Что такое мини проект. Мини-проект как средство формирования ууд на уроках географии

Очень популярным заданием для детей в старшей школе является написание мини-проектов на заданную тему. Особенно много мини проектов представлено в школьной программе по природоведению, истории, английскому языку. И если дети старших классов уже имеют опыт и с легкостью справляются с такими заданиями, то пяти-шестиклассники, как правило, еще нуждаются помощи и подсказке родителей.

Итак, мини-проекты по своей сути делятся на несколько групп:

  • Исследовательские. Дается задание не просто осветить главную тему, но и провести небольшие исследования, например научный эксперимент или исследование под микроскопом. И уже на основе личного опыта написать работу и отобразить полученные результаты.
  • Информационные. В них ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы. Самый распространенный тип заданий.
  • Практические . Например прорастить дома фасоль и описать весь процесс или наблюдать за погодой, чтобы написать отчет о погоде этого месяца.
  • Творческие. В работах такого типа исследовательская работа «разбавляется» творчеством. Проект может включать в себя моделирование (самодельный музыкальный инструмент), изготовление древнего письма (например, мы писали "Лист до Ярослава Мудрого від правителя іншої держави"), оформление стенгазеты на неделю английского языка и т.п.

Поделюсь нашим опытом в подготовке, сборе материала, написании и оформлении мини-проектов, которые получали высокие оценки в школе.

Как правило, четких требований к работе учителя не предъявляют - все-таки это школа, а не институт, но структура работы должна быть следующей: вступление, основная часть проекта, выводы.

Объем: до 10 страниц печатного текста. Очень приветствуются картинки, рисунки, графики, диаграммы. Если всё это будет в цветном исполнении, работа однозначно будет смотреться интереснее и выигрышнее.

Что касается оформления: отдельной страничкой оформляется титульный лист, далее оглавление, в конце обязателен список источников (не пишите "Список используемой литературы" - это уже неактуально, вряд ли вы будете так уж много материала брать из книг - ставьте ссылки на википедию, тематические сайты, научные работы, энциклопедии)

Не бойтесь проявить себя творчески, делайте яркие фотоподборки, коллажи, пишите интересные и малоизвестные факты, наклеивайте свои рисунки или зарисовки.

Настоятельно рекомендую пользоваться несколькими источниками и однозначно делать свои самостоятельные выводы - без этого хорошей оценки работа не заслужит. Как бы ни был велик соблазн распечатать готовый проект на совпадающую тему - не делайте этого. У учителя тоже есть компьютер и Google, со всеми выложенными в сети готовыми мини-проектами он прекрасно ознакомлен, к тому же велик риск проектов-близнецов, за которые оба ученика автоматически получат низкую оценку.

Первую работу мы делали с ребенком вместе - я показала, как должна выглядеть структура работы, мы находили нужный материал, копировали и собирали его в одном документе (для удобства и легкости советую Word- очень удобно форматировать текст, менять шрифты, добавлять таблички, вставлять картинки). Дальше нужно постараться весь имеющийся материал разбить на пункты. Например, в качестве вступления - история появления предмета обсуждения, дальше по пунктам его качества и полезность, применение, положительные и отрицательные стороны, в выводах - свое мнение и отношение к исследуемому вопросу.

Не стоит писать громоздких отчетов: материал должен быть прост и лаконичен, а главное - понятен ребенку. Не злоупотребляйте терминологией, сложными формулами, латинскими названиями. Ваша задача, подать материал так, чтобы прочитав текст, ребенок смог пересказать его своими словами, а значит и защитить на отлично!

Будьте готовы, что несколько первых мини-проектов вы будете готовить совместно - этим самым вы заложите у ребенка фундамент, как грамотно и последовательно подходить к работе. А по проторенной дороге гораздо легче двигаться - последующие проекты будут даваться гораздо легче, и не станут вызывать стольких вопросов. С компьютером у детей проблем сейчас нет - они отлично знают, что и как скомпоновать,как сделать презентацию, составить диаграмму или таблицу, главное: научить их работать с источниками, привить навыки анализа материала и показать, что смысл, не скопировать из интернета, а обобщить и сделать свои личные выводы!

