Детям рассказ про ориентирование на местности. Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города» проект (старшая группа) на тему

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами, за ягодами и оказались в незнакомом месте.
Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей - Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. На ту пору ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко! Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры - глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, которые помогают ориентироваться в лесу.
Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечер¬ний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток.
У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет. Он указывает на юг, другой - в синий цвет. Он указывает на север. Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую - запад.
* Можно принести на занятие и показать детям компас.
Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.
Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.
* * *
Дремлют сосны молчаливо.
С теплой, южной стороны
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Муравьиный терем
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна несут,
Дело спорится быстро и ловко -
Будет в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.
В овраге
В глубоком овраге проходит граница:
На солнечном склоне растет медуница.
На северном склоне - горою
Сугробы под льдистой корою.
На южном - оттаяли комья земли,
Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.
И ветер тихонько шепнул медунице,
Что нынче к полудню пора распуститься.

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной теплой стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.
В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.
Большая Медведица
Мерцает и светится

Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.
Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу - Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде - впереди у нас будет север, сзади - юг, по правую руку - восток, по левую - запад.
Попробуйте отгадать загадку:
Какая звезда Путь нам на север Укажет всегда?
(Дети отвечают.)
Верно! Это Полярная звезда.
Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.
Вопросы и задания
1. Какие вы знаете стороны света?
2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?
3. Нарисуйте компас.
4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.
5. Куда указывает Полярная звезда?
6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.

Система игровых упражнений

I этап
(Занятия с детьми 4 лет)

1. Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:

    «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

    «Объясни, где лежит игрушка»;

    «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

    Задание: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);

    Различные задания найти предмет по числу шагов.

2. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:

    Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);

    Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

II этап
(Занятия с детьми 5 лет)

1. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение ее взрослым с помощью простейших геометрических фигур).

2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.

3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).

4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги. (Необходимая помощь взрослого - в соблюдении масштаба схемы.)

5. Упражнения с картой-схемой.

    Взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

    Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

Важные подсказки:
при передвижении карту-схему нужно держать перед собой так, чтобы ее главные детали - стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением;
постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

    Игры «Найди, где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

6. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома).

    Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

    Составление плана участка взрослым и детьми.

    Упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?».

    Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков.

    Составление «малых» карт каждым желающим ребенком.

    Игра с картой.

Площадка условно делится на 4 маршрута: например, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех цветов. На карте-схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.
Каждому члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту, запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно также проехать по маршруту на велосипеде.

    Самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее.

III этап
(Занятия с детьми 6 лет)

1. Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада (можно ориентироваться на нескольких вариантах карт).

2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.

3. Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

    «Уличные лабиринты».

    «Охота на зверей». На маленькие картонки прикрепляются картинки с изображением разных хищных зверей. Картинки размещаются на территории детского сада, служа отметками маршрута. Перечень зверей на том или ином маршруте зарисовывается воспитателем на контрольной карточке. По мере прохождения маршрута дети собирают картинки с изображением зверей и отдают их взрослому для оценки выполнения задания.

    Упражнения на развитие памяти: на карте закрывается часть территории детского сада и детям предлагается нарисовать ее по памяти.

    Игра «Поиск сокровищ». Детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище». Требуется найти «сокровище» по плану.

    Игры-соревнования на велосипедах по маршруту.

    Игра «Светофор»: участники следят за картой в руках взрослого: «зеленый» цвет означает быстрый бег, «желтый» - медленный, «красный» - остановку.

    Игры: «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».

4. Знакомство с компасом.

    Рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении.

    Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу).

5. Ориентирование по солнцу, луне, звездам.

6. Ориентирование по природным явлениям, предметам.

7. Соревнования по ориентированию на участке детского сада.

8. Туристические прогулки в близлежащие парки.

9. Семейные туристические походы (пешие, велосипедные, автомобильные).

10. Возможная перспектива: проведение семейного туристического слета.

