Кафедра современного русского языка и общего языкознания. Новые технологии обучения русскому языку

Общая информация

Кафедра современного русского языка и методики образована в 1991 году, входит в состав филологического факультета. Как структура факультета и вуза кафедра осуществляет свою работу во взаимодействии с кафедрами филологического факультета, различными подразделениями вуза, организациями города и края.

Миссия кафедры: Формирование личности специалиста, готового к инновационной творческой самореализации, отвечающего требованиям современного социума и способного оказывать определенное влияние на этот социум.

Видение перспектив развития кафедры : конкурентоспособное подразделение факультета и вуза, противостоящее различным вызовам.

Кадровый состав

В настоящее время на кафедре 6,5 ставки профессорско-преподавательского состава (1 профессор, 8 доцентов, 1 старший преподаватель), 1 ставка учебно-вспомогательного персонала. Средний возраст ППС – 49,75 лет. Остепененность ППС - 90 %.

Сфера обучения

Кафедра выступает как выпускающая по направлениям 44.03.05 "Педагогическое образование" направленностям (профилям) бакалавриата «Русский язык и литература», «Русский и иностранный (английский) язык», 44.03.01 "Педагогическое образование" по направленности (профилю) "Русский язык", по направлениям магистратуры 44.04.01 "Педагогическое образование", программы: «Технологии обучения русскому языку и литературе в поликультурной среде», «Русский язык и литература в полиэтнической среде»; участвует в реализации программ магистратуры «Теоретическое и прикладное языкознание в образовании», «Теоретическая и практическая филология в образовании», «Управление профессиональной коммуникацией», направления бакавриата 44.03.01 "Педагогическое образование" направленность (профиль) "Литература"; осуществляет преподавание дисциплин «Русский язык и культура речи», «Культура речи» по направлениям 44.03.05, 44.03.01 "Педагогическое образование" на факультетах биологии, географии, химии и иностранных языков. Кафедра разработала и курирует программы ИДО ПК «Методика преподавания русского языка как иностранного: традиции и инновации», «Обучение русскому языку и литературе в образовательных организациях».

Все ведущие дисциплины преподаются в рамках МРС, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, созданы УМКД и РПД по дисциплинам кафедры, применяются современные инновационные технологии обучения и воспитания. Активно работает кабинет методики преподавания русского языка, в том числе и в виртуальном формате: методическая страница кафедры на сайте вуза регулярно пополняется новыми материалами.

На кафедре имеется аспирантура.

Кафедра осуществляет подготовку студентов к работе в профильной школе, студенты изучают и обобщают опыт лучших учителей-методистов в рамках педпрактики, участвуют в конкурсах профессионального мастерства («Учитель, которого ждут», «Учитель русской словесности»), часть выпускных квалификационных работ по методике выполняется по заказам школ.

Кабинет кафедры

Кабинет методики преподавания русского языка (3-25) оснащен необходимой видео- и аудиоаппаратурой, имеет значительный архив по методике преподавания русского языка.

Взаимодействие с образовательными и иными учреждениями

1. Работа в комиссии по присуждению краевых именных стипендий студентам вузов Красноярского края Министерства образования и края.

2.Участие в работе методобъединений и методсеминаров для учителей.

3.Работа в краевой комиссии ЕГЭ по русскому языку, в региональной комиссии по проверке заданий ГИА по русскому языку.

4.Руководство НОУ.

5. Разработка, подготовка и проведение олимпиад разного уровня.

6.Экспертиза программ и т.д.

Кафедра имеет большой опыт работы с образовательными учреждениями Красноярска и Красноярского края. Это сотрудничество помогает повышать уровень подготовки студентов в будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением работы преподавателей кафедры является международная деятельность, виды которой увеличились за последние годы.

Взаимодействие с зарубежными организациями

1.Обучение иностранных студентов.

2.Преподавателями кафедры осуществлялось взаимодействие с университетами Южной Кореи, Франции, КНР, Польши, Финляндии, Казахстана.

3.Виды деятельности:

Обмен студентами в рамках международной академической мобильности;

Разработка совместных учебных планов по программе «Русский язык как иностранный для студентов-стажеров»;

Проведение совместных конференций, круглых столов;

Издание сборников научных трудов;

Проведение летней школы;

Чтение публичных лекций;

  • организация мастер-классов;
  • руководство подготовкой докладов и публикаций иностранных студентов;
  • участие в работе научных конференций за рубежом.

Организация НИР и НИРС

Преподаватели кафедры осуществляют свою научную деятельность в рамках научной школы КГПУ «Русский язык в Красноярском крае».

