Почему распался брак тодоровского и дочери токаревой. Почему актрисы выходят замуж за режиссеров

Бесспорно, Валерий Тодоровский - это человек, который в жизни состоялся во всех отношениях. Это и талантливый актер, и сценарист, и режиссер, и продюсер. У него замечательная семья, он обожает свою жену и детей.

В своей профессии он пошел по стопам своего отца - прославленного кинорежиссера Петра Тодоровского.

Биография

Валерий Тодоровский появился на свет 8 мая 1962 года в Одессе. Его отец в то время работал оператором на киностудии, а мать развивала свой талант в качестве продюсера. Мальчик все свое свободное время пропадал вместе с отцом на киностудии. Ему очень нравилось бывать там: он любил рассматривать декорации, изучать реквизиты, смотреть, как происходит процесс установки камер. Особенно ему нравилось смотреть на то, как работает его отец.

«Мой отец - не сторонник строгих правил воспитания. Я имел много свободного времени и счастлив от того, что у меня было замечательное детство, которое я провел в таком прекрасном городе, как Одесса. Но впоследствии мы были вынуждены перебраться в Москву и, несмотря на постоянную занятость папы, он нашел время для того, чтобы донести до меня очень важные причем делал он это в демократичной форме», - с ностальгией вспоминает Валерий Тодоровский.

Годы учебы

Следует отметить, что первая попытка поступления Тодоровского во ВГИК на режиссерский факультет оказалась неудачной. После этого юноша стал пробовать свои силы, чтобы выучиться на сценариста, и ему это с блеском удалось. Он благодарит судьбу за то, что он поступил именно на этот факультет.

Продюсер

И вот грянула перестройка, которая отменила цензуру и провозгласила гласность. В одночасье все стали продюсерами. Люди творческих профессий хотели иметь полную свободу выбора и снимать свое кино. При этом Валерий Тодоровский не стал исключением.

На паритетных началах с Ливневым и Толстуновым он создают собственную киностудию «ТТЛ». Он в качестве режиссера начинает работать над кинокартинами «Катафалк», «Любовные вечера», «Подмосковные вечера», которые и приносят ему славу и признание.

Артист… это не главное

Примерять на себя амплуа артиста Валерий Тодоровский, фильмография которого представлена всего лишь несколькими кинолентами, в которых он непосредственно принимал участие, специально не намеревался. Он видел себя в качестве режиссера, хотя ему казалось, что на этом поприще высокого мастерства он пока не достиг.

Следует отметить, что Валерий Тодоровский, фильмография которого началась с киноленты «Странная женщина», снятой в 1977 году, в настоящее время больше увлечен работой на телевидении, чем в кино. Он объясняет это тем, что демонстрировать суть и специфику отношений между людьми на съемочной площадке стало намного сложнее, чем раньше. На телевидении, по его мнению, о людях можно рассказывать, что называется «с чувством, с расстановкой».

Валерий Тодоровский, личная жизнь которого скрыта от общественности «за семью печатями», стал профессионально заниматься режиссурой и продюсированием после работы над сериалом «Королева Марго», монтаж которого он сделал просто блестяще. Вместе с тем он отмечает, что ему пока не удается одновременно комбинировать вышеуказанные ипостаси.

«Порой моя личность раздваивается. Когда доминирует одна - я режиссер, а когда другая - продюсер», - заявляет Тодоровский.

Кино

Уж кто-кто, а Тодоровский Валерий, фильмы которого так любимы и почитаемы советскими и российскими зрителями, всегда подчеркивал авторитет и значимость отечественного кинематографа. Он всегда воспринимал съемочную площадку как плацдарм для реализации различного рода идей. При этом он всегда старался снимать киноленты со смыслом, которые заставляют зрителя задуматься о жизненных ценностях.

В какой-то момент Тодоровский делает акцент на работе на телевидении, когда начало появляться огромное количество сериалов. И, хотя он уже имел опыт в этом направлении киноиндустрии, сняв однажды сериал «Каменская», он намеревается развивать свой талант. В итоге он спродюсировал целый арсенал качественных сериалов, среди которых: «Дневник убийцы», «Бригада», «Линии судьбы», «Красная капелла», «Мужчины не плачут».

Досуг

Тодоровский признается, что центральное место в его жизни занимают кино и его семья. Он совершенно не публичный человек, что подтверждает тот факт, что режиссер не частый гость на светских мероприятиях. Валерий также не может долго сидеть без дела и предаваться праздности. Каких-либо других увлечений, кроме кинематографа, у Тодоровского попросту нет.

Он даже не настаивает на соблюдении семейных традиций, и даже место за обеденным столом выбирает в зависимости от своего настроения.

Личная жизнь

О своей актер старается не распространяться. Однако от акул пера порой редко что удается утаить, поэтому некоторые сведения о нем и его семье все-таки стали известны.

