Длинная рука ВКС России – авиационные крылатые ракеты большой дальности. Крылатые ракеты Современные крылатые ракеты

Крылатые ракеты России и США, сравнение которых приведено ниже, занимают важнейшее место в арсенале обеих армий и активно используются в современных военных кампаниях. Разработкам данного вида оружия уделяется огромное внимание, как в РФ, так и на американском континенте. И, конечно же, имеет место определенная борьба за лидерство.

Краткий экскурс в историю

Первые образцы крылатых ракет называли летающими бомбами, что, по сути, верно, поскольку аппарат имеет одноразовое пользование и беспилотное управление. История разработок крылатых ракет уходит в «нулевые» 20 века. Но до Первой мировой человечеству так и не удалось создать в этом плане ничего путного. Не позволял уровень технического развития. А вот к концу Второй мировой говорить уже было о чем.

Предчувствуя свою гибель, фашизм яростно пытался отбиваться и применил новый аппарат «Фау-1», разработанный немецкими учеными. Ракета оснащалась воздушно-реактивным движком и была способна летать на расстояние от 250 до 400 км.

После войны разработки «разгромленных тевтонцев» попали в руки союзников и подтолкнули развитие отрасли. Первыми крылатыми ракетами советская армия обзавелась в 60-х. Это были такие модели, как «Гранит», «Оникс», «Москит», «Малахит».

США тем временем разработали аппарат SM-62 Snark, способный преодолевать межконтинентальные расстояния. А в семидесятых американцы приступили к созданию ракеты, которая могла взлетать с подводной лодки и внешне напоминала немецкий «Фау-1». Аппарат получил имя «Томагавк» и внешне очень походил на немецкую «Фау-1». Первый запуск его состоялся в 80-м.

Достойным конкурентом «Томагавку» стала советская «Х-90». Модификации этих двух крылатых ракет продолжают совершенствоваться и используются по назначению обеими сторонами.

Базовый арсенал

На сегодняшний день в арсенале у российской армии такие аппараты как Х-20, Х-22, Х-55, Х-101, Х-102; КС-1, КС-2, КС-5; различные модификации «Термитов», «Базальтов», «Гранитов», «Яхонтов», «Ониксов», «Аметистов», «Москитов», а также пресловутый «Калибр» и другие.

У американцев помимо «Томагавка» есть AGM-158B, «Матадор» MGM-1, «Гарпун», «Борзая» AGM-28, «Быстрый ястреб» и т.д.

Характеристика параметров

Вот некоторые параметры представителей американских ракет.

1. AGM-129. Масса - 1334 кг, боевая часть – 123 кг, ядерная боевая часть – 150 кг, скорость – 800 км/ч, дальность – от 5 до 10 тыс. км, точность – 30-90 м, базирование – ВВС.

2. AGM-86. Масса - 1450-1950 кг, боевая часть - 540-1450 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость - 775-1000 км/ч, дальность – 2400-2800 км, точность – 3-80 м, базирование - ВВС;

3. JASSM-ER. Масса – 1020 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть отсутствует, скорость – 775-1000 км/ч; дальность - 350-980 км, точность – 3, базирование – ВВС;

4. BGM-109 Tomahawk. Масса – 1500 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть – 150 кг, скорость – 880 км/ч, дальность – 2500 км, точность – 5-80 м, тип базирования – любой.

А это характеристики российских «летающих бомб»:

1. Калибр. Масса – 1450-1770 кг, боевая часть – 450 кг, ядерная боевая часть – отсутствует, скорость – 2900 км/ч, дальность – 2650 км, точность - 1-2 м, тип базирования – любой;

2. X-555. Масса - 1280-1500 кг, боевая часть – 410 кг, ядерная боевая часть – отсутствует, скорость - 720-936 км/ч, дальность - 2000-5000 км, точность – 6-35 м, тип базирования – ВВС.

3. Х-55СМ. Масса – 1465 кг, боевая часть – 410 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость – 720-830 км/ч, дальность - 2000-3500 км, точность – 20 м, тип базирования – ВВС.

4. X-101/102. Масса – 2400 кг, боевая часть – 400 кг, ядерная боевая часть – 200 кг, скорость - 720-970 км/ч, дальность - 5000-10000 км, точность – 2-10 м, тип базирования – ВВС.

