Зачем жить на этом свете? И стоит ли? Мы живем на этом свете, чтобы выучить все уроки, которые дает нам жизнь.

Зачем нужно жить, казалось бы, все просто, не хочешь, не живи, кто тебя заставляет. Но если вдуматься, зачем мы все живем? Человек родился, значит это кому – то надо.

Прежде всего его родителям, наверняка вашего рождения они ждали с нетерпением. Если есть что – то свыше, он вас тоже благословил. А что дальше, как понять, что ты живешь так, как надо? Что вообще нужно делать, чтобы пришло озарение, что ты проживаешь свою жизнь и для этого ты пришел в этот мир?

Молодой человек особо над этими вопросами не задумывается, он занят учебой, у него зарождается первая любовь, семья затем дети. Как у всех.

Ищет и находит любимую работу, думает о будущем, мечтает о материальном. Растит детей, крутится по жизни как может. Останавливается только когда начинает сдавать . Вот тогда появляются мысли, а зачем мне все это надо, зачем нужно жить? Что в итоге? Все равно на тот свет.

Он не прав. Прожил не зря, дети его продолжение, его гордость. Даже если нет, по его мнению, особых достижений в жизни, он точно родился на белый свет не зря.

После 50 лет родители помогают растить внуков, могут еще помочь и материально. А вот после 60 лет, зачем нужно жить?

Внуки выросли, наши «мудрые» советы им сто лет не нужны. Время другое, что мы им можем посоветовать в век электроники? Дети отмахиваются. Материально? Самим бы кто помог.

Тогда зачем нужно жить после 60 лет? Не потому ли нас и государство списывает со счетов в это время, устанавливая такие цены на лекарства, что пенсионных копеек едва хватает на хлеб, вот и естественный отбор. Не задумывались?

А может и правда, если мы сами не можем найти смысл жизни, кому мы нужны. Значит пожилые люди отбросы? Возможно поэтому такое отношение у нас в стране к пенсионерам, не уважать, унижать, побольше гонять по кабинетам, чтобы во второй раз не повадно было что – то просить.

Неужели наш удел болеть, скрипеть, брюзжать? Давайте всем смертям назло будем жить не хуже молодых. Покопайтесь в себе, найдите стимул жить дальше, ведь мы живы, понимаете, живы!

Значит ищем причину, толчок, зачем нужно жить дальше на земле. Точный ответ дать не сможет ни один человек, живущий в этом мире, иначе этого вопроса никогда бы не возникало.

Если копнуть глубже и задать себе вопрос, а что такое вообще жизнь? Попробуем ответить: и получается совсем банально.

Жизнь – стирка, готовка, работа, воспитание детей. Без этого никуда. Не будешь убирать, стирать, зарастешь грязью. Готовить откажешься, умрешь с голоду. Работать не пойдешь, тогда воровать, а больше как.

Без детей тоже плохо, это наше второе я. Что же остается – на луну слетать, жить на красивом острове. Возможно это чья – то жизнь, но точно не моя. На луну меня не тянет, я там ничего не забыла и без острова мне не плохо.

Вот и пришли мы к ответу, зачем нужно жить. Жить нужно, чтобы быть счастливым изнутри. Если тебе комфортно, хорошо в жизни, значит это твое.

Проблемы одолели, а как без них? Жить тяжело любому человеку, с неба на голову ничего не падает, судьба наша определяет нас на прочность, выдержим ли, не сломаемся?

Вопрос, который мы затронем в нашей сегодняшней статье, носит характер экзистенциального плана. Что значит это понятие? Экзистенциальный вопрос - вопрос о смысле, сущности и способе существования чего-либо. Проще говоря, сегодня мы затронем тему бытия и призвания всего человечества и каждого человека в отдельности. Давайте поразмышляем над нашей жизнью вместе. Итак:

Для чего мы живем?

Любой здравомыслящий человек должен понимать, что пока не существует точного однозначного ответа на этот трудный вопрос. В чем смысл нашего пребывания на этой прекрасной планете? Как быть, если человек не чувствует, что его жизнь наполнена глубокой сущностью? Все эти вопросы задают себе люди, которые испытывают некоторый кризис. Данная проблема относится к психологии человека.

