Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие. Как зимуют лесные жители Урок жизнь диких животных зимой

ГКСОУ ВО « Спец. (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г. Владимира »

Занятие

«Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

для детей со сложной структурой дефекта.

Подготовила и провела: Кондратова Н.В.

г.Владимир

Цель: Дать представление о том, как зимуют дикие животные; показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой. Задачи: - уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются; -расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни; рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы. -учить распознавать следы зверей; - название детёнышей диких животных; - развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки животных, раскраски с животными, карандаши.

ХОД

2Актуализация знаний по теме.

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Владимир налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

-Дети, посмотрите в окошко, и скажите какое сейчас время года? (зима) - Почему вы так решили? (много снега, сильный мороз, солнце светит, но не греет)

Сюрпризный момент.

К нам в класс пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание , то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

3Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.
-Устали? Присядем на полянке, отдохнём.

4. Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба, только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Все деревья так похожи друг на друга, что не отличить!

5. - Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

6. (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.


7. «Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу» - Кто это? (белка) - Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку) - Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост) - Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку. -Как вы думаете, белочка меняет цвет шубки?
8. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле.
9. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. К зиме она подготовила не только теплое дупло. -А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму? - Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Хорошо. Смотрим дальше следы. Как думаете, чьи эти следы?

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:


10. Он в шубке беленькой зимой, а в серой шубке летом. -Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Игровое упражнение «Целое - части» - Посмотрите внимательно на зайчика. Какой он? (белый, маленький, пушистый) - Что это у зайчика? (уши) - Какие они? (длинные, большие) - Для чего зайчику такие уши? (хорошо слышать) - Да, уши у зайчика большие, поэтому он хорошо различает шорохи. - Какая шубка? (мягкая, теплая, пушистая) - Что это? (лапы) - Какие они? (сильные, крепкие) - Для чего зайчику такие лапы? (сможет быстро убежать от опасности) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

11. - Ребята, а чем питается зайчик зимой? (корой деревьев, веточками) -А как заяц себе домик устраивает? -Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. -А вот следы главных врагов зайчишки:

12. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) -Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

13. Лиса очень ловкий, хищный зверек. У нее хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит. А ещё пушистым хвостом лиса заметает свои следы.

14. - Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный! (Волк)

- Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме? Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
15. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку? 16 - 19. А теперь вам нужно из данных картинок выбрать того зверя, чьи следы вы видите. 20. Раздается храп.

Что это за звуки? (кто-то храпит)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

А почему зимой в лесу не встретишь медведя?

- А что делает медведь зимой? (спит) - Посмотрите, какой медведь? (большой, сильный) - Что это у медведя? (туловище) - Какое оно? (большое) - Что это? (голова) - Какая она? (большая, круглая) - Какие лапы? (большие, с когтями) - Ребята, медведь большой, сильный. Хорошо быть таким? (хорошо, никого не боится) - Как вы думаете, что в этом плохого? (тяжелый, не сможет быстро убежать от опасности, когда идет, ломает веточки, шумит) - Дети, я вам хочу рассказать, что холодной зимой у медведицы появляются маленькие беспомощные детеныши. - Питаются медвежата в берлоге зимой молочком матери. - Давайте не будем больше беспокоить спящего медведя и отправимся дальше. 21. -Отгадайте загадку: «Угрюмый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много А ниток ни одной. На зиму засыпает, Никому не мешает» -Как вы думаете, кто это? (ежик)
22. - Ребята здесь норка, в которой спит ежик. Давайте тихонько заглянем к нему (рисунок с изображением ежика ) - Ежик – это забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми иголками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без иголок. Как только ежик почувствует опасность, сразу сворачивается в клубочек, прячет внутрь себя мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставляет. Ежи летом любят, есть разных червячков, мышей, лягушек. Этим он приносит пользу. Днем ежик спит, а ночью выходит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних деньков. - Что делает маленький зверек зимой? (спит) - Вот и наш ежик пусть спит дальше. 23. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”. Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши. Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей. Белка – бельчонок. Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?) Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?) Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?) Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
Игра “Четвёртый лишний” Исключите из изображённых картинок ту, которую считаете лишней. 24. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку)
25 . Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
26. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)


Подведение итогов - Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо? Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
27. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою. (Раскрашивание зверей). А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес. 28. Итог.