В арсенале американского флота сегодня широко представлены «Томагавки» четвертого поколения. Россияне же сейчас активно испытывают новинку – крылатую ракету «Калибр». Она участвует в боевых действиях на территории Сирии.

Аппарат способен летать как на дозвуковых скоростях, так и превышая скорость звука в 3 раза, чем не может похвастать, в частности, «Томагавк». Кроме того, «Калибру» не страшна никакая оборона – ни противовоздушная, ни противоракетная. Точность попадания не зависит от расстояния, а для того чтобы уничтожить огромный авианосец, достаточно запустить всего три ракеты такой модели. По мнению многих экспертов, этот высокотехнологичный аппарат во многом превосходит «Томагавк».

Вниманию читателей представлены самые быстрые ракеты в мире за всю историю создания.

Скорость 3,8 км/с

Самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции - в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

Скорость 5,8 км/с

Одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959-1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.

Скорость 6 км/с

UGM -133 A Trident II - американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км.

Скорость 6 км/с

Одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) - частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM -30 G - одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

Скорость 7 км/с

Самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

Скорость 7,3 км/с

Самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Скорость 7,9 км/с

Межконтинентальная баллистическая ракета (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель - уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 - карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

Р-7 Скорость 7,9 км/с

Р-7 - советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956-1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

Скорость 7,9 км/с

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) - самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность - 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта - миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

КРЫЛАТАЯ РАКЁТА (КР), атмосферный беспилотный летательный аппарат, оснащённый крыльями, двигателем (реактивным или ракетным), системой наведения на цель; предназначен для высокоточного поражения наземных и морских целей. КР могут размещаться как на стационарных, так и на подвижных ПУ (наземного, воздушного и морского базирования). Основные отличительные особенности КР: высокие аэродинамические характеристики; манёвренность; возможность задавать произвольный курс и движение на малой высоте вдоль изгибов рельефа, что затрудняет их обнаружение системами ПВО противника; высокоточное поражение целей [круговое вероятное отклонение (КВО) современных КР не превышает 10 м]; возможность при необходимости корректировать программную траекторию полёта с помощью бортовых компьютера и системы автоматического управления (БСАУ). В зависимости от взаимного расположения несущих и управляющих поверхностей КР может иметь самолётную или ракетную аэродинамическую схему. Поэтому в широком значении к КР относятся почти все типы управляемых ракет (авиационные, зенитные, противокорабельные и противотанковые). В узком значении под КР понимают ракеты, выполненные по самолётной схеме (рис. 1). КР подразделяются: по дальности стрельбы и характеру решаемых задач - на тактические (до 150 км), оперативно-тактические (150-1500 км) и стратегические (свыше 1500 км); по скорости полёта - на звуковые и сверхзвуковые; по типу базирования - наземного, воздушного, морского (надводного и подводного); по типу боевой части (БЧ) - ядерные и обычные (фугасные, кассетные и др.); по боевому назначению - классов «воздух - поверхность» (рис. 2) и «поверхность - поверхность».

КР состоит из корпуса (фюзеляжа) с несущими и управляющими поверхностями (крыло, рули, стабилизаторы и др.), двигателя, установки, бортовой аппаратуры управления и БЧ. КР имеет сварной металлический или выполненный из композиционных материалов корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. До пуска ракеты крылья находятся в сложенном состоянии и раскрываются после срабатывания катапультного пускового устройства. Двигательная установка КР наземного и морского базирования состоит из стартового ускорителя и маршевого двигателя. В качестве последнего может использоваться как ракетный (жидкостный или твердотопливный), так и воздушно-реактивный двигатель. Стартовый ускоритель представляет собой, как правило, реактивный твердотопливный двигатель (у КР воздушного базирования отсутствует). Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты. Базовый состав аппаратуры современной КР включает: систему инерциальной навигации; высотомеры; системы маршрутной коррекции (в том числе с помощью глобальной спутниковой системы навигации); головку самонаведения; систему автоматической самоликвидации; систему обмена информацией между ракетами залпа; бортовой компьютер; помимо функции автопилота, в БСАУ также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату. Типовая схема КР представлена на рисунке 3.