Первая жена Тодоровского Валерия - дочь известной писательницы Виктории Токаревой. Наташа (именно так ее звали), как и Валерий, была студенткой сценарного Будущая семейная пара встретилась в буфете ВУЗа. Брак долго просуществовал только благодаря терпимости Натальи Токаревой, которая умела быть снисходительной к экстравагантным поступкам своего супруга. Однако этого было недостаточно, для того чтобы сохранить семью, которая в конечном итоге распалась. При этом Валерий души не чает в собственных детях, стараясь уделять им как можно больше времени, хотя получается это далеко не всегда.

Сегодняшняя жена Тодоровского - это молодая актриса с которой режиссер познакомился на кинопробах одного из сериалов.

Валерий Тодоровский не так давно в третий раз стал отцом - у него родилась дочь, которую назвали Зоей. Режиссер признается, что ему нравится читать ей перед сном сказки.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что и в настоящее время Валерий Тодоровский не утратил статус заботливого отца семейства и успешного продюсера, сценариста, режиссера. В свои пятьдесят с хвостиком лет он полон сил и энергии, которая расходуется исключительно на съемки фильмов и работу на телевидении. Российский зритель сможет увидеть еще множество его новых проектов в кино.

Сегодня у известной писательницы - юбилей. Виктория Самойловна считает, что дожила до хорошего возраста. «Долгая счастливая жизнь» - так назывался фильм, который снял Геннадий Шпаликов. Этими же словами можно сказать и о ее жизни

Изменить размер текста: A A

«Как у алкоголика тяга к водке, у меня - тяга к письму»

Природа дает женщине 20 лет на то, чтобы вырастить детей, и еще 20 лет - на то, чтобы вырастить внуков, - объясняет мне писательница. - Дальше живи как хочешь. Но за свой счет.

- То есть?

Господь за тебя не отвечает. То время, когда он за меня отвечал, мне кажется, я потратила не зря. Вырастила дочку, умную, скромную, красивую. И внуки у меня, как с выставки. Может быть, кому-то мои слова покажутся нескромными. Но я ими восхищаюсь, и они меня любят. Три месяца назад у меня появилась правнучка. Толстая и с юмором, значит, в меня. Не это ли счастье?

Плюс у меня вышло 20 томов книг. Когда я бываю на книжной ярмарке, ко мне подходят люди и говорят: вы нас спасли, выжили благодаря вашим книгам. Однажды Неля Кобзон мне сказала: «Когда с Иосифом Давыдовичем я была в госпитале в Германии , спасалась только вашими книгами». Я надеюсь, что они действительно кому-то помогли.

- Это, наверное, и есть главный подарок к этому дню рождения?

Не знаю… Торжественно к себе не отношусь. Всегда писала, потому что мне хотелось писать. Как у алкоголика есть тяга к водке, так и у меня тяга к письму. Кто-то называет это талантом. Для меня это потребность, разновидность наркомании. Во всяком случае я никогда себя не заставляла, не писала по заказу. Я сажусь за стол и испытываю счастье.

«Мне все равно, кто приносит деньги в семью, главное, чтобы они были»

- Прямо идеальная жизнь, которая течет как по маслу.

Моя жизнь не была совсем уж легкой. Но я всегда занималась тем, что мне интересно. Это большая удача. Однажды Георгий Данелия мне сказал: «Мы с тобой счастливые люди. Мы делали только то, что нам нравилось. Ты занималась тем, чем хотела, и добилась того, чего хотела благодаря характеру и таланту».

- Что бы вы мечтали получить на день рождения?

Хочу, чтобы пришли все, кого я люблю. Олег Митяев обещал позвать своего друга музыканта Леонида Марголина (композитор и мультиинструменталист. - Ред.), и тот придет с баяном. И будем, как в деревне на завалинке, петь шлягеры 70-х. Я обожаю, когда орут песни, как на деревенских свадьбах.

- Вы тоже будет петь?

А как же! Все-таки окончила музыкальное училище, 14 лет училась музыке. Еще как буду!

В вашей семье вы добытчик, успешный и высокооплачиваемый. Никогда не задевало, что зарабатываете больше, чем муж?

Никогда! Лично мне все равно, кто приносит деньги, главное, чтобы они были. Муж - очень близкий мне человек, без которого жизнь свою не представляю. Не важно, сколько он зарабатывает. Важно, чтобы во мне работала творческая батарейка, а муж не мешал этой батарейке подзаряжаться. Это его самое большое достоинство. Другой бы мог требовать, чтобы я каждый день подавала на стол первое, второе, третье и еще холодную закуску. А он этого не требует. Зачем мне тратить время на то, чтобы чистить картошку? Он это понимает.