    Зачем нужен лисе такой пушистый хвост? (заметать следы)

    Куда прячется белка в сильные морозы? (в дупло)

    Зачем заяц следы запутывает? (чтобы не нашли его хищники)

    Почему говорят, что волка ноги кормят?

    Чем заяц питается зимой?

    Что делает медведь зимой?

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • учить распознавать следы зверей и птиц;
  • развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
  • упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.

ХОД

Актуализация знаний по теме.

Разгадывание загадки.
Слайд №1

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

Слайд №2

Беседа «Месяцы зимы»

— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?

Сюрпризный момент.

— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Беседа «Поведение животных зимой»

  • А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
  • А откуда вы об этом узнали?

Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)

  • Каких животных зимой можно встретить в лесу?

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.

Рассматривание иллюстраций.

— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.

Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)

Презентация книжки.

— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

— Давайте расскажем, где зимуют животные.

«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)

Разгадывание загадки.

— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)

Презентация книжки.

— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.

А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.

Описание этапов выполнения поделки.

Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»

Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.

Практическая работа «Украсим елочку».

— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.

Дети сминают лист бумаги и салфетку.

— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?

Разгадывание загадки.

— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.

Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).

Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.

Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)

А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Разгадывание загадки.

— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)

Презентация книжки о волке.

— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)

Беседа «Рысь».

— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?

Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.

Динамическая пауза

«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Игра «Угадай, чьи следа».

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)

Презентация книги о ежике.

— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»

Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».

— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»

Беседа и презентация книги о медведе.

— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)

Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?

Поля расскажи о своей книжке.

Прослушивание песни.

— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)

Заключительная часть.

— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.

Звучит песня «Сказки зимнего леса».

— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.

Знакомство с Красной книгой.

— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)

А от чего погибают животные? (слайд №43)

И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)

Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.

Подведение итогов.

— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.

Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.

Звучит видеоклип « Все на свете нужны».

Ирина Денисенко

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » (средняя группа ) .

Воспитатель : Денисенко Ирина Николаевна.

Образовательная область : «Познавательное развитие » ; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель : формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь , логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц .

Целевые ориентиры : активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Виды деятельности : игровая, познавательно- исследовательская , речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации : фотографии и рисунки, показывающие диких животных , картины зимнего леса.

Ход занятия.

Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии , нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

- Отгадайте загадки :

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года . Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова :

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер , давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Колючий, как…. еж

Неуклюжий, как…. медведь

Рыжая, как…. лиса

Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой ,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится .

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет : сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики» .

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки )

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот )

У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки :

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож :

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Показ картинок.

Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь ? Отгадайте загадки :

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

Ребята посмотрите что у меня есть :

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый ,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол) .

Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу ? Послушайте загадку и узнаете.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Ежи и медведи зимой впадают в спячку . Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя : еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши » .

Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных , а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка - …. бельчонок, бельчата.

Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное , все остальные дикие )

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные ) .

Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу , там вас ждет сюрприз : Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить ? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное . Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет) . В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Благодарит детей и хвалит их за старание.






Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию

«Жизнь диких животных в лесу зимой»

в подготовительной к школе группе

Программное содержание: расширять знания детей о жизни диких животных в лесу зимой. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Заложить основы экологического воспитания детей. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному что нас окружает.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихотворений, наблюдение и экскурсии.

Методическое обеспечение: групповая комната похожа на лесную зимнюю полянку, под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка, пролетают снегири. Все это достигается с помощью ярких мягких игрушек, пластмассовых елочек, веток.

Для коррекционных работ используются цветные открытки, с изображением диких животных, фланелеграфы, чудесный мешочек.

Кукольный театр с персонажами: старичок- лесовичок, лесные звери.

Музыкальное оформление: Г. Свиридов «Тройка» или « Полонез» Очинского.

Методика проведения

Звучит «Полонез» Огинского или «Тройка» Свиридова. На этом фоне воспитатель читает стихи: И. Суриков «Белый снег пушистый», «Береза» С. Есенина.

В: Ребята, что вы сейчас услышали? Д: Музыка, стихи. В: О чем я читала стихи? Д: Олесе, о березе.

В: А теперь посмотрите на картины и найдите лес, о котором я читала стихотворение. Покажите его. Почему вы думаете, что это он? Д: Тихо в этом лесу, все деревья засыпаны снегом, как шапкой. В: А где же белая береза? Д: Вот она.