На перспективность этого оружия обратил внимание С. П. Королёв, разработавший в 1932-38 серию экспериментальных КР (217/I, 217/II и др.); были проведены наземные и лётные испытания, подтвердившие проектные характеристики, однако автопилот оказался неспособным обеспечивать должную стабилизацию полёта. Первые КР (их называли беспилотными самолётами-снарядами) Фау-1 были разработаны и применены Германией в конце 2-й мировой войны (опытный образец испытан в декабре 1942, первое боевое применение - в июне 1944). В СССР с 1943 года на бомбардировщиках Пе-8, а затем Ту-2 проходили испытания КР 10Х, однако боевого применения в войне она не получила. В 1950-60-х годах в СССР (термин «КР» в СССР введён в 1959) и США создан целый ряд КР. Среди них: в СССР - КС-1 «Комета» (первый в СССР самолёт-снаряд с наведением; пуск в 1952), П-15, Х-20, КСР-11, Х-66 и др.; в США - «Матадор», «Регулус-1», «Хаунд-Дог» и др. КР этого поколения не нашли широкого применения, так как были тяжёлыми и громоздкими (стартовая масса 5,5-27 тонн, длина 10-20 м, диаметр корпуса 1,3-1,5 м), кроме того, отсутствовала эффективная система наведения. Первой КР с подводным стартом стала советская самонаводящаяся КР «Аметист» (1968). Возрождение интереса к КР в 1970-х годах и создание КР нового поколения обусловлено техническими достижениями, позволившими существенно повысить точность наведения, уменьшить габаритные размеры и разместить их на подвижных пусковых платформах. Одной из самых массовых зарубежных КР является «Томагавк» (США). Эта ракета начала поступать на вооружение с 1981 года в нескольких вариантах: стратегического наземного (BGM-109 G) и морского (BGM-109 А) базирования с ядерной БЧ (имеется аналогичная авиационная КР AGM-86 В); оперативно-тактическая морского базирования BGM-109 С и BGM-109 D, соответственно с полубронебойной и кассетной БЧ; тактическая морского базирования BGM-109 В с фугасной БЧ. К современным отечественным стратегическим КР относятся Х-55 (воздушного базирования) и «Гранит» (морского базирования).

Основные лётно-технические характеристики некоторых КР Российской Федерации и США представлены в таблице.

При разработке КР нового поколения большое внимание уделяется созданию систем управления КР большой дальности, обеспечивающих КВО 3-10 м при массе аппаратуры до 100 кг. Снижение заметности КР обеспечивается выбором малоотражающих геометрических форм, применением радиопоглощающих материалов и покрытий, специальных устройств снижения эффективной поверхности рассеяния, антенных устройств и воздухозаборников. Из обычных БЧ, которые используются на высокоточных КР для поражения различных целей, широкое применение получают многофакторные БЧ (фугасно-кумулятивные с проникающим эффектом) массой 250-350 кг. Новейшие достижения в области микроэлектроники, двигательных установок, высокоэффективных видов топлива и конструкционных материалов обеспечивают разработки сверхзвуковых высокоточных, малозаметных ракет дальностью до 3500 км, массой не более 1500 кг.

Лит.: Творческое наследие академика С. П. Королева. Избранные труды и документы / Под редакцией М. В. Келдыша. М., 1980; Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования. СПб., 1999; Салунин В., Буренок В. Высокоточное оружие дальнего огневого поражения: военные и технические аспекты создания // Военный парад. 2003. № 1.

На протяжении двух последних десятилетий все относительно крупномасштабные военные конфликты с участием США и стран НАТО в качестве обязательного элемента включали массированное применение крылатых ракет (КР) морского и авиационного базирования.

Руководство США активно продвигает и постоянно совершенствует концепцию «бесконтактной» войны с применением высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия. Эта идея предполагает, во-первых, отсутствие (или сокращение до минимума) людских потерь со стороны нападающего и, во-вторых, эффективное решение важнейшей задачи, характерной для начального этапа любого вооруженного конфликта, завоевание безусловного господства в воздухе и подавление системы ПВО противника.

Нанесение «бесконтактных» ударов подавляет моральный дух обороняющихся, создает ощущение беспомощности и неспособности борьбы с агрессором, угнетающе действует на высшие органы управления обороняющейся стороны и подчиненные войска.

Помимо «оперативно-тактических» результатов, достижимость которых американцы неоднократно демонстрировали в ходе антииракских кампаний, ударов по Афганистану, Югославии и др., накопление КР преследует и «стратегическую» цель. В печати все чаще обсуждается сценарий, в соответствии с которым предполагается одновременное уничтожение важнейших компонентов Стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации обычными боезарядами КР, преимущественно морского базирования, в ходе первого «обезоруживающего удара». После нанесения такого удара должны быть выведены из строя командные пункты, шахтные и подвижные пусковые установки РВСН, объекты ПВО, аэродромы, подводные лодки в базах, системы управления и связи и др.