Что же делать обычному человеку, который не может проникнуть в скрытые тайны вселенной и понять свое предназначение в этом безграничном мире. Ответ кроется в самом человеке. Дело в том, что каждый из нас - это часть одного целого. Часть единого мира. Каждая деталь системы, как правило, несет в себе энергию для реализации своих функций. Соответственно, основополагающая задача каждого человека состоит в том, чтобы найти свою функцию. Найти свое предназначение в этом мире.

Для чего живет человек?

После того, как человек сможет ответить на вопрос о своих целях, он сможет приблизиться к пониманию сущности жизни в целом во вселенной.

Существует гипотеза, которая называется теория хаоса. Согласно постулатам данной концепции, жизнь - это всего лишь случайное совпадение химических реакций и биологических мутаций. Достаточно пессимистический взгляд на мир представителей данной теории весьма оправдан. Ученые и наука в целом не располагает достаточным количеством информации о возникновении и устройстве нашего мира. Мы еще до сих пор не можем понять самих себя. Как же мы можем понять мир, который создал нас? В поддержку данной теории выступают научные факты. Теория эволюции и образования галактик и планет говорит нам о том, что человек появился благодаря невероятному стечению обстоятельств, которое однако заняло более 14 миллиардов лет.

Для чего нужно жить?

Условия, которыми обладает наша планета, - это идеальные условия для жизни. К примеру, Земля находится на идеальном расстоянии от солнца. Она не слишком близка, и не слишком удалена. У Земли имеется естественный спутник, который уравновешивает и балансирует движение нашей зеленой планеты как вокруг своей оси, так и вокруг солнца. Это лишь некоторые факты, которые заставляют удивляться тому, какие же мы счастливчики.

Именно поэтому многие люди задаются вопросом о значении всего этого, о смысле своего существования. Самая правильная и психологически здоровая позиция в данном вопросе - это позиция, которая утверждает, что смысл лежит в нашей собственной жизни. Каждый человек должен найти себя в чем-то. Это может быть карьера, семья, деятельность и самосовершенствование. Многие жалуются, что они не чувствуют себя принадлежащими этой жизни. Они не видят смысла в своих действиях. Они зря пропадают в местах, в которых они не хотят быть. Они тратят свои силы на взаимодействие с теми людьми, которые им не нужны. Для чего же они живут?

Чтобы обрести себя, нужно почувствовать себя. Нужно найти то, что нужно именно вам. Это очень не просто, но это абсолютно необходимо для того, чтобы не потеряться в этом сложном и неоднозначном мире. Рыночная экономика сегодня, диктует нам особую манеру поведения, которая, к сожалению, удаляет нас от понимания своего предназначения в этом мире. Развивайте себя, свое тело, душу и интеллект. И может быть тогда вы найдете то, что так долго искали.

Это не просто вопрос, это ключевой вопрос человечества в попытках познания себя уже 6 000 лет. Хорошо, что ты его задаешь. Это значит, ты понимаешь, что четких и ясных ответов на вопросы

— ;
-кто я;
-кто Бог и есть ли он вообще;
-что с нами происходит после смерти;
-в чем замысел мироздания;
-почему я прихожу в этот мир не по своему желанию и ухожу против своей воли,

за годы исканий и размышлений ты так и не нашел.

И это не случайно.

Также не случайно, как и то, что именно ты заинтересован такими вопросами. Ведь это все запросы звукового вектора в человеке. Запросы на познание себя, Вселенной и ее законов.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, нас, звуковиков на планете всего 5%. Остальных эти темы совсем не интересуют. У каждого, кроме звуковика, есть свой смысл в материальном мире, и он бессознательно к нему стремится.

Один пытается достичь высот в карьере, сколотить состояние. В этом он находит себя и уверен, что живет именно для этого: накопить, сэкономить, выбиться вперед.

Другой стремится жить для семьи, детей, жены. Его ценности - это почет, уважение, честность, справедливость. Он живет и осмысливает себя в том, чтобы построить дом, вырастить сына и посадить дерево.

