Обитаемые башни: за и против. Обитаемые башни

11.08.15/12:32
Танк "Армата" - гнилое старьё в новой упаковке. Эпизод 1

Я не буду подробно разбирать все уже выявленные недостатки этого якобы новейшего танка. Лишь перечислю их. Это странно, по картонному, выглядящая броня. Это недоработанная трансмиссия. Это древняя гладкоствольная пушка. Это недоработанная оптическая система наведения. Это наличие излишне мощной радиолокационной станции (РЛС). Это чудовищно высокая цена. Это в целом несоответствие танка требованиям минобороны.

Я не буду подробно останавливаться на высказываниях вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что все танкостроительные страны (США, Германия, Франция, Израиль) якобы отстали от России на 15-20 лет. Этот феерический бред также уже комментировали. Верить этому бреду могут только совсем уж недалёкие ватники, привыкшие верить всему, что выливается на них из телевизора.

Новым в танке "Армата" является только двигатель с трансмиссией, РЛС и необитаемая башня. Вот мы постепенно и подходим к главному. Я коснусь всего одного момента, который, на мой взгляд, является ключевым в этом "чуде", и которое делает этот танк унылым говном.

Автомат заряжания - одноразовый танк.

Зачем в новом танке сделали необитаемую башню? Официальный ответ гласит: "необитаемая башня и броневая капсула, в которой экипаж остается целым даже при подрыве боекомплекта". А с чего это должен взрываться боекомплект? А с того, что конструкторы танка оставили в нём древний советский автомат заряжания, благодаря которому весь боекомплект танка находится в подбашенном отделении. Во всех предыдущих советских танках с автоматом заряжания (Т-72, Т-80, Т-90) командир и наводчик сидели фактически на боекомплекте, а механик-водитель перед боекомплектом. Если при попадании снаряда или ракеты повреждался боекомплект, то в зависимости от степени его повреждения, он либо загорался, либо сразу взрывался. В первом случае у экипажа танка есть шансы выжить (причём у механика-водителя они больше), во втором случае шансов нет. То есть экипаж советского танка сидит на пороховой бочке, готовой в любой момент взорваться.

Как часто в бою повреждается боекомплект советских танков? Посмотрите на фотографии из Украины, как много с обеих сторон подбитых танков с оторванной башней. Это стандартная ситуация для советских танков. Фактически, советские танки с автоматом заряжания - это одноразовые танки. Они живут в бою до первого (максимум - второго) попадания. Потому что после взрыва боекомплекта они не ремонтопригодны. Во время второй мировой войны якобы лучший в мире советский средний танк Т-34 имел прозвище "Братская могила". С полным основанием так же можно называть все советские танки с автоматом заряжания. То есть все танки, стоящие сейчас на вооружении российской армии.

Автомат заряжания - советско/российский эксклюзив.

Есть ли у зарубежных танков автора заряжания? Сейчас уже нет. Раньше был у французов. Они от него отказались, вернувшись к старому, проверенному временем, ручному заряжанию. То есть клоун Рогозин с полным основанием может говорить, что все российские танки не имеют аналогов в мире. Только это будет не в плюс нашим танкам, а в минус.

У всех иностранных танков боекомплект находится фактически вне башни танка, за броневой шторкой. Шторка открывается на короткое время, пока заряжающий берёт очередной снаряд. Всё остальное время броневая шторка закрыта, а боекомплект отделён от танка и экипажа. В случае подрыва боекомплекта энергия взрыва в основном распространяется вверх из-за специфического устройства хранилища снарядов. Поэтому максимум, что случается с иностранным танком при подрыве боекомплекта - заклинивание башни. Сам танк не теряет подвижности, и может самостоятельно уехать с поля боя.

Недостатки автомата заряжания неустранимы.

И вот мы создали якобы абсолютно новый и самый крутой в мире российский танк "Армата" с дремучей проблемой, которой уже несколько десятков лет. Как конструкторы решили проблему взрывучести боекомплекта? Они отсадили весь экипаж в специальную броневую капсулу. Это половинчатое решение. Да, экипаж получил больше шансов выжить. Но танк всё равно взорвётся при попадании в него снаряда или ракеты, и превратится в груду металлолома, в котором (или рядом с которым) будет валяться бронекапсула с экипажем.

Отличная идея! Вокруг идёт бой, свистят пули и снаряды, а экипаж (если выжил и не получил травм в результате взрыва боекомплекта), либо выбирается из неё во время боя, и пешком добирается до своих, либо сидит до конца боя в бронекапсуле, и потом пешком добирается до своих.

Посмотрите на YouTube кучу роликов взрыва боекомплекта советских танков. Посмотрите там же на работу американской противотанковой ракеты Javelin против советских танков. Она взрывается над башней танка, аккурат над боекомплектом, вызывая взрыв боекомплекта. Динамическая защита танка в этом случае абсолютно бесполезна. Дорогущая "Армата" будет такой же одноразовой, как и все предыдущие советские танки. Только в разы дороже. Кому нужно такое говно? Кто её будет в таком случае покупать?

Все остальные недостатки "Арматы" по сравнению с автоматом заряжания кажутся смешными и не серьёзными. Кто вообще придумал и утвердил этот маразм? Кто понесёт за это ответственность, и какую? Случай с "Арматой" - очередное доказательство деградации российских элит.

Несмотря на широкое распространение дистанционно управляемых боевых модулей в последнее время, башни с экипажами все еще имеют будущее. Защитники обитаемых башен приводят аргументы в пользу того, что на поле боя нет замены прямому визуальному наблюдению и что использование видео- и оптических систем наблюдения может только дополнять их в ограниченной степени.

