Занятие на тему мягкий знак. Логопедическое занятие с младшими школьниками конспект урока разделительный мягкий знак

Звук с акустической точки зрения - колебания частиц воздуха. Источник - колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция - совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные - при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом, гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Гласные - тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В современном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда - при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда - язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними - открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними - закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации - вытягивание или округление губ.

Лавиализованные [y] [o]

Нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции - изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

Санорные и шумные

Санорные - согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные глухие - только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза - роса, раз - рос.

По месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

По способу образования шума

Смычные (взрывные) - [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) - [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты - [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

Поурочный план урока «Русская грамота».

Дата:

Класс:

Тема: Буква Ь (мягкий знак).

Цели :

    Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;

    Совершенствовать технику чтения учащихся;

    Развивать словарный запас учащихся;

    Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Метод обучения : эвристическая беседа.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

    Учебник «Букварь».

    Учебник «Спутник Букваря»

    Учебник «Букварёнок»

    рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;

    индивидуальные зеркальца;

    Толковый словарь;

    рисунки с изображением оленя, лося, лани;

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

2. Актуализация знаний.

Повторение пройденных букв.

3. Знакомство с новой буквой.

3.1 Работа с Букварём, с 74

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Догадайтесь!

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Букварь на странице 74.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний (хором, по цепочке)

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

3.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.7)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

3.3. Работа в Букваре:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

3.4. Работа по Спутнику Букваря, с.62-63.

4. Итог урока.

С какой буквой познакомились?

Для чего нужен мягкий знак?

5. Рефлексия.

Дерево настроения.

Тема урока: «Мягкий знак - показатель мягкости».

Цель : развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

  1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  2. Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  4. Уточнить, обогатить словарь учащихся
  5. Развивать речь учащихся

Задачи:

Систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

Развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

Обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

1. Организационный момент .

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

Тихонько садитесь.

Много мы должны успеть сделать на уроке.

Поэтому, как работать нужно?

Быстро, старательно и дружно!

Итак, я начинаю урок.

Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

(Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

(буква ь)

Это буква - мягкий знак.

(вывешивается карточка - ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак - показатель мягкости»

(Слайд 1и 2)

Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.

На доске:

1) - Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)

2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.

Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

Какое слово лишнее?

(Конь.) (Слайд 4)

Почему?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь - мягкий [н"].)

Как обозначили мягкость звука [н"] на письме?

(Буквой Ь.)

3). - Запишите красиво это слово в тетради.

4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  1. Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
  2. В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  3. Я по чтению опять получу отметку (пять).

Что написали во всех словах?

(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

Зачем же нам нужен мягкий знак?

(Он служит для обозначения мягкости согласных.)

Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

мягкость согласных?

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

А что еще знаете о букве Ь?

(Эта буква не обозначает звук.)

4. « Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 - стр.36 по заданию

(Работа с толковым словарём с. 93)

(Слайд 5)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы .

Прочитайте слова. Что в них общего?

(Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

На какие две группы можно разделить слова?

(По местонахождению Ь в слове.)

Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(Стоит в конце слова после согласной)

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

(Стоит в середине слова между двумя согласными.)

Какова роль Ь в этом случае?

(Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

Какой вывод можем сделать?

(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка. (Слайд 7)

А теперь давайте отдохнём. Встали все.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. « Открытие» нового знания.

1). Упр. 2 стр.36

2) Правило стр.36

7. Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.

(Слайд 8)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)

(Рисунок медведя)

Какое это слово?

Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед - медведь)

9. Итог урока.

Подведем итог нашего урока.

Для чего нужен Ь?

(Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

Где может находиться Ь в слове?

(На конце слова и в середине между двумя согласными.)

С каким новым словом познакомились на уроке?

Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

Нас еще ожидает много интересного

11. Рефлексия

Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

Спасибо вам за дружную работу на уроке.

(Слайд 10)

Молодцы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Урок русского языка

«Мягкий знак - показатель мягкости»

Проведён в 1а классе

Учитель: Гладышева М.П.

Саранск 2012г.


Логопедическое занятие во 2 классе

Тема: «Путешествие в королевство Мягкого знака»
Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить с первым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце и середине слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: карта путешествия в «Королевство Мягкого знака», флажок на магните, галстуки (банданы), мяч, листы с заданиями, зелёные карандаши, мячики-ёжики.