Достижение требуемого эффекта, по мнению американского военного руководства, может быть обеспечено благодаря:
— сокращению боевого состава СЯС РФ в соответствии с двухсторонними соглашениями;
— увеличению числа применяемых в первом ударе средств ВТО (в первую очередь — КР);
— созданию эффективной противоракетной обороны Европы и США, способной «добить» не уничтоженные в ходе обезоруживающего удара российские средства СЯС.

Для любого непредвзятого исследователя очевидно, что правительство США (независимо от фамилии и цвета кожи президента) упорно и настойчиво добивается такого положения, когда Россия будет, подобно Ливии и Сирии, загнана в угол, и ее руководству придется сделать последний выбор: согласиться на полную и безоговорочную капитуляцию в части принятия важнейших внешнеполитических решений или все же опробовать на себе очередной вариант «решительной силы» или «несокрушимой свободы».

В описанной ситуации для России необходимы не менее энергичные и, самое главное, эффективные мероприятия, способные если не предотвратить, то хотя бы отодвинуть «день Д» (может быть, ситуация изменится, остроту угрозы удастся уменьшить, появятся новые аргументы против осуществления «силового варианта», высадятся марсиане, американские «верхи» станут более вменяемыми — в порядке уменьшения вероятности).

Располагая огромными ресурсами и запасами постоянно совершенствуемых образцов ВТО, военно -политическое руководство США справедливо считает, что отражение массированного удара КР является крайне дорогостоящей и сложной задачей, которая сегодня не по плечу ни одному из потенциальных противников Соединенных Штатов.

Сегодня возможности РФ по отражению такого удара явно недостаточны. Высокая стоимость современных систем ПВО, будь то зенитные ракетные системы (ЗРС) или пилотируемые авиационные комплексы (ПАК) перехвата, не позволяет развернуть их в необходимом количестве с учетом огромной протяженности границ РФ и неопределенности с направлениями, с которых могут быть нанесены удары с применением КР.

Между тем, обладая несомненными достоинствами, КР не лишены существенных недостатков:

— во-первых , на современных образцах «крылаток» отсутствуют средства обнаружения факта атаки КР со стороны истребителя;

— во-вторых , на относительно протяженных участках маршрута крылатые ракеты летят с постоянным курсом, скоростью и высотой, что облегчает осуществление перехвата;

— в-третьих , как правило, КР летят к цели компактной группой, что упрощает нападающему планирование нанесения удара и теоретически способствует повышению живучести ракет; однако последнее выполняется лишь при условии насыщения целевых каналов средств ПВО, а в противном случае указанная тактика играет негативную роль, облегчая организацию перехвата;

— в-четвертых , скорость полета современных крылатых ракет пока еще дозвуковая, порядка 800…900 км/ч, поэтому для перехвата КР обычно имеется существенный ресурс времени (десятки минут).

Проведенный анализ свидетельствует, что для борьбы с крылатыми ракетами необходима система, способная :
— перехватывать большое число малоразмерных дозвуковых неманеврирующих воздушных целей на предельно малой высоте в ограниченном районе за ограниченное время;
— прикрывать одним элементом этой подсистемы участок (рубеж) шириной много большей, чем у существующих ЗРС на малых высотах (ориентировочно 500…1000 км);
— обладать высокой вероятностью выполнения боевой задачи в любых метеоусловиях днем и ночью;
— обеспечивать существенно более высокое значение комплексного критерия «эффективность/стоимость» при перехвате КР по сравнению с классическими ЗРС и ПАК перехвата.

Эта система должна сопрягаться с другими системами и средствами ПВО/ПРО в части управления, разведки воздушного противника, связи и т.п.

Опыт борьбы с КР в военных конфликтах

Масштабы применения КР в вооруженных конфликтах характеризуются следующими показателями. В период проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 297 пусков КРМБ типа «Томахок».

В 1998 г. в ходе операции «Лис пустыни» контингент американских вооруженных сил применил по Ираку более 370 крылатых ракет морского и авиационного базирования.