2.Прочитано 48 докладов без публикаций.

3.Преподаватели кафедры приняли участие в работе 60 конференций разного уровня, в том числе и за рубежом (Польша, Республика Корея, Испания, Германия).

4.За прошедшие 5 лет преподаватели кафедры активно участвовали в грантовой деятельности в качестве исполнителей (11 грантов).

5. В 2016 году получен грант в рамках регионального конкурса РГНФ "Читальская компетентность младших школьников: становление развитие контекстного чтения", руководитель проекта Е.В. Осетрова.

6.В течение пяти лет под руководством преподавателей кафедры подготовлено 245 докладов и 130 публикаций студентов, организовано 9 научно-практических конференций и других научных мероприятий.

Внеучебная и просветительская деятельность.

Виды деятельности:

Социальные проекты;

Публичные лекции;

Выступления на радио и ТВ (проблемы культуры речи и т. д.);

Публикации в СМИ;

Участие в проведении всероссийских, региональных акций («Тотальный диктант», «Осенний диктант» совместно с центром «Зеркало»);

Работа с библиотеками города и края;

Организация международных площадок;

Проведение курсов повышения квалификации.

Заведующая кафедрой

Черкашина Татьяна Тихоновна

профессор, д.п.н.;

Преподаватели кафедры:

Черкашина Татьяна Тихоновна - заведующая кафедрой, доктор педагогических наук, профессор.

Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», медалью "За вклад в распространение русского языка и русской культуры в мире", имеет звание «Ветеран труда»,

Автор 12 монографий, более 180 научных работ, учебных программ, учебников и учебных пособий, многие из которых имеют гриф УМО и МОН РФ. Учебное пособие "Игровые технологии коммуникативного лидерства" стало победителем конкурса МОН РФ "Лучший учебник для бакалавров". Диплом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проведенного Фондом развития отечественного образования, был присужден коллективной монографии Черкашиной "Инновационные модели коммуникативной подготовки бакалавров: проблемы, поиски, решения" под редакцией Т.Т. Черкашиной.

Награждена медалью "За вклад в распространение русского языка и русской культуры в мире".

В составе делегаций российских вузов по линии МОН РФ, Россотрудничества, фонда "Русский мир"

  • автор 12 монографий, более 180 научных работ, учебных программ, учебников и учебных пособий, многие из которых стали победителями конкурсов МОН РФ "Лучший учебник для бакалавров", "Лучшая научная книга-2015 года":
  • в составе делегаций российских вузов по линии МОН РФ, Россотрудничества, фонда "Русский мир"
  • продвигает русский язык как на постсоветском пространстве, так и за рубежом: Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдова, Казахстан, Украина и др.;Монголия, Египет, США, Бразилия, Израиль, Венгрия, Бразилия, Мексика и др.
  • член Экспертного совета
  • эксперт ФИПИ МО РФ;
  • член диссертационного совета Д212.203.22 при РУДН;
  • член редколлегии научных журналовРИНЦ:

1) "Научный альманах";

2) "Наука, образование, общество";

3) "Наука и современность";

4)"Вестник гуманитарных наук".

  • член Экспертного совета Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике;
  • член экспертного совета ГД РФ по образованию;
  • эксперт ФИПИ Министерства образования и науки РФ по русскому языку и культуре речи
Преподаваемые дисциплины: "Современный русский язык", "Русский язык и культура речи", "Русский язык как иностранный", "Язык деловых межкультурных коммуникаций", "Язык научного исследования", "Риторика"
:

1.Удостоверение о повышении квалификации"Иностранный язык (английский)"№ 357 176 часов. ФГБОУ ВО “Государственный университет управления” (ГУУ), 1994 г.

2. Свидетельство о повышении квалификации "Методика преподавания русского языка как иностранного"№ 6752. 180 часов, РУДН, 1997. г.

3. Удостоверение о повышении квалификации "Риторика и культура речи в вузе и в школе (предмет и подготовка преподавателя)"№ 57. 72 часа, 2001 г. ГИРЯ им. А.С. Пушкина.

4. Удостоверение о повышении квалификации "Современные проблемы и методики менеджмент-образования"№ ПК-0048. 72 часа, ФГБОУ ВО “Государственный университет управления” (ГУУ),2002 г.

5. Удостоверение о повышении квалификации "Лингводидактическое тестирование" № 8443. 100 часов. РУДН, 2012г.

