Игра поймай в ладошки закрепление звука а. Открытое занятие "звук "а", буква "а""

Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш].

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]; развитие навыка звукового анализа; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, черные и белые квадраты (фишки).

Ход занятия:

Оpгмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлёны, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. «Подумай, не торопись». С помощью картинок подбери слово, которое начинается на последний звук слова:

мак, кот, тыква, альбом, мама, аист, тополь, липа, антенна, автомат, танк, кубики, индюк, капли.

Игра «Чёрный - белый» - развитие фонематического слуха.

Цель: нахождение звука [ш] в словах, воспринимаемых на слух. Поднимите чёрную фишку, если услышите в слове [ш], белую - если данного звука в слове нет.

мак, шапка, дом, уши, шуба, танк, лук, мыши, шкаф.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, мяч.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Постановка звука [ш]. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

Постановка звука [ш] смешанным способом.

3. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 160-163).

4. Закрепление звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, И, О, У).

Инструкция логопеда:

Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ША (ШИ, ШО, ШУ).

Самостоятельное воспроизведение слогов.

5. Автоматизация [ш] в слогах.

а) Повтори за мной:

ша - ша - ша ша - ши - ши ши - ша - ша

ши - ши - ши ши - ша - ша ши - ши - ши

ша - ша - ши ша - ши - ша ши - ши - ша

ши - ша - ши ши - ши - ша ша - ша - ши



б) «Закончи слово» - игра с мячом.

Слогом -ша: Слогом -ши:

Да ша камы ши

(Луша, груша, Алёша, Катюша, галоши, шалаши, ниши)

Что лишнее?»

Дети поднимают руку, услышав лишний слог.

Па - па - па - ба пу - пу - бу - пу

по - по - по - бо пы - пы - бы - пы.

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа.

Оборудование : зеркало, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] детьми.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

5. Автоматизация звука [ш] в слогах:

а) Игра «Повтори за мной»:

шо - шо - шо шу - шу - шо ша - ши - шо - шу

ше - ше - ше шу - шо - шу ша - шо - ши - шу

шо - шо - шу шо - шу - шу ша - шу - ши - шо

шу - шо - шо ше - ше - ше ша - шу - шо - ши

шу - шо - шо ше - шо - ше ша - ши - шу- шо

б) «Угадай слово».

Логопед начинает, а ребёнок добавляет часть слова:

ме - ... (шок) ла-шу Мы увидели: Пашу

пу -... (шок) ма-шу Машу

гор -...(шок) пи-шу Мишу

лету -... (шок) ту - шу Дашу

реме -... (шок) про - шу Катюшу

поро -... (шок) ды-шу Алёшу

гребе - .... (шок) ко - шу Наташу

Физкультминутка.

Руки вперёд, вверх, в стороны с одновременным проговариванием слогов: ша - шо - шу - ше.

Период развития ребенка до школы является самым важным, так как в это время закладывается тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его учебная деятельность.

Развитие речи дошкольника предполагает формирование и развитие у него:

    Фонематического слуха (умения отличать друг от друга звуки речи) и артикуляции (произношения);

    Словарного запаса;

    Грамматического строя речи;

    Связной речи.

Подготовка ребенка к школе должна проходить обязательно в форме игры, потому что игра – это основной вид деятельности любого ребенка – дошкольника. Именно благодаря игровой деятельности ребенок интенсивно развивается.

Играйте с ребенком везде: дома, на прогулке, в транспорте.

Причем сделайте это так, чтобы игра была не только развлечением, но и учением.

Данные игры помогут вам увлекательно и просто сформировать у ребенка все компоненты речи.

Игра «Поймай звук»

Правила игры: взрослый договаривается с ребенком, какой звук нужно «поймать», например: «Б». Взрослый говорит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда произносится этот звук.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: подбирайте слова, которые начинаются с заданного звука. Например, вы выбрали звук «Б». Можно использовать такие слова: булка, баран, бочка, брошка… Называйте их, периодически смешивая с другими словами: булка, баран, сон, бочка, весна, картошка, брошка и т. д.