Тот факт, что и по сей день существуют компании, предлагающие обитаемые решения, и что новые бронированные машины и модернизации, разработанные армиями первого ряда, например британские программы WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme – ) и Scout SV, получают обитаемые башни, является подтверждением востребованности их возможностей.

В башне LCTS 90MP установлена цифровая стабилизированная дневная/ночная система управления огнем для стрельбы из 90-мм пушки

Разделительная линия

Впрочем, рынок башен многогранен и бельгийский производитель CMI полагает, что есть разделение между более богатыми странами НАТО, которые могут позволить себе более сложные технологические системы, и остальным миром. Компания CMI делает акцент на втором рынке, потратив много времени и сил на его завоевание.

Исполнительный директор компании CMI Джеймс Кодл сообщил, что в ненатовских странах к дистанционным системам проявляется весьма умеренный интерес, напротив, из-за «веры в глаз» и в связи с отсутствием доверия к изображению на экране обитаемые системы остаются неотъемлемой составной частью боевых машин армий этих стран.

Тем не менее, он считает, что преимущества дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ) касательно эффективности массы являются «настолько существенными, что тенденция разработки и интеграции необитаемых систем продлится еще долгое время».

Масса является критическим фактором в менее развитых странах, где инфраструктура и физические особенности местности означают, что будет затруднительно поддерживать с общей массой 60-70 тонн. Следовательно, акцент делается на тактической мобильности.

Кодл заметил, что CMI хотела предложить высокую летальность при меньшей массе и поэтому разработала башенную систему XC-8, которая может принять пушку калибром от 105 мм до 120 мм и которую можно установить на машину конфигурации 8×8, например Piranha III от General Dynamics или AMV от Patria.

A на выставке Eurosatory в этом году башня XC-8 была установлена на и очень схожую машину K-21 от Korean Doosan DST, хотя Кодл и заметил, что в Азии интерес был «почти эксклюзивно к колесам» понятно, что также существует начальный интерес в установке обитаемых башен на гусеничные платформы.

«Они заинтересованы иметь что-нибудь гораздо легче, чем ОБТ, но с таким же огневым могуществом», – отметил Кодл.


Выставка Eurosatory 2014. Башня XC-8 на гусеничной БМП CV90

Исторический интерес

Господин Кодл добавил, что исторически башни с 90-мм пушками были наиболее популярны среди крупных калибров и, хотя некоторые может быть и списали их, но объективно в них существует потребность и компания CMI до сих пор производит эти башни. Также на выставке Eurosatory 90-мм башня CSE 90LP (low-pressure – низкое давление) от CMI была показана на машине Textron Commando 6×6, которую производитель экспортирует в Колумбию и Афганистан.

CSE 90LP также была установлена на БТР-3E 8×8 в качестве «пробного шара» на рынке модернизаций для того, чтобы посмотреть, захотят ли заказчики больше огневого могущества в комбинации с более легкими машинами.

Компания CMI уже поставила партию башен CSE 90LP и продолжает реагировать на потребности рынка. Эта башня в индонезийской армии установлена на бронетранспортеры Doosan Black Fox 6×6 и была официально принята на вооружении в начале 2014 года. «Я могу гарантировать, что вы увидите ее на многих машинах в предстоящий год или два», – сказал Кодл.

Компания CMI также предлагает такого же калибра башню LCTS 90MP (medium pressure – среднее давление), которая в основном отличается от CSE 90LP начальной энергией, что позволяет стрелять бронебойными оперенными снарядами. «Эта башня может устанавливаться на машины Pandur 6×6 или Piranha II 8×8 общей массой 15 тонн, которые теперь могут уничтожить танк T-55 снарядом этого типа».

Впрочем, он отметил, что рынок 90-мм башен не столь уже огромен: «Это тот случай, когда одного только желания таких компаний как, например GD, недостаточно для разработки 90-мм башни, поэтому это в большой степени ниша, где CMI имеет монополию. Это хороший бизнес для нас, но слишком маленький для нового участника или кого-то еще».


На выставке Eurosatory компания CMI показала свою башню CSE 90LP, установленную на БТР Textron Commando 6×6

Полностью заряжен

Что касается технологии башен, то здесь важнейшей системой, от которой зависит масса всей башни, является автомат заряжания. По словам Кодла, чтобы получить 105-мм башню, у которой была бы достаточно небольшая общая масса, повышающая тактическую мобильность, необходимо ручное заряжание заменить автоматической системой.

«Автоматы заряжания отнюдь не новы, но в контексте продаваемой 105-мм системы я думаю, мы первые. Были другие экспериментальные системы. Но разница в том, что изготавливаем, чтобы продать потребителю для реального использования», – сказал он, отметив, что компания CMI обеспечила себе первого заказчика на свою башенную систему CT-CV 105HP. В сфере меньших калибров, а именно обитаемых средних башен в диапазоне 25-40 мм, есть еще куда двигаться, здесь CMI разработала двухместную башню, которая также может управляться дистанционно.

«Формально мы не запустили ее в широкую продажу, но она фактически доработана, существует и стреляет», – заметил Кодл, хотя не стал говорить о том есть, ли у компании CMI первый заказчик на это особое изделие.


Башня 105-120 мм XC-8 была показана на разных платформах, включая CV90

Новые варианты

«В частности, что касается 105-мм пушки, то здесь не имеет смысла ставить новую дорогую башню на старую машину, стоимость одной значительно превышает стоимость другой и тогда будет несогласованность возможностей. Если взглянуть на все башни, то аргументы в пользу модернизации не столь сильны», – сказал Кодл.

