Исследовательская работа почему мой брат левша. Конкурс проектных и исследовательских работ


Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме леворукости. 2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности. 3. Узнать причины моей леворукости. 4. Выяснить, есть ли в нашей школе леворукие люди, если есть, каковы их способности. 5. Методом эксперимента установить наличие скрытой леворукости у моего двоюродного брата. 6. Дать рекомендации взрослым по поводу того, как обращаться с леворукими детьми.






Правое полушарие управляет левой половиной тела. У правшей и левшей отвечает за интуицию, абстрактное образное мышление, музыкальный ритм, интонацию чувства. Но у левшей здесь еще и формируется «центр речи и письма» Левое полушарие управляет правой половиной тела. У правшей отвечает за логику, речь, письмо, чтение Нежесткие межполушарные связи у левшей способствуют нестандартному решению. У левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое.





3.Особенности леворуких детей Художественно одарённые и очень эмоциональные. Хорошие музыкальные способности. Часто поздно начинают говорить и иногда испытывают трудности в произношении некоторых звуков. Бывает, что им трудно даётся чтение, письмо, математика. Ребёнок – левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Левши склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны. Леворукость - признак сильного характера и больших творческих способностей.









Анкетирование Вопросы к испытуемомуЛев.рукаПр.рука 1.Переплести пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? + 2.Испытуемому дать 2 карандаша, завязать глаза и попросить нарисовать 2 круга. Рисунок, выполненной ведущей рукой, получается аккуратнее. + 3.Переплести руки на груди. Какая рука сверху?+ 4.Вырезать ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой. + 5.Поаплодировать. Какая рука сверху?+ 6.Намотать нитку на катушку.+ 7.Вставить нитку в иголку.+ 8.Вставить стержень в пуговицу и поднять её.+ 9.Попасть иголкой в небольшую точку.+ Если более 6 заданий выполнили левой рукой, то человек-левша, если менее 5, то правша.





7.Советы взрослым 1.Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости. 2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка. 3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. 4.Определять ведущую руку необходимо в 4-5 лет. 5.Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. 6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.


Ахунова Камилла Альмировна

Руководитель проекта:

Саубанова Альфия Ринатовна

Учреждение:

МОБУ "СОШ №1 имени М. Абдуллина", с. Киргиз-Мияки, Республика Башкортостан

Эта исследовательская работа (проект) в начальной школе "Левша или правша" касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой. В исследовании я планирую узнать сколько левшей учится в нашей школе, почему их так мало и как относятся к таким людям в обществе и какие они на самом деле.

При подготовке к исследовательскому проекту по начальной школе на тему "Левша или правша" мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях и я начала поиск необходимой информации в сети Интернет.


В процессе исследовательской работы по начальной школе на тему "Левша или правша" я проведу анкетирование в начальных классах, выявлю интересы леворуких и праворуких детей детей.

Введение
1. Основная часть.

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.
1.2. Анкетирование в классах.
1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка.
1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку.
Заключение
Дополнительный материал

Литература

Введение

Меня зовут Ахунова Камилла. Я ученица второго класса.

Я – отличница. Мне очень нравится учиться. Я посещаю художественную школу, люблю читать интересные книги. Посещаю кружок умники и умницы. У меня много друзей.

С Альфией Ринатовной мы выполняем различные исследования. Меня заинтересовал проект- исследование «Левша или правша? » и я решила его выполнить, потому что у меня брат левша.

Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях. Этот проект – исследование касается и моей семьи – ведь мой брат делает все левой рукой, а я правой.

Мне интересно ответить на следующие вопросы:

  • сколько левшей в нашей школе?
  • почему их так мало?
  • как относятся в обществе к таким людям.
  • какие они?

С братом мы соревнуемся, кто быстрее сделает, он - левой рукой, я – правой рукой.

Мне очень интересно знать почему в нашей семье все правши, а мой брат – левша?

Цель исследования: сколько "правшей" и "левшей" среди учащихся младших классов нашей школы.

Задачи:

  1. Каковы интересы «правшей » и «левшей »?
  2. Склонности и успехи в учёбе «левшей » и «правшей ».

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.

Мои гипотезы:

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  4. Я предположила, что для "правшей" и "левшей" характерны различия в свойствах характера, предпочтениях в любимых видах деятельности, интересах.

Я выбрала следующие методы исследования:

  • Изучение теоретического материала.
  • Анкетирование.
  • Изучение тетрадей леворуких и праворуких детей.

Этапы исследования:

  1. Изучение теоретических данных.
  2. Выполнение заданий анкеты.
  3. Рассматривание письменных работ леворуких и праворуких детей.
  4. Анализ результатов исследования.
  5. Формулирование вывода.

1. Основная часть

1.1. Количество леворуких и праворуких детей.

Сначала я решила узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей.
- всего учащихся - 382;
- праворуких – 360 человек;
- леворуких - 22.

Галина Викторовна Волгина - психолог нашей школы сказала, что это следующее соотношение - 1 к 17, леворуких детей – 5,9 %.

1.2. Анкетирование в классах

Я провела анкетирование в 3-«Б» и в 3-«А» классах.

Анализ анкет показал, что из 40 детей 8 ребенка леворукие.
Свою леворукость – праворукость ребята определяют следующим образом:

  1. пишу, рисую этой рукой – 30
  2. делаю всё этой рукой – 5
  3. пишу, держу ложку этой рукой - 5

Я решила узнать, почему так мало леворуких детей. И чем эти люди отличаются от остальных?