в 5-6 лет: можно включать слова, нужный звук в которых стоит в середине или в конце слова. Например, для звука «Б»: кабан, яблоко, столбы и др. Называйте слова, так же смешивая с другими словами.

в 6-7 лет: попробуйте усложнить задание и включите слова, в которых встречается согласный мягкий звук «БЬ», например: барабан, белка, бегемот, брошка…

Кроме того, усложнением задания является и чтение взрослым текста. Ребенок не должен отвлекаться на содержание текста и пропускать звук в словах. Это задание хорошо тренирует внимание ребенка.

Игра «Рифмы»

Правила игры: водящий кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и должен придумать рифму. Если ребенок не может быстро придумать рифму, то водящий сам называет рифму к этому слову. Если рифма названа игрок, который не ответил, становится водящим.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: в этом возрасте ребенку еще сложно самостоятельно сочинить рифму, поэтому можно играть с готовыми парами – рифмами. Подберите парные картинки так, чтобы названия рифмовались. Например, возьмите такие слова: «бочка – почка», «свечка – печка», «мишка – шишка», «кошка – ложка»… Разделите эти пары картинок так, чтобы одна картинка от рифмы была у ребенка, а другая – у взрослого. Взрослый показывает ребенку картинку, а ребенок должен подобрать среди своих карточек ту, название которой рифмуется с карточкой взрослого.

в 5-6 лет: взрослому следует подбирать легкие для детского возраста рифмы. Например, не стоит употреблять многосложные слова: «листопад, водолаз»…

Лучше взять слова простые: «чашка, майка, скамейка»…

в 6-7 лет: если ребенок научился самостоятельно сочинять рифмы, то можно играть с ним, называя любые слова, рифму к которым вы можете придумать сами.

Игра «Поймай слово»

Правила игры: взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

Дом, дом, дом, клад, дом.

Рот, рот, бутерброд, рот, рот.

Зима, зима, лето, зима, зима.

Снег, снег, снегопад, снег, снег.

Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок, волчонок.

в 5-6 лет:

Лист, лист, лист, свист, лист.

Море, море, море, горе, море.

Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.

Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.

Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.

Шишка, шишка, мишка, шишка.

в 6-7 лет:

Коса, коса, коза, коса.

Челка, челка, щелка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.

Сток, сток, сток, стог, сток, сток.

Игра «Подбери слово»

Правила игры: игра с мячом. Водящий кидает мяч ребенку и называет какой-то слог. Ребенок должен закончить этот слог так, чтобы получилось слово. Например:

Если ребенку не удается придумать слово, то взрослый должен сам закончить свой слог. Лучше во время игры не повторять слоги. Со старшими детьми заранее необходимо договориться, можно ли придумывать слова, в которых больше двух слогов.

Игра «Слова наоборот»

Правила игры: водящий кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен поймать мяч и назвать «слово наоборот» или «слово, противоположное по смыслу». Если ребенок не может быстро придумать антоним или говорит неправильно, водящий называет его сам. Когда ребенок начнет подбирать слова правильно, он становится водящим.

Возрастные особенности:

Перед тем как играть в эту игру, необходимо научить ребенка подбирать антонимы.

в 3-4 года доступны следующие антонимы:

день – ночь;

большой – маленький;

черный – белый;

хороший – плохой;

тяжелый – легкий;

веселый – грустный;

горький – сладкий;

горячий – холодный;

грязный – чистый;

здоровый – больной;

короткий – длинный;

мокрый – сухой;

новый – старый;

острый – тупой;

умный – глупый;

широкий – узкий;

близкий – далекий;

быстрый – медленный;

высокий – низкий;

полный – пустой;

тонкий – толстый;

открыть – закрыть;

говорить – молчать;

вспомнить – забыть;

громко – тихо;

много – мал;

справа – слева;

трудно – легко;

в 5-6 лет доступны следующие антонимы:

брат – сестра;

мальчик – девочка;

мама – папа;

мужчина – женщина;