Наибольшими рынками сбыта для компании являются Ближний Восток и Азия, также не менее важны Южная Америка и Африка. Кодл сказал, что на этих рынках сбыта (кроме западного) «озабочены сложностью пользовательских интерфейсов, которые используют наши продвинутые системы».

Современные системы управления огнем могут быть просты в использовании, но проблема зачастую появляется, когда возникает непредвиденная неисправность и характеристики системы полностью меняются. Экипаж затем должен понять, что пошло не так. «Вот почему в промышленно развитых странах покупают большие и дорогие моделирующие системы, поэтому инструктор может смоделировать ошибку в системе, когда экипаж ведет стрельбу. Но во многих других странах мира это представляет собой проблему, всецело новую парадигму касательно обучения и способности оператора справляться с проблемой», – отметил Кодл.

«Большая часть мирового рынка ищет более простые и менее сложные интерфейсы управления между человеком и системой, и я считаю, что это большая проблема».


Во время последних испытаний башня Lancer была установлена на БМП Boxer 8×8

Улучшенные возможности

Для западного и других современных оборонных рынков действуют многолетние комплексные программы и компании конкурируют за возможность добавить технологии, повышающие возможности башен.

Немецкий производитель Rheinmetall изготавливает башню Lancer. Руководитель подразделения по производству башен Андреас Ридель сказал, что в ней установлена современная система управления огнем (СУО) с тепловизором третьего поколения, камерой высокого разрешения и лазерным дальномером на 10 км с полностью стабилизированной линией прицеливания для командира и стрелка. В СУО этой башни включены дополнительные системы информационной осведомленности и распознавания и слежения за целями.

В башне Lancer установлены цифровые системы и электрические приводы, в башне нет больше гидравлики. Броня обеспечивает защиту Уровня 4 в соответствии со стандартом STANAG, который может быть повышен до Уровня 5 или 6 с целью усиления фронтальной защиты. На башню можно устанавливать также противотанковые ракетные комплексы с целью повышения огневого могущества для уничтожения целей с усиленной защитой.

Башня была развернута испанской морской пехотой на четырех машинах Piranha IIIC, которые были поставлены в конце 2012 года.

«Изначально по программе на четыре таких машины хотели установить среднекалиберные башни OTO Melara Hitfist, но они посмотрели на то, что Hitfist предлагает касательно характеристик и уровня технологии, и тогда испанская пехота решила установить башни Lancer», – похвастался Ридель.

Минимальные модификации

Башня Lancer была предложена для канадской программы по машине ближнего боя еще до того, как она была закрыта. Компания Rheinmetall предлагает ее для платформы ARTEC Boxer, хотя она совместима и с другими шасси 8×8.

Возможна модернизация более старых БМП типа Rheinmetall Marder и установка этой башни на другие бронированные машины.

«Вам нет нужды модифицировать машину кроме, может быть, пространства для опорного погона башни и корзины», – сказал Ридель. – На машины Marder установлена 20-мм башня и вы можете легко заменить ее при минимальных доработках машины и без модификации башни».

Он добавил, что большинство заказчиков хотят обновить огневое могущество, что означает более крупные калибры, большее количество типов боеприпасов с разным воздействием плюс современная СУО. Движение к более крупным калибрам – это применение особых типов боеприпасов, например бронебойных и универсальных воздушного подрыва.

Компания Rheinmetall предлагает также дополнительные возможности, например увеличение боезапаса готовых боеприпасов в башне до 252 штук. Башня позволяет также удовлетворить потребности в 40-мм калибре за счет установки пушки ATK MK44 Bushmaster.


Компания Denel Land Systems, изготавливающая башню LCT 90, делает акцент на предоставлении комплексной боевой системы, которая включает также и шасси-носитель

Обитаемые башни: за и против

Как и Кодл из CMI, господин Ридель также считает, что рынок экипажных башен имеет уверенное будущее, поскольку потребность в прямом обзоре поля боя еще долго останется первостепенным для бойцов. Он утверждает, что имеется не так уж много преимуществ при использовании дистанционных башен, как обычно считается.

Ридель отметил, что заявления о том, что ДУБМ экономят массу и легче по сравнению со своими обитаемыми аналогами ложны. «Это не совсем правда. При подобном сравнении люди забывают сознательно, что необитаемым башням необходим экипаж для работы с ним и если вам необходим экипаж два человека, тогда вы должны разместить командира и стрелка, их полный человеко-машинный интерфейс плюс их сиденья где-то внутри машины».

«ДУБМ дешевле потому, что имеется значительное число подсистем, встроенных в эти башни, но они имеют худшую защиту. Если вам необходим определенный уровень возможностей, например круглосуточные поисково-ударные возможности, тогда необходимы две оптические системы, одна из них панорамная система обзора и вторая для командира. Это и определяет уровень цен».

«Имеется множество подсистем и то же самое можно сказать о защите. Необитаемые башни не дешевле только потому, что в них нет людей».


CSE 90LP предлагает возможность круглосуточной работы и широкий диапазон воздействия на цель

Различные варианты

Южноафриканская компания Denel Land Systems не рассматривает рынок как чисто рынок башен, скорее она предоставляет комплексные боевые системы, которые включают и транспортное средство для башни. Исполнительный директор Стивен Бюргер сказал, что существуют рынки для дистанционных и обитаемых башен и это зачастую дело доктрины и предпочтений заказчика.

Он заметил, что заказчики достаточно подкованы и сами знают, что хотят касательно башенных решений, отметив при этом контракт с Малайзией по машине Badger, которая представляет собой сочетание шасси FNSS 8×8, системы управления от Thales и башню от Denel.

«У меня большой заказ в Малайзии на поставку башен для БМП и имеется три решения: 30-мм пушка в обитаемой башне, комбинация 30-мм и ПТУР, и третья – это дистанционная система. В рамках требований пользователя по БМП они признали тот факт, что им нужны все решения».