Я узнала, что ещё не открыты загадки происхождения леворукости. Даже ученые не могут ответить на вопрос, почему один ребенок всё делает правой рукой, а другой левой.

1.3. Интересы леворукого и праворукого ребенка

Я сравнила интересы леворукого и праворукого ребенка.


Я узнала, что головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Данное полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Если посмотреть на интересы леворуких и праворуких ребят, то мы видим подтверждение этого. Поэтому, зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в той или иной деятельности.

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что насильственное превращение правой руки в ведущую плохо отражается не только на учебном процессе, но и подавляет творческое развитие, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым.

В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалась знаком дьявола. В более поздние времена людям, пользующимся левой рукой, стали приписывать одаренность и даже талант.

Немало талантливых левшей и среди наших современников: Барак Обама. И многие другие известные люди.

Но также не вызывает сомнения, что очень много известных и праворуких людей.
Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

Попробуйте и вы определить, где писал леворукий ребенок, а где праворукий?

Вот это работы ребят, которые учатся на «4 и 5». А вот это работы детей, которые учатся на «3 и 4».
Мне кажется, что качество выполнения работы одинаковое.

1.4. Удобно ли жить леворукому ребенку

Меня так же интересовал вопрос, а удобно ли жить леворукому ребенку в мире, где всё сделано для праворуких детей.

Леворукие ребята ответили так – не всегда.

Я узнала, что существуют на Западе специальные магазины для леворуких людей. Например, есть прописи для леворуких детей, учебные принадлежности, инструменты, швейные машины. У нас пока таких магазинов нет, но всё же можно найти товары для левшей, например, мой брат пользуется специальной ручкой для левшей!

Я сделала памятку для учителей , которые работают с леворукими детьми. Она следующая:

  • В классе леворуких детей рекомендуется сажать слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу.
  • При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

Заключение

Вывод:
1. Среди учащихся начальных классов 6 % левшей, 94% правшей.

2. Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче.

3. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из общей картины. В наше время не настороженность, а интерес, желание понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосибирской области Новосибирского района

«Гусинобродская основная школа №18»

Исследовательская работа

на тему: «Причины развития леворукости. Стоит ли переучивать левшу?»

Выполнила: ученица 8 класса

Вартанян Валентина

Руководитель:

Макидонская Т.А.

Учитель биологии в.к.к.

Введение 3

1 Леворукость среди людей 5

      Определение леворукости 5

      Данные о причинах развития леворукости в науке 7

      Положительные и отрицательные стороны в жизни левши 9

1.4 Переучивание леворуких как это было, последствия 11

2 Практические исследования 14

2.1 Выявление левшей среди учеников школы №18 14

2.2 Сравнительный анализ выполнения однотипной работы между левшой и правшой 15

2.3 Генеалогическое древо семьи левши 16

3 Леворукость – не патология 17

3.1 Результаты исследования 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Приложения 21

ВВЕДЕНИЕ

В мире живут разные люди.Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. В средние века людей, которые все делали левой рукой, сжигали на кострах. В современном мире их пытались насильно лечить. И, тем не менее, с каждым годом левшей становится все больше. Если верить статистическим данным, сегодня их рождается в два раза больше, чем 24 года назад. И по прогнозам ученых к 2020 году их количество на Земле перевалит за миллиард.

Актуальность темы - в обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствуют о малой изученности этого явления . Количество новорожденных левшей стало увеличиваться, и что делать родителям леворукого ребенка, переучивать или нет, изучим в ходе работы.

Леворукость – это та особенность, которая хорошо видна окружающим.

13 августа отмечается Международный день левши. Откуда берется «леворукость»? Что делать: расстраиваться или радоваться, если вы или ваш ребенок - левша? В чем особенность людей, у которых доминирует левая рука? Леворукость - это «подарок судьбы» или «наказание»? Что необходимо сделать, чтобы максимально приспособиться к праворукому миру?

Цель работы - выявить причины развития леворукости, положительные и отрицательные стороны для левшей, найти ответ на вопрос: стоит ли переучивать левшу? Дать рекомендации родителям детей-левшей.

1. Дать определение леворукости, изучить данные о причинах развития леворукости в науке, проанализировать положительные и отрицательные стороны в жизни левши, изучить последствия переучивания леворуких.

2. Выявить левшей среди учеников школы № 18, выполнить сравнительный анализ, составить генеалогическое древо семьи левши.

3. Показать результаты исследования выполненной работы, ответить на вопрос: «Стоит ли переучивать левшу?», дать рекомендации родителям детей-левшей.

Объект исследования – человеческое население

Предмет исследования - леворукость среди людей.

Методы исследования:

Изучение теоретической части;

Сравнительный анализ;

Анкетирование;

Составление генеалогического древа

Практическая значимость: данная работа познакомит с особенностями леворуких людей, позволит узнать причины развития леворукости, а также, ответить на вопрос «Стоит ли переучивать левшу?», дать рекомендации родителям детей-левшей.

1 Леворукость среди людей

1.1 Определение леворукости

«В природе движение идет справа налево.

Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад.

У человека правая рука развита лучше, нежели левая...

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево.

И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота».

Жюль Верн

Рука - «самый полифункциональный орган двигательной активности» . Обозначений асимметрии рук много, наиболее распространены обозначения: правша, левша, амбидекстр .

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность человека . Учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким. Преобладание правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к статическим нагрузкам, точнее определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Зависят же такие индивидуальные особенности от доминирования того или иного полушария головного мозга.