Ну а третьему задай вопрос, зачем стоит жить, и он ответит: «Чтобы любить и быть любимыми».
У каждого свой ответ и смысл, и это справедливо, потому что разная от природы психика диктует разные устремления и состояния психического комфорта.

А как ты сам думаешь, зачем мы живем?

Не знаешь…

А все потому, что твои интересы лежат вне плоскости материального мира. Звуковой вектор задает тебе желание познавать метафизические закономерности. И это является единственной причиной, по которой ты периодически ощущаешь себя «чужим» в этом мире,
равнодушным ко всему тому, чем наслаждаются другие люди, не способным жить как все.

Бывает, что звуковик не осознает свои такие странные желания к познанию, не задает подобные вопросы и не ищет на них ответы. Тогда бессознательно эти вопросы все равно рвутся наружу и проявляются в виде тяжелых депрессий, ощущения бессмысленности земного проживания.

Ответы в звуковом векторе

Именно отсутствие ответов на многие философские задачи заставляло человечество идти вперед тысячи лет, развиваться. И задавали этот объем развития как раз такие, как мы с тобой, люди со звуковым вектором. Свои врожденные желания к познанию мироздания они сублимировали в конструктивную социальную деятельность.

Эти гении своего времени создавали языки, классическую музыку, музыкальные инструменты. Создавали религии и точные науки, такие как физика, химия, математика. Вносили идеи о социальных преобразованиях в обществе. Они жили для этого.

В современном мире области реализации для людей со звуковым вектором стали еще обширнее: программирование, новая добавочная реальность - интернет, космические исследования.

Также сейчас отчетливо виден и возросший интерес у целых поколений к всевозможным эзотерикам, магии, колдовству, техникам по изменению сознания или реальности. Это говорит, о том, что это уже не единичное, а коллективное устремление к познанию самого себя. Прежние формы познания перестают наполнять звуковиков, и мы ищем новые.

Зачем мы живем: принцип наслаждения

Для любого человека единственный путь обрести свое счастье и радость - это применять свои врожденные таланты, психические свойства по назначению, то есть реализовывать себя в обществе. Приносить пользу не только себе, но и людям, в силу своих возможностей и потребностей.

Например, людям с кожным вектором наслаждение дает применение своих свойств в инженерии, законотворческой деятельности, бизнесе. Людям с анальным вектором - перфекционизм в выбранной профессии, применение аналитических способностей и таланта к систематизации, передача опыта следующим поколениям, иными словами - обучение. Людям со зрительным вектором прекрасно удается применять себя и в модельном бизнесе, и в медицине, и в области культуры.

Для звуковика эта реализация себя в социуме важна вдвойне, потому что огромный объем психической энергии при невостребованности оказывает негативное влияние и на другие вектора. Согласно системно-векторной психологии, их в человеке может быть 3-5 и даже более. Когда звуковой вектор реализуется, он освобождает в человеке место для желаний в других векторах, таких желаний, о которых человек в нереализованном состоянии может и не догадываться, и живет свою жизнь, не реализуя их.

Примеры успешной реализации себя в обществе у звуковиков можно приводить бесконечно долго. Это и Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, и Цукерберг, основавший социальную сеть Фейсбук, и такие музыканты, как Игорь Крутой, Игорь Бутман, Денис Мацуев.

Где узнать ответы?

Конечно же, не существует волшебной таблетки, приняв которую, сразу можно определить свои вектора и скрытые желания, моментально выбрать свою область для деятельности. Зато есть точный инструмент, с помощью которого можно начать познание психической природы, своей и других людей - это системно-векторная психология Юрия Бурлана.

На извечный вопрос, в чём смысл жизни, многие отвечают привычно: «В детях, в труде, в творчестве». Кто-то ищет на него ответ в философии, религии. Кто-то приходит к выводу, что его нет…

А что думает современная молодёжь? Та, которую мы порой критикуем за недальновидность, гедонизм, безволие? Рождённые в идеологическом вакууме 1990-х и взрослевшие под влиянием различных образов и героев: от прадедов, победителей Великой Отечественной войны, до хватких олигархов и эстрадных красавиц… Не претендуя на социологическую точность, я просто дал тридцати студентам-экономистам, которым преподаю в университете, тему для сочинения экспромтом: «Зачем жить?».