Парк малазийских Badger будет состоять из 69 машин с 30-мм башнями, 54 машин с ПТУР и 30-мм пушкой и 54 с дистанционно управляемой башней.

Модульный подход

С точки зрения Бюргера, если машина участвует в наступательных операциях, тогда предпочтительны обитаемые башни. Если машина в командирском варианте и башня необходима для самообороны, тогда дистанционный вариант предпочтительнее.

«Модульность очень важна и тогда нужны два типа башен. Одна высокого класса, полностью стабилизированная с ночными возможностями, что-то сравнимое с танком, но меньше и легче. А также башня низшего технического уровня и они обе необходимы».

Он добавил, что огневое могущество сегодня – это не единственное требование к башне. Очень важны стабилизация, ночные прицелы, интегрированная СУО и способность прицелов проводить рекогносцировку для идентификации с правильной согласованной работой всех систем.

Машины должны также иметь возможность двойного применения, чтобы работать как командирский вариант и в этом случае программное обеспечение также должно быть функционально гибким. Кроме того, следует учитывать защиту, точность и простоту пополнения боекомплекта что, по мнению Бюргера, очень важно для обитаемых башен.

Ключевой компонент

Самой важной частью башни является ее фундаментальный смысл – орудие. Совместное предприятие между BAE Systems и Nexter компания CTAI находится в процессе квалификации вооружения для британского министерства обороны и французского управления по закупкам вооружений, которое будет устанавливаться на бронированные машины следующего поколения.

Представитель компании CTAI сказал, что на 40-мм пушку получен полный сертификат безопасности от британского министерства обороны на бронебойные и практические выстрелы. В настоящее время идет квалификация фугасного снаряда точечной детонации, сертификация которого завершится в середине 2015 года, а за ним последует боеприпас воздушного подрыва. Затем будут проведены стрельбовые испытания из британской машины WCSP и позднее Scout SV.

«Компания CTAI работает с министерством обороны по выдаче контракта на серийное производство. По плану машины должны быть поставлены в 2017 году и нам надо иметь готовое к интеграции вооружение, чтобы компании Lockheed Martin и General Dynamics могли делать свою часть работы», – сказал он.

Компания будет готова в следующем году к контракту на серийное производство, затем примерно в 2018-2019 году CTAI начнет поставки для французской машины EBRC.

Проведя оценки в 2008 году, британское министерство обороны выяснило, что вооружение калибра 40 мм необходимо для борьбы с крупными целями. Представитель компании сообщил, что проблема состоит в том, что когда вооружение такого размера установлено в башне для экипажа не остается достаточно пространства. Даже в случае с 35-мм пушкой, установленной на БМП CV90, тело стрелка касается башни с одной стороны и вооружения с другой и он не может увидеть другого человека пока не поднимется ствол и казенная часть внутри башни не опустится.

Представитель компании сказал, что CTAI фактически решила эту проблему, сняв заднюю часть казенника, повернув его и сместив индуктор в сторону.

Начиная с 2006 года в средствах массовой информации периодически появляются сведения о создании и скорейшем поступлении на танка четвертого поколения. Прошло почти десятилетие, а даже изображения опытного образца никто не видел. Известно только, что создателем является Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в Нижнем Тагиле. На параде 9 мая 2014 года ожидается появление на публике нового образца тяжелого вооружения. В течение двадцати лет разработок проект шифровался по-разному: “Совершенствование 88”, Объект 195, Т- 95, Т-99 "Приоритет". Иногда сюда же относят названия “Черный орел” и “Армата”. Следует обратить внимание, что отождествлять “Армату” с предшествующими проектами, и особенно с Т-95, не следует, это совершенно новое изделие.

В конце восьмидесятых наши инженеры заглянули в будущее

Проектирование нового образца боевой машины началась в 1988 году. Основной идеей было повышение выживаемости экипажа и возможность модернизации систем вооружения без кардинальных переделок машины. Для удовлетворения этому требованию предлагалось сделать башню необитаемой. То есть осуществлять наведение орудия или стрелкового вооружения на цель, выбирать тип боеприпаса и совершать выстрел должна была автоматика. Сам же экипаж следовало поместить в изолированной, хорошо защищенной бронекапсуле. Должен был получиться танк с совершенно новой компоновкой и мощнейшей защитой. Политические потрясения последнего десятилетия прошлого века не позволили в полной мере реализовать задуманное. Да и уровень развития электроники того времени вряд ли дал бы возможность создать высокоэффективную боевую систему. Эту концепцию воплотили в металле спустя несколько лет уральские танкостроители создав Объект 195. Фото танка, укрытого брезентом, не могут помочь составить представление о конструкции автономной артиллерийской установки.

Неоконченный детектив

В связи с высоким уровнем секретности проекта создания танка четвертого поколения, возникла путаница в наименовании машин. Возможно, что разночтение инспирировано самим заказчиком, Министерством обороны. Подробности многих разработок становятся известными спустя много лет, после утраты их актуальности или выхода в широкий тираж. До сих пор наличествует множество досужих домыслов о причинах отказа от производства новых машин два десятилетия назад. В 90-е годы отечественные танкостроительные концерны переживали не лучшие времена. Каждый завод искал собственные пути выживания. Омские танкостроители на основе газотурбинного танка Т-80 разработали Объект 640, получивший название “Черный орел”. Машина была представлена на закрытом показе в 1997 году в Кубинке. Немного раньше, в 1995 году Уралвагонзавод начал разрабатывать свой вариант Несмотря на применение инновационных технологий пассивной защиты и систем вооружения, обе машины - Объект 195, “Черный орел” - являлись глубокой модернизацией танков третьего поколения. А это военных не очень утраивало.