Ход занятия

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -... (Мягкий знак.)
Лог . – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: - Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... (Корабль)
Лог: - Где находится «Ь» - знак в слове корабль?... Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: - Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: - Вот и первая остановка - остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
Овощ……. (морковь)
Ходит дворник с метлой, подметает снега -
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
Она девочка, а он - ……….. мальчик.
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: - Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
Чего нет у буквы «Ь» - знак? (звука).
Где в слове может стоять «Ь» - знак? (в середине и конце).
Почему у «Ь» - знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
Для чего нужен «Ь» - знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
Вспомните слова с «Ь» - знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог : - Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» - знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» - М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

КСКОУ ОО «Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Открытый урок на тему: «Мягкий знак на конце слова».

Проведено:19.10.2015г.

Количество присутствующих-10 чел

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Карянова Л.Н

Дмитровск, ноябрь 2015г

Тема: «Мягкий знак на конце слова».
Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Повторительно – обучающая работа

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать лучиками солнца. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и с таким хорошим настроением начнём наш урок.

К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка) Слайд 1

Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков. .

Пальчиковая гимнастика.

Лодошки.

Давайте откроем тетради и запишем число. Прежде чем записывать число и классную работу, давайте прочитаем небольшое четверостишье. Слайд 2

Запишите число. Классная работа. Слайд 3

Минутка чистописания.

Сегодня на минутке чистописания мы повторим правильное написание буквы -ь-.

Посмотрите как правильно писать -ь- слайд 4

Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала.

А какое слово мы будем писать на минутке чистописания вы узнаете отгадав загадку Слайд 5

Давайте выполним звука – буквенный анализ слова конь

Ребята, сколько слогов в слове – конь ? (1 слог).

А давайте проверим, прохлопаем.

Сколько звуков в слове конь, сосчитайте самостоятельно.

Сосчитаем вместе (счёт на пальчиках).

Какой звук слышите первым? (к – согласный, твёрдый)

Какой вы звук слышите вторым? (о – гласный)

Какой звук вы слышите третьим, последним? (н – согласный, мягкий)

Запишите слово конь под диктовку.

Сколько букв в слове конь вы записали? (4 буквы)

Почему же в слове конь три звука, а буквы четыре? (ь – буквы не обозначает)

А почему мы написали его в слове конь? (для обозначения мягкости согласного в конце слова)

А давайте прочитаем четверостишье про - ь -: слайд 6

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Ребята, скажите мне, что вы знаете о мягком знаке? Слайд 7

3 .Сообщение темы и цели работы. Слайд 8

4. Работа по теме урока

1.Написание слов с мягким знаком на конце слова.

Отгадайте кроссворд и запишите в тетрадь ответы : слайд 9

2.Физкультминутки слайд 10 и 11

3. Самостоятельная работа на листочках.

(разноуровневые задания)

а) для сильных детей:

Восстановите пословицы:

Год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

Году начало, зиме – середина. (Январь)

б) для детей среднего уровня:

Вставьте нужные по смыслу слова:

Корабль сел на ______. (мель)

Ваня взял___________. (мел)

Давайте проверим как вы справились с заданием слайд 12

4. Работа с предложениями. Слайд 13

А теперь, ребята, давайте составим небольшой рассказ. На доске записаны предложения, их нужно дополнить словами. А слова выбрать из предложенных вариантов.

Прочитайте неполные предложения:

Был хороший ____. Мы бросили в реку _____. Вот _____ рыбок. Вари уху.

Прочитайте слова: девять, сеть, день.

Подумайте, какие слова нужно вставить вместо черточек.

Какой рассказ у вас получился? (учитель спрашивает 2-3 учеников)

Прочитаем рассказ хором. Слайд 14

Сколько предложений в тексте? (4)

Прочитайте первое, второе, третье, четвёртое предложение.

Как вы будете записывать предложения? (С большой буквы, в конце ставить точку.)

Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните слова с мягким знаком.

5. Закрепление

Игра «Доскажи словечко» . слайд 15

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной …

Чтобы было где писать. В школе нам нужна …

Накорми его бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит …

Если всё ты будешь знать, То получишь в школе …

6. Итог урока

О какой букве мы говорили на уроке?

Что нового узнали?

Какую работу выполняет мягкий знак в середине и конце слова?

7.Домашнее задание слайд 19

8. Рефлексия

В начале урока, я предлагала вам стать лучиками солнышка. Теперь пришло время разместить свои лучики, на одном из солнышек, согласно вашему настроению.

Слайд20

Посмотрите, какое красивое и весёлое солнышко у нас получилось.

С таким хорошим настроением, я предлагаю вам закончить урок.

Урок окончен.

Слайд 21