И здесь уместно вспомнить имя французского врача Поля Брока, который обратил внимание на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левой конечности речь обычно не страдает.

Каково же разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое – субдоминантным, т.е. подчиненным. При этом происходит перекрестный процесс: правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие головного мозга и наоборот. Таким образом, у правшей в организме главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, оно воспринимает мир живо, красочно, образно, целостно, а не просчитывает его; оно отвечает за эмоции, интуитивные способности, умение синтезировать, понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции;

оно чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально. Учитывая такую характеристику уместно вспомнить о гениальности левшей, то - есть те, у которых доминирует правое полушарие.

Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Альберт Энштейн.

В музыке: Моцарт, Бетховен.

В живописи: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс.

Актеры: Роберт де Ниро, Джулия Роберт, Брюс Уиллис, Том Круз, Сильвестр Сталлоне.

Компьютерный гений – Билл Гейтс.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершается обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук.

Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.

Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические

Среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки - левшей встречается намного меньше.

1.2 Данные о причинах развития леворукости в науке

Теории происхождения леворукости:

Асимметрия рук объясняется асимметрией других органов (Аристотель).

Зеркальная симметрия мозга левши (В. Огл, 1871г.)

Социальная теория леворукости. Леворукость – результат привычки (С. Джексон, 1905г.).

Леворукость – результат эмоционального негативизма (З.Фрейд).

Разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга (А.В. Семенович, 1950гг.)

1. Человек может быть «компенсаторным» левшой из-за какого-либо повреждения головного мозга, чаще - его левого полушария. Деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием и поэтому в случае травмы (может быть родовой) или болезни, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего при письме.

2. Тестостерон: Согласно теории невропатолога Нормана Гешвинда, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши. Как полагает Норман Гешвинд, тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития по мнению Гешвинда замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. 3.Теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей. Считается, что это может вызывать развитие леворукости. Теория имеет весьма ограниченное применение (только у человека и только в развитых странах в последние несколько десятилетий) и не может ничего объяснить и предсказывать.

4.Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна: праворукость и леворукость не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды, регулирующие поведенческую пластичность общества. У эмбриона преобладает более древнее биологическое правое полушарие, управляющее левой рукой. В наилучших условиях интенсивное развитие левого полушария приводит к тому, что рано или поздно оно обгоняет правое полушарие и происходит полная транслокация доминантности полушарий и рук, то есть леворукость переходит в транс-праворукость (преобладание левого полушария правой руки). Экстремальные условия (экологический и психологический стресс матери) создают гипоксию, угнетающую более чувствительное левое полушарие эмбриона.

Археологические данные говорят в пользу того, что после первоначально одинакового использования обеих рук (симметрия), произошла асимметрия в сторону предпочтения использования правой.

5. В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.

6. В 2012 году канадский исследователь С.Корен установила, что отдающие предпочтение письму левой рукой чаще рождаются в поздних браках, нежели у молодых родителей. Физиологически нормальный для деторождения возраст с её точки зрения - 18-24 года. Ею сделаны определённые подсчёты, согласно которым у 30-35-летних родителей левшей рождается на 25 % больше, у 35-39-летних - уже на 69 %, а у 40-летних пап и мам вероятность появления на свет ребёнка-левши очень близка к 100 %.

Вывод: на сегодняшний день известно несколько теорий причин развития леворукости в науке, но ни одна не доказана с точностью.

1.3 Положительные и отрицательные стороны в жизни левши

Положительные стороны

Есть в "левости" и свои плюсы.

1. Вынужденные подстраиваться под "праворукий" мир, левши по необходимости развивают обе руки, в то время как правши действуют обычно одной. Именно поэтому многие левши имеют преимущество и добиваются серьезных успехов в некоторых видах спорта. Леворуких теннисистов, фехтовальщиков, боксеров, борцов очень не любят - с ними неудобно соревноваться.

2. Левши имеют больше шансов быть гениями – или имеющих высокий IQ.

3. Британский ученый Крис МакМанус, в книге "Правая Рука, Левая Рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.

4. Леворукие мужчины зарабатывают больше денег, чем праворукие.

5. Левши лучше видят под водой.

6. Как правило, левши лучше играют в видеоигры, чем правши.

7. Левши, легче переносят и восстанавливаются после инсульта, чем правши. 8. Левши-водители более успешны при обучении вождению, чем правши. 9.Преуспевают в спорте.

В последнее время в мире стало появляться все больше специальных магазинов для леворуких или отделов в обычных магазинах, где можно приобрести все для левшей - от ножей и вилок до наборов для игры в гольф, музыкальных инструментов и компьютерных аксессуаров.

Отрицательные стороны

Конечно, определенные сложности всегда будут идти нога в ногу с левшой. Праворукий мир будет пытаться подставить подножку всякий раз, как только левша потянется к чему-то развитой, левой рукой. Придется привыкать, учиться, приспосабливаться. Или искать альтернативу – покупать специальные предметы для левшей.

1. Многие вещи - начиная от ножниц, фотоаппаратов и компьютеров и заканчивая швейными машинками, автоматами и турникетами в метро, - "заточено" под праворуких людей.

2. Левши чаще правшей получают производственные травмы.

3. У левшей намного чаще возникают заболевания опорно-двигательного аппарата, потому что инструменты и оборудование разрабатывают для тех, кто лучше владеет правой рукой.

4. Почерк может представить большие проблемы, так как по мере того как ребенок-левша учится писать, он часто задевает уже написанную строчку, тем самым размазывая чернила по странице.