В первую очередь, как и следовало ожидать, цель жизни молодыми людьми видится в создании семьи, рождении и воспитании детей. Карьера рассматривается как средство для осуществления этого. «Я считаю, что свою жизнь надо посвятить семье. А для этого нужно получить образование, чтобы работать в дальнейшем на любимой работе и обеспечить существование своих близких… Забота о детях и есть смысл жизни… Я в первую очередь хочу стать мамой, хорошей женой… Чтобы воспитать своего маленького любимого человечка!»

Всё это меня порадовало, потому что те, кто откладывает брак и рождение детей на «после 30», вначале ставя задачу приобрести квартиру, продвинуться по карьерной лестнице, порой не достигают желаемого. Двадцать с небольшим - самый возраст. Трудности надо преодолевать вместе, а не приглашать человека на всё готовое.

Вторая по популярности ценность - это саморазвитие, раскрытие своей личности в труде, познании, творчестве. «Жизнь - это совершенствование самого себя. Мы идём вперёд и постоянно узнаём много нового… Мы живём для того, чтобы стать самими собой и изменить мир под стать себе… Человек должен прожить все доступные ему эмоции… Жизнь - это безумно интересно! Жизнь - это испытание, через которое надо пройти. Тот, кто стремится к лучшему, проходит сложный путь преград, ведь необходимо бороться за своё счастье».

Со всеми этими словами я тоже согласился, потому что и христианская вера видит земную жизнь как школу познания себя и Бога, место для покаяния и приумножения талантов - в общем, для созревания к Вечности.

Не менее возвышенно выглядит и третья группа ответов: улучшить окружающий мир. «Если человеку дана жизнь, значит, он нужен на этой Земле. Может, именно он совершит какие-то поступки, которые никто другой не сделает… Наши цели - оставить след в истории, внести в неё свой вклад, хоть и незначительный… Чтобы строить будущее своей страны… Человек должен стремиться сделать окружающий мир лучше, добрее, одухотворённее. Главная цель каждого - добиться чего-то в жизни. Быть может, кто-то из твоих правнуков будет изучать генеалогическое древо и что-то необычное и познавательное расскажет именно о тебе!»

Что тут можно сказать? Действительно, совершенствование мира - это очень важное задание, данное всему человечеству в первые дни его творения. Да и каждый из людей раскрывается и меняется к лучшему чаще всего через труд, созидание. Об этом хорошо писали святой Максим Исповедник, отец Сергий Булгаков и многие другие богословы.

Интересно, что здесь речь идёт в основном об изменении мира именно через труд, несколько реже - через человеческие отношения, собственный пример. Хотя некоторые говорят и об этом: «Зачем жить? Подарить свою любовь, доставлять радость другим людям… Нужно думать не только о себе, но помогать близким… Жить нужно не для чего-то, а для кого-то».

Во многих сочинениях присутствует резкая критика денег и вообще материальных ценностей как мотиватора жизни: «К сожалению, сегодня многие люди в постоянной борьбе за деньги и положение в обществе не замечают, как прекрасен мир, как совершенна природа. Они не умеют радоваться жизни и становятся безразличными, агрессивными… Да, без денег ничего не приобрести, не поправить здоровье, не получить образование, но в итоге все материальные блага, ради которых многие пойдут по головам и на преступление, обесценятся. В конце моего пути это всё потеряет значение».

Какие прекрасные слова, как хочется зачитать их для всей молодёжи! Ведь многие, будучи сами скромны и непритязательны, боятся найти сребролюбие в будущем супруге или стать заложниками общественных стереотипов благосостояния, потому долго не решаются создать семью.

Пара сочинений отличались от других. Впрочем, есть основания полагать, что их авторы не остановятся на изложенных мыслях, а будут искать ответы дальше. В одном из них всего три слова: «Чтобы получать удовольствие». В другом сочинении сказано так: «Зачем жить? Этим вопросом задаюсь часто. И не нахожу ответа. Обычно всё уже продумано за нас: для девушек - рождение ребёнка, для мужчин - карьера; общий смысл - любовь, семья и т. д. Лично для меня жизнь бессмысленна».