дедушка – бабушка

вход – выход

горе – счастье

город – деревня

добро – зло

радость – печаль

над – под

начало – конец

улыбка – слезы

молодость – старость

правда – ложь

прямой – кривой

глубокий – мелкий

полезный – вредный

слабый – сильный

смелый – трусливый

бросать – ловить

взять – отдать

ложиться – вставать

мерзнуть – греться

покупать – продавать

помогать – мешать

потерять – найти

сломать – построить

смеяться – лакать

внутри – снаружи

впереди – сзади

вверху – внизу

ласково – грубо

рано – поздно

в 6-7 лет доступны следующие антонимы:

зима – лето

весна – осень

друг – враг

жара – холод

завтрак – ужин

мир – война

сын – дочь

утро – вечер

спуск – подъем

ребенок – взрослый

восток – запад

север - юг

рассвет - закат

свет - темнота

встреча – расставание

выезд – въезд

ленивый - трудолюбивый

аккуратный – неряшливый

ловкий – неуклюжий

пасмурный – ясный

первый – последний

пресный – соленый

одинаковый – разный

сытый – голодный

уродливый – красивый

хрупкий – прочный

частый – редкий

шершавый – гладкий

яркий – тусклый

тепло – прохлада

удаляться - приближаться

поднять - опустить

Усложнением задания является использование словосочетаний. Например, таких:

Взять много – отдать мало;

Веселый дедушка – грустная бабушка;

Младший брат – старшая сестра;

раннее утро – поздний вечер;

шумный город – тихая деревня и т. д.

Игра «Крылатые выражения»

Правила игры: ребенку необходимо объяснить, что означает то или иное крылатое выражение.

Советы родителям: чтобы пробудить в ребенке интерес к данному заданию, поиграйте с ним в «ИНОПЛАНЕТЯНИНА». Возьмите игрушку, например робота, и скажите, что это гость с другой планеты. Он уже хорошо выучил русский язык, но некоторые фразы кажутся ему очень странными. Например, как можно на уроке ловить ворон? Ребенку нужно объяснить своему гостю, что означает то или иное выражение.

Примерные крылатые выражения , доступные в дошкольном возрасте:

После дождичка в четверг. (НИКОГДА).

Витать в облаках. (ФАНТАЗИРОВАТЬ).

Волк в овечьей шкуре. (ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИТВОРЯЕТСЯ ХОРОШИМ).

Вскипеть. (Разозлиться).

Выйти из себя. (Разозлиться).

Выше нос. (ПРЕКРАТИ ГРУСТИТЬ).

Делать из мухи слона. (ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ).

Зарубить себе на носу. (ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ).

Клевать носом. (СКУЧАТЬ, ЗАСЫПАТЬ).

Коленки затряслись. (ИСПУГАТЬСЯ).

Кошки на сердце скребут. (ЧЕЛОВЕКУ ГРУСТНО).

Ловить ворон. (БЫТЬ НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ).

На краю земли. (ОЧЕНЬ ДАЛЕКО).

На седьмом небе. (БЫТЬ ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВЫМ).

Надуться. (ОБИДЕТЬСЯ).

Ни зги не видно. (ОЧЕНЬ ТЕМНО, НИЧЕГО НЕ ВИДНО).

Работать, засучив рукава. (УСЕРДНО ТРУДИТЬСЯ).

Светиться. (БЫТЬ РАДОСТНЫМ).

Скатертью дорога. (УХОДИ, БЕЗ ТЕБЯ ОБОЙДЕМСЯ).

Это была последняя капля. (Больше не буду сдерживать свою злость).

Игра «Родственные слова»

Правила игры: с ребенком старшего возраста можно соревноваться, кто больше составит однокоренных (для ребенка – «родственных») слов.

Например, ребенок должен подобрать родственные слова к слову

«ЛЕС»: лесной, лесник, лесочек и т. п.:

«СНЕГ»: снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежная баба и т. п.;

«ВОДА»: водичка, водица, водный, водяной, подводный, водоросли, водолаз, водолазный, водянка, водоем и т. п.

Советы родителям: в эту игру ребенку очень сложно выиграть у взрослого человека, поэтому иногда поддавайтесь ему.

Игра «Один - много»

Правила игры: взрослый называет слово, ребенку нужно изменить его число.


Возрастные особенности:

в 3-4 года: в этом возрасте дети учатся изменять по числам простые слова:

кошка – кошки,

мышка – мышки,

медведь – медведьи,

волк – волки и т. п.

в 5-6 лет: вводятся более сложные слова, множественное число которых требует окончания «А» или «Я». Например,

дом – дома, стул – стулья,

брат – братья,

сын – сыновья,

стог – стога,

место – места,

море – моря

лес – леса,

луг – луга,

глаз – глаза,

кол – колья,

друг – друзья

А также ребенок должен называть множественное число детенышей;

Зайчонок – зайчата,

Медвежонок – медвежата,

Цыпленок – цыплята,

Утенок – утята,

Поросенок – поросята,

Ягненок – ягнята,

Жеребенок – жеребята,

Теленок - телята

в 6-7 лет : вводятся более сложные слова. Кроме того, ребенок запоминает слова, которые не изменяются по числам.

Гнездо – гнезда,

Письмо – письма,

Кольцо – кольца,

День – дни,

Пень – пни,

Жилец – жильцы,

Гонец – гонцы,

Огурец – огурцы,

Ухо – уши,

Метро – метро,

Какао – какао,

Пальто – пальто,

Какаду – какаду,

Кофе – кофе,

Пианино – пианино,

Брюки – брюки,

Джинсы – джинсы,

Ножницы – ножницы,

Хлопья – хлопья,

Эскимо – эскимо,

Кафе – кафе,

Колье – колье

Советы родителям: можно также играть в обратную игру: взрослый называет множественное число, а ребенок – единственное.

Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много – …зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п.

Игра «Глаголы и приставки»

Правила игры: ребенок и взрослый соревнуются, кто сможет больше придумать слов от исходного глагола.

Например, от глагола «бежать»: убежать, сбежать, перебежать, забежать, добежать. Побежать, подбежать, отбежать, прибежать, пробежать.

От глагола «резать»: нарезать, надрезать, урезать, срезать, зарезать, подрезать, порезать, отрезать, прирезать. Перерезать, прорезать, дорезать.

Игра «Кто и что?»

Правила игры: перед ребенком карточки с вопросами “Кто?» и «Что?». Он берет картинку и кладет ее к подходящему к ней вопросу. Так, если на картинке нарисована собака, ее нужно положить к карточке «Кто?», а если нарисовано солнце – то к карточке «Что?».

Советы родителям: объясните ребенку, что вопрос «Кто?» задается для тех предметов, которые могут самостоятельно (то есть по собственной воле) передвигаться, они живые. Вопрос «Что?» - для тех предметов, которые сами передвигаться не могут, они не живые.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: с детьми лучше поиграть с мячом и называть простые слова: например, мама, папа, кошка, стол (все, что окружает ребенка)... Взрослый бросает мяч, называет слово. Ребенок возвращает мяч взрослому, называя один из вопросов: «Кто?» или «Что?», который подходит к названному предмету.

в 5 лет и старше: в игре подойдут любые слова.

Объясните ребенку, что к слову грузовик подойдет вопрос «Что?», потому что он не живой и передвигается только потому, что им управляет человек. К словам, например, дерево или трава то же подходит вопрос «Что?», однако они являются живыми.

Игра «Он, она, оно, они»

Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово (существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение, подходящее к этому слову: он, она, оно, они.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

Солнце.

Машины.

- Они.

в 5-6 лет: можно усложнить задание, называя простые предложения.

Пес бежит.

Он бежит.

Вишня спеет.

Она спеет.

Яйцо катится.

Оно катится.

Стулья стоят.

Они стоят.

в 6-7 лет : можно играть, склоняя фразу в прошедшем времени по родам. Например, переделать женский род в мужской (игра «Он и она»).

Она бежала.

Он бежал.

Она встала.

Он встал.

Утка взлетела.