Вывод: положительных сторон гораздо больше отрицательных.

1.4 Переучивание леворуких как это было, последствия

Меня незаслуженно обижали и оскорбляли именно потому, что у меня не та рука была главной,

И первый, кто меня обижал и оскорблял - это была мать. Сама, будучи левшой, она била меня за это...

Делится воспоминаниями актер Виктор Сухоруков.

Раньше считалось: леворукость - аномалия, от нее нужно избавляться. Многих, наделенных этим даром, родители и учителя пытались переучить еще в детстве. До 1986 года в СССР работала специальная программа по переучиванию левшей, начиная с детского сада. Никто не задумывался, что переучивание таких детей приводило к трагическим последствиям: у них рвались естественные связи между полушариями мозга, начинались неврозы и стрессы. «Я горевал, я страдал, я плакал, я не знал, что делать с этим», - признается в фильме Сухоруков.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Как показал советский опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких. Это состояние получило название « декстрастресс» по А. П. Чуприкову. Декстрастресс -болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды.

В наиболее яркой форме «декстрастресс» проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием его является ухудшение здоровья ребёнка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энурез, заикание и др.), обострение скрытых последствий перинатальной гипоксической энцефалопатии - вплоть до эпилепсии .

В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Переученный леворукий человек, насильно приспособившийся к неудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет все особенности в сенсорной сфере и нервно-психической деятельности.

На сегодняшний день, у учителей и родителей нет никаких разумный причин принуждать детей менять руку. Предлагаемые объяснения укладываются в диапазон от: «Неприятно смотреть, когда человек пишет левой рукой» до «Мир создан для правшей, и мой ребенок-левша окажется в проигрышной позиции». Все это неубедительно, и эти оправдания часто маскируют распространенное предубеждение против левшей- предубеждение, которое теперь быстро исчезает!

Вывод: переучивание причиняет непоправимый ущерб здоровью ребенка.

2 Практические исследования

2.1 Выявление левшей среди учеников школы №18

Проведено анкетирование среди учащихся школы №18.Анкета представлена в Приложении А. Данные результатов анкетирования представлены на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 – Результаты анкетирования среди учащихся школы № 18

Вывод: путем проведения анкетирования среди учащихся школы № 18, выявлено 2 леворуких ребенка из 74.

Данные об отношении учеников и учителей к леворукости представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Отношение учеников и учителей к леворукости

Вывод: 4 человека считают левшинство отклонением в развитии, 73 человека – обычной особенностью, 7 человек – гениальностью.

В Приложении Б, представлены фотографии на которых распознается левша с помощью определенных заданий: «Замок кистей», «Поза Наполеона».

2.2 Сравнительный анализ выполнения однотипной работы между левшой и правшой опытным путем

А) Вязание - правше легче справляться с заданием, а левше учитель так и не смог передать навыки вязания.

Б) Открытие двери – дверь устроена для правши, правше удобно открытие, левше – нет.

В) Использование ложки для сливок – носик ложки устроен справа, правше удобно, левша испытывает трудности в использовании.

Г) Левша и правша сидят за одной партой – мешают друг другу писать.

Д) Левша, пробуя писать правой рукой испытывает дискомфорт и неудобство, почерк искажается.

Фотографии представлены в Приложении В.

2.3 Генеалогическое древо семьи левши

В разделе «Данные о причинах развития леворукости в науке», существует теория о том что, в 2008 году британские учёные нашли «ген левшей». Ген LRRTM1 играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.

На основе предложенной теории, составлено генеалогическое древо семьи левши, где прослеживается передача гена LRRTM1. Приложение Г

3 Леворукость – не патология

3.1 Результаты исследования

Проанализировав положительные и отрицательные стороны в жизни левшей с помощью теории и практики, было выяснено, что плюсов у левшинства гораздо больше, чем минусов. В современном мире открыты магазины для приобретения приспособлений специально для левшей, левши плавно перестраиваются на правую руку по мере необходимости, на сегодняшний день левшей не истребляют, по данным рисунка 2.2. относятся как к обычной особенности.

Изучив, как переучивали левшей в СССР и к каким психологическим и физическим последствиям это приводит можно сделать вывод: сложности, возникающие у левши в процессе проводимых опытов не оправдывают, насильственного переучивания детей-левшей.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность человека.

Но вот почему так происходит, никто не знает. И если вы родились левшой, значит, вы автоматически попали в список загадок природы. И пусть на вашу долю будет выпадать немало испытаний, вы левша, а значит – справитесь. Вам доступны оригинальные грани мышления, вы смотрите с особенной точки зрения на все. Ваш подход к любым темам может быть настолько необычен, что правши будут в недоумении качать головой.

Как вести себя родителям ребенка-левши

Конечно, важно всегда помнить, что у ребенка ведущая рука - левая. Однако чего точно не стоит делать, так это:

Чрезмерно напомнить ему о леворукости, выделяя его несхожесть с большей частью людей - ни ребенок, ни окружающие не должны видеть в этом что-то аномальное. Такое отношение к леворукости – прямая дорога к пониженной самооценке и застенчивости.

Хвалить за леворукость - у ребенка может сформироваться мнение, что он выделяется только тем, что он левша.

Каждый раз уточнять, удобно ли ему держать предметы - лучше просто быть наблюдательнее, иногда предлагать решение или помощь, и всегда стараться ставить себя на место ребенка-левши.

И конечно, не стоит переучивать ребенка - это настоящее "насилие" над мозгом малыша.

Какие занятия подойдут ребенку-левше

Из-за того, что у маленького левши ведущее полушарие мозга - это правое, более креативное, творческое и образное, такие дети часто проявляют интерес к различным видам искусства: занятия рисованием, лепкой, танцами и музыкой могут очень понравиться вашему ребенку.

Некоторые отмечают, что всех левшей объединяет пытливость, желание познать устройство этого мира. Эта черта характера помогает в освоении естественных наук и тех дисциплин, где может быть применимо их великолепное чувство пространства: география, геометрия и так далее.

Ну и, не стоит забывать о гармоничном физическом развитии ребенка-левши. Такие виды спорта, как бег, бокс, теннис, спортивная гимнастика и игровые виды спорта прекрасно даются леворуким детям.

Заключение

В первой главе дано определение леворукости, изучены данные о причинах развития леворуксти в науке. На сегодняшний день известно несколько теорий причин развития леворукости в науке, но ни одна не доказана с точностью. Проанализированы положительные и отрицательные стороны в жизни левшей, положительных сторон гораздо больше отрицательных. Изучены последствия переучивания леворуких, переучивание причиняет непоправимый ущерб здоровью ребенка

Во второй главе выявлены левши среди учеников школы № 18, путем проведения анкетирования среди учащихся школы выявлено 2 леворуких ребенка из 74.

Выполнен сравнительный анализ, составлено генеалогическое древо семьи левши.

В третьей главе, показаны результаты исследования выполненной работы, дан ответ на вопрос «Стоит ли переучивать левшу?», даны рекомендации родителям левшей.

Достигнуты цели и задачи работы.

Список использованной литературы

1 Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: М.: ВЛАДОС, 2000 г. С 144.

2 Буренкова Е.В., Особенности межличностных отношений леворуких людей. 2014 г. С 170.

3 Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., Функциональные асимметрии человека. 1998 г. С 240.

4 Розе Н. Д., Функциональные асимметрии. Моторная асимметрия. 1970 г. С. 361.

5 Чуприков А.П., Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. // Методические рекомендации, 2011,С 191.

6 Интернет-ресурс: http:// www .gazeta.zn Право левой руки

7 Интернет-ресурс: http://www.labirint.ru Книги прописи и некоторые товары для левшей и о левшах

8 Интернет-ресурс: http:// www /leftorno.ru Магазин удобных для левшей товаров

9 Интернет-ресурс: http:// www .lefthandwriting.ru Канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики

Приложение А

Варианты ответа

Какая рука у Вас преобладает?

Отношение к леворукости

Отклонение в развитии

Обычная особенность

Гениальность

Приложение Б

Выявление левши

Приложение В

Выполнение однотипной работы правшой и левшой

Открытие двери

Использование ложки для сливок

Левша пишет левой рукой, правша правой

Левша пробует писать правой рукой

Тема : Я – левша!

Огромна наша планета. Много на ней удивительного и прекрасного. Но больше всего меня удивляет человек, живущий на ней. Миллионы лет он живёт на земле, а до сих пор таит в себе массу неизведанного и таинственного. Одна из загадок – леворукость. Тема леворукости очень важна и интересна для меня, так как я – левша. Уже в 8 месяцев родители заметили, что я беру предметы левой рукой. Хочется узнать, почему я не такая, как все? Поэтому тема исследования для меня крайне актуальна.

Цель моей работы:

Доказать, что леворукость не является недостатком человека

Практическая значимость исследования

состоит в том, что будет изучена соответствующая литература по проблеме, сделаны выводы и даны рекомендации внимательным учителям и родителям.

Гипотеза исследования:

Возможно, родители допустили ошибку, не научив меня писать правой рукой?

Задачи исследования:

    Почему люди пользуются левой, а не правой рукой?

    За какие функции отвечает левое полушарие мозга и правое.

    В чём различие работы головного мозга у леворуких людей и праворуких?

    Как учить таких детей?

    Выяснить, есть ли предметы, вещи для леворуких людей?

Методы исследования:

    Анализ источников информации по исследуемой проблеме.

    Наблюдение. Объект наблюдения: учащиеся МОУ Абатская СОШ№1

    Тестирование учащихся 4, 1 классов, детей из детского сада – способ определения ведущей руки.

    Обработка и анализ полученных данных.

На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма.
Во множестве языков прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей.
Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар" - товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
К счастью, в наше время, на всей планете меняется отношение и к различным проявлениям индивидуальности. Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и даже постепенно вырабатывать методики их обучения.

Почему появляются левши?

Ученые выдвигают следующую гипотезу: в древние времена люди пользовались левой и правой руками в равной степени. Все изменилось, когда человек начал говорить. Работа мозга - та причина, по которой человек становится левшой либо правшой. Известно, что левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, а правое - левую. Человеческая речь связана с работой левого полушария, поэтому чем больше развивалась в человеке способность говорить, чем более значительную роль играла речь в его жизни, тем больше развивалось и становилось влиятельным левое полушарие его мозга, а соответственно и правая, контролируемая им часть тела. Правое полушарие же постепенно отставало в своем развитии от левого. Вот почему левши часто медленнее говорят и читают, хотя и они обладают рядом преимуществ.
Слайд 7

Казалось бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это совсем не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам.

У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется. Правое полушарие (у правшей) преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное восприятие нескольких стимулов.

Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, конкретизации словесных выражений, чисел, на аналитическом последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы, например, что за пространственные представления и пространственную организацию психических функций отвечает теменная зона левого и правого полушария, а за понимание обращенной речи – височная область левого полушария.

У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левша» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию.

Если ребенок-левша не получает должного воспитания и развития, по своей мозговой организации он остается «вечным ребенком». Может быть, отсюда нестандартные поступки, наивные суждения, жизненная неприспособленность некоторых левшей? Плюс ко всему у левши доминирует правое, образное, полушарие. Отсюда – богатое воображение, фантазии и страхи.

Причины леворукости

Одним из важнейших вопросов, обусловливающих подход к левшам, является вопрос о причинах леворукости. Они могут быть разными.
Чаще всего встречается так называемое генетическое левшество. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
Второй вид - это "компенсаторное " левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. В случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

Третий вид - это "вынужденное " левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость . К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Но такая особенность мозга, как пренатальная приводит к атипии психического развития, которая, в свою очередь, не дает формироваться ни межполушарному взаимодействию, ни специализации полушарий. Таким образом, у детей не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук. Зачастую, через несколько занятий под руководством психологов, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества ", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Ученые считают, что категория "леворукие дети" совсем не однородна, такие дети обладают индивидуальными особенностями, и феномен левшества нужно изучать.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.
Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру.

Одна из следующих задач моего исследования, которая возникла уже в ходе работы – через наблюдение за детьми определить возможные причины снижения количества леворуких детей к школьному периоду.

Есть дети, которые упорно пользуются только левой или только правой рукой при выполнении таких действий, как еда, игра, жестикуляция. Другие же дети легко поддаются влиянию, и, после небольшого замешательства, могут, подражая окружающим, изменить доминирующую руку. В этом случае имеет место ненасильственное переучивание. Взрослые, не акцентируя внимания на личности ребенка, говорят детям: «Ребята, возьмите ложку (ручку, карандаш) правильно» (при этом показывая, как это сделать). А ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. У таких детей формируется скрытая леворукость, которая проявляется только в исключительных случаях (при волнении). В обычной ситуации такие дети не отличаются поведением от правшей. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он – левша. Я изучила семейный фотоархив и обнаружила массу подтверждений, что в раннем детстве я отдавала предпочтение левой руке (активные действия и жестикуляция левой рукой, главенство левой руки) А дети со стойкой леворукостью не реагируют на пример окружающих, капризничают, если им пытаются поменять ведущую руку. Это стойкие левши, которых, как и показывает статистика, около 10%.

Определение ведущей руки

Кроме того, проведя среди 5-х детей (возраст формирования стойкого предпочтения той или иной руки) тестирование на определение ведущей руки по методике М.Н. Князевой – В.Ю. Вильдавского, я получила следующий результат: по результатам теста в старшей группе детского сада от 40 до 50% детей выполняли задания теста левой рукой. То есть среди детей есть скрытая леворукость.

При проведении тестирования в 1 классе результаты показали, что число детей, выполняющих задания снизилось. Это видно на диаграмме.

Среди своих одноклассников я также провела тест на определение ведущей руки в деятельности. Обработав данные опросника, я получила следующие результаты: 40% (8 человек) моих одноклассников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 30% (6 человек) - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как в классе всего 2 ученика – левши. Это говорит о скрытой леворукости. Один ученик нашего класса все задания теста выполнял только левой рукой. Он рассказал, что до школы всё делал левой рукой. В первом классе начал писать левой рукой, а потом стал писать правой. К нам он пришел в 3 классе.

Сравнивая письмо свое и его, я пришла к выводу: я пишу хорошо.

Возможно, благодаря родным, которые вовремя заметили мое левшество и не стали меня переучивать.


Хотя, как призналась моя учительница, учить писать меня было очень трудно. И рассказала мне, что проблема переучивания в 1985 году была решена. Сейчас абсолютно каждый педагог твердо уверен во вреде переучивания левши, так как есть немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей. Медики подсчитали, что каждый третий заикающийся ребенок – это переученныйлевша.

Следовательно, на сновании вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что дети с неявно выявленной леворукостью в некоторых случаях приспосабливаются к праворукой окружающей среде, что и снижает процент левшей к школьному возрасту, так как стойкое предпочтение руки формируется к 5 годам (предшкольный период).

Как же живётся леворуким в праворуком мире?

В нашем поселке ни в одном магазине нет в продаже предметов для леворуких детей.

Если есть возможность, то советую всем, у кого есть такие дети, приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему малышу не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.

Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев и быстросохнущими чернилами сделает письмо левой рукой очень комфортным и удобным.

Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее.


Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.

В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.

Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

Даже, оказывается, существуют специальные прописи для леворуких детей, которые отличаются от обычных тем, что все образцы пишутся с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны. Написание букв в них сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма). Жаль, что я об этом узнала поздно!

Я узнала из ИНТЕРНЕТА, на Западе сформировалась целая специфическая индустрия, делающая жизнь «левого меньшинства» комфортней и безопасней. Для него выпускаются ножницы и штопоры, действующие «наоборот», линейки со шкалой, расположенной в другую сторону, специальные компьютерные «мышки», хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты.

В Англии, где в отличие от России отношение к левшам всегда было более внимательным, есть только четыре специализированных стационарных магазина для такой категории покупателей, поэтому в России их еще меньше, к тому же в нашей стране большинство левшей пассивны как покупатели.

Вот несколько интернет-магазинов в которых можно приобрести продукцию для левшей:

http://www.lefthandwriting.ru/ канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.

http://www.levo.labms.ru/ товары для левшей, ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников

http://www.lefthandshop.ru/ магазин товаров для левшей

Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30%. Отмечается, что есть ярко выраженные левши или правши, есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.