В: Посмотрите на эти картины и скажите, а что вы чувствуете в душе, глядя на эти картины? Какое настроение возникает у вас? Д: Хорошее, доброе и т. д.

В: Ну раз у вас хорошее доброе настроение, то я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. На полянке детей встречает старичок - лесовичок.

Ст-лес: Здравствуйте, ребята! Я- старичок - лесовичок, я здесь живу. С чем пожаловали в мой дом? С худом или добром?

Д: С добром. Ст- лес: Тогда сначала отгадайте мои загадки, а потом дальше пойдете.

1. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка).

2. Любит груши и мед, сладкоежкою слывет. А еще могу сказать, очень любит он поспать, (медведь).

3. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной? (еж).

4. Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом? (лиса).

5. Кто зимой холодной, ходит злой голодный? (волк).

6. Зимой белый, летом серый? (заяц).

Почему у зайца зимой белая шерстка? Как он это делает?

7. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок? (белка).

8. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может он реветь, кто скажите он? (медведь).

Стар-лес: Молодцы, ребята! Все правильно отгадали, можете гулять в моем

лесу.

Коррекционная работа. Физкультминутка с прослеживающей функцией глаз.

В: Ой! Посмотрите ребята! Кто это прилетел и на ветки дерева сел?

Д: Снегири.

В: А как вы догадались, что это снегири? Почему они к нам прилетели?

(ответы детей)

В: Посмотрите сюда, а один все летает и летает.

Дети глазами прослеживают за снегирем вправо- влево, вверх- вниз (5-6раз). Кукольный театр: Лесные звери- куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют. Белка: Здравствуйте ребята!

Я Белка! Веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Меньше приходится прыгать скакать, силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас, грибы, ягоды, орехи.

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Трудно белке зимовать? Когда долгая зима,

Когда снежная она, когда сильные морозы...

К людям я тогда скачу, помощи у них ищу. В: Ребята! О чем нам белочка рассказала? Д: О том как она зимует, как ей трудно бывает зимой. В: А что нового вы узнали о Белочке?

Д: Что зимой Белочка становится серой, она линяет и цвет шерсти становится серый В: А зачем она это делает?

Д: Чтобы стать менее заметной, чтобы ее не съели другие звери. Еж: А я ежик. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас, грибы и ягоды запас,

Трудился- не ленился, меня вот разбудили И к вам ребята пригласили, чтоб о себе все рассказал, Сюда медведя я б позвал, но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа

Крепко спать и весны ждать! В: О чем нам рассказал еж? Д: О своем зимовье. В: А почему ребята, нельзя будить медведя?

(ответы детей) Заяц: А я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме ребята побелел, шубку новую надел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной! И хотя я не трус, но всего, всего боюсь! Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замершей.

Что под снегом заяц найдет- все ему впрок пойдет. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте,

Где ему еды приберегите, не пугайте, не гоните. Лиса: Я лиса! Мороза не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой- мне он нравится самой! Живу в поле, там сплю, отдыхаю. Ищу мышку полевую или живность какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. В: Ребята! Что нового узнали о лисичке? Д: О том, что лисичка не может догнать зайчика. Стар-лес: Рассказывает о волке:

А еще есть зверь лесной, он ребята очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались! Угадайте? Это волк! Я сам расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит. Волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. В: Почему дети нельзя волку попадаться зимой? (ответы детей)

В: Спасибо Стар - лесовичок, что предупредил нас, сейчас мы пойдем на прогулку в лес.

Коррекционная физкультминутка: Прогулка в зимнем лесу. Мы пришли в зимний лес - ходьба по комнате.

Справа березка в шубке стоит- руку отводят и прослеживают взглядом. Слева елка на нас глядит- руку отводят в указанную сторону. Снежинки в небе кружатся- движение фонариком и смотрят вверх. На землю красиво ложатся- кружась приседают. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал- прыжки. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны в стороны.

Вот мы спрячемся сей час, не найдет тогда он нас!- приседают, прячась Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит- имитируют сон. Прилетают снегири, как красивы они!- имитируют полет птиц. В лесу красота и покой, а нам пора домой- садятся на свои места.

Игра « Чудесный мешочек» - в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, морковка, яблоко и т.д. Дети достают пищу для зверей, угощают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их. Коррекционная игра: Сложи открытку.

