисты Сбербанка.
Магистерская программа «Финансы» ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов финансового профиля. Студенты изучают предметы из блока теоретических дисциплин (теория финансов, микро- и макроэкономика, эконометрика финансовых рынков, теория финансовых кризисов), а также обширный блок специальных профессиональных дисциплин. Построенная таким образом система подготовки магистров позволит студентам после завершения обучения приступить к практической работе в Сбербанке России.

«Программу отличает инновационный подход к организации учебного процесса, сочетающий углублённую теоретическую подготовку с приобретением практических навыков в области современного финансового менеджмента, - говорит начальник управления подбора персонала и карьерного развития Андрей Лысухо. – Программа ориентирована на выпускников ведущих российских вузов и нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в динамично развивающихся компаниях Группы Сбербанка».

Набор абитуриентов осуществляется в соответствии с Правилами приема на магистерские программы НИУ ВШЭ. Документы в Приемную комиссию НИУ ВШЭ принимаются с 3 июня по 1 июля 2013 г.
Обучение осуществляется на платной основе: - 1-й год обучения – Сбербанк оплачивает 100% стоимости обучения; - 2-й год обучения – студенты могут оплатить обучение за счет льготных образовательных кредитов Сбербанка (с отсрочкой погашения основной суммы долга на период обучения).

Целевой набор в вузы – пережиток прошлого

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, в интервью РИА Новости рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

- Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.
Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

- Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого . В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ),

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович .

Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.

Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого. В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.