В вашей новой книжке «Дома стоят дольше, чем люди» вы пишете о дачно-строительном кооперативе «Советский писатель», где живете. Когда-то в этом ДСК землю писателям дал Сталин, каждому - по полгектара. Подкармливал интеллигенцию. В поселке жили: Александр Твардовский, Константин Симонов, Юрий Нагибин, Юрий Трифонов, поэт Павел Антокольский, режиссеры Эльдар Рязанов, Михаил Ромм, актер Зиновий Гердт, певица Людмила Зыкина... А сегодня?

Из писателей в нашем поселке практически никого не осталось, если не считать Генриха Боровика , который ходит по аллее с двумя палками. И меня, которая ходит с одной палкой, а также Владимира Войновича , который редко выходит из дома.

Но сегодня каждый, кому не лень, может объявить себя писателем. Почему бы и нет? Всеобщая грамотность с 37-го года. Есть литераторы очень знаменитые, они во всех телепередачах. Их книжки печатаются большими тиражами, они хорошо зарабатывают, строят на заработанные деньги прекрасные дома. Состоятельные люди. Но это не значит, что они хорошие писатели.

Любопытно, что вы не прячете своих героев под вымышленными именами. Пишете, например, о том, как Иван Пырьев предложил Эльдару Рязанову снять «Карнавальную ночь», после чего молодой режиссер проснулся знаменитым…

Но для того чтобы Пырьев предложил, надо быть Рязановым . Он же не помогал всем подряд. Просто Пырьев дал Рязанову «золотой пинок».

- Не боитесь своих героев обидеть?

Я доброжелательно пишу. А те, кто меня хорошо знает, например, как Владимир Войнович, заранее на меня не обижаются…


НОВАЯ КНИГА

«КП» печатает фрагмент из книги «Дома стоят дольше, чем люди», которая только что вышла в издательстве «Азбука-Аттикус».


Семен

Семен - бомж. Он прибился к нашему поселку и живет здесь из года в год. Его приютила семья Мусатовых . Мусатов - детский писатель, давно покинувший этот мир. Сейчас здесь живет его сын. У него дом, гараж, а над гаражом скромное жилье, в котором ютится Семен. Семен - из Молдавии . Приехал на заработки, но у него не очень получается. Ничего не умеет и вдобавок пьет. Его любят. Семен - добрый и простодушный, как дворовая собака. Не специалист. Руки растут не из того места. Но он и не обольщается на свой счет. Согласен на любую работу, берет смешные деньги. А может и даром, за стакан. При этом довольно красивый. Если его отмыть с хлором, причесать, приодеть - вполне можно снимать в кино в роли белого офицера. Если, конечно, он будет молчать. Семен равнодушен к деньгам, в отличие от других гастарбайтеров. Гастарбайтеры приезжают на заработки, деньги застят им глаза. Семен - другой. Деньги как таковые его не интересуют. Он свободен от обязательств. У него нет семьи. Он никому ничего не должен. Он - никому. И ему - никто. Полная свобода. Как в космосе. Его ничто не держит. У него нет детей, нет амбиций и нет никаких планов на будущее. И даже на один день. Живет как птица. Утром встал и запел. Можно позавидовать. Каждый человек должен выполнять свой долг, и этот долг движет его по жизни и держит на поверхности. И делает рабом. А на Семена никто не рассчитывает, и он ни перед кем не виноват. Хорошо. Рассказывает, что был женат на женщине с высшим образованием. Работал шофером. Сбил человека насмерть. Сел. Тюрьма его сломала. Тюрьма ломает слабых. дома стоят дольше, чем люди Я не знаю, где он врет, где нет. Семен говорит, что больше не хочет жену с образованием. Очень высокомерная. Лучше попроще. Внутренний мир человека отражается на лице. Семен - симпатичный. Когда он появляется в моем доме, я всегда даю ему тарелку супа. Мне кажется, он питается всухомятку. Жидкое - только водка. Семен охотно садится за стол. Первое время я делила с ним трапезу, составляла компанию. Но компания с Семеном - мучение. Его словарный запас - пять слов. Он их переставляет в разных комбинациях. Общаясь с Семеном, я должна под него подстраиваться, как дикарь. Это скучно и утомительно. Моя маленькая внучка рада его приходу. Она говорит: - Семен, спасибо, что ты к нам пришел. Семена это трогает. Хоть кто-то рад. Работа у него не задается. Его нанимают и выгоняют. Он ничего не умеет и тянет время. Я наняла Семена корчевать корни на своем участке. Работа тяжелая, а сил у него маловато. Он взял у соседа ручную пилу - «болгарку», и сломал. Она у него перегорела. Сосед расстроился, а Семену хоть бы что. Подумаешь, пила… В конце рабочего дня я выдавала ему помимо денег стакан водки, который закрашивала рижским бальзамом. Получался благородный коньячный цвет, и вкус не такой вульгарный, как просто водка. Для Семена наступал час истины. Он выпрямлялся и медленно, торжественно, маленькими глотками посылал в свое нутро божественную влагу. После чего оживал, начинал любить всех и вся. Мир вокруг сверкал яркими красками. Он звал меня «Токаревна», используя фамилию как отчество. Я отзывалась. Какая мне разница? Семену сорок шесть лет. Расцвет. Он закрутил роман с Тамаркой, которая торговала на базаре курами. Тамарка - ровесница Семена, тоже ал- кашка, у них общие интересы. Семен был увлечен. Тамарка действительно была яркая. Единственный недостаток - тяга к деньгам. Она вытаскивала из Семена весь его заработок. Это возмущало мою домработницу. Моя домработница Ирина, в прошлом учительница, воспитывала Семена, как отстающего ученика, и требовала, чтобы Семен копил деньги себе на жилье. Он жил в гараже Мусатовых из милости. Его в любую минуту могли выгнать на улицу. Его первая задача - жилье. У птицы есть гнездо. У зверя есть нора. А у человека должна быть комната. Хотя бы одна комната, где стоит его кровать. Моя домработница требовала от Семена: взять себя в руки, накопить нужную сумму и купить комнату хотя бы в деревянном доме у старушки-пенсионерки. Однако Тамарка взяла над Семеном большую власть и царила до тех пор, пока они однажды не подрались. Тамарка подбила ему глаз и выгнала. Семен грустил. Но не долго. В соседней деревне он нашел себе Людмилу, о чем сообщил мне по секрету. И попросил никому не говорить, как будто это кому-то интересно. Я буду докладывать Эльдару Рязанову о том, что у Семена новая любовница…