Селезень взлетел.

Кошка села.

Кот сел.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?

Правила игры: выбирается одно задание из четырех:

Чей хвост? Чья голова? Чьи глаза? Чье ухо?

Ребенок выбирает из стопки карточек картинки и соответственно рисунку отвечает на вопрос.

Например, задан вопрос «Чей хвост?». Ребенок вытащил картинку с белкой. Тогда ответом будет: беличий хвост.

Возрастные особенности:

В эту игру можно играть с детьми старшего возраста.

Игра «Вопросы»

Правила игры: выбирается слово. Взрослый задает вопрос и кидает мяч. Ребенок ловит мяч и отвечает на поставленный вопрос, склоняя выбранное слово.

Советы родителям: можно задавать следующие вопросы: Кто? Что? Кого? Чего? О ком? О чем? На ком? На чем? Кому? Чему? Кем? Чем? С кем? С чем? За кем? За чем? Перед кем? Перед чем? И т. п.

Эта игра также может помочь закрепить навык ребенка использовать предлоги в речи, если вы будете задавать ему вопросы, включающие в себе такие предлоги, как «из-за», «из-под», «через» и др.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям трудно отвечать на краткие вопросы. Поэтому необходимо придумывать более «понятные» для малыша вопросы.

Что подарили Вини – Пуху?

Кружку.

За чем ходил Пятачок в магазин?

За кружкой.

В чем плавала мушка?

В кружке.

в 5-6 лет: дети уже способны отвечать на краткие вопросы: Кого? За чем? О ком?

в 6-7 лет: можно предложить существительные, которые трудно или вообще не склоняются, например, «день», «море», «торт», «метро», «пальто», «кофе» и т. д. А так же можно дать существительные во множественном числе, например, «пингвины», «волны» и т. д.

Игра «Один – два - пять»

Правила игры: игроки соревнуются, кто сможет правильно «пересчитать» больше предметов. Чтобы «пересчитать» предметы, нужно сказать, например, «Одна ложка, две ложки… пять ложек». Игроки пересчитывают предметы по очереди. Побеждает тот, например, кто сможет найти для счета больше предметов в комнате или правильно посчитал.

Советы родителям: чтобы было интереснее играть, можно ввести в игру сказочный сюжет. Например: «Волшебник-счетовод решил пересчитать все на свете. Он использует заклинание: «Один-два-пять». Помоги ему пересчитать все встреченные тобой предметы».

Игра «Перескажи»

Правила игры: взрослый читает ребенку текст,

ребенку нужно пересказать его как можно ближе

к тексту.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям сложно пересказать прослушанный текст. Однако они достаточно хорошо пересказывают сказки по иллюстрациям. Используя любую серию сюжетных картинок, расскажите по ним рассказ и попросите малыша пересказать эго. Опора в пересказе на картинки в этом возрасте обязательна.

в 5-6 лет: можно пробовать учить ребенка пересказу без картинки, а также в качестве опоры использовать одну иллюстрацию к рассказу. Основным материалом для пересказа должны оставаться небольшие сказки.

в 6-7 лет: если вы учите ребенка читать, то ему будет полезно пересказывать небольшие тексты (из 3-5 предложений) после самостоятельного прочтения. Таким образом, вы будете учить ребенка вдумчивому, осознанному, а не автоматическому чтению.

Советы родителям: чтобы пересказ не был для ребенка утомительным, включите в него немного театральности. Попросите ребенка пересказать текст (сказку): весело, грустно, устрашающе, как кошка, как лев, как король, как робкий человек, как смелый человек, как мудрец и т. д.

Игра «Что случилось?»

Правила игры: можно использовать иллюстрации к сказкам и рассказам, к которым можно задать вопрос «Что случилось?». Покажите ребенку картинку и спросите его: «Что случилось?» Ребенку нужно составить рассказ по картинке. Победа засчитывается, если он угадал содержание рассказа, сказки.

Игра «Опиши картинку»

Правила игры: Ребенку нужно составить рассказ по картинке.