В 1999 г. в ходе агрессии НАТО против Югославии в рамках операции «Решительная сила» крылатые ракеты были использованы при нанесении трех массированных авиационно-ракетных ударов, состоявшихся на протяжении первых двух суток конфликта. Затем США и их союзники перешли к систематическим боевым действиям, в ходе которых также применялись крылатые ракеты. Всего в период активных действий было выполнено более 700 пусков ракет морского и воздушного базирования.

В процессе систематических боевых действий в Афганистане вооруженные силы США применили более 600 крылатых ракет, а в ходе операции «Свобода Ираку» в 2003 г. — не менее 800 КР.

В открытой печати, как правило, результаты применения крылатых ракет приукрашиваются, создавая впечатление о «неотвратимости» ударов и об их высочайшей точности. Так, по телевидению неоднократно показывался ролик, в котором демонстрировался случай прямого попадания крылатой ракеты в окно здания цели и т.п. Однако ни об условиях, в которых производился этот эксперимент, ни о дате и месте его проведения никаких данных не приводилось.

Однако существуют и другие оценки, в которых крылатые ракеты характеризуются заметно менее впечатляющей эффективностью. Речь идет, в частности, о докладе комиссии Конгресса США и о материалах, опубликованных офицером иракской армии, в которых доля пораженных в 1991 г. средствами иракской ПВО американских крылатых ракет оценивается приблизительно в 50 %. Несколько меньшими, но также существенными, считаются потери крылатых ракет от югославских средств ПВО в 1999 г.

В обоих случаях крылатые ракеты сбивались преимущественно переносными ЗРК типа «Стрела» и «Игла». Важнейшим условием перехвата было сосредоточение расчетов ПЗРК на ракетоопасных направлениях и своевременное предупреждение о приближении крылатых ракет. Попытки применить «более серьезные» ЗРК для борьбы с крылатыми ракетами были затруднены, так как включение РЛС обнаружения целей из состава ЗРК практически немедленно вызывало нанесение ударов по ним с применением противорадиолокационных авиационных средств поражения.

В этих условиях иракская армия, к примеру, вернулась к практике организации постов воздушного наблюдения, обнаруживавших крылатые ракеты визуально и сообщавших об их появлении по телефону. В период ведения боев в Югославии для противодействия крылатым ракетам использовались высокомобильные ЗРК «Оса-АК», включавшие РЛС на непродолжительное время с немедленной сменой позиции вслед за этим.

Итак, одной из важнейших задач является исключение возможности «тотального» ослепления системы ПВО/ПРО с потерей способности адекватного освещения воздушной обстановки.

Вторая задача — быстрая концентрация активных средств на направлениях ударов. Современные ЗРС для решения этих задач не вполне подходят.

Американцы тоже боятся крылатых ракет

Задолго до 11 сентября 2001 г., когда на объекты Соединенных Штатов обрушились самолеты-камикадзе с пассажирами на борту, американские аналитики выявили другую гипотетическую угрозу стране, которую, по их мнению, могли создать «страны-изгои» и даже отдельные террористические группы.

Представьте себе следующий сценарий. В двухстах-трехстах километрах от побережья державы, где проживает «хэппи нейшн», появляется невзрачный сухогруз с контейнерами на верхней палубе. Ранним утром, чтобы использовать дымку, затрудняющую визуальное обнаружение воздушных целей, из нескольких контейнеров с борта этой посудины внезапно стартуют крылатые ракеты, конечно же, советского производства или их копии, «сварганенные» умельцами из неназванной страны. Далее контейнеры сбрасываются за борт и затапливаются, а судно-ракетоносец прикидывается «ни в чем не повинным торговцем», оказавшимся здесь случайно.

Крылатые ракеты летят низко, их старт обнаружить непросто. И начинены их боевые части не обычным ВВ, не игрушечными медвежатами с призывами к демократии в лапках, а, естественно, мощнейшими отравляющими веществами или, на худой конец, спорами сибирской язвы. Спустя десять-пятнадцать минут ракеты появляются над ничего не подозревающим прибрежным городом… Что и говорить, картина нарисована рукой мастера, насмотревшегося американских фильмов ужасов.

Но для того, чтобы убедить американский конгресс раскошелиться, нужна «прямая и явная угроза». Главная проблема: для перехвата таких ракет практически не остается времени на приведение в готовность активных средств перехвата — ЗУР или пилотируемых истребителей, ведь наземная РЛС сможет «увидеть» несущуюся на десятиметровой высоте крылатую ракету на расстоянии, не превышающем нескольких десятков километров.