6. Удостоверение о повышении квалификации "Язык и межкультурная коммуникация в управленческом образовании" № ИЯ-0093. 72 часа. ФГБОУ ВО “Государственный университет управления” (ГУУ),2014 г.

Лазаренко Любовь Витальевна - доцент, кандидат филологических наук, доцент.

Преподаваемые дисциплины:

1. История зарубежной литературы

2. История отечественной литературы

3. Русский язык и культура речи

4. Русский язык как иностранный

6. Русская литература (колледж)
Данные о повышении квалификации :

1.Удостоверение о повышении квалификации № 772404310942 от 12 ноября 2016 г., по программе «Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях», 72 часа, ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования»

2.МИОО, подготовка экспертов ГИА по литературе, 2018. Сертификат. 72 ч.

Пермякова Наталья Святополковна - старший преподаватель, награждена медалью «В память 850-летия Москвы», имеет звание «Ветеран труда».

Преподаваемые дисциплины:
1.Русский язык и культура речи

2. История зарубежной литературы

3.Русский язык как иностранный

4.Отечественная литература

5. Русский язык и деловое общение

6 Стилистика русского языка

7 Русская литература (колледж)
Данные о повышении квалификации :

1. Свидетельство о повышении квалификации № 566 от 3 января 2001 в Межотраслевом институте повышения квалификации кадров МГТУ им. Баумана по направлению «Компьютерные информационные технологии в образовании» (159 часов)

2. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 1416 от 21 мая 2002 в Московском институте развития образовательных систем по программе «Историческое культуроведение: проблемы мировой художественной культуры» (72 ч)

3.Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № ПК-0557 от 15 ноября 2004 г. на факультете повышения квалификации Государственного университета управления по программе «Современные методики и информационные системы в образовании»(72ч.)

4. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № ПК-929 от 27 ноября 2007 г на Факультете повышения квалификации В «Государственном университете управления «по программе «Современные методики и информационные системы в образовании» (72 ч)

5.Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации от 19 апреля 2007 г. в исследовательском центре ПКПС Московского государственного института стали и сплавов по программе «Конструирование и применение тестов в образовании» (72ч)

6. Удостоверение о повышении квалификации № 772401339711 от 25

Суздальцева Лидия Святославовна - старший преподаватель. Почетный работник высшего профессионального образования.

Преподаваемые дисциплины:

1.Русский язык и культура речи

2. Русский язык как иностранный
Данные о повышении квалификации :

1.Удостоверение о повышениик квалификации № 772401339660 от 25 марта 2014 г., по программе «Современные формы и методы обучения студентов в средней и высшей школе»,72 часа, Институт дополнительного образования Московского государственного университета дизайна и технологии

2.Удостоверение о повышении квалификации № 772404310936 от 12 ноября 2016 г., по программе «Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных образовательных организациях», 72 часа, ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования»

3.Сертификат. Настоящий сертификат подтверждает, что Суздальцева Лидия Святославовна успешно прошла квалификационные испытания на присвоение статуса эксперта ГИА-11 по русскому языку.эксперт».

Трубина Ольга Борисовна - доцент, к.ф.н.

1. Современный русский язык

2. Русский язык и культура речи

3. Культура речи и деловое общение

4. Риторика

5. Русский язык как иностранный
Данные о повышении квалификации :

1.Удостоверение о повышении квалификации № 53702Международная академия телевидения и информационного бизнеса РУДН. Программа дополнительного профессионального образования «Медиа-технологии» (27-марта - 30 марта 2018 г.) 72 часа

2. Удостоверение о повышении квалификации № 1600/2655. Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного языка РУДН.Программа дополнительного профессионального образования«Методика преподавания русского языка (как иностранного или неродного): разного теорий и практик», (22 мая 2017 -26 мая 2017.)72 часа.

3. Удостоверение о повышении квалификации № 321. Автономная некоммерческая организация высшего «Институт непрерывного образования». Программа «Образовательная деятельность педагогических и научно-педагогических работников по организации инклюзивного образования (пространства) лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью в профессиональных организациях. (03 ноября - 12 ноября 2016).72 часа

Учебная работа преподавателей включает в себя:

1. Чтение лекций по речеведческим дисциплинам: «Русский язык и культура речи (для студентов всех направлений Университета); «Культура речи и деловое общение», «Риторика», «Коммуникативная этика», «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы»(для студентов Института социальной инженерии по направлениям «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Зарубежное регионоведение», «Государственное и муниципальное управление»);»Русский язык» и «Отечественная литература»(для учащихся колледжа).

2. Проведение практических занятий по курсам «Русский язык и культура речи» (со студентами всех специальностей, направлений Университета) «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы»(со студентами направлений Института социальной инженерии);

«Русский язык», «Отечественная литература ХIX-XX веков» (с учащимися колледжа); «Русский язык как иностранный» (со студентами -иностранцами из Иордании, Италии, КНР, Гвинеи, Афганистана, Сирии, Алжира, Венесуэлы, Уганды, Монголии и др., обучающимися по Программе подготовки иностранных граждан к поступлению в вуз, а также в бакалавриате и магистратуре).

Научно-методическая работа преподавателей кафедры заключается в следующем:

1. Разработка новых и обновление ранее составленных программ и планов учебных занятий по дисциплинам, читаемым преподавателями кафедры

3. Разработка и написание контрольно-тренировочных заданий, заданий для самостоятельных работ, зачетных и экзаменационных заданий по дисциплинам, читаемым преподавателями кафедры, а также заданий для проведения вступительных испытаний в Университет по русскому языку и литературе, предусмотренных Программой Министерства высшего образования.

4. Подготовка методических докладов и методических разработок по различным дисциплинам кафедры.

5. Подготовка и проведение научно- практических занятий и конференций со студентами ИСИ (в 2013 году проведена конференция «Проблемы современной молодежи» ответственная доцент кафедры Трубина О.Б)

Научная работа преподавателей кафедры включает в себя:

1. Написание монографий, учебно-методических статей в различные сборники, в том числе в сборник «Филологическая наука и школа», в сборник «Московского открытого института (Преподаватель каф-ры доц.Аникин А.А, доклад «Преступление и наказание: время и место» к 190-летию Ф.М. Достоевского 2012г).; Преподаватель каф-ры доц. Трубина О.Б, (доклад «Школьный жаргон: «другая грамматика». Методика преподавания русского языка 2012год)

2. Подготовка материалов с последующим выступлением на научных конференциях в Московском Открытом Институте, в Московском институте мировой литературы и в Институте Русского языка им. А.С Пушкина.

3. Международная научно-методическая конференция «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» 2012год. Преподаватель каф-ры доц Аникин А.А, доклад «Избыточная креативность в толковании русской классики». Преподаватель каф-ры доц Трубина О.Б, доклад «Об особенностях концептуализации мира в жаргонном дискурсе».

4. Преподаватель каф-ры доц. Попович Н.О. участвовала в VI Всероссийской конференции филологического факультета ИРЯ им. А.С Пушкина. «Г.Р. Державин и его эпоха» 19 февраля 2013 г. Подготовлен доклад «Державин русской критике литературы XX века». Опубликована статья «История русской литературы XXвека»(1940-1980г.г). Учебно-методическое пособие «Тесты и ЛЕКТУРЫ: сборник контрольных заданий 2012 году.

5. Преподаватель каф-ры. доц. Лазаренко Л.В. участвовала во Всероссийской конференции «Этика: наука жить среди людей». Подготовила доклад «Этика межэтнического и межпрофессионального взаимодействия в прозе М. Повича. М.МПТУ,2011г.

6. Преподаватель кафедры доц. Балабанова была участницей межрегиональной конференции 29.03.11г. и в мае 2013года в г.Рязань, где выступала с докладами «Подготовка коллектива образовательных учреждений к реализации федеральных государственных стандартов, «Особенности организации обучения в рамках ФГОС нового поколения.

Особое внимание преподаватели кафедры уделяют формированию речевой культуры студентов; развитию навыков делового общения, обучению основам полемического мастерства, различным формам публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог, работать в библиотеке и читальном зале, выполнению различных по жанру письменных работ, в том числе конспектов, рефератов, курсовых и дипломных работ и др.

Совершенствуя свое мастерство, преподаватели кафедры обмениваются опытом работы, в том числе с преподавателями других вузов.

Преподаватели кафедры регулярно проходят курсы повышения квалификации в различных вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В апреле 2013года доц.кафедры Лазаренко Л.В проходила курс повышения квалификации по дистанционному обучению в г. Ростов-на-Дону в Южно-Российском Федеральном Университете и получила диплом об окончании этого курса.

Работа высококвалифицированных преподавателей кафедры «Русский язык» неоднократно отмечалась наградами Университета.