В завершение обзора хочется процитировать двух студентов, взгляды которых отличаются зрелостью, широтой и могут быть рекомендованы каждому человеку - как успешному, так и лишённому телесного здоровья или богатых социальных связей (напомню, что вопрос был задан неожиданно, поэтому ответы на него не заготовлены, а отражают реальные ценности и переживания).

«Главной движущей силой в моей жизни является любовь - к любимому человеку, к семье, к жизни, к природе, к миру в целом. Эта любовь заставляет двигаться вперёд, покорять новые, хоть и совсем маленькие, вершины. Без любви любые действия и события моей жизни не были бы столь яркими и насыщенными. Даже к экономической деятельности добавляется составляющая любви, когда, например, человек готов сутками работать ради помощи родным. Смысл жизни каждого заключается в любви, но у каждого человека имеется свой объект этого чувства. Для кого-то это работа или семья, кто-то не может представить себя без машины или домашнего животного, кто-то обретает себя только в путешествиях или соединении с природой, а кто-то в науке, религии, искусстве, чтении и т. д. Для меня смысл жизни - в любви!»

А вот второе: «Жить нужно для того, чтобы творить. Чтобы изменять мир вокруг себя и самому совершенствоваться. Жить нужно для того, чтобы любить. Любить своё дело, любить мир, любить людей. Жить нужно для того, чтобы найти свою любовь в любом её проявлении. Жить нужно просто для того, чтобы радоваться каждому прожитому дню, солнцу, дождю, снегу, смене времён года. Жить нужно для того, чтобы помочь другим найти радость в жизни. Но прожить нужно так, чтобы гордиться своими делами, чтобы тобой гордилась мама, чтобы остаться честными перед самими собой. Жить нужно для того, чтобы найти дорогу к самому себе и к Богу».

Да, порой нам есть чему поучиться у наших студентов.

Мое самое глубокое убеждение, подкрепленное моей же практикой и практикой коллег: мы справимся со всем, чем угодно, у нас есть силы на все. Понять, насколько мы сильные, можно только тогда, когда попадаем в какую-то тяжелейшую ситуацию.

Другое дело, что когда ты в этой ситуации, в какой-то момент может показаться, что все, я ничего не могу. На самом деле, могу! Очень важно, чтобы тебе кто-то сказал, что ты с этим справишься и что ты это можешь, потому что это так и есть.

Не важно, в каком возрасте человек теряет родителей

В Крымске, во время наводнения были очень тяжелые ситуации с людьми. Было несколько мужчин, у которых погибли пожилые родители. Это произошло ночью, в темноте.

У одного мужчины отец был парализованный, он лежал в маленьком домике, отдельно. И тот мужчина говорит: «Я когда проснулся от шума воды, то пытался выскочить, а водой прижало дверь. Я физически не мог эту дверь открыть. Пока выбивал окно и пока выскочил во двор, вода мгновенно прибыла, и гостевой домик был уже под водой почти под крышу. Я ныряю раз, ныряю два и не могу там дверь открыть. Когда я уже поднырнул, отец уже все, захлебнулся».

У второго мужчины точно так же мать погибла, очень пожилая женщина 90 лет. Они в соседних домах жили. «Я бросился сразу бежать, а вода все выше и выше. Я подплываю, а уже поздно…» И эти мужчины плакали как дети.

Не важно, в каком возрасте человек теряет родителей – пять ему лет или пятьдесят, реакция почти идентичная. В самом деле, пока живы родители, мы остаемся детьми. В этот момент включается маленький человек и горюет как осиротевший ребенок. И поддержка нужна и пятилетнему, и пятидесятилетнему: «Мама и папа тебя любили и любят. Это то, что тебя будет поддерживать всю жизнь». Конечно, с взрослым человеком проще, с ним можно говорить и вспоминать.