Шаги

Часть 1

Выбор проекта

    Начинайте работу заблаговременно. К выполнению задания всегда следует приступать сразу после его получения. Ведь неспроста ваш учитель отвел на него столько времени; именно столько вам потребуется для успешной реализации проекта. Сразу возьмитесь за составление плана, чтобы у вас получилось успеть все задуманное. Так вы избавите себя от бессонных ночей перед сдачей проекта.

    Ознакомьтесь с заданием. В нем содержится подробное описание стоящей перед вами задачи. Абстрагируйтесь от всего постороннего и внимательно вчитайтесь в задание. Если учитель еще не сделал этого, то разделите проект на составляющие, чтобы вы точно понимали, что от вас требуется.

    • Например, вы можете получить такое задание: «Выполнить презентацию на тему Гражданской войны в США. Можно выбрать одно сражение, идею, речь, поворотный момент или сосредоточиться на войне в целом. Не забывайте о важных датах и действующих лицах».
    • Такой проект можно разбить на несколько частей: 1) Наглядное представление Гражданской войны. 2) Центральная тема проекта. 3) Важные даты. 4) Ключевые действующие лица.
  1. Проработка идей. Мозговой штурм позволяет изложить ваши идеи на бумаге. Как правило, человек записывает приходящие в голову мысли и устанавливает между ними связь, чтобы запустить творческий процесс. Такая практика помогает сосредоточиться на желаемой идее, а также обдумать то, что еще не приходило вам в голову. В процессе мозгового штурма можно задействовать ряд эффективных методов.

    Выберите тему. Поборите возможное стремление взять объемную тему (например, осветить всю Гражданскую войну) и постарайтесь сузить затрагиваемый вопрос. Так вы не утонете в море фактов и деталей.

    Выберите способ представления проекта. В нашей статье рассматривается пример с презентацией, поэтому важно решить, какое наглядное отображение получат ваши идеи. Если вы выбрали несколько важных событий, то можно использовать временную диаграмму. Если в основе вашей работы заложены географические аспекты (например, сражения), то можно разработать детальную карту. Презентация должна строиться вокруг центральной идеи.

    • Как насчет трехмерного представления? Можно попробовать выполнить трехмерную карту сражений с демонстрацией передвижения войск.
    • Также можно попробовать сделать скульптуры из папье-маше. Вполне можно сделать даже Авраама Линкольна и рассказать вашу историю с помощью его цитат.

Часть 2

План работ
  1. Сделайте набросок. Определив способ реализации проекта, самое время сделать набросок. Вам потребуется план и визуальная презентация каждого пункта. Также определитесь с информационным наполнением проекта, для чего потребуется исследовательская работа. Сделайте заметки по нужной информации.

    • Начните с центральной темы, которую вы собрались освещать. Если это Геттисбергская речь, то вынесите это в заглавие в верхней части листа.
    • Далее разделите центральную тему на подразделы. Можно назвать их «Историческая подоплека», «Место произнесения» и «Влияние на ход войны».
    • Под каждым подразделом перечислите ключевые моменты. Например, под «Исторической подоплекой» можно написать дату, предшествовавшее сражение и причины, побудившие Линкольна выступить со своей речью.
  2. Составьте список необходимых материалов. Перед началом работы необходимо иметь под рукой список необходимых материалов, начиная от материалов исследования и заканчивая художественными принадлежностями. Сгруппируйте их по месту нахождения – дом, библиотека и магазин.

    Распределите время. Проект должен состоять из подзадач. Разделите ваше задание на удобные в работе порции: «сбор материалов», «информация по речи», «написание текста», «художественные работы» и «окончательная сборка».

    Соберите все, что вам нужно. Потратьте время на то, чтобы собрать все необходимые материалы в одном месте. Если вам нужно съездить в магазин, то попросите родителей подвезти вас. Соберите все материалы в месте работы над проектом.

Часть 3

Сбор информации

    Определите необходимые источники информации. Какие источники вам будет предпочтительнее всего использовать? Так, для проекта по истории лучше всего подойдут книги и научные статьи. Еще можно ознакомиться со статьями в газетах, чтобы почувствовать дух того времени, а также почитать личную переписку известных деятелей.

    Определите необходимое количество источников. При выполнении всестороннего проекта в старшей школе вам потребуется больше источников, чем для ученика средней школы. В первом случае следует использовать не менее восьми-десяти источников, тогда как во втором можно обойтись одной-двумя книгами.

    Наведайтесь в библиотеку. Библиотекарь станет вашим гидом среди доступных материалов. Например, для поиска книг можно воспользоваться общим каталогом. Для поиска научных статей вам потребуется специализированная база данных, которая находится в другой вкладке.

    Отсекаем лишнее. Собрав солидное количество материалов, их следует рассортировать и оставить только действительно важные. Некоторые статьи или книги могут лишь косвенно касаться вашей темы и без них ваша работа ничего не потеряет.

    Делайте заметки и ссылайтесь на источники. Всегда делайте заметки по теме. Не теряйте важные детали, при этом старайтесь выражать мысль собственными словами. При составлении заметок важно указывать библиографические данные использованного источника.

Часть 4

Завершение проекта

    Напишите текст. Ваш проект будет включать текст, представляющий освещаемые идеи. Укажите места расположения текста на вашем наброске. Для написания текста используйте собранные материалы, при этом формулируйте мысли собственными словами. Также не забывайте ссылаться на источники, чтобы было понятно, откуда взята конкретная информация.

    Нарисуйте или начертите ваш проект. Если вы замыслили художественный проект, то начинайте рисовать или выполнять чертежи отдельных частей. При использовании материала вроде папье-маше приступайте к созданию скульптурных композиций. Для выполнения компьютерной презентации начните с создания необходимых документов или сбора изображений.

Наталья Агафонова

Составила Наталья Петровна Агафонова

ДС№ 27 «Семицветик» Г. Юрги

Название мини-проекта «Моя семья »

Тема :

Создание, стенгазеты «Моя семья » .

Вид мини проекта :

Творческий

Групповой

В рамках ДОУ

По характеру содержания :

Социально-педагогический

Тип проекта : краткосрочный

Срок реализации : август-октябрь

Участники проекта :

Дети 1 младшей группы

Родители

Воспитатели группы

Возраст участников : 2-3 года

Актуальность проекта

Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья . То, что ребенок в детские годы приобретает в семье , он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем , что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей . В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого мы запланировали и реализовали в нашей группе мини -проект под названием «Моя семья » .

Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Цель проекта :

Расширить знания детей о семье через организацию разных видов деятельности

Оформление стенгазеты

Задачи :

Привлечь и организовать родителей по проектной деятельности

Развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность

Воспитывать желание заботиться о близких

Развивать чувство гордости за свою семью

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный

До участников проекта была донесена важность данной темы

Постановка цели и задач

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

Разработка мини-проекта

Сбор фотографий

Закупка ватмана, гуаши, кисти

II этап – реализационный

Беседа с детьми о членах его семьи (как зовут тебя, маму, папу)

С/р игра «Семья »

Занятие «Моя семья »

Д/и «Как тебя зовут?» ; «Отгадай, кто тебя позвал?»

Пальчиковая игра «Оладушки» , «Большая стирка»

Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце, мама»

Разучивание музыкальных произведений : «Я пеку, пеку, пеку»

Пальчиковые игры по теме «Семья »

Рассказывание сказки «Три медведя»

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи »

III этап – заключительный

Оформление стенгазеты

Предполагаемый результат

Оформлена стенгазета «Моя семья »

Родители и дети были активные участники

За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.

Дегтярев В.А., Днепров М.Ю., Ефимов А.В.,

Михайлюк О.В., Николаев В.А., Татаркулова Р.А.

ПО ПОДГОТОВКЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНАМ

КАФЕДРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МИНИ-ПРОЕКТА.. 5

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МИНИ-ПРОЕКТОВ.. 6

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ МИНИ-ПРОЕКТА.. 7

ОЦЕНКА МИНИ-ПРОЕКТОВ.. 8

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ.. 9

«Экономика», «Экономическая теория», «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)». 9

«Микроэкономика». 11

«Макроэкономика». 12

«Мировая экономика». 13

«История экономических учений». 14

«Теория отраслевых рынков», «Экономика отраслевых рынков». 15

«Экономика образования». 16


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект представляет собой комплекс контролируемых работ, взаимосвязанных по цели, задачам, средствам, ресурсам, временным рамкам, способам и методам деятельности и ориентированных на решение сложной проблемы с достижением уникального конечного результата (продукта, услуги, технологии, модели, концепции), завершенного относительно поставленной цели и заложенных в ней требований к его свойствам и характеристикам.

Основными признаками проекта ,отличающими его от других видов повседневной деятельности являются:

1. новизна;

2. изменения как основное содержание проекта;

3. неповторимость;

4. конкретная цель, ограниченная во времени;

5. временная ограниченность продолжительности проекта;

6. ограниченность требуемых ресурсов;

7. бюджет, относящийся к проекту;

8. комплексность решения проблемы;

9. выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка.

Мини-проект учебная работа научно-исследовательского и научно-инновационного характера, осуществляемая в рамках конкретного курса (дисциплины), содержащая решение научной задачи проектно-технологического характера и предполагающая получение конкретного продукта – социальной технологии, сервиса, практики, алгоритма, пакета документов, программы мероприятий и т.д.

Мини-проекты по дисциплинам кафедры экономической теории являются внутридисциплинарными образовательными проектами (согласно «Положению об организации инновационной проектной деятельности в ПГЛУ и ее стимулировании»),инициируются, как правило, отдельными преподавателями кафедры и реализуются в рамках преподаваемых ими дисциплин, в том числе путем выделения части курса для проведения различных практикоориентированных занятий, не выходящих за рамки учебной программы. Такие занятия могут проходить в виде игр, тренингов, ситуаций, позволяющих студентам применить свои знания по предмету на практике и сформировать соответствующие профессиональные компетенции.

Подготовка и защита мини-проектов по дисциплинам кафедры экономической теории позволяет сформировать профессиональные компетенции у студентов согласно ФГОС третьего поколения, в частности обладание способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования.

Сроки подготовки и проведения защиты мини-проектов по дисциплинам кафедры экономической теории устанавливаются преподавателем соответствующей дисциплины на преподаваемом курсе и проводятся в часы, отведенные на семинарские занятия по дисциплине.

Подготовка мини-проекта заключается в формировании проектной группы из числа студентов семинарской группы по преподаваемой дисциплине в количестве от 3 до 5 человек, выборе темы мини-проекта и согласовании ее с преподавателем.


СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МИНИ-ПРОЕКТА

1. Титульный лист (см. Приложение 1).

3. Введение (актуальность мини-проекта, его цели и задачи, обоснование теоретической и практической значимости результатов мини-проекта, его целевая аудитория).

4. Аналитический обзор (теоретическая часть, включающая краткий анализ текущего состояния исследуемой проблемы).

5. Основные результаты мини-проекта (практическая часть, включающая формулировку и подробное обоснование основных теоретических положений, сформулированных авторами мини-проекта, либо развернутое описание решения поставленных теоретических и практических задач, в котором обязательно должен быть конкретизирован авторский вклад в решение поставленной проблемы). При необходимости данную часть можно разбивать на разделы и подразделы.

6. Внедрение результатов мини-проекта (описание предполагаемых сфер внедрения результатов работы, возможности участия авторов в реализации мини-проекта, степень практического внедрения, если внедрение или апробация уже осуществлены).

Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Различные мини-проекты позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях, навыках учащегося, грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини - проекты на уроке. (слайд 1)

(слайд2)

Длительность выполнения проекта может ограничиваться одним уроком (может быть сдвоенными уроками) - мини – проекты; одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятийкраткосрочные проекты; проекты, требующие длительной исследовательской работы – долгосрочные (годичные) проекты.

(слайд3)

При организации проектов на уроках необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

(слайд4)

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.

(слайд5)

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, это и их целенаправленная деятельность, это и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, это и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

Плюсы и минусы метода проектов на уроке. (слайд6)

Плюсы проектной деятельности :

Навыки самообразования и самоконтроля;

Моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

Навыки групповой деятельности;

Индивидуальный подход;

Интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

Психологические коммуникативные проблемы;

Проблема субъективной оценки.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятках.

Памятка для учителя.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативу.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца.

Правила презентации для ученика.

Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

Найди удобное положение тела и место для рук.

Спокойно посмотри на слушателей.

Назови тему.

Заинтересуй слушателей выступлением.

Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

Почему начали работу над проектом?

Решили ли вы проблему?

Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?

Что не доделано, а может быть можно изменить.

Помогите оценить процесс проектирования.

Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.

Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.