Кафедра русского языка является преемницей двух кафедр - кафедры русского языка начального этапа обучения и кафедры русского языка повышения квалификации и стажировок, которые на протяжении длительного периода являлись ключевыми структурными подразделениями сначала подготовительного факультета МГУ (1954-1991 гг.), а затем Центра международного образования МГУ (1991-2013 гг.). Кафедра русского языка Института русского языка и культуры является, таким образом, одним из старейших в нашей стране вузовских подразделений, специализирующихся на методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), предвузовской подготовке иностранных учащихся. В разные годы на кафедре работали такие известные специалисты в области русского языка как иностранного, как О. М. Аркадьева, Л. Г Баш, Е. Ю. Владимирский, Г. В. Колосницына, М. Н. Лебедева, Н. А. Метс, М. М. Нахабина, В. А. Степаненко, Е. М. Степанова, Е. Д. Чемоданова, Л. В. Шипицо.

Отчёт кафедры за 2018 год.

Первые учебные программы

На кафедре русского языка для иностранных учащихся были подготовлены первые учебные программы, заложившие основы и принципы функционально-семантического описания русского языка. Эти принципы были впоследствии реализованы в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному, а также в фундаментальной русистике. Здесь был также впервые реализован принцип обучения русскому языку с учетом этнокультурной и языковой специфики учащихся. В 1965 году коллективом кафедры был подготовлен и издан первый универсальный учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. В дополнение к этому учебнику были созданы учебные пособия (по аудированию, развитию устной речи, чтению, фонетике и интонации), направленные на развитие навыков речевой деятельности и позволяющие, соответственно, интенсифицировать учебный процесс. Сотрудники кафедры входили также в состав авторского коллектива учебно-методического комплекса «Старт» (включавшего в себя пособия как для студентов, так и для преподавателей), в рамках которого была впервые в русистике реализована идея комплексного обучения различным видам речевой деятельности на основе активной коммуникативности.

Новые технологии обучения русскому языку

С начала 90-х годов на кафедре активно разрабатывались новые технологии обучения русскому языку как иностранному. Важнейшим направлением деятельности стало также создание теоретических основ будущей государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. При активном участии кафедры были созданы Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на временное проживание, Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих вид на жительство.
Авторским коллективом кафедры (Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А.) был подготовлен учебный комплекс «Дорога в Россию», состоящий из 3-х книг, каждая из которых соответствует уровням владения русским языком как иностранным: элементарному, базовому и первому сертификационному. В настоящее время данный комплекс является одним из ведущих учебников по РКИ: он выдержал семь изданий и, кроме России, был опубликован также в Китае, Индии и США. В настоящее время авторским коллективом кафедры русского языка подготовлено обновленное издание учебного комплекса «Русский сезон», в котором нашли отражение самые последние методические и научные разработки в области преподавания РКИ, ведется работа над учебником «Русский сезон 2», продолжается работа над пособием «В добрый путь!», учебным комплексом «Русский язык сегодня».

Научные и научно-методические направления кафедры русского языка в 2018/2019 учебном году

  1. Теоретические и практические основы преподавания русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки
  2. Язык специальности на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся
  3. Проблемы речевой культуры в условиях межъязыкового и межкультурного взаимодействия на начальном этапе обучения
  4. Научно-методическое обеспечение российской государственной системы стандартизированного сертификационного тестирования иностранных граждан
  5. Русская литература в системе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения
  6. Методика разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение русскому языку как иностранному (мультимедиа и дистанционное обучение)
  7. Методика использования аудиовизуальных технологий на занятиях по русского языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки
  8. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного на начальном этапе обучения
  9. Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете

На кафедре русского языка работают 20 человек (из них 5 доктора и 9 кандидатов филологических наук): 18 преподавателей, специалист по УМК и лаборант. Среди преподавателей кафедры известные учёные-русисты: Е. П. Буторина, С. М. Евграфова, Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз, И. А. Шаронов и др. До 2018 года кафедрой русского языка заведовал доктор филологических наук, профессор Максим Анисимович Кронгауз.

Преподаватели кафедры читают курсы на всех факультетах и отделениях РГГУ. Среди курсов, читаемых по кафедре русского языка: «Русский язык и культура речи», «Современный русский язык», «Древнерусский язык», «Стилистика русского языка», «Теоретическая грамматика русского языка», «Теория письма», «Синтаксис», «Семантика», «Лексикография», «Теория коммуникации», «Русский язык как иностранный», «Фонетика современного русского литературного языка», «Диалектология русского языка» и другие.

Преподаватели кафедры руководят курсовыми и дипломными работами по русскому языку, общему языкознанию и семиотике. На кафедре обучаются аспиранты и проходят стажировку преподаватели и ученые из России, Франции, Польши, Японии и других стран.

Приоритетными направлениями научной работы являются:
создание учебной и теоретической грамматики русского языка;
лексикография;

  • создание корпуса лингвистических задач;
  • исследования в области невербальной семиотики;
  • исследования в области теории и практики коммуникации;
  • исследования в области семантики и прагматики;
  • исследования в области междометий и дискурсивных слов;
  • исследования в области словообразования;
  • иследования в области русской диалектологии;
  • исследования современного русского языка в контексте культуры и политики.

На кафедре также ведется большая организационная работа. Одно из основных направлений связано со школьниками (см. Лингвистика для школьников). Сотрудники кафедры участвуют в организации лингвистических олимпиад, школьного факультатива, летней лингвистической школы, в написании лингвистической литературы для школьников: сборников задач, книг для чтения, учебных пособий и энциклопедий.

Кафедрой русского языка организуются также конференции и круглые столы, среди которых можно выделить ежегодную международную конференцию, посвященную проблемам языка и коммуникации.

При кафедре действуют несколько постоянных рабочих семинаров:
семинар по невербальной семиотике (рук. Г. Е. Крейдлин);
семинар по дискурсивным словам (рук. И. А. Шаронов).

Преподаватели кафедры являются авторами ряда монографий, учебных пособий, энциклопедий. Кафедра активно участвовала в создании лингвистической энциклопедии для школьников:
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык (М.: Аванта+, 1998).

Среди учебных пособий и монографий, созданных на кафедре:

  • Буторина Е. П. Русский язык в деловой интернет-коммуникации. М. Издательский дом «Академия естествознания», 2013. 206 с.
  • Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2009 (1-е изд.), 2012 (2-е изд.). 296 с.
  • Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М. – Вена, 2001.
  • Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М., 2002.
  • Крейдлин Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.
  • Крейдлин Г. Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения. М., 1997 (2-е изд., испр. и доп., 2004)
  • Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: семантическая грамматика. Москва: Школа "Языки русской культуры", 1998.
  • Кронгауз М. А. Семантика: Учебник для вузов. М., 2001 (2-е изд., испр. и доп., 2005).
  • Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008.
  • Кронгауз М. А., Муравенко Е. В. Летняя гуманитарная (лингвистическая) школа. М., 1996.
  • Шаронов И. А. Междометия в речи, тексте и словаре. М., 2008.

Список сотрудников кафедры русского языка

  • Елена Петровна Буторина – кандидат филологических наук, доцент «Компьютерная лингводидактика», «Современные образовательные технологии», «Основы теории коммуникации», «Деловое общение на русском языке», «Русский язык и культура речи», «Лингвистические основы преподавания РКИ», «Педагогика и психология высшей школы» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Наталия Юрьевна Гурьева – кандидат филологических наук, доцент «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Документная лингвистика», «Современный русский язык: подготовленная устная речь», «Речевая коммуникция» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Маратовна Евграфова – кандидат филологических наук, доцент «Введение в языкознание», «Написание и редактирование текста», «Народы и языки на карте мира», «Преподавание русского как родного», «Аналитическое чтение учебных и научных текстов» и др. контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Елена Геннадьевна Жидкова – преподаватель «Русский язык и культура речи», «Введение в языкознание» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Игорь Игоревич Исаев – кандидат филологических наук, директор Института лингвистики «Диалектология», «Фонетика, графика, орфография современного русского языка», «Общая фонетика», «Спонтанная устная речь», «Диалектологическая экспедиция » контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Григорий Ефимович Крейдлин – доктор филологических наук, профессор «Введение в языкознание», «Теория диалога», «Типология невербальных актов», «Теория невербальной коммуникации», «Лексикография», «Актуальные проблемы лингвистики» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Михайловна Кусмауль – преподаватель «История русского литературного языка», «Древнерусский язык» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Ольга Ремировна Лопаткина – доцент «Русский язык и культура речи» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Светлана Игоревна Переверзева – кандидат филологических наук, преподаватель «Риторика», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение», «Практический курс русского языка» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Юлия Давидовна Тильман – кандидат филологических наук, доцент «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» контактный адрес электронной почты: [email protected]
  • Игорь Алексеевич Шаронов – доктор филологических наук, профессор, декан факультета ТиПЛ «Коммуникативы и принципы их лексического описания», «Современный русский литературный язык (стилистика)», «Морфология русского языка», «Современный русский язык. Стилистика ресурсов: грамматическая и лексическая стилистика» контактный адрес электронной почты: