История саратовской губернии.

Саратов был основан в первых числах июля 1590 года как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Дело в том, что после походов русских войск на Казанское ханство и на Астраханское ханство Русское царство получило обширные территории Поволжья. Было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года — Царицын (ныне Волгоград ). Саратов основали князь Григорий Засекин и боярин Федор Туров на полпути между Самарой и Царицыном.

Сегодня мы вспоминаем основные вехи истории Саратова — крупного культурного, экономического и образовательного центра Поволжья.

Точное место первоначального Саратова неизвестно. Город закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.


Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. Одна из гипотез предполагает, что Саратов получил свое название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» — «жёлтая гора». Также есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Еще существует предположение, что Саратов получил свое название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез.


По Областной реформы 1708 года Петра I Саратов был отнесён к Казанской губернии. Спустя 10 лет город отошел к Астраханской губернии, еще спустя 10 лет — вновь к Казанской, а в 1739 году — вновь к Астраханской.


Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 году «соляного управления». Напротив Саратова, украинцами возчиками соли с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так, в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 3264 тонн рыбы (в 2005 году было добыто 1800 тонн).


11 января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 г. в Саратовскую губернию.


Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утвержденный в 1812 году. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка, а в старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов.


Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы в жизнь Саратова. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы.


В 1828 году в Саратове начала работать Саратовская табачная фабрика одна из первых в России. Кроме нее, действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали знаменитую дешевую ткань — сарпинку, «родиной» которой был Саратов.


Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства.


Саратовцы увидели первый пароход в 1820 году, окрестив его «чёртова расшива с печкой». Но активное развитие судоходство получает к середине XIX столетия, в бассейне Волги стали появляться крупные пароходные общества.


Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом, Число жителей города росло, изменялся и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».


Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны, Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России. Начался быстрый рост промышленности.


В 1908 году в Саратове появляется трамвай. Саратовская трамвайная система, одна из старейших трамвайных систем России. Строительство трамвая в Саратове началось в августе 1907 года. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошел пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение.


Немалый вклад в экономическую и культурную жизнь губернии принадлежит меценатам. В Саратове было достаточно людей которые очень любили свой родной город и не жалели сил и средств на процветания своего края.

В числе первых благотворителей Саратовского края — крупные землевладельцы: князья С. Ф. Голицын и А. Б. Куракин, В. А. Вольский и К. В. Злобин, А. П. Сапожников, саратовский купец М. А. Устинов.


Благодаря манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 года Саратов долгое время был «центром притяжения» поволжских немцев, которых в начале XX века насчитывалось около 800 тысяч. После 1917 г. получили территориальную автономию — АССР Немцев Поволжья. 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область — автономная область немцев Поволжья.


Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста. 2 декабря 1929 года, Свинемюнде

Коллективизация в немецкой деревне имела печальные последствия. Согласно оценкам историков, были уничтожены тысячи самых продуктивных крестьянских хозяйств, при этом их владельцы расстреляны, арестованы, посажены в тюрьмы, высланы, или, в лучшем случае, стали государственными батраками в «кулацких» спецпоселках.


По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. В 1941 году поволжские немцы были депортированы в Сибирь и Казахстан.


Депортация немцев в СССР привела к упадку национального языка и культуры, к ускоренной ассимиляции с остальным населением СССР. С конца 1980-х некоторые этнические немцы в малом количестве вернулись в город Энгельс, но значительно большее их число эмигрировало в Германию.

Бурное развитие Саратова отмечалось в годы Великой Отечественной войны, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.


В 2011 году в генеральном рейтинге привлекательности городов, составленном Российским союзом инженеров, Саратов занял 20 место из 164 городов. Учитывались динамика численности населения, транспортная инфраструктура, природно-экологический потенциал, доступность жилья, инновационная активность, благосостояние граждан и другие параметры.


Площадь Столыпина. Слева — саратовская мэрия, в центре — памятник П.А. Столыпину , справа — Саратовская областная дума

По версии Forbes, в 2013 году Саратов занимает 10-е место по привлекательности для бизнеса из 30 городов. По итогам рейтинга этого года Саратов обошел по финансовой привлекательности Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

"Первый", "впервые" - эти слова часто употребляют, рассказывая о Саратовском крае. В летопись области, действительно, немало событий исключительных, уникальных. Возьмем факты из разных сфер деятельности.