В1998 г. на проработку средства защиты от кошмара крылатых ракет, прилетающих «ниоткуда», в США были впервые выделены деньги в рамках программы Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System (JLENS). В октябре2005 г. были закончены научно-исследовательские и экспериментальные работы, связанные с проверкой заложенных идей на реализуемость, и фирма Raytheon получила отмашку на изготовление опытных образцов системы JLENS. Теперь речь пошла уже не о каких-то несчастных десятках миллионов долларов, а о солидной сумме — 1,4 млрд. долларов.

В2009 г. были продемонстрированы элементы системы: гелиевый аэростат 71М с наземной станцией для подъема/опускания и обслуживания, а фирма Science Applications International Corp. из Санкт-Петербурга получила заказ на проектирование и изготовление антенны для радиолокатора, являющегося полезным грузом аэростата.

Еще через год семидесятиметровый аэростат впервые поднялся в небо с РЛС на борту, а в 2011 г. систему проверили почти по полной программе: сначала сымитировали электронные цели, затем запустили низколетящий самолет, после чего пришел черед беспилотника с очень маленькой ЭПР.

Собственно, антенн под аэростатом имеется две: одна для обнаружения малоразмерных целей на относительно большой дальности, а другая для точного целеуказания на меньшей дальности. Питание к антеннам подается с земли, отраженный сигнал «спускают» по оптико -волоконному кабелю. Работоспособность системы проверялась вплоть до высоты4500 м. В составе наземной станции имеется лебедка, обеспечивающая подъем аэростата на нужную высоту, источник питания, а также кабина управления с рабочими местами диспетчера, метеоролога и оператора управления аэростатом.

Сообщается, что аппаратура системы JLENS сопрягается с корабельной ЗРС «Иджис», наземными ЗРК «Патриот», а также с комплексами SLAMRAAM (новый ЗРК самообороны, в котором в качестве активных средств применяются конвертированные УР AIM-120, прежде позиционировавшиеся как ракеты «воздух-воздух»).

Однако весной 2012 г. у программы JLENS начались трудности: Пентагон в рамках запланированного сокращения бюджета заявил об отказе от развертывания первой партии из 12 серийных станций с аэростатами 71М, оставив только две уже изготовленные станции для доводки РЛС, устранения выявленных недостатков в аппаратуре и программном обеспечении.

30 апреля 2012 г. в ходе практических пусков ЗУР на учебноиспытательном полигоне в штате Юта с использованием целеуказания от системы JLENS был сбит беспилотный самолет, применявший средства РЭП. Представитель фирмы Raytheon отметил: «Дело не только в том, что БЛА был перехвачен, а еще и в том, что удалось выполнить все требования технического задания по обеспечению надежного взаимодействия системы JLENS и ЗРК «Патриот». Фирма надеется на возобновление интереса военных к системе JLENS, ведь ранее планировалось, что Пентагон закупит сотни комплектов в период с 2012 по 2022 г.

Симптоматичным можно считать тот факт, что даже самая богатая в мире страна, судя по всему, все же считает неприемлемой для себя цену, которую пришлось бы заплатить для постройки «великой американской противоракетной стены» на основе использования традиционных средств перехвата КР, пусть даже во взаимодействии с новейшими системами обнаружения низколетящих воздушных целей.

Предложения по облику и организации противодействия крылатым ракетам с помощью беспилотных истребителей

Проведенный анализ свидетельствует о том, что систему борьбы с крылатыми ракетами целесообразно строить на основе использования относительно мобильных подразделений, вооруженных управляемыми ракетами с тепловыми ГСН, которые должны быть своевременно сосредоточены на угрожаемом направлении. В составе таких подразделений не должно быть стационарных или низкомобильных наземных РЛС, которые немедленно становятся объектами ударов противника с применением противорадиолокационных ракет.

Наземные средства ПВО с ракетами «земля-воздух» с тепловыми ГСН характеризуются небольшим курсовым параметром, составляющим единицы километров. Для надежного прикрытия рубежа протяженностью 500 км потребуются десятки комплексов.

Значительная часть сил и средств наземной ПВО в случае пролета крылатых ракет противника по одному-двум маршрутам окажутся «не у дел». Возникнут проблемы с размещением позиций, организацией своевременного предупреждения и целераспределения, возможностью «насыщения» огневых возможностей средств ПВО на ограниченном участке. Кроме того, мобильность такой системы обеспечить довольно затруднительно.