В: Дети, а Стар- лесовичок еще одну загадку нам оставил. В этих конвертах спрятаны изображения животных. Нужно их сложить и отгадать кто это?

Дети складывают открытки с изображением диких животных. В: Кто у тебя получился, а у тебя? Дети отвечают, называя животное. В: Хорошо! Молодцы, все справились с загадками.

А сейчас, ребята, я познакомлю вас с пословицами о природе.

1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! В: Почему мы должны птиц и зверей оберегать?

Давайте представим, что может случиться, если не будет птиц, зверей

(ответы детей)

2. Кто природу губит, тот свой край не любит! В: А что значит губить природу?

(ответы детей)

В: А как можно любить свой край, природу. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова « Люблю птиц».

В: Из этого стихотворения сразу видно, что этот человек добрый, любит природу. О нем можно сказать пословицей.

3. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить. Завершая прогулку по зимнему лесу, задаю вопросы:

Что нового узнали на занятии? Чему вы научились? Что вам было трудно?

Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным?

Дети покидают лесную полянку, зимний лес, прощаются с его обитателями


Обитатели леса готовятся к зимовке заранее, еще далеко до первых морозов. Каждый вид животного имеет свои особенные физиологические приспособления для жизни в холодное время года. Эволюция сыграла не малую роль, ведь климат менялся и меняется все время, и все живые организмы должны подстраиваться под изменчивость внешней среды. Большинству зверей переживать зиму приходится тяжело, ведь ощущается резкая нехватка корма, солнца. Особенно трудно травоядным представителям животного мира. Но, тем не менее, большинство зверей успешно переживают зиму.

Лучший способ перезимовать – упасть в спячку

Многие звери для того чтобы успешно перезимовать, впадают в спячку. В основном это медведи, барсуки, ежи и другие. Нельзя сказать, что причина засыпания – это жуткий холод. Скорее, отсутствие корма, которым питаются эти животные. Их физиологическая особенность заключается в том, что в летнюю пору и во время осеннего урожая они накапливают так называемый бурый жир. Во время сна этот жир используется организмом на обеспечение физиологических нужд организма. Температура тела падает, даже, несмотря на то, что эти звери обустраивают свои жилища с максимальным комфортом для себя. Снижение температуры тела, замедление (можно сказать – практически торможение) процессов метаболизма способствует тому, что организм тратит минимальное количество энергии, которую обеспечивает жир.

Активные животные – не редкость

Кто-то засыпает до весны, накопив огромные запасы жира за лето. А кто-то продолжает жить активно, отрастив прекрасный теплый подшерсток, который будет уберегать от самых лютых морозов. Энергичную жизнь продолжают вести лисицы, волки, зайцы, лоси, олени, белки и другие обитатели лесных трущоб и полевых просторов. Сложность выживания этих животных больше заключается в пропитании. Шерсть уберегает их от самых коварных морозов. Во время сильных холодов, метелей, звери прячутся глубоко в снег, где могут поддерживать более менее стабильную температуру, чем и спасаются от обморожений и даже смерти.

Лоси, олени и другие рогатые

Лоси, олени, косули прячутся в ямах из снега. Питаются они корой деревьев, побегами растений, которые найдут под снегом. Между прочим, зимой лоси собираются в группы. Зверь может голодать долгое время, но это не мешает ему перезимовать. Не станет это проблемой и в схватке с хищниками. Лось сможет защитить себя от волка, убив его своими мощными рогами.

Маленькие, рыжие с пушистым хвостом – самые запасливые

Белки – делают запасы кормов с лета. Интересный факт: у белок не одно гнездо, а как минимум – три. Одного – для сна, второе – для зимовки, третье – для выведения потомства. Утепляют белки свои дупла настолько качественно, что температура внутри сохраняется приблизительно 16-18 градусов на протяжении всей зимы.

Хищники – санитары леса

Лисы, волки и другие хищники питаются мелкими животными, такими как зайцы, мыши, хомяки. Они тоже могут долго голодать, во время сильных морозов – прячутся в снег. Интересно то, что здоровых животных хищники не включают в свое своеобразное меню, просто потому, что не могут их догнать. Поэтому хищников называют еще санитарами леса, ведь они убивают больных зверей, которые могут быть заразны. Не стоит забывать, что дикие звери легче переносят зиму при помощи людей, которые привозят и оставляют в кормушках еду.