"Первый", "впервые" - эти слова часто употребляют, рассказывая о Саратовском крае. В летопись области, действительно, немало событий исключительных, уникальных. Возьмем факты из разных сфер деятельности.

Впервые в стране открыто промышленное месторождение природного газа; газопровод Саратов-Москва положил начало газовой индустрии СССР.

До открытия в 1885 году в Саратове Радищевского музея в России не было общедоступной художественной галереи. В основу коллекции, которую сформировал внук А.Н.Радищева, профессор живописи А. Н. Боголюбов (1824-1895), вошли произведения И.Шишкина, Ф,Васильева. И.Крамского В.Поленова, И.Репина, К.Коро, Ш.Добиньи... Среди первых жертвователей - С. и П. Третьяковы. А.Бахрушин Полина Виардо.

В Саратове основан русский национальный цирк (1873), открылись третья в России консерватория (1912), десятый университет (1909), первый детский театр (1918). Здесь, на берегу Волги, впервые поднялся в небо воспитанник саратовского аэроклуба и индустриального техникума Юрий Гагарин. Знаменательно, что именно на саратовскую землю он "снизошел" после легендарного полета в космос. Второго человека, побывавшего в околоземном пространстве - Германа Титова, - тоже встретила из космоса Саратовщина.

Начать рассказ о себе: "Родился в Саратове" - могли бы мастер живописи В.Борисов-Мусатов, изобретатели гусеничного и колесного тракторов Ф.Блинов и Я.Мамин, лауреат Нобелевской премии академик Н.Семенов, народные артисты СССР Б.Бабочкин, Б.Андреев. Е.Лебедев, С.Филиппов, О.Табаков, О.Янковский... Автор всемирно известной песни "Калинка" - саратовский музыкант И.Ларионов.

Приволжская часть современного Заводского района Саратова называется Увек. На этом месте находился третий по величине город Золотой Орды - с дворцами, монетным двором, водоснабжающей сетью. По одной версии, Увек был разрушен Тимуром в войне с Токтамышем в 1395 году, по другой - основная часть города при береговых оползнях сошла в Волгу. Есть надежда, что река хранит исторические сокровища - на дне под слоем ила и песка.

Крепость Саратов заложили летом 1590 года воеводы - князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Первый был опытным "градодельцем": в 1586-м построил Самару, в 1589-м - Царицын (Волгоград).

В первой половине XVII в. Саратов - довольно большая крепость на Волге, где постоянно находилось от 300 до 400 стрельцов. Стоял город на мысу, образуемом речками Саратовкой и Воложкой (рядом с сегодняшним городом Энгельсом).

Весной 1674 года во исполнение указа царя Алексея Михайловича "Саратов город делать на горах новый" крепость была перенесена на правый берег. Полковник Александр Шель выбрал место на юге от Соколовой горы, там, где стоял "рыбный городок" московского Новоспасского монастыря.

Саратов рос. Все большее значение приобретало посадское население, занимавшееся рыболовецким промыслом, торговлей хлебом и солью. В июне 1722 года по пути в Персию в Саратове побывал Петр 1.

Академик И.Лепёхин, посетивший город в 1769 году, назвал его одним из лучших в провинции - с прямыми улицами и хорошими торговыми рядами.

Ширится соляная, мануфактурная, рыбная, хлебная торговля. Появляются "кирпичные сараи", "пеньковые амбары", гончарные заводы. Названия улиц свидетельствовали о занятиях жителей: Соляная, Кузнечная, Тулупная, Кирпичная. Улицы Сакко и Ванцетти и Пушкина именовались в прошлом Большой и Малой Кострижными (от "кострика" - отходы льна и конопли). Фабрика француза Вердье производила атлас, чулки, тафту - тонкую шелковую ткань.

6 августа 1774 года к Саратову подошли основные силы войска Емельяна Пугачева. А.Пушкин в "Истории Пугачева" отмечал: "В это время Пугачев занял Соколовую гору, господствующую над Саратовом, поставил батарею и начал по городу стрелять". 8 октября вождь бунтовщиков был арестован в саратовском Заволжье.

В новый, XIX век Саратов вошел губернским городом. В 1780 году было учреждено Саратовское наместничество в составе девяти уездов (Саратовский. Хвалынский. Вольский, Кузнецкий, Сердобский. Аткарский, Петровский, Балашовский и Камышинский), вскоре преобразованное в губернию.

В 1781 году учрежден герб Саратова: в голубом поле геральдического щита встретились, плывя навстречу друг другу, три стерляди серебряного цвета. Здесь нашли образное отражение рыбные и водные богатства края.

В первые годы XIX в. возникла загородная слобода - Немецкая. По плану 1812 года немецким колонистам было отведено место в первом квартале от улицы Никольской (Радищева). Вскоре появилась Немецкая улица (ныне проспект Кирова).

Из захудалого местечка, вконец опустевшего после набега Пугачева, Саратов быстро превратился в богатый купеческий город. По мере роста Саратова его центр передвигался от Волги к юго-западу. "Саратовские торговые люди захватывали своими домами, лавками и магазинами местность по направлению Московской улицы до Александровской (Горького) и даже до Вольской, - свидетельствовал юрист И.Славин, сам из "купецкого сословия".

По правую сторону от коммерческого Саратова (если стоять лицом к Волге), за НовоСоборной площадью по направлению к Ильинской и Митрофановской (Кирова) площадям, представлявшим в первой половине XIX в. пустынную окраину, была расположена часть города, имевшая колорит, совершенно отличный от старого Саратова. Это - Сен-Жермен города. Здесь по Константиновской, Александровской,

Аничковской, Дворянской и другим улицам проживало по преимуществу "благородное" сословие, чуждое всяким шумным и хлопотливым торжищам и базарной суете. Здесь обитало дворянство и чиновничество, аристократия, свысока взиравшая на изнывающего в коммерческих хлопотах купца.

Многие купцы занимались благотворительностью, меценатством, как говорится, не за страх, а за совесть, думая о преобразовании края, об улучшении жизни сограждан. Николай Сергеевич Азаров, например, в 1869 году устроил при мужской гимназии церковь во имя святых Кирилла и Мефодия, домовую церковь в женском пансионе. По завещанию деньги почетного мирового судьи по Саратовскому уезду, гласного городской думы Ивана Александровича Поздеева пошли на открытие детской больницы "на горах", на Соколовой улице.

На Московской, 9 сохранился дом купца Дмитрия Вакурова, первого книжного торговца в Саратове. В гости к нему часто заходил Афанасий Столыпин, прославленный артиллерийский офицер, участник Бородинской битвы, двоюродный дед поэта Михаила Лермонтова. Коль скоро мы упомянули фамилию Столыпин, скажем о другом ее представителе - председателе Совета министров.

П.А.Столыпин (1862-1911) в 1903 году назначается начальником Саратовской губернии. В марте новый губернатор принимал гласных городской думы в своей резиденции (Московская, 31). Вскоре после вступления в должность под квартиру губернатора приспособили дом №22 по улице Вольской. Рядом выстроили трехэтажное здание для его канцелярии и "присутствий" (Вольская, 24).

В апреле 1906 года 44-летней Столыпин был назначен министром внутренних дел. Последний раз он побывал в Саратове в должности премьер-министра в сентябре 1910 года. По заказу городской думы Илья Репин создал в этом же году портрет Петра Столыпина, который находится сейчас в экспозиции художественного музея имени Радищева.

В Саратовском областном музее краеведения можно увидеть мундир реформатора России, семейный альбом с уникальными фотографиями, кресло из Киевского театра, на которое опустился смертельно раненный Столыпин.

Но продолжим наш рассказ в хроникальном порядке. Итак, со 2 апреля 1782 г. в Полном собрании законов Саратовское наместничество именуется губернией. До начала 1800-х гг. в городе открылись главное народное училище, типография губернского правления, первый крепостной театр. В 1826 г. по проекту архитектора В.П.Стасова сооружен Александро-Невский кафедральный собор - в честь победы над армией Наполеона (уничтожен в 30-е гг. нашего века).

12 июля 1828 г. в Саратове родился публицист, писатель, критик Н.Чернышевский (умер 17 октября 1889г. в родном городе, похоронен на Воскресенском кладбище).

Наиболее важные события до начала 1900-х: первый пароход подошел к саратовской пристани (1838), стала выпускаться первая газета "Саратовские губернские ведомости" (1844), родился П.Яблочков, ученый-электротехник, изобретатель "русского света" (1847), построена действующая поныне Духосошественская церковь (1855), открыт городской общественный банк (1863), сооружена первая паровая мельница (1865), родился художник В.Борисов-Мусатов (1870), началось движение поездов по Тамбово-Уральской железной дороге (1871), родился И.Панфилов - Герой Советского Союза, прославленный генерал (1893), впервые на улицах Саратова появился автомобиль (1900)...

На волжском берегу, недалеко от места основания правобережного Саратова, особенно остро ощущается связь прошлого, настоящего и будущего. Здесь, на Музейной площади, находится памятник зодчества - Свято-Троицкий собор, построенный в конце XVII - начале XVIII в. Рядом с Соколовой горой, хранящей память о Петре 1 и Е.Пугачеве, расположен аэропорт, с которого взмывают в небо "ЯКи", рожденные в Саратове. Вместе с Волгой в вечном движении и город - он строится, благоустраивается, развивает производство, науку, культуру.

Саратов - центр Саратовской области Российской Федерации, крупного промышленного и сельскохозяйственного региона, в 1956 и 1970 гг. награжденного двумя высшими орденами страны.

Саратовский край - в биографиях гениального биолога Николая Вавилова, художника Михаила Врубеля, авиаконструктора Олега Антонова, писателя Михаила Булгакова, архитектора Федора Шехтеля, химика Николая Зинина. поэта Гаврилы Державина, композитора Альфреда Шнитке, академика Гурия Марчука, писателя Льва Кассиля, конструктора космической радиотелефонной связи Юрия Быкова...

Саратовщина - край с неповторимым индивидуальным обликом и богатой исторической судьбой.

Русская Цивилизация

Саратовская область в XIV-XVII вв.

В XIV в. на территории современного Заводского района Саратова находился третий по величине город Золотой Орды под названием Увек. По одной версии, город был разрушен Тимуром в войне с Тохтамышем в 1395, по другой — основная часть города при береговых оползнях сошла в Волгу. Официальной датой основания города считается 5 (15) июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова - князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили первую крепость Саратов на левобережье Волги, напротив татарского городища Увек. По одной из версий, название города происходит из слияния татаро-монгольских слов: «сары» (желтый) и «тау» (гора). Так, в свою очередь, называли Соколовую гору, желтую по окраске.
За свою историю город неоднократно переносился с одного места на другое. Поселение, основанное несколько выше по течению Волги, чем современный Саратов, полностью сгорело зимой 1613-1614 гг., а гарнизон, составлявший его население, ушел в Самару. В 1617 г. Саратов вновь был отстроен, но уже на левом берегу Волги - в месте впадения речки Саратовки в Воложку.
Саратов XVII века - это сторожевая крепость и центр волжской торговли. Если первыми поселенцами города были стрелки и ратники, то позднее в городе-крепости появились и посадские люди, занимавшиеся рыболовецким промыслом, а также торговлей скотом и солью с астраханских озер. Город быстро рос и развивался, постепенно теряя свой военный характер и приобретая торгово-промышленное значение.
15 августа 1670 г. в Саратов вступил Степан Разин с войском, жители встретили его хлебом-солью. С этого момента до июля 1671 года Саратов стал одним из центров Крестьянской войны на Нижней Волге.
После очередного пожара и в связи с общим обветшанием строений в 1674 г. правительство распорядилось «Саратов на горах делать новый». Началось строительство города на правом берегу Волги, где Саратов находится и поныне.
В течение своей последующей истории город несколько раз выгорал почти дотла - жителям порой приходилось спасаться в судах на Волге.

Саратовская область в XVIII-XIX вв.

6 марта 1700 г. было оформлено пожалование Петром I Саратову для вечного владения окружающих город земель. А в 1708 г. в связи с разделением России на 8 губерний указом Петра Саратов был отнесен к Казанской губернии.
С 1764 г., после подписания Екатериной II манифеста, приглашающего иностранцев в Россию, в Саратове и его окрестностях стали селиться иностранцы, главным образом немцы.
В 1769 г. была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.
В 1774 г. Поволжье было охвачено крестьянской войной под руководством Емельяна Пугачева. 6 октября он во главе пятитысячного войска практически без боя вошел в город. Большинство населения и состава гарнизона присягнуло ему на верность. Через два дня войско с примкнувшими к нему саратовцами отправилось в поход на Царицын.
Как самостоятельная административная единица Саратовское наместничество, позднее названное губернией, существует с 1780 года.
11 января 1780 года был издан Указ Екатерины II об учреждении Саратовского наместничества, а 7 ноября этого же года последовал Указ об открытии наместничества.
3 февраля 1781 года состоялось торжественное открытие Саратовского наместничества с участием прибывшего из Астрахани епископа Антония и Астраханского губернатора генерал поручика Якоби.
В 1782 году Саратовское наместничество было переименовано в губернию.
В 1796 году, когда в России шел пересмотр административно-территориальных границ, из 41 губернии были упразднены 8, в том числе Указом от 12 декабря 1796 года ликвидирована Саратовская губерния, а ее территория разделялась между Пензенской и Астраханской губерниями.
Через 3 месяца Указом от 5 марта 1797 года последовало восстановление. Саратовской губернии. Таким образом, в 1997 году исполнилось 200 лет со времени окончательного устроения Саратовской губернии.
В последующие годы территория губернии не раз перекраивалась.
Последние изменения произошли в 1941 году, когда прекратила свое существование Республика Немцев Поволжья.
В XIX век Саратов вошел губернским городом. 11 января 1780 г. Екатерина II издала Указ, учреждавший Саратовское наместничество, которое с 1782 г. стало именоваться губернией. В 1781 г. был учрежден герб Саратова: «В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами».
В 1810 г. был утвержден очередной градостроительный план, после чего началась активная застройка современного центра города. В 1825 г. на улицах города появились масляные фонари, а в 1844-45 гг. был сооружен деревянный водопровод, ставший городской достопримечательностью. В 1870 г. началось движение на первом участке Тамбово-Саратовской железной дороги.
К концу XIX века Саратов стал крупнейшим российским торгово-промышленным центром, поставлявшим в другие регионы России и за рубеж ткани, чугунолитейную и машиностроительную продукцию, цемент, муку, соль и зерно - именно тогда стал славиться саратовский калач.

Саратовская область в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у трудящихся Саратовской области чувство гнева и возмущения. На митингах, состоявшихся в области в первые дни войны, представители рабочих, колхозников, интеллигенции призывали всех советских людей еще теснее сплотиться. Трудящиеся заявляли о своем горячем желании идти добровольцами в действующую Армию, громить врага.
На фронтах Великой Отечественной войны тысячи саратовцев проявили высокую боевую доблесть. За мужество и героизм, проявленные в боях, 47 тысяч солдат, сержантов и офицеров-саратовцев были награждены орденами и медалями. Более 200 воинов-саратовцев удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В годы войны в Саратове дислоцировались многие военные учебные заведения. Здесь размещался штаб Приволжского военного округа - одного из центров формирования частей и соединений для фронта. Саратов подготовил и отправил на фронт свыше 500 различных войсковых единиц. Около тридцати военных школ, училищ и курсов готовили командиров и специалистов для действующей армии. Наиболее известны в Саратове были 1-е и 2-е танковые, пехотное и пограничное училища. Первое Саратовское Краснознамённое ордена Красной Звезды танкотехническое училище имени Героя Советского Союза генерал-майора А.И. Лизюкова создано в 1918 году как военно-инструкторское училище. В годы войны готовило командиров и техников средних и лёгких танков, политбойцов, специалистов горюче - смазочных материалов. Училищем командовали полковник Д.А. Роганин, генерал-майор И.А. Сафонов, полковник И.Ф. Дергачев. В 1943 -1944 годах произведено два выпуска офицеров для польской и чехословацкой народных армий.
Большой вклад в повышение обороноспособности страны внесла советская интеллигенция. В заводских лабораториях, на кафедрах вузов г. Саратова решались вопросы, имеющие огромное народнохозяйственное и оборонное значение. В годы войны в госпиталях г. Саратова лечились десятки тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Самоотверженно работал медицинский персонал области. Благодаря правильной организации лечения и ухода, саратовские звакогоспитали добивались возвращения в строй 80—90% раненых.
Работники искусств г. Саратова с первых же дней войны широко развернули художественное обслуживание фронта, госпиталей и войсковых частей Красной Армии, расположенных в городе я области.
Война была суровым испытанием для страны, для всего народа. Выдержав его, одержав историческую победу благодаря жизненной силе страна смогла вернуться к мирному строительству.

