Презентация «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Родительское собрание "Особенности адаптации пятиклассников" презентация к уроку (5 класс) на тему Родительское собрание особенности адаптации пятиклассников презентация

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Какими должны быть пятиклассники?

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • новообразования среднего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
  • качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Сравнительная таблица загруженности учеников в четвёртом и пятом классе:

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
  • темпу, особенностям речи учителей;
  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.

Дата проведения: г. Время проведения: ч. Место проведения: кабинет 209 ПОВЕСТКА: -Организация учебно-воспитательной деятельности пятиклассников в период адаптации (кл. рук. Басхамджиевой Е. Ю., Арутюновой О. В., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В., Мельниковой В. В.). - характеристика класса; - результаты анкетирования учащихся «Незаконченное предложение»; - результаты анкетирования родителей; -Анализ учебной деятельности учащихся в период адаптации (Укурчиева Т. А., Эрдниева Г. Н., Манджиева Б. Х., Лиджигоряева Л. Б., Бадмаева Л. И., Чокаева З. Ц., Ширепова Л. П., Джуканова Д. Н.). -Особенности степени адаптации 5-классников (учителя-предметники: Матвенова Н. Е., Шалхакова Е. О., Санджиева К. С., Сангаджиева Е. П, Сидоренко Н. В., Спиридонов Ю. Б.-Г., Карманов В. Б., Забиргалиева Т. Э., учителя калмыцкого и английского языков, истории, природоведения, физкультуры…) -Деловая игра «Психологические особенности 5-классников. Адаптация к новой ступени обучения». Психолог Имкенова А. Б. -Принятие решения малого педагогического совета.


Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом. Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом. Согласовать действия учителей- предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем. Согласовать действия учителей- предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.






«Из начальной школы в основную» сменой социальной обстановки; сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей- предметников; различием требований со стороны учителей- предметников; изменением стиля общения учителей с детьми. изменением стиля общения учителей с детьми.


Сложности организационного и учебного характера 1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4. Отсутствие коллективных средств обучения. 5. Наличие большей свободы и самостоятельности. 6. Личностный контакт с учителями.


Признаки успешной адаптации: Удовлетворённость ребёнка процессом обучения; Удовлетворённость ребёнка процессом обучения; Ребёнок легко справляется с программой; Ребёнок легко справляется с программой; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.






















РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника: - готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); - Правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника. 3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей. 4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их. 5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями. 7. Учащиеся должны стать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, 8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным»


Памятка для родителей пятиклассника Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка npоисходят изменения. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка npоисходят изменения.


Памятка для учителей Двойка, а для кого-то и тройка – достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь. Двойка, а для кого-то и тройка – достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.


Памятка для учителей Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.


Памятка для учителей Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.


НА ЗАМЕТКУ: В педагогической поддержке каждый учитель должен продемонстрировать себя перед ребенком человеком: сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации; сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации; понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникли проблемы; понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникли проблемы; конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»; конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»; имеющим свое мнение – способным аргументировано высказаться по поводу ситуации; имеющим свое мнение – способным аргументировано высказаться по поводу ситуации; умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры; умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры; управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности. управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности.


Решение малого педагогического совета С целью успешной адаптации учашихся 5 классов, на основании итогов классно-обобщающего контроля малый педагогический совет постановляет: Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечение хороших показателей качества знаний и уровня обученности (уровень обученности 100%, качество знаний 77 % в 5 б классе, 63% в 5 д классе) классных руководителей Арутюновой О. В., Мельниковой В. В. Отметить качественную работу по формированию учебной мотивации класса, обеспечение хороших показателей качества знаний и уровня обученности (уровень обученности 100%, качество знаний 77 % в 5 б классе, 63% в 5 д классе) классных руководителей Арутюновой О. В., Мельниковой В. В. Отметить положительную работу учителей Матвеновой Н. Е., Саткуевой Р. М., Босхомджиевой Е. Ю., Карманова В. Б. по привитию познавательного интереса к предмету, использование инновационных технологий в учебном процессе, грамотное построение уроков с учетом возрастных особенностей учащихся. Отметить положительную работу учителей Матвеновой Н. Е., Саткуевой Р. М., Босхомджиевой Е. Ю., Карманова В. Б. по привитию познавательного интереса к предмету, использование инновационных технологий в учебном процессе, грамотное построение уроков с учетом возрастных особенностей учащихся.


Решение малого педагогического совета Психологу Имкеновой А. Б.: - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений (в теч. года) - оказывать целенаправленную помощь учащимся и их родителям с целью формирования более высокого уровня межличностных отношений (в теч. года) - разработать программу психологического сопровождения пятиклассников (январь 2012 г.); - разработать программу психологического сопровождения пятиклассников (январь 2012 г.); - организовать коррекционные занятия с трудноадаптируемыми пятиклассниками (в теч. года); - организовать коррекционные занятия с трудноадаптируемыми пятиклассниками (в теч. года); 4. Классным руководителям 5 а, 5 в, 5 г, классов Басхамджиевой Е. Ю., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В.: 4. Классным руководителям 5 а, 5 в, 5 г, классов Басхамджиевой Е. Ю., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В.: 4.1. провести анализ причин понижения качества знаний по итогам учебной деятельности в первой четверти; 4.1. провести анализ причин понижения качества знаний по итогам учебной деятельности в первой четверти; 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся; 4.2. принять меры по повышению мотивации учащихся; 4.3. разработать действенные меры по повышению уровня обученности и качества знаний (декабрь 2012 г.); 4.3. разработать действенные меры по повышению уровня обученности и качества знаний (декабрь 2012 г.);


Решение педагогического совета 5. Классным руководителям 5 –х классов: - ознакомить родителей с памяткой «Для родителей пятиклассника» - ознакомить родителей с памяткой «Для родителей пятиклассника» - довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2012 г.). - довести до сведения родителей итоги малого педсовета (ноябрь 2012 г.). 6. Учителям, работающим в 5 классах; - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога; - изучить и использовать в работе с обучающимися рекомендации психолога; - продолжить эффективное использование информационно-коммуникативных технологий; - продолжить эффективное использование информационно-коммуникативных технологий; - рационально использовать учебное время урока; - рационально использовать учебное время урока; - соблюдать дозировку домашнего задания; - соблюдать дозировку домашнего задания; - развивать самостоятельные навыки и инициативность; - развивать самостоятельные навыки и инициативность; - учитывать возрастные особенности учащихся; - учитывать возрастные особенности учащихся; - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей, близкие к начальной школе (в теч. года); - создавать эмоционально-комфортные условия, ситуацию успеха для адаптации детей, близкие к начальной школе (в теч. года); - во избежание психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок, для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого месяца (сентябрь). - во избежание психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок, для развития мотивации к учению, а не её снижению, рекомендовать ввести «бездвоечное» обучение в течение первого месяца (сентябрь).


Решение малого педагогического совета 6.1. Учителям русского языка Шалхаковой Е. О., Санджиевой К.С., Сангаджиевой Е. П.: работать над повышением методического уровня; работать над повышением методического уровня; уделять особое внимание словарно-орфографической работе; уделять особое внимание словарно-орфографической работе; рационально использовать учебное время урока; рационально использовать учебное время урока; использовать дифференцированный подход в работе с учащимися; использовать дифференцированный подход в работе с учащимися; разнообразить виды работ на уроке (в теч. года). разнообразить виды работ на уроке (в теч. года) Учителям математики: Сидоренко Н. В., Спиридонову Ю. Б.-Г., Забиргалиевой Т. Э. : усилить практическую направленность урока; усилить практическую направленность урока; использовать ИКТ и игровые формы уроков; использовать ИКТ и игровые формы уроков; отрабатывать вычислительные навыки (в теч. года). отрабатывать вычислительные навыки (в теч. года).


Решение малого педагогического совета 6.3. Учителям английского языка Басхамджиевой Е. Ю., Шараевой Т. В., Манджиевой В. В., Семеновой С. В.: - активизировать использование дифференцированного подхода в процессе обучения (дифференциация различных видов задания, применение индивидуальных критериев достижений); - активизировать использование дифференцированного подхода в процессе обучения (дифференциация различных видов задания, применение индивидуальных критериев достижений); - для повышения мотивации к изучению английского языка использовать мониторинговый метод и новые приемы оценивания (в теч. года). - для повышения мотивации к изучению английского языка использовать мониторинговый метод и новые приемы оценивания (в теч. года). - обратить внимание на дозировку дамашнего задания - обратить внимание на дозировку дамашнего задания 6.4 Учителю истории Саткуевой Р. М.: - продолжить работу по развитию познавательного интереса учащихся на уроках истории (в теч. года); - продолжить работу по развитию познавательного интереса учащихся на уроках истории (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 7. Учителям калмыцкого языка: Горяевой Д. Б., Бисалиевой З. Л., Бадмаевой Е. А., Бадма-Халгаевой Л. Д., Мельниковой В. В.: - совершенствовать формы, методы и приемы работы по овладению учащимися лексическим минимумом; - совершенствовать формы, методы и приемы работы по овладению учащимися лексическим минимумом; - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года); - использовать на уроке диалогическую речь (в теч. года); 8. Учителям природоведения Арутюновой О. В., Бадмаевой Ю. Ю. - развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание; - развивать устную монологическую речь, наблюдательность и внимание; - разнообразить формы работы на уроках; - разнообразить формы работы на уроках; - использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в теч. года); - использовать ИКТ, дидактические игры с целью привития интереса к предмету (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 9.Классным руководителям Басхамджиевой Е. Ю., Арутюновой О. В., Очировой Е. Г., Манджиевой В. В., Мельниковой В. В.: продолжить работу по формированию классного коллектива, корректировке культуры поведения учащихся; способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе; способствовать созданию положительной и дружелюбной атмосферы в ученическом коллективе; развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в теч. года); развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности (в теч. года);


Решение малого педагогического совета 10. Заместителю директора Укурчиевой Т. А.: организовать семинар для активного взаимодействия учителей начальных классов и учителей- предметников будущих 5-х классов (март 2013 г.); организовать семинар для активного взаимодействия учителей начальных классов и учителей- предметников будущих 5-х классов (март 2013 г.); организовать родительский всеобуч по вопросам преемственности учащихся (апрель 2013 г.); организовать родительский всеобуч по вопросам преемственности учащихся (апрель 2013 г.); 11. Заместителю директора по ВР Батыровой Т. М.: ежегодно, в первой четверти проводить традиционное мероприятие «Неделя пятиклассника» (октябрь 2013 г.) ежегодно, в первой четверти проводить традиционное мероприятие «Неделя пятиклассника» (октябрь 2013 г.)


Решение малого педагогического совета 12. Заместителям директора по УВР Бадмаевой Л. И., Лиджигаряевой Л. Б. совместно с руководителями МО: своевременно проводить качественный отбор классных руководителей и учителей-предметников для работы в пятых классах (апрель 2013 г.); своевременно проводить качественный отбор классных руководителей и учителей-предметников для работы в пятых классах (апрель 2013 г.); проводить индивидуальные беседы с родителями учащихся 5 классов, испытывающих проблемы адаптации во второй ступени обучения (в теч года); проводить индивидуальные беседы с родителями учащихся 5 классов, испытывающих проблемы адаптации во второй ступени обучения (в теч года); провести обучающий семинар по внедрению новой системы оценки качества знаний учащихся (январь 2013 г.); провести обучающий семинар по внедрению новой системы оценки качества знаний учащихся (январь 2013 г.); шире использовать интегрированный подход к обучению в рамках перехода на новые образовательные стандарты (в теч года); шире использовать интегрированный подход к обучению в рамках перехода на новые образовательные стандарты (в теч года); оформить стенд «Трудности адаптационного периода при переходе в основную ступень» (январь 2013 г.). оформить стенд «Трудности адаптационного периода при переходе в основную ступень» (январь 2013 г.).


Уважаемые родители, педагоги, обучающиеся. Мы рады будем оказать Вам психолого- педагогическую поддержку! Ждем Вас: Понедельник Консультация с родителями Понедельник Консультация с родителями Вторник Консультация с обучающимися Среда Консультация с педагогами Четверг Консультация с классными руководителями Пятница Индивидуальные консультации Кабинет 313


  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Проблемы школьной адаптации.

1. Изменение условий обучения.

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя . Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетра­дей были ОДИНАКОВЫЕ.

При переходе же в 5- й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности . Во-первых, стало МНОГО учителей-предметни­ков. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в новый коллектив - МНОГО новых ребят.


2. Изменение требований.

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Ребёнок учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где « многотребовательность » в порядке вещей. Это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъ­являемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий


3. Отсутствие контроля.

Всю начальною школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.

Чем помочь?

Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.


4. Пробелы в знаниях.

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу. В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мель­чайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания. Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность уви­деть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению ма­териала.



  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
  • Исключение таких мер наказания, как лишения удовольствий, физические и психические наказания.

  • Мои любимые предметы:
  • Математика – 12
  • История – 6
  • Труды -8
  • Физическая культура -5
  • Русский – 4
  • Геометрия – 3
  • ОБЖ - 3

Иностранный язык – 14 литература – 4 информатика – 1 история – 1 ИЗО – 1 труд - 2


  • Высокая – 11
  • Средняя – 2
  • Низкая - 2

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общение и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей.

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе.




На повестке: Сложность перехода ученика из начальной школы в среднюю. Причины трудности адаптационного периода пятиклассников. Основные трудности учащихся 5 классов. Анкетирование «Всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе?» Критерии готовности к обучению в средней школе. Успешная адаптация. Дезадаптация. Рекомендации родителям по преодолению трудностей в период адаптации.




Причины трудности адаптационного периода пятиклассников 5 «А»5 «Б» Очень много разных учителей. Их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого Непривычное расписание. Новый режим. Много новых кабинетов. Новый классный руководитель. В средней школе мы снова маленькие, а в начальной были самыми большими. Проблемы со старшеклассниками.


Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 111 предметов 18 предметов 226 часов 32 часа 33 – 4 учителя 13 учителей часа 2 -2,5 часа




Всё ли благополучно у вашего ребёнка в школе? 1. Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. 3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. Ему мало нравятся учителя в школе. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей … 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.


Подсчитайте количество совпадений: за каждое совпадение – 1 балл


Результаты анкетирования 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится. 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка. 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.


Каким должен быть пятиклассник? Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.


Признаки успешной адаптации удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


Признаки дезадаптации усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.


Чем можно помочь? Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами!


Чем можно помочь? Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.


Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребёнка в себя Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.


Способы преодоления тревожности: Не сравнивайте ребенка с окружающими. Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Помогите ему найти дело по душе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Повестка собрания Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. Успеваемость и поведение учащихся класса. Питание детей. Внеурочная деятельность детей. Выборы родительского комитета. Разное.

3 слайд

Описание слайда:

Представьте себе ситуацию: «Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»

4 слайд

Описание слайда:

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

5 слайд

Описание слайда:

Вопросы родителям: Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе? Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

6 слайд

Описание слайда:

Сравнительная таблица 4 класс 5 класс 1 9 предметов 11 предметов, 3 факультатива 2 22 часа 27+2 часов 3 4 учителя 11 учителей 4 1 - 2 часа 2 - 4 часа

7 слайд

Описание слайда:

Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличения числа предметов Кабинетной системы Изменения в школьной жизни пятиклассника

8 слайд

Описание слайда:

Возникающие проблемы: очень много разных учителей; непривычное расписание; новый классный руководитель; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;

9 слайд

Описание слайда:

Изменения в 5 классе Смена позиции: «старший» в начальной школе «самый маленький» в средней школе

10 слайд

Описание слайда:

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

11 слайд

Описание слайда:

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

12 слайд

Описание слайда:

Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

13 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

14 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

15 слайд

Описание слайда:

Чем можно помочь? Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.