Альтернативой может стать применение относительно малоразмерных беспилотных истребителей-перехватчиков, вооруженных управляемыми ракетами малой дальности с тепловыми ГСН.

Подразделение таких летательных аппаратов может базироваться на одном аэродроме (аэродромный взлет и посадка) или в нескольких пунктах (безаэродромный старт, аэродромная посадка).

Главным достоинством авиационных беспилотных средств перехвата крылатых ракет является возможность быстрой концентрации усилий в ограниченном коридоре пролета ракет противника. Целесообразность применения БИКР против крылатых ракет обусловлена также тем, что «интеллект» такого истребителя, реализуемый в настоящее время на основе существующих датчиков информации и вычислителей, достаточен для поражения целей, которые не оказывают активного противодействия (за исключением системы встречного подрыва у крылатых ракет с ядерной БЧ).

Малоразмерный беспилотный истребитель крылатых ракет (БИКР) должен нести бортовую РЛС с дальностью обнаружения воздушной цели класса «крылатая ракета» на фоне земли порядка100 км(класса «Ирбис»), несколько УР «воздух -воздух» (класса Р-60, Р-73 или ПЗРК «Игла»), а также, возможно, авиационную пушку.

Относительно небольшие масса и размерность БИКР должны способствовать снижению стоимости аппаратов по сравнению с пилотируемыми истребителями-перехватчиками, а также уменьшению суммарного расхода топлива, что немаловажно с учетом необходимости массового использования БИКР (максимальную потребную тягу двигателя можно оценить равной 2,5…3 тс, т.е. примерно как у серийного АИ-222-25). Для эффективной борьбы с крылатыми ракетами максимальная скорость полета БИКР должна быть околозвуковой или невысокой сверхзвуковой, а потолок — относительно небольшим, не более10 км.

Управление БИКР на всех этапах полета должно обеспечиваться «электронным пилотом», функции которого должны быть существенно расширены по сравнению с типовыми системами автоматического управления летательными аппаратами. Помимо автономного управления целесообразно предусмотреть возможность дистанционного управления БИКР и его системами, например, на этапах взлета и посадки, а также, возможно, боевого применения вооружения или принятия решения на применение оружия.

Процесс боевого применения подразделения БИКР можно кратко описать следующим образом. После обнаружения средствами старшего начальника (низко мобильную наземную обзорную РЛС вводить в состав подразделения нельзя!) факта приближения крылатых ракет противника в воздух поднимают несколько БИКР с таким расчетом, чтобы после выхода в расчетные районы зоны обнаружения бортовых РЛС беспилотных перехватчиков полностью перекрывали по ширине весь прикрываемый участок.

Первоначально район маневрирования конкретного БИКР задается перед вылетом в полетном задании. При необходимости район может быть уточнен в полете посредством передачи соответствующих данных по защищенной радиолинии. В случае отсутствия связи с наземным КП (подавления радиолинии) один из БИКР приобретает свойства «командного аппарата» с определенными полномочиями.

В составе «электронного пилота» БИКР необходимо предусмотреть блок анализа воздушной обстановки, который должен обеспечить массирование сил БИКР, находящихся в воздухе, на направлении подхода тактической группы крылатых ракет противника, а также организовать вызов дополнительных дежурных сил БИКР в случае, если все крылатые ракеты не удается перехватить «активными» БИКР. Таким образом, дежурящие в воздухе БИКР в известной мере сыграют роль своеобразных «обзорных РЛС», практически неуязвимых для противорадиолокационных УР противника. Они же могут бороться с потоками крылатых ракет относительно невысокой плотности.

В случае отвлечения дежурящих в воздухе БИКР на одно направление с аэродрома должны быть немедленно подняты дополнительные аппараты, которые должны исключить образование неприкрытых зон на участке ответственности подразделения.

В угрожаемый период возможна организация непрерывного боевого дежурства нескольких БИКР. В случае возникновения необходимости переброски подразделения на новое направление БИКР могут перелететь на новый аэродром «своим ходом». Для обеспечения посадки предварительно на этот аэродром должна быть транспортным самолетом доставлена кабина управления и расчет, обеспечивающий выполнение необходимых операций (возможно, потребуется не один «транспортник», но все же проблема переброски на большое расстояние потенциально решается проще, чем в случае с ЗРС, и за гораздо более короткое время).