Саратовская область в послевоенные годы

В первые послевоенные годы Саратовская область становится крупным поставщиком строительных материалов в районы, хозяйство которых было сильно разрушено во время войны. В конце 40-х - начале 50-х гг. многие предприятия этой отрасли выполняли заказы крупнейших строек страны: Волго-Донского канала, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. Наряду с Вольскими цементными заводами в реализации этой огромной строительной программы приняли участие и новые предприятия по производству щебня в Пугачевском, Ивантеевском и Ершовском районах. Таким образом, к началу 50-х гг. в области была создана основа мощнейшего строительного комплекса, который в дальнейшем способствовал размещению здесь крупнейших хозяйственных объектов общегосударственного значения. Постепенно усложнялась структура экономики области. Проявлялась долговременная тенденция опережающего развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс,- химической, машиностроительной, электроэнергетической.
1950-е годы можно считать началом “большой химии” Саратовской области. Строительство химических комбинатов общегосударственного значения в Балаково, Энгельсе, Саратове вызвало потребность в создании крупного производства сборных железобетонных конструкций в этих промышленных центрах. В этот период динамично развивались отрасли топливно-энергетического комплекса -- газовая, нефтяная, сланцевая, теплоэнергетическая. Совершенствовалась структура машиностроительного комплекса. Наличие высококвалифицированных научно-технических кадров явилось важной предпосылкой создания в нашей области (прежде всего в Саратове) точного машиностроения, приборостроения, электроники. Крупнейшие предприятия этих отраслей, размещенные на северо-западной окраине Саратова, обслуживали в основном потребности военно-промышленного комплекса страны.
Завод технического стекла, сахарный завод, жиркомбинат -- новостройки других отраслей промышленности.
Важные задачи решались в этот период и в аграрном секторе. В 1953--1956 гг. в Саратовской области было распахано и освоено около 1 млн. га целинных земель. Значительно возросла техническая оснащенность сельскохозяйственного производства, а с подключением в 1960 г. области к Единой европейской энергосистеме страны расширились возможности механизации основных технологических процессов в животноводстве, электрификации сельской местности.
На рубеже 1970-х гг. вошла в строй действующих первая из гигантов электроэнергетики -- Саратовская ГЭС. Область превратилась из энергодефицитной в энергоизбыточную. Электростанция дала импульс развитию города Балаково, где, опираясь на мощную строительную базу и дешевую электроэнергию, сформировался крупнейший после Саратова промышленный узел области. Дальнейшее развитие получили машиностроение и особенно энергоемкие отрасли химической промышленности, наиболее динамично развивающиеся в последние три десятилетия.
1970-е годы вошли в историю экономики Саратовского края как годы зарождения и бурного развития мелиоративного комплекса. За этот период были построены сотни километров оросительных каналов, несколько крупных оросительных систем и другие объекты мелиоративной инфраструктуры. В настоящее время наша область обладает крупнейшим в России массивом орошаемых земель. Все это отразилось в конечном итоге на формировании облика сельской местности и современной структуры сельскохозяйственного производства. Недостаточная продуктивность естественных кормовых угодий компенсирована кормопроизводством на орошаемых землях, что явилось стимулом дальнейшего развития животноводства.
Рост экономического потенциала области продолжался вплоть до конца 1980-х гг. К этому времени значительно упрочилась роль "тройки" главных отраслей промышленности: машиностроительной, химической и энергетической. Крупнейшие новостройки тех лет: заводы резинотехнических изделий, химический, самоходных землеройных машин, АЭС в Балаково; комбинат плащевых тканей и завод автотракторных прицепов в Балашове; энгельские заводы синтетических моющих средств и автотракторных запальных свечей; ТЭЦ-5 в Саратове и др. Саратовская область по своему промышленному потенциалу, мощности строительных организаций, объему сельскохозяйственного производства, по размерам и уровню научно-технической базы и подготовки квалифицированных кадров является одной из крупнейших в России и занимает важное место в территориальном разделении труда.

Первое местоположение Саратова - современный Заводской район города, именуемый в старину Узбеком. Раньше Саратов был третьим по величине городом Золотой Орды. Здесь располагались дворцы, функционировала водоснабжение, был даже монетный двор. Однако в 1395 году город был разрушен. На этот счет существует две исторические версии. Согласно первой, Саратов исчез с лица земли по вине войны Тимура с Токтамышем. Другая гласит, что город похоронили береговые оползни. Возможно, сейчас на дне саратовских рек под слоем ила и песка хранятся древние сокровища Золотой Орды. Однако раскопки не ведутся, и татарские богатства так и продолжают оставаться лишь легендой. Как бы то и было, летом 1589 года князь Григорий Осипович Засекин решает возродить старый город. Он был отличнейшим градостроителем, и на его счету такие заслуги, как возведение первых крепостей Самары (1586 год) и Царицына, ныне - Волгограда (1589). Уже в следующем столетии Саратов становится солидным военно-стратегическим объектом русского государства, местом расположения которого становится мыс, образованный Саратовской и Волжской реками, что, по современной карте города, является местоположением г. Энгельса. В крепости на обороне стояли от 300 до 400 стрельцов.

Весной 1674 года по указу царя Алексея Михайловича город переносят на правый берег реки Волги - южная сторона Соколовой горы. Город был возведен на месте обосновавшихся в то время рыбаков московского Новоспасского монастыря. В 1722 году в городе побывал Петр Первый, а заглянувший сюда в 1769 году академик И. Лепехин назвал Саратов самой развивающейся и благоустроенной провинцией России. В то время здесь было построено масса заводов. Люди занимались гончарным ремеслом, торговали рыбой, солью, хлебом. Хорошо было развито и мануфактурное производство. Обо всем этом говорили названия улиц, которые свидетельствовали о занятости населения. Соляная, Кузнецкая, Кирпичная, Тулупная, Большая и Малая Кострижные (от кострика" - отходы льна и конопли). В 1781 году в городе побывал народный смутьян Емельян Пугачев. Приехал он сюда не с добрыми намерениями и остановился на Соколовой горе, с которой начал обстреливать город. Об этих событиях повествует небезызвестная повесть А. С. Пушкина Капитанская дочка".

А в начале XIX века в городе появились первые колонисты. Загородную слободу назвали Немецкой. По плану 1812 года специально для этого случая было отведено место в первом квартале от улицы Никольской (Радищева). Вскоре появилась Немецкая улица (ныне проспект Кирова).

Постепенно Саратов превращается в южную торговую столицу. Заполонившие город ремесленники, продвигают его границы от Волги к юго-западу, строя лавки, дома, магазины по направлению от Московской улицы до Александровской (Горького) и Вольской. Состоятельные же люди в лице местного дворянства и купечества облюбовали другую часть города, которая начиналась сразу за Ново-Соборской площадью, охватывая Константиновскую, Александровскую, Дворянскую и другие улицы. Проживавшая здесь элита саратовского общества принимала непосредственное участие в строительстве города. Таким образом, благодаря распространенному повсеместно меценатству в городе появилась церковь во имя святых Кирилла и Мефодия при мужской гимназии, денежные средства на строительство которой поступили от Николая Азарова. А вот глава Городской Думы Иван Поздеев посодействовал открытию детской больницы на горе Соколовой. История города помнит и имя Петра Столыпина, председателя Совета министров, министра внутренних дел. Кроме того, он стал первым губернатором Саратова. Благодаря этой личности в городе появилось новое трехэтажное здание, расположенное по улице Вольская, 24. Ныне в областном музее краеведения Саратова можно увидеть мундир реформатора России, кресло из Киевского театра, на котором его убили, а также семейный альбом с уникальными фотографиями. А вот в местном художественном музее им. Радищева находится портрет Столыпина, написанный кистью Ильи Репина по заказу прошлой Городской Думы. Увековечить память о первом губернаторе удалось и нынешним властям. Так, в 2002 году в городе появился первый в России памятник Столыпину. Саратов помнит и другие события, инновация которых принадлежит именно этому городу. К примеру, в 1885 году здесь была открыта первая общедоступная художественная галерее, названная в честь А.Н. Радищева и открытая по инициативе внука великого деятеля. В первую коллекцию вошли работы художников А. Боголюбова, И. Шишкина, Ф. Васильева, И. Крамского, И. Репина, К. Коро, Ш. Добиньи и других. Свой вклад (материальный, конечно) в создание галереи также внесли: С. и. П. Третьяковы, А. Бахрушин, Полина Виардо.

В 1873 году в Саратове был основан первый стационарный цирк братьев Никитиных, в 1912 появилась третья в России консерватория, в 1909 - десятый университет, в 1918 - первый детский театр. Мало того, этот город стал родиной многих русских знаменитостей. К примеру, в Саратове родился и закончил индустриальный техникум первый российский космонавт Юрий Гагарин. Саратов - это родина живописца В. Бориса-Мусатова, публициста, литературного критика и писателя Чернышевского, изобретателей гусечного и колесного трактора Ф. Блинова и Я. Мамина, народных артистов СССР Б.Бабочкина, Б.Андреева, Е.Лебедева, С.Филиппова, О.Табакова, О.Янковского, ученого П. Яблочкова, изобретателя электричества.

Здесь некоторое время жил и работал великий русский баснописец С. Крылов, родился писатель С. Розанов, прославившийся современными взглядами на литературу.


Имя "Саратов" встречается в названии народа на Нижней Волге (Птолемей, II в.), в названии былинных Саратовых Гор и р. Саратовки, Степи Саратовской (русские исторические песни). Это имя сохранилось в названиях города Саратова и Саратовской области. Предания и данные науки говорят, что с Саратовским Поволжьем связаны два крупнейших поворота в истории человечества: откровение о Единобожии и приручение коня. "Страной Яблонь", "Страною солодкового корня" поэтично называли этот край. Главными составляющими его природы были Волга, степь и дубравы.

Саратовское Поволжье - место, где, по-видимому, сложился один из центров древнейшей русской государственности (Волжская Русь). Здесь же с XIII по XV вв. располагались коронные земли Золотой Орды, а затем и Большой Орды. История золотоордынского города Укек (Увек) вплотную смыкается с историей нового русского города Саратов, сохранившего в своем имени название прорусского родоплеменного образования - "сараты". Таким образом, Саратов может считаться одним из древнейших городов России.
История Саратова берет начало со второй половины XIV века. В это время, завершая создание централизованного русского государства, Иван Грозный окончательно разгромил на Средней и Нижней Волге остатки Золотой Орды. По его замыслу на расширенных границах государства на юго-восточной окраине основаны ряд городов-крепостей, в их числе и Саратов (1590 год).

Первоначально Саратов возник на правом берегу Волги, чуть выше современного города. Там, при впадении в Волгу речки Гуселки, образуется мыс со слегка покатым плато, в центре которого и располагался "первый" Саратов, крепость, предназначенная для защиты русских поселенцев и волжского торгового пути от кочевников. Заложили крепость Саратов воеводы: князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова - Федор Михайлович Туров в июле 1590 года.

Через Саратовское Поволжье издавна проходили важнейшие торговые пути Старого света - из Причерноморья, Кавказа, Персии, Хорезма, Урала и, конечно, Руси. Всё это не могло не сказаться на уровне общей культуры края, богатого в природном отношении, на степени его освоения и на значении его в системе Российского государства.

В 1780 г. было создано обширное Саратовское наместничество, преобразованное вскоре в Саратовскую губернию, по своим размерам заметно превышавшую нынешнюю Саратовскую область. В 1781 г. был утвержден герб наместничества - 3 серебряных стерляди на голубом поле, как знак изобилия рыб и вод. Рыбы расположены в виде 3-х конечного креста или "философской буквы ижицы", как символа выбора достойного пути.
Саратовская губерния была краем развитого земледелия, перерабатывающей промышленности, краем достаточно высокой грамотности населения, высокого уровня развития специальных видов собственно культуры: театр, изобразительные искусства, литература и газетно-журнальное дело.

Превращение Саратова в губернский город сопровождалось возникновением многочисленных частных предприятий, интенсивным ростом торговли. Саратов приобретает славу купеческого города. Начинается быстрый рост промышленности, строятся паровые мельницы и маслобойные заводы. Город становится крупным центром хлебной торговли и мукомолья. Саратов XIX века не только житница, но и "соляные ворота" России, центр маслобойной промышленности и рыболовного промысла. История привела в Саратов представителей многих европейских национальностей: англичан, французов, бельгийцев, немцев. Последние образовали здесь центр немцев Поволжья. Город занимал первое место среди провинций России по привлечению иностранного капитала в промышленность, количеству представительств иностранных банков. Посредством западных инвестиций были построены в 90-х гг. XIX века гиганты тяжелой промышленности: чугунолитейные, металлообрабатывающие, завод нефтяных двигателей, гвоздильно-проволочные, сталелитейные и судостроительные заводы. С помощью бельгийского трамвайного общества в Саратове впервые в России был пущен трамвай.