Футуристический экстерьер

Танк Объект 195 был доведен до нескольких опытных образцов. Модели, значащиеся под одним шифром далеко не идентичны. По замыслу военных стратегов высота новой боевой машины не должна была превышать двухх метров. Этим параметрам, по идее, должен был соответствовать Объект 195. Фото, однако, запечатлело машину высотой около трех метров с массивной артустановкой, укрытой брезентом. Маловероятно, что это предсерийный образец. Необитаемая башня должна быть очень компактной. Скорее всего, будущая универсальная платформа испытывалась в качестве мобильной базы для перспективных систем вооружения. Ведь военные задумали создать универсальное шасси. Одним из модулей должен быть танк Объект 195. Фото иных конструкций, если они существуют, до сих пор никому заполучить не удалось.

Требования к танку 4-го поколения

К концу первого десятилетия нового тысячелетия, наконец, сформировалась концепция перспективного танка. Новая боевая машина будет революционным шагом в развитии сухопутных боевых платформ. В связи с этим она должна воплотить следующие требования:

  • Возможность максимальной вероятности уничтожения цели снарядом.
  • Гарантируемое выживание экипажа в случае поражения танка кумулятивными или кинетическими боеприпасами.
  • Боевая единица является сегментом сетецентричной системы сухопутных вооруженных сил.
  • Шасси должно быть универсальным, для возможности размещения на его базе боевых машин другого назначения и а также техники инженерного обеспечения войск.
  • Возможность поэтапной модернизации.

Вооружение вне конкуренции

Оснасить объект 195 предполагается гладкоствольным орудием 135-152-мм с начальной скоростью полета снаряда не менее 1980 м/с. Если в качестве основного орудия будет принята шестидюймовая пушка 2А83, то боезапас составит 42 единицы подкалиберных, осколочно-фугасных и кумулятивных снарядов. Традиционно, эксклюзивной особенностью отечественных машин является возможность запуска из ствола орудия управляемых ракет. Вместе с орудием вращается и весь боекомплект. Автоматическая заряжающая система обеспечивает скорострельность не менее 15 выстрелов в минуту. На поворотном лафете орудия будут смонтированы пулеметы калибром 7,62 и 14,5 мм с возможностью ведения огня по а также четыре малогабаритных ЗУР 9М311. Одним из вариантов легкого вооружения является 30-мм автоматическая пушка, спаренная с основным орудием.

Система управления огнем и противодействия

Полноту визуальной информации обстановки на поле боя танкисты будут получать не только посредством наблюдения через Из-за того, что экипаж лишен возможности кругового обзора (башня будет необитаемой), систему управления огнем предполагается оснастить комплексом передающих устройств и несколькими экранами внутри кабины. На мониторы поступает информация от других машин подразделения. Экипаж будет видеть "сквозь броню” во всех направлениях. Обеспечить высокую эффективность вооружения должна обеспечить штатная радиолокационная система и На лазерное устройство возлагаются функции активного противодействия системам наведения противника. Активная установка сама найдет оптику врага и нейтрализует ее пучком света. Машины будут оснащаться системой распознавания ”свой-чужой”, исключающей поражение от дружественного огня в условиях высокоманевренного боя. Комплекс состоит из установок “Штора-2” и ”Арена-Э”.

Непробиваемый танк

Объект 195 - тяжелый танк (по сравнению со своими предшественниками). Базовая модель Т-72 весит 41 тонну, последняя производная этой серии Т-90 - 46,5 тонн. Перспективная модель на 10 тонн массивней. Совершенствование пассивной защиты повлекло увеличение боевой массы. Комбинированная многослойная броня предусматривает наличие интегрированной динамической защиты нового поколения. Эквивалент системы бронирования против воздействия подкалиберных боеприпасов равен 1000 мм, против кумулятивных снарядов - не менее 1500 мм.

Силовая установка

Конструкторы оснастили танк Объект 195 челябинским дизелем В-92С2Ф2. Это временная мера, силовая установка не отвечает современным требованиям. Мощность всего 1130 л. с., подвижность перспективного танка незначительно превышает показатели основной боевой машины предыдущего поколения. В качестве штатного агрегата предполагается установка дизеля 12Н360Т-90А. Мотор четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Система охлаждения жидкостная. Рабочий объем - 34,6 л. Мощность не менее 1650 л. с. обеспечивает тяговооруженность боевой машины не менее 30 л. с. на тонну. Двигатель располагается вдоль боевой машины и агрегатируется с АКПП.

Тактико-технические характеристики Объекта 195

Если отождествлять перспективную машину с Т-95, то характеристики танка четвертого поколения следующие:

  • Максимальная боевая масса - 55 тонн.
  • Габариты: длина корпуса 8 000 мм, ширина 2 300 мм, высота 1 800 мм.
  • Экипаж - 3 (2) человека.
  • Двигатель - дизель1650 л.с.
  • Скорость по проезжей части составляет более 70 км/ч.

Танк умер. Да, здравствует танк!

В 2008 году казалось, что близок тот момент, когда танковые войска начнут получать лучший в мире образец техники. Несколько опытных образцов Т-95 (Объект 195) были направлены для прохождения государственных испытаний. Через два года состоялся бенефис перед лицом ответственных чинов Министерства обороны. Ведомство отказалось от дальнейшего финансирования проекта. По крайней мере, эта формулировка является официальной версией в течение нескольких последних лет. “Уралвагонзавод” на собственные средства завершил создание проекта. Одной из причин отказа от принятия на вооружение нового образца перспективного танка явилось моральное устаревание технологических решений, принятых в основу его разработки. Также была пересмотрена генеральная концепция комплекса тяжелых боевых платформ. Пришло время модульного принципа формирования облика боевой машины. За основу будущей подвижной системы поля боя был принят Объект 195.