На этапе перелета на новый аэродром БИКР должен управляться «электронным пилотом». Очевидно, что помимо «боевого» минимума оборудования для обеспечения безопасности полетов в мирное время автоматика БИКР должна включать подсистему исключения столкновений в воздухе с другими летательными аппаратами.

Только летные эксперименты смогут подтвердить или опровергнуть возможность уничтожения КР или иного беспилотного летательного аппарата противника огнем из бортовой пушки БИКР.

Если вероятность уничтожения КР пушечным огнем окажется достаточно высокой, то по критерию «эффективность — стоимость» такой способ уничтожения крылатых ракет противника окажется вне всякой конкуренции.

Центральной проблемой при создании БИКР является не столько разработка собственно летательного аппарата с соответствующими летными данными, оборудованием и вооружением, сколько создание эффективного искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающего эффективное применение подразделений БИКР.

Представляется, что задачи ИИ в данном случае могут быть разделены на три группы :
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление одиночным БИКР на всех этапах полета;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление группой БИКР, которая перекрывает установленный рубеж воздушного пространства;
— группа задач, обеспечивающая рациональное управление подразделением БИКР на земле и в воздухе с учетом необходимости периодической смены летательных аппаратов, наращивания сил с учетом масштабов налета противника, взаимодействия с разведывательными и активными средствами старшего начальника.

Проблема, в определенной мере, состоит в том, что разработка ИИ для БИКР не является профильной ни для создателей собственно летательных аппаратов, ни для разработчиков бортовых САУ или РЛС. Без совершенного ИИ беспилотный истребитель превращается в неэффективную дорогостоящую игрушку, способную дискредитировать идею. Создание же БИКР с достаточно развитым ИИ может стать необходимым шагом на пути к многофункциональному беспилотному истребителю, способному бороться не только с беспилотными, но и пилотируемыми летательными аппаратами противника.

/Александр Медведь, доцент МФПУ «Синергия», к.т.н., engine.aviaport.ru /

1) Семейство управляемых ракет «Калибр» Крылатые ракеты получили широкую известность после того, как с их помощью были нанесены удары по позициям террористов в Сирии. Работы по этому проекту велись в 1980-х годах на базе двух изделий: стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2500 км и комплекса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»). Впервые ракеты «Калибр» были представлены на авиасалоне МАКС-1993. В НАТО получили кодификацию Sizzler («Испепелитель»). Радиус действия по морским целям - до 350 км, по береговым - до 2600 км.2) Стратегическая крылатая ракета «воздух - земля» Х-101 Стратегическая крылатая ракета X-101 «воздух - земля» (Х-102 в исполнении с ядерной боеголовкой) с использованием технологий снижения радиолокационной заметности также получила первое боевое применение в Сирии, где с их помощью наносились удары по позициям террористов. Основные носители - бомбардировщики Ту-22 и Ту-160. Разработка изделия велась конструкторским бюро «Радуга» (1995-2013). Точные характеристики не разглашаются. По некоторым данным, дальность пуска достигает 9000 км, а круговое вероятное отклонение - 5 м на дальности 5500 км.3) Противокорабельная ракета П-270 «Москит» П-270 «Москит (по кодификации НАТО SS-N-22 Sunburn, буквально «Солнечный ожог») - противокорабельная ракета, разработанная в 1970-х годах в СССР. Способна уничтожать корабли водоизмещением до 20 тыс. т, в частности, из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. Дальность стрельбы - от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км - при высотном профиле полета. При подходе к цели «Москит» идет на высоте 7 м, двигаясь «над гребнем волн», а с целью прорыва ПВО ракета способна выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g.4) Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 Ракета Х-55 - крылатая ракета для стратегических бомбардировщиков. После пуска идет на дозвуковой скорости с огибанием ландшафта местности, что делает ее перехват крайне сложным. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, при этом последний может нести до таких 12 ракет. Масса боевой части каждой из них - 200 кт, что более чем в 20 раз превышает мощность взрыва бомбы Little Boy, сброшенной США на Хиромиму в 1945 году.5) П-700 «Гранит» - крылатая противокорабельная ракета дальнего действия П-700 «Гранит» создавалась в первую очередь для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе с авиационными. При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трех элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Радиус действия - 550 км по комбинированной траектории. Эти ракеты стоят на вооружении в том числе и тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».