По данным моего исследования в нашей школе из 406 учащихся детей, пишущих левой рукой всего 21. Из них занимаются на «4» и «5» 16 человек. Поэтому можно сделать вывод: леворукость не влияет на качество обучения.

Изучая литературу по данному вопросу, я убедилась, что левши проявляют более высокие творческие способности. Среди леворуких людей есть этому наглядное подтверждение:

полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученый И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатель Льюис Кэррол, актер Чарли Чаплин, наконец, президент США У. Клинтон и многие другие.

В результате своей работы над проектом я пришла к следующим выводам:

    Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии.

    Наиболее частыми причинами леворукости являются наследственность и патология развития.

    Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 5 годам.

    Фактор переучивания левши приводит к возникновению школьных неврозов.

    Количество левшей с возрастом уменьшается, так как агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание).

    Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.

Мои родители были правы, не научив меня писать правой рукой!

Я учусь на “5», читаю более 180 слов за минуту, посещаю танцевальный кружок, музыкальную школу, участвую в школьных олимпиадах и занимаю призовые места.

Миллионы лет существует Земля. Многое меняется на ней: исчезают и возрождаются цивилизации, человечество идёт по пути прогресса – всё в нём стало совершенно другим. Но всё же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия и всё же покоряя большие и малые вершины.

Тема моей леворукости также приоткрылась для меня, мне стало многое понятно, я стала совершенно по другому относиться к себе.

Список использованной литературы:

    Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2007.

    Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг» - М.: Мир, 1987.

    Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. – М.: Наука, 1987.

    Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома». – СПб.: У-Фактория, 2004.

    Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н Левши. – М.: Книга, 1994.

    Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб.: Питер, 1995

    Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» - М.: Аверсеф, 2007.

Приложение 1

Тест на определение «рукости»

    Обратите внимание в какой руке ребёнок держит ручку или карандаш.

    Сидя положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

    Переплести пальцы рук в замок. Если сверху оказался палец правой руки - признак правши, левой-признак левши.

    Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна рука была сверху.

    Скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

    Посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

    Расчесать волосы. В какой руке будет расческа?

Приложение 2

Советы родителям

Если ребенок - левша

"Завитки раковины за редкими исключениями

завернуты справа налево. И если попадается

раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота".

Жюль Берн

В перечне наиболее известных, хотя не всегда достоверных, фактов о левшах, встречаются такие:

    Левши составляют 20% всех талантливых людей

    Среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин

    С левшами трудно фехтовать (боксировать, играть в теннис), при этом 40% золотых медалей в боксе выиграли левши

    У них часто встречаются речевые нарушения

Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая "рукость ") является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.

Совет 2. Левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой

Совет 3. Родителям маленького левши необходимо каждый раз убеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения).

Совет 4. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача - буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае пальцев его рук, ног, туловища, головы.

Совет 5. Дайте левше время, чтобы включится в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.

Совет 6. Во время утренней зарядки предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания "кролем"). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям. Помните, что свежий воздух и (физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности ребенка.

Совет 7 Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их проблемами координации движений - особенно. Но, если поблизости нет бассейна и спортивного зала, - не страшно. Помогают даже такие малозатратные виды упражнений, как глазодвигательные (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно - влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем - в противоположные.

Совет 8 Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова, без "ну это, как его, это же понятно!". Очень полезны такие хрестоматийные игры, как "Города" и т. д.

Совет 9 Будьте в курсе всех его школьных заданий, тщательно следите за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За все хвалите, за следование графику премируйте полезными вещами: книгой, билетом в театр, развивающей игрой.

Совет 10 Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Важно, чтобы рабочий стол стоял так, чтобы перед собой ребенок видел гладкую стену, чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный цвет и порядок помогут ему сконцентрироваться на занятиях.

Совет 11 Организуйте в нерабочей части его обитания все, что необходимо для (фантазии и творчества, позвольте ребенку проявить себя: если он хорошо рисует-поставьте детский мольберт или повесьте лист ватмана, если сочиняет стихи - заведите для них специальную тетрадь. Серьезно обсуждайте с ребенком его работы. Регулярно интересуйтесь
его успехами в школе. г

Совет 12 Начните с самодисциплины. Общение и проживание с несобранными людьми для левши недопустимо. Постарайтесь быть последовательными - если допускает слабину старшее поколение, младшее прекращает работать!

Приложение 3

Мне хотелось бы обратить внимание учителей на рекомендации А.Соболевой, так как я не могу ещё давать советы учителям.

Александра СОБОЛЕВА
www.children-psy.ru

Левши – особенные дети...

Уделите ему немного личного времени:

    Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.

    Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

    Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

    Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.

    Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

    Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения.

    Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.

Еще раз хочу подчеркнуть, что ребенок-левша нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому, хотя предложенные ниже задания можно применять и в классе, в основном они рассчитаны на дополнительную работу родителей или психолога.

Задания, которые понравятся левше

Чтение

Иногда детям бывает сложно освоить чтение, потому что в их сознании нет четко сложившегося образа буквы. Легко устранить эту проблему, если рисовать на песке, снегу буквы, человечков, похожих на буквы, лепить буквы и слова из глины или соленого теста, выкладывать из прутиков и прочее.

«Рисуйте» буквы, а затем и слова в воздухе, на спинке ребенка, на его руке – пусть он отгадывает их, а также задает такие же задания вам – ведь ему тоже хочется побыть в роли учителя!

Читая ему вслух, спрашивайте: «Ты это все себе представляешь?» – потому что не хотят учиться читать обычно те ребята, у которых еще не сформировано образное мышление.

Из-за плохого чтения ребенок часто не успевает узнать содержание произведений, необходимых по программе. Предложите своему «мученику» другой способ изучения предмета. Сегодня продается огромное количество аудиокассет с записями классических произведений. Включая кассету ребенку перед сном, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную книгу, но и полюбит чтение. Можно показать ребенку фильм, снятый на основе литературного произведения. Правда, сюжет фильма может быть очень далек от первоисточника, поэтому взрослому желательно знать содержание, чтобы вовремя откорректировать развитие событий и поведение героев. Многие литературные произведения показывают жизнь такой, какая она есть на самом деле. Проводите аналогии между жизнью и эпизодом из книги – и юный читатель поймет, что литература не абстрактный вымысел, а очень даже полезная в жизни вещь. Ребенок, который, стоя на морском берегу, слышит стихотворение Лермонтова «Парус», не сможет остаться равнодушным к поэзии.

Развитие речи

    Один из недостатков левши – незнание низкочастотных слов, то есть тех слов, которые не так часто употребляются. Шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, спинка стула – некоторым совершенно неизвестны эти слова. На профессиональном языке это называется бедностью речи. Незнание многих слов или их значений приводит к тому, что ребенок не в состоянии не только красиво, но и ясно, понятно выразить собственные мысли. Иногда его речь становится загадкой даже для родителей, особенно когда дети пытаются пересказать любимый фильм или поведать о том, что произошло на улице во время игры. Из-за этого – неудовлетворительные оценки за пересказы, изложения и сочинения. Бедность речи может стать причиной негативного отношения к уроку литературы и чтению как процессу. Ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысл всего текста остается для него непонятым. Изучать низкочастотные слова можно на прогулке. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений быстро поймет разницу между кроной и ветками, лучше узнает лесных зверей и птиц, особенности строения их тела, освоит лексику, связанную с явлениями природы.

    Знакомая нам с детства игра «в слова» (по очереди называем новые слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова) поможет ребенку запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.

    Игра «Виселица», или «Балда» , чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим в слове буквы. Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначая его первую и последнюю буквы, а общее их количество заменяется черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: А - - - - - - Н. Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда . Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово балда .

    Словарные слова можно запоминать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о , а пальто может иметь фасон в форме той самой а , в написании которой чаще всего и ошибаются.

    Чтобы проработать правописание приставок или безударных гласных, придумывайте вместе смешные истории – сказки, в которых отражается трудное правило. Например, написание некоторых слов с приставками при- и пре- поможет запомнить такая «сочинялка»:

Жила-была При думка. Она очень любила при думывать всякие наряды. Как-то раз при думала она себе платье. При мерила – некрасиво. При села При думка, при задумалась. Решила при строчить к платью кружева. При шила и пошла показать подружке Пре . «Пре лестно, пре восходно!» – восхитилась Пре . При думка при прыгнула на месте, при топнула, при хлопнула, при льнула к подружке и сказала, что в следующий раз она при думает что-то специально для пре красной Пре . «Пре много благодарна», – ответила та.

    Игра «Целое животное». Желательно играть в компании из 3–4 человек. Ведущий дает задание: описываем слона . Каждый ребенок должен называть по очереди по одному предложению.

Маша. Он серого цвета.
Коля. У него есть хобот.
Петя. Он очень большой.
Маша. У него толстая морщинистая кожа.
Коля. У него маленькие глазки.
Петя. Ноги у него похожи на столбы.
Маша. Он живет в Африке и т.д.

Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них пересказать описание полностью. Задание на дом – записать историю и нарисовать животное.

Исследовательская работа « Я - левша»

Выполнил учащийся 1класса:

Ключевской Иван

Руководитель:

Чумак Татьяна Михайловна



Гипотеза : Леворукость - это не патология и не недостаток развития, это норма

Цель исследования : изучить проблему леворукости и доказать, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы.

Задачи : 1. Изучить литературу по проблеме леворукости.

2.Узнать сколько левшей учится в нашем классе.

3. Провести анкетирование среди учащихся и педагогов

4 Провести эксперименты по установлению скрытой леворукости у учащихся моего класса.

Предмет исследования : «леворукость»

Объект исследования : учащиеся начальных классов


План работы

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести анкетирование педагогов
  • Провести анкетирование учащихся
  • Оформить результаты своей работы

  • Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.
  • Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов.
  • Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей.

  • Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
  • Так, среди кошек большинство – правши
  • Зато все белые медведи - левши


Анкетирование учащихся

Вопросы к испытуемому

1.Какой рукой Вы пишете?

правой

любой

2.Какой рукой бросаете камень, мяч?

левой

3.Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

4.Какой рукой режете ножницами бумагу?

5.Какой рукой вставляете нитку в иглу?

6.Какой рукой режете хлеб?

7.Какой рукой расчесываетесь?

8.Какой рукой держите молоток?

9.Какой рукой держите зубную щетку?

10.Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?



Определение ведущего уха

Определение ведущего глаза

  • Ведущий глаз левый – у 4 человек
  • Ведущее ухо левое – у 4 человек
  • Ведущий глаз правый – у 23 учащихся
  • Ведущее ухо правое - 23 человека

Исходя из проведённой мною работы (опрос психолога, тестирование среди моих одноклассников и анкетирование учителей школы) и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришёл к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием. В моём классе 4 левши, что составляет – 5 %.