Помощь детям – это отдельная работа в чрезвычайных ситуациях. У нас в центре нет специальных детских психологов, наши специалисты могут работать абсолютно со всеми. И в чрезвычайной ситуации, конечно, реакция детей отличается от реакции взрослых. Чем меньше ребенок, тем больше отличие, совсем маленькие дети – дошкольники, младшие школьники – очень ориентированы на взрослых, особенно на родителей, если они рядом. Как ведет себя родитель, собственно, так и будет вести себя ребенок.

Если родитель сохраняет спокойствие, уверенность и передает это ребенку, и говорит, что «я рядом с тобой, я здесь, мы вместе, я тебе помогу», то ребенок не будет ни плакать, ни пугаться, ни паниковать. А если папа или мама теряет над собой контроль, то мгновенно в это эмоционально подключается и ребенок. Если страшно маме и папе, то ребенку страшнее в десять раз, потому что мама и папа его опора, незыблемый мир. И мы всегда говорим родителям: «Будьте рядом и демонстрируйте уверенность, и с ребенком будет все в порядке». Другое дело, когда ребенок потерял родителей, это уже работа, требующая индивидуального, ювелирного подхода.

Ребенок-заместитель

Ни в коем случае мы никогда не говорим родителям погибшего ребенка, что «у вас еще будут дети». Это равносильно предательству этого погибшего ребенка. А, во вторых, мы не знаем, будут или не будут эти дети, не знаем, захотят ли они иметь детей. Мы говорим часто противоположное: «В этот год-полтора своего горя не принимайте для себя никаких жизненно важных решений, не вносите в свою жизнь никаких важных изменений, не переезжайте, не увольняйтесь с работы, не меняйте свою жизнь, потому что она и так у вас изменилась. Вам будет еще трудней, ведь от себя все равно не убежишь».

Бывает, что муж говорит: «Я так боюсь, что жена может сойти с ума. Может нам еще одного ребенка родить?» Я понимаю, что все из лучших побуждений, но мы говорим: «Подумайте, это и для вас и для жены – тяжелейший стресс. Переживите этот период, и тогда вы решите, будут у вас еще дети или нет».

Но на самом деле, если сказать честно, правда здесь немножко в другом: когда родители рожают ребенка вслед за тем, которого они потеряли, то высок риск, что они рожают ребенка-заместителя. А чем опасна эта ситуация? Тем, что второму ребенку родители могут не позволить прожить свою жизнь. Они могут возложить на него ответственность проживать жизнь умершего ребенка: будут сравнивать их вслух или мысленно, корректировать, при этом не желая ничего плохого, ничего дурного.

Надо сначала пережить свое горе, а потом думать, как строить свою жизнь. Это очень важно донести до людей. Потому что в состоянии острого горя люди очень часто принимают какие-то решения, которые в обычном состоянии никогда не приняли бы. Надо понимать, что горе затрагивает не только эмоциональную область, но все другие сферы нашей жизни. И часть нашей работы, помимо работы с чувствами, эмоциями, с чувством вины, – постройка перспективы на будущее, поиск ресурса, за что зацепиться, зачем жить дальше.

Страдаешь не только ты

То, что для нас является очевидным, для людей, которые переживают горе, может казаться чем-то не нормальным. Например, с ребенком: «Так хорошо учился, отличник, умница и вдруг стал плохо учиться и все плохо. У меня и так горе – муж погиб, а тут еще и ребенок двоечником стал, маме и так плохо, он меня совсем добить хочет». А у ребенка свое горе, он вот так его переживает. «Не только у вас горе, но и у ваших близких» , это то, о чем надо говорить.

Вы знаете, если зациклиться на себя, то можно, вынырнув из горя, понять, что ты остался один. Кажется, что когда человек переживает горе, его надо обнять, утешить и все будет хорошо. Человек, переживающий горе, может быть очень агрессивным, он может отталкивать вас и говорить: «Не нужна мне ваша помощь, ничем вы мне не поможете, уйдите отсюда, не мешайте». Это тоже нормальная реакция. Это не значит, что нужно уйти, это значит, что ему нужно помочь по-другому.

Была ситуация, когда я поняла, насколько важно, работая с человеком, понять, кто еще страдает от этой же потери. Особенно, если есть дети, надо переключить внимание на них. Была ситуация, когда у женщины погиб муж, долго не могли его найти среди погибших. Один раз посмотрели – не он, еще раз – не он, и она уже думала, может, он в больнице, может, все-таки выжил, где-то здесь, но мы его не можем найти. И она была в ужасном состоянии – то кричит, то плачет, то начинает злиться, и при этом ей кто-то звонит и она резко, коротко, со злостью отвечает. Я в конце концов понимаю, что надо узнать, кто же это звонит? Я говорю: «С кем вы разговариваете?» И она с такой агрессией: «Да ребенок это, достал меня». Я говорю: «Это ваш ребенок?» «Да». «Сколько ему лет?» «Шесть». «А где он сейчас?» «Дома, звонит и звонит, я ему сказала, где я». То есть, понятно, что это ее горе говорит, а не она.

Но дальше она сказала еще более серьезную вещь, которую, конечно, нельзя было оставить без внимания: «Сейчас я приеду и скажу ему: что, хотел, чтоб папка умер, вот он и умер». «А почему вы считаете так, что он этого хотел?» «У нас отец был строгий, как раз накануне он поругал сына, он приходит и говорит: папка злой такой, ругал меня, нам бы лучше было, если бы его с нами вообще не было. Вот я ему сейчас и скажу: хотел вот, он и умер».

Конечно, первая эмоциональная реакция – встряхнуть и сказать: «Что же ты, женщина, делаешь? И как дальше твоему ребенку будет жить после этого?» Но я понимаю, что она не осознает этого, она сейчас в своем горе, у нее погиб муж и она не может его найти среди погибших. Я говорю: «Скажите, пожалуйста, вы действительно считаете, что ваш муж погиб, потому что так сказал ваш сын?» Она говорит: «Нет, конечно». «А зачем вы хотите ему об этом сказать?»

И тут включается разум, женщина немножко отступает и говорит: «А что не надо?» Я говорю: «Нет. Вы просто скажите: у вас какая-то цель? Вот вы хотите это сказать сыну, зачем?» Она: «Ну, я не знаю, он же вот так говорил». «Вы же понимаете, почему он так говорил?» «Ну да, он любил его, ну да, обиделся». Я говорю: «А как вы думаете, почему он так часто звонит? Он же сейчас там один и ему очень страшно, он не знает что происходит, он не понимает, что с вами, вы же для него главная опора, и вдруг ее рядом нет, а он хочет узнать, что она еще есть, он за вас цепляется эмоционально: «Мама, скажи, что ты есть, что ты меня любишь!» А если он услышит, что он виноват в смерти отца, он же поверит вам на слово! Дети в этом возрасте верят родителям абсолютно. Он это примет как факт. Дальше пойдет по жизни с тем, что отец умер потому, что он так захотел». Она заплакала.

Зачем жить дальше ?

Очень важно слушать людей, и понять, в чем именно может быть их ресурс на будущее, мы же не можем свой ресурс придумать, и сказать: «Вот ты будешь жить, потому что у тебя есть дети». Может, это никакой не ресурс, дети, а наоборот, еще та тяжесть, про которую он скажет: «Я не потяну. Вот я не потяну ответственность еще за кого-то, не могу. У детей есть дедушки и бабушки или тети, а я не могу». И поэтому про свой ресурс, человек может сказать только сам. А сам он скажет, когда мы будем его расспрашивать и внимательно слушать, о его же жизни с ним говорить.

Мы говорим с человеком о нем самом, о его жизни, о любви, о чувствах, о близких. В этот момент пытаешься выловить ресурс и построить человеку ближайшую перспективу, хотя бы на какое-то короткое время. Как он будет жить, и что он будет делать.

С пятнадцатилетней девочкой мы два часа ходили вокруг морга, пока папа проходил процедуру опознания – погибла мама. Мы с ней гуляли и разговаривали о ее жизни, о ней самой и в это время простраивали перспективу – что же ей делать? Потому что она жила с мамой, с отцом мама была в разводе. И у девочки сейчас выбор: либо переезжать в новую семью отца, либо жить с бабушкой и дедушкой.