Итак, Объект 195 - “Армата” или нет?

Очевидно, что у актуального проекта другой рабочий индекс. Однозначно и то, что многолетние наработки 195-го проекта и "Черного орла" не будут преданы забвению. Руководством Вооруженных сил поставлена задача в 2015 году начать производство новой машины. Принимая во внимание короткие сроки реализации задачи, “Армата” воплотит основные концепции экспериментальных предшественников. Сохранится компоновка и технологические решения. В то же время для удешевления производства придется отказаться от некоторых компонентов защиты и вооружения. Т-14 (такое обозначение получил новый основной танк) несколько меньше, на четыре-пять тонн легче, технологичнее и дешевле в изготовлении. В целях снижения цены и упрощения производства откажутся от широкого использования титановых элементов пассивной защиты.

30 05 2015
10:33


Автоматическая башня, небольшой экипаж: Русский танк „Армата» согласно мнению экспертов по вооружению – настоящая революция. Тем не менее, многое в нем совсем не является новинкой, а уже было придумано для немецкого танка.


В начале мае во время военного парада по случаю победы над гитлеровской Германией в Москве Россия впервые продемонстрировала свой новый боевой танка « Армата». После анализа фотографий западные эксперты сошлись во мнении: еще 30 лет назад основная концепция русского танка не только была разработана на западе, но и протестирована в Германии.

Русские использовали концепцию танка, которая в Германии некогда рассматривалась как замена современного танка «Леопард-2». Среди западных военных, экспертов и политиков только и речи о «сигнале к побудке». Исследования нового немецкого военного танка уже начались, но может пройти еще добрых 15 лет, прежде чем преемник «Леопарда-2» будет приведен в боевую готовность.

Недавно комиссии бундестага по вопросам обороны сообщили, что к 2018 году все основные вопросы, связанные с будущим боевым танком, будут решены с привлечением экспертов промышленности. Эксплуатация «Леопарда-2» закончится примерно к 2030 году. В целом было произведено около 3300 экспортных версий боевого танка. Новая разработка должна превратиться в мультимиллиардный проект для промышленности.

В настоящее время один танк «Леопард 2» в зависимости от комплектации и количества машин обходится в сумму от 9 до 10 миллионов евро. Открытым остается вопрос о том, в какой мере в проекте будут задействованы два крупных немецких танкостроительных концерна - Krauss-Maffei Wegmann (KMW), в настоящее время – уполномоченный производитель «Леопарда», а также концерн Rheinmetall – поставщик пушек, систем залпового огня и боеприпасов.

Представители отрасли говорят о том, что новый немецкий боевой танк мог бы уже давно существовать. Но падение Берлинской стены в 1989 году остановило тогдашний крупный военный проект бундесвера. Кроме того, еще в 1995 году в Германии существовали разработки и даже промышленная конкуренция за так называемую «Новую танковую платформу» - программу для «Семьи танков», включающую в себя проекты нового боевого танка и бронетранспортера, а также ЗРК.

Революция в танкостроении

После распада Советского Союза, прекращения действия Варшавского договора и окончания Холодной войны угроза с Востока больше не рассматривалась. Задержка возникла разве что с моделью новой БМП «Пума», призванной заменить устаревшую модель «Мардер».


Пикантным образом в соответствии с предыдущими планами бундесвера преемник «Леопарда-2» должен был поступить на вооружение армии самое позднее в 2015 году. Вместо этого Владимир Путин представил дюжину своих новых боевых танков, сокращенно Т-14 – модель-преемницу танка «Т-72» начала 70-ых годов. Российская сторона говорит о чудо-танке, а уважаемое британское специальное издание "Jane "s " – о революции в танкостроении.

Известный во всем мире новейший боевой танк производит российский военный концерн «Уралвагонзавод» - а не Krauss -Maffei Wegmann (KMW ) или Rheinmetall из Германии.

«Армата» - это сигнал для пробуждения ото сна, в который отрасль впала в начале 90-ых годов" – говорит источник, пожелавший остаться неизвестным. «У танка «Т-14» есть очевидные преимущества, но сам он – модернизированный вариант «Леопарда-2». Эксперт отрасли замечает: «То, что в «Армате» кажется новым, новым вовсе не является, все это было придумано и сделано в Германии. Эксперты говорят, что в свое время для воплощения идеи не хватило воли и денег.


Проиграть в противоборстве? По мнению экспертов, в результате поединка боевой танк «Леопард 2» - на фото во время боевых учений в Нижней Саксонии – мог бы уступить новому русскому танку.

Фактом является то, что русские остановили спираль производства все более и более тяжелых танков. После Второй мировой войны вес стальных колоссов постоянно увеличивался, поскольку были востребованы максимальная защита от орудий противника большого калибра и высокая пробивная способность. Вес в боевом положении «Леопарда 2» возрос с 55 до свыше 63 тонн. Американский боевой танк «Абрамс M 1» и британский танк «Челленджер» с каждой новой модификацией также наращивают свой вес. Но большой вес означает меньшую подвижность, он затрудняет движение по мостам и связан с более тяжелыми условиями транспортировки, в частности на воздушном транспорте.

Первая необитаемая башня

Русские ограничили вес. В отличие от «Леопарда» с экипажем из 4-х человек экипаж танка «Т-14» состоит из трех человек, и впервые за всю историю боевых танков нового времени башня танка является необитаемой. Снаряды перезаряжаются автоматически. «Маленькая капсула для экипажа, находящаяся глубоко внутри танка, обеспечивает лучшую защиту», - считают эксперты.