Ольга САПОЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города» Протвино 2015 Выполнила: воспитатель 1-ой квалификационной категории Мамыкина И.И.

О проекте Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей. Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи 1. Воспитывать у детей любовь к родному городу. 2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. 3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы. 4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города. 6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат Для детей: Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях. Представление об ориентировании на основе карты, схемы. Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний. Для родителей: Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

I этап - подготовительный Мероприятия: Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Планирование работы по месяцам.

Месяц Содержание работы Цель Сентябрь 1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города. Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города» 2 Знакомство с историей родного города Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города. 3 Оформление альбома «Мой родной город» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов. Поддержание интереса к проекту. 4 Целевая прогулка на Детский пр-д Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь. II этап - основной Октябрь 1 НОД «Имена наших улиц» - Познакомить детей с историей улиц; - Прививать любовь к своему городу, чувство гордости. 2 Дидактическая игра «Экскурсия по городу» Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. 3 Вечер стихов о Протвино - Воспитывать интерес к литературе; - Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи. 4 Целевая прогулка на Сосновый пр-д и «Сказочный городок» Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов Вызвать интерес у детей путешествовать по карте Ноябрь 1 Беседа «По улицам нашего города». Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу. 2 НОД «Что было раньше, что сейчас» - Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас; - Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?» Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города. 4 Целевая прогулка на Парковый пр-д Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь 1 Составление рассказов «Улица на которой я живу» Формировать умение составлять рассказ, умение слушать 2 Разучивание стихотворений о городе Закрепить знания детей о родном городе 3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город». Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе 4Экскурсия на улицу Школьная Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Январь 1 Чтение рассказов о городе и улицах Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях. 2 Игра «Путешествие по городу». - Закрепить знания детей по теме «Улицы города»; - Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 Аппликация «Улицы нашего города ». Закрепить навыки композиционного построения рисунка 4 Целевая прогулка на улицу «Победа» - Площадь Алеева Е.А. Познакомить детей с историей улицы. Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков. Февраль 1 Презентация «Улицы нашего города» Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения. 2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей. 3 Викторина «Наш город». Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах; 4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель» Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март 1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города» Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города» 2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. 3 НОД «Улица на которой я живу» Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах. Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города. Апрель 1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город" Развитие умения слушать и запоминать информацию. 2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе. Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город. 3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом» Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают. 4 Экскурсия на улицу «Центральный пр-д 5 » Детская библиотека. Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города; Май 1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию». Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях. 2.Поход к рубежу Славы в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне. Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. 3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц» Вовлечение детей в активную познавательную деятельность. 4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города. Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый Итоговое мероприятие: приглашение родителей и детей на презентацию продуктов проекта. Презентация "Наше путешествие по городу" Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей Выставка рисунков «Улица, на которой я живу» (совместная работа детей и родителей) Обобщить знание детей о своей улице и городе.

Планируемый результат проекта Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература: 1 . Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г. 2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г. 3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г. 4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «НЕЗАБУДКА»

Муниципальный семинар

«Детский туризм в ДОУ –

инновационный подход к сохранению и укреплению здоровья детей»

Информационно-практико-ориентированный проект «Путешествие по улицам нашего города»

Выполнила:

воспитатель 1-ой квалификационной категории

Мамыкина И.И.

Г.Протвино 2015г.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Классификация проекта - долгосрочный (годовой)

Актуальность проекта.

Одним из важнейших направлений в педагогике является патриотическое воспитание. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем, городом, улицей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы в нашей группе стало знакомство с нашим городом, в частности творческий проект «Путешествие по улицам нашего города».

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Работая над проектом, выполняются следующие поставленные задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

2. Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

3. Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города.

6. Научить применять полученные знания в практической деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Начальное формирование знания об улицах родного города, их истории, достопримечательностях.

Представление об ориентировании на основе карты, схемы.

Способность организовать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний.

Для родителей:

Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.

Каждый проект предполагает этапы:

I этап – подготовительный .