Красивая? - спросила я для поддержания беседы.

Тамарка лучше?

Ащ… Много лучше. Людка страшная. И замужняя.

А зачем тебе страшная?

Неудобно говорить, но така потенция, така потенция…

Я не стала продолжать разговор. Я вообще на эти темы не разговариваю, тем более с Семеном.

Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна

Правила ее жизни гениально просты: делать только то, что нравится. При этом она в отличие от любимой жены саудовского шейха, дочери нефтяного магната или подруги сердца банкира за все свои «хочу» платит сама. Для этого надо всего ничего: в 26 лет сочинить рассказ «День без вранья», написать сценарии картин «Джентльмены удачи» (совместно с Георгием Данелия), «Мимино», «Шла собака по роялю» и других.

- Виктория Самойловна, а у вас получается жить без вранья?

Получается после пятидесяти. Раньше мои главные приоритеты были любовь и творческий успех. А к этому возрасту уже покончено и с тем, и с другим. Успех добыт, любовь вычерпана. Все в порядке.

- А когда вы влюблялись в последний раз?

В 57 лет. И это было ужасно. Во-первых, пятьдесят семь - это уже много, а во-вторых, того человека можно обозначить тремя буквами - чмо.

Вы как-то сказали про Сергея Довлатова: «Он бы меня соблазнил и бросил на другой день, и я бы его возненавидела». Безответная любовь - это не про вас?

Если я вижу, что ответной любви быть не может, я просто не иду на эти отношения. А с Довлатовым мы даже не были знакомы, но все произошло бы именно так. Он был очень востребован, очень красив и имел большой выбор.

- Но почему потом обязательно ненавидеть? Разве нельзя быть благодарным за какие-то прекрасные мгновения?

Нет, нельзя. Благодарность строится на чем-то основательном, фундаментальном.

Вы сохранили копию любовного письма, которое написали Георгию Данелия на пике чувств. Как это возможно - думать о втором экземпляре, когда эмоции преобладают над разумом?

- (Смеется.) Это чисто профессиональное. Я знала, что такой пик чувств я вряд ли еще испытаю. Однажды я сломала ногу. Был поздний вечер, почти ночь, а в нашем дачном поселке все живут за высокими заборами. Лежала я на снегу и думала о том, что я чувствую, потому что знала: это может мне пригодиться. Не было ни отчаяния, ни паники, даже боль не ощущалась.

- Почему среди тех, кого вы называете архитекторами вашей жизни, нет ни одного женского имени?

Если и была какая-то женщина, то только моя мама, которая создала мне такие невыносимые условия, что я должна была бежать от нее куда-то подальше. Она меня тиранила и при этом очень любила.

- У вас не было в детстве мысли: вот я умру, и тогда все поймут, но будет уже поздно?

Было, конечно. Это заложено в детской психологии.

- Вы унаследовали что-то от мамы, кроме внешнего сходства?

Характер, наверное. Я тяжелая. Мне очень часто дочка говорит: «Привет от Натальи Степановны!» О родителях я написала хорошую книгу «Муля, кого ты привез?»

- Именно этими словами мать вашего папы встретила его юную избранницу, вывезенную из-под Донецка.

Мне недавно сестра привезла фотокарточку, где вся семья моего отца в сборе, и среди них моя мать. Это, я вам скажу, такая белая ворона! Такая деревня! Я не могла понять, где были его глаза. Но, видимо, их брак нужен был для того, чтобы родилась я. Значит, он не был случайным, это провидение Господне.

Как вы думаете: если бы ваш отец не умер так рано, в 36 лет, он бы сохранил семью или все-таки нашел бы другую женщину - по образу и подобию?

Думаю, что родители жили бы вместе. Существует такое понятие, как чувство семьи. У одних оно есть, а у других отсутствует. Это прежде всего чувство ответственности. Мой отец никогда не ушел бы от матери, имея двух дочерей, а мать никогда бы не бросила отца по той же причине.

Вы никогда не рассказываете о своем муже. Известно только, что он инженер с синими глазами. Это была любовь с первого взгляда и скоропалительный брак, оказавшийся прочным.

Есть женщины, которые любят мужчину больше, чем ребенка. А есть женщины, которые детей любят больше всех на свете, и мужчина занимает уже следующее место. Я из этих вторых. Я не могла бы строить счастье на слезах своей дочки. У нее с отцом была и есть такая страстная, бесконечная любовь, что раздирать их, растаскивать значило бы просто уродовать ребенка. Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна. И в этом причина моего долгого и непрекращающегося брака. А когда я вижу семьи, где у мужа одни дети, у жены - другие, это как будто искусственное. Потому что любовь-страсть между мужчиной и женщиной проходит, а остается только разное прошлое.

- Но у вашей дочери брак с Валерием Тодоровским не сложился…

Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает.

То самое чувство семьи - якорь, который вас всегда удерживал, но были, наверное, мгновения, когда вы готовы были сорваться?

Не только мгновения…

У вас есть счастливое ощущение, когда можно сказать: «Я выиграла свою жизнь». А что могло стать проигрышем? Если бы вы остались учительницей пения?

Да. Это было бы ужасно.

- Вы общаетесь с Георгием Данелия?

Сейчас мы общаемся очень много. Разговариваем по телефону два-три раза в неделю, и все, что он говорит, мне безумно интересно. Несмотря на возраст и болезни, его мозги работают, как раньше, и юмора - море. Внутренний мир не тронут, и индивидуальность не полиняла.

- В вашей жизни это тоже была одна из самых ярких страниц.

Самая яркая! Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия - один из них.

Когда начался ваш роман, вам было 28, Данелия - 36, а его гражданской жене, актрисе Любови Соколовой - 46. Она, как луна перед рассветом, на вашем фоне исчезла с его небосклона.

Она никогда и не была в зените. Просто она родила ему замечательного сына, который составил счастье всей семьи. Я помню Колю, это был очень красивый и талантливый мальчик. Данелия его любил и любит до сих пор, несмотря на то, что Коля ушел рано, в 25 лет. Когда я сейчас вижу по телевизору молодые фотографии Георгия Данелия, я замечаю, как похож был на него Коля.

- Его мама, Мери Анджапаридзе, ваш роман не приветствовала.

Мама вначале была в меня влюблена. Это потом она не приветствовала, когда стало все опасно. И я ее сейчас очень хорошо понимаю. Она хотела, чтобы у Коли была полная семья. Это нормально.

- А вы тогда не испытывали угрызений совести?

Моменты были, конечно, но любовь - как поезд, который все сметает на своем пути. И моральные запреты уже не работают.

Виктория Самойловна, меня завораживает ваша открытость. Такими бывают только самодостаточные и независимые люди.

Это во-первых, а во-вторых, врать унизительно. И если можно не врать, то это очень удобно. Бывают унизительные подробности, которые не хочется из себя вытаскивать, но в моем прошлом ничего унизительного нет. Есть только то, что является поводом для прекрасных рассказов. Художественное произведение интересно тогда, когда узнаваемо, когда в нем все - правда. Я пишу о том, что происходит в жизни практически каждой женщины.

- Многие узнают себя в ваших героинях.

Однажды позвонила женщина со скандалом: «Кто вам рассказал мою историю?» Я спросила: «Какую? - «Я ехала отдыхать, и наша машина перевернулась. Я попала в больницу и влюбилась во врача».

- А вы узнали себя в фильме «Осенний марафон»?

Не совсем, потому что Алла была машинисткой, а я - писателем. Это разные социальные слои. Вот она печатает, сидя, сгорбившись, за машинкой, а писатель - это другой уровень. Машинистка зарабатывает гроши, ищет приработок, а писатель, если он еще и сценарист, идет в другом материальном коридоре. И потом я была замужем и с ребенком, а Алла одинокая. Общее у нас только то, что Бузыкин был женат. Вот и все.

- В общем, параллелей нет?

Параллели есть, потому что Александр Володин писал свою историю. У него была именно такая Алла, которую он очень любил. А у Данелия - другая история, и он пытался эту Аллу ко мне подтянуть. И к концу работы они даже поссорились.

Вы еще и очень независимы в отличие от Аллы. В этом ваша сила. Но не хотелось хоть однажды стать слабой женщиной?

Не понимаю, что значит быть слабой. Моя независимость - от материальной независимости и от профессиональной состоятельности.

- Но в советское время ваши книги выходили редко.

Книги редко, а фильмы часто. Тогда сценарий стоил, как машина «Волга». А сейчас - как «Вольво».

- На что вам не хватает сегодня денег?

Чтобы купить остров, хотя на самом деле он мне не нужен. Мой дом - это мой остров.

- Вы только что закончили новую книгу.

Я ее еще не читала. Только написала, и все.

- Вы сказали, что теперь будете полгода отдыхать. Чтобы родник наполнился?

Нет, мне просто надоело.

- Может, вы просто устали, пройдет время - и вам захочется вернуться к столу?

Может быть, и так.

- А кто вам нравится из нынешних прозаиков?

Мне нравится Прилепин. Он очень талантливый человек. Но очень брутальный. Читала его рассказ, где он описывает убийство: как взял его за волосы и семь раз ударил затылком об асфальт со всей яростью и злобой. Семь раз! Пока изо рта не пошли кровавые пузыри. Так написано, что я почувствовала, как убивают.

- Раньше вам нравился Лимонов.

И сейчас нравится. Это очень большой писатель. Из-за известной сцены с негром на помойке в книге «Это я - Эдичка», внушившей людям такое отвращение, никто не хочет видеть главное - его отчаяние от потерянной любви. Это ведь его самоубийство, его суицид. Довлатов говорил о Лимонове, что как личность он ничтожен. Мне он близок по своему проценту правды, которая вспарывает пространство.

- Кто еще в вашем коротком списке?

Петрушевская, хотя у нее другое, какое-то изломанное сознание. Очень люблю Толстую, она в последнее время пишет короткие вещи, например, как она варит холодец. Или рассказывает, как утонул «Титаник»: вроде все знают, а все равно очень интересно.

- Было время, когда книги Татьяны Устиновой шли нарасхват.

Ни одной не читала. Хотя саму Устинову очень люблю.

- Дарья Донцова тоже очень плодовитая.

Она такая очаровательная, и нежная, и трогательная. Болела, выздоровела и всем об этом рассказала. Некоторые думают, что она себя так пиарит. А я верю, что это было на самом деле, и всегда, когда ее вижу, радуюсь, что она здорова и жива. И пусть пишет свои иронические детективы, раз хочет. Но я их не читаю, потому что я люблю другую иронию. А именно иронию Фазиля Искандера, Сергея Довлатова, Александра Володина.

- Вы на своем острове вдали от политики?

Я вовсе не вдали.

- Вы по-прежнему первый тост поднимаете за Горбачева?

Теперь уже нет. Но перестройка дала мне очень много. Именно в перестройку я заключила договор со швейцарским издательством. И сумела на эти деньги построить дом, который составил мое счастье. Так что недооценивать Горбачева - несправедливо. У моего поколения появилась возможность хорошо одеваться, чего не было во времена СССР.

Благодаря Горбачеву у меня даже появилась норковая шуба. Был такой случай. Мы с Эдвардом Радзинским путешествовали по маршруту Самарканд - Хива - Бухара, и нас принимал председатель колхоза. Стояла осень, но было, как ни странно, холодно, и я взяла с собой легкую норковую шубку. Председатель подал мне ее и сказал: «Иди ко мне в гарем!» Я удивилась: «Мне уже 40 лет, зачем тебе такая старая жена?» Он ответил: «Женщина, которая приносит в дом доход, ценится как молодая!» - «А с чего ты взял, что я приношу доход?» - «Вон на тебе какое пальто! Сколько из него шапок можно нашить!»

- Статусные вещи имеют для вас значение? Если платок, то от Эрме, если сумка, то Диор.

У меня есть косыночка «Берберри», которую мне подарила Лариса Рубальская. У меня есть две брошки, эмаль в золоте, которую мне подарил Олег Митяев, вернее, его жена Марина Есипенко. У меня есть профессия, которая составляет мое счастье, двое внуков и правнук Илья невиданной красоты. И больше мне ничего не надо.

- В вашем поселке, наверное, много историй с людьми происходит. Или ничего не доносится из-за высоких заборов?

Все доносится, но я их не обсуждаю, а то мне дом подожгут.

В первый раз Валерий Тодоровский женился на дочери сценариста и писательницы Виктории Токаревой Наталье. "Наташа забеременела, куда было деваться? Ей было 20, Валере – 23. Впрочем, невестку, как и ее маму - Викторию Токареву, очень люблю и уважаю. Я никогда не лезла к Валере с советами, не говорила: "Не женись" или наоборот – "Женись", у нас это не принято. Благодарна Наташе за внуков Петра и Катю. Старшему сейчас 32 года, он сам уже дважды отец, воспитывает Сергея и Анну, моих правнуков. Правда, Петя больше тянется к другой бабушке – Виктории Токаревой, а со мной и с Валерой не часто общается. Вторая дочка сына и Наташи Катюша, которой сейчас 22 года, тоже. Увы, большой любви между нами не получилось. Мы все работаем, занятые люди, поэтому каждую неделю чаепития не устраиваем", – рассказала Мира Тодоровская.

ПО ТЕМЕ

Сейчас Валерий счастливо женат на актрисе Евгении Брик. Однако, по признанию матери режиссера, у нее с невесткой нет никаких отношений. "Получилось так, что я избегаю своих невесток и мы совсем не видимся. Женя (не понимаю, кстати, почему она взяла псевдоним Брик вместо своей фамилии Хиривская) родила моему сына еще одного ребенка – Зою. Ей восемь. В случае с Евгенией, кстати, Валера тоже как благородный человек женился, потому что Евгения забеременела. Внучка со мной тоже крайне редко общается. С другими бабушкой и дедушкой Зои, родителями Евгении, я и вовсе не виделась, видно, им это не надо. Я их не искала, если бы они хотели, могли бы общаться, а так – зачем мне нужно?" – цитирует мать Валерия Тодоровского Eg.RU .

Мира оценила оба брака своего отпрыска. "С первой женой он 20 лет был вместе. Она очень хорошая, сильная, мудрая, но они оказались слишком разными. Чудная женщина, но не его. Конечно, со второй женой ему лучше, несмотря на то что она на 20 лет моложе. И отстраненно ведет по отношению ко мне. Я не знаю, есть ли между Валерой и Женей безумная любовь, но живут – и слава богу. По мне, главное, чтобы сыну было хорошо", – заключила Тодоровская.

Валерий Тодоровский – российский кинорежиссер, продюсер, который громко заявил о себе еще в конце 90-х кинолентой «Страна глухих».

Сегодня он постановщик популярных проектов «Стиляги», «Оттепель», «Большой». Его работы – не просто увлекательно рассказанные истории, каждая из них приоткрывает перед зрителем дверь в определенную эпоху или мир человеческих взаимоотношений.

Детство и юность

Валерий Тодоровский – коренной одессит. Он родился в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда знаменитого кинорежиссера, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии и продюсера Миры Григорьевны.


Отец с ранних лет брал сына на съемочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось все: как надежно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

А еще ему нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в павильоне артисты беспрекословно слушают только его. Неудивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придется всего добиваться самостоятельно.


Так оно и получилось. Валерий уверенно, хотя и небыстро, шел к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошел учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Фильмы

Творческая биография Тодоровского началась в 1986-м. В этом году он дебютировал в ипостаси сценариста: в соавторстве с латышским коллегой Андрисом Колбергсом написал сценарий к ленте «Двойник». Работал Валерий и с режиссером : к его картинам «Гамбринус» и «Над темной водой» написал оригинальные сценарии, которые принесли автору известность.

В перестроечные 90-е, когда начали появляться коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями создал продюсерский центр «ТТЛ» (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой одессита стала картина «Кикс». Режиссером фильма был Сергей Ливнев.

В 1990 году вышел первый фильм Тодоровского «Катафалк». Это был его режиссерский дебют. В следующей картине под названием «Любовь» снялись и . Они изобразили на экране двух друзей, жизнь которых складывается по-разному. Ловелас Вадим (Марьянов) женится на внучке генерала, а скромный Саша (Миронов) вынужден расстаться со своей возлюбленной, которая уезжает с родителями в Израиль. После этой картины заговорили о ярком кинодебюте малоизвестного молодого актера Миронова.


Не только эту звезду «зажег» Тодоровский: с его легкой руки получили счастливый билет в кино , которые сыграли в драме «Страна глухих». А в 1994 году в фильме «Подмосковные вечера» режиссер заново открыл зрителю , позвав ее сниматься, когда актриса жила в Лондоне. Фильм, с жанром которого не могли определиться лучшие критики страны, принес его создателям ряд национальных премий, в том числе награды «Золотой овен» и «Ника».

Продюсерская работа Тодоровского заслуживает особого внимания. В послужном списке Валерия Петровича числится ряд шедевров – сериалы « » и «Женщины в игре без правил» , « » , экранизация романа «Идиот» , «Охота на пиранью» Андрея Кавуна, «Поддубный» Глеба Орлова и другие.


Режиссер Валерий Тодоровский

С 1995 по 1999 годы Тодоровский – член правления киностудии им. . В этот период он повторно покорял ВГИК. На этот раз попытался поступить на Высшие режиссерские курсы. И опять его постигла неудача. Но Валерий не унывал: раз он решил стать режиссером, то так тому и быть. С тех пор он стал снимать собственные фильмы.

Тодоровский как-то признался, что, кроме работы сценариста, режиссера, продюсера, ему нравится заниматься монтажом.

Так Валерий Петрович заново перемонтировал сериал «Королева Марго», сделав его таким, каким он полюбился зрителям. Также поработал над фильмом Дмитрия Месхиева «Женская собственность», где в главных ролях сыграли и .


Валерий Тодоровский на презентации фильма «Стиляги»

С мая 2000 года Валерий Тодоровский становится продюсером по кинопроизводству телеканала «Россия». С августа 2003-го он занимает место советника генерального директора телеканала по кинотелепроектам.

В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию «Красная стрела». Среди лучших фильмов студии значатся « », «Качели» и «Кислород».


Валерий Тодоровский на съемках сериала «Оттепель»

В том же 2005 году Валерий стал сопродюсером сериала « » . Лента сразу же стала мегапопулярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения .

Одной из последних наиболее удачных работ в фильмографии Тодоровского как режиссера стал телесериал « », который впервые показали в декабре 2013 года. Герои 12-серийной ленты - советские кинематографисты, жившие в 60-х годах, когда начинал работу отец Валерия – Петр Тодоровский.


Валерий Тодоровский на съемках картины «Большой»

Сериал мгновенно стал популярным и получил множество наград, среди которых специальный приз совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» за 2013 год.

В 2016 году режиссер начал съемки фильма под названием « ». Это лента о балете, о жизни труппы Большого театра и о 2 девушках-балеринах и их судьбе в период с 10 до 25 лет.


Главные роли исполнили знаменитые актеры – , и , а образы учениц воссоздали на экране балерины и .

Личная жизнь

Как признается Валерий, в его жизни существует «только и только кино». Режиссер избегает шумных светских тусовок, не любит ездить отдыхать далеко от дома. Он утверждает, что не имеет ни хобби, ни иных увлечений, кроме кино.


Семья и личная жизнь Тодоровского закрыты для посторонних глаз. Режиссер не говорит на эту тему почти ничего. Известно только, что Валерий женат во второй раз. С первой женой Натальей Токаревой, дочерью писательницы , он прожил 20 лет. От этого брака есть двое детей – сын Петр и дочь . Тодоровский считался примерным семьянином, поэтому новость, что продюсер решился на развод и уходит к молодой актрисе , шокировала многих.

В нынешнюю супругу Валерий влюбился на кастинге одного из своих сериалов. Позже Евгения снялась в ленте мужа «Стиляги».


В 2009 году у Валерия Тодоровского и Евгении Брик родилась дочь Зоя. Мама с девочкой много времени проводит в США. Зоя учится в Лос-Анджелесе. Посещение школы она совмещает с занятиями в музыкальной школе и танцевальной студии, к тому же девочка попробовала себя в качестве телеведущей и даже начала сниматься. Пока это эпизодические роли, но, как утверждает Евгения, на накопленные гонорары к 16 годам Зоя сможет позволить себе автомобиль. Брик регулярно размещает в «Инстаграме» фото и видео с участием дочери.


В интервью Евгения упоминала о том, что они с мужем готовы к появлению второго ребенка и даже придумали имя для мальчика и девочки, но пока плотный съемочный график мешает осуществлению этих планов.

Валерий Тодоровский сейчас

В 2018 году Валерий Петрович начал работу над проектом «Одесса». Помимо Москвы, съемки проходили в южном регионе России – городах Таганрог, Ростов-на-Дону и Сочи. Жанр картины определяется как трагикомедия. Фильм повествует о введенном в городе карантине из-за распространения холеры.


Валерий Тодоровский на съемках фильма «Одесса» в 2018 году

В центре сюжета – история еврейской семьи Давыдовых. Для работы Тодоровский использовал 35-миллиметровую пленку, что придаст картине большую достоверность, так как события происходят в начале 70-х годов. В главных ролях предстанут Марии Мироновой и .


Осенью Тодоровский вошел в число организаторов конкурса короткометражек «А4» с призовым фондом в 1 млн руб. По условиям состязания всем участникам предлагалось написать краткую яркую историю в жанре драмы, комедии, фантастики или спортивного кино и заснять ее на смартфон или камеру. Жюри оценивало прежде всего оригинальность идеи, а не технические возможности постановщика.

Фильмография

  • 1990 - «Катафалк»
  • 1991 - «Любовь»
  • 1994 - «Подмосковные вечера»
  • 1998 - «Страна глухих»
  • 2002 - «Любовник»
  • 2004 - «Мой сводный брат Франкенштейн»
  • 2007 - «Тиски»
  • 2008 - «Стиляги»
  • 2013 - «Оттепель»
  • 2017 - «Большой»
  • 2018 - «Одесса»