Основная концепция – необитаемая башня и минимальное количество членов экипажа в компактной бронекапсуле – испытывалась еще в конце 80-ых годов в Германии в рамках военного проекта «Panzerkampfwagen 2000". Ведущую роль в то время в нем играли фирмы Krauss -Maffei , позднее преобразованная в Krauss -Maffei Wegmann , а также MaK , которая в настоящее время является частью концерна Rheinmetall . Эксперты оценивают вес нового «T -14» в 48 тонн, что значительно меньше, чем вес танков «Леопард 2», «Челленджер» или «Абрамс».


Тем не менее, эксперт по танкам и автор научных книг Рольф Хильмес, в прошлом руководитель научного отдела образовательного центра бундесвера, предостерегает от использования определения «чудо-танк» для модели «Т-14». В необитаемой башне «все функции должны быть автоматизированы». Попадание снаряда в данную область достаточно быстро ведет к "Firepower -Kill " – потере огневой мощи – и, таким образом, прекращению машиной выполнения боевого задания.

Ручное аварийное управление, которое существует в современных башенных танках, невозможно в танке «Т-14». Кроме того, находящемуся в глубине танка хорошо защищенному экипажу потребуются современные системы слежения для наблюдения за полем боя.

Эксперт по танкам также видит в новой модели «Т-14» технические параллели с ранними немецкими идеями и разработками. Если бы политики захотели и выдали финансовые средства на проект, то в Германии также была бы возможна разработка нового боевого танка, «который по своим боевым качествам абсолютно не уступал бы «Т-14», говорит он.

В поединке возможно победит

Эксперты в области танкостроения говорят о высокой степени защиты нового русского танка, при этом огневая сила 125-миллиметровой пушки еще детально неизвестна. «Определенно, имеется возможность использования снарядов, обогащенных ураном и имеющих высокую пробивную способность», - считают они. «Благодаря высокой степени защиты «Армата» может победить в поединке западный танк, потому что ее труднее подбить», говорят эксперты.

Агентство "Jane "s " ссылается на русские отчеты, согласно которым «Армата» может быть позже оборудована 152-миллиметровой пушкой, что будет означать увеличение ее огневой силы. Чтобы превзойти боеспособность «Леопарда 2», ранее уже делались попытки установки 140-миллиметровой пушки вместо 120-миллиметровой. Но позже от плана переоборудования отказались из-за «отступившей угрозы» и высокой стоимости.


Как следствие, из-за «Арматы» Германия должна изменить разработанную ранее концепцию танка с необитаемой башней и небольшим количеством членов экипажа – в промышленных кругах уже предвкушают крупный заказ. «Нам нужна новинка. От дальнейшего повышения боеспособности «Леопарда» нечего ждать многого», говорит один из экспертов. Другие говорят о том, что «Армата» не станет поводом для появления новых боевых танков на Западе, но повлияет на способы повышения боеспособности актуальных моделей танков.

Немецко-французский танк?

При этом уже давно существуют разработки преемника «Леопарда 2». Так в июне 2012 года было подписано соглашение о развитии «следующего поколения систем наземного боевого обеспечения» - немецко-французская система «Main Ground Combat System". Летом 2014 года немецкий концерн Krauss-Maffei Wegmann и французский производитель танков и государственный концерн Nexter объявили о планах совместной работы в рамках общества 50/50 с оборотом примерно 2 миллиарда евро, штатом 6000 человек, а также холдингом в Нидерландах.

После проволочек и споров в вопросах оценки в конце осени ожидается окончание слияния этих предприятий. Новинки танкостроения можно легко экспортировать из Франции, считают эксперты промышленности. Конкуренту Rheinmetall, как и прежде, остается лелеять надежду на немецко-немецкий союз с KMW. Решение зависит от политики.

Вопрос о том, действительно ли появится немецко-французский боевой танк – преемник «Леопарда», пока остается открытым. Это покажет история танкостроения. Так, первоначально предполагалось, что первый после Второй мировой войны немецкий боевой танк «Леопард 1» будет построен в результате совместных усилий Франции и Италии. Но, как говорит эксперт по танкам Хильмес, в то время не достигли единства в вопросе общей концепции.

Кроме того, тогдашний министр обороны Франц Йозеф Штраус выступил за использование британских, а не французских пушек. А начавшийся в конце 80-ых годов немецко-французский проект боевого танка 90 так и остался только на бумаге. Проект транспортного танка Boxer, также начинавшийся как двусторонний проект с Францией, закончился так и не добравшись до Парижа.

Эксперты сходятся во мнении, что новый русский боевой танк «Т-14» будет иметь долговременное влияние на отрасль. Россия планирует сама поставить 2300 экземпляров. Этому способствуют экспортные предложения. По слухам в настоящее время Россия располагает более 9000 боевых танков типа «Т-72», 3500 танков типа «Т-80 U» и приблизительно 350 танками «T-90». Кроме того, имеется несколько тысяч старых моделей, которые размещены восточнее Урала. «Армата» должна заменить старые модели «T-72» und «T-80 U». Для сравнения: недавно министр обороны фон дер Лайен увеличила количество танков «Леопольд 2» для бундесвера с 225 до 328 машин.

Танки по-прежнему остаются важной фигурой на поле боя, способной переломить исход сражения. Одни страны используют задел, оставшийся в танках еще с 80-х годов прошлого века — таких, как М1 Abrams или Leopard 2, другие создают новые боевые машины, максимально отвечающие требованиям военных или внешних заказчиков (так поступили Южная Корея, Турция и Китай), или же конструируют принципиально новые танки (Россия).