Мероприятия:

  1. Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица, на которой они живут.
  2. Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
  3. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
  4. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

На втором основном этапе проекта мы разработали план и перешли к его практической части.

II этап – основной

Месяц

Цель

Сентябрь

1 Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с видами города.

Вызвать интерес детей к проекту «Улицы нашего города»

2 Знакомство с историей родного города

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города.

3 Оформление альбома «Мой родной город»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов.

Поддержание интереса к проекту.

4 Экскурсия на улицу «Детский пр-д»

Расширять представления детей об истории улиц родного города, обогащать словарный запас и связную речь.

Октябрь

1 НОД «Имена наших улиц»

Познакомить детей с историей улиц;

Прививать любовь к своему городу, чувство гордости.

2Дидактическая игра «Экскурсия по городу»

3 Вечер стихов о Протвино

Воспитывать интерес к литературе;

Закреплять умение слушать, запоминать, понимать стихи.

4 Целевая прогулка – улица Сосновый пр-д «Сказочный городок»

Закреплять знания детьми улиц города, жилых кварталов

Ноябрь

1 Беседа «По улицам нашего города».

Познакомить детей с историей наших улиц, прививать любовь к своему городу.

2 НОД «Что было раньше, что сейчас»

Используя фотографии, открытки, показать разницу, как выглядел город раньше и как выглядит сейчас;

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Клуб знатоков «Знаешь ли ты свой город?»

Выявить знания и представления детей о названиях улиц нашего города.

Формировать пространственные представления у детей, умения ориентироваться на улицах родного города, используя карты и схемы.

Декабрь

1 Составление рассказов «Улица на которой я живу»

Формировать умение составлять рассказ, умение слушать

2 Разучивание стихотворений о городе

Закрепить знания детей о родном городе

3 Настольно-печатная игра «Расскажи про свой город».

Обогащение знаний об объектах социальной и культурной сферы, находящихся в городе

4Экскурсия на улицу «Школьная»

Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Январь

1 Чтение рассказов о городе и улицах

Развивать интерес к родному городу и его достопримечательностях.

2 Игра «Путешествие по городу».

Закрепить знания детей по теме «Улицы города»;

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 Аппликация «Улицы нашего города».

Закрепить навыки композиционного построения рисунка

4 Целевая прогулка на улицу «Победа» и к спортивному комплексу «Импульс»

Познакомить детей с историей улицы.

Прививать любовь к своему городу, посёлку, чувство гордости за своих земляков.

Февраль

1 Презентация «Улицы нашего города»

Прививать любовь к своему городу, закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения.

2 Речевая игра «Кто больше назовёт улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность, активизировать речь детей.

3 Викторина «Наш город».

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах;

4 Целевая прогулка на улицу «Победа»- парк «Мирабель»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания), о местоположении улицы, ее названии.

Март

1 Дидактические игры «Путешествие по улицам нашего города»

Закрепить знания детей по теме «Улицы нашего города»

2 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»

Вызвать интерес у детей путешествовать по карте.

3 НОД «Улица на которой я живу»

Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах.

Познакомить детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города.

4 4 Экскурсия на улицу «Гагарина»

Закрепить знания детей о природе, о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, о ее названии.

Апрель

1 Чтение художественной литературы С. Михалков "Моя улица", "Мой город"

Развитие умения слушать и запоминать информацию.

2 Просмотр видеофильмов, фотографий о городе.

Привить любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город.

3 Дидактические игры «Вот моя улица, вот мой дом»

Закрепить знания детьми улиц на которых они проживают.

4 Экскурсия на улицу «Парковый пр-д»

Закрепить знания детей об улицах, достопримечательностях родного города;

Май

1.Дидактическая игра «Узнай здание по описанию».

Закрепит знание детей об административных, культурных, жилых зданиях.

2. Целевые прогулки к местам Боевой славы.

  • Поход к рубежу Славы;
  • Просмотр реконструкции военного сражения на рубеже;
  • Участие в Бессмертном полку в честь 70-ти летия победы в Великой Отечественной Войне.

Формировать патриотическое сознание. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.

3.Речевая игра «Кто больше назовет улиц»

Вовлечение детей в активную познавательную деятельность.

4 .Праздничное карнавальное шествие посвященное Дню города (55 летие).

Прививать любовь к своему городу. Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной деятельности.

III этап - итоговый

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей как граждан своего города и страны. Родители вместе с детьми представили интересные работы по теме проекта и дети самостоятельно вели рассказ сопровождая показом своих рисунков и фотографий. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц нашего города и познакомиться с административно- культурной частью города.

Используемая литература:

1. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении»./г. Волгоград, Издательство «Учредитель» 2007г.

2. Кереева Т. И. «Люби и знай свой отчий край» Москва 2006г.

3. Арнаутова Е. П. «Основы Сотрудничества педагога с семьёй дошкольника» Москва 1994г.

4. Кондрыхинская Л. А. «С чего начинается Родина? » (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) М: ТЦ Сфера 2004г.



Ориентирование на местности - способность определить собственное местонахождение по стороне света, а также объектам, которые нас окружают. Это способность определить правильное направление и следовать ему.

Знания ориентирования на местности - одни из самых полезных навыков человека. Их точно не нужно носить за плечами, однако они наверняка не раз пригодятся. Поэтому, мы хотим ознакомить вас с простейшими правилами ориентирования.

Существует три главных способа определения положения (а также направление движения)тела: при помощи компаса, неба (солнца, луны и звезд), а также по характерным местным признакам.
Ориентировка с помощью небесных тел.
Начнем с Солнца. После 12:00 тень от предметов указывает на север. Стороны света можно определить и до полудня, если стать лицом к солнцу, то справа будет юг. А если сделать это после полудня, то слева.

Полярная звезда, еще один хороший ориентир. Так, ночью, она показывает направление на север. Этим фактом пользовались наши предки издавна, когда отправлялись в долгий путь.

Но, бывают такие ситуации, когда по погодным причинам мы не можем ориентироваться по Солнцу, луне или звездам. Тогда для ориентирования стоит обратится к объектам на местности.
Ориентировка с помощью объектов на местности
Общеизвестно, что мхов и лишайников больше с северной стороны ствола дерева. А вот, в деревьях, которые производят смолу, ее больше с южной стороны. Если внимательно посмотреть на склоны муравейника, то северный будет круче южного.

Если вы окажетесь поздно вечером в лесу и не сможете определить стороны света при помощи муравейников или мхов, то помните, что просеки в лесу (большинство из них) прорубаются в направлении с севера на юг, и с запада и восток.

Если вы заблудитесь в горах, то посмотрите на склоны и определите, какой из них сухой и теплый. И если вам удастся это сделать, то вы найдете южную сторону горы. А зимой снег тоже скорее тает с южной стороны. Это правило можно использовать как на склонах, холмах и буграх, так и в ямах, балках и оврагах.

Поэтому, знания по ориентированию действительно полезны. И овладев ими, не страшно будет заниматься кемпингом и бекпекингом.

Несмотря на повсеместную распространённость в последние годы всякого рода GPS-навигаторов старые, надёжные, проверенные веками способы ориентирования на местности всегда должны быть в арсенале любого уважающего себя туриста.

Для ориентирования на местности необходимо правильно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и особо выделяющихся объектов (ориентиров) и точно выдерживать выбранное направление движения к заданному объекту.

Ориентирование в пространстве

  • По карте;
  • По компасу
  • По народным приметам

Ориентирование по карте

Карта будет верным помощником только того туриста, который умеет её «читать», то есть знает все условные обозначения для различных объектов и ориентиров, разбирается в масштабировании, умеет определять по ней стороны света (обычно всегда сверху находится север, юг внизу, восток справа, запад слева). Естественно, об этом нужно позаботиться до момента попадания с картой в незнакомую местность. Для ориентирования по карте необходимо «привязать» изображённые на ней объекты к реальным объектам на местности.

Лучше всего для этого найти на местности один из достаточно протяжённых ориентиров (дорогу, просеку в лесу, берег реки, линию электропередач и т.д.), выйти на него, найти его на карте, и путём поворачивания карты относительно сторон света добиться совпадения направления реального ориентира с изображённым на карте. При этом более мелкие объекты: холмы, овраги, рощи, отдельно стоящие деревья или строения, находящиеся на местности справа или слева от выбранного основного ориентира там же должны находиться и на карте . Потом по взаимному расположению близлежащих ориентиров и глазомерно определённому, или же промеренному шагами расстоянию между ними, можно определить своё местоположение на карте. После чего можно начинать прокладывание схемы маршрута следования к выбранной точке движения и определение его протяжённости, необходимых поворотов и основных ориентиров.

Значительно облегчает ориентирование на местности наличие компаса , что позволяет сразу определить стороны горизонта и не отклоняться от направления выбранного маршрута во время движения. Особенно компас незаменим в условиях скудной на приметные ориентиры местности, например, в пустыне, тундре, густом лесу или же в условиях плохой видимости.

Нужно лишь учитывать, что компас не будет давать точных показаний возле линий электропередач, железных предметов, некоторых электронных устройств, в местах рудных аномалий. В этих случаях показания компаса нужно по возможности дополнять данными ориентирования по местным признакам.

Ориентирование по компасу

Для его нужно расположить горизонтально и дождаться прекращения колебания стрелки, после чего она укажет на север. При наличии карты , её нужно расположить верхней стороной рамки в направлении севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки совпала с осью стрелки компаса.

После этого осуществляется стандартное определение местоположения на карте и прокладывается маршрут дальнейшего движения по азимуту (углу между указанием стрелки компаса и нужным нам направлением движения).

Ориентирование по местным признакам и народным приметам

При отсутствии компаса направление сторон горизонта поможет определить большое количество , а именно:

  • По Солнцу , Луне и звёздам (например, Полярная звезда всегда указывает на север и в безоблачную погоду по ночам вполне себе заменяет компас);
  • По растениям (например, мхи и лишайники развиваются на более сырых северных сторонах деревьев, пней, валунов; трава растёт лучше с юга от отдельно стоящих объектов, а с северной дольше сохраняется свежей в жаркую погоду; просеки в лесу прорубаются всегда строго с севера на юг и с запада на восток);
  • По животным (например, степные пчёлы всегда гнездятся с южной стороны стен или больших камней, муравейники располагаются к югу от ближайших пней, деревьев и кустов, причём южная сторона муравейников всегда более пологая);
  • По рельефу , влажности почвы, таянию снега;
  • По строениям (например, алтари православных храмов всегда обращены на восток, а смотрящий вверх край нижней перекладины крестов на куполах, всегда указывает на север; на старых зданиях с северной стороны зачастую на стенах или крыше есть поросли мха и лишайников, почва возле них более сырая или снег дольше не тает).

Из видео, вы узнаете как применять приметы ориентирования на практике. Особое внимание следует уделить ориентированию по часам.

В завершение можно отметить, что человечество за многие века своего существования выработало множество способов ориентирования на местности, как первейшее условие выживания человека в незнакомой или малонаселённой местности.

И при условии предварительного знакомства человека с данной наукой есть все шансы при соблюдении хладнокровия и трезвого рассудка с честью выбраться из любой экстремальной ситуации, связанной с потерей ориентации в пространстве на незнакомой и не населённой местности.

У любого опытного туриста наверняка есть какие-то свои, выработанные личной практикой походов, способы ориентирования на местности. Думаю, всем будет интересно узнать о таких эксклюзивных методах от читателей сайта, имеющих опыт походов и путешествий по бескрайним просторам нашей прекрасной планеты!