Советы родителям: чтобы составление рассказа вызывало больший интерес, можно устроить с ребенком игру – соревнование. Сначала вы составляете предложение, затем он – так по очереди, кто больше сможет придумать. Следите за тем, чтобы рассказ получался связным, и иногда поддавайтесь малышу.

Составление рассказа будет у ребенка получаться, если он уже достаточно хорошо пересказывает тексты.

Постарайтесь помогать ребенку с помощью наводящих вопросов.

Учите ребенка грамотно выстраивать свою мысль («самому придумывать сказку»). Обратите внимание ребенка, что нужно не просто описывать картинку, но и придумывать, фантазировать, что случилось с героями картинки.

Что случилось раньше? Что случилось потом? Если оказаться внутри картинки, что можно услышать? (Чириканье воробья, мурлыканье кошки.) Какой запах почувствуешь? (Аромат спелых яблок.) Какое настроение у героев? Каков характер героев?

Литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Лучшие игры и развлечения со словами». – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

2. Попова Д.А. «Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет». – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.: ил. – (Серия «Школа молодых родителей»).

Материалы подготовлены учителем-логопедом МОУ ЦППРК Кузнецовой И. В.

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Конспект НОД по автоматизации звука [л] в слогах, словах и предложениях, дифференциации звуков [л] - [л’] по теме: «Путешествие в страну Любознаек»

Поветкина Надежда Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Теремок», г. Новоалтайск Алтайский край
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста посещающих логопедическую группу или логопункт. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.
Цель: Автоматизация звука [л].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепление правильной артикуляции [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях;
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; Развитие звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику;
Способствовать формированию плавного речевого выдоха;
Развивать фонематический слух;
Развивать память и логическое мышление, связную речь.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: Предметные картинки со звуком [л], зеркала, схемы слова, фишки, изображение сказочного города, д/и «Твердый - мягкий», медали для награждения.
Ход НОД:
Оргмомент. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Садитесь на свои места.
Логопед. Ребята, а вы знаете, кто такой любознательный человек? (человек, который хочет много знать)
Мы сегодня отправимся в страну «Любознаек». Но чтобы попасть в эту страну, нужно тоже стать любознательными и справиться со всеми заданиями.
1. Игра «Любознательный».
Логопед. Сейчас мы сыграем с вами в игру. Ваша задача правильно отвечать на мои вопросы, отгадывая загадки.
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою, отправляю в рот? (ложка).
Роет, копает, землю разрыхляет? (лопата).
Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть? (луна).
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели? (от лука).
Кто вас учит правильно говорить? (логопед).
Какой звук встречается во всех этих словах? (звук [л]).
Логопед. Сегодня на занятии мы и будем продолжать учиться произносить звук [л]. Но чтобы наш звук получился четким, правильным и красивым, нам нужно подготовить наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика. Взяли зеркала.
Часики, качели, моляр, парус, иголочка.
3. Артикуляция звука Л .
Логопед.
Парус вверх мы поднимаем
Мачту в зубки упираем,
Ветер дунул по бокам
Мы поплыли по волнам.
Произносим: Л-Л-Л-Л
Ребята, звук [л] гласный или согласный? (согласный)
- звонкий или глухой? (звонкий);
- мягкий или твердый? (твердый).
Обозначаем звук [л] синим квадратиком с колокольчиком.
4. Игра «Поймай звук [л]» .
Логопед. Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши только тогда, когда услы¬шишь звук [л].
П, Л, З, ЛА, МА, ЛО,НО, АЛ, ИП, УЛ, ЛОМ, ЛАМА, ПИЛА, САБАКА, СТУЛ, МЫШКА, КАПИЛКА.
5. «Слоговой паровозик».
Логопед. Ребята, я буду произносить слоговые цепочки, а вы запоминайте и по очереди повторяйте за мной.
Ла-ло-лу, лы-ла-ло, ло-ла-лы, лу-ло-ла, ал-ол-лу, ул-ол-ал, ол-ул-ыл, ыл-ал-ул
6. Игра «Назови ласково»
Логопед. Посмотрите, перед вами картинки с изображением разных предметов, найдите только те, в которых есть звук [л], а потом назовите их ласково.
7. Физминутка.
Логопед. Молодцы! Давайте с вами отдохнем.
Буквой “Л” расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу! (дети выполняют соответствующие движения)
8. Игра «Где живет звук [л]» (схема слова, картинки со звуком [л])
Логопед. Ребята, вот мы и добрались с вами до города, в котором живут Любознайки, но на воротах висит замок и он закрыт, чтобы его открыть нужно, определить, где в словах живет звук [л]. Вы нашли изображения предметов, в названии которых есть звук [л], давайте определим в каком домике живет звук в начале, середине или в конце слова.
9. Игра «Путаница» . Автоматизация звука [л] в предложениях.
Логопед. Молодцы ребята! Посмотрите, нас встречают Любознайки. Жители города очень веселые, хотят вас развеселить,они придумали забавные предложения,слушайте их внимательно и исправите ошибки.
Халат надел Милу.
Кукла купила Клаву.
Котенок лает на лайку.
Лодка плыла на Павле.
Ладони вымыли Милу.
Елка сидела на белке.
Стол сел за Павла.
Белый халат надел врача.
10. Игра «Твердый - мягкий». Дифференциация звуков [л] - [л’]
Логопед. Ребята, у Любознаек перепутались их любимые подушки – игрушки, давайте поможем им найти нужный диван для каждой подушки. Перед вами два дивана синий и зеленый, подушки-игрушки в названии которых есть твердый звук [л] положите на синий диван, а подушки-игрушки с мягким звуком [л’] на зеленый диван.
11. Итог занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. Любознайки выражают вам благодарность за оказанную помощь и принимают вас в почетных жителей своей страны, теперь вы тоже Любознайки. (награждение медалями)
Ребята, чему мы научились сегодня на занятии?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание вам понравилось?