МВТ-3000 (Китай)


Фото: МВТ 3000

Китай широко экспортирует не только дешевую бытовую технику, но и вооружение, в частности – танки. И здесь серьезную конкуренцию китайским боевым машинам составляют русские танки Т-90СМ. Основной боевой танк МВТ-3000 призван превзойти конкурентов на рынке вооружений по соотношению «цена — качество». Защита лобовой проекции танка китайской бронемашины представляет собой многослойную комбинированную броневую преграду и сопоставима по толщине с таковой у немецкого Leopard 2. В дополнение ко всему танк оборудован навесной динамической защитой.

Основным вооружением является пушка — пусковая установка калибра 125 мм, способная вести огонь управляемыми ракетами на дистанцию в пять километров. МВТ-3000 оснащается 1300-сильным дизельным двигателем, который разгоняет 51-тонный танк до 71 км/ч, запас хода составит порядка 500 км. Создатели предусмотрели возможность форсирования мощности мотора до 1500 л.с. Боевая машина оснащена современными системами прицеливания и наблюдения. Например, в распоряжении механика-водителя имеется неохлаждаемый тепловизор третьего поколения. Разработка МВТ-3000 была начата в 2012 году, а выпуск планируется организовать в 2016 году.

ROTEM K2 (Южная Корея)


ROTEM K2, более известный как K2 Black Panther – это перспективный боевой корейский танк, серийное производство которого было начато в 2014 году. Танк вооружен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 55 калибров, которая была создана на основе немецкого орудия фирмы Rheinmetall.
Боекомплект орудия – 40 снарядов, 16 из которых размещаются в механизированной укладке автомата заряжания, остальные 24 – в специальных укладках в боевом отделении танка. Скорострельность орудия – 15 выстрелов в минуту. В боекомплекте пушки имеется снаряд KSTAM с самонаводящимися боевыми элементами. Стрельба таким боеприпасом ведется на дальность от 2 до 8 км, снаряд автоматически корректируется в полете, а суббоеприпасы способны поражать технику противника в самую незащищенную часть – верхнюю полусферу.
Лобовая броня танка защищает от 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда APFSDS, который широко используется на Западе. Танк обладает продвинутой системой управления огнем, способной самостоятельно обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия оператора.
Отдельного внимания заслуживает гидропневматическая подвеска танка, которая благодаря наличию системы ISU обеспечивает автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, позволяет танку «присесть», «пригнуться», наклониться в любую сторону и убирает вибрацию при движении по пересеченной местности.

Altay (Турция)

Altay призван стать основным боевым танком турецкой армии, хотя он позиционируется как собственная разработка, но это не так. 60% узлов и агрегатов Altay позаимствовано у корейского K2 Black Panther, а внешне машина очень похожа на немецкий Leopard 2. Танк находится в эксплуатации с 2015 года, пока их построено всего четыре, но в планах турецких военных – получить не менее 1000 таких боевых машин.
По сообщению основного подрядчика проекта компании Otokar, масса Altay составляет порядка 60 тонн. Танк вооружен модифицированной пушкой немецкой фирмы Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. За подвижность танка отвечает немецкий дизель мощностью 1500 л.с.
Altay оснащен дистанционно управляемым модулем с 12,7 мм и 7,62 мм пулеметами и защищен комбинированной броней. Экипаж танка – четыре человека.

TARIQ AB9C4 (ЮАР-Иордания)

Иорданское конструкторское бюро King Abdullah II Design and Development Bureau совместно с южноафриканскими специалистами разработали танк четвертого поколения TARIQ AB9C4. Основной изюминкой танка стала необитаемая башня Falcon с малой площадью передней части. Правда, создать такой модуль самостоятельно специалистам вышеназванных государств не удалось, поэтому основную работу сделали швейцарские и британские фирмы.

В качестве основного орудия выбрана 120-мм гладкоствольная пушка CTG, способная вести огонь всеми типами современных западных боеприпасов. Орудие было создано швейцарской фирмой RUAG Land Systems, по значению предельной нагрузки на разрыв ее стали – 1300МПа – оно значительно превосходит 120-мм гладкоствольную пушку фирмы Rheinmetall, чей показатель – 1030МПа.

Пушка снабжена автоматом заряжания, в котором размещается 17 снарядов, остальная часть боекомплекта размещена во внутренней части башни. Экипаж TARIQ AB9C4 состоит из двух человек, которые размещены в корпусе ближе к башне. Все вооружение дистанционно управляемое. Это опытный танк, работы над которым еще не закончены. Пойдет ли он в серию, пока неизвестно.

Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» сегодня единственный принятый на вооружение танк с необитаемой башней. Его многослойная комбинированная лобовая броня способна выдержать попадание любого современного и перспективного типа противотанковых снарядов и ракет.
Экипаж танка – три человека – размещается отдельно от боекомплекта в специальной бронекапсуле, что существенно повышает его шансы на выживание. Днище Т-14 прикрывает V-образное бронирование, кроме того, танк оборудован дистанционными миноискателями, подключенными к системе уничтожения мин.

«Армата» оснащена активной системой «Афганит», способной уничтожать на подлете кумулятивные гранаты, противотанковые управляемые ракеты и подкалиберные снаряды.

Первые экземпляры танка вооружены 125-мм гладкоствольной пушкой — пусковой установкой, в последующем серийные машины получат 152-мм орудие. Снаряды этой пушки, получившей индекс 2A83, могут на дальности 5100 метров пробить метр гомогенной брони.

За подвижность Т-14 отвечает 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с., а активная подвеска нивелирует раскачивание при движении. Танк находится в эксплуатации с 2015 года.