С одной стороны, это выглядело, как будто я пытаюсь ее отвлечь, а на самом деле мы в этот момент выстраивали с ней ее будущее. Жить с бабушкой и дедушкой, но в деревне, маленькая школа, а класс выпускной. Либо переезжать в большой город к отцу, где хорошая школа и все прекрасно, но жить с мачехой. Это только ее выбор, потому что ее отец готов, она с отцом хорошие отношения сохранила, и дедушка с бабушкой, безусловно, готовы. Ей надо было понять, что же ей сейчас предпочесть. И вот, говоря о том, как они жили с мамой, какие отношения с папой, с его женой, девочка постепенно, в ходе собственных рассуждений, приходит к выводу, где и как она будет жить, и что она будет делать.

Она сказала: «Я люблю бабушку и дедушку, мне с ними хорошо, но я понимаю, что мне надо поступать в вуз и надо жить с отцом». И дальше начинается разговор про то, что «с папой вы вдвоем вместе, он тоже потерял маму, не важно, что они жили раздельно, но коль ты появилась, то они любили друг друга. Говорят, что бывших жен не бывает, раз он любит тебя, значит, он к маме не мог быть равнодушным.

Ты молодец, что сохранила отношение, вы оба молодцы и теперь вы друг для друга опора и поддержка. Конечно, и ему тяжело, и тебе тяжело. И когда вы будете жить вместе, очень важно чтобы вы действительно поддерживали друг друга и не усложняли и без того сложную жизнь. Это все временно, а временно можно перенести все что угодно. С любой мачехой, с любым отношением, не обязательно проявлять внешнюю любовь, достаточно быть просто корректными». И это не навязываешь, это само в разговоре выстраивается, человек сам об этом говорит.

Труднее всего, конечно, помочь найти смысл, зачем жить дальше, пожилым родителям, потерявшим взрослых детей. Им понятно, что родить больше они не смогут и какой смысл доживать эту жизнь? А ты не доживаешь, а проживаешь, потому что близкий человек прожил свою жизнь, он решил свои задачи и ушел, а ты еще их не решил, поэтому ты должен прожить свою жизнь достойно. Достойно памяти близкого человека, помня о нем.

Ресурсом для пожилых людей может быть, например, следующее: «А что хотели ваш сын или ваша дочь, что они хотели и что они не успели, о чем мечтали, а можете вы это сделать вместо них в память о них?» Это может быть все что угодно: организовать фонд помощи детям, или опекать кого-то, или поехать в Париж, который хотела увидеть дочь и так и не смогла. «Поезжайте, посмотрите Париж глазами дочери, где бы она хотела походить», и это становится сильным ресурсом.

Но надо очень внимательно слушать, быть с человеком в контакте. С одной стороны, ты должен держать границу, чтобы слышать человека и не сливаться с ним в горе, а с другой стороны, если ты от него дистанцируешься, ты ему будешь бесполезен. Потому что люди в горе очень чуткие, если ты с ним сидишь рядом как холодный профессионал, тебе никто не откроется. С тобой будут в зависимости от собственных реакций более-менее вежливыми или не вежливыми, по-разному. Но человек не откроется, а значит, ты не сможешь ему помочь никак. Это опять же профессионализм, это то, что бывает сложно добровольцам, волонтерам. Почему сложно близким людям? Потому что они включаются эмоционально, они в этом поле вместе горюют, а тут надо немного отойти и посмотреть со стороны.

В какой-то момент очень жалеешь, что не знаешь дальнейшую судьбу человека. Потому что с людьми эмоционально сплетаешься, и хочется, чтоб у них все было хорошо. Хочется увидеть, что да, сумел, преодолел и живет. А почему мы не встречаемся, и спасатели тоже не встречаются с пострадавшими? Потому что мы были с ними в самый тяжелый период их жизни. И не то чтобы они не хотели об этом вспоминать, все равно они думают и помнят всегда. Но, когда они видят нас, для них это словно вброс назад, в тот кошмар, который был. И это очень травматично. И мы не берем ни их адресов, ни телефонов.