Что такое я уже писала. А сегодня хочу предложить несколько упражнений на развитие фонематического слуха . Сразу хочу отметить, что эти упражнения надо начинать с 5-6 лет. В более младшем возрасте используются другие виды упражнений.

« Поймай звук»

Мы предлагаем ребенку: " Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук "С" , то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай". Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно и слова, в которых этого звука нет совсем.

Например: с уп, дуб, с оль, моль, пис ьмо, пишу, пёс ик, нос , воз.

В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент. По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать.

Обратите внимание, что звук должен быть всегда только в сильной позиции и не заменяться парным. В конце слова можно называть только глухие согласные или сонорные, те, которые не оглушаются при произношении. Мы можем назвать слово «суп», если «ловим» звук П, но нельзя называть слово «зуб», если «ловим» звук Б.

Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки. Вообще, постарайтесь эти буквы до школы не трогать.

Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что начинаются на одну букву. И просим ребенка найти слова, которые начинаются на одну букву.

Если ребенок затрудняется. то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок. Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче) на одинаковых буквах.

Грамотные люди, конечно, могут заметить в моих рекомендациях ошибку. Правильно, мы произносим звук, а не букву. Но я специально так пишу, потому, что маленькому ребенку эту разницу между звуком и буквой уловить еще трудно.

Ребенок мыслит наглядными образами. Букву он может увидеть и написать, а звук нет. Поэтому, дошкольникам не стоит делать упор на различиях буква-звук. Пусть называет буква, а произносит звук. Придет время, пойдет в школу и поймет разницу между буквой и звуком. Кроме того, каждая буква может обозначать разные звуки. На начальном этапе не обязательно это подчеркивать.

Нам надо, чтобы ребенок научился разделять звуки, слышать в общей массе слова. В словах «лук» и «люк» буква Л обозначает разные звуки – твердый и мягкий. Но ведь буква-то одна! Пусть ребенок сначала услышит. что это звук Л, а уж потом мы обратим внимание на мягкость и твердость. Но потом, когда уже научится слышать и разделять отдельные звуки.

«Цепочка слов»

Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. Это более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием. Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче. Кстати, хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку.